Данное пособие предназначено для педагогических работников: воспитателей ДОУ, педагогов – психологов, логопедов, студентов обучающихся по специальности 050144 «Дошкольное образование» и всех интересующихся современными проблемами и тенденциями дошкольного образования. В пособии представлен материал по организации работы, направленной на преодоление застенчивости детей шестого года жизни, посредствам арт-терапии. Пособие также содержит серию игр песочной терапии, серию коррекционно-развивающих занятий с включением пластилинографии, пальчиковых игр, психогимнастических этюдов, музыкотерапии и изотерапии.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Список использованных источников.
  5. Приложения.

Введение

Изучение психологической природы застенчивости в дошкольном возрасте и специфики ее проявления, причин и факторов ее обусловливающих, приобретает все большее значение в современном мире.

Застенчивость рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий, стрессов, астенических состояний, фобических расстройств и т.д. Факты свидетельствуют об увеличении числа детей, испытывающих сильные эмоциональные переживания.

Проблемой изучения застенчивости занимались, как отечественные, так и западные ученые: Л.Н. Галигузова, Л.Д. Лебедева, Е.И. Гаспарова, Ю.М. Орлова, А.А. Захаров, Я. Копчак, В. Штерн, Ф. Зимбардо, Д.Б. Уотсон, Д. Болдуин, К. Гросс, К.Г. Юнг, К. Изард.

Психологи определяют застенчивость, как свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности поведения, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал.

Причинами проявления застенчивости могут стать неуверенность ребенка в себе, отсутствие внимания со стороны взрослых, произошедшие негативные события, нахождение в незнакомых ситуациях.

Для застенчивого ребенка характерно смущение, неловкость, учащение пульса, сильное сердцебиение, страх, нежелание вступать в беседу, затруднение контакта глаз, безынициативность, избегание людей, заниженная самооценка, тревожность, отсутствие коммуникативных навыков общения, ощущение неудачи, поражения, отсутствие доверия.

Застенчивость затрудняет адаптацию ребенка в обществе, приводит к замкнутости и одиночеству, поэтому важно использовать разнообразные способы коррекции застенчивости детей на самых ранних этапах дошкольного детства, чтобы предупредить появление отрицательных последствий. В психологии выделяют разнообразные формы коррекции застенчивости: психологические этюды, психогимнастика, релаксационные упражнения, игры-пантомимы, арт-терапия, сказкотерапия. Современные психологи одним из основных средств коррекции застенчивости детей считают арт-терапию.

Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Психологи указывают на то, что техники арт-терапии дают возможность относительно безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление внешним изменениям.

Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше ребенок умеет выражать себя, указывают современные психологи, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

В отличие от многих коррекционно-развивающих направлений, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с застенчивыми детьми, которые не всегда могут выразить словами свое эмоциональное состояние, трудность, проблему. Находясь в творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сферах. Арт-терапевтическая коррекция способствует раскрытию ребенком своего «Я», что также приводит к позитивным результатам психологической помощи.

Новизна исследования состоит в разработке системы коррекционно-развивающих занятий с использованием арт-терапевтических форм и направлений, серии арт-терапевтических игр, нацеленных на коррекцию застенчивости детей шестого года жизни.

Практической значимостью исследования является предложенная система работы, которая может быть использована в практике работы педагога ДОУ. В данном исследовании использовались следующие методы: апробирование форм и направлений арт-терапии, психодиагностика детей шестого года жизни с целью выявления признаков застенчивости, психолого-педагогический эксперимент с целью апробации методики коррекции застенчивости посредством коррекционно - развивающей работы, психопросвещение для педагогов ДОУ и родителей.

Основная часть

С целью преодоления детской застенчивости в дошкольном образовательном учреждении может быть организована система работы «Семицветик» с детьми шестого года жизни. Цель работы - определение влияния арт-терапевтических техник на преодоление застенчивости детей шестого года жизни; повышение психолого-педагогической информированности педагогов и родителей по проблеме коррекции застенчивости детей шестого года жизни с помощью арт-терапии.

С целью выявления признаков застенчивости у детей можно использовать следующий психодиагностический инструментарий.

1.1 Первой методикой является методика исследования самооценки «Лесенка». Целью данной методики является: выявление уровня самооценки детей шестого года жизни.

Стимульный материал теста «Лесенка»: рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребёнка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Проведение теста: ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов: прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети.

1.2 Следующей методикой является рисуночный тест «Несуществующее животное». Его цель: выявление наличия тревожности, заниженной самооценки, низкого уровня развития коммуникативных навыков у детей шестого года жизни.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Важно объяснить ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлечь его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Для выявления тревожности будет необходимо рассмотреть рисунки детей. Так признаками тревожности в рисунках детей может быть наличие защитных элементов (шипы, панцирь), жирные с нажимом линии, крупные глаз у животного. Признаками низкой самооценки будут являться: расположение рисунка в нижней части листа, особенно в нижнем левом углу, опущенный вниз хвост. Об отсутствие коммуникативных навыков у детей можно судить по зубастому животному, открытому рту, без прорисовки губ и языка, особенно если рот заштрихован.

1.3 Третья методика, которая может быть проведена – это методика «Признаки тревожности».

Цель: выявить признаки тревожности у детей.

Инструкция: пронаблюдав за ребенком, отметить характерные для него личностные проявления, суммировать их.

Критерии наблюдения:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других и т.д.

Интерпретация результатов: суммируйте количество «плюсов», чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность - 15-20 баллов.

Средняя - 7-14 баллов.

Низкая - 1-6 баллов.

1.4 Следующим этапом будет являться проведение анкетирования для родителей по вопросу: «Если ребёнок когда - либо испытывал чувство застенчивости, как это проявлялось в его поведении?». Цель анкетирования: выяснить, считают ли родители своего ребенка застенчивым, и как проявляется застенчивость детей в домашних условиях.

Данная методика включает в себя критерии застенчивости, на которые родители должны ответить либо положительно, либо отрицательно. После чего родители будет предложен ряд вопросов, ответив на которые они смогут сами определить, застенчив их ребенок или нет.

Основными направлениями работы экспериментальной группы

является:

1. Работа с детьми. Направления работы:

1.1 Серия игр песочной терапии.

Цель: коррекция и развитие коммуникативных навыков детей, их эмоционально-волевой сферы, сенсорики.

1.2 Серия коррекционно – развивающих занятий с включением пальчиковых игр и упражнений, изотерапии и психогимнастических этюдов.

Цель: формировать умения у детей проявлять различные эмоциональные состояния; развивать психомоторный компонент; развивать творческие навыки в сопоставление различных эмоций, выражающих состояние животных человека; воспитывать чувство взаимопощи.

1.3 Серия коррекционно-развивающих занятий с включением пластилинографии.

Цель: учить детей планировать и доводить свою работу до конца, работать в сотворчестве, рисовать в нетрадиционной технике пластилином; развивать способности к сюжетосложению и композиции, самостоятельность, уверенность в своих силах, индивидуальность; воспитывать художественный вкус, нравственные качества, доброту.

1.4 Серия арт-терапевтических упражнений с включением музыкотерапии и изотерапии.

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие воображения, коммуникативных навыков; стимулирование двигательной активности, развитие воображения, совместной деятельности детей.

2. Работа с родителями, с целью повышения уровня психологической информированности по проблеме коррекции застенчивости детей шестого года жизни методами арт-терапии.

Приложение 2.2 Серия папок – передвижек для родителей

1. Папка-передвижка «Застенчивый ребенок»

2. Папка-передвижка «Использование элементов арт-терапии во взаимодействии с ребенком»

3. Папка-передвижка для родителей «Арт-терапия для вашего ребенка»

4. Папка-передвижка «Применение методов арт-терапии с детьми дошкольного возраста»

Приложение 2.3 Серия ширм для родителей

1. Ширма для родителей «Зачем родителям арт-терапия?»

2. Ширма для родителей «Как же помочь застенчивому ребенку?»

3. Ширма для родителей «Влияние арт-терапии на развитие детей шестого года жизни»

Приложение 2.4 Семинар-практикум для родителей на тему: «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость?»

Приложение 2.5 Серия консультаций для родителей

1. Консультация для родителей «Методика проведения изотерапии с детьми».

2. Консультация для родителей «Арт-терапия и дошкольники».

3. Консультация для родителей «Как проявляется застенчивость у детей шестого года жизни».

4. Консультация для родителей «Пути решения проблемы застенчивости ребенка».

3. Работа с педагогами ДОУ, с целью повышения уровня психологической информированности по проблеме коррекции застенчивости детей шестого года жизни методами арт-терапии.

Приложение 3.1 Серия электронных консультаций для педагогов ДОУ

1. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста методами музыкотерапии и мандалатерапии»

2. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Чудеса арт-терапии»

3. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии»

4. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Что такое арт-терапия?»

5. Электронная консультация для педагогов ДОУ «Застенчивый и тревожный ребенок»

Приложение 3.2 Серия консультаций для педагогов ДОУ

1. «Условия подбора техник и приемов создания изображений»

2. «Требования к организации песочной терапии»

3. «Этапы изготовления светового песочного стола»

4. «Пластилинография - техника рисования пластилином»

5. «Песочная терапия в детском саду»

6. «Поведение педагога с застенчивыми детьми»

Приложение 3.3 Круглый стол для педагогов ДОУ на тему: «Использование арт-терапии для создания психологического комфорта у участников образовательного процесса»

Приложение 3.4 Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Арт-терапия в работе с дошкольниками»

Приложение 3.5 Каталог сайтов по изучению детской застенчивости в психологии

Приложение 3.6 Электронный каталог специальной литературы по работе с застенчивыми детьми

Для налаживания контакта с детьми будет организована специальная работа, включающая следующие приемы:

1. Коммуникативные игры («Поймай взгляд», «Звериное пианино», «Игла - нитка»);

2. Игровые проблемные ситуации («Почему так?», «Путешествие семьи», «Да и нет», «Рецепт приготовления друга»);

3. Релаксационные упражнения («Радуга», «Разноцветное настроение», «Радостная песенка», «В краю хорошего настроения»).

Заключение

Изучение психолого-педагогической литературы в ракурсе данного исследования позволяет сделать следующий вывод: проблема застенчивости широко рассматривается в трудах как отечественных, так и западных психологов: Д. Болдуина, Ф. Зимбардо, К. Изарда, Д.Б. Уотсона, В. Штерна, Н. Уэбстера, Е.И. Гаспаровой, А.А. Захарова, Я. Корчака, Ю.М. Орлова, Т.О. Смолевой и др.

Застенчивость в современных исследованиях трактуется как – свойство личности, характеризующееся отсутствием свободы общения, наличием внутренней скованности повеления, не позволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностный потенциал.

Современные психологи характеризуют застенчивого дошкольника, как осторожного в своих поступках, болезненно робкого, недоверчивого.

В данном исследовании, под застенчивостью понимается свойство личности, формирующееся при определенных условиях воспитания и характеризующееся отсутствием свободы общения, затруднениями в речи, необоснованной молчаливостью, скованностью, проявляющейся в смущение. Застенчивость – состояние стеснения в присутствие других людей.

Психологи утверждают, что причинами застенчивости в дошкольном детстве могут быть как врожденно-генетические, так и приобретенные. К основным приобретенным причинам застенчивости относят: ранее произошедшие отрицательные события, отсутствие коммуникативных навыков общения, социальную тревогу, незнакомую обстановку, страх, оказание в центре внимания и т.д.

Таким образом, застенчивость - это результат воспитания, возникающий и закрепляющийся в определенный момент при взаимодействии детей с другими людьми.

Проявляться застенчивость может как в виде физиологических проявлений, так и во внутренних конфликтах, нарушениях мыслительных процессов. Так к признакам застенчивости у дошкольников, можно отнести: смущение, неловкость, тревожность, учащение пульса, сильное сердцебиение, страх, нежелание вступать в беседу, затруднение контакта глаз, безынициативность, избегание людей и т.д.

Психологи отмечают, что у застенчивых детей наблюдается заниженная самооценка, тревожность, а также отсутствие коммуникативных навыков. Одна из основных задач работы с такими детьми - коррекция и развитие посредством арт-терапии.

Так, проблема коррекции застенчивости посредством арт-терапии содержится в трудах отечественных и зарубежных психологов: К.Г. Юнга, Г.Л. Лэндрет, И.В. Дубровиной, Т.Д. Марцинковской, В. Оклепдера,

Р.С. Немова, А.В. Авериной, А.А. Осиповой, Ю.М. Орлов и др. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития, связанный с художественным творчеством.

Психологические исследования показали, что, соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок избавляется от тревожности, приобретает коммуникативные навыки, повышает свою самооценку и раскрывает свой внутренний мир.

Современные психотерапевты выделяют следующие формы арт-терапии: спонтанное рисование, ассоциативное рисование, рисование чувств рисование музыки. Также выделяются и арт-терапевтические направления: пластилинография, пескотерапия, музыкотерапия.

Организация экспериментального исследования включала в себя, проведение психодиагностического обследование дошкольников используя методики: «Лесенка», «Признаки тревожного ребенка», «Несуществующее животное». Из полученных результатов исследования видно, что застенчивость, которая определялась тремя критериями: уровень тревожности, самооценка и уровень развития коммуникативных навыков, характеризовалась мнением родителей о ребенке «Мама так сказала».

Причинами застенчивости ребенка также можно считать авторитет родителей, невнимательность родителей к тревожащим проблемам ребенка, незнание их основ педагогики. Наблюдение за группой испытуемых показало, что застенчивость проявляется в стрессовых ситуациях – при ответах на вопрос взрослых, при участие в игре в главной роли и др.

Таким образом, застенчивость – психологическое состояние, тревожащее многих дошкольников. Для таких детей характерна заниженная самооценка, высокий уровень тревожности, отсутствие коммуникативных навыков.

Список использованных источников

  1. Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2009. - 336 с.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-езд. - М.: Инфрв-М, 2003. – 578с.
  3. Бреслав Г.А. Цветопсихология и цветолечение для всех / Г.А. Бреслав – СПб.: Питер, 2005. – 336с.
  4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М.Е. Бурно - М.: Медицина, 2010. – 196с.
  5. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2009. – 416с.
  6. Веракса Н.Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка- дошкольника: пособие для педагогов дошкольных учреждений /Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 114с.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский, В.И. Гарбузова; Под ред. А.Н. Леонтьева. - М.: Искусство, 1968. – 675с.
  8. Гаспарова Е.И. Развитие социальной уверенности дошкольников / Е.И. гаспарова, Ю.М. Орлов, Н. Нарицын; Под ред. В.А. Безруких. – 3-е ихд., стереотип. – М.: Академия 2010. – 267с.
  9. Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – 430с.
  10. Детская психология. Учебник для вузов/ под ред. Е. О. Смирнова - М.: ВЛАДОС, 2008.- 366 с.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сказкотерапия-терапия образом / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева// Психологическая газета. – 2000. - №6. – С.18 – 19.
  12. Зимбардо Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Просвещения, 1991. –560с.
  13. Карвасарский Б.Д. Арт-терапия/ Б.Д. Карвасарский // Психологическая энциклопедия/ под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2012. - С.52 - 58.
  14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: рук. для дет. психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. - СПб.: Речь, 2009. - 158 с.
  15. Копытин А.И. Системная арт-терапия / А.И. Копытин. – СПб.: Питер, 2001. – 208с.
  16. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин - СПб.: Питер, 2012. – 155с.
  17. Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством / С. Коган. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 144с.
  18. Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие./ А.И.Кравченко. - М.: Проспект, 2009. - 432с.
  19. Кроль В.М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. Вузов / В.М. Кроль - М.: Высшая школа, 2011. – 576с.
  20. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб.: Речь, 2009. - с. 54.
  21. Лебедева Л.Д. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии / Л.Д. Лебедева, Ю.В. Никонорова, Н.А. Тараканова. - СПб.: Речь, 2006. – 346с.
  22. Лютова Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000.- 320с.
  23. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Речь, 2007. – 56с.
  24. Медведева Е.А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2011. – 346с.
  25. Назарова Л.Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова. - СПб, Речь, 2012. – 336.
  26. Немов Р.С. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 640с.
  27. Оксфордский толковый словарь английского языка / Oxford University Press. – Изд.: Oxford University Press, 2003. – 828с.
  28. Осипова А.А. Общая психокоррекция / А.А Осипова. – М.: Академия, 2010. – 190с.
  29. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспиров. - Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448с.
  30. Петровский В.А. Концепция дошкольного воспитания / В.А. Петровский, А.Г. Асмолов; Под ред. В.В. Давыдова. М.: Академия, 1988. – 67с.
  31. Реан А.А. Психология и педагогика: учебник./ А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2001.- 432с.
  32. Русский толковый словарь / Е.Л. Лопатина. – 3-изд. – М.: Рус. Яз. – ЭКСМО, 1994. – 834с.
  33. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 122 с.
  34. Тарасова Е.Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод. Пособие / Е.Г. Тарасова. - Тамбов: ТОИПКРО, 2010. - с. 12.
  35. Хрестоматия по психологии / под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001. – 192с.

Полную версию работы с приложениями можно .

В новом пособии профессора Ильина подробно изложены все основные вопросы психологии страха. Тема раскрыта максимально полно. Особое внимание уделено многообразным разновидностям и проявлениям страха. В конце книги приведены подробный список литературы, полный список фобий, а также многочисленные методики изучения страха.

Книга ориентирована на преподавателей, студентов, а также представителей различных специальностей – психологов, педагогов, врачей, спортивных тренеров, работников силовых ведомств, сотрудников МЧС.

Допущено Учебно-методическим объединением по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ в качестве учебного пособия для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01/44.04.01 «Педагогическое образование».

Инструкция. Этот опросник содержит ряд высказываний об определенных мыслях, чувствах и представлениях, касающихся тех или иных событий в вашей жизни, которые вам более или менее присущи и проявляются в той или иной степени. В каждом случае вы должны ответить, в какой степени, с какой частотой к вам относятся соответствующие мысли, чувства и представления: а) крайне редко, б) иногда, в) очень часто.

Не нужно долго обдумывать ответы. В этом опроснике не существует правильных и неправильных ответов. В гораздо большей степени интересно ваше личное мнение.

Текст опросника

1. На собраниях и в компаниях я предпочитаю держаться в стороне.

2. Я неуверенный в себе человек.

3. Мне кажется, что некоторые люди не замечают или избегают меня, не знаю почему.

4. Я слегка теряюсь, неожиданно оказавшись в центре внимания.

5. Мне кажется, что меня мало кто уважает по-настоящему.

6. Когда приходит время для осуществления того, что я заранее планировал и ждал, я чувствую себя не в состоянии это сделать.

7. Я рад присоединиться к большой компании, например встретиться вечером с друзьями, пойти на танцы, принять участие в интересном общественном мероприятии.

8. Я испытываю чувство внезапного страха или неопределенного беспокойства, сам не зная от чего.

9. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

10. Мне трудно поддерживать разговор с человеком, с которым я только что познакомился.

11. В различных публичных ситуациях я испытываю волнение, похожее на то, которое испытывает человек перед выходом на сцену.

12. У меня, безусловно, меньше друзей, чем у большинства людей.

13. Я считаю себя очень общительным (открытым) человеком.

14. Я постоянно чем-нибудь тревожусь.

15. Случалось, что я остро ненавидел себя.

16. У меня достаточно способностей и энергии, чтобы воплотить в жизнь задуманное.

17. Я бываю робким.

18. В глубине души я считаю себя слабаком.

19. Я бываю скромным.

20. Мне определенно не хватает уверенности в себе.

21. Я охотно подчиняюсь.

22. Я слишком застенчив.

23. Даже находясь в обществе, я чувствую себя одиноко.

24. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.

25. Я кроткий.

26. Бывает, у меня возникает предчувствие, что меня ожидает какое-то наказание, даже если я не сделал ничего дурного.

27. У меня бывает чувство, как будто я сделал что-то неправильное или нехорошее.

28. Находясь в небольшой группе людей, я довольствуюсь тем, что держусь в стороне и по большей части предоставляю говорить другим.

29. Когда меня несправедливо критикуют за то, в чем я не виноват, я все же чувствую себя немного виноватым.

30. Я – человек стыдливый.

Ключ к опроснику. Присвоить 2 балла за ответы категории «а» на вопросы № 7, 13, 16; за все остальные ответы этой категории присвоить по 0 баллов. Присвоить 1 балл за каждый ответ категории «б». Присвоить по 0 баллов за ответы категории «в» на вопросы № 7, 13, 16; за все остальные ответы этой категории присвоить по 2 балла.

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений. Американский психолог Ф. Зимбардо выделил ряд обусловленных застенчивостью трудностей, которые возникают в межличностных отношениях взрослых. Среди них такие, как затруднения при знакомстве с людьми, возникающие отрицательные эмоциональные состояния в ходе общения, трудности в выражении своего мнения, излишняя сдержанность, неудачное предъявление себя, затрудняющее адекватную оценку застенчивого человека другими людьми, чрезмерная сосредоточенность на себе и др.

Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что среди американских студентов от 18 лет до 21 года 42% считают себя застенчивыми, а с учетом тех, кто преодолел в себе это качество, число застенчивых людей повышается до 73%. Полученные данные свидетельствуют о чрезвычайной распространенности этого качества и озабоченности застенчивых людей возникающими у них трудностями взаимоотношений с окружающими. Данная проблема уходит своими корнями в детство. В чем кроются причины застенчивости, какова ее природа?

В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Так, психоанализ видит в ней симптом неудовлетворенного эдипова комплекса, бихевиоризм — приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я. Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим.

Несмотря на наличие достаточно обширной литературы по этой проблеме, обсуждение ее чаще всего носит умозрительный характер и не опирается на конкретные исследования. Сегодня можно констатировать, что многие вопросы внутри этой проблемы остаются открытыми. Так, пока еще не ясна специфика взаимоотношений застенчивого ребенка с другими людьми, нет описания феномена застенчивости, охватывающего наиболее значимые для ребенка стороны его жизни, не выяснена структура его образа Я, их динамика в период дошкольного детства. Эти проблемы и были поставлены в центр экспериментального лонгитюдного исследования, которое проводилось с детьми дошкольного возраста.

Застенчивость рассматривается в данной работе как один из видов амбивалентного отношения ребенка к другим людям и к самому себе, которое проявляется в общении и в межличностных отношениях.

Критерии отбора испытуемых. Работа с индивидуальными вариантами развития требует прежде всего выделения критериев составления выборок испытуемых. Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мы выделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. В него вошли следующие показатели:

  1. локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения — удаления, чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми людьми;
  2. эмоциональный дискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения с посторонними, а иногда и со знакомыми взрослыми;
  3. боязнь любых публичных выступлений, в том числе на занятиях;
  4. избирательность в контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми взрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.

На основании этих показателей были составлены две анкеты: для родителей и для воспитателей. Анкеты для родителей включали вопросы о характере взаимоотношений в семье, предпочтениях в общении, ситуациях, вызывающих застенчивое поведение ребенка, о симптомах этого поведения и пр. Воспитателям задавались вопросы об успехах детей в разных видах деятельности, особенностях контактов с близкими и посторонними взрослыми, о поведении на занятиях и в ходе публичных выступлений. В анкетировании участвовали родители 45 дошкольников и воспитатели тех групп детского сада, которые посещали дети.

Помимо анкетирования взрослых со всеми детьми проводилась предварительная «проба на застенчивость». С этой целью организовывалась ситуация «подзывания», в которой незнакомый ребенку взрослый просил подойти к нему. Проба проводилась во время свободной игры детей в группе детского сада. В этой ситуации фиксировались выделенные выше особенности поведения.

Все эксперименты проводились в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

По результатам анкетирования взрослых и предварительной пробы были составлены две выборки, в которые вошли 15 застенчивых и 15 незастенчивых дошкольников.

Все испытуемые участвовали в лонгитюдном исследовании на протяжении четырех лет. В качестве постороннего взрослого выступал экспериментатор.

Первый вопрос, который был поставлен в работе, касался выявления особенностей общения застенчивых детей со взрослым, так как именно в этой сфере закладываются основы межличностных взаимоотношений ребенка с другими людьми.

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВЫХ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМ

Поставленная задача решалась в контексте разработанных М. И. Лисиной представлений о генезисе общения детей со взрослыми как о смене его форм — интегральных, целостных образований, характеризующих уровни развития коммуникативной деятельности. Первым в онтогенезе появляется ситуативно-личностное общение, на его основе в раннем возрасте складывается ситуативно-деловое общение (СДО), а затем, на протяжении дошкольного возраста, складываются более сложные формы общения: внеситуативно-познавательная (ВПО) и внеситуативно-личностная (ВЛО).

Ни одна из этих форм не исчезает, меняется лишь их значимость для ребенка, их место в его жизнедеятельности. В качестве важнейших параметров форм общения выступают содержание потребности ребенка, которая удовлетворяется в той или иной форме общения, ведущие мотивы, побуждающие его к определенному типу общения, и соответствующие им средства коммуникации.

Исходя из положений теории генезиса общения, в качестве центрального объекта изучения были выделены особенности взаимодействия застенчивых дошкольников в указанных формах общения.

Методика эксперимента включала три серии опытов. В первой серии взрослый предлагал ребенку совместную предметную деятельность: сборку конструктора, лего, мозаики (СДО); во второй — рассматривание и обсуждение книг познавательного содержания (ВПО); в третьей — беседу на личностные темы (ВЛО). Поведение ребенка в каждой форме общения регистрировалось по двенадцати параметрам, представленным в табл. 1.

Помимо этого проводилось еще несколько проб. Одна из них была направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребенку. Для этого экспериментатор просил его сделать рисунок на листе губной помадой.

Другая ситуация выявляла способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. Эта ситуация называлась «Море и корабль». В ней взрослый организовывал игру-драматизацию, в которой ребенок выступал в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма.

Полученные данные подвергались количественному и качественному анализу. Статистическая обработка проводилась по критерию Уилкоксона или Манна-Уитни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Во всех экспериментальных сериях, независимо от их содержания, у застенчивых детей были обнаружены выделенные выше общие симптомы застенчивого поведения. Эксперименты позволили расширить его феноменологию и выделить ряд дополнительных признаков застенчивости. Так, застенчивые дети оказались менее инициативными, чем их незастенчивые ровесники; часто испытывали робость, смущение от внимания взрослого, его оценки, независимо от ее характера; избегали взглядов в глаза; проявляли двигательное беспокойство; гораздо реже и менее развернуто обращались к взрослому или отвечали на его вопросы; большинство их инициативных и ответных действий были окрашены амбивалентными эмоциями.

Действуя в совокупности, эти симптомы нарушали естественный ход общения, его диалогический характер. Отличительной особенностью общения застенчивого ребенка была прерывистость, цикличность протекания. Вот пример поведения застенчивого ребенка в ситуативно-деловом общении.

Ира Г., 4,5 лет. Девочка с удовольствием согласилась поиграть со взрослым, однако, усевшись за столик, смущенно улыбнулась и начала теребить платье. Через несколько секунд она робко дотронулась до игрушки и вопросительно взглянула на экспериментатора, не решаясь что-то сказать или спросить. После поддержки взрослого Ира начала сама собирать лего, поглядывая на образец. На протяжении всей сборки она ни разу не обратилась за помощью, а в случаях затруднения лишь бросала робкие вопросительные взгляды на взрослого. На предложения помочь или вместе собрать игрушку Ира кивала головой, замирала и ждала инициативы экспериментатора. Его одобрение она встречала внешне спокойно, но начинала действовать быстрее, увереннее. Замечания вызывали у нее явное смущение. Девочка либо прекращала деятельность и молча смотрела в стол, либо замедляла ее, исподлобья смущенно поглядывая на взрослого. На вопросы отвечала медленно, односложно, очень тихо, не поднимая головы, теребя платье или дергая себя за волосы. Собрав фигурку вместе со взрослым, Ира вновь опустила голову и замерла в неподвижной позе. В ответ на похвалу она облегченно вздохнула, смущенно поежилась, улыбнулась и принялась теребить свои колготки.

В табл. 1 представлены обобщенные данные о различиях в параметрах форм общения у застенчивых и незастенчивых детей.

Таблица 1

Различия в параметрах трех форм общения (СДО, ВПО, ВЛО) у застенчивых и незастенчивых детей в целом по выборке испытуемых

Параметры форм общения

Значимость различий

4-й год жизни

5-й год жизни

6-й год жизни

7-й год жизни

Инициативность

Чувствительность к воздействиям взрослого

Умение развить ситуацию общения

Умение действовать по образцу

Эмоциональная окраска действий

Отношение к похвале за результат деятельности (только в СДО)

Отношение к отрицательной оценке (в СДО и ВПО)

Уровень речевого общения

Зрительный контакт

Двигательное состояние

Переживание успеха в деятельности (в СДО)

Переживание неуспеха в деятельности (в СДО)

Примечание. Знак «+» означает, что различия значимы, знак «-» - незначимы.

Как следует из табл. 1, почти по всем параметрам выявлены статистически значимые различия между двумя выборками детей.

Ситуация «губная помада» показала, что большинство застенчивых детей испытывали особую робость и смущение тогда, когда им предлагалась деятельность, заведомо не одобряемая взрослыми. Сформированный внутренний запрет, боязнь отрицательной оценки иногда буквально парализовали ребенка, вызывали у него гамму амбивалентных эмоций. В этой ситуации дети как будто ждали подвоха, испуганно и смущенно отказывались даже дотронуться до губной помады, прятали руки за спину, испуганно произносили: «Я не могу», «Я не умею», «Я не хочу». Даже после того, как взрослый сам делал на глазах у ребенка рисунок, он отказывался рисовать, просил дать ему карандаши, говорил: «Я дома так не делаю», «Я испачкаюсь».

Если ребенок все же преодолевал свою скованность и начинал рисовать, то делал это осторожно, робко, смущенно поглядывая на экспериментатора. Незастенчивые дети в такой ситуации весело смеялись, воспринимая ее как игру, рисовали охотно, уверенно и смело.

Не меньшее смущение вызывала у застенчивых дошкольников и необходимость проявить себя в игре «Море и корабль». Вот типичное поведение застенчивого ребенка в данной ситуации.

Сережа К., 6 лет. С интересом выслушав правила совместной игры, Сережа взялся со взрослым за руки, но его поза и движения свидетельствовали о внутреннем напряжении и скованности. Изображая вместе со взрослым шум моря и плеск волн, мальчик испытывал одновременно и удовольствие, и смущение. Когда подошла его очередь сыграть роль капитана, Сережа замер на месте, шевеля губами и пытаясь произнести нужные слова, но так и не смог пересилить себя, смущенно-виновато глядя на экспериментатора.

На повторную просьбу взрослого остановить бушующее море, Сережа, чуть не плача, начал высвобождать свои руки из рук экспериментатора, отчаянно повторяя «Я не могу».

Таблица 2

Число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения (% от общего числа испытуемых)

Формы общения

4-й год жизни

5-й год жизни

6-й год жизни

7-й год жизни

Наблюдения показали, что и в процессе бесед на личностные темы, когда застенчивый ребенок сталкивается с необходимостью проявить свои желания, чувства, он начинает вести себя особенно сдержанно, испытывает большое внутреннее напряжение.

Лонгитюдный эксперимент позволил выявить возрастные особенности застенчивости у дошкольников. Оказалось, что она является стабильным феноменом. Практически все дети, которые вели себя застенчиво в три года, сохранили это качество до семи лет. Вместе с тем в наших опытах обнаружилась неоднородность проявления застенчивости в разные возрастные периоды детства. Слабее всего она проявлялась в младшем дошкольном возрасте, резко возрастала на пятом году жизни, несколько снижалась к шести и значительно сокращалась к семи годам.

При этом на пятом году жизни в наибольшей степени нивелировались индивидуальные различия между детьми. Усиление застенчивости в этот период имело характер возрастного феномена. Количественный и качественный анализ показал, что выраженность застенчивости очевидным образом связана с периодом становления и с содержанием форм общения ребенка со взрослым. Это подтверждается следующими данными.

1. С возрастом увеличилось число детей, которые проявляли застенчивость в разных формах общения. Эти данные отражены в табл. 2.

Из табл. 2 следует, что в младшем дошкольном возрасте застенчивое поведение чаще всего проявлялось в ситуативно-деловом и внеситуативно-познавательном общении (29%) и намного реже — во внеситуативно-личностном общении (9%). С возрастом число детей, проявивших застенчивость в разных формах общения, резко возросло (до 68%) на пятом-шестом годах жизни и постепенно сократилось и стабилизировалось во всех формах общения к семи годам.

При этом обнаружилась тенденция к распространению застенчивости на все формы общения в целом (т. е. если ребенок четвертого года жизни проявлял застенчивость только в одной форме общения, то после четырех-пяти лет он начинал вести себя застенчиво и при других формах. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивое поведение проявляется в наиболее значимых для ребенка сферах общения.

2. Степень выраженности застенчивости оказалась связанной и с содержанием той или иной формы общения. В наибольшей степени она проявлялась в тех сферах жизни ребенка, которые находились в стадии становления. Так, на пятом году жизни, в период интенсивного формирования внеситуативно-познавательного и зарождения внеситуативно-личностного общения, всплеск застенчивости наблюдался именно в этих формах (в ВПО она повысилась в 30 раз, а в ВЛО превышала показатели всех других форм общения), а по мере их становления застенчивость ослаблялась, хотя и не исчезала совсем.

Исключение составило ситуативно-деловое общение. К семи годам застенчивость проявлялась в нем ярче, чем в других формах общения. Это происходило за счет особого отношения ребенка к результативной стороне предметной деятельности и отношения к оценке, которые с возрастом становились все более важными для него. На обсуждении этого вопроса мы остановимся чуть позже.

Итак, эксперименты показали, что застенчивость проявляется преимущественно в значимых для ребенка ситуациях общения со взрослым даже тогда, когда оно имеет явно игровой характер. Что кроется за застенчивым поведением? Можно ли выделить единое основание для его объяснения?

Для ответа на этот вопрос полученные данные были проанализированы с точки зрения возможных причин застенчивости. Выделение из экспериментальных ситуаций отдельных «эпизодов застенчивости» позволило определить смысловое ядро каждого из них. В результате такого анализа были выделены четыре основные причины застенчивого поведения.

Первая — и наиболее распространенная причина — отношение ребенка к оценке взрослым (как реальной, так и ожидаемой) его деятельности в целом или отдельных действий. У застенчивых детей наблюдается обостренное восприятие и ожидание оценки. Приведем пример.

Катя П., 4 года. Собирая из кубиков фигурку по образцу, девочка действовала очень осторожно, исподлобья напряженно поглядывая на экспериментатора. Иногда тихо и робко спрашивала. «Так?» В ответ на порицание Катя опускала голову, смотрела в пол, теребила колготки. Предложение помощи девочка встретила охотно, облегченно вздохнула и продолжила сборку вместе со взрослым. Удача вдохновила и успокоила ее, но малейшее замечание экспериментатора замедляло деятельность и вызывало новый всплеск робости и смущения. Закончив сборку, Катя слабо и неуверенно улыбнулась взрослому, напряженно ожидая его оценки. Получив похвалу, снова облегченно вздохнула и радостно кивнула головой.

Отношение к оценке имеет свою возрастную специфику. В то время, как маленькие дети остро и аффективно реагируют на отрицательную оценку, а в ответ на положительную выражают удовольствие, с возрастом у них формируется парадоксальное отношение к похвале взрослого: его одобрение начинает вызывать амбивалентное чувство радости и смущения.

Вторая причина — собственное отношение ребенка к своим конкретным действиям вне зависимости от оценок взрослого. Ребенок ведет себя застенчиво в ситуациях ожидания неуспеха в деятельности. В случае затруднения он робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, смущенно улыбается, ежится и тихо произносит: «Не получается». Так же, как и в предыдущем случае, смущение может проявляться и при успешном решении задачи. Быстро выполнив задание, ребенок со смешанным чувством гордости и смущения смотрит на взрослого и произносит: «Все, собрал».

Обе выделенные области, как правило, «идут рука об руку»: ребенок одновременно не уверен и в правильности своих действий, и в положительной оценке взрослого. Это ярко проявляется в новых для ребенка ситуациях, страх перед всем новым вообще характерен для застенчивых детей.

Третья причина — общая самооценка ребенка, которая отражается в его неуверенности в положительном отношении к нему взрослого, в одновременном желании и боязни привлечь к себе его внимание, выделиться из группы сверстников, а в целом — оказаться в центре внимания. Эта особенность ярко проявляется в ситуациях встречи взрослого с ребенком, а также в начале любой совместной деятельности. Приведем пример.

Дима С., 3 года. Играет с машинкой рядом со сверстниками в групповой комнате. При появлении взрослого он внимательно посмотрел на него, но встретив его взгляд, смущенно отвернулся. Взрослый попросил мальчика подойти к нему. Дима улыбнулся, быстро встал, сделал несколько шагов навстречу, остановился и начал смущенно топтаться на месте, вертя в руках машинку. Некоторое время он нерешительно поглядывал на взрослого. Когда тот повторно подозвал ребенка, Дима вновь сделал два шага, затем двинулся вперед, выбирая обходную траекторию вокруг столов, подошел и остановился в нескольких шагах от взрослого, снова отошел, затем побежал в туалет, вышел из него, издали вопросительно посмотрел на взрослого. Подошел к нему только после того, как его подозвали в четвертый раз, встал рядом и смущенно поглядывая в глаза, принялся накручивать на палец волосы.

Четвертая причина «примыкает» к третьей и отражает особую, характерную для застенчивых детей потребность оградить внутреннее пространство своей личности от постороннего вмешательства. Эта потребность действует одновременно с доброжелательным отношением ребенка ко взрослому, желанием общаться с ним. У пяти-шестилетних детей в разных вариантах внеситуативно-личностного общения такая причина застенчивости встречается чаще всего. Данная форма общения включала в эксперименте два варианта: беседу о ребенке и рассказ взрослого о себе. Оказалось, что застенчивость проявлялась преимущественно в первом варианте беседы, где внимание привлекалось к личности ребенка, в то время как в ходе беседы о другом человеке ребенок расслаблялся, с интересом слушал взрослого, внимательно и сочувственно смотрел ему в глаза, задавал вопросы.

Итак, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми связаны со сферой его собственного отношения к себе и отношения других. Какова специфика отношения к себе у застенчивых детей по сравнению с их незастенчивыми сверстниками? Для ответа на этот вопрос была проведена дополнительная серия экспериментов.

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ У ЗАСТЕНЧИВЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В концепции генезиса общения отношение ребенка к себе рассматривается через анализ его образа Я. Образ себя понимается как сложный комплекс, включающий аффективный и когнитивный компоненты. Аффективная часть образа себя представляет собой общую самооценку — целостное отношение ребенка к себе как к значимому, любимому (или незначимому и нелюбимому) существу, а когнитивная часть выражает отношение ребенка к успешности или неуспешности своего отдельного, частного действия или поступка. Таким образом, когнитивная часть образа себя относится к области представлений, знаний о себе, т. е. к познавательной сфере.

Образ себя имеет сложную архитектонику, состоящую из центра, или ядра, где рождается и функционирует общая самооценка, и периферии, куда поступают новые впечатления и знания человека о себе. Существует сложное взаимодействие этих составляющих, взаимно проникающих и корректирующих друг друга.

Образ себя у застенчивых детей изучался с помощью нескольких методических приемов.

Для выявления аффективной части образа себя использовалась методика В. Г. Щур «Лесенка». В ходе беседы с ребенком выявлялось его отношение к себе в целом и к своим отдельным качествам, а также отношение к нему со стороны других людей: родителей, воспитателей и сверстников.

Особенности конкретной самооценки изучались в процессе совместной предметной деятельности ребенка со взрослым через анализ его уровня притязаний и отношение к успеху или неудаче в деятельности.

Уровень притязаний определяется нами вслед за Л. С. Славиной как те достижения ребенка, которых он хочет добиться. Они основываются на возникшей в его предшествующем опыте определенной оценке своих возможностей, т. е. самооценке. Такая самооценка включает в себя как целостное отношение ребенка к себе, так и его представления о своих возможностях в конкретных видах деятельности, т. е. конкретную самооценку. Она и стала объектом нашего внимания.

Уровень притязаний определялся путем выбора ребенком степени трудности задания. Взрослый объяснял ребенку, что среди трех интересных игр есть легкие и трудные и спрашивал, в какую из них он хотел бы поиграть. Ребенок делал выбор, и экспериментатор предоставлял ему возможность выполнить задание, помогая добиться успеха. После того, как задание было выполнено, взрослый хвалил ребенка и предлагал выбрать новое по степени трудности. В ходе встречи ребенок делал такой выбор трижды.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

Методика «Лесенка» показала, что на протяжении всего дошкольного возраста застенчивые дети сохраняли высокую общую самооценку и этим не отличались от своих незастенчивых сверстников. Эти данные вносят коррективы в общепринятое представление о низкой самооценке застенчивого ребенка.

Вместе с тем уже в три года у застенчивых детей обнаружилась тенденция к разрыву в оценке себя самим и другими людьми. Последняя оказалась заниженной у 27% детей четвертого года жизни, у 46% — на пятом году, у 69% — на шестом году и у 75% — на седьмом. Наиболее резкие различия наблюдались в отношении оценок детей воспитателями. У незастенчивых детей такие разрывы появились лишь на шестом году жизни. Они наблюдались редко и выражались намного слабее.

Данные об уровне притязаний у застенчивых и незастенчивых детей на основании выбора ими степени трудности задания (конкретная самооценка) показали, что уровень притязаний у застенчивых детей подвержен на протяжении дошкольного возраста большим колебаниям, чем у незастенчивых. У последних он практически не менялся (оставался на уровне 33—36% выборов трудных заданий), а у застенчивых в разные периоды жизни колебался от 9 до 36%.

Самые низкие его показатели у застенчивых дошкольников были обнаружены на четвертом и на шестом годах жизни, самые высокие — на пятом и седьмом годах. В последнем из указанных периодов уровни притязаний у застенчивых и незастенчивых детей практически не различались (соответственно 33 и 36%).

Парадоксальная ситуация наблюдалась у застенчивых детей на пятом году жизни: резкое возрастание уровня притязаний в деятельности и одновременно с этим — ярко выраженные проявления застенчивого поведения. В этом возрасте застенчивый ребенок в наибольшей степени пробует свои силы, заявляет о них и в то же время больше всего смущается и робеет от собственной смелости. Полученные данные, по-видимому, свидетельствуют об особенно переживаемой застенчивым ребенком этого возраста потребности в уважении взрослого, которая интенсивно формируется именно в данный период.

Анализ предметной деятельности показал, что колебания в уровне притязаний и степень выраженности застенчивости не связаны с успешностью в деятельности.

Различий по этому параметру у застенчивых и незастенчивых детей не зафиксировано. Нередко застенчивые дети гораздо лучше справлялись с заданиями, чем их незастенчивые ровесники.

Статистически значимые различия обнаружились лишь в динамической стороне деятельности. Они проявлялись в том, что застенчивые дети были более осторожны в своих действиях, чаще замедляли темп работы в случае неудачи или отрицательной оценки, были менее настойчивы в достижении результата. Очевидно, что этот аспект деятельности связан с особенностями общения застенчивых детей со взрослыми. Неуверенность в положительной оценке взрослого переносилась этими детьми и на отношение к своим действиям.

Другим параметром конкретной самооценки выступило отношение застенчивых детей к успехам и неудачам в деятельности. Для всех застенчивых детей характерно острое и амбивалентное переживание оценки взрослого, часто парализующее как предметную деятельность, так и общение. В то время как незастенчивый ребенок в такой ситуации стремится к активному поиску ошибки и привлечению к этому поиску взрослого, застенчивый дошкольник и внутренне, и внешне сжимается от чувства вины за свою неумелость, опускает глаза и не решается обратиться за помощью.

Анализ собственного отношения застенчивых детей к успеху или неудаче в деятельности показал следующее. Если в три года в репертуаре их поведения преобладали вербальные способы признания неудачи (67% ситуаций), то к шести годам этот вид обращений постепенно сократился до 33%, сменяясь молчаливыми формами признания своего поражения (ребенок, не ожидая оценки взрослого, всем своим обликом как бы выносил себе приговор, его действия становились замедленными и нерешительными, обращения к взрослому резко сокращались, а некоторые дети вообще замыкались в себе, не отвечая на инициативу взрослого).

Таким образом, с возрастом застенчивому ребенку становилось все труднее дать отрицательную оценку своим конкретным действиям. Незастенчивые дети относились к неудаче прямо противоположно. С возрастом у них увеличивалось число прямых сообщений взрослому о своих трудностях и возрастала настойчивость в вовлечении его в совместную деятельность.

В экспериментах очень часто наблюдались парадоксальные реакции застенчивых детей как на похвалу взрослым результата их деятельности, так и на успешный ее результат в случае, когда комментарии взрослого отсутствовали. Начиная с пятого года жизни отношение ребенка к успеху становилось все более амбивалентным (от 28% случаев в четыре года до 72% в шесть лет). Ребенок знал, что он сделал правильно, но радость от успеха смешивалась у него со смущением. Успех в деятельности вызывал целую гамму чувств: радость, гордость и смущение. Как правило, на прямой вопрос взрослого: «Как ты сделал?» — дети отвечали лаконично, с колебаниями и оговорками («Хорошо, но не так уж хорошо»). Незастенчивые дети в случае успеха сообщали о нем гордо и радостно («Все сделал, ни одной ошибочки», «Все! Я говорила, что могу трудные!», «Теперь все! Смотрите! Все! Так быстро!»).

Подводя итог анализу общей и конкретной самооценки детей, следует отметить два момента.

1. У застенчивых детей обнаруживается гораздо более ярко выраженная, чем у незастенчивых дошкольников, дисгармония в общей самооценке. На протяжении всего дошкольного возраста у них сохраняется высокая самооценка и гораздо более низкая оценка с точки зрения других людей.

Ожидание ребенком критического отношения к себе со стороны взрослых во многом определяет его робость и смущение, особенно ярко проявляющиеся в общении с незнакомыми людьми, отношение которых им неизвестно. Не решаясь получить поддержку у взрослого, дети иногда прибегают к своеобразным способам усиления своего Я (в наших экспериментах они приносили на занятие любимую игрушку и прижимали ее к себе в случаях затруднения или соглашались что-либо делать только в присутствии сверстника). Снижение выраженности застенчивости в онтогенезе совпадает с «подтягиванием» оценки взрослого к своей собственной.

2. Конкретная самооценка застенчивых детей более низкая, чем у незастенчивых, при этом успех в деятельности не играет здесь решающей роли. Ребенок как бы заранее готовит себя к неудаче. Именно поэтому в его высказываниях перед и по ходу деятельности так часто звучат слова «У меня не получится». Формула его незастенчивого сверстника звучит иначе: «Я все равно смогу!»

Конкретная самооценка застенчивого ребенка, как правило, подвержена колебаниям на протяжении дошкольного возраста. От неуверенности к себе он переходит к высокому уровню притязаний, но затем снова резко снижает их. При этом его оценка правильности своих действий адекватна с точки зрения точности, но не адекватна с коммуникативной точки зрения: умея правильно оценить свои действия, ребенок не решается сообщить об этом взрослому.

Возвращаясь к вопросу об архитектонике образа себя, т. е. о взаимодействии его центра и периферии, можно сделать следующий вывод. Закрепившееся в центральной его части сомнение в отношении к себе взрослых снижает уверенность ребенка при оценке собственных конкретных действий. Ожидание, что его оценят хуже, чем он сам себя оценивает, сковывает ребенка, и он боится признаться не только в неудаче, но и в успехе.

В целом проведенное исследование позволило уточнить феноменологию застенчивости у дошкольников; выделить наиболее значимые для ребенка области, в которых она проявляется; выявить структуру образа себя у застенчивых детей. На основе полученных данных можно описать обобщенный портрет застенчивого ребенка.

Застенчивый ребенок — это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой — не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе.

Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего. Неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других людей блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяет ему в полной мере удовлетворять имеющиеся коммуникативные потребности.

Отношение к себе у застенчивых детей характеризуется высокой степенью рефлексивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности.

Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия».

Мучительное переживание своего Я, своей уязвимости сковывает ребенка, не дает ему возможности проявить подчас очень хорошие способности, выразить свои переживания. Но в ситуациях, когда ребенок забывает о себе, он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

  1. Болдуин Д. М. Духовное развитие детского индивидуума и человеческого рода. М., 1911.
  2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1991.
  3. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995.
  4. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.
  5. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 1977.
  6. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  7. Штерн В. Психология раннего детства. Пг., 1915.

Поступила в редакцию 18.IV 2000 г.

С полнотекстом статьи можно ознакомиться в электронной библиотеке МГППУ

Электронная версия произведения предназначена для использования в образовательных и научных целях.

Причины возникновения замкнутости и застенчивости у детей дошкольного возраста. Исследование причин замкнутости у детей дошкольного возраста. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка когда у детей развиваются самые общие способности которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых которое чревато многими проблемами.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение

Во время своих наблюдений студентка записала: Саша (5 лет) внимательно слушал объяснения воспитателя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он, не отвлекаясь, смотрел на воспитателя. Однако когда его спросили, он ответил неправильно.

Иногда в силу своих внутренних переживаний или особенностей характера дети становятся скрытными, замкнутыми или просто бывают очень застенчивыми. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, когда у детей развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. Застенчивость (в которую входит страх нового, боязнь обратить на себя внимание, склонность проверять правильность своих действий через оценку и мнение других и т.д.) блокирует развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками; застенчивость – актуальная проблема в психологии и педагогике.

Цель работы: рассмотреть особенности скрытного, замкнутого поведения у детей дошкольного возраста, подтвердить или опровергнуть результаты исследований ученых психологов на данную тему.

Задачи работы:

1. Проанализировать причины возникновения замкнутости, застенчивости у детей дошкольного возраста.

2. Провести практическое исследование задачи.

3. Проанализировать результаты исследования и сделать выводы.

1. Причины возникновения замкнутости и застенчивости у детей дошкольного возраста.

Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное, поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежные ученые: Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева, В. Штерн, Т. Шишова и другие ученые .

Застенчивость – это довольно распространенное явление среди детей и взрослых, которое чревато многими проблемами. Застенчивые дети часто погружены в себя, не решительны, стеснительны в общении со взрослыми и сверстниками, остро переживают ситуации, когда оказываются в центре внимания, характеризуются особой мнительностью и беспокойством, как правило, у них наблюдается высокий уровень тревожности. Проанализировав содержание понятия «застенчивость», можно сделать вывод о том, что проблема застенчивости – одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить следующие особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста: замкнутость, страх, повышенная тревожность, склонность к молчанию, избирательность в контактах с людьми, предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми .

Профессор психологии Дж. Каган, считает застенчивость наследственной чертой . Он обнаружил, что уже в течение первого года жизни у застенчивых детей пульс более частый, чем у их общительных сверстников, они более возбудимы и чаще плачут, а в четырехлетнем возрасте у них наблюдалось повышенное кровяное давление. А взрослые чаще страдают от аллергии, сенной лихорадки и экземы, которые считают наследственными болезнями.

Это открытие привело исследователя к выводу, что гены застенчивости и гены иммунной системы – звенья одной цепи.

Замкнутость – нарушение, проявляющееся в сужении круга общения, уменьшении возможностей эмоционального контакта с окружающими людьми, возрастании трудности установления новых социальных отношений. Замкнутость ребенка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует...

Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Замкнутость можно и нужно корректировать.

По мнению исследователей замкнутость возникает у дошкольников из-за эмоционального неблагополучия. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми может приводить к двум типам поведения. К первой группе относятся дети неуравновешенные, легковозбудимые, дошкольники первой группы склонны к гневу, обиде, дракам.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным отношением к общению: эти дети замкнуты, обособленны и избегают общения.

Причины замкнутости могут быть вызваны внешними факторами. Например, дети дошкольного возраста могут замкнуться в себе из-за ссор родителей. На самом деле, практически все психологи утверждают, что одной из самых распространенных причин замкнутости детей является недоброжелательная атмосфера в семье. Когда маленький ребенок наблюдает за скандалами внутри семьи, в его кругозоре происходят значительные изменения. Проблема заключается в том, что детям свойственно рассказывать обо всем своим друзьям, а вот такой информацией они делиться не хотят, таят ее в себе, что и служит причиной для замкнутости. Также из-за ссор в семье ребенок может посчитать себя лишним, никому ненужным и со временем постарается стать незаметным .

Базовый способ защиты замкнутого ребенка – блокировка («глухая защита») – ребенок отказывается как от деятельности, так и от контактов с окружающими. Блокировка оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребенка, так как он не участвует в живом общении, в совместной деятельности и живет в своем мире.

Очень часто родители стараются избавить ребенка от любого общения с чужими людьми, не подпускают к другим детям, таким образом, изолируют их от общества, а значит, не дают развиваться умению жить среди людей. Низкий уровень развития общения, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками, замкнутости – мешают детям включаться в коллективную деятельность, стать, стать полноправным членом группы в детском саду.

Особые знания и внимание требуется для выявления детей с отклонением в поведение, но главное не ошибиться в оценке поведения ребенка, в правильности определения коррекционной работы.

2. Исследование причин замкнутости у детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы ученых о замкнутости детей дошкольного возраста мы провели методику «Нарисуй свою семью» со старшей группой детского сада (15 человек). Мы предложили малышам нарисовать свою семью, не объясняя им, что мы под этим понимаем. Для того, чтобы проанализировать результаты данного исследования, необходимо обратить внимание на то, как ребенок изобразил себя на рисунке. Если он изобразил себя в виде очень крупной фигуры (крупнее всех остальных) это может означать, что он несколько избалован.

Наоборот, если его фигура на рисунке слишком маленькая фигурка (меньше всех, особенно если он не самый маленький в семье) может означать, что ребенок оценивает свою роль в семье как незначительную; но, может быть, он просто подчеркивает, какой он еще маленький по сравнению с остальными; если ребенок на рисунке находится в стороне от мамы, папы и других родных — возможно, ему уделяется слишком мало внимания, и он скорее всего ощущает себя изолированным от остальных; если ребенок нарисовал себя в кругу семьи, все держатся за руки, значит, в доме царит дружеская атмосфера, или ребенок очень хочет, чтобы так было (особенно если в семье действительно не все благополучно).

Также необходимо обратить внимание на следующие особенности рисунка: если вместо родных ребенок рисует игрушки, животных, несуществующих братьев и сестер, бабушку и дедушку и т. д.; иногда он добавляет их к реальным членам семьи или начинает с них свой рисунок — это может означать, что ребенка не удовлетворяют существующие отношения, ему чего-то не хватает. И наконец, если при рисовании ребенок сильно нажимает на карандаш, даже прорывает бумагу, все фигурки очень мелкие, рисунок сильно смещен в один из углов листа — все это может говорить о повышенной тревожности ребенка.

5 человек нарисовали себя самыми большими по отношению к остальным членам семьи на рисунке, 3 ребят нарисовали животных и только потом дорисовали родителей, 7 человек нарисовали семью, где все держаться за руки.

Таким образом, делаем вывод, что только семеро ребят полностью довольны атмосферой в семье. Пятеро детей возможно имеют слегка завышенную самооценку. Для того, чтобы скорректировать у них развитие самооценки, мы предлагаем провести ряд коррекционных игр, направленных на адекватное развитие самооценки у детей дошкольного возраста. Например, игра "Имя". Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценки малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.

Ребята, которые нарисовали сначала животных, а потом – родителей имеют заниженную самооценку, слегка замкнуты. Возможно, они испытывают недостаток внимания со стороны родителей и сверстников.

Для коррекции поведения замкнутых и застенчивых детей мы рекомендуем провести ряд игр, разработанных в соответствии с существующими проблемами замкнутости у детей и направленные на коррекцию поведения и развитие общительности и открытости у детей дошкольного возраста.

Например, игра «Паровозик» Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения (без слов). Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а какого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

Игра «Выразительные движения» Ведущий предлагает детям выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Ведущий предлагает детям показать жестом слова «высокий», «маленький», «там», «я», «здесь», «он», «толстый» и т. п. Ведущий предлагает детям произвольно принять условленную позу: показать, как мы выглядим, когда нам холодно, когда у нас болит живот, когда мы несем тяжелую сумку. Данные игры помогут раскрепоститься застенчивым или замкнутым детям. Так же игра «Я всё смогу».

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я умею... Я хочу...

Я смогу... Я добьюсь.. Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ. Данная игра полезна как для замкнутых и застенчивых детей, так и для детей с завышенной самооценкой .

Полезной будет игра «Ищем клад». Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих друзей. Детей просят разбиться на две команды несколько необычным способом. Им предлагается заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз, начиная с ребят с самыми темными и кончая детьми с самыми светлыми глазами. Затем образовавшийся ряд разбивают на две части, образуя тем самым команды: «светлоглазых» и «темноглазых». Во второй части игры детям говорится, что сейчас каждая команда начнет искать «клад», спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается рисунок-план комнаты. В игре происходит организация совместных действий детей (в игровой форме), которая требует от детей сообразительности и исполнительности, в результате приложения определенных усилий вырабатывается умение организовывать совместные действия в игре .

Игра «Разыгрывание ситуаций» может использоваться для коррекции практически всех нарушений в сфере общения у детей. Сюжеты для разыгрывания, так же, как и при коррекции других нарушений, могут быть придуманы самими детьми или можно использовать реальные ситуации, которые вызвали затруднения у вашего ребенка. А мы предлагаем вам проиграть следующие сценки: два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, там, кроме них, никого нет; два незнакомых ребенка встречаются у качелей, оба хотят покачаться; ребенок гулял во дворе — видит другого, незнакомого, который громко плачет. Разыгрывание ситуаций помогает ребенку отработать определенные навыки поведения. Это своеобразная «репетиция поведения», которая снимает некоторые трудности, возникающие у ребенка в процессе общения с детьми и взрослыми.

Заключение

Как показало исследование контрольной работы, по внешнему виду не всегда можно сделать верный вывод о характере внутренних психических процессов. Одни дети могут скрывать свои переживания, а у других, как говорится, они «написаны» на лице.

Застенчивость – явление социально обусловленное. Она появляется при взаимодействии людей в обществе, как одно из проявлений взаимоотношений. Главный источник застенчивости – тревожность, страх перед людьми. Для детей особое значение играют взрослые. Фундамент застенчивости закладывается в детстве. Поэтому ее проявление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений, социальной среды.

Ускорить процесс внутреннего раскрепощения замкнутого малыша помогут несложные психологические задания, различные коррекционные методики и игры. Необходимо быть чутким и внимательным к ребенку, проявлять терпение, и через некоторое время ребенок преодолеет замкнутость и испытывать огромное чувство радости от общения с разными людьми.

Список использованных источников

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.

2. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие – М., 2007. – 144с.

3. Галигузова Л. Н. Застенчивый ребенок/Дошкольное воспитание. – 2000. - №4.

4. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб.: Питер Пресс, 1996. – 256 с.

5. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М., 2004. – 56с.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

7. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 314 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9766. Исследование изобразительных способностей детей среднего дошкольного возраста 285.79 KB
Проблема способностей в психологии. Исторический аспект изучения проблемы способностей в психологии. Виды способностей. Исследование изобразительных способностей детей среднего дошкольного возраста...
11791. Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией 727.56 KB
Развитие речи в дошкольном детстве служит залогом сохранения нервнопсихического здоровья и социализации детей закладывает основы успешного образования в школе. Особую значимость период дошкольного детства приобретает у детей с нарушениями речи. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней т. количество детей с нарушением речи с каждым годом заметно возрастает.
930. Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста 375.33 KB
Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста...
5092. Исследование агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками 60.37 KB
Исследование агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками Процедура исследования агрессивности детей дошкольного возраста как формы проявления нарушения в общении со сверстниками...
9771. Экспериментальное исследование педагогических условий готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста 65.58 KB
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению этой проблемы. Сегодня существуют четкие научные представления о готовности к школе как сложном, многогранном и многоуровневом новообразовании, в структуру которого входит, в частности, психологическая готовность, включающая личностную, мотивационную, социально-психологическую
1226. Экспериментальное исследование возможностей формирования психолого-педагогической компетентности будущих воспитателей по вопросам гендерной социализации детей дошкольного возраста 275.91 KB
Актуальность формирования психологопедагогической компетентности будущих воспитателей по вопросам гендерной социализации детей дошкольного возраста связана с тем что человек развивается как представитель того или иного пола уже с момента зачатия гендерная социализация ребенка происходит постоянно под влиянием различных факторов агентов и в настоящее время большое значение отводится такому фактору как образование. Практическая значимость исследования состоит в том что разработана учебная программа дисциплины по...
3922. Самооценка детей старшего дошкольного возраста 169.47 KB
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя
18935. Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР 111.06 KB
Теоретические основы развития мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Понятие классификация ЗПР. Особенности мышления детей дошкольного возраста с ЗПР Развитие мышления детей дошкольного возраста с ЗПР. Поддъякова в старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мыслительных способностей детей - начальных форм абстракции обобщения умозаключения.
11006. Феномен толерантности у детей дошкольного возраста 316.98 KB
Особый интерес толерантность вызывает как некий регуляторный механизм взаимоотношений в социуме начиная с детского возраста что объясняется преобразованиями в политической экономической и культурной жизни Казахстана. Третьи пытаются аккуратно исследовать и понять что же это за явление в нашей жизни и как можно быстрее сформировать и развить эту самую толерантность. Нами видится что одним из наиболее эффективных средств развития толерантности дошкольников является художественное творчество которое в психологии обозначается термином...
17883. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ 247.38 KB
Если в дошкольные годы не заложить у девочек такие черты характера как мягкость нежность аккуратность стремление к красоте а у мальчиков – смелость твердость выносливость решительность рыцарское отношение к представительницам противоположного пола не развить предпосылки женственности и мужественности то все это может привести к тому что став взрослыми мужчинами и женщинами они будут плохо справляться со своими семейными общественными и социальными ролями. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин....