Тема: Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»

Цель: 1)проанализировать картины природы в поэме Пушкина «Полтава»; определить, с помощью каких выразительных средств автор достигает образности картины;

2) развивать умения и навыки анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал;

3) воспитывать любовь к творчеству поэта, интерес к истории, культуре родины, гордость за свою родину

Оборудование, наглядность: репродукции и иллюстрации к поэме «Полтава», тексты поэмы, информационные технологии, рабочие листы к уроку

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

Тест

  1. А.С. Пушкин жил:

А) в 1799-1837 гг. Б) 1800-1825 гг. В) 1789-1835 гг.

2. По описанию определите название произведения А.С. Пушкина.

Произведение, посвященное национально-историческому гению Петра I, утверждающее святость служения родине и осуждающее предательство. Произведение носит характер историко-героической и социально-психологической поэмы.

А) «Медный всадник» Б) «Полтава» В) «Капитанская дочка»

3. Выбрать имя литературного персонажа, не являющегося действующим лицом поэмы «Полтава».

А) Мазепа Б) Алеко В) Мария Г) Кочубей Д) Петр I

III. Тема и цель урока

Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава» как…

В конце урока мы должны сформулировать тему урока

IV. Слово учителя о поэте

Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал – как человек и как художник – символом русской духовной жизни.

При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет.

Н.В. Гоголь

«Не знаю, что выйдет из моего старшего внука. Мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой сдаст порядком; то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что ничем его не уймёшь: из одной крайности в другую бросается, нет у него середины»

Мария Алексеевна Ганнибал

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее , открытом 19 октября 1811 года .

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

Анна Ахматова, 1911

Поэт периодически приезжал в Михайловское, чтобы отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе.

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель...

А.С. Пушкин

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают свое понимание поэта, видя в нем современника. Пушкина изучают, о нем спорят, его боготворят или отвергают. Он давно уже вышел за пределы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Эту особенность национального гения видели критики В.Г. Белинский и А.А. Григорьев, писатели Ф.М. Достоевский и И.С. Тургенев, философы В.С. Соловьев и Д.С. Мережковский. По словам Аполлона Григорьева, «Пушкин – наше все; Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами. Пушкин – пока единственный полный очерк нашей народной личности…»

Гений Пушкина универсален. Но первая «тропа» к Пушкину, первая ступень познания его как «чрезвычайного явления русского духа» пролегает через литературу. Пушкин, названный В.Ф. Одоевским «солнцем нашей поэзии», - создатель «солнечной системы» русской литературы.

V. Работа с текстом

Поэма «Полтава», 1828-1829

…Полки увидели Петра.

И он промчался пред полками,

Могущ и радостен, как бой.

Он поле пожирал очами

Пушкина всегда интересовала история, с помощью ее «уроков» он во многом прогнозировал будущее.

О значении войн петровской эпохи и, в частности, о роли Полтавской битвы в развитии России Пушкин образно писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

Картины природы в поэме

Сравнение описаний картин боя со словесным изображением тихой украинской ночи

1) Подвиг Полтавского сражения служил примером во время Отечественной войны 1812 года. В приказе по армии Александра I от 27 июня 1812 года говорилось: «Нынешний день, ознаменованный Полтавскою победою, да послужит вам примером! Память победоносных предков да возбудит к славнейшим подвигам!»

Попробуем с помощью Пушкина перенестись в те далекие времена и почувствовать и прелесть украинской ночи, и контрастирующий с ней грохот, огонь и дым Полтавского боя.

2)Выразительное чтение наизусть отрывков

Богат и славен Кочубей.

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами…

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы.

Луна спокойно с высоты

Над Белой Церковью сияет

И пышных гетманов сады

И старый замок озаряет.

3)Беседа по вопросам (сравнение, обобщение)

С помощью каких средств художественной выразительности автор создает пейзаж и передает переживания Кочубея и Мазепы?

Какова роль этих описаний в поэме? Рассмотрите на слайде репродукцию картины Архипа Ивановича Куинджи «Украинская ночь». Чем перекликается этот пейзаж со строками А.С. Пушкина?

С помощью каких средств художественной выразительности передает поэт напряжение боя и его стремительность? Как звукопись помогает «услышать» гул сражения? Почему в поэме центральное место занимает описание Полтавской битвы?

VI. Определение жанра «Полтавы»

Поэма – это лиро-эпическое произведение, в котором развивается некий сюжет. Существует много жанровых разновидностей поэмы: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, в том числе ирои-комическая, поэма с романтическим сюжетом, лирико-драматическая.

Сходство поэмы и стихотворения как жанров: ритмическая стихотворная форма, выражение чувств. Отличия: поэма, как правило, имеет большой объем, изображает события, часто очень масштабные («Полтава» - о великой победе над шведами).

Словарная работа – запись определения в тетрадь.

Как вы понимаете словосочетание «лиро-эпический жанр»?

В чем сходство и различие стихотворения и поэмы как жанров?

Вернемся к теме нашего урока, дополним ее: КАРТИНЫ ПРИРОДЫ В ПОЭМЕ А.С. ПУШКИНА «ПОЛТАВА» КАК… СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

VII. Значение личности А.С. Пушкина. Итоги

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта, в частности, так его именует Энциклопедия « Кругосвет » , « Русский биографический словарь » и « Литературная энциклопедия ». В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка (см. например, работы В. В. Виноградова ), а « Краткая литературная энциклопедия » (автор статьи С. С. Аверинцев ) говорит об эталонности его сочинений, подобно произведениям Данте в Италии или Гёте в Германии . Д. С. Лихачёв писал о Пушкине как о «нашем величайшем национальном достоянии».

  • О жизни Пушкина создан ряд фильмов:
  • - Жизнь и смерть Пушкина
  • - Поэт и царь
  • - Юность поэта
  • - Александр Пушкин
  • - И с вами снова я
  • - Последняя дорога
  • - - красота русского языка__________________________________
    1. Поставьте себе оценку за урок_____________________________

    СПАСИБО!

    IX. Домашнее задание

    Подготовиться к классному сочинению, подобрать рабочие материалы.

    Темы выбрать в учебнике на странице 162, можно добавить тему «Пейзаж как средство художественной выразительности в поэме «Полтава»»

    Те, кто выберет темы «Судьба Кочубея», «Вероломный гетман», «Герой Полтавы», нужно перечитать статью о характере литературного героя на стр.112-114

    Словарь к уроку

    Поэма (греч. Poieimа - творение) – большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией.

    Метафора (греч. Metafora - перенесение) – перенесение с рода на вид, с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии. В основе метафоры лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. Например: идет дождь, потерял голову, встает солнце, горячее сердце, тяжелый характер.

    Эпитет (от греч. приложение) – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного.

    Сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.

    Олицетворение – художественное определение, состоящее в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы или отвлеченные понятия.


    Когда мы говорим об искусстве, литературном творчестве, мы ориентированы на впечатления, которые создаются при чтении. Они во многом определяются образностью произведения. В художественной литературе и поэзии выделяют особые приемы усиления выразительности. Грамотная презентация, публичное выступление – им также нужны способы построения выразительной речи.

    Впервые понятие риторические фигуры, фигуры речи, появилось у ораторов древней Греции. В частности, их исследованием и классификацией занимался Аристотель и его последователи. Углубляясь в детали, ученые выделяли до 200 разновидностей, обогащающих язык.

    Средства выразительности речи разделены по языковому уровню на:

    • фонетические;
    • лексические;
    • синтаксические.

    Использование фонетики традиционно для поэзии. В стихотворении часто преобладают музыкальные звуки, придающие поэтической речи особую напевность. В рисунке стиха для усиления используют ударение, ритм и рифму, сочетания звуков.

    Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

    А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

    Одна ты несёшься по ясной лазури,
    Одна ты наводишь унылую тень,
    Одна ты печалишь ликующий день.

    Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

    Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

    Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

    Тропы

    Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

    Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

    Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

    Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

    Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

    «В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

    Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

    Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

    Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

    Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

    Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

    Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

    Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

    Фигуры речи

    В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

    Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

    Эти стаи, эти птицы

    Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
    Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
    Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
    Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
    Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
    Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
    Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
    Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
    Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
    Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

    Кто, если не мы?

    Слушай, страна!

    Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
    Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

    Тест «Средства художественной выразительности»

    Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

    Прочитайте следующий отрывок:

    «Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

    Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

    Швед, русский – колет, рубит, режет.

    Бой барабанный, клики, скрежет,

    Гром пушек, топот, ржанье, стон,

    И смерть и ад со всех сторон.

    А.Пушкин

    Ответ на тест дан в конце статьи.

    Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

    Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.

    Ответ на тест

    К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

    А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

    Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

    «Мцыри» - поэма с одним героем, большая часть её представляет собой его страстную исповедь. Особенность характера Мцыри - органическое соединение строгой целеустремлённости, могучей силы, твёрдой воли с исключительной мягкостью, задушевностью, лиризмом, проявляющимся в его отношении к родимой стороне. Глубокая человечность - основа многостороннего характера Мцыри.

    Сюжет и образы «Мцыри» конкретны, насколько это может быть в романтическом произведении, и символичны. Образ томящегося в неволе Мцыри реален и вместе с тем воплощает черты современного Лермонтову человека. Монастырь, ставший для Мцыри «тюрьмой» и «пленом», начинает осмысляться как символ всякого человеческого общества, в котором отсутствует свобода. В образе «родной стороны», неотступно преследовавшем Мцыри, воплощено символическое представление об идеале - о прекрасной, гармонической и пока ещё недоступной людям жизни.

    В основе образа Мцыри - очень живое и убедительное сочетание силы и слабости. Это юноша гордый, дикий, с «могучим духом его отцов», бесстрашный и в то же время пугливый, хрупкий, болезненный, как «в тюрьме воспитанный цветок». Мцыри чужды эгоизм, любование собственным «я», жажда мести. Одиночество Мцыри вынужденное; мстить ему некому, так как он понимает, что никто в отдельности в его трагедии не виноват. Мцыри доступны поэзия жизни и природы. Он полон непреклонной воли и стремления найти свою потерянную родину. Эта близость Мцыри к патриархальному духу своих отцов, его «детскость» ставят его в один ряд с популярными в романтической литературе образами «естественного человека», явившегося предшественником и отчасти прообразом человека из народа.

    Трагически бесплодные результаты борьбы, которую ведёт Мцыри, и ожидающая его гибель не лишают поэму жизнеутверждающего героического смысла. Мцыри ни на минуту не отступает от своей путеводной идеи, борется, пока может бороться, и перед смертью продолжает думать о своей вольной родине. Пафос бытия и свободы пронизывает художественную ткань произведения и просветляет его трагический лиризм.

    Образы природы введены в сюжет поэмы как действующие лица. Они наделены огромной силой внутренней жизни, празднично приподняты, углублены и расширены авторской мыслью. Такое смысловое значение имеет и стиховая система «Мцыри». Смежные мужские рифмы, в которых еще М.В. Ломоносов находил «бодрость и силу», укрепляют энергичную и мужественную тональность произведения.

    М.Ю. Лермонтов. Гравюра В.А. Фаворского. Первый вариант портрета. 1931 г.

    Художественная идея поэмы - в утверждении активного, деятельного отношения к жизни, полноты её, достигаемой в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения.

    По Д.Е. Максимову

    Вопросы и задания

    1. Расскажите о творческой истории поэмы «Мцыри».
    2. Какой предстаёт в воображении Мцыри его родина и какие чувства она в нём пробуждает?
    3. Какова композиционная роль образа чернеца?
    4. На что обращает внимание Мцыри в окружающей его природе?
    5. Какие грани личности Мцыри раскрываются в его встрече с молодой грузинкой и бое с барсом? Чтобы более наглядно представить ситуацию и прийти к обоснованным выводам, в две колонки запишите ключевые слова (по каждому эпизоду отдельно).
    6. Какими средствами художественной выразительности передано напряжение боя? Выпишите наиболее экспрессивно окрашенные слова и предложения.

      Экспрессия - выразительность; сила выражения, проявления каких-либо чувств, переживаний и т.п.

    7. Найдите и приведите примеры других форм выразительности поэтической речи: интонации в конце предложения, сравнений, эпитетов и прочих тронов, поэтического синтаксиса.
    8. Важнейшим средством, с помощью которого раскрывается характер героя поэмы, является монолог. Определите значение этого термина.
    9. Найдите и прочитайте строки поэмы, которые особенно ярко свидетельствуют о страстном, мятежном характере юного героя.
    10. Какое место в структуре произведения занимает «песня рыбки»? Охарактеризуйте её звукопись (в понятие «звукопись» входят ассонанс, аллитерация, звукоподражание).
    11. Попробуйте обозначить связь поэмы «Мцыри» с лирическими стихотворениями М.Ю. Лермонтова (например, такими, как «Парус», «Узник», «Пленный рыцарь» и др.).
    12. Вы провели сопоставление «Мцыри» с лирикой поэта. Какие факты биографии поэта нашли отражение в изученных вами ранее стихотворениях и поэме «Мцыри»?
    13. Какие стороны жизни человека характеризуются М.Ю. Лермонтовым в его высказываниях:

      - «Радости забываются, а печали никогда».

      - «Грусть - жестокий властелин».

      - «Совесть вернее памяти. Уважение имеет границы, а любовь - никаких».

      - «Любовь, как огонь, - без пищи гаснет».

      - «Всё ясно ревности - а доказательств нет!»

      - «Многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря. Но это спокойствие часто признак великой, хотя скрытой силы: полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов».

      - «Порой обманчива бывает седина: так мхом покрытая бутылка вековая хранит струю кипучую вина».

      - «Жизнь - вечность, смерть - лишь миг».

      - «Боюсь не смерти я. О, нет! Боюсь исчезнуть совершенно».

    14. Прочитайте определения понятий «тема» и «идея», данные в разное время различными авторами.

      Тема - предложенье, положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют.
      В. И. Даль

      Тема - предмет повествования, изображения, исследования.
      А. П. Евгеньева

      Тема - то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная в нём писателем.
      Г.Л. Абрамович

      Тема - круг событий, образующих жизненную основу эпического или драматургического произведения и одновременно служащих для постановки философских, социальных и других <...> проблем.
      В. И. Масловский

      Идея - понятие о вещи; умопонятие, представленье, воображенье о предмете; умственное воображенье.
      В. И. Даль

      Идея - основная, главная мысль чего-либо.
      А. П. Евгеньева

      Идея художественная - обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе содержания произведения искусства.
      Г.Н. Поспелов

      Сопоставьте эти определения темы и идеи художественного произведения. На основании этого попытайтесь дать оптимальную, на ваш взгляд, формулировку.

    15. Определите художественную идею поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Найдите в поэме строки, в которых с наибольшей полнотой раскрывается её художественная идея.
    16. Какие произведения других видов искусств можно сопоставить с поэмой «Мцыри»?
    17. Известны ли вам иллюстрации к поэме? Кто их автор?

    Темы для рефератов, сообщений, творческих работ

    1. Лермонтов на Кавказе.
    2. Роль вступления и эпиграфа в поэме «Мцыри».
    3. «Мцыри» - поэма русского романтизма.
    4. Чем близок мне герой поэмы М.Ю. Лермонтова?
    5. Тема свободы в поэме «Мцыри».

    После уроков

    1. Выучите наизусть одну из глав поэмы. Подготовьтесь к выступлению на конкурсе чтецов.
    2. Подготовьте и проведите час эстетического воспитания на тему «М.Ю. Лермонтов-художник».