1 - «да», 2 - «иногда», 3 - «нет».
1. Вам предстоит серьёзный разговор с кем-то очень влиятельным (директор и так далее). Выбивает ли вас из колеи ее ожидание? | 1 2 3 |
2. Не откладываете ли вы визит к врачу до тех пор, пока станет уже невмоготу? | 1 2 3 |
3. Вызывает ли у вас смятение или неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо собрании или мероприятии? | 1 2 3 |
4. Вам предлагают уехать в по какому-то поводу в город, где вы никогда не бывали. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этой поездки? | 1 2 3 |
5. Любите ли делиться своими переживаниями с кем бы то ни было? | 1 2 3 |
6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратится к вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)? | 1 2 3 |
7. Верите ли вы, что существует проблема отцов и детей и что людям разных поколений трудно понимать друг друга? | 1 2 3 |
8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть вам долг? | 1 2 3 |
9. В столовой вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку? | 1 2 3 |
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это? | 1 2 3 |
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли вы отказаться от своего намерения, нежели стать в хвост и томиться в ожидании? | 1 2 3 |
12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций? | 1 2 3 |
13. У вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет вы не принимаете? | 1 2 3 |
14. Услыхав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли промолчать и не вступить в спор? | 1 2 3 |
15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином учебном вопросе? | 1 2 3 |
16. Как вам удобно излагать свою точку зрения (мнение, оценку): в письменном виде или в устной форме? | 1 2 3 |
Свои ответы оцени в баллах: за каждое «да» - 2 балла, «иногда» - 1, «нет» - 0. Суммируй баллы и определи по классификатору, к какой категории людей относишься ты.
30-32 балла : ты явно некоммуникабелен и страдаешь от этого. Близким людям с тобой нелегко! На тебя трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Старайся быть общительнее, контролируй себя.
25-29 баллов : ты замкнут, неразговорчив, предпочитаешь одиночество, и поэтому у тебя, наверное, мало друзей. Новые знакомства если и не ввергают тебя в панику, то надолго выводят из равновесия. Ты знаешь эту особенность своего характера и бываешь недоволен собой. Однако в твоей власти преодолеть себя. Разве не бывает, что, сильно увлекшись, ты вдруг становишься коммуникабельным?
19-24 балла : ты в известной степени общителен и в незнакомой обстановке чувствуешь себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми ты сходишься с оглядкой, в спорах участвуешь неохотно. В твоих высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы, помни об этом.
14-18 баллов : твоя коммуникабельность в норме. Ты любознателен, охотно слушаешь интересного собеседника, достаточно терпелив в общении с другими, тактично отстаиваешь свою точку зрения. Без волнения идешь на встречу с новыми людьми. В то же время не любишь шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у тебя раздражение.
9-13 баллов : ты весьма общителен, порой, быть может, даже сверх меры. Любопытен, разговорчив, любишь высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у окружающих. Охотно заводишь новые знакомства. Любишь быть в центре внимания, никому не отказываешь в просьбах, хотя не всегда можешь их выполнить. Чего тебе недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. Хотя, если сильно захочешь, ты сможешь себя заставить не отступить.
4-8 баллов : ты, должно быть, рубаха-парень. Может, покажется странным, но это определение легко отнести и к представительнице слабого пола. :-) Общительность бьет из тебя ключом, ты всегда в курсе всех дел. Любишь принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у тебя сонливость. Охотно включаешься в разговор по любому вопросу, даже если имеешь о нем поверхностное представление. Всюду чувствуешь себя в своей тарелке. Берешься за любое дело, хотя далеко не всегда можешь успешно довести его до конца. По этой причине окружающие относятся к тебе с некоторой опаской и сомнениями. Задумайся над этими фактами!
3 балла и менее : твоя коммуникабельность носит болезненный характер. Ты говорлив, многословен, вмешиваешься в дела, которые не имеют к тебе никакого отношения. Берешься судить о том, чего не знаешь. Вольно или невольно, ты часто становишься причиной разного рода конфликтов в своем окружении. Вспыльчив, обидчив, нередко бываешь необъективен. Серьезная работа не для тебя. Людям - и в школе, и дома - трудно с тобой. Да, тебе бы поработать над своим характером! Прежде всего воспитай в себе терпеливость и сдержанность, уважительнее относись к людям. Наконец, подумай о здоровье - такой "стиль" жизни не проходит бесследно.
Приложение В
Два кейса по оценке коммуникабельности.
Качественное взаимодействие сотрудников - важный вопрос для любой организации. Хорошие коммуникативные способности помогают в любом деле. Однако в некоторых сферах, такие навыки совершенно необходимы для выполнения профессиональных обязанностей, а в некоторых нет. Например, работа финансового аналитика или бухгалтера, как правило, они не находится на виду, сотрудники редко их видят, поэтому навык общения у людей на этой должности не особенно влияет на результаты их работы. Зато тому, кто занимается продажами, маркетингом, PR, умение налаживать отношения с людьми необходимы в первую очередь.
Как грамотно оценить коммуникабельность кандидатов на собеседовании? Давайте рассмотрим две разные задачи для интервью.
Первая задача : Предположим вы необходимо найти менеджера по продаже битумной черепицы для компании . Очевидно, что для того, чтобы нанять подходящего кандидата вам придется оценить коммуникабельность потенциального сотрудника, а также исследовать, как человек взаимодействует в коллективе для определения совместимости с культурой компании, где коммуникабельность определяется как «стремление к долгосрочным партнёрским отношениям с другими людьми внутри и вне организации».
Вторая задача для интервью с кандидатами на должность, где эффективная коммуникация - это обязательный профессиональный навык, от которого зависит результат работы. Необходимо оценить степень развития у работника следующих способностей:
- легко устанавливает контакт с незнакомыми людьми;
- подстраивает свой стиль общения, учитывая особенности собеседника;
- адекватно реагирует на мимику, жесты собеседника, делает паузы, поддерживает зрительный контакт;
- общается вежливо, открыто;
- говорит грамотно, тон уверенный (не агрессивный и не извиняющийся);
- создаёт комфортную атмосферу общения.
Решение задачи № 1 - используем вопросы:
1. Если вас попросят выполнить работу, которая не входит в ваши функциональные обязанности, что вы ответите?
2. Как вы вели себя, обсуждая с начальником недовольство работой?
3. Расскажите мне о самом неприятном сотруднике. Каким образом вы общаетесь с ним? Как вы справлялись с этой ситуацией?
Отвечая на этот вопрос, кандидат может начать говорить совсем не то, что он делает, а немножко искажать действительность, ведь он хочет получить работу. Если вдруг, кандидат начинает описывать очень «сладко» своё поведение, примените провокацию - подыграйте, что Вы не согласны «Та ну, и зачем Вам это нужно? Он специально не делится информацией с коллегами / не выполняет свой кусок работы вовремя / (в этом месте назвать поступки того неприятного коллеги, о которых рассказал кандидат), а Вы «напрягаетесь», исправляете ситуацию. Вы же тратите рабочее время не на свои прямые обязанности \ или Вы покрываете нерадивость работника компании / поощряете непродуктивные действия сотрудника, ведущие к плохим результатам работы всего коллектива!»
И здесь, ловушка : будет кандидат придерживаться первоначального мнения или его менять и подстраиваться под намёк интервьюера, что вести нужно себя по-другому.
4. Расскажите о самом трудном случае общения с Вашим руководителем.
5. Опишите ситуацию, когда вы достигли желаемого результата, заранее рассчитав воздействие своих слов или поступков.
6. Что Вы делаете или говорите, чтобы создать хорошие деловые отношения?
7. Когда в последний раз коллега просил Вас о помощи?
8. Вспомните ситуацию, когда Вам требовалась помощь в решении важной задачи. К кому Вы обращались? Как выбирали нужного человека. Каким образом Вы попросили помощи?
9. Оправдались ваши ожидания? Как эта ситуация повлияла на ваши взаимоотношения с этим человеком?
Слушая рассказ, отслеживайте факты:
- насколько кандидат восприимчив к чувствам и эмоциям других людей;
- умеет ли строит и поддерживает доброжелательные, теплые отношения и контакты с людьми;
- предлагает помощь коллегам и помогает, если есть необходимость;
- мотивирует и поддерживает коллег, помогает им почувствовать свою силу и значимость.
И делайте провокацию, если интервьюируемый склонен к социально-желательным ответам.
Решая задачу № 1, помните: нет правильных или не правильных ответов кандидата. В данном случае важно определить совместимость способов коммуникации человека с требованиями корпоративной культуры компании.
Решение задачи № 2 - используем разные методы: кейсы и STAR-методику.
Кейс 1: «Представьте, что я Ваш потенциальны клиент. Расскажите мне о продукте, который продаёте/рекламируете/продвигаете».
Слушая кандидата, обращайте внимание:
- Какая это презентация: сухая, «живая», имеет чёткую структуру?
- Делает презентацию продукта/услуги, не втягивая Вас в диалог, не привлекает Вас к общение или наоборот, задаёт вопросы, активно реагирует на Ваши вербальные и невербальные проявления
Собеседуя кандидата на должность, связанную с продажами, отслеживайте степень владения способностями:
- Насколько досконально знает особенности и свойства продукта;
- Как отвечает на вопросы о продукте;
- Рассказывая о продукте, использует формулу: свойства, преимущества и выгоды.
Кейс 2, «заезженный», и всё же очень эффективный: «Продайте мне….. (назовите любой предмет в комнате)».
Этим кейсом HR-ы часто пользуются, чтобы изучить активность кандидата, его энергетику, наличие «огня» в глазах, структуру и эмоциональность речи.
Я ещё предлагаю отслеживать следующие факты:
- С чего начал? Задал нужные открытые вопросы?
- Для более глубокого прояснения потребности клиента (т.е. Вас) задаёт уточняющие вопросы?
- Активно слушает вас, уместно перефразирует (уточняет) Ваши выражения?
Если есть наличие этих факторов на хорошо развитом уровне, перед Вами Профессионал!
Вопросы по STAR-методике для оценки профессиональной компетенции «Коммуникабельность»:
- Прочему люди покупают товары или платят за услуги?
- Сколько времени у вас уходит на завершение сделки, начиная от первоначального контакта?
- Как вы превращаете случайного покупателя в постоянного?
- Какие три вопроса вы обязательно задаете клиенту на первой встрече?
- Назовите три основные выгоды для ваших клиентов при покупке товаров вашей компании?
- Проходили ли вы обучение продажам?
- Какая ваша любимая книга по продажам?
- Приходилось ли вам продавать по телефону?
- Что вы знаете о процессе производства вашей продукции?
- Кто основные конкуренты вашей компании?
- Какого рода вознаграждение за работу приносит вам наибольшее удовлетворение?
- Опишите самую трудную сделку, которую вы заключили. Как вам это удалось?
Результативных Вам собеседований и профессиональной коммуникабельности!
Тест Ряховского
Тест оценки уровня общительности, коммуникативности содержит возможность определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов – "да", "иногда" и "нет".Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".
Оценка ответов;
"да" – 2 очка, "иногда" – 1 очко, "нет" – 0 очков.
Полученные очки суммируются, и по классификатору определяется, к какой категории относится испытуемый.
Классификатор теста
30-31 очков. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством – в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить.
Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.
3 очка и менее. Текст опросника
Идеальный поиск нового члена в команду поддержки выглядит так: он вам нравится, вы ему нравитесь, он начинает работать, работает прекрасно, все довольны. Реальный поиск чаще напоминает путешествие Данте: сделать тестовое задание и учесть в нем все нюансы (это невозможно, но вы будете стараться), из десятков выбрать самых достойных, провести с ними интервью и добить на нем проверкой «здесь и сейчас», взять на работу и обучить, понять, что в поле человек работает из рук вон плохо, огорчиться и искать дальше.
В большой команде с отлаженными HR-процессами все это сглаживается и не становится катастрофой, потому что это поток и все предусмотрено процедурами, а вот для небольшой команды, где набором зачастую занимается сам руководитель отдела поддержки (или принимает в наборе очень активное участие), это может стать кошмаром. Обучение нового сотрудника и инвестиции в него, потраченные впустую, - обидно, несправедливо и изматывающе. В какой-то момент я не выдержала и задалась вопросом, в чем же подвох и куда подложить соломы еще на этапе тестирования кандидата. Вот что из этого получилось.
Проблемы
Тестовое задание выполняется хорошо (правильные ответы, корректный подход к клиенту, грамотность и так далее), но когда дело доходит до работы с реальными клиентами, сотрудник быстро глохнет:
- Плохо применяет предыдущий опыт: если несколько минут назад он обработал какой-то тикет, а потом через пару часов получил подобный же, параллель не проводится, решение не экстраполируется.
- «Не чувствует» реального клиента: при выполнении тестового задания было время подумать и переписать, в бою нет второго шанса, а время ограничено, как следствие - общается сухо, не отличает легкое недовольство от сильного раздражения, не считывает сигналы пользователя о том, в какую сторону вот-вот пойдет диалог.
- Теряется и путается в решениях: «я не знаю, что ему написать/сказать», «я не знаю, как это решить» и так далее. При стрессе теряет контроль и начинает буксовать вместо того, чтобы искать и перебирать варианты.
Возможные решения
Первый и последний пункты могут быть решены механически - просто опишите алгоритмы для самых популярных тикетов, избавив новичка от мук импровизации и мышления. С практикой придет уверенность и наберется опытный багаж.
Второй пункт можно либо простить, либо подождать, пока наберется опыт и выработается «чуйка».
Однако все эти решения требуют времени и терпения, а некоторые кандидаты не превращаются в прекрасных ловких умом лебедей даже по прошествии нескольких месяцев практики. Более того, когда мы даем сотруднику четкие указания и расписываем все алгоритмы - это хорошо и организованно, но как только общение с клиентом отходит от заданного шаблона, работа встает, а сотрудник - ломается, поэтому задача руководителя - еще на этапе собеседования понять, имеет ли кандидат подходящую под требования команды базу.
Я пообщалась с несколькими психологами и HR-специалистами, чтобы понять, в какую сторону можно попробовать двигаться, и предлагаю вам присоединиться к этим поискам и пробам.
Важно: все это теория и о личной практике применения я напишу позднее, когда наберется достаточно материала, а сейчас перед вами наметки и идеи о том, как можно протестировать слабые места кандидата до того, как вы радушно примете его в лоно поддержки.
Умение общаться - навык, полезный любому сотруднику. А в некоторых сферах без коммуникабельности просто не обойтись! Что это за менеджер по продажам или оператор службы поддержки, который теряется при общении с незнакомцем и не может двух слов связать?
При подборе персонала для клиентских служб, в отделы продаж и на другие «общительные» должности важно правильно оценить, есть ли у кандидата такие навыки.
Наблюдение в фоновом режиме
О чем бы вы ни говорили с претендентом на собеседовании, параллельно вы можете оценивать его навыки выстраивания коммуникации. Ведь сейчас его задача - эффективно взаимодействовать с вами. Хорошо ли потенциальный сотрудник справляется с этой задачей?
На что стоит обратить внимание:
- Кандидат смотрит в глаза, почти все время поддерживает визуальный контакт
- Внимательно слушает то, что ему говорят - не перебивает, кивает
- Следит за реакцией собеседника на свои слова
- Общается открыто, тактично, вежливо
- Интонации спокойные, уверенные
- Речь грамотная, кандидат легко и ясно выражает свои мысли
- Корректирует свой стиль общения, ориентируясь на особенности собеседника
- Создает приятную, комфортную атмосферу, располагает к общению
Если проводится коллективное собеседование или тестирование с участием нескольких кандидатов, это прекрасная возможность понаблюдать за тем, как они взаимодействуют друг с другом. Ситуация сама по себе достаточно сложная и стрессовая, и если человек при этом чувствует себя свободно, уверенно, легко идет на контакт - это хороший знак.
Проверочные вопросы
Можно попросить самого претендента рассказать о своих навыках общения. Лучше задавать не общий вопрос «Как у Вас с коммуникабельностью?», а более конкретные вопросы, проясняющие ту или иную ситуацию. Например:
«Когда Вы были чем-то недовольны, как Вы рассказывали об этом руководителю?»
«Что Вы говорите и делаете, чтобы построить прочные деловые отношения?»
«Расскажите о ситуации, когда Вы тщательно продумали свои слова и поступки и в итоге достигли желаемого результата»
«Как Вы поступаете, когда Вам нужна помощь в решении сл ожной задачи?»
«Как Вы общаетесь с коллегой, который Вам не нравится?»
Конечно, нередко люди склонны приукрашивать действительность. Они не рассказывают о своем реальном поведении, а стараются ответить на вопросы правильно, «как надо».
Хороший способ проверить, так ли это - намеренная провокация. Выслушав подозрительно идеальный рассказ об общении, например, с неприятным коллегой, выразите свое несогласие: «Зачем же Вы под него подстраиваетесь, потакаете его проблемам? Разве правильно тратить на это свое рабочее время?» и так далее. Теперь смотрите, будет ли кандидат объяснять и отстаивать свою изначальную позицию или постарается подстроиться под ту «правильную» версию, которую от него якобы ждет рекрутер.
Кейсы
Довольно распространенный прием, который используют на собеседовании с менеджерами по продажам: «Продайте мне вот эту ручку» (стол, телефон или любой другой предмет). Когда кандидат говорит, решая реальную задачу, можно оценить не только его навыки коммуникации, но и многое другое: умение выстраивать аргументацию, эмоциональность, яркость, убедительность.
Проводя собеседование с потенциальным сотрудником клиентской службы, смоделируйте другую ситуацию - в зависимости от того, какой формат общения с клиентами необходим в работе на данной должности. «Представьте, что я клиент. Расскажите мне о…»
Для оценки коммуникативных навыков обратите внимание на следующее:
- Кандидат следит за вербальными и невербальными реакциями собеседника и меняет свое поведение
- Старается включить собеседника в диалог
- Задает уточняющие вопросы, изучая потребности «клиента»
- Активно слушает, корректно перефразирует слова собеседника
Если наблюдение за поведением, вопросы и кейсы показали, что кандидат обладает всеми перечисленными выше позитивными навыками - замечательно, вы нашли действительно коммуникабельного сотрудника.
Posted in: