Снисходительного, мягкого, терпимого человека сегодня модно называть толерантным. Сегодня в обществе нас призывают быть толерантными и терпимыми ко многому. Но часто терпимость путают с терпеливостью и терпением, а ведь терпение – одна их христианских добродетелей. Как не попасть в эту ловушку? Где граница между терпением и терпимостью, между терпимостью и толерантностью? Надо ли быть толерантными к иному мнению, к другой расе, к противоположному полу? И не приводит ли толерантность и терпимость к предательству – своих убеждений и Бога? Мы собрали мнения служителей.

Бог призывает меня к терпимости. Он учит меня не судить. Прощать. Любить, даже врагов.

В наше время, когда мир охвачен множеством конфликтов, когда на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в некоторых других африканских странах погибает большое количество христиан, когда они уничтожаются целыми поселениями и городами с невероятной жестокостью, когда разрушаются их храмы и монастыри, когда мировое сообщество никак не может выработать общих подходов в борьбе с терроризмом… наши братья-христиане страдают и в Европе, и в других странах, где злой политической силой под видом толерантности христианство изгоняется из общественной жизни.

I. Организационный момент.

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться: "Доброе утро"
- Доброе утро и солнцу и птицам
- Доброе утро улыбчивым лица,
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!

Давайте ещё раз поприветствуем друг друга. (дети говорят слова приветствия, пожимают друг другу руки или обнимаются и т.д.)

II. Актуализация знаний.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы узнали где ваша группа? (по поведению, звукам)
  2. Легко ли было найти своих? (легко)

Обращаясь к вороне:

  1. Почему никто не обращал на тебя внимания? (не такой как все)
  2. Как ты себя чувствовал?(неуютно)
  3. Ребята, почему вы не обращали на него внимания? (выделялся)
  4. Хотели ли вы быть на месте вороны?(нет)
  5. Тяжело ли быть не похожим на всех?(нет)
  6. Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку? (терпеливо)

Оценка учителя. Вы поступили хорошо, не толкали, а тактично не брали "ворону" в свою стаю.

III. Формулирование темы и цели занятия.

Что нужно проявлять в подобных ситуациях? (терпение, терпимость)

Какова же тема нашего занятия? ТЕРПЕНИЕ и ТЕРПИМОСТЬ (Слайд 1) Презентация

Кто может сформулировать цель? (Выяснить что такое терпение и терпимость, чем отличаются эти понятия?)

IV. Совместное открытие новых знаний

На зелёной карточке напишите - что такое терпимость? (1 минута)

На синей карточке- терпение. (1 минута)

В группах обсудите и сделайте вывод. (Дети делятся на 2 группы, проходит обсуждение)

2. Работа со словарём Даля

Найдите в словаре Даля определение терминам. (по группам)

3. Работа с учебником.

Как у вас в учебнике даётся определение этих слов?

Учитывая все варианты, сформулируйте и запишите в свой словарик своё определение.

ТЕРПЕНИЕ - готовность и способность мириться. (Слайд 2)

ТЕРПИМОСТЬ - умение доброжелательно воспринимать других людей. (Слайд 3)

Оценка учителя. Вы очень активно работали в группах и справились с заданием.

V. Совместное и самостоятельное применение знаний, закрепление

(микровывод)

1. Мультфильм "Притча о гвоздях"

Выберите главную мысль этой притчи и зачитайте из учебника стр.41

Какое впечатление осталось от просмотренного?

2. Беседа о М. Ломоносове

Как часто вам, ребята, приходится проявлять эти качества: терпение? (ответы детей)

Часто ли приходится терпение проявлять в учёбе?

Учение - это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите? -303 года прошло со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова . Это великий русский учёный. Круг его познаний необычайно разнообразен. А вы знаете, что учиться в Москву из Архангельска Ломоносов пришёл пешком, пройдя несколько тысяч километров, следуя за обозом, который снаряжался в Москву с мороженой рыбой. (Слайд 4) ПЕШКОМ ДО САМОЙ МОСКВЫ - УЧИТЬСЯ? Представить даже трудно, какая тяга к знаниям должна быть. Она у Михайло Ломоносова была именно такой. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Потянулись холодные и голодные годы ученичества. К этому добавлялись другие мучения: Запись из личного дневника Ломоносова: "Школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотрите-де, какой болван в лет двадцать пришел латыни учиться!" (Слайд 5) Обучение в этой Академии было рассчитано на 13 лет. Ломоносов овладел всей программой за 5 лет, уже в первый год закончив три класса.

Какие нравственные качества своего характера проявил Михаил Ломоносов?

3. Физминутка "Звали, зовут, будут звать..." (Приложение №3)

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

4. Толерантность - это:

Подберите синонимы к слову терпимость (Ответы детей)

Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает личность, способная проявлять терпение и терпимость. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют эту личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните качества:

  • Терпимость
  • Бессердечность
  • Конфликт
  • Сострадание
  • Прощение
  • Вспыльчивость
  • Желание что-либо делать вместе
  • Милосердие
  • Злорадство
  • Сотрудничество
  • Уважение прав других
  • Раздражение
  • Принятие другого таким, какой он есть
  • Зависть

Личность, обладающую этими качествами называют по-другому толерантной. (Слайд 6)

Толерантность - слово заимствованное, малопонятное.

На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь. (Слайд 7) Он отличался тем, что при разных правительствах оставался министром иностранных дел. Его особый талант был в том, что он умел учитывать настроения окружающих, уважать их, решать проблему, ища различные оптимальные (т.е. удобные для всех) выходы из сложившейся ситуации.

А что означает слово толерантность на других языках?

  • английском - готовность быть терпимым; (Слайд 8)
  • китайском - быть по отношению к другим великолепным; (Слайд 9)
  • испанском - способность принимать решения, отличные от собственных. (Слайд 10)

Давайте обобщим. Что же такое Толерантность или терпимость?(ответы)

Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

5. Анализ ситуаций. (Слайд 11)

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться понимать своих родителей, друзей, одноклассников. Давайте проверим,

1 - развито ли у вас это качество;

2 - какой выход найдёте из сложившейся ситуации.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения, работая в группе.

(Слайд 12) Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

А сейчас попробуем решить некоторые ситуации. (Учитель даёт листок с ситуацией дети читают и отвечают на вопрос: Как бы вы поступили в том или ином случае?)

Ситуации:

  • В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три "2". Кто-то говорит, что он "неумеха", не будем с ним дружить!" Твои действия.
  • Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
  • Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не очень обеспеченная. Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
  • Твой одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц. Стоит ли напоминать ему о долге или лучше промолчать?

VI. Рефлексия

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

Я вам предлагаю тест, дающий возможность задуматься. "Насколько вы терпимы друг к другу, толерантны на сегодняшний день?" Выберите один вариант ответа.

А) 0б Б) 2б В) 1б

1. В разговоре с одноклассником вы заметили, что он постоянно путает ваше имя. Как вы поступите?

а) перебью собеседника и строго скажу, что он неправильно ко мне обращается

б) спокойно напомню свое имя, когда придет моя очередь говорить.

в) сам начну обращаться к собеседнику не по его имени.

2. Ты потерял деньги.

а) значит, у меня их кто-то украл

б) понимаю, что сам потерял и никто в этом невиноват.

в) другой ответ

3.Как ты реагируешь на шутку, выпущенную в твой адрес?

а) выскажу обиду

б) постараюсь отшутиться

в) другой ответ

4. Я устал. Сижу в автобусе. Слышу громкий голос кондуктора, адресованный скорее всего мне: "Вот молодежь, посмотрите, даже старикам теперь не уступают места!"

а) молча встану, уступлю место.

б) не уступлю место и сделаю вид, что ничего не слышу.

в) встану, конечно, но буду объяснять ситуацию

Подсчитайте свои результаты.

Если вы набрали 3балла и меньше, то ты стоишь на первой ступеньке и тебе нужно много работать над собой.

Если набрал 4и 5 баллов, то находишься на втором и стоишь на правильном пути.

Если набрал 6 и 7 баллов, то ты в себе уже выработал толерантность. (Слайд 13)

Список литературы

1. Шапошникова Т. Д., Савченко К. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс. Рабочая программа. М: Дрофа. 2012.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Данилюк А.Я., Кондаков А.М.-М: Просвещение, 2009

3.Основы религиозных культур и светской этики: Основы светской этики. 4 класс (4-5 классы): Учебник. Шемшурин А. А. и др.- М: Дрофа. 2012.

4."Психологические игры для детей". Образцова Т.Н.-М: Лада,2005.

5.istorii-x.ru>zagadochnye:mihaila-lomonosova.html

6.www.youtube.com

7.slovari.yandex.ru> книги/Толковый словарь Даля

Терпение и терпимость- принципиально разные понятия. Ничего общего между ними нет. Здесь редкий случай, когда целесообразно русское слово "терпимость" заменить иностранным- "толерантность", чтобы подчеркнуть, выделить различие.
Терпение рано или поздно кончается. Терпимость - это черта характера, которая определяет образ жизни. Это понимание и разрешение других мнений, вкусов, предпочтений, образа жизни...
Терпение приводит к разрушению внутреннему или внешнему.
Но самое печальное, когда эти понятия подменяются. Все опять сходится к тому, что нет плохого и хорошего. Есть то, что приводит к поставленной цели и уводит от нее. Что работает, а что- нет.
Полезно проявлять терпение, когда ты, например, что-то делаешь, особенно, когда не выходит и ты снова и снова пытаешься освоить какую-то операцию, добиться определенного результата, шлифуешь навыки: вышиваешь, мастеришь что-то руками, рисуешь, пишешь, решаешь задачу или отрабатываешь танцевальные фигуры...
Но совсем не полезно терпеть то, что тебе не нравиться, что вызывает негодование, протест. Здесь надо не терпеть, а разобраться, что именно тебя не устраивает. И, если ты понимаешь, что раздражение вызывает чужой образ жизни, чужие поступки, слова и действия, тут уж надо, в первую очередь рассмотреть свое отношение к этому. Почему именно это тебя не устраивает. Может быть у тебя просто нет терпимости к другому мнению, другому вкусу, другому видению ситуации. И тогда- это твоя проблема над которой надо работать. Рассмотреть разные точки зрения, возможно ты не обладаешь всей полнотой знания по этому вопросу или у тебя недостоверная информация. Бывает полезно подняться над ситуацией и посмотреть на нее шире или себя попытаться поставить на место другого и проанализировать, а как бы ты поступил в схожей ситуации.
Если же для тебя все очевидно, тогда гораздо продуктивнее сосредоточиться на решении, вызывающей раздражение или негодование, проблемы вместо того, чтобы загонять себя в тупик кажущейся безвыходностью...

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.01.2014. ***
  • 22.01.2014. ***
  • 20.01.2014. Терпение и терпимость
  • 18.01.2014. ***
  • 17.01.2014. ***
  • 16.01.2014. ***
  • 15.01.2014. ***
  • 14.01.2014. ***

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла. Гл. 3

5 Айыы Тойон эһиги өйгүтүн-санааҕытын барытын Таҥара тапталыгар,
Христос тулууругар салайыахтын.
Сибэтиэй Павел апостол Фессалоника христианнарыгар иккис илдьит суруга. 3-с т үһ.

  1. В чём сходство и различие понятий «толерантность», «терпимость» и «терпение»?

  2. Есть ли, по-вашему, границы тому, другому и третьему? Кто их определяет?

Эти вопросы мы задали людям разных профессий, возрастов, вер. Ответы получились очень непохожими, но, как нам кажется, чрезвычайно интересными. У каждого респондента есть свой резон. Часто наша нетерпимость не позволяет нам услышать другого. А когда мы всё же пытаемся понять чужую точку зрения, то оказывается, что рассуждения философа-атеиста местами просто один в один совпадают с христианскими воззрениями. Это ещё раз говорит о том, что все мы гораздо ближе друг другу, чем думаем. В то же время христиане, включая священнослужителей, мыслят очень по-разному. Пожалуй, их разногласия – это лучший ответ тем, кто полагает, что в Церкви мы ходим строем.

Даже у рыб есть предел толерантности

Юрий Васильевич Лабутин, орнитолог, кандидат биологических наук.

1. Толерантность (если говорить о людях) – это терпение по отношению друг к другу, уважение к правам других людей, умение выслушать чужую точку зрения. Оно включает в себя понятие терпимости и терпения.

Но терпимость, терпение могут быть не только по отношению к людям, но и к условиям жизни, законам, устоявшимся традициям и т.д. Я живу и чем-то недоволен, но изменить обстоятельства не могу, и мне приходится терпеть. С терпением человек постоянно сталкивается.

Толерантность и терпимость касаются больше межличностных связей, взаимоотношений людей, а терпение – более глубокое и личностное восприятие, ощущение жизни, порой физическое. Мы терпим боль, тяжёлые условия жизни, слабости людей, которые нас окружают.

Толерантность – скорее идеология. Хотя это явление существует не только у людей, но и в животном мире. И терпеть животным приходится тоже. Толерантность человека может быть не только по отношению к людям, но и ко всему живому. Умение выживать в каких-то условиях, приспосабливаться к ним.

2. Мне кажется, у людей, как и у животных, предел толерантности есть. Скажем, рыба живёт в водоёме до определённой степени солёности. Когда солёность повышается, то толерантность рыбы иссякает. Если предел толерантности нарушен, то рыба просто гибнет.

Это касается всего живого мира. И у животных, и у растений есть свой предел толерантности – по отношению, допустим к температурному фактору или изменениям химической среды. У степных видов – по отношению к лесу, у лесных – по отношению к степи. Если леса становится меньше, какие-то птицы, насекомые, звери уже могут не выжить. У животных всё чётко и ясно. И у человека граница есть. Только кто её устанавливает?

Мне кажется, мы сейчас переходим некоторые из них. Ведь даже то, что отменили смертную казнь (проявили толерантность по отношению к преступному миру) – это тупик. Преступники, даже самые страшные, уже ничего не боятся. Предел толерантности должен быть. Толерантность не может быть в ущерб другому человеку. Если один процветает за счёт другого – того, кто расходует свою умственную, физическую энергию, страдает, – это насилие. Расхлябанность и вседозволенность не имеют ничего общего с толерантностью.

Хотя и для человека существует «всё ясно». Оно с давних времён вырабатывается, отражается более или менее в заповедях разных религий. Любой человек порядочный их чувствует интуитивно.

Ласковое терпение

Ариадна Борисова, писатель, драматург.

1. Слово «толерантность» я просто терпеть не могу. Не наше оно, вычурное, хитрое какое-то. Такое же, как «электорат» вместо «народ». Толерантность – она какая-то большая и политическая.

«Терпимость» – это то же самое, только русское слово. Терпимость просто поменьше, это уровень социума, коллектива. Наш народ, он же терпим – к властям, к нищете, к климату суровому, к соседям. Если толерантность однобока, терпимость шире по значению.

Но всё равно, терпимость, толерантность – это мимикрия какая-то, подстройка, попытка компромисса, холодный расчёт, это несвобода.

А терпение, мне кажется, очень широкое и многоликое понятие. Это и любовь, и сострадание, и жертвенность, и мудрость. В терпении тоже может быть несвобода, но не из расчёта, а из любви. Терпение – может быть и радостью тоже. У него много разных граней. Есть терпение нетерпения, например. Ты хочешь пойти против себя, но не делаешь этого, терпишь и, в конце концов, радость получаешь.

Терпение в семье – это цемент, без него всё разрушится. Моя сестра говорит: «Представь, если в семье терпимость будет вместо терпения! Терпимость может быть по отношению к чужим, посторонним. В семье мы терпим друг друга, потому что любим». Например, хочешь ты сказать своему мужу ПРАВДУ, а потом подумаешь: «А ты-то сама что? Не хуже ли его?», перетерпишь, и хорошо. А бывает, скажешь гадость, мимолётное удовольствие испытаешь от мести, а потом-то плохо. Терпение – оно ласковое, доброе.

2.Границы толерантности есть, ведь из истории мы знаем, что гибли целые народы, революции происходили, бунты социальные. Эту границу определяют политики, правительства, идеологи для большого сообщества.

Толерантность и терпимость не зависят от одного гражданина. А вот терпение зависит от самого человека. Как Кант говорил: «Нравственный закон внутри нас». Эту границу родители намечают, в какой-то мере школа и закон. Но человек сам в ответе за свои поступки. У терпимости тоже границы есть. А пределов терпению нет, по-моему. Сколько примеров неиссякаемого терпения!

Термин политтехнологов

Елена Никифорова, ведущий специалист управления по связям с общественностью и рекламе АК «АЛРОСА», кандидат искусствоведения.

1. Что роднит эти понятия на смысловом уровне? Значение каждого слова, по-моему, подразумевает широту взглядов, способность принять (во всяком случае, попытку понять) многочисленные «версии существования», все краски «палитры жизни», уважение к чужому мнению.

Границы «употребления», как мне кажется, определяет область применения, «жанр» бытования слова. Термин «толерантность», скорее, из политического лексикона, слово из сферы деятельности политтехнологов – «конструкторов и оценщиков» нашей жизни, где очень важно иметь терминологию без всякой эмоциональной окраски, но дающую чёткое определение процессу, явлению и т.д. Оно подразумевает меру согласия в вопросах государственного масштаба (религиозные конфликты, этнические войны, макроэкономические проблемы разного характера и пр.).

Понятие «терпимость», думается, лишено политической окраски, имеет, скорее, философский контекст, подразумевающий мировоззренческий потенциал личности, проще говоря, свойство ума, способного подвергать глубокому анализу явления и процессы, отыскивая многочисленные «за» и «против» без фанатизма.

«Терпение», как мне кажется, – нравственно-психологическая категория, обозначающая свойство характера, натуры. Большое терпение, я полагаю, свойственно людям с сильным характером и здесь не исключён фанатизм, а значит и субъективность мышления и поступков.

2. Мне думается, границы определяет субъект действия.

Полицейский в виде совести

Виктор Данилович Михайлов, доктор философских наук, профессор кафедры философии ЯГУ, действительный член Академии духовности РС(Я).

1. «Терпение» обращено преимущественно на самого человека, направлено на индивидуальную активность, ориентированно на одностороннюю реакцию. Оно сугубо субъективно. Если терпение – это процесс, действие, активность, то «терпимость» – свойство, качество, потенциал. Терпение, проявляемое постоянно, превращается в терпимость и толерантность, которые, на мой взгляд, не тождественны. Терпимость шире, чем толерантность, она имеет две стороны. Терпимость может быть обращена вовнутрь человека – это терпение. А может становиться толерантностью, и тогда требует интерсубъективности. Толерантность должна быть непременно взаимной, терпение же – односторонне.

Евангелие говорит: если тебя ударили по щеке, подставь другую – это не толерантность, т.к. она предполагает некий компромисс: я действую в расчёте на то, что будет ответная реакция. А в терпении расчёта нет! Золотое правило нравственности в конфуцианской трактовке: не делай другому того, что не понравилось бы тебе самому; делай то, что понравилось бы тебе самому – это принцип толерантности. Христианская установка понять и простить, даже врага – это терпение, смирение.

Сугубо лингвистически если подойти, то терпение и терпимость – однокоренные слова. Но терпимость – это свойство (толерантности или терпения), превратившееся в устойчивое качество. Оно более высокого порядка, чем толерантность. Терпимость – это высшее проявление толерантности. Толерантность можно проявить разово. А терпимость – это неотъемлемое, личностное, высокое, духовное начало, один из важнейших параметров духовности. Без терпимости духовности нет.

2. Есть пословица: «Терпи, казак, атаманом будешь» – это значит, что терпение вознаграждается. Или, например, малыш разбил коленку, хотел заплакать, но мама ему говорит: «Терпи, ты же у меня мужчина». Терпение требует высоких душевных качеств, необходимости подняться над собой, победить самого себя и награждается высокой моральной оценкой. Терпение, как сказал бы Вебер, предполагает наличие целерациональных общечеловеческих понятий – истины, красоты, добра, блага. Они объективны, заданы кем-то. Если бы я верующим был, то сказал бы, Богом. На мой взгляд, это всё – абстрагируемые наилучшие качества, высшее проявление человеческого в человеке.

Однако мы слабы и нуждаемся в объективных критериях. Высокодуховному человеку не нужно внешнее «недрёманное око». Кому-то стыдно перед Богом, кому-то перед людьми, но когда перед самим собой неудобно, когда полицейский переносится вовнутрь в виде совести – это высшее проявление духовности. Задача состоит в том, чтобы внедрить в сознание человека эти представления. Говорят же: «Не в моих правилах…», но эти правила кем-то или чем-то утверждены – воспитанием, самовоспитанием, чтением, образцами, примерами, кумирами…

В детстве нам неудобно перед родителями, воспитателем, учителем, нравственным авторитетом. В подростковом возрасте этим авторитетом в референтной группе становится вожак. Пацаны в стаях просто звереют, соревнуясь в жестокости. А в семье они – паиньки. Часто матерям на судебных заседаниях плохо становится. Когда зачитывают протокол, и они узнают, что их сыночки натворили, многие говорят: «Этого не может быть! Я не верю. Он не такой, он добрый – бабушку любит, кошку…» Нет, он тот же самый, но, попав в группу, хочет усвоить её ценности и абсолютно меняется. Верующие сказали бы, что их искушает дьявол, что идёт борьба зла с добром, и порой сатанинское начало побеждает, но человек не должен ему поддаваться. Человеческое заключается в том, чтобы божественное в нём побеждало.

Добро и зло объективны по отношению к нам – они до нас появились. И этические нормы по отношению к отдельному человеку объективны. Однако часто эти нормы имеют окраску – социальную, классовую, местечковую, религиозную, национальную. Вместе с тем есть и общечеловеческие критерии. Именно их мы должны утвердить в обществе. Важен человек как таковой.

Раньше людей ограничивала природосообразность. Уйдя от природы, человечество утратило инстинкты, регулирующие жизнь. Например, у животных есть табу: внутривидовое убийство. Заяц зайца никогда не задерёт, ворон ворону глаз не выклюет. И только человек – единственное существо, которое пачками убивает себе подобных. Причём научно-технический прогресс идёт по пути совершенствования оружия массового поражения.

Мы не выработали закона, который бы действовал неотвратимо, как инстинкт, а это – духовность. Мы же не дорожим жизнью людей! Ф.М. Достоевский был прав, когда вложил в уста Алёши Карамазова слова о том, что ни одно великое дело не стоит ни гроша, если при этом прольётся слезинка ребёнка. Это же очень высокая планка в соотношении средств и цели. Кант призывал никогда не делать человека средством достижения своей цели. Но использование человека идёт часто под благовидными предлогами. Например, взаимопомощь, семейные, родственные, дружеские отношения, принимая уродливые формы, превращаются в коррупцию, блат и т.д. Границы есть у всего, даже у хорошего, если их переходить, добро превращается в зло. Чрезмерная любовь матери приводит к тому, что вырастает маленький мерзавчик. Дисциплинированность оборачивается педантичностью и т.д. То же самое относится к развитию науки и техники.

Человек не должен разрушать общество, но и общество не должно нивелировать человеческую личность. Думаю, в православном понятии «соборность» есть глубокий смысл. Соборность не растворяет личность в коллективе, наоборот, позволяет обрести и сохранить самого себя, не потеряться среди других. Соборное начало не угнетает личность человека, он не теряет своего лица. Это коллективизм побуждает не высовываться, быть, как все… А соборность возвышает, позволяет раскрыть наилучшие качества. Я редко хожу в храм, но наблюдаю, что там нет стада, в одном порыве одинаково кланяющегося, орущего. Каждый остаётся самим собой, молится о своём, думает по-своему, сохраняет свою индивидуальность, достоинство, отдельность. Мне это импонирует. Ведь и в христианстве есть секты, практикующие эмоциональное подчинение воле пастыря, когда люди начинают скандировать единые молитвы, возбуждённо машут руками, – это страшно.

Я живой, и мне, может быть, один шаг до веры. Если человек хочет оставаться человеком, он ищет высшие ценности, идеалы, предельные представления, и почему бы не исходить из того, что они от Бога? Бердяевская эсхатология («Свобода и творчество») основана на притязании человека на божественность. Он возомнил о себе слишком, поставил себя наравне с Богом, и это так просто ему не сойдёт. Потому что есть пределы человеческому произволу. Если человек возвеличивает себя, ощущает себя центром мироздания, он разрушает не только свою личность, но и всё вокруг.

Толерантность ассоциируется с домом терпимости

Татьяна Шишигина, мастер спорта СССР, тренер по художественной гимнастике, мама пятерых детей.

1. Как-то мне довелось прослушать лекцию о толерантности. Формулировка гласила: «Толерантность – это устойчивость человека, охватывающая эмоциональную, психологическую и интеллектуальную сферы». Так же прозвучал тезис о том, что «толерантность есть норма цивилизованного компромисса между культурами, а в социальном контексте может быть рассмотрена как готовность человека позволить другим людям выбирать себе стиль поведения».

В течение всей лекции меня не покидало ощущение, что лектор пытается донести до нашего сознания то, что нормальный, более или менее воспитанный и мало-мальски образованный человек и без того знает, ощущает и в общем-то реализует в своей жизни. Аудитория состояла исключительно из педагогов, поэтому откровения о том, что характерными чертами толерантной личности являются: «расположенность к другим людям, снисходительность к незнанию (в данном случае своих подопечных), терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, терпимость к национальным и религиозным различиям, ответственность и доброжелательность, любознательность и способность к сопереживанию, умение владеть собой», вызвали у меня недоумение. Если организаторы считают необходимым посвятить этим прописным истинам целую лекцию, то, вероятно, они исходят из того, что наших с вами ребятишек обучают малограмотные люди, какие-то ограниченные, агрессивные монстры, которым не только детей доверить нельзя, но вообще лучше содержать в специальных учреждениях.

То, что нам подавалось под соусом «толерантность», я восприняла как попытку создать новую религию для современного человека, которому (неужели действительно?!) незнакомы понятия сострадания, милосердия, сопереживания, чуткости и доверия. Когда лектор попросила высказаться на предложенную тему, я попыталась объяснить: «Всё, о чём тут говорилось, было бы естественно и не нуждалось в обсуждении, если бы мы изначально знали, что такое ЛЮБОВЬ и, исходя из этого понятия, соизмеряли своё отношение к людям, равно как и к событиям в жизни». Мне возразили, что любовь, конечно, хорошо, но это не толерантность. Кто же спорит!

Однажды в компании мы играли в ассоциации. Игроку из нашей команды предложили слово «толерантность». Он не знал значения этого термина, тогда ему подсказали: «Это то же самое, что терпимость». Ассоциация возникла мгновенно, он стал показывать нам красные фонари, намекая на улицы, где находятся дома терпимости.

А вот слово «терпение» вызывает в памяти пушкинское «Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье». И я думаю, что из этих трёх «Т» терпение на несколько порядков выше по своему смыслу и значению. Терпение – это работа души, это из области духовного. Толерантность же – какой-то интеллектуально-психологический синтетический продукт цивилизации. Терпимость, на мой взгляд, – это явление социальное, эстетское и этическое, когда «Чёрный квадрат» Малевича – шедевр, а гей-парад – культурное мероприятие.

2. Одна из формулировок толерантности гласит: «Это устойчивость как способность человека реализовать свои личные позиции, а с другой стороны – гибкость как способность с уважением относиться к позициям и ценностям других людей». В физике такое состояние между устойчивостью и гибкостью называется аморфным, т.е. бесформенным, и если меняются условия и воздействие среды, то это состояние устойчивой гибкости может разрушиться.

Идеологи толерантности предполагают развитие личности, исходя из её собственных, а значит, относительных представлений об идеальном и реальном «Я».

Христианство же говорит об абсолютных, безграничных возможностях развития личности – до святости, исходя из Божественного замысла о человеке. В этом процессе обожения терпение имеет первостепенное значение.

А вот границы терпимости, мне кажется, определяются социумом, поэтому они изменчивы.

Манифестированное равнодушие

Епископ Якутский и Ленский ЗОСИМА (Давыдов).

1. Терпение – это христианская добродетель, которая ориентирована на Самого Христа. Когда Господь пришёл на землю, Он не разделял людей на плохих и хороших, бедных и богатых. Он соединял различных людей в единую общность или общину, созидал Церковь Божию, строя её на основании Любви. И тому, что такое ЛЮБОВЬ, нас научил Господь. Он говорил: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Но любовь не может быть без терпения. Даже мужчина и женщина, живущие в одной семье, должны не только любить, но и терпеть друг друга. Терпеть немощи, недостатки, мелкие обиды, что помогает им жить долго, мирно и хранить свою любовь до конца жизни.

Толерантность же – это безразличие, равнодушие к находящемуся рядом человеку. Мы существуем как бы параллельно. Меня не интересует, чем живёт ДРУГОЙ, его внутренний мир, проблемы. А его не должна волновать моя жизнь. Есть такой анекдот. В автобусе у выхода стоят два пассажира. Один спрашивает другого:

– Вы выходите?

Тот отвечает:

– Вас это не касается!

– Да, но я выхожу!

– А это меня не касается.

Это как раз чистое проявление толерантности.

Если на Востоке строили свою жизнь по добродетелям, то на Западе — по понятиям свободы. В своей личной и общественной жизни мы провозглашаем такие христианские добродетели, как мирность, терпение, дружба, любовь и святость. А оторвавшийся от народных и церковных традиций Запад берёт на вооружение философию Карнеги. Именно в ряду этих ценностей и стоит пресловутая толерантность. Европа, США, заявляя о толерантности, провозглашают свободу общественным порокам, таким, как наркомания, пьянство, сексуальная распущенность, извращённость.

Изверившийся Запад пытается остановить уличные арабские погромы во Франции и в Германии, прекратить убийства и расстрелы детей в школах, но это и есть открытый бунт против бездуховности и манифестированного равнодушия – толерантности. Надо повернуться лицом друг к другу, понять, чем живут окружающие нас люди. Ведь если мы можем иметь и проявлять свободу своей личной веры, взглядов и убеждений во внешней жизни, то мы должны иметь также право быть понятыми и услышанными в окружающем нас обществе.

Что касается терпения и терпимости, то это слова одного корня. Есть христианская добродетель – терпение, а его производным в нашей жизни будет терпимость. Они соотносятся так же, как дружба и дружественность, вера-доверие и верность, любовь (большое чувство, охватывающее всего человека) и влюблённость. Проще сказать, насколько мы сами терпимы, настолько терпение находится в нас. Но можно ли терпеть произвол и насилие?

Мы видим, к чему привела толерантность в Америке, – ребёнок приходит в школу с автоматом и стреляет по людям. Он просто развлекается, он безразличен к своей жизни так же, как и к чужой.

Если же говорить о толерантности как об идее, то в полноте своей она воплотилась именно в Церкви Христовой. В России много живёт неправославных народов – и язычники, и мусульмане, и буддисты. Но в составе Российской Федерации все её субъекты чувствуют себя комфортно именно потому, что православная Россия проявляет толерантность, старается умирять, порой жертвуя собой.

Наши миссионеры были подлинно толерантными людьми, потому что они не уничтожали огнём и мечом чужие культуры, а поддерживали их, обогащали народы новыми знаниями, составляли азбуку, учили читать и писать, образовывали интеллигенцию, вводили её в огромную семью мировой цивилизации, делали их значимыми и важными. Это и есть проявление настоящей, христианской толерантности.

2. Терпимости границы есть. Толерантности… не знаю. Терпимость в нас самих обуславливается заповедями Божиими: если я потерплю ближнего своего, то Господь потерпит мои немощи; если я покрою любовью грехи ближнего своего, то Господь покроет любовью мои грехи; не судите, да не судимы будете и т.д.

Бог не определяет границы нашего терпения, нашей любви, потому что Сам Он любит человека безгранично. Где граница терпения Бога по отношению к нам – язычникам и грешникам? Он распялся за нас – за всех нас! Терпение – это первая ступень к Божией любви. Следующий шаг – жертвенность, когда мы жертвуем всего себя без остатка ради любимого человека. Но Бог призывает любить всех. Вот христианская мера терпения, терпимости, толерантности.

Грех как норма жизни

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель домового храма святой мученицы Татианы МГУ, кандидат богословия.

1. Начнём с того, что слово «терпение» вообще не из этого ряда. Здесь оппозицией являются «толерантность» и «терпимость». Терпение – свойство, это не абстрактное понятие, а поведенческое. Поэтому давайте рассмотрим толерантность и терпимость. Причём, не формально-филологически, когда термины выстраиваются в более-менее синонимическом ряду (одно как корневое, другое – как заимствованное), а по их реальному употреблению в лексиконе общественно-политическом, культурном, бытовом…

Под словом «терпимость» мы понимаем то, о чём в своё время говорил святитель Филарет. Терпимость, скажем, по отношению к заблуждающимся – это вовсе не поощрение заблуждения к распространению. Позволяя человеку заблуждаться, но, проявляя к нему любовь, внимание, снисхождение, мы достигаем большего результата, чем тогда, когда запрещаем, держим и не пускаем. Я не буквально передаю слова свт. Филарета, но его мысль. Так вот, терпимость – это не релятивизм, при котором есть множество истин, или одна, но что поделать, люди держатся других правд, пусть и относительных, хорошо, что и таких держатся, наше дело – не вмешиваться… Терпимость – понимание того, что навязывание даже правильных взглядов приведёт к поражению. Но это никак не равнодушие к заблуждающемуся человеку и тем более не внутреннее согласие с его заблуждением.

Под толерантностью же в современном языке понимают как раз такого рода устроение общественного сознания, в котором каждый соглашается, что нет абсолютной истины, все относительны. Эта система предполагает размывание абсолютного в душе человека и утверждение такого строя общества, при котором нравственная цельность большинства заведомо уравнивается в праве на выражение и на распространение с мнением маленьких, даже самых нелепых и экстравагантных или нравственно возмутительных групп.

Ну вот, к примеру, пресловутые гей-парады. Ведь российское законодательство не запрещает этим людям вступать в связь с кем они хотят, только браки по закону не регистрируются. Но ведь им мало того, что их уголовно не преследуют, они добиваются, чтобы все ещё сказали: «Какие вы ребята молодцы! Вы такие же, как мы, нет, даже лучше нас!» Им мало права заниматься тайком тем, чем они хотят, они стремятся показывать это всем, а мы должны кушать всё молча. Но чем, скажите, гомосексуалисты отличаются от зоофилов, которые тоже могут настоять на том, что они просто ДРУГИЕ и что они только с совершеннолетними животными совершают ЭТО, и не по принуждению… Им что, тоже нужно дать право демонстрировать то, что они хотят?

Есть и другие экстравагантные мировоззренческие группы. И что же? Либеральная этика, либеральное общественное сознание говорит: будем толерантными, признаем, что они такие же, как мы, а поскольку они были преследуемы на протяжении столетий, пожалуй, у них прав ещё и больше. Будем считать, что полинезийцы, которые ели своих врагов, выражали тем самым свою национально-культурную идентичность. И, по крайней мере, нельзя их за это критиковать. Количество примеров можно множить до бесконечности.

Понятно, что веротерпимость и терпимость есть свойство разумного христианского сознания, помогающего ревность о вере отграничить от фанатизма. Ревность о вере предполагает готовность умереть за свои убеждения, но соединяет это с любовью, с жалостью и снисхождением к человеку согрешающему, заблуждающемуся.

Толерантность же предполагает не сочувствие и жалость, а принятие греха как нормы жизни. И вот с этим согласиться нельзя.

А терпение – это то, о чём Господь говорит в Евангелии: претерпевший до конца спасётся. Всё серьёзное в нашей жизни достигается только путём приложения ответственных усилий, когда человек терпеливо переносит нечто, что ему в жизни должно перенести.

2. Граница между толерантностью и терпимостью, повторю, лежит в признании наличия или отсутствия абсолютной истины. Терпимость переходит в толерантность, когда человек утрачивает христианский монизм – целостное мировоззрение, которое строится на том, что есть некая конечная правда, по отношению к которой выстраивается всё остальное.

Толерантность возникла в современном светском обществе западного постхристианского сознания. Можно так сказать, что если терпимость – это свойство религиозного сознания, то толерантность есть плод сознания либерально-атеистического.

Подготовила Марина ГОРИНОВА

Ответ отца Максима Козлова записала Мария Зубарева, сотрудница интернет-издания «Татьянин день»

Мир принадлежит терпеливым

Сицилийская поговорка

Терпеливость как качество личности – способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации, безропотно и стойко переносить что-нибудь (страдание, боль, несчастья), сдерживать агрессивность к объекту своей неудовлетворенности.

Однажды у миллионера спросили: «Какое качество вам помогло стать миллионером?» На что он ответил: «Терпение». Журналист сказал: «Ну, терпение ведь не всегда срабатывает, к примеру, воду в решете перенести нельзя и никакое терпение здесь не поможет…» На что миллионер улыбнулся и ответил: «Дождемся зимы и перенесем».

Терпение и терпимость – сестры-близнецы, форма одна, а содержание разное. Терпимость – это навсегда, терпение – это до поры до времени. Девиз терпимости: «Ты можешь быть другим». Терпимость мысленно поклеила обои в детской комнате с такой надписью. Она понимает и осознает, что у каждого из семи миллиардов живущих на Земле людей есть два качества, которые у них никто не в силах отобрать – свое понимание или вкус счастья и определенная свобода выбора, как реагировать на ту или иную ситуацию жизни. Терпение не признает право человека быть другим: «Мы тебя родили, значит, ты должен быть таким, как мы. Гены тряпкой не размажешь. Делай, как мы».

В окружающих и близких людях терпение видит один глобальный недостаток, существенный изъян – они не такие, как оно. Терпению не по плечу смириться, проявить терпимость к иному вкусу счастья и привычкам других людей, и оно, если любит объект, то беспокоится и переживает за него, а если не любит, то злится, раздражается, обижается и гневается. К примеру, муж разбрасывает носки, оставляет на мыле волосы, не закрывает крышку унитаза. Многие семьи распались из-за таких мелочей, с них начинался распад отношений.

Мудрая женщина, желающая сохранить семью, сядет и подумает: «Живем мы хорошо, все меня устраивает. Носки и унитаз – это мелочь, не стоящая того, чтобы отравить отношения. Какой прок в тысячный раз настаивать на своем, его уже не исправишь. Смирись, будь терпимой к этим мелочам». Если хотите радугу - придётся смириться с дождём. Как только она встала на позицию терпимости, носки и унитаз перестали ее раздражать. Раньше она боялась волосатого мыла, теперь, вооруженная осознанием терпимости, спокойно смывает с него волосы своего любимого «орангутанга». Глупая женщина будет терпеть, что означает, накапливать злобу и «пилить» мужа за неаккуратность, упреками и попреками она постарается лобовой атакой сломать его нежелание менять годами устоявшиеся привычки. Идти «на таран» с мужчиной так же разумно, как пытаться перебодать матерого барана.

В терпении с надеждой на лучшее будущее можно найти прибежище и защиту от неприятностей. Когда знаешь, что все хорошо закончится, можно и потерпеть. Леонардо да Винчи писал: «Терпение спасает от досады, как одежда спасает от холода. Если вы, в случае похолодания, оденетесь потеплее, то холод будет вам не страшен. Также нужно запастись терпением, если вы начинаете злиться, и тогда чувство досады не будет портить вам настроение».

Терпение, пропитанное любовью, приобретает иное качество. Усталая тигрица лежит, пытаясь хоть немного поспать, а по ней лазают тигрята, кусают ее за хвост, дергают за уши, пищат, словом, делают жизнь «звонкой», восторженной и энергичной. Она терпит шалости малышей, но нисколечко не злится. Ее безусловная любовь в сочетании с терпением перерастает в снисходительное добродушное поведение, насыщенное самоотречением, самозабвением и жертвенностью. Терпение в отношении детей всегда должно быть счастливым.

Женщина жалуется врачу: «У меня бессонница, не могу терпеть храп мужа». Не может терпеть, потому что не любит. Когда кончается любовь, кончается и терпение. Любящая жена проснется, если муж не храпит: «Что случилось? Может, заболел?». Потрогает его – захрапел, все в порядке и тут же засыпает вновь. Букет из терпения и безусловной любви дает аромат великодушия, снисходительности и доброты.

Многие люди отказываются от терпимости и терпят в надежде на будущее исправление объекта в нужную сторону. Есть такая немецкая пословица: «Со временем и при терпении и тутовый лист станет платьем из атласа». Чтобы привить человеку множество добродетелей, надо быть терпеливее дерева. Этот духовно затратный путь имеет право на существование, но идти по нему надо деликатно и мудро. Человек, с таким проявленным качеством личности как терпеливость, умеет, что очень важно, ждать и адаптироваться к обстоятельствам жизни. Обладая такой добродетелью как терпение, он, в конечном счете, добивается благополучия и успеха. Способностью умело переживать настоящее, терпение отвлекается от мысли о будущем. Настоящее пока вызывает уныние и разочарование, но терпение уверено, что это временное состояние.

И. А. Крылов в басне «Трудолюбивый медведь» пишет:

Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг).
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошёл по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, берёзника и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не даётся ремесло
Вот идёт к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья-таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чём есть тут главное уменье?» -
«В том, - отвечал сосед, - Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».

Терпеливый человек – это не только способность сохранять «лицо» в неблагоприятной ситуации, контролировать свои чувства и эмоции, но и способность противостоять собственной агрессивности относительно окружающих. Муж не выключает свет в ванне, можно пассивно терпеть или активно не терпеть. Суть от этого не меняется – неудовлетворенность и раздражение остается, чаша терпения наполняется. Когда чаша переполнится, значит, испытание терпения прошло успешно. Вся надежда на будущее. Не зря в народе говорят: «Терпи казак, атаманом будешь». То есть, достигнув статуса атамана, тебя уже никто не посмеет обижать и унижать. Солдат – первогодок, столкнувшись с явлением «дедовщины», может в отчаянии и состоянии «безнадеги» дезертировать или перестрелять «дедов». В результате – трибунал, дисциплинарный батальон, сломанная жизнь. Но если он обладает терпеливостью, то, несмотря на все пагубные обстоятельства, наступит на «горло собственной песне», сдержит агрессию относительно своих мучителей. Хочешь выжить – научись терпеть. Обычно такую линию поведения (избегание конфликта) выбирают большинство новобранцев.

К терпению набиваются в друзья многие качества личности, не имеющие с ним ничего общего. Лжетерпение скрывается под маской безволия, пассивности, трусости и безынициативности. Истинное терпение предполагает стойкость, дипломатичность, тактичность, оно всегда является проявлением разума. Сохраняя хладнокровие, выдержку и невозмутимость, оно искусно решает внешние проблемы. В любых ситуациях оно стремится быть спокойным и доброжелательным.

Терпение не исчерпывается умением ждать, когда этого требует жизнь. Оно проявляется в настойчивости, усердии относительно своего занятия и целеустремленности относительно своих намерений и желаний. У Ильи Шевелева, известного русского литератора, есть на эту тему замечательное высказывание: «В понятии «терпение» – две грани. С одной стороны, положительная – способность ожидать, не теряя надежды, настойчиво идя к поставленной цели. С другой стороны – отрицательная – неспособность сопротивляться, снося все оскорбления, обиды, рабски подчиняясь обстоятельствам. Первое – признак силы, второе – слабости». Быть терпеливым – значит не только уподобляться кошке, способной в одной позе часами выслеживать мышь, но и уметь доводить дело до конца, воплощать в действительности свои планы и цели. «Если я и сделал какие-то ценные открытия, — говорил сэр Исаак Ньютон, — то это случилось в большей степени благодаря моему терпению, чем моему таланту».

Терпеливость предполагает последовательность, постоянство и настойчивость, она учит никогда не сдаваться. Даже гениальный Альберт Эйнштейн признавался: «Всё не потому что я так умён, а потому что я не оставляю проблему». Бывают в жизни обстоятельства, когда приходится делать то, к чему не расположен, что не привлекает и не интересно. Реализуя свою, а не чужую, цель, занимаясь любимым делом, получаешь удовольствие от самого пути к цели, жизнь превращается в ежедневный праздник. Когда дело не нравится, но его нужно сделать, терпение напрягает волю, предпринимая над собой усилие, и просто начинает трудиться, «делать дело». Реализуется правота мудрости поколений: «Терпение и труд – все перетрут». Поэтому терпение всегда соседствует с успехом.

Терпение рождается из ощущения внутреннего счастья, позволяющего человеку преодолевать трудности. Помня, что самые темные часы перед рассветом, он смело идет навстречу трудностям, твердо усваивая уроки жизни. Память о том, как был счастлив, делает человека терпеливым в решении жизненных проблем.

Есть такая притча о мертвом дереве. Как-то суровой зимой у нас закончились дрова. Отец вышел на околицу, нашел мертвое дерево и срубил его. Весной он увидел, что из пня срубленного им дерева пробиваются побеги. - Я был уверен, - сказал отец, - что это дерево мертвое. Тогда было так холодно, что от мороза его ветви трескались, ломались и падали на землю, как будто у него в корнях не оставалось и капли жизни. Теперь я вижу, что жизнь еще теплилась в этом стволе. И, повернувшись ко мне, он сказал: «Запомни этот урок. Никогда не руби дерево зимой. Никогда не принимай решения в неподходящее время или когда находишься в плохом состоянии души. Жди. Будь терпеливым, плохие времена пройдут. Помни, что весна возвратится».

Петр Ковалев 2013 год