В начале XX в. сформировалась новая биологическая наука - экология . В переводе с греческого - это «наука о местообитании».

Экология - это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.

Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования.

Сам термин «экология» был введен в науку в 1866 г. видным немецким биологом Э. Геккелем. Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.

Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.

Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.

Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека - сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.

Задачи экологии как науки:

1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;

2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;

3) установление зависимости между средой и численностью популяции;

4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;

5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.

Экология человека - комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.

Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ - очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.

У человека имеется 3 среды обитания:

1) природная;

2) социальная;

3) техногенная. Критерий качества среды обитания человека - состояние его

здоровья.

В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой - человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.

Экология – это наука, которая изучает законы природы, взаимодействие живых организмов с окружающей средой, основы которой заложил Эрнст Геккель в 1866 году. Однако люди интересовались секретами природы еще с древности, имели бережное отношение к ней. Понятий термина «экология» существуют сотни, в разные времена ученые давали свои определения экологии. Само слово состоит из двух частиц, с греческого «ойкос» переводится как дом, а «логос» — как учение.

С развитием технического прогресса состояние окружающей среды стало ухудшаться, что привлекло внимание мирового сообщества. Люди заметили, что воздух стал загрязненным, исчезают виды животных и растений, ухудшается вода в реках. Этим и многим другим явлениям дали название – .

Глобальные экологические проблемы

Большинство экологических проблем из локальных переросли в глобальные. Изменение небольшой экосистемы в конкретной точке мира может повлиять на экологию всей планеты. К примеру, изменение океанического течения Гольфстрим приведет к крупным климатическим изменениям, похолоданию климата в Европе и Северной Америке.

На сегодняшний день ученые насчитывают десятки глобальных экологических проблем. Приведем лишь наиболее актуальные из них, которые угрожают жизни на планете:

  • — изменение климата;
  • — истощение запасов пресной воды;
  • — сокращение популяций и исчезновение видов и ;
  • — истощение полезных ископаемых;

Это далеко не весь перечень глобальных проблем. Скажем так, экологические проблемы, которые можно приравнять к катастрофе, — это загрязнение биосферы и . Ежегодно температура воздуха повышается на +2 градуса по Цельсию. Причиной этого являются парниковые газы. В Париже проводилась всемирная конференция, посвященная проблемам экологии, на которой многие страны мира обязались сократить количество выбросов газов. В результате высокой концентрации газов происходит таяние льдов на полюсах, повышается уровень воды, что в дальнейшем грозит затоплению островов и берегов континентов. Чтобы предотвратить надвигающуюся катастрофу, требуется выработать совместные действия и проводить мероприятия, которые будут способствовать замедлению и прекращению процесса глобального потепления.

Предмет изучения экологии

На данный момент существует несколько разделов экологии:

  • — общая экология;
  • — биоэкология;

У каждого раздела экологии существует свой предмет изучения. Наиболее популярной является общая экология. Она изучает окружающий мир, который состоит из экосистем, их отдельные компоненты – и рельеф, почва, животный и растительный мир.

Значение экологии для каждого человека

Забота об экологии на сегодняшний день стала модным занятием, прситавку «эко» используют везде. Но многие из нас даже не осознают глубины всех проблем. Конечно, это хорошо, что огромное человечество людей стало неравнодушным к жизни нашей планеты. Однако стоит осознать, что состояние окружающей среды зависит от каждого человека.

Любой житель планеты может ежедневно выполнять простые действия, что поможет улучшить экологию. К примеру, можно сдавать макулатуру и уменьшить использование воды, экономить электроэнергию и выбрасывать мусор в урну, выращивать растения и использовать предметы многоразового использования. Чем больше людей будет выполнять эти правила, тем будет больше шансов сохранить нашу планету.

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-30
  1. Термин "экология" с греческого переводится как наука: Е). о доме, жилище.
  2. Экология - наука, изучающая:

Е. закономерности взаимоотношений организмов со средой обитания

  1. Наблюдение и сбор данных об экологической ситуации на всей планете называется:

А), глобальный мониторинг

  1. Одной из задач экологии является изучение:

Е) проведения непрерывного наблюдения (мониторинга) за состоянием природной среды.

  1. Причины возникновения экологических проблем:
  2. критическое состояние взаимодействия общества и природы;
  3. Понятие «экосистема»:

D ). совокупность совместно обитающих различных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи друг с другом;

  1. Понятие «ноосфера»:

E ) высшая стадия развития биосферы, связанная с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, когда разумная деятельность становится главным, определяющим фактором.

  1. Раздел экологии «аутэкология» изучает:

B ), закономерности адаптаций отдельных живых организмов к среде обитания;

  1. Синэкология изучает: Е). изменение видового состава сообщества во времени.
  2. Демэкология изучает:

B ), влияние выбросов нефтегазоперерабатывающего завода на численность популяции воробьев, обитающих в данном районе;

C ), место вида в экосистеме, определяемое его биологическим потенциалом и совокупностью факторов внешней среды;

  1. Продуценты - организмы, находящиеся на трофическом уровне: А). I;
  2. Ксерофиты - это растения, приспособленные к условиям обитания в:

D ). местообитаниях с недостаточным увлажнением;

  1. Автотрофными называются организмы, которые:
  2. , самостоятельно синтезируют органическое вещество из неорганических соединений;
  3. К гетеротрофным организмам относятся: Е). тигры.
  4. Гетеротрофные организмы в процессе жизнедеятельности:

В), потребляют готовое органическое вещество;

  1. Кто предложил термин «экология»? В). Э. Геккель;
  2. Кто является автором учения о биосфере? Е). В.И. Вернадский
  3. Впервые термин «экосистема» ввел: А).А.Тенсли;
  4. К абиотическим факторам природной среды относятся:

В), температура и влажность атмосферного воздуха;

  1. К биотическим факторам природной среды относятся: В), популяция зайцев степной экосистемы;
  2. Сущность “правила минимума” Ю. Либиха заключается в том, что если:

D ). хотя бы один из экологических факторов выходит за пределы минимума (меньше минимума), то организм погибает;

  1. Толерантность - это:

D ). пределы устойчивости организмов к колебаниям уровня экологических факторов;

  1. Согласно закону "толерантности"1 В. Шелфорда организмы:

D ). выдерживают изменения факторов окружающей среды в определённых пределах;

  1. Лимитирующим фактором называется:

B ), любой экологический фактор, значение которого приближается к верхнему или нижнему пределу выносливости организма;

  1. Такое взаимоотношение между популяциями, как «мутуализм», обозначается сочетанием знаков: В). «+ +»;
  2. Биологический процесс, в результате которого световая энергия преобразуется и аккумулируется в клетке, называется: С), фотосинтез;
  3. Биологический процесс, в результате которого питательные вещества окисляются, называется: А), дыхание;
  4. К какой функциональной группе относятся бактерии и грибы в биоценозе? В), редуцентам;
  5. К какой функциональной группе относятся животные в биоценозе? А), консументам;
  6. В биоценозе растения выполняют роль. С), продуцентов;
  7. Роль продуцентов в водной экосистеме выполняют: А), фитопланктон;
  8. Роль консументов в водной экосистеме выполняют: В), хищные рыбы;
  9. Роль редуцентов в водной экосистеме выполняют: D ). микроорганизмы;
  10. Концентрационная функция живого вещества биосферы заключается в:

В), накоплении в телах организмов атомов веществ, рассеянных в природе;

  1. Деструктивная функция живого вещества биосферы заключается в:

C ), разложении мертвой органики и минеральных пород;

  1. Энергетическая функция живого вещества биосферы заключается в:

C ), аккумуляции солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

  1. Средообразующая функция живого вещества биосферы заключается в:

C ), преобразовании физико-химических параметров среды обитания;

  1. Распространение жизни в верхних слоях атмосферы ограничено недостатком: D ). паров воды;
  2. В результате средообразующей функции живого вещества биосферы в географической оболочке Земли произошли важнейшие события:
  3. , изменился химический состав вод первичного океана и атмосферы;
  4. Живое вещество биосферы обусловливает:

B ), непрерывный круговорот веществ в экосистеме;

  1. Особенности современного уровня взаимодействия природы и общества?

Е) качественно новое состояние в эволюции планеты, при котором процессы и явления биосферы направляются человеческим интеллектом.

  1. Понятие об экологии:

B ), наука, изучающая условия существования вида, находящегося во взаимодействии с окружающей средой;

  1. Под сообществом понимают:

C ), совокупность живых организмов, представляющих различные виды, обитающих в одном ареале;

  1. Объект изучения экологии:

Е). комплексное и всестороннее состояние взаимодействия общества и природной среды и возможных последствий антропогенных воздействий на биосферу.

  1. В трудах какого ученого экология представлена впервые как общая наука об отношениях организмов к окружающей среде? D ). Э. Геккеля;
  2. Функциональная классификация экосистем основана на:

Е). зависимости от источников, количества и качества поступающей энергии.

  1. Структурная классификация экосистем подразумевает:

D ). естественные черты растительности и ландшафта (наземные), геологические и физические особенности (океан);

  1. Что такое природные ресурсы?
  2. , важнейшие компоненты окружающей среды, используемые для создания материальных и культурных потребностей общества;

60 . Наиболее распространена классификация антропогенных воздействий:

  1. Наибольшее количество выбросов вредных веществ осуществляется на предприятиях черной металлургии в процессе производства: D ). коксохимическое;
  2. Что такое «санитарно-защитная зона»?

E ). площадь дополнительного озеленения вокруг промышленного или сельскохозяйственного предприятия с целью усиления ассимиляции и фильтрации загрязнителей атмосферного воздуха.

63 .Источник химического загрязнения окружающей среды: Е). аэрозоли.

  1. К биологическому загрязнению окружающей среды относится:
  2. , чрезмерная экспансия синантропных животных в городах (крыс, ворон, мышей, голубей);
  3. Физическое загрязнение связано с: С), электромагнитным излучением;
  4. Нефтяное загрязнение - это: В), нефтяная пленка;
  5. Основными источниками радиоактивного загрязнения Мирового океана являются:

D ). загрязнение радиоактивными отходами, аварии судов с атомными реакторами, захоронение радиоактивных отходов;

  1. Страна с максимальным количеством действующих АЭС и максимальной их долей в общемировом объеме вырабатываемой электроэнергии: Е). Франция.
  2. Преобладающими видами загрязнителей водных экосистем предприятиями горнодобывающей и угольной промышленности являются:

А), флотореагенты, минеральные взвешенные вещества, фенолы;

  1. Загрязнители, поставляемые в окружающую среду предприятиями сельскохозяйственного цикла: В), фосфорорганические пестициды;
  2. Токсичный компонент отработавших газов на автотранспорте: С). С">20 Н">12 ;
  3. К глобальным экологическим проблемам относятся: D ). процессы опустынивания;
  4. К глобальным экологическим проблемам относятся: E ). парниковый эффект.
  5. Какой загрязнитель Мирового океана представляет наибольшую опасность для живых организмов на современном этапе? С), нефть;
  6. Основная масса углекислого газа (СО?) поступает в атмосферу на современном этапе в результате: D ). сжигания всех видов горючих ископаемых;
  7. Прогнозируемое учеными возможное потепление климата связывается в основном с выбросами в окружающую среду: А), углекислого газа;
  8. Киотский международный протокол посвящен вопросам снижения выбросов;

В), парниковых газов;

  1. Какой вид источников энергии является наиболее экологически чистым?
  2. . использование энергии ветра;
  3. Отличие экологизации производства от экологического производства заключается

D ) приспособление различных технологий к сложившимся биосферным условиям;

  1. Биотехнология - это:

B ), способ получения нужных веществ на основе целенаправленного изменения генетического кода организма;

  1. Какова роль биологизации производства в решении экологических проблем?
  2. открывает возможность управления циклами круговорота веществ в природе, защиты биоты Земли от ксенобиотиков.
  3. Экология человека - это наука, изучающая:

B ), часть социальной экологии, изучающая взаимодействие человека с окружающей средой;

  1. Этнологический и провоцирующий факторы заболеваний человека:

С), загрязнение окружающей среды;

  1. Демографический взрыв - это:

D ). периодическое резкое увеличение численности населения, связанное с улучшением социально-экономических условий;

  1. Первый мегаполис мира: Е). БосВаш.
  2. Для очистки сточных вод используют методы: Е). механические, химические и биологические.
  3. Под рекультивацией земель понимают комплекс работ:
  4. , по восстановлению нарушенного плодородия почв и возвращения земле в сельскохозяйственное пользование;
  5. Общий экологический ущерб - это:

E ). дополнительные расходы, связанные с восстановлением здоровья и работоспособности населения, потерями урожая сельскохозяйственных культур, продуктивности водоемов и лесов, ликвидацией последствий пожаров и др. бедствий.

  1. Согласно Закону об охране окружающей среды РК, кто обязан вести производственный мониторинг? А), специально уполномоченные государственные органы;
  2. Основной принцип международного сотрудничества, соблюдаемый в области охраны окружающей среды РК: C ), соблюдение приоритета всеобщей экологической безопасности;
  3. Международная программа, посвященная наиболее острым проблемам экологического кризиса (опустынивание планеты, деградация почв, обеслесивание, загрязнение пресных вод и т.д.):

D ). ЮНЕП - международная программа - 2 ООН по окружающей среде, 1972 г.

  1. . Устойчивое развитие это: D ). Экономическое развитие без ущерба на природу
  2. Ступень мониторинга - основной уровень сбора первичной информации:

А), локальный (санитарно-гигиенический);

  1. Техногенные антропогенные воздействия на биоту - это:

E ). предприятий горно-промышленного комплекса.

  1. Наиболее распространена классификация антропогенных воздействий:

С), по типу хозяйственной деятельности;

  1. Уровень транспортного шума, производимого тяжелым грузовиком (дБ): А). 100;
  2. Шум экологический - это: B ) форма загрязнения окружающей среды, состоящая в увеличении уровня шума сверх природного фона;
  3. Шум экологический бытовой возникает при функционировании: C ), пылесоса;
  4. Допустимый шум уличного движения у стен домов днем (дБ): D ). 50;
  5. Основной единицей активности распада радиоактивного материала является: Е). Ки (кюри).
  6. Химические соединения, способные вызывать злокачественные и доброкачественные новообразования в организме, называются... С) бластомогенами;
  7. Численность населения Земли на 2005 г. составила... С) 6,5 млрд. чел. ;
  8. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат такие аспекты, как экономический, здравоохранительный, эстетический, воспитательный и А) научный;
  9. Использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максимально возможного предотвращения негативных последствий природопользования - это называется правилом... D ) прогнозирования.
  10. Увеличение или уменьшение использование одного ресурса увеличивает или уменьшает возможность использования другого ресурса - это... сочетание интересов хозяйствующих субъектов. С) конкурентное;
  11. Элементы природы, необходимые человеку для его жизнеобеспечения и вовлекаемые им в материальное производство, называются... А) природными ресурсами;
  12. Какими природными ресурсами являются каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых? А) исчерпаемые невозобновляемые;
  13. Человеческая деятельность, направленная на восстановление природной среды, нарушенной в результате хозяйственной деятельности человека или природных процессов, является... воздействием. А) конструктивным;
  14. Совокупность геохимических процессов, вызванных горно-технической, инженерно-строительной и сельскохозяйственной деятельностью человека, называется... D) техногенезом.
  15. Экологическое неблагополучие, характеризующееся глубокими необратимыми изменениями окружающей среды и существенным ухудшением здоровья населения, называется... С) экологической катастрофой.
  16. Киотский протокол (1997) в отношении присоединившихся к нему стран включает в себя обязательство...

C ) сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов по отношению к уровню 1991 г.;

Разбирая свою домашнюю библиотеку, я наткнулся на свой старый школьный учебник по биологии. Остановившись на разделе «Экология» , я попытался узнать побольше об этом термине и самой науке. О происхождении этого названия и истории экологии мне хотелось бы рассказать.

Что же означает слово «экология»

Прежде всего, сам термин пришёл к нам из древнегреческого языка : (οἶκος - «дом, логово» и λόγος - «наука или учение о чём-либо»). Что буквально означает «наука о доме» . А в дореформенной русской орфографии термин звучал как «ойкологiя» .

Сегодняшняя трактовка экологии куда шире, чем во времена раннего развития данной науки. Но если говорить кратко, то экология - целая наука о взаимоотношениях между двумя мирами : живой и неживой природой.

К тому же, о ней говорят как о науке, которая исследует экономику природы , а также функционирование её систем в пространстве и времени, в своих естественных или же изменённых людьми условиях.


История экологии

Ещё с ранних времён люди начали замечать определённые закономерности, по которым животные взаимодействуют друг с другом или окружающей их природой. Но поначалу экология не была отдельной наукой . Она была лишь часть философии.

Самыми ранними описаниями экологии живых существ можно назвать:

  • трактаты Рамаяна и Махабхарата (6-7 века до нашей эры). Здесь описывался образ жизни более 50 зверей, места их обитания, активности и разные повадки;
  • «История животных» Аристотеля . Также описана классификация, сезонная активность, убежища и звуки разных животных;
  • Теофраст назвал основы геоботаники, рассуждал о значениях в смене сезонной окраски животных;
  • «Естественная история», написанная Плинием Старшим позволяет нам увидеть экономический характер зооэкологических сфер.

По мере хода истории, всё больше учёных описывали течение и поведение жизни на Земле. И в конце концов экология не только сформировалась как отдельная наука , но и создала множество своих подразделений , главными из которых считаются:

  • подраздел аутэкологии (взаимодействия одного уникального организма с окружающим миром);
  • синэкологии (взаимодействие сообществ);
  • и демэкологии (функционировании популяций особей конкретного вида внутри природной среды).

Плюс множество других подразделов экологии с разными предметами изучения. К тому же эта наука тесно связана с биологией , физикой , химией и даже математикой . Ведь все современные науке работают совместно и помогают друг другу в исследованиях.

С егодня в обиходе очень модный и актуальный термин - экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» - слово, состоящее из греческого «ойкос» - ‘дом’ и «логос» - ‘наука’. Получается, что дословно «экология» - это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многогранней, интересней, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный (здоровый) образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология - это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир - дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология - это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы - раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология - направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли - каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология - изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология - изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология - наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология - изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов - направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология - наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология - направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель - изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как уже можно догадаться, экология - понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог - это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит экология, он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп - отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема - среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» - это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура - это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.


Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, - это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона - негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.