Теркин - кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.

"Василий Теркин" - замечательная поэма А.Т.Твардовского. Её также называют "Книгой про бойца". Сам же Твардовский писал: "Книга в народном восприятии явление более значительное, предмет серьёзный, достоверный, безусловный", эта поэма о военной жизни. А главным её героем является народ на войне, выраженный образом Василия Теркина.

Часто люди думают, что Василий Тёркин - это вечный человек, солдат, имеющий своё имя, дом, родных. Но как говорил сам Твардовский: "Василий Тёркин - лицо, выполненное от начала до конца, плод воображения, создание фантазии". Но несмотря на это, нам бы хотелось, чтобы Тёркин был настоящим, невымышленным, потому что в нём воплощены все лучшие черты человека. В нём присутствует патриотизм, смелость, скромность, бескорыстное служение Родине. И автор, показывая нам эти черты в Тёркине, говорит о том, что ими обладал русский народ, воевавший на войне. Ведь под образом Тёркина мы подразумеваем сотни тысяч людей, объединенных одной целью. А цель их - победа:

Смертный бой не ради славы
Ради жизни на земле.

Кроме всего прочего Василий - боец умелый, храбрый, отважный и весёлый. А также его трудолюбие, добродушие и простота очень нравятся читателю.

Вообще, "он представляет собой обобщенный портрет в реальных и глубоко человеческих чертах, которого нашли свое выражение сотни и тысяч ему подобных".

С одной стороны Василий - бывалый, храбрый, неунывающий русский боец. А с другой, Теркин - обобщенный образ нашего русского солдата, наделенного лучшими свойствами, качествами и способностями.

Урок литературы в 8 классе по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин»

Теркин – кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Цель: Отражение русского национального характера в образе Василия Тёркина через выявление его типичных черт.

Задачи:

    Показать черты русского национального характера в образе В. Тёркина. Дать понятие об обобщённом образе.

    Совершенствовать умение анализировать лироэпическое произведение через выявление художественных особенностей поэмы.

    Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, навыки выразительного чтения.

    Воспитывать патриотические чувства.

    Совершенствовать умение работать с информацией (текст, картины, интернет)

1.Нами прочитана одна из великих поэм русской литературы. Сегодня мы вновь обращаемся к ней, чтобы ответить на вопросы: Кто же такой В. Тёркин? Какими качествами наделил его поэт? Почему этот герой популярен и любим во все времена?

К. Симонов считал поэму “Василий Тёркин” лучшим из всего написанного о войне на войне. Многие строки поэмы стали любимыми и дорогими для всех русских людей. Давайте послушаем их.

Чтение строчек поэмы сопровождается показом видеоряда .

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой,

Я забыть того не вправе,

Чем твоей обязан славе,

Чем и где помог ты мне.

Делу время, час забаве,

Дорог Тёркин на войне.

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

И чтоб знали, чем силён,

Скажем откровенно:

Красотою наделён

Не был он отменной,

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал -

За рекой Сестрою.

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Тёркин на войне.

Видно, бомба или пуля

Не нашлась ещё по мне.

Был в бою задет осколком,

Зажило - и столько толку.

Трижды был я окружён,

Трижды - вот он! - вышел вон.

И хоть было беспокойно -

Оставался невредим

Под огнём косым, трёхслойным,

Под навесным и прямым.

Переправа, переправа!

Пушки бьют в кромешной мгле.

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

2. Какие чувства вы испытали, когда слушали строчки из поэмы и смотрели видеоряд? Поделитесь своими впечатлениями.

3. Поэма Твардовского была и остаётся такой популярной, что в Смоленске, на родине Твардовского, поставлен памятник поэту и его герою Василию Тёркину. Посмотрите на изображение памятника и опишите его.

Удобно расположившись на бревне, они увлечённо беседуют, вспоминают дороги пыльные, переправу, схватки боевые, своих друзей… Твардовский сидит, глубоко задумавшись. Он внимательно слушает рассказ об очередном бое, где наши одержали победу, и, возможно, размышляет о своей будущей главе “Книги про бойца”. Тёркин же, как всегда, весел и бодр. Вот - вот закончит свою речь и “заведёт другую песню”: заиграет на трёхрядке, забыв обо всём на свете… А завтра снова в путь - дорожку фронтовую.

Давайте и мы прислушаемся к разговору двух современников, двух боевых товарищей - автора знаменитой “Книги про бойца” Александра Твардовского и всенародного героя Василия Тёркина.

Составьте диалог, который мог бы состояться между поэтом и его героем (можно использовать цитаты из поэмы) Д/З

Почему поставили этот памятник поэту и литературному герою?

Они вместе прошагали по дорогам войны, преданно выполняя долг перед Родиной и, несмотря ни на какие трудности и испытания, выжили, потому что любили жизнь, свою родную землю, свой народ и страну.

4. В строчках, вынесенных в тему урока, сказано, что Тёркин – парень обыкновенный . Так ли это? Согласны ли вы с этим утверждением?

Давайте составим таблицу, чтобы текстом доказать наши предположения. 1 вариант ищет подтверждения первому утверждению, 2 вариант ищет подтверждение второму утверждению.

Теркин

Обыкновенный парень

Незаурядный человек

Всегда с солдатами в одном строю, в бою, на службе, на привале. Он один из многих защитников родины.

Русский чудо-человек, Богатырь не тот, что в сказке - беззаботный великан.

Тёркин живёт теми же заботами, как и другие солдаты, лихой солдат на войне, гость не лишний на гулянке, на работе хоть куда.

Храбрее других, бесстрашный, славный товарищ, не унывает в любой обстановке, шутит, подбадривает солдат.

Парень свой, снова воду черпать из какой-то реки, ступают сапоги солдата по русской земле. В бою не чужд опаски. Святой и грешный. Человек простой закваски.

Один совершает множество подвигов.

Индивидуальный образ

реальный солдат, стойкий боец Советской Армии

Обобщённый образ

русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

на все руки мастер: то он боец, то плотник, то печник, то гармонист.

Вывод: В образе Тёркина автор показал его типичность и необыкновенность, что сделало этого героя ярким и незабываемым. И, подчеркнув эту обычность, его неотделимость от массы бойцов, поэт выявляет его незаурядность: «Но герой – героем».

5. В своём любимом герое Твардовский сумел выразить лучшие черты русского народа , увидел главное в русском национальном характере. Давайте вспомним прочитанные нами главы и определим характерные для Василия Тёркина черты характера.

Эпизоды (главы)

Качества характера Василия Тёркина

1. «Переправа»

Мужество, смелость, отвага, героизм, продолжатели дела отцов-защитников родины, Стойкость, выносливость

2. «О награде»

Весёлый, скромный, медаль нужна, чтобы произвести впечатление, достоинство и гордость, Мечты о будущем без войны уверенность в победе,

3. «Гармонь»

умеющий поддержать товарищей, не дать

им впасть в уныние или даже замерзнуть, фронтовая дружба, солдат оказался настоящим гармонистом (талантливый)

4. «Два солдата»

Мастер на все руки, смекалистый, хитрый, шутник, уверен в победе и готов сделать всё для этого, Патриотизм

5. « Кто стрелял?»

Скромность, успокаивает солдата, завидующего ему, что у немцев это не последний самолёт. Любовь к жизни, но и готовность отдать её ради победы

6. «Смерть и воин»

разговор человека с самим собой у последней черты, на той грани, где он до последнего обязан оказывать сопротивление «стрелам яростной судьбы»”. То есть и перед лицом смерти герой не может быть равнодушным к судьбе своей страны и не может забыть о родных краях.

Лихой солдат, весёлый на гулянке, хороший работник, вера в победу, шутник, неунывающий, терпеливый и выносливый, обладает здравым смыслом и рассудительностью, святой и грешный.

Таким образом , в образе Теркина Твардовский обобщил лучшие черты русского солдата: мужество, силу, выносливость, жизнестойкость, веселость, общительность, надежность, скромность. Теркин, даже оставаясь один на один с врагом или со смертью, ощущает себя частью народа, и поэтому он непобедим.

Ключевое слово

объяснение

Поэма Лиро-эпический жанр

Книга про бойца без начала и конца

Героический

Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле

    Антитеза

Война и мир, юмор и серьёзность

Подробности фронтового быта

Характеристика Василия Тёркина через его монологи

Образ поэта, друга Тёркина, тоже солдата, воина, защитника Родины, военный корреспондент

    Типичность героя

Обобщённый образ защитника Родины

7. Рефлексия . Очень часто на привале, в короткие минуты отдыха солдаты писали письма домой. Конвертов во время войны не было, письма писались на обычных тетрадных листах, сворачивались в треугольник. На фронтовом треугольнике солдаты писали адрес, и письмо уходило в тыл. Давайте мы тоже сегодня напишем письма нашему герою, защитнику Родины Василию Тёркину.

1 минута для написания письма. Чтение писем по музыку военных лет.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

8. Домашнее задание. Написать эссе «Бой идёт святой и правый…»

Тёркин - кто же он такой? Во время Великой Отечественной войны А. Т. Твардовский был военным корреспондентом. Первые главы книги «Василий Тёркин» опубликованы в 1942 г. во фронтовой печати. Твардовский назвал её «книгой про бойца, без начала, без конца», потому что каждая глава - это описание одного эпизода, одного события на войне, которая ещё продолжалась.

Герой поэмы - простой русский человек, солдат Василий Тёр­кин. Для Твардовского он воплощение духовной и физической силы советского народа на войне. Он бывалый солдат: прошёл финскую войну, а в Отечественной на фронте с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля».

Тёркин очень обыкновенный, внешне ничем не отличается от других, есть красивее и сильнее его.

«Красотою наделён

Не был он отменной.

Не высок, не то чтоб мал».

Но он свой, близкий солдатам человек, он такой, как они: «Хо­рошо, что он попал, Тёркин, в нашу роту», - говорят бойцы.

Сейчас главное для бойцов чувство - судьба Родины: «Нынче мы в ответе» За Россию, за народ и за всё на свете». Тёркин не сомневается в победе, на вопрос деда из главы «Два солдата» уверенно отвечает: «Побьём, отец».

Простота и скромность - основные черты Тёркина. Он совер­шает подвиг, но не зазнаётся, считает,что так на его месте посту­пил бы каждый:

«Нет, товарищ, зло и гордо,

Как закон велит бойцу,

Смерть встречай лицом к лицу

И хотя бы плюнь ей в морду,

Если всё пришло к концу».

Он не гонится за наградой, с юморком рассказывает он друзь­ям, когда ему пригодилась бы медаль. Не раз рискует он жизнью. Вот он в ледяной воде, переправляется через реку, налаживая связь своего взвода с батальоном, расположенном на другом берегу. Юмор не покидает его и здесь:

«Растирали, растирали…

Вдруг он молвит, как во сне: Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне?»

Доложив об обстановке командиру, он готов плыть назад: Ведь «бой идёт святой и правый,

Смертный бой не ради славы -

Ради жизни на земле».

Он заменяет убитого в бою лейтенанта и, бросившись вперёд, увлекает в атаку весь взвод: «сорок душ - одна душа».

Ясный ум, весёлый нрав, лукавый народный юмор делают Тёркина таким близким, понятным и родным.

Он мастер на все руки. Любую работу он делает ловко и уме­ло. И мирный труд ему по плечу: починил часы, которые «с гой войны ещё стоят», наточил старую завалящую пилу:

«Посмотреть - и то отрадно:

Завалящая пила

Так-то ладно, так-то складно

У него в руках пошла».

А как он играет на гармони! Он может сыграть и «грустный па­мятный мотив», и плясовую. Танкисты отдают гармонь Тёркину: «… бери с собой!

Забирай, играй в охоту,

В этом деле ты мастак».

Они отдают ему самое дорогое - память о своём командире: «Командир наш был любитель,

Это - память про него…».

Твардовский, говоря о Тёркине, признавался, что это вымыш­ленный герой. Это не реальный человек. Прототипом его являет­ся не один человек, а весь народ, который ведёт бой «ради жизни на земле».

Урок литературы в 8 классе

«Теркин – кто же он такой?»

Цели:

Образовательная – выявить идейно-художественное своеобразие поэмы ; систематизировать литературоведческие понятия.

Воспитательная – воспитывать интерес к истории родной страны, способствовать воспитанию патриотических чувств.

Развивающая развитие умения проводить мини - исследования поэтического текста;

развитие навыков работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.

Оборудование : слайдовый материал, компьютер, экран, изображения героя поэмы, портрет А.Т.Твардовского, схема анализа главы поэмы, листы рефлексии.

Методические приемы : аналитическая беседа, работа в группах.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

1.Сегодняшний наш урок посвящен 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

В курсе литературы мы уже говорили о разных по жанру произведениях, посвященных войне,- это рассказы, стихотворения, песни.

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением о Великой Отечественной войне, поэмой А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

2.Выступление подготовленного обучающегося с сообщением о жизни и творчестве А.Т.Твардовского

3.Учитель . В годы ВОВ голос советской поэзии был голосом мужества народа, уверенного в неизбежной победе над фашизмом. Поэзия помогала разглядеть сквозь нависшие тучи солнце и не утратить веры в торжество победы.

Перо было приравнено к штыку. Поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой.

Среди многочисленных потоков произведений, написанных в то время, сразу выделилась поэма «Василий Теркин» А.Н. Твардовского.

Александр Трифонович Твардовский был одним из коллектива авторов, которые во время Финской кампании создавали поэму «Вася Тёркин». В 1942 году Твардовский принял решение изменить внешний облик главного героя, после чего поэма вышла в свет.

Мы поговорим о поэме «Василий Теркин», ее герое и об особенностях этого произведения.

В поэме нет единой композиционной основы. Она собрана из 25 отдельных главок. Каждая глава - это законченное произведение. И печатались главы отдельно в каждом номере фронтовой газеты. Единство поэме придает общая тематика - жизнь воюющего человека, обычного, земного, но и «чудо-человека», не теряющего веры в себя, в товарищей, в грядущую победу.

II. Актуализация опорных знаний

1.Учитель . Поэт-фронтовик К.Симонов так сказал о поэме: «Василий Тёркин» - это лучшее из всего, написанного о войне и на войне». Почему так высоко оценил это произведение поэт? Поэма называется «Василий Теркин». Теркин-кто же он такой? На этот вопрос мы ответим в конце урока. А вот так изобразил героя поэмы художник О.Верейский (на экране – портрет «Василий Теркин» О. Верейского и фотография (Твардовский, Верейский, Глотов).

2.Сообщение обучающегося. Впервые портрет Теркина был создан художником Орестом Верейским в 1945 году. Позировал ему львовский поэт Василий Глотов, который работал тогда в армейской газете. Глотов постоянно носил с собой издание поэмы карманного формата, выпущенного в г. Смоленске в 1945 году. На титульном листе было написано: «Василию Глотову, близкому родственнику Василия Теркина, моему другу и товарищу по войне».

3.Беседа с классом.

Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен? (Скатанная шинель - через плечо, видавшая виды пилотка со звездой привычно надвинута на лоб, винтовка между колен.

Лицо крепкое, широкоскулое, крупный нос картошкой, четкий энергичный очерк щек.

Вид у Теркина – приветливый, располагающий к себе, но он, отнюдь, не добродушный простачок, которого легко обвести вокруг пальца. Он может быть суровым и беспощадным, когда суждено будет отстаивать в бою все то, что ему дорого, близко, любимо).

Вывод: Итак, перед нами собирательный образ. Как сам Твардовский заметил, у Теркина нет прототипа. В его лице – весь народ, который встал на защиту Родины. Какими же чертами наделил своего героя Твардовский? Это мы узнаем, прочитав и проанализировав главы из поэмы.

III. Работа в группах.

(совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности - выступление представителей группы с сообщением, учитель – помощник, наблюдает, оказывает поддержку, если это необходимо).

Прочитайте и проанализируйте главы поэмы по плану :

1. Смысл названия главы.

2. Тема и идея главы.

3. Каким мы видим героя.

4. Средства художественной выразительности, использованные в главе.

(1 группа-глава «На привале», 2 группа - «Переправа», 3 группа - «О награде»).

IV. Выступление обучающихся.

Выступление первой группы

Выступление второй группы.

Выступление третьей группы .

(Пример выступления группы 3:

Название главы «О награде» в точности передает ее смысл: важность награды для советского воина, особенно в послевоенное время. Солдаты справедливо полагали, что не только подвиги, но и то, что им каждый день приходится смотреть в глаза смерти, - это должно быть отмечено наградами. Но есть у названия и второй смысл: награда – не только медаль или орден. Награда – это возвращение на родину, мирная, счастливая жизнь после войны.
- Нет, ребята, я не гордый.
Не загадывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль.

С первых строк главы мы видим и скромность героя, и одновременно гордость и радость от того, что он сопричастен успехам нашей армии в боях с фашистами. И еще в этой строфе присутствует юмор, построенный на антитезах «мне награда не нужна, но все-таки нужна» и «я герой – и в то же время простой человек».

Теркину рисуется картина возвращения на Смоленщину, его родину. Он мечтает в будущем, после войны, зажить простой гражданской жизнью, заниматься обычными делами, веселиться вместе со всеми на «гулянках» («Где-нибудь я в сельсовете на гулянку попаду»).

Но ему очень хочется, чтобы его воспринимали как воина-победителя, чтобы к нему относились с уважением и почтением, чтобы слушали его рассказы о войне. Он – человек по-житейски рассудительный, и ему нравится, когда к его мнению прислушиваются.

И дымил бы папиросой,
Угощал бы всех вокруг.
И на всякие вопросы
Отвечал бы я не вдруг.

Теркин шутит, что с медалью на груди он легко покорит девушку, в которую будет влюблен. Но не все так безоблачно. Война еще идет, и его родной смоленский край занят врагом: «А не носит писем почта в край родной смоленский твой».

В конце главы радостная картина возвращения домой обрывается страшной действительностью:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Из всех художественных средств выразительности автор выбирает те, которые характерны для устного народного творчества. Эпитеты, гиперболы, метафоры, олицетворения практически отсутствуют (метафора: «девчонка - самый цвет»). Но зато есть литоты (преуменьшение, смягчение): «Дело самое простое - человек пришел с войны», «…я ж сказал, что я не гордый» и параллелизм: «Вот закончили б войну, Вот бы в отпуск я приехал… Вот пришел я с полустанка», «Загадал ты, друг, немало, Загадал далеко вдаль».

V. Обобщение. Подведение итогов.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин» - народная, вернее, солдатская поэма. Ее главная идея заключается в показе борьбы людей «ради жизни на земле». Произведение представляет собой целую энциклопедию жизни бойца. И, по словам самого писателя, «эта книга про бойца, без начала и конца». Главный герой, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне, он показан в самых разнообразных реальных ситуациях. Твардовский смог создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Перед нами предстает человек, который любит свою Родину, не жалеет своей «крови» ради нее, может найти выход из трудного положения и шуткой скрасить фронтовые трудности, который любит поиграть на гармони и послушать музыку на привале.

Поэма «Василий Теркин» была важна в самый разгар войны, в тот исторический момент, когда была написана. Она показала почти былинного героя и в то же время рассказала о нем очень простым, понятным для каждого советского бойца языком, так что многие узнавали в Теркине самих себя, и чувствовали, и вели себя, как он, героически, и в то же время скромно. В этом – огромное патриотическое значение поэмы, и в военное время, и после войны.

Оценка работы в группах.

VI. Рефлексия.

Продолжите начатую фразу:

На уроке мне было…

Я узнал (а), что…

Я хотел(а) бы…

Напишите на листочках, что вам было сложно делать на уроке.

Превратите эти листочки в настоящий военный треугольник (учитель показывает классу, как нужно согнуть лист бумаги, чтобы получился конверт - треугольник).

Это ваши письма – мне, в мирную жизнь. Надеюсь, наш урок оказался не напрасным, и вы с интересом будете читать другие главы из поэмы.

VII. Домашнее задание:

выучить наизусть отрывок из поэмы, прочитать главы поэмы «Гармонь», «Два солдата», «Кто стрелял?».

Список использованной литературы

    Акосткин М. «Александр Твардовский», - М.: Изд-во Воронеж 1977г.

    Дементьев В. «Александр Твардовский», - М.: Изд-во Советская Россия, 1976г.

    Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс:к учебнику-хрестоматии:литература 8 кл.:Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.В 2-х ч./авт.-сост. В.Я.коровина и др. – М.: Просвещение,.

    Муравьёв А.Н. «Творчество Твардовского», - М.: Просвещение, 1981г.

    Твардовский А.Т. «Статьи и заметки о литературе», – М.: Изд-во второе, дополненное,1963г.

    Твардовский А.Т. «Василий Тёркин», - М.: Детская литература, 1988г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №5

Урок литературы в 8 классе

«Теркин – кто же он такой?»

(по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Выполнил: учитель русского языка

и литературы Басанова О.Ф.

р.п. Центральный

2015 год