В психологии под термином «Самоактуализация» подразумевается полное обнаружение и раскрытие человеком своего , реализация своих навыков и талантов во всех сферах жизнедеятельности, применение всех имеющихся склонностей, задатков.

Таким образом, можно говорить о том, что данный механизм проявляет себя в виде стремления к любому выявлению и внешнему выражению индивидом своих возможностей. Следует отметить, что возможность самоактуализации во многом зависит от условий внешней среды, социальных условий и других факторов, но в то же время она никоим образом не может быть навязана или трансформирована из вне.
Также примечательно то, что данное стремление не имеет перед собой какой-либо внешней цели и определяется сугубо внутренней позитивной природой человека. Самоактуализация часто лежит в основе гуманистических направлений психологии, засматриваясь как комплекс свободы личности, стремления к развитию индивида, реализации всех потенциалов и желаний человека.

Самоактуализация личности

Следует отметить, что проблемой самоактуализации в большей степени были заинтересованы такие специалисты как К. Роджерс и А. Маслоу. Таким образом, сама суть данного понятия происходит из классических направлений гуманистической психологии. Более того, формирования термина непосредственно связано со становлением гуманистической психотерапии в середине 0-го века, когда она заняла одно из ведущих месте наравне с уже популярным к тому моменту психоанализу.

Взяв за основу сами , течение рассматривается как направление, основывающееся на вере в то, что каждый индивид обладает способностью к абсолютному раскрытию, если ему будет предоставлена свобода и необходимые для того условия. При этом субъект будет способен полностью определять и направлять свою собственную судьбу.

Некоторые специалисты, в частности сам А. Маслоу, полагали, что именно такие механизмы как самореализация и самоактуализация личности представляют собой абсолютно ведущие потребности человека, способные собой заменить даже пищу и сон.
Также специалисты выделяли целый ряд качеств, некоторых общих особенностей черт характера индивидов, которые являются весьма успешными в рамках самоактуализации или уже достигли в ней больших высот:

Такие люди зачастую занимаются любимым делом на протяжении жизни.
Они не подчинены влиянию со стороны и полностью контролируют свою жизнь.
Индивид стремиться к постоянному совершенству и развитию. Любит получать новую информацию посредством чтения.
Обычно таковыми являются выражено творческие личности. Также они зачастую склонны к позитивному типу мышления.
Открыты в эмоциональной сфере. Гораздо быстрее и легче прощают себе какие-либо срывы или чувствительному несдержанность.

Если подвести итог, то можно с уверенностью сказать, что подобный подход является «золотым ключиком» к счастливой жизни, ведь такие люди пребывают в полной гармонии с собой.

Самоактуализация Маслоу

А. Маслоу стал известен как основатель течения гуманистической психологии. В отличие от своих современников, коллег и специалистов, он стремился к изучению психологической нормы. То есть обращал куда больше внимания на здоровых индивидов, творчески развитых, а также, в последствии, на тех, кто достиг определенных вершин в рамках самоактуализации.
Самоактуализация Маслоу, вернее, его теория относительно данного психологического процесса, основывается на внутреннем переживании индивида. С точки зрения специалиста это было переживание абсолютное, раскрепощенное, живое и чистое, то есть не обремененное «подростковой застенчивостью».

Также Маслоу предложил свой список характерных черт, которые он выделил как ведущие для личности, устремленной в самоакутализации:

Такая личность обладает более точным и результативным восприятием окружающей действительности и способна более адекватно контактировать с ней.
Абсолютное принятие себя и своей личности, окружающей среды, других людей.
Такие люди несколько спонтанны, они открыты, никогда не хитрят, при этом всегда четко знают свою цель и двигаются к ней.
Они автономны. Независимы от окружающего их социума и каких-либо культурных условностей. При этом нередко нуждаются в определенном уединении, изоляции.
Они способны к более глубоким и крепким межличностным взаимоотношениям. Также способны отделять цель от средств и разделять понятия «добро» и «зло».
Достаточно часто они испытывают чувство союза с окружающими их, редко являются беспристрастными.
Как правило, это творческие люди.

Главное предположение Маслоу относительно самоактуализации заключалось в том, что для достижения поставленных целей и избегания разочарования в природе человека, индивиду необходимо, прежде всего, отказаться от навязанных ему иллюзий относительно ее. То есть такие люди изначально воспринимают себя и окружающих такими, какими они есть на самом деле.

Потребность в самоактуализации

В гуманистической психологии потребность самоактуализации рассматривается как основное внутренне проявление индивида к стремлению развития.
К примеру, К. Роджерс в свое концепции предполагал, что самоактуализация базируется на заложенном в любом живом существе качестве или даже целом явлении, которое в буквальном смысле толкает его на движение вперед. То есть данная теория основывается на предположении существования определенного врожденного качества, которое, по словам К. Роджерса, существует всегда и только ждет определенных положительных условий для того, чтобы проявиться.
В то же время, если рассматривать теорию А. Маслоу, главной мотивирующей силой к развитию человека может служить сильное чувство переживания индивида, направленное на его внутреннее самосознание и личностный опыт. Также данная природа предполагает, что самоактуализация отображается и в механизмах гедонизма, то есть наслаждения высшими благами, находя свое отображение в чувстве абсолютной удовлетворенности жизнью, внутренней гармонией, просветлением.

Развитие самоактуализации

Сегодня, в современном мире, развитие самоактуализации является не только актуальным вопросом, но и весьма проблематичным. Бурный темп жизни, развитие технологий, постоянные новые условия, которые диктует наш век – все это ставит перед каждым человеком задачу приспособления к данным условиям.
Очень часто самоактуализация воспринимается как психологическое новообразование, своеобразный комплекс. Который весьма прочно связан с достижением максимальных вершин, возможностей и навыков во всех актуальных для индивида сферах его жизни.

Успех в этом направлении задает дальнейший темп развития субъекта. Процесс актуализации себя обеспечивает сохранение целостности внутреннего мира, его баланс. Вместе с тем, гармония психологической организации личности во многом сама определяет мотивацию индивида к дальнейшим действиям и развитию себя как уникальной личности.

Самоактуализация всегда оставалась и остается актуальным вопросом для любого человека – она оказывает большое положительное влияние на позитивный опыт и фундамент во внешнем мире и проявлениях человека, что неуклонно ведет к его внутреннему позитивному опыту и росту самооценки.


В 1954 году в работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные и организованы в иерархическую систему. Это интересная теория, которая показывает, что удовлетворив один уровень потребностей, человек мотивирован реализоваться на следующем. Несмотря на то, что пирамиду Маслоу часто критикуют как неработающую и абсурдную модель, мы в этой статье постараемся доказать, что для некоторых людей она может иметь большое значение.

О пирамиде Маслоу

Пирамида потребностей - название иерархической модели потребностей человека, представляющее собой упрощенное изложение идей американского психолога Абрахама Маслоу. Она отражает одну из самых известных теорий мотивации - теорию иерархии потребностей. Вкратце пробежимся по семи уровням пирамиды.

  1. Физиологические потребности (низший уровень): жажда, голод, половые потребности, сон.
  2. Потребность в безопасности: стабильность, комфорт, защищенность, уверенность.
  3. Социальные потребности: общение, любовь, поддержка, совместная деятельность.
  4. Потребность в уважении и признании: признание, самоуважение, успех, одобрение.
  5. Познавательные (творческие) потребности: творчество, созидание, познание, открытие.
  6. Эстетические потребности: порядок, гармония, красота.
  7. Потребность в самоактуализации (высший уровень): личностный рост, реализация своих целей и способностей, .

Критика пирамиды

Исходя из теории Маслоу, идеально счастливое общество - это общество сытых людей, которые не имеют повода для страха и тревоги. Он утверждал, что в этом случае у человека появляются более высокие потребности. Так ли это на самом деле?

Психолог Эд Динер исследовал жилищные условия, финансы, безопасность, питание, уровень социальной поддержки и эмоции людей из 155 стран в течение пяти лет. Ученый выявил как некоторые закономерности, так и отклонения. Есть люди, которые двигались вверх так, словно для них пирамида Маслоу была внутренней конституцией. Однако он обнаружил то, что мы и так в глубине души знали - человек может демонстрировать высокий уровень самоактуализации и прекрасные социальные отношения даже тогда, когда его основные физиологические потребности, а также потребность в безопасности полностью не выполнены.

Да и наши жизненные наблюдения показывают, что основная масса людей, удовлетворив первые два уровня, начинает просто топтаться на месте. Подобные люди считают себя счастливыми, однако такое счастье является местечковым и бутафорным. Общество, в котором большинство людей находятся на второй ступеньке и не стремится выше, можно назвать бессознательным.

А теперь поговорим о пирамиде Маслоу более подробно и сделаем несколько важных выводов из этой теории.

Самоактуализация в пирамиде Маслоу

Самоактуализация - это стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В педагогике и психологии гуманистического направления утверждается, что лишь при помощи самоактуализации человек может реализовать себя, добиться успеха и обрести смысл своего существования. Уже звучит достаточно похоже на теорию Маслоу, неправда ли?

Проанализируйте свою жизнь по пирамиде Маслоу. Возможно, у вас большие проблемы с уверенностью в себе, конфликты в семье или вы не достигли успеха к намеченному вами моменту времени. В итоге вы смотрите на пирамиду и она уже скорее напоминает вам гигантский кусок сыра с дырками внутри. В этот момент вы четко осознаете, что не до конца реализовались в жизни, не достигли самоактуализации, а также недостаточно думали о своей жизни, используя данный способ.

Некоторые люди очень быстро достигают вершины пирамиды. Но как правило это йоги, монахи или отшельники. Возможно они добились самопознания, в пещерах, однако пожертвовали всем остальным. Например, социальными потребностями. Тяжело сказать, счастливы ли эти люди. Поэтому более-менее правильным будет постепенное восхождение к вершине пирамиды.

Одна из главных проблем современного общества в том, что многие люди не могут найти себе применения, не раскрывают свои таланты и способности. А если так, ни о какой реализации в жизни речи быть не может. Они вынуждены выбирать ту работу, которая совершенно не требует каких-то особых способностей и при этом занимает практически все их время. То время, которое им нужно как раз для того, чтобы развивать свои способности. Эти люди оказываются в порочном круге. Пропадает желание развиваться и мотивировать себя на реализацию в жизни. Они подменяют высшие ценности обычным комфортом. И даже если у них остается время после работы, они заполняют его совершенно ненужными вещами. Их вклад в общество является минимальным и подсознательно они это понимают. Это ведет к приобретенной беспомощности и синдрому жертвы. Печально, нет ни одного эффективного лекарства, которое поможет выдернуть такого человека из порочного круга. То есть конечно способы есть (медитация, ), но попробуйте заставить человека применять их и вы натолкнетесь на полнейшее непонимание.

Если вы читаете эту статью, значит по крайней мере хотите от жизни немного большего, чем удовлетворения физических потребностей. Давайте подумаем об успехе? Что вам сразу пришло в голову? Многие люди неправильно понимают значение этого слова, отсюда и растут корни многих проблем. Успех - это не деньги и не комфорт. Даже если вы так считаете, вы не можете быть поистине счастливым. Путешествия в другие страны, поедание самых разнообразных продуктов и наилучшая одежда - это не успех. Это приятные вещи, которые для многих становятся самоцелью.

Так что же такое успех? Это личностный рост. Потому что если представить ситуацию, в которой у человека забрали все - еду, одежду, деньги, дом - что в итоге останется? Останется личность. Конечно и ее можно отнять при помощи разных психологических уловок и приспособлений. Например, вы возможно читали книгу «1984» Джорджа Оруэлла и прекрасно понимаете, о чем идет речь. Но также вероятно вам знакомо имя Виктора Франкла. И это не литературный персонаж, а реальная личность. Это человек, которого нельзя было сломать. Почитайте о нем, если будет возможность. Вот это и есть личностный рост.

Почему многие люди не хотят заниматься личностным ростом? Потому что это скучно и сложно. Кроме того, он подразумевает отказ от мгновенного удовлетворения своих нужд. Он требует воли и , размышлений и длительного периода времени. Умение отказаться от краткосрочных удовольствий ради долгосрочных целей и делает разницу между посредственным и успешным человеком. Успешный человек готов временно пожертвовать комфортом и сосредоточиться на высших целях. Это проявляется даже в финансах: умение не потратить все, что зарабатываешь с тем, чтобы откладывать деньги на что-то более важное. Нет, не покупку автомобиля вместо телефона, а скорее открытия дела, в которое веришь и которое может принести пользу обществу, как бы высокопарно это ни звучало. Такие люди есть и их единицы. Мы считаем их блаженными и одновременно восторгаемся ими. Порой может проскочить мысль о том, что мы тоже на такое способны, однако в следующую секунду отгоняем ее подальше.

Успех - это отсутствие эгоизма. Опять же, желание содержать себя и свою семью это прекрасное стремление, но если не хотеть большего, то подлинного успеха достичь невозможно. Мы социальные личности и как бы вы ни относились к людям, они окружают и влияют на нас. Это хорошо, если вокруг вас друзья, семья и близкие люди, у вас есть крыша над головой и достойный доход. Однако вы живете в обществе и каждый день сталкиваетесь с самыми разными людьми. Возможно не самыми приятными и умными. На самом деле успешный человек усмотрит в этом частичку и своей вины. Бытие формирует сознание. И если вы не попытаетесь изменить общество, оно непременно изменит вас.

Ваша цель как человека разумного - заполнять эти дыры в куске сыра, называемого пирамидой Маслоу, причем неважно в каком именно порядке. Это отличная стратегия для самоактуализации. Для этого ответьте на два вопроса, только выделите себе достаточно времени для размышлений.

  • На каком уровне пирамиды вы застряли? Возможно ваши потребности частично удовлетворены на многих уровнях, отметьте для себя и это.
  • Чего вам не хватает? Например, вам не хватает самоуважения. Здесь возможны два варианта. Первый: вы достигаете своих целей, но все равно недостаточно уважаете себя - тогда это проблема или отчасти надуманная. Второй: вы не достигаете целей и бросаете все дела на половине пути. В этом случае вам нужно развивать дисциплину и .

Желаем вам удачи в самоактуализации!

Американский психолог Абрахам Харол ьд Маслоу (1908-1 970) - один из основателей гуманистической психологии. Его родители-ев­реи эмигрировали в США из России. Маслоу получил психологичес­кое образование, стал профессором психологии, являлся членом ряда профессиональных обществ психологов, был редактором-ос­нователем "Журнала гуманистической психологии" и "Журнала трансперсональной психологии". Большинство его книг написаны в последние 10 лет его жизни: "По направлению к психологии бытия" (1968), "Религии, ценности и вершинные переживания" (1964), "Мо­тивация и личность" (1987) и другие.

А. Маслоу считал, что психоанализ является хорошей системой для анализа психопатологии, но психоанализ совершенно не приго­ден как теория для объяснения всего человеческого поведения. Маслоу свое исследование основывал не на изучении больных людей, как это делал Фрейд, а на изучении биографий здоровых, наиболее зрелых, творческих и выдающихся личностей, полагая, что только при изучении лучших представителей человеческого рода можно приблизиться к границам человеческих возможностей и их исследовать.

Маслоу замечает, что хотя в его выборке "лучших из лучших" не оказалось абсолютно совершенных и идеальных людей, однако их всех отличала одна характерная особенность, которую он обозначил как самоактуализация (Self-Actualization).

Термин "самоактуализация" впервые был предложен Куртом Гольдштейном. Его представления значительно отличались от форму­лировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимавшимся пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который заключа­ется в тенденции актуализировать все заложенные в нем индивидуаль­ные способности, "свою природу". Не всегда этот процесс имеет только позитивные последствия для индивидуума.

Маслоу понятие "самоактуализация" определяет как стремление к самовыражению с наиболее полным использованием своих талан­тов, способностей и возможностей. Маслоу считает, что эта высокая


гуманоидная потребность в самоактуализации всегда присутствует у здорового человека. Иными словами, человек должен реализовать то, что в нем заложено от рождения, то, что он может. Если в нем заложены способности ученого или актера, то он обязан это реали­зовать. Если он этого не делает, если условия жизни мешают саморе­ализации, то начинается конфликт неудовлетворенности, лежащий в основе неврозов.



В персонологии наиболее важным является вопрос о мотивации. Маслоу полагает, что люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь осмысленной. Потребности человека организованы в иерархическую систему приоритета и доминирования ("пирамида по­требностей"): физиологические потребности, потребности безопасности и защиты, потребности принадлежности и любви, потребности самоува­жения, потребности самоактуализации (личного совершенствования). Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание и участие в мотивации поведения потребностей более высокого порядка.

Концепция самоактуализации - наиболее важный вклад Маслоу в психологию. Для приближения к ее пониманию он приводит ряд "типов поведения", ведущих к самоактуализации:

1. Свежесть восприятия. Обычно мы мало и поверхностно со­
знаем, что происходит в нас и вокруг нас. Однако иногда у нас быва­
ют краткие моменты повышенного осознания и интереса к своему
внутреннему и внешнему миру, когда мы наблюдаем особо краси­
вые явления природы, человеческого творчества (закат солнца, кар­
тина художника) или испытываем эмоциональное воодушевление в
любви - все это "самоактуализирующие моменты". Самоактуали­
зация означает восприятие и переживание полное, живое, беззавет­
ное, с максимальной концентрацией и впитыванием. Самоактуали-
заторы редко жалуются на скучную, неинтересную жизнь.



2. Личностный рост и центрированность на проблеме.
Маслоу считал, что все обследованные им личности были при­
вержены какой-либо задаче, долгу или призванию. Другими сло­
вами, все они были не эго-центрированы, а ориентированы на
задачи, которые стоят выше их личных непосредственных потреб­
ностей. Если мыслить жизнь как процесс выборов, то самоактуа­
лизация означает решение в пользу личностного роста в каждом
выборе. Нам часто приходится выбирать между ростом и безо­
пасностью, между прогрессом и регрессом. Каждый выбор имеет
свои негативные и позитивные аспекты. Выбирать безопасное -
значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать
устаревшим и смешным. Выбирать рост - значит открыть себя


новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизве­стном.

3. Приятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся
люди могут принять себя такими, какие они есть. Они не сверхкри­
тичны к своим недостаткам и слабостям. Самоактуализация - это
научение сонастроиться со своей собственной внутренней приро­
дой, со своей самостью. Под самостью Маслоу понимает сердце­
вину, собственную природу человека, его уникальные вкусы и цен­
ности. Человек должен сам для себя решить, нравиться ли ему
самому та или иная пища, кинофильм и т.п., вне зависимости от
мнений и точек зрения других людей. Актуализироваться - значит
становиться реальным, существовать фактически, а не только в по­
тенциальности. Подобным образом они принимают других людей
и человечество в целом.

4. Непосредственность, простота и естественность. В пове­
дении самоактуализирующихся людей нет искусственности или же­
лания произвести эффект. Но это не означает, что они постоянно
ведут себя вразрез традициям. Однако, когда этого требует ситуация,
они могут быть непримиримыми даже под угрозой осуждения. Чес­
тность и принятие ответственности за свои поступки - существен­
ные моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует не позиро­
вать, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворить своими
ответами других. Нужно «екать ответы внутри себя, и каждый раз,
когда мы это делаем, мы соприкасаемся опять со своей самостью.

5. Автономия: независимость от культуры и окружения. Все
предыдущее помогает развить в человеке способность быть незави­
симым в своих действиях от своего физического и социального окру­
жения, он способен к "лучшим жизненным выборам" не только в
искусстве, музыке, пище, но и в серьезных проблемах жизни, таких
как брак или профессия. Мы научаемся верить своим суждениям и
действовать в соответствии с ними.

6. Креативность. Самоактуализация-это также постоянный и
непрерывный процесс развития своих возможностей и талантов.
Большой талант или ум не то же самое, что и самоактуализация.
Многие одаренные люди не смогли полностью использовать свои
возможности, другие же, может даже со средним талантом, сделали
невероятно многое. Самоактуализация - это не вещь, которую
можно иметь или не иметь, не единичное достижение, а процесс без
конца, способ проживания.

7. Более эффективное восприятие реальности. Дальнейший
шаг самоактуализации-это обнаружение своих "психологических
защит" и работа по отказу от них. Психологические защиты - это


механизмы искажения реальности в угоду самомнению. Нам нужно сознавать, как мы искажаем образ себя и образы внешнего мира посредством вытеснения, проекций и других механизмов защиты.

8. Вершинные, мистические переживания. "Пик-переживани­ем" (peak-experiences) называет Маслоу особо выраженные и доста­точно продолжительные самоактуализирующие моменты, длящие­ся несколько минут (редко часы). Они вызываются сильным чувством любви, переживаниями исключительной красоты приро­ды или произведений человеческого разума. В такие моменты мы более интегрированы в мир, больше его осознаем, действуем и чув­ствуем более ясно. Наиболее значительные "пик-переживания" ред­ки. Поэты описывали их как моменты экстаза, а люди религии - как глубокого мистического переживания. По Маслоу, эти вершинные переживания не имеют божественной или сверхъестественной при­роды-люди просто чувствуют большую гармонию с миром, теря­ют ощущение своего "Я" или выходят за его пределы, утрачивается чувство времени и места.

В отличие от вершинных переживаний, "плато-переживание" более устойчиво и длительно. Маслоу описывает его как новый, бо­лее глубокий способ видения и переживания мира. Сам Маслоу пе­режил подобное в конце жизни, после сердечного приступа.

Состояния, сходные с описаниями "пик-переживаний", часто встречаются в психопатологии в виде своеобразных измененных со­стояний сознания - аура перед эпилептическим припадком, во вре­мя приступа мигрени, при приеме наркотиков и др. Маслоу находит подобные состояния у здоровых людей и считает их существенным свойством самоактуализации.

Он обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся инди­видов стремились испытывать много "пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко. Первых он называет "транс-цендирующими самоакту ализаторалпГ ", и они вносят чаще мис­тичность в происходящее, мыслят более хаотично, способны транс-цендировать (от лат. transcendere - переступать) категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Они явля­ются более новаторами, чем систематизаторами идей других, коими является другая половина самоактуализаторов из его выборки.

Маслоу считал гуманистическую психологию, психологию "тре­тьей силы" (после психоанализа и бихевиоризма), переходной и подгото­вительной к еще более высокой, четвертой психологии - трансперсо­нальной психологии, центрированной на космосе, а не на человеческих интересах и потребностях. Она будет выходить за пределы человеческо-


го самоопределения, самоактуализации. Энтони Сутич, основатель и первый редактор "Журнала трансперсональной психологии" (основан в 1989 г. при участии А. Маслоу) определил ее как "исследование пре­дельных способностей и возможностей" человека. Эта психология вклю­чает изучение религиозного опыта, медитацию и другие способы полу­чения измененных состояний сознания, феномены парапсихологии и т.п. К теоретическим источникам трансперсональной психологии относятся учения средневековых мистиков (особенно Майстеро Экхарта, XIII-XIV вв), восточная философия (главным образом индийская), аналити­ческая психология К. Юнга. Современным представителем направления является Станислав Гроф.

Сущность теоретических представлений здесь сводится к тому, что детерминанты человеческого поведения и источники психологических проблем находятся за пределами индивидуального, прижизненного опыта. Человек с его прижизненно сформированной психикой, опытом и качествами традиционно обозначается как "persona". Кроме этого, в человеке существует нечто вне его индивидуального опыта, вне его "персоны", т.е. трансперсональное. Этим "нечто" является, по концеп­ции мистиков, частица Бога, у К. Юнга - архетипы.

Маслоу полагает, что самоактуализация является высшей по­требностью человека, реализация которой возможна после удовлет­ворения потребностей более низшего порядка-в уважении, любви и принадлежности, безопасности, а также физиологических потреб­ностей ("пирамида" потребностей). Невроз в понимании Маслоу - "болезнь лишенности" удовлетворения фундаментальных потребно­стей, подобно тому, как недостаток витаминов вызывает физичес­кую болезнь.

В мотивационной сфере личности Маслоу различает мотивацию, которая ориентирует поведение на устранение дефицита чего-либо необходимого организму, т.е. удовлетворения какой-либо потребнос­ти, которая не удовлетворена или фрустрирована (Д-мотивация), и мотивацию роста, бытия (Б-мотивация). Примерами мотивации первой группы (дефицентная мотивация) являются голод, боль, страх. Но когда организм не испытывает ни голода, ни боли, ни стра­ха, появляются новые мотивации, такие как любопытство или жела­ние игры. Эта деятельность может приносить удовлетворение сама по себе как таковая. Она относится к миру бытия, удовлетворению и наслаждению в настоящем (бытийная мотивация). В соответствии с этим Маслоу различает Б- и Д-познание, Б- и Д-ценности, Б- и Д-любовь и тому подобные. Например, в Д-познании объекты рас­сматриваются исключительно как удовлетворяющие потребности. Голодный замечает пищу, а нищий-деньги. Б-познание более точ­но и эффективно, меньше искажает свое восприятие в соответствии


с потребностью или желанием, оно не судит, не оценивает, не срав­нивает. Б-любовь к природе выражается в умении ценить цветы, на­блюдать их рост. Д-любовь скорее выразится в срывании цветов и устроении из них букетов. Б-любовь-это любовь к сущности, "бы­тию" и существованию другого.

Психологическая утопия: Эупсихея. А. Маслоу, как и многие другие психологи - создатели психологических теорий личности, не обошел вниманием устройства общественных отношений. Он мечтал об утопическом обществе, которое называл Эупсихея. По его мнению, хороший человек и хорошее общество - это одно и то же. Общество, как полагал Маслоу, должно находить пути для реа­лизации возможностей своих граждан: "просвещенное управле­ние" предполагает, что работающие хотят быть творческими и про­дуктивными, они лишь нуждаются в поддержке и одобрении, а не в ограничениях и контроле администрации. Принуждение себя к дей­ствию всегда указывает на определенный конфликт мотивов, а в идеале человек делает то, что ему следует делать, потому что он хочет делать это.

Карл Роджерс (С. Rogers): феноменологическая теория личности

Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) - американский психолог, ра­боты которого получили широкое признание в области клинической психологии. Главным его трудом является книга "Центрированная на клиенте терапия: ее современная практика, значение и история" (1951). В ней изложена теория, которая наиболее полно отражает феноменологическое направление в изучении личности. Роджерс также является автором многих книг по психологическому консуль­тированию.

Феноменологическое направление в психологии подчеркивает идею о том, что поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и познания действительности - с точки зрения его внутреннего, субъективного опыта. Внешний мир есть лишь та реальность, которая сознательно воспринимается и интерпретирует­ся человеком в данный момент времени.

Другая важная идея феноменологического направления заключает­ся в признании того, что люди свободны в решении своей судьбы. Если люди считают, что они живут, подчиняясь каким-то силам, которым не могут сопротивляться, то это происходит потому, что они потеряли веру в свободу самоопределения, которая заложена в их природе.

3 Сидоров П. И. и Ир. Т. II 65


Последний важный тезис феноменологического направления заклю­чается в том, что человек по своей природе добр и стремится к совер­шенству, реализации своих внутренних возможностей.

Точка зрения Роджерса на личность сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате своих клинических наблюдений, в отли­чие от Фрейда, который в инстинктах усматривал движущие силы личности, Роджерс пришел к выводу о том, что человек по своей внутренней природе добр и его сущность ориентирована и направ­лена прежде всего на движение вперед-к позитивным целям. Чело­век стремится реализовать себя, если дать ему возможность рас­крыть свой врожденный потенциал. Конечно, Роджерс допускал, что у людей бывают иногда злые чувства и аномальные разрушительные импульсы, но тогда человек ведет себя не в соответствии со своей внутренней природой. Роджерс утверждает, что его точка зрения на природу человека не является наивным оптимизмом, а основана на 30-летнем опыте работы психотерапевтом.

К. Роджерс, как и А. Маслоу, главным жизненным мотивом поведения человека считал его тенденцию к актуализации, пред­ставляющую собой стремление развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Эта фундаментальная тен­денция (единственная, которая постулирована автором) может объяснить все другие мотивы - голод, половое влечение или стремление к безопасности. Все они являются только специфи­ческими выражениями основной тенденции - сохранить себя для развития, актуализации.

Реально для человека, его мыслей и чувств, является только то, что существует в пределах его внутренних координат или субъектив­ного мира, включающего все, что осознается в данный момент времени. Говоря феноменологически, каждый человек реагирует на события в соответствии с тем, что он чувствует, субъективно воспри­нимает в данный момент. Поскольку разные люди одну и ту же ситу­ацию могут воспринимать диаметрально противоположно, феноме­нологическая психология отстаивает доктрину, согласно которой психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они видятся, воспринимаются конкретными людьми. Роджерса в психологии интересует именно эта психологи­ческая реальность, а объективная реальность, по его мнению, удел изучения философов. Если мы хотим объяснить, почему человек чувствует, думает и ведет себя определенным образом, то нам следу­ет постичь его внутренний мир, его субъективный опыт, т.е. психоло­гическую реальность.


Поведение человека определяется не прошлыми событиями его жизни, а только тем, как человек воспринимает свое окружение здесь и сейчас. Разумеется, прошлый опыт влияет на восприятие на­стоящего, однако поступки человека определяют, каким это про­шлое воспринимается сейчас, в настоящее время. Более того, Род­жерс считал, что на поведение в большей степени влияет не прошлая история человека, а как ему видится его будущее. И наконец, он под­черкивал, что личность должна рассматриваться не только в контек­сте "настоящее-будущее", но и как единый, целостный организм, и это единство нельзя свести к составляющим частям личности. При­верженность Роджерса к холистическому направлению видна прак­тически в любом аспекте его теоретической системы.

Самым значительным элементом психологической реальности, индивидуального опыта человека является его самость, или Я-кон-цепция. Я-концепция-это система взглядов человека на свою сущ­ность, на то, что он из себя представляет. Кроме истинной самости (Я-реальное) и идеальной самости (Я-идеальное), Я-концепция мо­жет включать целый набор Я-образов: родителя, супруга, студента, музыканта, руководителя и т. д.

Я-концепция является продуктом социализации человека, и в процессе ее формирования ребенок, а потом уже и взрослый чело­век, всегда нуждается в позитивном внимании к себе со стороны своего окружения. Это внимание, по Роджерсу, должно быть безус­ловным, т.е. без всяких "если" и "но". Человек должен воспринимать­ся таким, какой он есть на самом деле. Именно такое безусловное позитивное внимание мы видим в любви матери к сыну вне зависи­мости от его проступков. Обусловленное позитивное внимание мы видим тогда, когда ребенку говорят, что если он получит отличные оценки за полугодие в школе, то ему купят какую-либо интересную для него игрушку. Такое обусловленное позитивное внимание ши­роко распространено и в повседневной жизни взрослого человека. Роджерс утверждает, что обусловленное позитивное внимание при­чиняет ущерб личностному становлению, ребенок пытается соот­ветствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он сам хочет быть и чего добиваться.

Роджерс полагает, что поведение человека в большей своей части согласуется {конгруэнтно) с Я-концепцией или, по крайней мере, человек стремится к этому. Все переживания, которые согласуются с Я-концепцией, хорошо осознаются и точно воспринимаются. И на­оборот, переживания, находящиеся в конфликте с "Я", к осознава-нию и точному восприятию не допускаются. В теории Роджерса тре­вога и угроза благополучию начинает возникать только тогда, когда


люди начинают сознавать несоответствие Я-концепции своему акту­альному реальному состоянию. Так, если человек считает себя чес­тным, но совершит нечестный поступок, он будет ощущать тревогу с замешательством, чувством вины. Весьма вероятна и такая ситуа­ция, когда человек испытывает тревогу, но причин ее не осознает. Тревожный человек - это человек, который смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к нарушению целостности его теперешнего Я-образа. Психологи­ческие личностные защиты и призваны к сохранению целостности Я-структуры.

Если переживания человека совершенно не согласуются с Я-кон-цепцией (неконгруэнтность), то появляется сильная тревога и у него возникает невротическое расстройство. У "невротика" психологичес­кая защита все-таки достаточно сильна и, хотя он и нуждается в помо­щи психотерапевта, Я-структура у него не является значительно нару­шенной. При неэффективности психологической защиты и значительном разрушении Я-структуры у человека развивается пси­хоз и он нуждается в помощи психиатра. Роджерс предполагает, что личностные расстройства могут возникать как неожиданно, так и по­степенно. В любом случае, как только появляется серьезное несоот­ветствие между "Я" и переживанием, защита человека перестает фун­кционировать адекватно и ранее целостная структура Я разрушается.

Клиен! -центрированная недирективная психотерапия. В тера­пии личностных расстройств, по Роджерсу, для осуществления кон­структивных личностных изменений требуется наличие следующих условий:

1. Наличие психологического контакта между психотерапевтом
и клиентом.

2. Клиент неконгруэнтен, уязвим и тревожен, поэтому он и об­
ратился за помощью.

3. Психотерапевт должен быть конгруэнтным, гармоничным и
искренним во взаимоотношениях со своим клиентом.

4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное внима­
ние к своему клиенту. Атмосфера процесса психотерапии должна
создавать уверенность у клиента, что его полностью понимают и
принимают.

5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внут­
ренних переживаний своего клиента. Психотерапевт чувствует внут­
ренний мир пациента так, как если бы он был его собственным внут­
ренним миром.

6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понима­
ния и безусловного позитивного внимания психотерапевта. Бес-


смысленно испытывать подобные чувства к своему клиенту, если последний знать об этом не будет. Психотерапевт должен каждым словом, жестом стараться передать это отношение клиенту.

Роджерс утверждает, что именно клиент, а не психотерапевт от­ветственен за личностный рост и результаты психотерапии. Ис­пользование автором понятия "клиент" вместо "пациент" подчер­кивает именно признание этого. Данный подход понятен всем, кто разделяет оптимистический взгляд Роджерса на человеческую при­роду - при наличии правильных условий человек сам стремится к движению в сторону личностного роста, актуализации и здоровья. Психотерапия, центрированная на личности, предназначена для того, чтобы устранить несоответствие (неконгруэнтность) между переживаниями и самостью.

Группы тренинга. Группы тренинга создаются для занятий со здоровыми людьми. Речь идет об использовании групповых форм взаимодействия людей не с терапевтическими целями, а для приобре­тения жизненного опыта и роста личности. Появление такого рода психокоррекционных групп обусловлено стремлением к самовыра­жению, характерным для гуманистического направления. Среди та­ких психокоррекционных групп могут быть выделены группы орга­низационного развития (решения определенных проблем); группы подготовки руководителей, обучения межличностным умениям (со­циально-психологический тренинг); группы личностного роста и другие. Особенно большое внимание оказанию психологического со­действия росту личности групповыми методами уделял К. Роджерс (1947). Его концепция "групп встреч", фокусированная на поиске аутентичности (подлинности) в выражении чувств, мыслей и поведе­ния, тесно связана с его работами в области клиент-центрированной психотерапии.

При проведении занятий в группах тренинга считается, что груп­па - это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же жизнен­ные проблемы межличностных отношений, поведения, принятия реше­ний, разрешения конфликтов и т.п. Отличие от реальности заключено лишь в том, что в этой "лаборатории" каждый может быть и экспери­ментатором, и предметом эксперимента. Прежде всего группа тренинга человеческих отношений (Т-группа) учит тому, как учиться. Все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, и они при этом научаются в большей мере полагаться друг на друга, чем на руководи­теля. Обучение тому, как учиться, включает в себя прежде всего про­цесс самораскрытия (расширения представлений о самом себе). Наибо­лее эффективной моделью для понимания этого процесса является "окно Джогари", названное так в честь его изобретателей Джозефа Лаф-та и Гарри Инграма.


Окно Джогари

В соответствии с моделью "Джогари" можно представить, что каж­дый человек заключает в себе четыре личностные зоны:

1) "Арена" - это то, что знают обо мне другие и знаю я сам, или
личностное пространство, открытое для всех;

2) "Видимое" - это то, что известно только мне (например, мои
страхи или любовные приключения), от других я это тщательно скры­
ваю;

3) "Слепое пятно" - это то, что знают обо мне окружающие, мне
это не видно (как в пословице: "В чужом глазу щепка видна, а в своем
полена не замечает");

4) "Неизвестное" - это скрытое от всех (зона подсознательного), в
том числе и латентные резервные ресурсы для личностного роста.

"Окно Джогари" наглядно демонстрирует необходимость расши­рять контакты, увеличивать "арену". В начале занятий "арена" обычно небольшая, но по мере нарастания сплоченности и взаимопонимания в группе она увеличивается, активизируются все лучшие личностные ресурсы. Получая сигналы обратной связи друг от друга, участники группы могут откорректировать собственное поведение, становятся более естественными в выражении своих чувств. Важным условием ра­боты группы является сосредоточение внимания на принципе "здесь и сейчас". Актуально в группе только то, что в ней происходит. Создание различных экспериментально-групповых ситуаций позволит приме­нить полученные знания и навыки социального взаимодействия и в ре­альной жизни (в семье, на производстве).

Что такое самоактуализация? Располагая эту потребность на самой вершине иерархии, Абрахам Маслоу дал ей следующее определение. «Человек должен быть тем, кем он может быть. Эту потребность мы и можем назвать потребностью в самоактуализации… Она относится к желанию самореализоваться, а именно, к стремлению воплотить в действительность те возможности, что ему присущи. Определение для этой тенденции можно сформулировать также как стремление всё больше и больше становиться собой, стать тем, кем человек вообще способен стать».
Хотя теория, как правило, представляется как довольно жёсткая иерархия, Маслоу отметил, что порядок, в котором потребности могут удовлетворяться, не всегда совпадает со стандартным. Например, для некоторых людей потребность в самоуважении может быть более значимой, чем потребность в любви. Для других потребность в творческой самореализации может вытеснить даже самые элементарные, физиологические потребности.

Характеристики самоактуализированной личности

В дополнение к своему определению самореализации Маслоу также выделил несколько ключевых характеристик самоактуализированных людей:

  • Принятие и реализм . Обычно самоактуализированные люди имеют реалистичные представления о себе, других и о мире вокруг.
  • Концентрация на проблеме . Самоактуализированные люди сосредотачиваются на решении проблем, не относящихся к их внутреннему миру, - в том числе на помощи другим и поиске решений для проблем во внешнем мире. Эти люди зачастую движимы чувством личной ответственности или этики.
  • Спонтанность . Самоактуализированные люди спонтанны как в своих мыслях, так и в своём поведении. Их поведение, в основном, соответствует правилам и ожиданиям общества, хотя их всё-таки можно назвать открытыми и нестандартными.
  • Автономия и одиночество . Другой особенностью самоактуализированных людей является потребность в независимости и конфиденциальности. Они не зависят от мнения окружающих. Да, они способны наслаждаться компанией других, но, несмотря на это, эти люди иногда нуждаются в уединённости - им нужно время на то, чтобы сосредоточиться на своих собственных индивидуальных возможностях.
  • Продолжительное чувство признательности . Самоактуализированные люди склонны смотреть на мир с постоянным чувством признательности, удивлением или даже благоговением. Даже простые переживания могут долго служить источником вдохновения и удовольствия.
  • Пиковые переживания . Такие люди часто испытывают то, что Маслоу назвал пиковыми переживаниями - это моменты интенсивной радости, удивления, благоговения и восторга. После этих ощущений люди чувствуют себя вдохновленными, обновлёнными или даже полностью изменившимися, а также получают заряд энергии.