Осознавание желаний

Если осознавание ощущений и чувств - это актуальный опыт, то осознавание желаний связывает его с будущим и создает направление движению. «Только если знаешь, где ты и чего хочешь здесь и сейчас, можно «выковать» центральное звено в цепи событий, (оставляющей основу жизни», - пишут Ирвин и Мириам Польстеры. Однако вопрос «Что ты хочешь ?» - один из самых трудных для клиентов. И особенно сложным он будет в том случае, если терапевт задает его без предварительной подготовки, состоящей в осознавании клиентом актуальных ощущений и чувств, контекста ситуации и адресата этих чувств. Нередко терапевты задают этот вопрос вследствие собственной растерянности, тревоги и незнания, что делать с клиентом. Но клиент, собственно, за этим и приходит к терапевту, именно это он и хочет узнать. Без предварительной подготовки осознавания терапевт в ответ на этот вопрос обычно получает «не знаю», «хочу, чтобы родственники вели себя по-друтому» или «скажи мне, как быть?». Не ориентируясь в своих переживаниях, клиент не может ни понять, что он хочет, ни выбрать...

К формулированию терапевтического запроса эта ситуация не имеет отношения, ведь, как правило, вопрос к терапевту пришедший клиент уже приносит с собой. Но то, что он хочет на самом деле, то, что связано с содержанием его потребности, часто кардинальным образом отличается от его запроса к терапевту. Когда человек может распознать свое желание и определить, к кому оно направлено, он уже почти у цели. Молодой человек не желает больше быть буфером для конфликтных отношений своих родителей, он хочет отдохнуть, сосредоточившись на своей жизни, и тут же вспоминает, что может жить в пустующей квартире своей тетки. Молодая девушка, осознающая свой собственный вклад в свое одиночество, вспоминает людей, которым давно не звонила, и чувствует желание встретиться. Загруженный постоянной работой мужчина, избегающий таким способом сложных отношения с женой, хочет отдохнуть, а для этого сказать твердое «нет» ее постоянному контролю и давлению.

Исполнить желаемое часто не представляется возможным из-за идеалистической глобальности желаний. Выполнимые желания конкретны и просты - хочется, чтобы приласкали и сказали доброе слово, когда плачешь, хочется, чтобы оставили в покое и дали возможность побыть одному, хочется увидеть определенного человека или написать книгу на интересующую тему. Определенное и конкретное желание способно стать фигурой, вызывающей мобилизацию энергии для его выполнения.



Иногда клиенты пытаются получить желаемое от людей, которые не в состоянии это дать, и не берут от тех, кто дает. Так, клиентка компульсивно требует выражения любви и заботы от эмоционально холодной матери, это становится темой многих сессий и не приводит к удовлетворению ее потребности. Вместе с тем она совершенно не замечает поддержки других людей, их симпатий и не отвечает на это. Следовательно, задача заключается в том, чтобы обратить внимание клиентки на этот паттерн поведения и чувства других людей, мимо которых она проходит, в какой-то степени повторяя материнское поведение.

Теория Self, функции Self

Существенная часть практики гештальт-терапевта состоит из тщательного исследования контакта (создания и разрушения «фигур») и экспериментального исследования терапевтом этого процесса. Та часть гештальт-теории, которая касается того, как это" делает индивидуум, называется теорией self. В ней self (или самость, как ее переводят на русский язык) является агентом изменений. Термин self также относится к системам контактов организма с окружающей средой в настоящий момент и к способу организации нашего опыта. «Будем называть самостью систему контактов, - пишут PHG*. - Самость - это действующая контактная граница...». Эти контакты представляют собой структурированный опыт настоящей ситуации.

В традиционной психологии принято думать, что self является сущностью, находящейся внутри, в то время как в гештальт-терапии это процесс взаимодействия на контактной границе поля «организм - окружающая среда». Очень важно понять, что self не является структурной сущностью психики («вещью» или объектом), self - это процесс - selfing.

Этот процесс имеет две составляющие: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), которые составляют так называемую Эго-функцию или функцию выбора (Philippson Р., 1995, 1996b, 1997). Self существует там, где появляется контакт (контактная граница), но не как дополнительный объект психики, а как процесс формирования «фигуры» у индивидуума. Когда граница контакта отсутствует, self присутствует как возможность. Согласно Ф. Перлзу, self можно понять только в контрасте - это та часть поля, которая противостоит остальным его частям. PHG: «Self не может рассматриваться как фиксированная структура и существует там, где имеется факт интеракции на границе. Это «фигура-фон» процесс в ситуациях контакта».



Для того чтобы отразить интегративность функций self , Латнер (1992) приводит притчу о слепых, ощупывающих слона и пытающихся передать целое через описание частей (уши, хвост, хобот…). При этом видящий - это тот, кто видит целое и в этом смысле self индивидуума обладает интегративным свойством. Self интегрирует перцептивно-проприоцептивные, моторно-мускульные функции и органические потребности. Далее, self осознает и ориентируется, чувствует, подходят ли друг другу среда и организм, осуществляет агрессию и манипуляцию. В ситуациях контакта self проявляется процессом образования «фигуры - фона», а чувство, сопровождающее этот процесс, - возбуждение -как раз и свидетельствует о процессе формирования, когда незавершенная ситуация стремится к завершению. Если потребность удовлетворена («фигура» разрушена) и происходит ассимиляция, self уменьшается, поскольку основная роль состоит в приспособлении организма в среде. Уменьшается self и в случае слияния, изоляции и равновесия, где нет «фигуры» или она недоступна.

Свойства и функции self

Одним из свойств self является спонтанность. Это понятие подразумевает непрерывное действие системы «организм - среда», свободное формирование и разрушение фигур. Она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации н действия . Говоря о вовлеченности, мы имеем в виду, «что нет никакого иного чувства себя или других вещей, кроме собственно переживания ситуации. Это чувство непосредственно, конкретно, присутствует в настоящем и интегрирует восприятие, мускульный компонент и возбуждение» (Перлз, 2001).

Спонтанность одновременно активна и пассивна - это творческое безразличие (или беспристрастие) среднего залога. Self не может проявляться кроме как в контакте с чем-то возникающим в текущем процессе. Этот контакт может осознаваться как ощущение материала, импульсов, фона, направленности интереса, присвоения или отчуждения.

При этом, у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Это функция Ид, Эго-функция и функция личности. Так, функция Ид - это и функционирование в фоновом режиме, включающем смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой, прошлые незавершенные ситуации, становящиеся осознанными, внутренние импульсы, потребности в их тело сном проявлении и восприятие всех этих параметров (которое иногда блокировано). Это и опыт чувств, отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна - все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.

Эго-функция, в отличие от Ид, наоборот, активна. Self по своей сути противостоит «другому» или «иному». Процесс, в котором проявляется self, состоит из двух фаз - идентификация («Это я») и отчуждения («Это не Я»). Это функция выбора или сознательного отказа. Эго-процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора - ценностями, интересами, избеганиями (Philippson, 1995). Это то, что классики назвали автономным критерием здоровья. В общем смысле Эго-функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур (первичная полярность - это фигура-фон). Здоровая Эго-функция дает индивидууму чувство инструментальности бытия, индивидуум чувствует себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Нарушение этой функции называется потерей Эго-функции и лежит, по мнению классиков (Перлз, 2001), в основе невроза: субъект затрудняется или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом Ид-функция продолжает воспринимать внутренние импульсы и потребности, а ответ Эго-функции оказывается неудовлетворительным, творческое приспособление индивидуума не соответствует доминантной потребности. Эта доминантная потребность при неврозе остается нереализованной.

Функция личности

Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях; это ответы на вопросы, задаваемые другими или самим субъектом, это вербальное отражение себя в настоящий момент, ссылки на себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплику в отношении себя.

Итак, функция личности включает говорение о себе, но это говорение имеет социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей. Это часть нашей здоровой жизни. Ее можно назвать системой ранее признанных фактов (или инсайтов). Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится ошибочных концепций себя , эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений и т. п. Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация является неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся.

В терапии функция личности важна и в тот момент, когда клиент пришел к нам с проблемой («я слишком мягкий и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью сформировать «фигуру», говоря о себе, и в тот момент, когда он ассимилирует собственный опыт действий по отношению к своей удовлетворенной потребности. Но для здорового функционирования в мире индивидууму недостаточно определять себя как кого-то, ему необходимо делать выборы.

Здоровое функционирование личности характеризуется автомностью и ответственностью индивидуума, его знанием себя «как лица, играющего определенную роль в актуальной ситуации» (PHG, 2001). Автономия - это свободный выбор, при котором субъект сохраняет чувство непринужденности, свободы от принуждения. Он знает кто он и где он , и принимает на себя обязательства в соответствии с тем, кем он является. Поведение становится своим собственным, так как ранее оно было уже достигнуто и ассимилировано. Автономия основана на спонтанности, а в спонтанном поведении приоритет имеет новизна. Ответственностъ - это исполнение контракта, заключенного в соответствии с тем, кем субъект является, это постоянство поведения в таких рамках. Это не означает, что поведение никогда не меняется, оно меняется творчески, в соответствии с изменеием ситуации.

ЛИТЕРАТУРА

Джондлин Ю. Фокусирование. – М: Независимая фирма «Класс», 2000.

Зннкер Дж. Телесные процессы в психотерапии. Вступление. – http:// www.gestalt.lv/rus/international/teksti/index.htm&id=51.

Зинкер Дж. В поисках хорошей формы. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

Немиринский О.В. Фасилитация контакта в гештальт-терапии // Московский психотерапевтический журнал. – 1994. – № 3. – С. 93– 106.

Перлз Ф., Хефферлин Р., Гудмен П. Опыты психологии самопознания. – М.: Гиль-Эстель, 1993.

Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. – М.: Либрис, 1996.

Перлз Ф.(1997) Гештальт семинары (Гештальт-терапия дословно) // Гештальт 96: Сб. мат-лов Московского гештальт-института. – М., 1997. – С. 6- 17.

Перлз Ф., Гудман П. Теория гештальт-терапии. – М.: Институт общегуманитарных исследований. – 2001.

Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

Рыбин В.И. Инсайт и гештальт // Московский психотерапевтичог кий журнал. – 1997. – № 3. – С. 85-104.

Хломов Д. (2000) Гештальт-терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000. – С. 343 – 371.

Curran K.M., Seashore C.N.,Welp M.S. (1995) Use of Self as an Instrumen of Change. – http://www.eqalvoice.com/use_of_self.pdf.

Jacobs L. (2002) Its Not Easy to Be a Field Theorist: Commentary on «Cartesian and Post-Cartesian Trends in Relational Psychoanalysis)), Gestalt!, 6 (2). – http://www.g-g.org/gei/6-2/jacobsreview.html.

Тема 6.Теория контакта в гештальт-терапии

1. Значение настоящего момента – «здесь и сейчас».

2. Осознавание и саморегуляция.

3. Теория Self.

1. Значение настоящего момента – «здесь и сейчас» .

В теории, методологии и практике гештальт-терапия представляет собой психотерапевтический подход, центрированный на настоящем моменте. Все важные теоретические концепции, на которые опирается гештальт-терапия, сфокусированы на феноменологии, осознавании и разделяют примат настоящего над прошлым и будущим.

Гештальт-психология, например, концентрируется на природе п структуре перецептуального опыта, и работа неизбежно сфокусирована на том, что воспринимается в настоящий момент. Невозможно также представить себе холистический подход и сохранение холистической перспективы без ориентации на настоящее. То же самое верно и для феноменологии. Фено­менология рассматривает в качестве своего предмета исследование объектов и событий, которые мы воспринимаем (естественно, в настоящий момент), а также создание подходящих методов для наблюдения и исследования.

Tакоефилософское течение, как экзистенциализм, изучает основные вопросы существования в настоящем. Это природа и смысл жизни, смерть, личностные отношения, отношения с авторитетами (Богом). Знаменитое высказывание Кьеркегора гласит: «Жизнь – это не проблема, которая решается, а ре­альность, которая испытывается». То, что испытывается, всегда находится в настоящем. Даже психоанализ в своей концеп­ции феноменов трансференции и контртрансференции ориентирован на отношениях терапевта и клиента «здесь и сейчас», так как терапевтические отношения всегда существуют толь-ко в настоящем.

11одход, ориентированный на настоящее, отличается от ис­торического подхода, в котором настоящее рассматривается как последствие прошлого. Для исторической перспективы важны вопросы «Почему?», «Что было причиной настоящего состояния?», и они поворачивают взгляд исследователя от на­стоящего момента на что-то еще. Но историческая перспек­тива неизбежно находится в настоящем вместе с ее носителем. В гештальт-терапии важно не «Почему?», а «Что есть?» (Resnick R., 2000). Подход, ориентированный на настоящее, акцентиру­ет вопросы «Как?», «Что?», «Что есть?», «Что это за опыт?», «Из чего он состоит?», «Как он организован?». С этой точки зрения, прошлое и будущее находятся в настоящем: все мечты и воспоминания, фантазии и мысли - это действия, происхо­дящие в настоящем.

Настоящее - это всегда новая целостность, даже если ин­дивидуум достаточно точно оживляет и переживает старое со­бытие. Согласно Джендлину (2000), настоящее придает прошло­му новую функциональную направленность и новую роль. Про­шлое в своей новой роли структурируется по-иному, иначе ин­терпретируется и функционирует в настоящем, даже если ин­дивидуум этого не осознает. Джендлин утверждает, что пере­живания, происходящие в настоящем, всегда изменяют про­шлое. Добавим, что силы и энергия человека всегда находятся в настоящем («прошлое уже прошло, а будущее еще не насту­пило»).

Итак, в гештальт-подходе воспоминания - это некоторый опыт, переживаемый в настоящем. Схватывание настоящего момента, сосредоточение на настоящем, полное присутствие и ощущение настоящего - это подход, который применяется в гештальт-терапии как по отношению к воспоминанию, так и по отношению к фантазии о будущем. Все это в полной мере относится к понятию «осознавание».

В гештальт-терапевтической сессии момент «здесь и сейчас» движется между «прямо сейчас» (клиент-терапевтическое вза­имодействие), «прошлым в настоящем» (воспоминания клиен­та о детстве, предшествующее клиент-терапевтическое взаи­модействие) и «будущим в настоящем» (желания клиента по отношению к терапии). Каждый момент «прямо сейчас» выст­раивается как «фигура» напротив фона «прошлого в настоя­щем» и «будущего в настоящем», и это то, что постоянно от­слеживается гештальт-терапевтом (Philippson, 1996).

2. Осознавание и саморегуляция .

Имеется в виду осознавание как процесс (awareness), называемый еще в литературе сознаванием. Последний вариант, не существовавший ранее в русском языке, создан для того, чтобы компенсировать совершенную форму глагола «осознавать» (осознал что-то - и процесс завершен). Здесь и далее будет все же использоваться существительное «осознавание», подразумевающее процесс и не имеющее, с нашей точки зрения, коннотации завершенности, присущей глаголу.

Что такое осознавание?

Базовым способом и целью гештальт-терапии является «осознавание-как-процесс». Мы часто воспринимаем осознавание как случайный, беспорядочный и пассивный процесс - свет попадает в наши глаза, какие-то звуки с улицы проникают в наши уши, какие-то люди привлекают наше внимание, а мы при этом вроде бы ничего не делаем. Это описание касается лишь пассивных аспектов осознавания, однако у осознавания имеется и активная сторона.

Приведем пример. Мы начинаем терять интерес к делу, которым занимаемся, когда мы голодны. Почувствовав знакомые ощущения в области желудка, мы бросаем клавиатуру компьютера и направляемся к холодильнику. Открываем дверцу... и вос­прими маем не дизайн холодильника, не полки и посуду, не форму бутылок (все это есть в поле зрения), а мясо и овощи. Несмотря на то, что в поле зрения много предметов и деталей, мы начинаем видеть и осознавать то, что нам важно и нужно. Таким образом, и восприятие, и осознавание может быть как пассивным, так и активным процессом.

Перлз считал осознавание «смутным двойником внимания», однако говорил, что осознавание более диффузно, чем внимание, и подразумевает более расслабленное и целостное восприятие. Гештальт-терапевты рассматривают осознавание как инструмент исследования взаимодействия индивидуума и среды, поскольку он предоставляет и терапевту, и самому клиенту наилучшую картину имеющихся в его распоряжении ресурсов. Для этого гештальт-терапевты используют эксперимент, помогающий клиентам попять, что они делают и как они делают то, что делают (Reznick, 2000). «Гештальт-терапия помогает нам расширить и увеличить наше осознавание, привлекая потерянные или избегаемые части опыта» (Bray, Philippson, 1988, 1998).

Осознавание же дает возможность достигать инсайтов, получать знание о среде, выбирать и нести ответственность за собственный выбор и в конце концов - возможность строить отношения с другими людьми. По Йонтефу (1976, с. 67), «это процесс бытия в бдительном контакте с наиболее важными элементами поля «организм - среда» с полной сенсомоторной, эмоциональ­ной и энергетической поддержкой». Кроме того, осознавание дает возможность индивидууму почувствовать свою идентичность и мир, в котором он живет. Важно, что расширение контакта и осознавания не является целью само по себе. Это расширение полезно, если помогает личности установить лучшие отношения с миром (Нуспег, Jacobs, 1995).

Осознавание имеет пять характерных качеств: контакт, ощущение-как-процесс, возбуждение, формирование фигуры и це­лостность (Latner, 1992).

Контакт - это встреча с различиями. Для нашего собствен­ного опыта это означает подняться навстречу другому, тому, что отличается от уже известного нам, от того, что мы чувствуем или когда-либо испытывали. Ощущение-как-процесс определяет природу осознавания. Наиболее близки нам (в полном смысле слова - по расстоянию) прикосновение, ощущения изнутри тела - проприоцепция (Проприоцепция - способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных сегментов. ПРОПРИОЦЕПЦИЯ, восприятие определенными рецепторами, ПРОПРИОЦЕПТОРАМИ, внутренних нервных сигналов, посредством которого животное ощущает свои движения, положение и состояние) и чувства. Более дистанцировано визу­альное и слуховое восприятие.

Возбуждение содержит целый спектр эмоциональных и фи­зиологических ощущений: от более диффузного и характеризу­ющего состояние благополучия до большей настороженности и выраженного интереса к чему-либо. Если мы видим знакомо­го, идущего по улице, наше осознавание включает непосред­ственное контактирование с личностью, которую мы видим, наши воспоминания, мысли и чувства. Наш интерес - форма возбуждения - может почувствоваться как сердцебиение или глубокое дыхание, или как тепло внутри грудной клетки, или как импульс к действию.

Формирование фигуры отсылает нас к способу, которым она образуется и развивается. В примере «со знакомым, встречен­ным на улице», мы видим, как возникает центральный фокус интереса. Это характеристика второй фазы формирования фи­гуры. Наконец, еще одно фундаментальное свойство осознава­ния - целостность. Невозможно понять что-то существенное (сущность), кроме как через целостность.

Что такое целое или целостность? Слово «гештальт» в немец­ком языке означает что-то, что испытывается как единство (це­лостность), несмотря на то, что оно состоит из различимых эле­ментов. В немецком языке «гештальт» имеет несколько эквивалентов: целостность, конфигурация, фигура. Как следствие, в гештальт-терапии оно используется для обозначения целостного опыта. Что то, что воспринимается как целостность (целое), может быть гештальтом. Личность может быть для нас целостностью и в то же время частью целостности (например, семьи). Целое может быть группой идей («Серебрянный век») или людей (рабочий класс). Данные примеры иллюстрируют то, как эти целостности относятся к природе нашего опыта и нашего осознавания.

Инсайт и осознавание

Каково соотношение инсайта, эффективность которого так акцентируется аналитиками, и осознавания в гештальт-терапии?

По Вертгеймеру («Продуктивное мышление», 1987), инсайт - это «прозрение, схватывание структуры ситуации», «прозрение, производящее изменения в структурном значении составных.частей, изменение их места, роли и функции». Как психологический термин «инсайт» был введен гештальт-психологами. В гештальт-терапии инсайт определяется еще и как одновременное интегративное осознавание частей и целого (Yontef, 1993), паттернизация перцептуального поля таким способом, что его существенные связи становятся ясными. Это формирование гештальта, в котором релевантные факторы выстраиваются по отношению к целому (Heidbreder, приведено по Yontef, 1993).

Итак, инсайт - это форма осознавания, в котором имеется точное чувственное понимание структуры целостного поля, которое релевантно межличностной теме пациента. Для инсайта характерно появление уникального смысла, эмоциональной значимости именно этой организации поля. Это чувственное знание о том, за что каждый ответственен и не ответственен, присвоение того, что является собственным, и отвержение того, что собственным не является, а также появление способности к осознан­ному выбору.

Первоe отличие гештальт-терапии и психоанализа во взглядах на природу инсайта касается его принадлежности. В гештальт-терапии инсайт часто обозначается как «Ага!» - переживание и принадлежит клиенту. Это переживание свидетельствует о завершении, успешной интеграции и присвоении ранее диссоциированного опыта. Гештальт-терапевт организует терапевтический процесс так, чтобы дать возможность незавершенной ситуации проявиться в терапевтической сессии, развернуть ее, прожить и интегрировать в настоящее. В каком-то смысле «Ага!»-реакции клиента являются вспомогательными инсайтами процесса осознавания клиента. В психоанализе же инсайт в основном принадлежит аналитику, является его рабочим инструментом и фундаментом точной интерпретации.

Второе отличие - это континуальная (в противоположность дискретности) роль осознавания в отличие от инсайта (Рыбин, 1997). Осознавание - это длящийся процесс переживания и опи­сания происходящих в настоящем ощущений, чувств и мыслей, доступный в любой момент времени, это способ постоянно нахо­диться в контакте с самим собой. Осознавание когнитивно, сен­сорно и аффективно. Внимание к осознаванию ставит акценты на что, как и где опыта клиента, а вовсе не на почему, необходи­мом для аналитической интерпретации. Инсайт же - форма осоз­навания, непосредственное и быстрое «схватывание очевидного единства части элементов поля» (Yontef, 1993).

Классическая формула «здесь и теперь», принадлежащая мно­гим современным подходам психотерапии, видоизменяется в «те­перь и как» феноменологической направленности гештальт-те­рапии. Понятие «как» касается положения тела и жестов, дыха­ния и интонации голоса, речи и взгляда и обозначает приоритет формы над содержанием (по Перлзу). Фокусирование на осоз-навании сохраняет вовлеченность клиента в настоящую ситуа­цию. Особенно это проявляется в ситуации эксперимента, когда метафорическое проигрывание (enactments), заменяющее собой вербальный анализ, предоставляет почву для «короткого замы­кания» инсайта.

Как работают с инструментом осознавания гештальт-терапевты? «Основная фраза, с которой мы просим наших пациентов начинать терапию и к которой мы обращаемся постоянно, - при­чем не только к словам, но и к ее духу, - это простая фраза: «Сей­час я сознаю», - пишет Ф. Перлз. Гештальт-терапевты часто за­дают вопросы «Что вы чувствуете?», «Что с вами происходит?», «Что вы делаете?» и «Что вы хотите?». Для того чтобы ответить на эти вопросы, клиент должен на некоторое время уйти из ситу­ации межличностной коммуникации, сконцентрироваться на себе и своем внутреннем состоянии, разобраться в том, что находится в фоне, обычно не осознаваемом или осознаваемом только час­тично, и сказать об этом терапевту.

Зачем все это нужно? Ощущения и чувства - это целостный сигнал об отношениях потребности и среды. Чувство голода сиг­нализирует о необходимости поискать пищу в среде (в материнской груди, в холодильнике, в магазине, в лесу). Страх - это сигнал для человека позаботиться о своей безопасности, а сексуальное возбуждение - сигнал о возможности удовлетворить свою сексуальную потребность. Таким образом, переживание какого-либо ощущения или чувства является универсальным способом поддержания жизни, а при отказе от переживания по какой-либо причине ориентиры оказываются потерянными, и тогда жизненно важные решения принимаются на основе внеорганизменных критериев («здравого смысла», позиции другого человека, норм и правил сообщества и т. п.).

Ощущение и чувства - это сенсорный опыт организма, который может быть получен сознательным сосредоточением. При­слушиваясь к себе, мы можем обнаружить множество ощуще­нии, которые до этого находились за пределами осознавания. Тяжесть в спине и неудобство в пояснице, щекочущие ощущения в груди и затрудненное дыхание становятся фигурой, если человек сконцентрируется на их распознавании. Внимание должно быть целенаправленным и конкретным. Клиент учится осознавать с помощью терапевта, который направляет его внимание на важные детали его поведения или состояния. Так, терапевт может обратить внимание на рассогласование вербального и невербального сообщения клиента. Например, клиентка, весело улыбаясь, говорит о своих очень серьезных проблемах, а терапевт спрашивает ее, что же она чувствует на самом деле. Или терапевт, заметив, что клиент перестает дышать в определенных ситуациях (прерывание дыхания часто замораживает чувства) обращает на это внимание клиента.

Ирвин и Мириам Польстеры (1997) описывают процесс осознавания с помощью метафоры о гурмане, который, пробуя соус, научается чувствовать не только смешанный вкус, но и его отдельные компоненты. Клиент также двигается между целостным опытом и осознаванием отдельных его частей, причем некоторые из них осознаются им слабо или вообще находятся вне осознавания. Такое осознавание дает жизни новые, ранее недоступные для клиента смыслы. В отличие от инсайта, который бывает иногда, осознавание - это инструмент доступный всегда и в настоящем .

Между ощущением и реальным поведением человека находится широкий спектр внутренних процессов, осознавание которых делает доступной организменную саморегуляцию. Это осознавание ощущений и чувств, ориентация в том, какая из потребностей становится в данный момент наиболее важной для организма, ориентация в среде, способной предоставить возможности для удовлетворения потребности, непосредственное удовлетворение потребности и ассимиляция полученного опыта. «В контексте саморегуляции организма взаимоотношение между организмом и средой является решающим. Организм и среда составляют взаимозависимое единство, в котором организм стремится осуществлять саморегуляцию» (Латнер, 1986, приведено по Фрю, 2001).

Потребность становится доминирующей спонтанно, а не произвольно. Двигаясь от потребности к потребности, организм обеспечивает свое выживание и развитие («мудрость организма», по Ф. Перлзу). В основе этого лежит способность организма выбирать доминантную потребность из «иерархического списка» потребностей, «он обращается к доминирующей потребности выживания прежде, чем к какой-либо иной» (Перлз, 1996). Если доминантная потребность спонтанно осознается и организм действует в направлении ее удовлетворения - это и есть психологическая форма саморегуляции организма (гомеостаз). В этом и выражается мудрость организма, выбирающего в среде то, что необходимо для удовлетворения потребностей. В этом случае психотерапевт человеку не нужен. Здоровая саморегуляция основана на жизненно важных предпочтениях.

Вопрос о том, насколько в условиях общества возможна такая саморегуляция, затрагивает каждого человека. У большинства клиентов создается ощущение, что общество в лице семьи или коллег (начальника, других людей) значительно ограничивает саморегуляцию (другое название этого - внешний локус контроля - приписывание ответственности внешним событиям, обстоятельствам и другим людям). Но на самом деле саморегуляция допустима в значительно большей степени, чем мы это себе позволяем.

Концепция цикла контакта формально описывает, что происходит с любым субъектом в любой ситуации и каким образом он контактирует со средой, ориентируется в ней и достигает удовлетворения организменных потребностей. Таким образом, она является феноменологической, организмической и универсальной для любой психической динамики, описывая ее форму, общие закономерности, не привязываясь к содержанию процесса.

Цикл контакта - это динамика образования гештальта, фигуры из фона, ее формирование и последующее разрушение. Мы можем описывать цикл контакта применительно к любому гештальту, любой потребности и любому контакту.

В полевой парадигме, суть цикла контакта состоит в возникновении напряжения на границе контакта организм-среда, вызванного внутренними импульсами или внешними раздражителями, а затем деятельностью организма, направленную на уменьшение этого напряжения.

Схематически последовательность этого процесса такова:
1. Организм в состоянии покоя.
2. Раздражитель, который может быть внутренним или внешним.
3. Создание образа или реального заместителя.
4. Ответ на сложившуюся ситуацию, направленный на:
а) Уменьшение напряжения и
6) Возвращение к организмическому балансу.

Традиционно выделяют четыре основные стадии цикла контакта , и связанные с ними прерывания контакта:

1.Преконтакт (forcontact) представляет собой дифференцирование фона и выделение фигуры. Телесные ощущения здесь выступают фоном, какое-то напряжение на границе контакта, связанное с внутренней потребностью организма (аппетит) или внешнее, средовое воздействие проявляется в виде фигуры. Это стадия ощущений. Задача этапа – ориентация в среде и ощущениях (потребностях) организма. Соответствует проявлению функции Ид.
Прерывание преконтакта – слияние, невозможность различить границы между организмом и средой, средовыми факторами или собственными ощущениями и потребностями.

2. Контактирование (contacting). На этой стадии потребность уже выделена, и организм начинает действовать. Происходит развитие фигуры, увеличение возбуждения, опустошение фона. В процессе контактирования происходит выделении агрессии, приближение и преодоление препятствий, а также произвольная ориентация и манипуляция. Эта стадия отождествления и отчуждения Эго с различными аспектами фигуры, что сопровождается эмоциями: приятными - влечение, интерес, или неприятными – нетерпение, раздражение, отвержение, а также агрессия. Напряжение на границе контакта велико, поэтому контактирование либо теряет энергию и затягивается, либо переходит на следующие стадии.
Прерывание контакта на стадии контактинга представляет собой интроекцию, в самом начале между преконтактом и контактиногом, что приводит к подмене фигуры, и проекция, по ходу всей стадии, за счет чего внешней фигуре приписываются желаемые (или избегаемые свои) качества, а также ретрофлексия в случае ненаступления третьей фазы.

3. Финальный контакт (full-contact) – концентрация, слияние и идентификация с фигурой, максимум возбуждения, минимум произвольности. Вся произвольность ослабляется, достигается полное осознавание (awareness) процесса и происходит спонтанное единое действие восприятия, движения и чувства. Self полностью идентифицирует себя с фигурой, что является естественным, необходимым слиянием. Возбуждение на границе контакта разряжается, потребность удовлетворяется. Соответствует проявлению функции Ид.
Прерывание контакта на стадии финального контакта происходит по механизму ретрофлексии, когда граница контакта «симулируется» и образуется за счет расщепления Self; частичное удовлетворение достигается, но нет новизны, опыта и роста организма. Другой механизм прерывания – эготизм – заключается в предотвращении финального контакта за счет продолжающегося контактинга.

4. Постконтакт (postcontact). Фигура теряет энергию, разрушается и уходит в фон. Self уменьшается, возбуждение падает, и граница контакта любо исчезает, любо теряет смысл. Главная задача – ассимиляция опыта и его интеграция. Функция Ид завершается, и исполняется функция Персоналити, которая интегрирует новый опыт в общую идентичность организма. Личность (Персоналити) представляет собой продукт связной интеграции опыта многих контактов.
Прерывание на этапе постконтакта – девалидизация (обесценивание) – произвольно вмешательство и препятствие ассимиляции нового опыта. В случае эготизма постконтакт наступает сразу после контактинга; граница контакта остается напряженной, гештальт не завершается. Слияние на стадии постконтакта приводит к удержанию фигуры и затягиванию контакта, когда цикл завершен. Таким образом, субъект избегает расставания и испытывает трудности в ассимиляции нового опыта.

Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] Гингер Серж

Цикл контакта

Цикл контакта

«И все-таки она вертится !», – воскликнул Галлилей скептическим судьям Инквизиции. Сегодня уже никто не сомневается, что в Мироздании все вертится : начиная с электронов с их крошечными орбитами вокруг атомов вплоть до планет и галактик. Также поворачиваются и обстоятельства, и удача, и назначение людей и теорий; все циклично , начиная с времен года и заканчивая годами жизни; и наши «внутренние биологические часы» (которыми заведует эпифиз , или шишковидная железа, которая управляет также сном, пищеварением, овуляцией …а также их нарушениями, связанными со «смещением часов») циклически регулируют наш сердечный ритм, нашу температуру, секрецию гормонов, наше настроение и активность – дневную, месячную и сезонную.

Итак, всякий опыт происходит циклично : он начинается, продолжается и заканчивается. Вся наша жизнь представляет собой сложную череду циклов, включенных друг в друга наподобие «матрешки». Вы начали читать эту книгу, чтение продолжается в данный момент и скоро закончится; но чтение оказывается внутри цикла Вашего дня, а последний включен в неделю, и так далее. Параллельно наслаиваются циклы Вашего тела, Вашей любви и Вашей профессиональной деятельности, ваших социальных и политических начинаний.

В какой-то момент неожиданно на первый план выходит «доминантная фигура», и все остальное на некоторое время исчезает в «глубине»: так, например, когда Вы захвачены чтением, то «забываете» о Вашей больной спине – и она отходит на второй план. То, что находится на авансцене, притягивает Ваше внимание в ущерб «пейзажу». Это постоянная смена фигуры /фона , на которую указывали гештальт-психологи еще в начале века.

Гештальт-терапия учитывает этот фундаментальный закон функционирования. Так, Перлз и Гудман (1951) предложили выделять в каждом опыте четыре основных временных промежутка, организованного относительно понятия контакта : предварительный контакт (пре-контакт), вступление в контакт, полный контакт и пост-контакт. Такое деление всякого действия обладает несомненным преимуществом простоты, … но оно не учитывает всего множества наблюдаемых феноменов.

В последующем другие авторы попытались уточнить этот процесс с тем, чтобы он лучше соотносился с различными конкретными жизненными ситуациями: начиная с «мини-цикла» удовлетворения физической потребности, такой как голод или жажда, до более длинных и сложных циклов развития отношений влюбленности или профессиональной карьеры.

Джозеф Зинкер (1977) выделяет, например, шесть фаз: ощущение, осознание или «awareness», мобилизация энергии, действие, контакт и уход. Мишель Катцефф (1978) добавляет фазу «осуществления», которая предшествует фазе ухода…

Что касается меня, то я выделяю пять основных фаз: (см. рисунок ):

1) предварительный контакт;

2) завязка;

3) контакт (или «полный контакт»);

4) развязка;

5) ассимиляция опыта.

Особенно меня привлекают две фазы: это фаза, которая непосредственно предшествует полному контакту, и фаза, которая непосредственно следует после полного контакта. Они главным образом обусловливают успешность контакта или его неуспешность. Поэтому я их назвал завязкой и развязкой .

Цикл контакта из пяти фаз (С. Гингер, 1989)

Предложенная мною схема напоминает греческую букву ПИ – которая символизирует для меня переход от диаметра к кругу, от прямой линии к циклу, от проекта к его исполнению.

Две петли подчеркивают критические точки цикла, те краткие моменты, когда действие начинается и когда оно заканчивается перед фазой ассимиляции.

Мне представляется полезным иметь в виду, что трудности – как клиента, так и терапевта – в подавляющем большинстве приходятся как раз на два этих ключевых моментах цикла: непосредственно перед фазой контакта и сразу после фазы контакта (в собственном смысле слова), т. е. на момент вступления в контакт и до выхода из контакта, т. е. до ухода .

Итак, я приступаю к изложению цикла, состоящего из пяти фаз:

1. Предварительный контакт (пре-контакт)

Идея о том, что необходимо время пре -контакта (предварительного контакта), достаточное для появления потребности, желания, проекта (или ситуации) уже достаточно подробно рассматривалась большинством гештальтистских авторов. Любому объединению, если оно хочет стать плодотворным, обязательно должно предшествовать несколько неформальных обменов; любовная связь обязательно предполагает время, достаточное для возникновения желания, а потом уже следуют прелюдии; в коммерческой связи требуется время для «приручения» клиента; профессиональной работе в Гештальте предшествует латентное время предподготовки, когда устанавливается «терапевтический альянс»… Отсутствие предварительного контакта (или его чрезмерная продолжительность) свидетельствует о психологической или социальной дисфункции.

2. Завязка

Часто недооценивается важность момента вступления в контакт : речь идет о ключевом моменте, когда «завязывается» действие, когда вступают на тропу работы в момент терапевтического взаимодействия, когда включаются в отношения, в группировку, когда приступают к решению или к проекту.

Именно поэтому я предложил дать специальное название этой фазе, назвав ее фазой завязки . Мне кажется, что это слово достаточно ясно передает смысл фазы: оно мне напоминает о начале спортивной разминки до взаимодействия (разминка в волейболе, разминка в фехтовании и т. д.). Следует заметить, что завязка не всегда достаточно ясно осознается (awareness ) и что она не всегда предполагает мобилизацию энергии (энергетизацию). Иногда начинание происходит интуитивно, как результат постепенного «дрейфа» или же напротив, как итог «резко изменившейся» ситуации…Но какой бы не была завязка, она возникла и идет своим чередом! Какими бы ни были ее основания, наступает момент, когда можно сказать: «готово, пора!». Мне представляется важным суметь определить этот критический момент и воспользоваться им.

3. Контакт

Несомненно, сам по себе контакт можно подразделить на несколько последовательных подфаз – последовательность которых, однако, изменяется в зависимости от ситуации. Между тем, их детальное различение не кажется мне существенным в терапевтических отношениях или клинической практике: «дела идут своим ходом», со своими взлетами и падениями, и наступает пора подумать, что случится на фазе развязки (выбора), действия или взаимодействия…

4. Развязка

Другим существенным моментом, который нуждается в пояснении, является «развязка», или завершение: момент, когда ситуация «разрешается» тем или иным образом; когда в любом случае контакт близится к завершению; следовало бы подвести итоги, пусть даже предварительные. Перед фазой ухода в собственном смысле слова, перед более или менее длительным периодом ассимиляции, переваривания опыта – сознательного или бессознательного – возникает этот критический момент окончания: остановка, сепарация, решение. Этот момент, когда заканчивается вечер, когда любовники начинают удаляться друг от друга, когда клиенты оставляют своего терапевта (до следующей сессии… или окончательно). Эти трудные времена разрыва составляют вехи нашей жизни : в этот момент решаются на разрыв, уходят из общества, оставляют родителей, завершают учебу, увольняются с работы или выходят из партии, разводятся, переезжают или уходят на пенсию…Уже нет полного контакта, но еще нет ухода-ассимиляции, это критический момент освобождения – который может длиться несколько минут, несколько дней, …или даже долгие годы (ср. «работу горя»).

В повседневной жизни, впрочем как и в практике психотерапии я вижу, что часто речь идет о сложном моменте, о котором трудно «договориться», который бесполезно «задерживать » и некстати «торопить ». Мне кажется, что эта существенная фазае всего цикла недостаточно исследовалась в классической гештальтистской теории. Она заслуживает того, чтобы к ней отнеслись с большим вниманием. К тому же она является, как правило, камнем преткновения начинающих терапевтов… и конечно же бывалых политиков!

5. Ассимиляция

Не стану долго задерживаться и распространяться о том, что составляет у меня пятую фазу цикла: уход в смысле ассимиляции . Большинство авторов подчеркивали важность этой фазы, но совершенно упускали из виду то обстоятельство, что обучение или психотерапия – впрочем как и любовь – совершается как между встречами, так и по ходу их.

Итак, завязка и развязка, как правило, представляют собой не длительные периоды, а краткие, деликатные решающие моменты – к тому же легко уловимые; они мне напоминают взлет и приземление самолета. И особенно важным мне кажется подчеркнуть фазу развязки ; она предшествует уходу, и ее не следует смешивать с ним. Главным образом именно на ней базируется последующая ассимиляция всякого опыта.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Цикл прояснения Основное, что мы делаем в процессинге - активизируем область, готовую к изменению, и проясняем ее. Можно сказать, что сначала мы находим проблему для проработки, а затем работаем над ней.Два основных действия фасилитатора:1. Активизировать

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Цикл вопроса Есть определенный цикл, который фасилитатор часто использует в сеансе. Это цикл задавания вопроса и получения ответа клиента. Он начинается тогда, когда фасилитатор решает задать определенный вопрос, и завершается, когда клиент получил вопрос и ответил на

Из книги Остаться трезвым – Руководство по профилактике срыва автора Теренс Т. Горски

Торговый цикл Д-р Андрей Яблоков защитил диссертацию по машиностроению, преподавал машиностроение в Университете штата Пенсильвания и Университете Дрексел, пятнадцать лет работал в области торговли информационными технологиями. Андрей поделился с нами серией из трех

Из книги Основы личной безопасности автора Самойлов Дмитрий

ЦИКЛ ЗАВИСИМОСТИ Описанное ниже - это цикл зависимости, ведущий зависимого человека в смертельную западню. Давайте поближе взглянем на этот цикл и на то, что случится с Вами, если Вы в него попадёте. ЦИКЛ ЗАВИСИМОСТИ1. Краткое удовольствие2. Долгосрочная боль3. Зависимое

Из книги Строение и законы ума автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Цикл НОРД Машины не ведут войн. Рельеф не ведёт войн. Люди ведут войны. Вы должны проникнуть в умы людей. Именно там выигрываются битвый. Джон Р. Бойд Захватить инициативу и удержать её, опережать противника и заставлять его ошибаться, иными словами, управлять ходом боя,

Из книги Средство от болезней автора Гусев Вячеслав

Метонов цикл – 19 лет Этот цикл относится к луне, потому что каждые 19 лет новолуние и весь лунный цикл возвращаются в тот же день солнечного года. Метонов цикл очень важный, каждые 19 лет у человека жизнь очень сильно меняется.В чём его суть, я ещё изучаю, как и два других

Из книги Похвалите меня [Как перестать зависеть от чужого мнения и обрести уверенность в себе] автора Рапсон Джеймс

ЦИКЛ 5–6-7-5 Этот цикл я открыл, рассматривая историю семейства Тарквиниев (царей Древнего Рима) (см. «Дорога Домой» ). Примите во внимание, что 5 – душа, 6 – шествие по жизни, 7 – преображение жизни, которое опирается на перемены в сознании.Закон «5–6-7-5»: Душа живёт,

Из книги Как жить, чтобы жить, или Основы экзистенциального нейропрограммирования автора Ковалев Сергей Викторович

Цикл саморегуляции 1. Как говорил Тод Берли: «Идеальное состояние психики человека – близкое к хаосу, но не хаос». Это так называемое состояние недифференцированного поля. Я бы еще назвал такое поле целостным. Наверное, в этом состоянии прибывает сытый, обласканный

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Цикл осознанности Циклическая модель призвана показать, как усиливается осознанность. Велик соблазн сравнить осознанность с дверью, через которую достаточно пройти, однако дверь – неподходящая метафора, потому что описывает процесс с определенным финалом: «Достаточно

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

3.1. Цикл бытия Мало кто из мужчин решил бы жениться, если бы он не преследовал ближайшую цель, а представлял конечный результат. В. Швебель Это первая (и довольно простая на вид) модель, в силу своей стратегичности является исходной для анализа человеческой экзистенции.

Из книги Самосаботаж. Преодолеть себя автора Берг Карен

Цикл обучения По теории Колба, приобретение новых знаний и навыков происходит в течение цикла, состоящего из четырех этапов:1. Конкретный опыт – приобретение нового опыта или новая интерпретация старого.2. Наблюдения и рефлексия – наблюдение за любым новым опытом.

Из книги Гештальт: искусство контакта [Новый оптимистический подход к человеческим отношениям] автора Гингер Серж

Синаптический цикл Стюарт знакомит Кейт с полноценной моделью нейролидерства, называемой синаптическим циклом. В ее базисе заложены те фундаментальные основы, которые должен знать лидер, чтобы наилучшим образом руководить людьми, принимая в расчет открытия и

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Из книги автора

7. Цикл опыта Всякое индивидуальное действие или отношенческое взаимодействие протекает в несколько фаз, образующих цикл опыта – другие авторы называют это циклом контакта или циклом удовлетворения потребностей. Перлз и Гудман выделяли четыре основные фазы:

Из книги автора

Цикл неудачника Есть любопытный феномен, который можно назвать «цикл неудачника».Исследователи получили интересные результаты, когда наблюдали, что происходит с людьми в тот момент, когда они решительно заявляют: «Я похудею!» «Я брошу курить!» «Я буду делать

Как многие из вас знают, в настоящее время в нашем центре занимаются 5 терапевтических групп. В этих группах мы преимущественно занимаемся самопознанием, разрешением жизненных сложностей наших участников, а так же развитием и личностным ростом. Кроме этого мы делимся теоретическими знаниями. И на последнем занятии в группе в Дюссельдорфе я рассказала о теории контакта. Участники попросили меня описать её и прислать на почту. И я решила отослать эту статью всем нашим подписчикам. Думаю, что это будет полезно всем нашим читателям.

Теория контакта в гештальт-терапии своими словами

Для того, чтобы человек нормально функционировал в этом мире ему необходимо что-то получать из окружающей среды и что-то в неё выделять. Иными словами, удовлетворять свои потребности. Кушать, когда мы чувствуем голод и выделять своевременно продукты распада. В гештальт-терапии этот процесс называется психологический цикл контакта. Для того, чтобы этот процесс осуществлялся, необходимы две вещи: первое - человек должен быть в контакте с самим собой (со своими ощущениями, чувствами, желаниями), и второе - умение вступать в контакт с окружающей средой (все, что является не "я", продукты, предметы, люди, организации). Человек начинает испытывать проблемы тогда, когда происходят нарушения в этом цикле контакта. Иными словами, испортить себе жизнь можно двумя способами:
1. перестать чувствовать себя
2. прервать контакт со средой.

Любой цикл контакта проходит через четыре фазы. Рассмотрим этот процесс на простом примере.

1) Первая стадия называется преконтакт. Например, вы просыпаетесь рано утром и через какое-то время у вас появляется лёгкий дискомфорт.

2) Вторая стадия контакт. Вы вступаете в контакт со своей потребностью, потом со средой.
Время спустя дискомфорт усиливается, вы начинаете ощущать сжатие в области желудка и вы понимаете, что испытываете голод. Далее ощущение усиливается, вы мобилизуете энергию и ищите средства, чтобы удовлетворить голод. Идёте к холодильнику, находите там еду и едите (здесь вы контактируете со средой). Активная фаза контакта.

3) Финальный контакт. Вы поглотили еду, вы и еда одно целое - это момент здорового слияния со средой. Пассивная фaза контакта.

4) Фаза ассимиляции, переваривания еды или опыта.

По этой схеме мы удовлетворяем все наши потребности и живём счастливо, или на определённых стадиях мы прерываем контакт и, всвязи с этим и взависимости от того, на какой стадии произошло прерывание, мы чувствуем неудовлетворённость, раздражительность, отсутствие радости, невозможность изменить ситуацию и т.п., то есть живём не счастливо.

Пример с едой и голодом понятен и так как это нам жизненно необходимо, то мы достаточно успешно научились удовлетворять эту потребность. Эта потребность относится к базовым потребностям (в еде, питье, в стабильности, в безопасности, сне) для их удовлетворения найти средства в мире относительно просто.
Но кроме базовых потребностей существуют так называемые метапотребности, которые не имеют чёткой формы или предмета в мире. Это потребности в любви, в общении, в признании, в уважении, в поддержке, удовлетворить которые возможно только через контакт с другим человеком. Если мы в детстве недополучили любви, признания, то в жизни мы бессознательно будем искать способы удовлетворить эти потребности, но так и не сможем этого сделать, пока не осознаем, что именно ищем и для чего это нужно. И мы будем формировать жизнь таким образом, чтобы эти потребности выкристализовывались, будем притягивать такие ситуации, которые будут накалять наши переживания, чобы мы, наконец-то, смогли услышать себя и получить то, что необходимо.

В наших терапевтических группах мы занимаемся активным осознаванием. Мы учимся входить в контакт с собой, со своими чувствами, а через чувства, мы осознаём свои желания и учимся их выражать и удовлетворять. И как результат проживаем нашу жизнь на порядок качественней.

В заключение хочу привести отрывок о контакте из книги, известных гештальт-терапевтов Ирвина и Мириам Польстер "Интегрированная Гештальт-терапия. Контуры теории и практики".

"Во чреве матери мы положенный срок пребываем в оберегающей среде. Но наступает момент, и хочешь - не хочешь, приходится покидать ее и учиться ходить по земле, которая мало заботится о нашем существовании. Когда разрезают пуповину, каждый из нас становится отдельным существом, которое ищет объединения с другим. Никогда больше нам не вернуться к такому райскому симбиозу, но, как это ни парадоксально, чувство единения теперь зависит от остроты чувства разделения. Именно этот парадокс мы все время стремимся разрешить. Контакт - это функция, которая удовлетворяет потребность в объединении и разделении. Контакт дает каждому человеку шанс познакомиться с окружающим его миром. Человек снова и снова вступает в контакт, и за каждой встречей появляется следующая. Я касаюсь тебя, я говорю с тобой, я улыбаюсь тебе, я вижу тебя, я прошу тебя, я принимаю тебя, я знаю тебя, я хочу тебя - все это дает резонанс нашему существованию. Я одинок. Чтобы выжить, я должен встретить тебя. Всю жизнь мы колеблемся между свободой или разделением, с одной стороны, и вторжением или объединением - с другой. Каждый из нас должен иметь психологическое пространство, в котором он сам себе хозяин, - пространство, доступное для приглашенных гостей, но недосягаемое для непрошеных. И все же, упрямо отстаивая свои права на территорию, мы рискуем потерять волнующую возможность контакта с "другим" и упустить свой шанс. Сужение контакта обрекает человека на одиночество и приводит к неприятному чувству, которое, как язва, разрастается посреди мертвых накоплений привычек, предостережений и обычаев.

Контакт означает не только единение или растворение. Он может произойти только между отдельными существами, всегда требует независимости и всегда рискует попасть в ловушку объединения".

О том, как именно мы прерываем контакт я расскажу в следующей статье.

Желаю всем хорошего контакта.

Татьяна Кельн,
гештальт-терапевт

В его «Теории self». Пол Гудман выделяет в любом действии четыре основные фазы: фор-контакт, контактирование (contacting), полный контакт (final contact) и пост-контакт (или «отступление»).

Концепция цикла контакта

Традиционная концепция цикла контакта основывается на постулировании принципа, который описывает особенности процесса удовлетворения человеком своих потребностей, и в основе которого лежит идея о том, что приобретение опыта индивидом предполагает динамику некоторых его этапов. Сами авторы (П. Гудман и Ф. Перлз) пишут: «Мы наметили следующую последовательность фонов и фигур в процессе творческого приспособления:

Отметим, что этапу преконтакта соответствует фигура, в виде телесных ощущений, маркирующих актуальную потребность. На этапе контактирования она уходит в фон, позволяя появиться новой фигуре, в виде ресурсов окружающей среды. Финальный контакт знаменуется трансформацией фигуры, которой теперь выступает выбранный для удовлетворения потребности объект, и, наконец, в постконтакте фигура и фон исчезают снова в недифференцированном поле.

Фазы цикла контакта

Преконтакт

Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства , ощущения , переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

Контактирование

Контакт с внешней средой. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде, или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование - насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск - от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

Финальный контакт

Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности

Постконтакт

Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

Прерывания контакта

Дополнительной к этой базовой концепции, но неотъемлемо присутствующей в работах как классиков гештальт-подхода, так и современных авторов выступает идея прерываний контакта, которые привязаны к определенным этапам рассматриваемого цикла. Прерывания представляют собой способ нарушения естественного («здорового») течения контакта организм /среда.

Пятерку наиболее распространенных механизмов составляют: слияние (конфлуэнция), интроекция , проекция , ретрофлексия , эготизм .

По мнению самого П. Гудмана, до фокусирования возбуждения возникает конфлуенция, в процессе возбуждения - интроекция, в момент столкновения с окружающей средой - проекция, в процессе конфликта и разрушения - ретрофлексия, во время финального контакта - эготизм.