Психоанализ как метод психотерапии зародился в Европе в конце XIX в. и с самого начала подвергался жесточайшей критике современников З. Фрейда, в основном из-за ограниченного сведения личности человека к влечениям: Эросу (жизни) и Танатосу (смерти), но были и последователи и ученики, раскрывшие психоанализ с совершенно других сторон.

Что такое психоанализ?

Кто основал психоанализ – этим вопросом задаются разве что люди далекие от психологических знаний. Основатель психоанализа – австрийский психоаналитик З. Фрейд, явившийся для своего времени смелым новатором. Психоанализ (нем. Psychoanalyse, греч. psyche – душа, analysis – решение) – метод лечения пациентов с психическими расстройствами ( , истериями). Суть метода в вербализации мыслей, фантазий и снов, которые интерпретируются психоаналитиком.

Психоанализ в психологии

В период расцвета психоанализа (XIX – нач. XX в.) терапия длилась несколько лет и была по карману далеко не каждому, современный психоанализ – это относительно краткосрочный (15 – 30 сессий 1 – 2 р. в неделю) метод. Раньше психоанализ использовался только в медицинских учреждениях (психиатрической направленности) для лечения неврозов, в наши дни при помощи этого метода можно работать с разным спектром психологических проблем.

Основные положения психоанализа:

  • поведение индивида основывается на бессознательных иррациональных влечениях, часто берущих начало на раннем этапе развития (травматичные ситуации детства);
  • осознание этих влечений запускает защитные механизмы сопротивления;
  • конфликт между сознательным и вытесненным материалом в бессознательное приводит к неврозам, депрессии;
  • осознание того, что происходит в бессознательном, с помощью психотерапевта освобождает пациента от влияния бессознательного материала и ведет к выздоровлению.

Психоанализ Фрейда

В результате многолетнего наблюдения за своими пациентами З. Фрейд отметил насколько подавленное бессознательное влияет на психическое состояние, поведение человека. Фрейд разработал в 1932 г. схематическую структуру психики, выделив в ней следующие компоненты:

  1. Ид (оно) – область бессознательных влечений к жизни и смерти.
  2. Эго (Я) – сознательное мышление, выработка защитных механизмов).
  3. Суперэго (Сверх-Я) – область самонаблюдения, моральный цензор (интроекция системы ценностей родителей).

Методы психоанализа Фрейда на начальном этапе заключались в использовании гипноза для того, чтобы выявить бессознательные механизмы, впоследствии психиатр отказался от них и разработал другие, с успехом применяющиеся в современном психоанализе:

  • исследование мотивов поведения через свободные ассоциации пациента;
  • интерпретация;
  • анализ «сопротивления» и «переноса»;
  • проработка.

Психоанализ Юнга

Юнгианский психоанализ или аналитическая психология К.Г. Юнга (любимого ученика З. Фрейда, с которым произошел болезненный разрыв из-за взглядов на психоанализ) основана на следующих принципах:

  1. Бессознательное человека в нормальном состоянии находится в равновесии.
  2. Проблемы возникают из-за нарушения равновесия, это приводит к возникновению комплексов, несущих негативный эмоциональный заряд, который вытесняется психикой в бессознательное.
  3. Индивидуация – процесс осознания пациентом своей уникальности и (способствует исцелению), «путь к себе», осуществляется при помощи психоаналитика.

Лакановский психоанализ

Жак Лакан – французский психоаналитик, неоднозначная фигура в психоанализе. Лакан называл себя фрейдистом и постоянно делал акцент, что учение Фрейда не до конца раскрыто и важно постоянно перечитывать его труды, чтобы постичь его идеи. Обучение психоанализу Ж. Лакан предпочитал проводить в устном виде, на семинарах. Схему «Воображаемое – Символическое – Реальное» Лакан считал базовой:

  • воображаемое – самоидентификация человека (стадия зеркала);
  • символическое – различия, и осознание по другую сторону образа Другого, вмещающего в себя символическое;
  • реальное – Лакан считал, что встреча с реальным возможна через травму.

Экзистенциальный психоанализ

Классический психоанализ – основные идеи были подвергнуты французским философом и писателем Ж.П. Сартром, основателем экзистенциального психоанализа критике и фрейдовское либидо было заменено на первоначальный выбор. Основной смысл экзистенциального анализа заключен в том, что человек – целостность, с определенным смыслом, в каждую минуту совершающим выбор самого себя по отношению к бытию. Выбор – это и есть сама личность. Из выборов складывается судьба.

Методы психоанализа

Современный психоанализ претерпел изменения как в ведении пациентов, так и в применяемых видах терапии, но базовые методики с успехом продолжают использоваться:

  1. Метод свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке и озвучивает все пришедшие на ум мысли.
  2. Метод толкования сновидений. Любимый метод З. Фрейда, о котором он сказал, что сны – это царская дорога к бессознательному.
  3. Метод интерпретации. Эта методика позволяет вывести бессознательные процессы на уровень сознания. Пациент (анализанд) говорит, а психоаналитик анализирует и доносит смысл, который либо подтверждается, и вспоминаются какие-либо связанные со смыслом события, либо не принимается пациентом.

Классический психоанализ

Ортодоксальный психоанализ личности или фрейдизм строится на базовых методиках З. Фрейда. На современном этапе в чистом виде в терапии используется редко, в основном это неофрейдизм – синтез методик различных направлений. Цель классического психоанализа разрешить внутренние конфликты, комплексы, сформировавшиеся в раннем возрасте. Основной метод фрейдизма – поток свободных ассоциаций:

  • пациенту предлагается без участия логики говорить все, что придет ему в голову, даже те вещи, которые вызывают стыд;
  • терапевт расшифровывает дериваты бессознательного, и в понятной форме доносит истинный смысл пациенту.

Групповой психоанализ

Психоанализ в группе – эффективный вид терапии, использующий психоаналитические методы. Групповая психотерапия способствует:

  • развитию через сопереживание другим членам группы, делящимся своей болью и психологическими травмами;
  • душевному исцелению;
  • принятию человеком себя.

Групповой психоанализ – понятие было введено психоаналитиком Т. Барроу в 1925 г. Современная групповая психотерапия – это встречи раз в неделю по 1,5 – 2 часа. Цели групп-анализа:

  • создание безопасного пространства для членов группы, где можно свободно рассказать о наболевшем;
  • выявление скрытых аутентичных аффектов;
  • через глубину общения разрешение внутренних противоречий и конфликтов.

Системно-векторный психоанализ

Современный психоанализ личности с ходом времени претерпевает изменения. Советский психолог В.А. Ганзен разрабатывает системные матрицы восприятия, на основе которых его ученик В.К. Толкачев разрабатывает 8 векторов (типов) психики. На сегодняшний день, в этом направлении работает Ю. Бурлан. Исходя из системно-векторного психоанализа каждому человеку присущ преобладающий, один из 8 векторов:

  • мышечный;
  • оральный;
  • анальный;
  • зрительный;
  • обонятельный;
  • кожный;
  • звуковой;
  • уретральный.

Книги по психоанализу

Изучение психоаналитических приемов и техник невозможно без прочтения соответствующей литературы. Лучшие книги по психоанализу:

  1. «Гуманистический психоанализ » Э. Фромм. Хрестоматия, составленная немецким психоаналитиком будет интересна студентам гуманитарных ВУЗов, изучающих психоанализ. Э. Фромм пересматривает такие известные явления в психоанализе, как комплекс Электры и Эдипа, нарциссизм, мотивы бессознательных побуждений.
  2. «Эго и механизмы психологической защиты » А. Фрейд. Книга дочери знаменитого психоаналитика, продолжившей дело отца в сфере детского психоанализа. В произведении описан новый подход в раскрытии внутренних эмоциональных травм ребенка.
  3. «Архетип и символ » К.Г. Юнг. В каждом человеке скрыты архетипы коллективного бессознательного: Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость и Эго.
  4. «Бегущая с волками » Женский архетип в мифах и сказаниях.К.П. Эстес. Психоаналитическое направление, основанное на анализе сказок. Автор предлагает женщинам заглянуть внутрь себя и найти ту естественную, дикую и необузданную часть, которая была предана забвению.
  5. «Лжец на кушетке » И. Ялом. Талантливый психоаналитик успешен и в писательском ремесле. Тонкий юмор и драматические моменты, взятые из собственной практики – читатель видит, что психоаналитик такой же человек со своими проблемами.

Фильмы про психоанализ

Психоанализ – тема, интересная для многих именитых режиссеров и у любителей познать себя психологические киноленты вызывают немалый интерес, часто после просмотра таких фильмов возникают собственные инсайты, помогающие распутать клубок проблем. Фильмы о психоанализе, достойные внимания:

  1. «Комната сына / La stanza del figlio» . У итальянского психоаналитика Джованни в жизни все налажено, он востребован в своей профессии, но случилась беда – погиб сын, и Джованни пытается найти смысл.
  2. «Психоаналитик / Shrink» . Генри Картер преуспевающий психоаналитик, к нему на прием очередь из знаменитостей, но в личной жизни не все так гладко. Жена Генри кончает самоубийством, и психоаналитик приходит к выводу, что он не может больше помогать своим пациентам.
  3. «Опасный метод / A Dangerous Method» . Сценарий фильма основан на имевших место реальных и противоречивых отношениях между З. Фрейдом, его учеником К. Юнгом и пациенткой Сабиной Шпильрейн.
  4. «Пациенты / In Treatment» . Сериал, каждая серия в котором это сеанс психотерапии, с применением разных классических техник и психоанализ в их числе. Фильм будет полезен как для психологов, так и для людей интересующихся психологией.
  5. «Когда Ницше плакал / When Nietzsche Wept» . Фильм о становлении психоанализа в Европе, снят по одноименному роману известного венгерского психоаналитика Ирвина Ялома.

Какие тайны скрывает наша психика? Почему говорят, что «все мы родом из детства»? Почему мы упорно наступаем на одни и те же грабли и никак не можем выбраться из заколдованного круга не устраивающих нас отношений? Откуда берутся сновидения и о чем они пытаются нам рассказать?

На эти и многие другие вопросы, касающиеся психической жизни человека, дает свои ответы созданный в начале XX века и подорвавший до основания психологию сознания психоанализ.

Революционные взгляды Зигмунда Фрейда, блистательного ученого начала XX века, не только перевернули науку психологию, но и оказали огромное влияние на всю западную культуру. Между тем, нельзя сказать, что выбор области деятельности, которой Фрейд позже будет предаваться со всей, свойственной лишь великим талантам страстью, был сделан им осознанно.

Зигмунд Фрейд (1856 г.рож.) происходил из бедной еврейской семьи, и поэтому, даже блестяще окончив гимназию в Вене, он не имел возможности заниматься чем-либо, кроме медицины и права – таковы были негласные антисемитские правила тех времен. Фрейд выбрал медицинский факультет Венского университета. С самого начала он больше хотел заниматься научными изысканиями, но денежные затруднения вынудили его к началу практики. Фрейд успел поработать и как хирург, и как терапевт, и как домашний врач, но свой выбор остановил на психиатрии и невропатологии.

Фрейд был необычайно работоспособен: его наследие составляет 24 тома научных сочинений. Он постоянно развивал и пересматривал свои взгляды, с горячностью утверждая и подтверждая практическими исследованиями истинность своих догадок и озарений. Вокруг Фрейда собрался круг молодых врачей, многие из которых в последствии развили собственные представления и создали собственные школы психологической мысли. С ним было нелегко ладить – он тиранично требовал от соратников преданности и лояльности и деспотично изгонял тех, кто осмеливался критиковать его теорию, или предлагать новые, по мнению Фрейда ошибочные, взгляды на психику. Возможно, еврейское происхождение, которое автоматически делало его человеком низшего класса, и необходимость отстаивать свое мнение, с юности воспитали в Фрейде «бойцовские» качества и умение противостоять большинству.

В последние годы своей жизни Фрейд боролся с постоянной болью, вызванной тяжелейшей болезнью – раком лица. За 15 лет он перенес тридцать три операции, но не переставал работать: проводить исследования, читать лекции, издавать труды. Чем большую известность получали его воззрения, тем больше критики слышалось в его адрес, и с тем большей силой Фрейд парировал доводы своих оппонентов. В 1933 году нацисты сожгли груду его книг, на что Фрейд с юмором отреагировал, заметив, что это – прогресс, что в средние века сожгли бы его самого. В 1938 году, после захвата фашистами Австрии, Фрейду было разрешено уехать в Англию, где он и скончался годом позже.

История возникновения психоанализа

В начале своей карьеры Зигмунду Фрейду посчастливилось работать с такими выдающимся учеными, как известный европейский физиолог Эрнст Брюкке, успешно практикующий гипноз врач Иосиф Брейер и знаменитый невролог Жан-Мартен Шарко. (Да-да, тот самый Шарко, душ имени которого применяют и сегодня для лечения нервно-психических расстройств). Некоторые идеи и мысли, зародившиеся в этот начальный период деятельности, в последующем нашли развитие в научных трудах Фрейда.

В частности, внимание молодого ученого и практикующего врача Зигмунда Фрейда привлек тот факт, что некоторые симптомы, проявлявшиеся у больных истерией, никак нельзя было объяснить с точки зрения физиологии. Например, человек «терял чувствительность» в какой-то одной области своего тела, хотя нервная проводимость в соседних областях оставалась здоровой. Другим примером, что не все происходящие в психике процессы можно объяснить реакцией нервной системы или актом сознания человека, стало наблюдение за поведением людей подвергшихся гипнозу. Сейчас каждому понятно, что человеку, находящемуся в гипнотическом состоянии, можно внушить приказание выполнить какие-то определенные действия, и после пробуждения человек неосознанно будет стремиться исполнить приказанное. Если спросить у человека, почему он хочет выполнить это действие, то он приведет вполне логичные обоснования. То есть психика сама «придумывает» объяснения поступкам, даже если объективной нужды в этих поступках нет. Во времена Фрейда понимание, что сознательными действиями человека могут управлять скрытые от сознания причины, было настоящим открытием. До Фрейда понятий «бессознательное» или «подсознательное» вообще не существовало! Эти наблюдения и послужили толчком к развитию психоанализа – то есть анализу психики человека с точки зрения её движущих сил, причин и последствий, влияния предыдущего опыта на последующую жизнь и на нервно-психическое здоровье.

Основные положения психоанализа

Вся теория психоанализа базируется на утверждении Фрейда о том, что в природе психической (душевной) жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, желание, чувство или поступок имеют свою причину — сознательное или бессознательное намерение. Предшествующие события и переживания оказывают влияние на последующие. Даже если какие-то душевные переживания, по мнению человека, ничем не обоснованы, существуют скрытые связи, устанавливающие одно сознательное событие с другим.

Поэтому психику человека можно разделить на три области: сознание, предсознание, бессознательное.

  • Области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были в сознании и никогда не будут ему доступны. Также сюда из сознания вытесняются переживания, чувства и мысли не прошедшие «цензуру», то есть воспринимаемые человеком как запрещенные, грязные, не имеющие права на жизнь. Бессознательное не подчинено времени. Ранние детские воспоминания, если они вдруг снова попадают в сознание остаются такими же яркими, как и в момент их зарождения.
  • Предсознание – это часть бессознательного, которая легко может стать доступной сознанию.
  • Сознание включает то, что мы осознаем в каждый момент времени нашей жизни.

Главными действующими силами психики, по мнению Фрейда, являются инстинкты – напряжения, направляющие организм к определенной цели. Среди инстинктов существует два основных:

  • Либидо (от лат. «желание») – энергия жизни;
  • Агрессивная энергия или инстинкт смерти.

В психаналитической теории рассматривается большей частью «либидо», в своей основе имеющее сексуальное природу. Либидо – живая энергия, возникновение, количество, перемещение и распределение которой может объяснить наблюдаемые расстройства психики или особенности в поведении, мыслях и переживаниях человека.

В личности человека, согласно психоанализу, представлено три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно (Ид) – это все, заложенное в человеке изначально – наследственность и инстинкты. Ид не подчиняется законам логики, в нем все хаотично и неорганизованно. Однако Ид, вне сомнения, оказывает влияние на Эго и Супер-Эго. Ид — это слепой король, власть которого безгранична, но который вынужден полагаться на подчиненных в исполнении своей воли.

Я (Эго) – это та часть личности, которая непосредственно контактирует с окружающими. Эго развивается из Ид по мере того, как ребенок начинает осознавать себя личностью. Эго питается соками Ид, защищая его, как кора защищает дерево. Взаимодействие Эго и Ид можно представить на примере сексуальной потребности: Ид осуществило бы разрядку этой потребности прямой сексуальной деятельностью, Эго призвано решить, когда и в каких условиях такая деятельность будет уместна. Эго сдерживает или перенаправляет инстинктивное Ид, обеспечивая физическое и душевное здоровье, а также безопасность личности.

Сверх-Я (Супер-Эго) – в свою очередь развивается из Эго. Супер-Эго – это хранилище моральных норм и законов, это ограничения и запреты, накладываемые на личность. По мнению Фрейда у Супер-Эго есть три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Ид, Эго и Супер-Эго призваны совместно добиваться одной цели: поддерживать равновесие между стремлением к увеличению удовольствия и опасностью неудовольствия.

Энергия, рожденная в Ид, находит свое выражение в Эго, а Супер-Эго определяет границы Эго. Поскольку требования Ид, Супер-Эго и внешней реальности, к которой личность должна приспособиться, часто противоречивы, в личности неизбежно возникают конфликты.

Решение внутриличностных конфликтов может проходить несколькими способами:

  • Сновидения;
  • Сублимация;
  • Компенсация;
  • Блокирование с помощью «механизмов защиты»

В сновидениях могут находить выражения желания, которые не были исполнены в реальной жизни. Повторяющиеся сновидения могут указывать на какую-либо нереализованную потребность, которая является препятствием к свободному самовыражению человека и его дальнейшему психологическому росту.

Сублимация – это перенаправление энергии либидо на социально одобряемые цели. Часто в качестве таких целей выступают творчество, интеллектуальная или социальная деятельность. Сублимацию можно назвать успешной защитой. Сублимированная энергия создает то, что принято называть цивилизацией.

Возникающую вследствие неудовлетворенного желания тревожность можно разрешить непосредственным обращением к проблеме. В таком случае энергия, не находящая выхода, направляется на преодоление трудностей, на уменьшение их последствий, на компенсацию нехватки чего-либо. Ярким примером органической компенсации может служить развитие идеального слуха у слабовидящих или слепых людей. Психика человека может поступить также: например, при недостатке способностей и сильном желании непременно добиться успеха в выбранной деятельности у человека могут развиться беспримерная работоспособность или чрезмерная напористость.

Например, такая ситуация как потеря любви и признания, при невозможности вновь получить одобрение, может вызывать сильную тревогу и беспокойство – создавать непереносимое напряжение. Это напряжение может найти выход в снах, или быть направлено на творчество: создание стихов, рисование картин и так далее. Или в такой ситуации человек прямо может стараться завоевать расположение и направлять свои усилия на получения одобрения от кого-либо – всем известны случаи, когда неуспехи в личной жизни некоторыми людьми компенсируются чрезвычайно успешной карьерой.

Но в других случаях возникающее напряжение искажается или отвергается с помощью таких механизмов защиты как репрессия (подавление), отрицание, рационализация, реактивное образование, изоляция, проекция и регрессия, гиперкомпенсация.

В приведенном нами примере с потерей любви, механизмы защиты можно проиллюстрировать так:

  • Репрессия (подавление): – Была любовь? Не помню…
  • Отрицание: – Да не было никакой любви!
  • Рационализация: – Я любила (любил) не того человека, это было ошибкой.
  • Реактивное образование (искажение потребности): – Лучший мой мужчина – это мой кот!
  • Изоляция: – Любовь – это не для меня.
  • Проекция (приписывание другим своих мыслей и чувств): – Никто никого не любит, никто не умеет любить по-настоящему… (Читаем: меня никто не любит…)
  • Регрессия (переход на более ранние стадии развития): – У меня теперь есть только одна любовь – вкусная еда.
  • Гиперкомпенсация (чрезмерная компенсация) – Я за свободные сексуальные отношения без ограничений!

Психоанализ – это гениальная попытка Зигмунда Фрейда понять и описать те составляющие психической жизни, которые в дофрейдовский период казались непостижимыми.

Словом «психоанализ» со времен его создания и до настоящего времени называют:

  • процедуры исследования психических процессов;
  • метод лечения невротических нарушений;
  • научную дисциплину.

Психоаналитическая практика

Пожалуй, при слове «психоанализ» у многих в голове всплывет картинка, часто анекдотично используемая в кинематографе:

Безучастный с абсолютно нейтральным выражением лица, порою бородатый (чтобы уж совсем не было видно никаких эмоций), аналитик сидит за своим столом, а пациент располагается в полулежащем кресле или на кушетке чуть ли не спиной к аналитику и что-то там рассказывает о своей жизни. Аналитик иногда отпускает реплики, но в целом не препятствует и не форсирует поток речи пациента. По характеру происходящего видно, что пока пациент изливает душу, психоаналитик погружен в свои собственные мысли и не слишком следит за процессом.

Смысл всего этого действа не очень-то понятен, и часто люди искренне удивляются за что психоаналитикам «платят такие деньги!».

На самом деле процедура психоанализа внешне выглядит почти также, за исключением того, что в момент рассказа пациента аналитик предельно сосредоточен — ведь именно в этот момент он в «режиме реального времени» проводит анализ всего, что доверяет ему пациент. Клиент во время психоанализа действительно располагается не напротив аналитика, а чуть в стороне, но так, чтобы при желании он мог повернуть голову и увидеть выражение его лица. Эмоции на лице аналитика обязательно есть, и эти эмоции должны показывать человеку: «я принимаю все, что Вы говорите, я не осуждаю, не морализирую, не выношу приговор».

Главной задачей аналитика является высвобождение подсознательных мыслей и чувств так, чтобы с ними можно было работать сознательно. Для этого и создается атмосфера расслабленности и доверия с одной стороны и полного нейтралитета с другой. Правило нейтралитета заключается еще и в том, что в психоанализе запрещены любые личные контакты пациента и аналитика: никаких рукопожатий, не говоря уж о большем. Пациент не должен знать подробности личной жизни психоаналитика, достаточно того, что он знает его профессиональные данные.

Цель психоанализа – высвободить заблокированную энергию и позволить ей свободно реализовываться, делая человека свободнее и счастливее. Считается, что путем осознания причин подавленных влечений и осознания наличия комплексов, можно, хоть и не без труда, найти приемлемые формы выражения Ид, а также сделать Эго человека сильным, самостоятельным и более независимым от Супер-Эго.

Труды Фрейда и психоанализ и сегодня нередко подвергаются критике, но введенные им понятия Оно (Ид), Я (Эго) Сверх-Я (Супер-Эго), либидо, сублимация, защитные механизмы сегодня понятны не только ученым, практикующим психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и просто культурно образованным людям. Психоанализ находит свое отражение в литературе и искусстве, включая кинематограф, в антропологии, этнографии, педагогике и социологии.

ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Психоана́лиз— психологическая теория, разработанная в конце 19 го начале 20 века австрийским психотерапевтом Зигмундом Фрейдом (Фройдом), ставшая одним из чрезвычайно влиятельных методов лечения психических расстройств, основанных на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами и учениками Фрейда, такими как А. Адлер и К.Г. Юнг, развившими впоследствии свои школы аналитической и индивидуальной психологии, которые вместе с психоанализом составили так называемую Глубинную Психологию. Позднее идеи ПА развивались нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан. Огромный вклад в ПА сделали работы В. Райха, Анны Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникота, Х. Кохута и др. психоаналитиков.

ПА существует уже более ста лет. За это время он претерпел огромную эволюцию как в теории, так и в практике. Классическая теория, выдвинутая 3. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология X. Кохута (психология Самости). Очень многое изменилось во взглядах на процесс развития. С одной стороны, большее внимание стало уделяться ранним этапам развития: акцент сместился с эдипова на доэдипов период. С другой стороны, в отличие от классической теории, которая уделяла большое внимание влечениям, современные психоаналитические теории стали учитывать и другие факторы: развитие объектных отношений, развитие Я и др. Кроме того, модель внутрипсихического конфликта была дополнена и обогащена моделью дефицита. Теперь считается общепринятым, что неудачное, травматическое прохождение ранних этапов развития, нарушение объектных отношений в диаде “мать — дитя” приводит к формированию дефицита в душевной жизни.

Изменение взглядов на процесс развития психики повлекло за собой пересмотр психоаналитической техники. Так, например, благодаря работам Эго-психологов, разрабатывавших теорию защитных механизмов, был сформулирован важный технический принцип анализа от поверхности в глубину. Смещение интерпретативной активности с полюса влечений к защитному полюсу внутрипсихического конфликта позволило сделать психоаналитическую технику работы с сопротивлением более гибкой и менее болезненной для пациентов. В результате развития теории объектных отношений и пересмотра теории нарциссизма Я-психологией возникли большие изменения в понимании переноса и контрпереноса, что позволило значительно расширить круг пациентов, которым теперь может помочь психоаналитическое лечение.

ПА давно уже стал неотъемлемой частью современной культуры. Он является не только методом психотерапии, но и довольно богатой теоретической и литературной традицией, с которой русскоязычный читатель, интересующийся проблемами глубинной психологии и психотерапии, пока еще мало знаком. В течение нескольких десятков лет мы были оторваны от мировой психоаналитической мысли, несмотря на то, что в начале века психоанализ в нашей стране имел большие перспективы (об этом свидетельствовал тот факт, что почти треть членов Международной Психоаналитической Ассоциации разговаривала на русском языке). У русского ПА был достаточно большой потенциал как в клинической, так и в теоретической области. В России в то время существовала развитая психиатрия, которая могла стать базой для клинического психоанализа. Если говорить о теории, то вклад русских психоаналитиков можно проиллюстрировать тем, что во многом благодаря работе Сабины Шпильрейн “Деструкция как причина становления” 3 Фрейдом был предложен новый взгляд на теорию влечений.

Но, получив стремительное развитие в 10-20-е годы 20 в, ПА в нашей стране затем был уничтожен. Только в последние двадцать лет он вышел из подполья и начался медленный процесс восстановления. В начале 90-х годов огромными тиражами были вновь переизданы основные работы 3 Фрейда. Позднее отечественный читатель смог познакомиться и с другими, более современными психоаналитическими текстами. Но в нашей стране все еще мало знают о том, что произошло с ПА за последнее столетие, Книги, которые переводятся и издаются на русском языке,— всего лишь осколки зеркала, в котором отражается история психоаналитической мысли. К сожалению, пока, все еще ждут своего издания работы многих выдающихся теоретиков и практиков психоанализа, таких, как Р.Фейерберн, М. Балинт, В. Бион, М. Маллер, Фоукс и многих других.

Основные положения Современного ПА по прежнему базируются на классическом ПА:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлениюв форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Основным методом ПА является метод свободных ассоциаций, основной предмет изучения - бессознательное.

Именно З. Фрейд вывел две модели (топики) психики, которые стали базовыми для всех видов психотерапии. Первая топика - сознание- предсознательное-бессознательное.

Вторая топика - Сверх Я - Я - Оно или Супер Эго - Эго- Ид

Первая топика З. Фрейда

Историки психоанализа, будь то психоаналитики или иные психологи, указывают, что в течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели психологии личности, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд, как психолог и психотерапевт, использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли, сны, фантазии и раскрыть суть таких феноменов, как невроз, депрессия, страх - результатов стресса или отклонений в развитии, требующих психологической помощи - профессиональной консультации психолога и психотерапии.

Вторая топика З.Фрейда

Позднее З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно , Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычном ПА используются латинские эквиваленты этих терминов - Ид, Эго и Суперэго). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно. Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что Оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь". Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Оно подчинено принципу удовольствия. В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Сверх-Я. Фрейд подразделял Сверх Я на две подсистемы - Я-идеал и Совесть.

В настоящее время теория психоанализа используется в двух аспектах КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ и ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ.

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ- использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей. Принято проводить различие между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

Однако следует иметь в виду, что сам З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Клинический ПА относится к психодинамическому подходу в терапии и на практике изначально применялся для лечения истерии. ПА со времен Фрейда значительно изменился, поэтому в дальнейшем будем называть его СОВРЕМЕННЫМ ПСИХОАНАЛИЗОМ или просто ПА.
По определению З. Фрейда, «любое лечение, основывающееся на понимании и применении концепций переноса и сопротивления, может быть названо психоаналитическим» . Современное определение психоанализа сходно. Психоаналитической называется такая терапия, которая признает существование бессознательных психических процессов, которая изучает мотивы человеческого поведения и развития, которая использует понятия сопротивление и перенос. Изменился и сам сеттинг проведения терапии. Во времена Фрейда ПА проводился 5-6 раз в неделю. Сейчас принято называть ПА именно терапию с такой частотой встреч, если сеттинг составляет одну-две встречи в течении недели, то данный вид психической помощи называют психоаналитически направленной терапией или психоаналитически ориентированной терапией, что, однако, не умоляет ее терапевтическое действие.
Ключевые понятия клинического психоанализа (например, терапевтические отношения, перенос, контрперенос, сопротивление, инсайт, механизмы защиты) и правила игры (такие, как приглашение пациенту давать свободные ассоциации и рассказывать материал сновидений, сосредоточенность на взаимодействии «здесь и сейчас», предложение аналитика клиенту - лечь на кушетку, все это применяется современным психоанализом со времен Фрейда.

ПОКАЗАНИЯ К ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

Различные формы истерии;-неврозы тревоги;-фобии;-невротическая депрессия;-психосоматические расстройства;-дистимия;-обсессивно-компульсивные расстройства;-конверсионные расстройства;-аффективные расстройства;-расстройства личности от слабой до средней степени тяжести;-автономные функциональные расстройства с установленной психической этиологией;-психические расстройства, вызванные эмоциональным дефицитом в раннем детстве;-психические расстройства, являющиеся следствием экстремальных ситуаций.

КОМУ ПСИХОАНАЛИЗ ПРОТИВОПОКАЗАН.

Психоанализ не может помочь человеку, который не хочет меняться.

"Меня все обижают!"

Даже когда нас действительно окружают плохие люди и они доставляют нам страдания, зачастую мы неосознанно вносим свой вклад в то, чтобы продолжать оставаться в этой ситуации, или даже ее провоцировать. Когда человек уверен, что причины всех его бед лежат в ком-то другом, помочь ему очень сложно. Ведь если от тебя ничего не зависит, значит ты и изменить ничего не можешь.

Механизм изменений в процессе психоаналитической терапии таков: человек начинает лучше осознавать свои чувства и видеть, как они влияют на его поведение, принимаемые решения, как они определяют его жизненные стратегии. Тогда он может поменять свое поведение в определенных ситуациях или отношение к отдельным людям или вещам. Чтобы получить пользу от психоанализа или психоаналитической терапии, недостаточно хотеть, чтобы изменились другие. Измениться можешь только ты сам.

"Тебе лечиться надо!"

Также нельзя кого-то насильно заставить проходить психоанализ. Большой терапевтический потенциал этого метода состоит в сотрудничестве между аналитиком и клиентом, основанном на доверии и уважении. Но невозможно доверять, уважать и сотрудничать в отношениях, к которым тебя принудили.

Если Вы считаете, что кому-то из Ваших близких нужна помощь психоаналитика, Вы можете ему предложить специалиста, показать возможности, поддержать его решение. Но не заставлять. Человек, которого заставили ходить к психоаналитику, будет сопротивляться сотрудничеству, и скорее убедится, что ему тут не помогут, чем получит пользу.

В психоанализе невозможно получить все и сразу.

Изменения: Быстро! Эффективно! На всю жизнь! Выберите любые ДВА варианта

Если Ваш основной приоритет - это очень быстрое изменение, а его глубина и устойчивость для Вас второстепенны, то, вероятно, психоанализ - не самый эффективный метод для достижения Ваших целей.

Некоторые психоаналитики могут предложить Вам фокусную краткосрочную терапию, которая может решить определенные задачи. Это имеет смысл, когда проблемы не очень серьезные и существуют в какой-то одной определенной области. Если же существует ряд проблем, затрагивающих разные области жизни, либо если одна из Ваших целей - лучше узнать себя, то эффективна более долгосрочная работа.

Психоанализ является глубинно-психологическим методом, т.е. имеет дело с бессознательными пластами человеческой психики. Его преимущество состоит в возможности менять жизнь человека на очень глубоком уровне, помогая ему осознать то, что скрыто не только от посторонних глаз, но даже от самого себя.

Психоаналитическая терапия подобна погружению в глубины океана. Этот процесс не должен быть бесконечно долгим, но он должен иметь такой темп, чтобы организм адаптировался к происходящему и не травмировался. В психоанализе темп продвижения также в большой степени зависит от возможностей и потребностей психики клиента.

Наряду с желанием избавиться от страданий и достигать позитивных изменений, психике любого человека присуще сопротивление к изменениям. Нетравматичное преодоление этого сопротивления требует времени.

Психоанализ труден для людей, не способных говорить о своих чувствах.

"Когда не знаешь слов, нечем познавать людей." (Конфуций).

Психоанализ является разговорным методом психотерапии, т.е. терапия происходит в разговоре. Для маленького ребенка научиться понимать речь и говорить - возможность перехода на качественно новый уровень понимания себя, отношений с окружающими людьми и миром. Для взрослого человека разговор о своих чувствах и нахождение названий для своих состояний - это возможность гораздо большего выражения и понимания себя.

Поэтому в психоанализе важно, чтобы клиент говорил о том, что приходит ему в голову. Известный французский психоаналитик Ж.Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык. Таким образом, разговор открывает в психоанализе дорогу к пониманию бессознательному.

Если разговор по каким-либо причинам невозможен, или человек испытывает сильные негативные чувства при необходимости говорить о себе, имеет смысл обратиться к другим методам психотерапии (например, арт-терапия, танцевальная терапия, психодрама и т.п.)

Иногда нужен не психоанализ

Существуют жизненные ситуации, в которых человеку по-настоящему нужна помощь, но это не психоанализ. Какие это ситуации?

  • Только что произошедшие психические и физические травмы, а также ситуации острого горя.

Здесь больше всего необходима психологическая поддержка близких. В случае, если этого недостаточно, можно подключить специалиста, который окажет кризисную помощь. Иногда имеет смысл также не отказываться от кратковременной фармакологической помощи, позволяющей облегчить чрезмерную нагрузку на психику.

  • Наркотическая или сильная алкогольная зависимости

В этих случаях человек, безусловно, имеет психологические проблемы и нуждается в помощи. Но в этих состояниях также играет существенную роль ощутимая химическая зависимость. Это надо понимать и предпринимать адекватные меры борьбы с ней. На этом специализируются наркологи.

Наиболее эффективным методом справляться с этими зависимостями признаны программы, построенные по принципам "Анонимных алкоголиков" (12 шагов).

  • серьезные психические заболевания (психозы, шизофрения)

Людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, возможность находиться в ремиссии предоставляет современная фармакология. Очень важно, чтобы человек, имеющий психиатрический диагноз, был в постоянном контакте с опытным психиатром, который сможет подобрать адекватную состоянию фармакологическую терапию.

Психологическая помощь в данном случае тоже очень важна, но только такой помощи недостаточно.

Хороший психоаналитик заинтересован в том, чтобы обратившийся к нему клиент получил наиболее эффективную помощь. Специалист подберет наиболее подходящий именно Вам подход или порекомендует соответствующего специалиста.

Если же у Вас есть колебания и сомнения насчет психоанализа, Вы можете обратиться за консультацией психоаналитика, которая может помочь принять решение "за" или "против".

Дата создания: 24.07.2013
Дата обновления: 24.07.2013

"Термин "психоанализ" сейчас, к сожалению, стал, как говорится, "трендом и брендом", это слово употребляют многие и вкладывают в него разный смысл: причем разночтения и недопонимания случаются как среди обывателей, так и среди профессионалов..."

В жизни все не так, как на самом деле.

Станислав Ежи Лец

Термин "психоанализ" сейчас стал, как говорится, "трендом и брендом": это слово употребляют многие и вкладывают в него разный смысл: причем разночтения и недопонимания случаются как среди обывателей, так и среди профессионалов. Кто-то, говоря о психоанализе, имеет в виду целое философское учение, кто-то – конкретную прикладную психотерапевтическую методику, кто-то – метод лечения психических (!) заболеваний… Один главный редактор весьма известного в свое время крупного печатного холдинга организовал в одной из своих газет рубрику "Психоанализ" и говорил, что помещает туда материалы обо всем, чего совершенно не понимает сам. Так что, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Но чтобы вести адекватную и продуктивную беседу – желательно определиться с формулировками.

Если пересмотреть много соответствующих словарей и энциклопедий, можно вычленить основные варианты определения психоанализа:
- учение
- психотерапевтическая практика
- теоретическое направление в психологии и пограничных дисциплинах, восходящее к идеям З.Фрейда
- особая методология исследования психики
И прочие направления, течения, школы и т.п.

Любопытно, что сам Фрейд дал в свое время психоаналитической методике такое емкое определение, как "прочистка дымохода" (1895). Потом он говорил о психоанализе, как о "теории бессознательных душевных процессов" (1928) и о "методе, уничтожающем иллюзии" (1911). И наконец, в пору своей профессиональной зрелости Фрейд ввел понятие "психологии бессознательного" (1933 г.)

С семантической точки зрения психоанализ – это анализ некоего "психо". С анализом как таковым всё проще: согласно философской энциклопедии, АНАЛИЗ (от греч.- разложение, расчленение) - процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения)". А вот с "психо" все уже достаточно неоднозначно.

Как известно, "психо" по-гречески означает… "душа". И здесь мы имеем настоящий парадокс: подавляющее большинство тех, в чьей профессии имеется корень "психо" – психиатры, психологи, психоаналитики и психотерапевты – по большому счету как раз не базируются на понятии души в его религиозном и можно даже сказать – привычно-обывательском смысле. Однако это не мешает тем же психологам заниматься "наукой о душе", психиатрам – "врачевать душу", психотерапевтам – осуществлять "терапию души", а психоаналитикам – соответственно, эту самую "душу" исследовать и разбирать на составляющие.

В обывательском словаре термин "душа" довольно прочно оккупирован теологией: в ней это слово означает нечто оторванное от "бренного тела", от реальной действительности и реальной материи, то, что в принципе не допускает никакого анализа и требует скорее веры, чем знаний. И естественным образом любое "врачевание" этой души – исключительно удел священников. А реалистические концепции в таких науках, как психология, психиатрия и психотерапия (вкупе с психоанализом), обычно подразумевают под словом "психо" скорее совокупность основных механизмов поведенческих реакций человека (а иногда и животных).
В общем можно сказать, что "психо" – это не столько "душа", сколько "душевная деятельность" человека. Все его эмоции, ощущения, всё взаимодействие с окружающей средой. Всё то, как человек общается, думает, чувствует, живет и т.п.

В современном психоанализе можно выделить три направления:
- теоретическое
- прикладное
- клиническое.

Прежде всего - несколько слов о теоретическом психоанализе. Как известно, самая практичная вещь – это хорошая теория, а лучшая теория – та, которая успешно применима на практике.
В свое время в старой редакции БСЭ было написано о психоанализе – "умозрительное учение". Однако в реальности Зигмунд Фрейд оказался бОльшим материалистом, нежели Карл Маркс и его последователи. И вовсе не потому, что Фрейд обращался к сексуальной сфере человеческой душевной деятельности; а потому, что опирался на то, что мы сейчас называем бессознательным.
Представители религии (а равно и коммунистической идеологии), говоря о душе, духовности, душевных потребностях и т.п., категорически отрицали общность души и тела. Господствовали утверждения, что "душа – чиста и возвышенна, а тело низменно и грязно". Однако вся наша "душевная деятельность" - продукт нашей телесной сущности, нашего организма и нервной системы в частности, и основного органа – головного мозга. И душа соотносится с телом, с организмом примерно так же, как в компьютере софт соотносится с хардом: без программного обеспечения даже самый современный и мощный компьютер будет мертв и превратится в бесполезную железяку.

Психоаналитическая теория оказалась в опале и у представителей религии, и у приверженцев коммунистической идеологии как раз за то, что не разъединяла душевные и телесные потребности, а наоборот, не представляла одно без другого. Не случайно одним из любимых психоаналитических символов до сих пор является айсберг. Его надводная часть – это то, что мы видим и слышим у других людей и осознанно замечаем у себя, а подводная часть, куда более массивная – это собственно бессознательное: эмоции, телесные реакции, желания, потребности и мысли. И пусть его не видно снаружи, но оно всё равно составляет основную массу нашего "психо".

Таким образом, еще один материалистический аспект теории Фрейда состоял в том, что нельзя изменить поведенческие и телесные потребности человека, влияя на его "душу" – а точнее, идеологию.
Кроме того, психоаналитическая теория фактически развенчала один из самых распространенных мифов человечества: что человек разумный, он же гомо сапиенс – якобы всегда разумный, руководствуется разумом и должен всегда вести себя разумно. (Здесь уточним, что для многих тоталитарных режимов "разумно" – значит так, как укажут сверху). Однако по фрейдовской теории человек в своем поведении руководствуется опять же в основном бессознательным.

Приземленность и физиологичность психоанализа провоцировала его запрет и в религиозных кругах, и при советском строе. Один из моих учителей, ныне покойный В.Е.Рожнов, в те времена заведовавший кафедрой психотерапии при ЦОЛИУВ, был коммунистом (это было необходимо для должности заведующего кафедрой). Но при этом ухитрился читать на этой кафедре психоаналитический курс… под названием "Критика психоанализа Фрейда". И надо сказать, что под критическим "соусом" можно достаточно глубоко изучить предмет. Недаром среди учеников Владимира Евгеньевича немало грамотных психоаналитиков: включая, смею надеяться, и вашего покорного слугу.

Однако академический фрейдовский психоанализ - и тот не мог в свое время охватить всей глубины нашего "психо", всех аспектов человеческих эмоций, поступков и прочей душевной деятельности. Собственно говоря, не на пустом месте психоаналитическая наука развивается до сих пор, разрабатывая все новые методы изучения бессознательного. Вообще это очень большая и сложная область психики. Недаром еще тот же В.Е.Рожнов во время чтения курса рассказывал некую легенду, что к Фрейду однажды пришел Сальвадор Дали и предложил свои услуги по иллюстрированию фрейдовских работ. Фрейд отказался. Однако Дали идею не оставил, и якобы некоторые его картины навеяны, что называется, напрямую творчеством Фрейда. И что в принципе такое течение в искусстве, как сюрреализм, своей хаотичностью, сложностью и "не-для-всех-проницаемостью" хотя бы частично отражает мир так, как его воспринимает наше бессознательное: в причудливых сочетаниях, объединениях и разрывах.

Что касается клинического психоанализа - это форма психотерапии для лечения неврозов и вообще любой психотерапевтической помощи, касающейся работы с бессознательным. Цитируя известного психотерапевта и психоаналитика, моего коллегу, ректора ВЕИП и председателя российского отделения ЕКПП М.М.Решетникова – "Все, кто работает с переносом и сопротивлением, являются нашими коллегами – психоаналитиками".

Можно ли как-то локализовать, где конкретно находится "область нашего бессознательного"? Как опять же известно из школьного курса, мозг человека делится на доли: затылочная, теменные, лобная, и у каждой доли – свои функции и задачи. Если управление неосознаваемыми, не подчиненными интеллектуальному контролю функциями организма локализуется в мозге – можно ли сказать, где именно?

На уровне анатомии – нет. Анатомически невозможно отделить зону "бессознательной деятельности мозга" от "сознательной". Они обе расположены в коре головного мозга, в какой-то степени перемешаны, и провести между ними четкую границу на уровне той же анатомии невозможно.

Собственно, это основная причина того, что профессионально неграмотно говорить вместо "бессознательного" – "подсознание".

Да, обывателю может быть удобнее, если он полагает, что зона бессознательного находится "под" сознанием: то ли в любом случае хочется его контролировать, то ли сказать себе, что оно ну так глубоко, ну так, что его контролировать только поэтому невозможно. Если мы вспомним аналогию с айсбергом, то на нем зона бессознательного действительно "под" сознанием, но только потому, чтобы наглядно показать: ее вообще не видно, как подводную часть айсберга. А де-факто она не под и не над сознанием, а как бы вместе с ним, и при отсутствии проблем – в содружестве и в сотрудничестве с сознанием. Работа областей сознания и бессознательного локализована в одной и той же коре головного мозга, в одном и том же анатомическом субстрате.

Прикладной психоанализ обычно несколько вне терапии: он используется, можно сказать, для повышения психологический и психоаналитической грамотности. Возьмем пример: наверняка читатели сходу назовут множество советских (да и российских) фильмов, смотря которые, так и хотелось когда-то сказать "Не верю": потому, что герои в них были оторваны от реальной жизни и совершали неестественные с точки зрения человеческой психологии поступки. В то время как в средненьком зарубежном "боевике", не претендующем на особую психологичность, поступки героев были достаточно выверены и более-менее обоснованы. Безусловно, я далек от так называемого "низкопоклонства перед западом", но при этом какие-то азы психоанализа как "теории поступков и ощущений" во многих так называемых цивилизованных странах преподают еще в школе. И люди, причастные к созданию тех же фильмов, так или иначе эту грамотность используют. А без знания этого и апелляции к этому в реальности то же искусство получается оторванным от жизни.

Великий сатирик Аркадий Райкин часто упоминал, что наш человек с трибуны говорит одно, дома на кухне – другое, думает третье, а поступает по-четвертому. Надо сказать, что подобная поведенческая специфика в той или иной мере характерна для всех людей, и чем сложнее человеческое психо – тем ощутимее может оказаться этот расхождение. Но вот как и по каким принципам одно вытекает из другого и третье соотносится с четвертым – и может помочь разобраться теория психоанализа.

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Психоанализ самостоятельно в контексте статьи - это 28 вопросов, которые должен периодически задавать себе каждый, кто хочет всегда быть на гребне волны. Представленные ниже вопросы помогают навести порядок в голове и настроить свое бессознательное так, чтобы при любых обстоятельствах принимать решения, которые ведут к успеху. Причем эти вопросы полезно задавать себе и успешным, и менее успешным людям. При успешном положении дел такой самоанализ поможет минимизировать возможные ошибки в делах и не провалиться. При затруднениях - поможет найти правильный выход и достичь вершин. Вы сможете понять себя, понять, что делаете не так и дальше идти уже правильным путем.

Несмотря на то, что предложенный самоанализ - полезная штучка, все же не перебарщивайте с ним. Чрезмерное увлечение им может завести не туда. К тому же, для того, чтобы получить нужный результат необходимо быть максимально честным самим с собой, что мало у кого получается сразу с непривычки без помощи специалиста. Также, не факт, что Вы правильно поймете, правильно интерпретируете все Ваши ответы на предложенные вопросы. Поэтому не торопитесь, не заморачивайтесь, а просто следуйте инструкции и потихонечку анализируйте полученный в результате опроса самого себя материал. При затруднениях, при возникновении тревоги обязательно следует обратиться к психологу или психотерапевту.

Задавайте себе вопросы постепенно, не все сразу, а по сериям. Обдумывайте ответы на каждую серию вопросов (3 – 5 вопросов из списка) не менее 2 – 3 дней. Записывайте любые ответы (в блокнот, на диктофон и т.п.), которые Вам будут приходить в голову в течение этих дней. Проанализируйте полученные ответы. Затем приступайте к следующей серии вопросов.

  1. На сколько лет Вы себя ощущаете?
  2. Что лучше: жалеть о том, что сделано или о том, что мог бы сделать и так и не попробовал?
  3. Каких дел в Вашей жизни больше: тех, что Вы любите делать или тех, что не любите? Почему?
  4. Чего в Вашей жизни больше: разговоров или реальных дел?
  5. Если бы совершенно все было возможно, что бы Вы изменили в своей жизни? Распределите ответы в порядке важности. Что у Вас стоит на первом месте? Что Вам мешает сделать это?
  6. Чем бы Вы хотели заняться даже в том случае, если Вам самим придется платить за возможность заниматься этим делом?
  7. Вы действительно верите в то, что делаете, верите, что у Вас получится, или пытаетесь верить?
  8. Если бы Вам осталось жить пару месяцев, что бы Вы изменили в своей жизни?
  9. Что в этой жизни Вы делаете не так, как другие? Что в Вас особенного?
  10. Есть ли в Вашей жизни то, что Вам уже не нужно и пора отпустить?
  11. Если Вы вызвали лифт, и он уже едет к Вам. Ускорит ли его прибытие то, что Вы будете продолжать нажимать на кнопку вызова лифта?
  12. За что Вы можете поблагодарить жизнь?
  13. Что Вы будете делать, если Ваш страх стал реальным?
  14. Вспомните то, что Вас сильно расстроило лет 5 назад? Какое значение для Вас это событие имеет сейчас?
  15. Какое у Вас в ближайшее время было самое счастливое воспоминание? А 10 лет назад?
  16. Что позволит Вам чувствовать себя уверенным самодостаточным человеком?
  17. Какие пять шагов Вы готовы сделать уже сейчас для достижения своей цели?
  18. Если Вы сейчас рискнете сделать то, что хочется Вам. Что Вы теряете?
  19. Можно ли точно знать, что добро, а что -зло? Аргументируйте.
  20. Если бы Вы сейчас получили в подарок очень крупную сумму денег, которой Вам бы хватило на безбедное проживание до конца своих дней. Вы бы бросили свою нынешнюю работу?
  21. Что для Вас важнее: иметь высокооплачиваемую работу, на которую уходит практически все Ваше время или иметь менее оплачиваемую работу, но которая Вам нравится, и которая оставляет много свободного времени для другого?
  22. Если бы у Вас была возможность навестить только одного человека из тех, кого Вы знаете, к кому Вы пойдете?
  23. Вы живете или существуете?
  24. Боитесь ли Вы совершать ошибки? Почему? Вспомните, какие ошибки Вас хоть чему-то научили?
  25. Если бы Вы знали, что Вас никто не осудит, что бы Вы изменили в своей жизни?
  26. Что Вы любите? Ваши лакомства? Интересы? Любимые занятия?
  27. Вы идете по жизни туда, куда сами хотите идти или кто-то Вас ведет по своей дороге?
  28. Чего Вы хотите? Зачем Вам это? Что Вы можете сделать уже сейчас для достижения этого?