Иванников Вячеслав Андреевич (р. 1940) - российский психолог, специалист в области проблем общей психологии и психофизиологии, мотивации поведения, волевой регуляции деятельности.

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО, вице-президент Общества психологов РАН. Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета и аспирантуру при МГУ. Ученик А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, И.М. Фейгенберга.

В 1970 защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом». С 1969 г. и по настоящее время работает на кафедре общей психологии факультета психологии МГУ. В 1973-1983 гг. - зам. декана по учебной работе, профессор кафедры общей психологии, профессор кафедры психологии личности. В 1989 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психологический механизм волевой регуляции».

Совмещал научно-организационную и преподавательскую работу в УРАО (проректор, 1996-2000; зав. кафедрой общей психологии, 1997-2000). Вячеслав Андреевич - инициатор и руководитель ряда государственных и международных программ: «Социальная помощь детям и подросткам», «Дети Чернобыля», «Дети риска», которые стали важными составляющими президентской программы «Дети России».

Научно-исследовательская работа была преимущественно связана с разработкой новых представлений о потребностях, как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность - среда». Мотивация рассматривается им как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию; намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты этих исследований отражены в монографиях: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям», «Психологические механизмы волевой регуляции» и других работах.

Книги (3)

Введение в психологию. Курс лекций

Издаваемые лекции являются первой частью общей психологии, именуемой «Введение в психологию».

Это не учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название психика.

В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий поведение—деятельность, психика—сознание—бессознательное, представление о природе и сущности человека.

Основы психологии. Курс лекций

В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии ее наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.

Это не просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение — деятельность», «психика — сознание — бессознательное», представление о природе и сущности человека.

Иванников В. А. – заслуженный профессор Московского университета, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук, академик РАО.

Иванников В. А. родился 1 марта 1940 года. В 1966 г. закончил отделение психологии философского факультета МГУ и в 1969 г. аспирантуру факультета психологии МГУ с защитой диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук (тема: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям»). В диссертации рассматриваются особенности поведения в ситуации неопределенности и разной значимости событий.

В 1989 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему «Психологические механизмы волевой регуляции». Последние годы круг научных интересов связан с исследованием потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности. В 1992 г. получил учёное звание профессора. В 2005 г. присвоено почетное звание «Заслуженный профессор Московского университета».

С 1975 года читает курс общей психологии и спецкурс «Психология воли» на факультете психологии МГУ. Под его руководством выполняются курсовые, дипломные и диссертационные работы (подготовлено 13 кандидатов наук).

С 1973 по 1983 годы Иванников В.А. работал заместителем декана факультета психологии по учебно-методической работе, а с 2000 по 2005 гг. - был заместителем декана по работе .

В.А. Иванников постоянно ведёт большую методическую работу в рамках факультета и страны. Он был ответственным секретарем Научно-методического совета по психологии при Минвузе СССР. С 1993 г. по 1997г. - зам. председателя научно-методического Совета по психологии Госкомитета по высшей школе РФ, а с 1997 по 2001 год - ответственный секретарь Координационного совета по психологии при Минобразования России. С его участием разрабатывались учебные планы и стандарты подготовки психологов.

Много лет Иванников В.А. входит в состав административного и специализированных советов по защите диссертаций. В настоящее время является зам. председателя .

Круг научных интересов Иванникова В.А. - проблемы общей психологии и психологии личности. Он автор оригинальных подходов к пониманию потребностей, мотивации и волевой регуляции деятельности человека; автор концепций социальной помощи детям и взрослого населения. Им опубликовано более 100 работ, в том числе 3 монографии и 5 учебных пособий. Основные работы: «Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям» (1978), «Психологические механизмы волевой регуляции» (1991, 1998, 2006), «Основы психологии» (2010), «Общая психология» (2014).

В.А. Иванников - участник многих Всесоюзных и Всероссийских конференций и съездов психологов, неоднократно выступал с пленарными докладами, был председателем и зам. председателя оргкомитетов Конференций и Съездов психологов.

С 1992 по 2003 г.г. Иванников В.А. был руководителем целевой федеральной программы «Дети Чернобыля», а с 1995 по 2003г. - руководителем президентской программы «Дети России» при Министерстве образования. С 1993 г. по 2003г. вел Российско-Нидерландскую программу «Дети группы риска». Под его руководством была создана комплексная служба помощи детям в Люберецком районе Московской области.

В 1992 г. избран членом-корреспондентом Российской академии образования. Избирался членом бюро отделения психологии и возрастной физиологии РАО. В 2015 г. избран академиком Российской академии образования.

Награжден медалями: Ушинского, «Ветеран труда», «850-лет г. Москва», Золотой медалью РАО «За достижения в науке». Отмечен различными знаками МГУ им. М.В. Ломоносова и губернатора Московской области, имеет звание «Отличник народного просвещения.

Основные публикации

  1. Общая психология. Учебник. М. Юрайт. 2014. 480 с.
  2. Основы психологии. Курс лекций. М. - С-Пб. Питер. 2010 г. 327с.
  3. Психологические механизмы волевой регуляции. М.- С-Пб. Питер. 2006. 204 с.
  4. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям. М. МГУ. 1978. 112 с.
  5. Психология сегодня. М. Знание. 1981. 93 с.
  6. Волевая саморегуляция процесса мотивации. Психологические исследования. 2014. Т.7. №35. URL. http://psystady.ru
  7. Место понятия «воля» в современной психологии. Вопросы психологии. №2. 2014. с.15-23.
  8. Идеи А.Н.Леонтьева и их значение для современной психологи. Культурно-историческая психология. . №4. 2013с. 29 – 35
  9. Понятие личности в психологии // Вопросы психологии. №5. 2012 с.125-132.
  10. Нужно ли психологии понятие деятельности? // Вопросы психологии. №5. 2011, с.91-101.
  11. Проблемы подготовки психологов // Вопросы психологии. №1. 2006г. с. 48-52.
  12. Анализ потребности-мотивационной сферы с позиций теории деятельности // Мир психологии. № 2. 2003. с.139-145.
  13. Задачи практической психологии в комплексной службе помощи детям // Вопросы психологии. №1. 2005. с.51-55.
  14. Потребности как жизненные задачи // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1997, №1. с.14-20.
  15. Воля: миф или реальность? // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. №2. 1993.с. 70-73.
  16. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. №3. 1990, с. 39-40.
  17. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. № 5. 1986. с. 132-147.
  18. Произвольные процессы и проблема воли // Вестник МГУ. Сер.14. Психология.№2. 1986 с. 18-29.
  19. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 3.
  20. Проблема потребности в теории деятельности // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. № 2. 1983. с. 20-26.

Темы курсовых и дипломных работ

  • Понятие деятельности в психологии (1 курс)
  • Понятие личности в психологии (1 курс)
  • Понятия психика и отражение (1 курс)
  • Понятие воли в истории психологии (2 курс)
  • Понятие потребности в психологии (2 курс)
  • Процесс мотивации как выбор предмета потребности и построение побуждения к действию (2 курс)
  • Проблема потребности в психологии (3-5 курс)
  • Мотивация деятельности (3-5 курс)
  • Психологические механизмы волевой регуляции (3-5 курс)
  • Развитие волевой регуляции и волевых качеств личности (3-5 курс)

Руководство диссертациями

  • 2010

  • 2008
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 2008
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 2004
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 2000
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
  • 1998
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.13; 19.00.05 (психол. науки)
  • 1997
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.05 (психол. науки)
  • 1996
    Кандидатская диссертация по специальности 19.00.01 (психол. науки)
    Автор:

Иванников Вячеслав Андреевич, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный профессор МГУ.

Профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член Учёного совета факультета и специализированных советов по защите диссертаций, заместитель председателя диссертационного совета по общей психологии, истории психологии и психологии личности. Член Совета по психологии УМО университетов РФ. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.

Член редсовета «Национального психологического журнала», член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

В 1966 г. окончил отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1969 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Преднастройка к действиям и ее связь с вероятностным прогнозом», в 1989 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологические механизмы волевой регуляции».

Сфера научных интересов: общая психология и психология личности.

При подготовке кандидатской диссертации экспериментально исследовал роль прознозирования событий субъектом в организации поведения в ситуации неопределенности. В докторской диссертации разрабатывается новое представление о потребностях как жизненных задачах, характеризующих отношения в системе «организм, субъект, личность - среда». Мотивация рассматривается как особое внутреннее действие по созданию побуждения к действию, намеренное изменение смысла действий выступает как психологический механизм волевой регуляции, а сама волевая регуляция как личностный уровень произвольной регуляции. Результаты исследований представлены в третьем издании монографии «Психологические механизмы волевой регуляции» (2006 г.).

Автор концепции медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям и концепции социальной работы с населением. Главная идея концепций - восстановление возможностей человека самостоятельно решать свои проблемы. Разработан проект службы помощи детям, основанной на совместной работе социальных работников, психологов, педагогов, врачей, юристов и других специалистов.

Преподавательская и административная деятельность:

  • 1972–1992 гг. - доцент, с 1992 г. по наст. время - профессор кафедры психологии личности, в 1973–1983 и 2000–2005 гг. - зам. декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
  • 1973–1983 гг. - ответственный секретарь Учебно-методического совета по психологии при Минвузе СССР
  • 1983–1992 гг. - член Центрального Совета, член Президиума Общества психологов СССР
  • 1993–1997 гг. - зам. председателя Научно-методического совета по психологии при Комитете по высшей школе РФ
  • 1992–2003 гг. - руководитель федеральной программы «Дети Чернобыля»
  • 1993–2003 гг. - соруководитель российско-нидерландской программы «Дети группы риска»
  • 1995–1998 гг. - руководитель программы «Дети сироты»
  • 1995–2003 гг. - руководитель президентской программы «Дети России» в системе образования РФ
  • 1997–2003 гг. - ответственный секретарь Координационного совета по психологии Министерства образования Российской Федерации

Подготовил 13 кандидатов наук.

Издательская деятельность: более 80 научных работ, среди них монографии:

  • Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движению. - М., 1978;
  • Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991 (1998, 2006);
  • Основы психологии. - М., 2010;
  • Общая психология. - М., 2014.

Награды:

  • Медадь «Ветеран труда» (1987)
  • Мeдаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Медаль К.Д.Ушинского (2000)

Экзистенциальное интервью:

1. Как бы Вы определили миссию психологии в современном мире?

Как науки - создание адекватной теории психики; как практики - разработка технологий помощи людям в трудной для них ситуации.

2. Что бы Вы могли посоветовать начинающему психологу?

3. Что такое любовь для Вас (в широком смысле)?

Один из смыслов жизни.

4. Как Вы относитесь к смерти?

С ожиданием.

5. Сформулируйте, пожалуйста, главное, что Вы поняли в этой жизни?

Что жизнь конечна и жить надо не как попало.

О себе

Мое кредо. Вера в науке значит не меньше чем вера в жизни. Она определяет область поиска решений различных научных проблем, она не допускает в сознание никаких аргументов «против», она заставляет защищать то, что не подтверждается или опровергается разумом. Любая наука имеет в своем основании допущения, принимаемые на веру.
Во что верю я?

  • Верю, что существует сам по себе мир / вселенная/; что он меняется; что в нем происходят какие-то события, которые можно описать на языке человека; что некоторые события можно предсказать на основе сформулированных человеком законов /подчеркиваю,- именно сформулированных, а не увиденных учеными в природе. Возможно, они могут, а в идеале, должны совпадать с реальными правилами жизни вселенной/.
  • Верю в то, что жизнь на Земле когда-то возникла, реализуя возможность мира быть живым и неживым.
  • Верю, что жизнь на Земле развивается, эволюционируя в сторону усложнения, ибо у нее есть одна программа,- использовать для развития жизни среду обитания полностью. Отсюда множество видов живых существ, которые есть лишь формы и способы жизни.
  • Верю, что то, что принято называть психикой, возникло в эволюции живого как одно из его свойств и стало использоваться живыми существами для обслуживания его поведения. Это не отменяет того факта, что на уровне человека психика из служанки превращается в хозяйку жизни.
  • Верю, что психика возникла не на пустом месте, а на основе более простых форм отражения, управления и регуляции жизни живых существ. Это значит, что психика есть лишь одна из форм отражения, управления и регуляции, которые могут осуществляться как на физической и физиологической основе, так и на основе субъективных переживаний.
  • Верю, что понятие деятельности как «единицы жизни» адекватно описывает жизнь животных и человека и без анализа деятельности не может быть научной психологии.
  • Верю, что психику человека нельзя адекватно объяснить без понятия высших психических функций, понимаемых как особая активность человека с внешними и внутренними звеньями («психическая работа»), направленная на получение таких же результатов, как и производимых природными натуральными психическими процессами.
  • Верю, что психика функционирует как единое целое и только в зависимости от задачи проявляется то как восприятие, то как память, то как мышление, то как мотивация.
  • Верю, что социальная жизнь людей заставляет их, а возможности людей позволяют им, создавать особое пространство человеческой жизни – пространство культуры и в том числе, пространство нравственных отношений или пространство духовной жизни человека. Переходя в это пространство жизни, человек становится личностью, т.е. субъектом, способным совершать поступки на основе нравственных выборов.

Свою задачу я вижу в том, чтобы продолжать исследования психических процессов человека как высших психических функций, понимая их как особые действия человека. Вторая задача – это исследование механизмов личностного поведения.
Понимая, что многие понятия психологии в истории науки введены как теоретические конструкты, я пытаюсь выделить те реальности деятельности животных и человека, для решения которых вводились эти понятия и исследовать их, а не объяснительные понятия.

В лекциях рассматриваются сложные проблемы происхождения психики, критерии сс наличия у разных видов живых существ, принципы поведения животных и становления человека как социального существа и личности.
Это нс просто учебник, а помощник студента в анализе поведения живых существ и их субъективных переживаний, получивших название «психика». В лекциях рассматриваются проблемы отношений понятий «поведение - деятельность», «психика - сознание - бессознательное», представление о природе и сущности человека. Издание предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», будет полезна аспирантам и педагогам.
Книга рекомендована Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии.

Философский анализ психики.
В этой лекции мы проведем философский анализ психики. С самого начала я хотел бы отметить, что это понятие вводится в психологию двояким образом.

Во-первых, оно вводится как объяснительное, т. е. призванное объяснить известные факты учета в своем поведении человеком и животными событий и предметов внешнего мира до реального физического столкновения с ними, т. е. до физического контакта. Первичным фактом для психологии является не наличие какой-то неясной по природе таинственной психики, а способность некоторых живых существ учитывать в своем поведении внешний мир, считаться с ним при выборе способа поведения и его осуществлении (предметы, события, явления). Учитывать не физически, сталкиваясь с ними, а заранее, до физического взаимодействия с объектом или до наступления определенных событий. Чтобы объяснить эти факты, предлагается знаменитое не только для психологии решение - объект, проявляющий такое необъяснимое качество или поведение, наделяется особой способностью, котопая позволяет понять это необъяснимое (например, наличие флогистона у горючих предметов). Живые существа, способные к такому поведению, наделяются способностью отражать внешний мир, т. е. душой или психикой, как одной из форм отражения.

Вы понимаете, что в этом случае психика вводится не как факт, реальность или, точнее, не как название реальности, а как объяснительное понятие (теоретический конструкт), призванное как-то интерпретировать особенности поведения живых существ, в частности их способность заблаговременного учета предметной среды. С помощью такого теоретического конструкта мы получаем возможность объяснить то, что непонятно. Другое дело, что этот теоретический конструкт со временем принимается за название реальности и обрастает массой подробностей, свойств и характеристик, которые надо изучать и объяснять.

Содержание
Предисловие
Часть первая. Введение в психологию
Лекция 1. Психология как наука и практика. Предмет и задачи психологии
Лекция 2. Философский анализ психики
Лекция 3. Эмпирические характеристики психики. Критерии психического. Необходимость психики в эволюции
Лекция 4. Поведение и деятельность. История исследований
Лекция 5. Деятельность
Лекция 6. Поведение и психика животных
Лекция 7. О природе и сущности человека
Лекция 8. Присвоение общественно-исторического опыта и формирование высших психических функций
Лекция 9. О сознании
Лекция 10. О сознании и бессознательном
Часть вторая. Мотивационная сфера личности
Лекция 11. Личность
Лекция 12. Потребности
Лекция 13. Субъективная представленность и опредмечивание потребностей
Лекция 14. Эмоции
Лекция 15. Мотивация деятельности
Лекция 16. Воля
Часть третья. Познавательная сфера личности
Лекция 17. Ощущение и восприятие
Лекция 18. Мышление
Лекция 19. Внимание
Лекция 20. Память
Послесловие.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы психологии, Курс лекций, Иванников В.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.