ЕГЭ 2017. Русский язык. Практикум. Пунктуация. Потапова Г.Н.

М.: 2017. - 128 с.

Издание содержит большое количество типовых экзаменационных заданий по пунктуации. Оно включает: диагностический тест, краткий теоретический материал, тренировочные и тестовые задания для отработки умений и навыков грамотного письма, зачетные задания и контрольные задания в формате ЕГЭ. Пособие позволит отработать все темы по пунктуации и тем самым подготовиться к выполнению заданий 15-19. Книга предназначена учителям-словесникам, родителям, репетиторам, а также учащимся средней школы.

Формат: pdf

Размер: 1,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Диагностический тест 5
Занятие 1. Тире в простом и неполном предложении.. 11
Вспомним теорию 11
Разберём примеры 11
Потренируемся 13
Тестовые задания... 14
Занятие 2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, однородные и неоднородные определения 19
Вспомним теорию 19
Разберём примеры 20
Потренируемся 24
Тестовые задания 25
Занятие 3. Обособление определений, приложений, оборотов с союзом КАК 32
Вспомним теорию 32
Разберём примеры; 33
Потренируемся 36
Тестовые задания 37
Занятие 4. Обособление обстоятельств 43
Вспомним теорию 43
Разберём примеры 43
Потренируемся 44
Тестовые задания 45
Занятие 5. Обособление уточняющих членов предложения и присоединительных конструкций 51
Вспомним теорию 51
Разберём примеры 51
Потренируемся 52
Тестовые задания 53
Занятие 6. Знаки препинания при обращении, вводных словах, словосочетаниях и предложениях 59
Вспомним теорию 59
Разберём примеры 60
Потренируемся 63
Тестовые задания 63
Занятие 7. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 69
Вспомним теорию 69
Разберём примеры 69
Потренируемся 70
Тестовые задания 70
Занятие 8. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 77
Вспомним теорию 77
Разберём примеры 78
Потренируемся 81
Тестовые задания 82
Занятие 9. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 87
Вспомним теорию 87
Разберём примеры 88
Потренируемся 89
Тестовые задания 90
Занятие 10. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи 97
Разберём примеры 97
Потренируемся 98
Тестовые задания 98
Занятие 11. Зачёт 104
Тестовые задания 104
Контрольные задания в формате ЕГЭ 110
Ключи 115

Вспомним теорию
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки ставится тире:
если оба главных члена предложения выражены именами существительными или числительными в именительном падеже;
глаголами-инфинитивами или если один из главных членов выражен именительным падежом существительного, а другой - глаголом-инфинитивом;
перед словами вот, это, значит.
Тире между подлежащим и сказуемым при пропуске связки не ставится:
если сказуемое присоединяется к подлежащему сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, что;
если при сказуемом есть частица не;
если между подлежащим и сказуемым есть вводное слово или слова;
если подлежащее выражено личным местоимением.
Тире в неполном предложении ставится, если в предложении пропущено сказуемое (иногда пропущенными могут быть и другие члены предложения), если оно восстанавливается из текста. Чаще всего такое предложение бывает сложным.
Разберём примеры
1. Мне в моём хозяйстве птица - первый помощник.
Грамматическая основа предложения - птица - помощник. Оба члена выражены существительными в именительных падежах, следовательно, между подлежащим и сказуемым ставится тире.

Цели урока:

  • Образовательные :
    • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к ЕГЭ по русскому языку:
    • отрабатывать навык написания НЕ с разными частями речи;
    • Н-НН в полных прилагательных и причастиях;
    • навык постановки знаков препинания при причастных и деепричастных оборотах.
  • Развивающие :
    • использовать приемы педагогической технологии Т.Я.Фроловой для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала;
    • создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ЕГЭ;
    • способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с тестом, взаимоконтроля, взаимооценки и самокоррекции выполненных заданий.
  • Воспитательные :
    • создать условия для формирования культуры общеучебной деятельности.

Оборудование:

  • компьютер и проектор с презентацией учебного материала;
  • рабочие папки с заданиями
  • тесты с заданиями по типу ЕГЭ (проект демоверсии по русскому языку)
  • ключи для взаимоконтроля выполнения заданий.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Целеполагание

Учитель зачитывает цели урока и предлагает учащимся определить целеполагание, используя следующий текст:

Учащиеся делают вывод: цели урока:
– повторить орфограммы – НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; пунктограммы – деепричастные и причастные обороты;
– закрепить навыки правописания НЕ с разными частями речи; Н и НН в полных прилагательных и причастиях; постановки знаков препинания при обособленных членах предложения;
– обобщить знания по орфографии и пунктуации;
– подготовиться к ЕГЭ (части А)

3. Определение этапов урока

Урок состоит из нескольких этапов:

1. Повторение орфограммы « НЕ с разными частями речи».
2. Повторение орфограммы «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».
3. Повторение пунктограммы « Обособленные члены предложения».

На каждом этапе урока учащиеся выполняют определенные задачи:

1. Работа с опорным конспектом (повторение)
2. Тренировочное задание (закрепление)
3. Тест по теме (по части А) (контроль)
4. Повторение и закрепление знаний по блоку «НЕ с разными частями речи».

А) Работа по опорному конспекту «НЕ с разными частями речи».

Учитель совместно с учащимися анализирует конспект, определяет роль сигналов.
Учащиеся проговаривают правила (8 орфограмм).

Слайды 4-5

Б) Тренировочное задание

Учитель предлагает учащимся не только пояснить написание НЕ с разными частями речи, но и расставить ударения в данных словах.

Не с разными частями речи

  • Афера (не)удалась
  • (Не)подписанный договор
  • (Не)обычный случай
  • Вовсе (не)большой ломоть
  • (Не)громко кашлянуть
  • (Не)подумав о намерении
  • Водопровод, (не)проведённый рабочими
  • Позвонишь (не)знакомцу

В) Работа с тестом

НЕ с разными частями речи

Тестирование(А18)

1 вариант

а) (не)выразимая радость; (не)далеко, а близко;
б) (не)думающий человек; (не)думая
в) не)знал; (не)читая;
г) (не)отъемлемый; (не)редко.

2.В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Книгу читали далеко(не)многие.
б) Нас засыпал ни на минуту (не)прекращающийся снег.
в) (Не)ответив, она ушла
г) Озеро оказалось (не)глубокое.

а) (не) глубоко, а мелко; (не)приятель
б) (не)заметная в небе звезда; (не)понять
в) (не)званный гость; (не)правда
г) солнце, (не)палящее лучами; (не)годуя

а) Ничуть (не) интересно.
б) Он пел песню,(не)смущаясь.
в) На экзамене он (не)набрал баллы.
г) Слышны(не)умолкающие звуки.

а) (не)бывать; вовсе (не)важно.
б) совсем (не)тяжело; (не)опрятный
в) (не)мелко; (не)лепо.
г) (не)решенная задача; (не)много, а мало.

2 вариант

1. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)глубокая река; не друг, а враг;
б) (не)знающий ничего человек; (не)решая;
в) (не)сладкий; (не)годовать;
г) (не)заметив; (не)далеко.

2. В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Я помню (не)ожиданную горечь ее слов.
б) Это было вовсе (не)известно.
в) (Не)размышляя, она уехала.
г) (Не)глубокое, а мелкое озеро.

3. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)маленькая; (не)верно
б) (не)решенная учеником задача; (не)видеть.
в) (не)терпимый характер; (не)лепость.
г) (не)видя; (не)добрый взгляд.

4. В каком предложении НЕ пишется слитно:

а) Это были (не)привычные звуки.
б) Он шел по дороге, (не)глядя под ноги.
в) Я никогда (не)играл в шахматы.
г) Она прошла, (не)поднимая глаз.

5. В каком ряду НЕ пишется раздельно:

а) (не)думать; далеко (не)интересно.
б) (не)легко; (не)брежный.
в) (не)возлюбить; (не)читая
г) (не)легкая задача; (не)много, а мало.

1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3».

5. Повторение и закрепление знаний по блоку «Н и НН в полных прилагательных и причастиях»

А) Работа по опорному конспекту «Н и НН в полных прилагательных и причастиях».

Слайды 7-8

Б) Тренировочное задание

Учащиеся проговаривают орфограммы в предложенных словосочетаниях и поясняют их.

Н и НН

Квалифицирова..ый специалист
Вяза..ая кофта
Вяза..ая спицами кофта
Свяще..ый союз
Выглаже..ое мной платье
Высуше..ые грибы
Пече..ый в золе картофель
Потеря..ая книга
Операцио..ый стол
Разброса..ые вещи
Краше..ый пол
Исклева..ые ягоды
Песча. ый берег
Клюкве..ый кисель
Тополи..ый пух
Выигра.ый матч
Фасова..ые продукты

В) Работа с тестом

Каждому учащемуся выдается тест по данной теме (на 3 минуты)

Правописание Н и НН

Тестирование (А17)

1 вариант

1. В каком ряду пропущено НН:




2. В каком ряду пропущено Н:




б) пече..ый картофель;пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий

а) В, Г б) А, В в) А, Б г) Б, Г

4. В каком ряду пропущено Н:



5. В каком ряду пишется НН:

а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ые дома; змеи..ый

2 вариант

1. В каком ряду пропущено НН:

а) Жаре..ый картофель; телефонные станции
б) ране..ый боец; песча..ый остров
в) гуси. .ое перо; скоше..ая трава
г) изреза..ые пальцы; замороже..ое мясо

2. В каком ряду пропущено Н:

а) нарисова..ая мною картина; суше..ые грибы
б) оловя..ый солдатик; усиле..ый ветер
в) коше..ый луг; кури..ый бульон
г) измуче..ый человек; ути..ое мясо

3. В каком ряду указаны слова с НН:

а) Авиацио..ый; кипяче..ая вода
б) пече..ый картофель; пече..ый детьми картофель
в) традицио..ый; осе..ий
г) наброше..ый; естестве..ый метод

а) В, Г б) А, В в)А, Б г) Б, Г

4. В каком ряду пропущено Н:

а) тигри..ые; плете..ая корзина.
б) вызубре..ый; груже..ая баржа
в) потеря..ый; засуше.ый в печи
г) осли..ый;асфальтирова..ая.

5. В каком ряду пишется НН:

а) прослуша..ый; стекля..ый;
б) орли..ый; песча..ый
в) заготовле..ый; тополи.ый
г) стари..ыедома; змеи..ый

1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»

После выполнения работы учащиеся меняются вариантами и ставят друг другу оценки за тест, используя ключ.

6. Лингвистическая задача

Учитель предлагает учащимся поразмышлять:

– Как связаны между собой фрагменты опорных конспектов?
(Тесная связь между орфографией и пунктуацией)

7. Повторение и закрепление знаний по блоку «Обособленные члены предложения»

А) Работа по опорному конспекту «Обособленные члены предложения».

Слайды 11-12

Б) Тренировочное задание

Учащимся в качестве тренинга предлагаются задания из вариантов ЕГЭ разных лет. (Класс работает совместно)

Слайды 13-15

8. Комплесное закрепление знаний по орфографии и пунктуации

Частичный анализ текста.

1) Учащиеся поясняют орфограммы и пунктограммы в предложенном тесте. Делают вывод о связи пунктуации и орфографии.
2) Определяют стиль и тип речи.
3) Находят ключевые слова, подсказывающие тему текста.
4) Анализируют проблематику.

9. Пояснение домашнего задания. Итоги урока

Учащиеся дома должны продолжить работу с текстом и написать сочинение-рассуждение.

10. Рефлексия

Учитель предлагает учащимся выбрать крылатое выражение, которое наиболее полно отражает состояние учащегося в конце урока.

Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Например:

Сегодня я поеду к бабушке.
В дверь стучат.
Что за красота!

Но даже в простом предложении могут возникать сложности при постановке знаков препинания. Например, иногда между подлежащим и сказуемым ставится тире. Когда?

Когда подлежащее и сказуемое выражены:

  • двумя существительными : Книга – источник знаний
  • двумя числительными : Пятью восемь – сорок
  • двумя инфинитивами : Жить – Родине служить
  • существительным и инфинитивом : Превосходная должность – быть человеком.

Мы не ставим тире между подлежащим и сказуемым, когда они выражены:

  • личным местоимением и существительным: Он скептик.
  • любыми частями речи, но при этом сказуемое имеет отрицание не или слова как, точно, как будто: Бедность не порок. Пруд как сталь.

Иногда простое предложение может осложняться. Тогда его называют простым осложнённым предложением.

Предложение может быть осложнено однородными членами предложениями. Однородными могут быть любые члены предложения – как главные, так и второстепенные.

В каких случаях мы ставим запятые между однородными членами предложения?

  • между двумя и более однородными членами без союзов: Звуки росли, крепли, ширились.
  • между однородными членами с повторяющимися союзами и – и, ни – ни, да – да, или – или, либо – либо, то – то, не то – не то : И берег , и море молчали. Не то север , не то восток .
  • между однородными членами с союзами а, но, да (= но): Он поворчал , но согласился .

Ни в коем случае мы не ставим запятую между однородными членами предложения в следующих случаях:

  • между однородными членами с одним союзом и, или, либо, да (= и) : Красные и синие цветы. Он или я – мне безразлично.
  • внутри группы однородных членов, соединенных попарно: Мы собирали травы и ягоды, грибы и орехи.
  • во фразеологизмах: и то и сё, ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни жив ни мёртв.

Ещё простое предложение может быть осложнено вводными словами и конструкциями. Перед такими словами и конструкциями мы делаем паузу при чтении, потому и ставим знаки препинания.

Вставные конструкции со значением дополнительных замечаний и пояснений выделяются скобками или тире. Такие конструкции мы можем исключить из предложения без изменения главного смысла предложения.

Например:
Линда – так называлась наша станция – находилась в 60 км от города. Надя пошла наверх, где жила с матерью (нижний этаж занимала бабушка).

Вводные слова и предложения обосабливаются запятыми: Вероятно, все спят. Берег, как я сказал, был низкий. К счастью, он не разбился.

Простое предложение может быть осложнено обращением. Обращение всегда обособляется запятыми:

Моя старушка, что же ты приумолкла у окна?
Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?
Что же ты приумолкла у окна, моя старушка?

Иногда перед обращением может стоять частица «о». Она отделяется от обращения запятой, только если его можно заменить междометием (ах или ох). Например:
О (=ах!), память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной!

Иногда в простом предложении возникает коварный союз «как» , перед которым запятая может ставить, а может и не ставить в зависимости от контекста.

Запятая перед союзом «как» ставится :

  • при сравнительном обороте: Блестели её глаза, зелёные, как крыжовник.
  • при вводном словосочетании (предложении) как обычно, как всегда, как правило : По дороге, как всегда, мы забежали в кафе.
  • при приложении с причинным значением: Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет!
  • если в предложении есть соотносительные слова так, такой, тот, столь: Лицей дал России таких людей, как Пушкин, Пущин, Дельвиг.
  • если после слова как следует и : Деревья, как и люди, имеют свою судьбу.
  • если слово как входит в состав выражений не кто иной, как; не что иное, как : Это был не кто иной, как Рылов.

Запятая перед союзом «как» НЕ ставится:

  • если перед сравнительным оборотом стоит отрицательная частица не или слово совсем, совершенно, почти, вроде, прямо, точь-в-точь, именно и т. д. : Газета вышла не как всегда. Он совсем как ребёнок.
  • если оборот можно заменить на «в качестве»: Ленский везде был принят как жених(=в качестве жениха). Вопрос экологии встаёт как главный вопрос сегодняшнего дня (в качестве главного вопроса сегодняшнего дня).
  • если оборот является фразеологизмом: белый как снег, бояться как огня, гол как сокол, видно как на ладони.
  • при двойном союзе как… , так и… : Эта тема затронута как в поэзии, так и в прозе.
  • если мы можем заменить оборот существительным в творительном падеже: Он полетел как птица. (= Он полетел птицей.) Мечты рассеялись как дым. (= Мечты рассеялись дымом.)

Знаки препинания в сложном предложении

Сложное предложение – предложение, в котором две и более грамматические основы. Виды сложных предложений можно представить в следующей схеме:

Сложные предложения:

1. Союзные
2. Бессоюзные . Я сижу в своем саду, горит светильник.
3. С разными видами связи . Ударил гром, сверкнула молния, и скоро послышался шум дождя.

Сложносочинённые . Пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит.

Сложноподчинённые . Я знаю, что я ничего не знаю.

Давайте разбираться по порядку.

Со сложносочинёнными предложениями всё довольно просто:

Между простыми предложениями, входящими в состав сложного предложения, ставится запятая: Настало утро, и все разошлись по домам.

Запятая не ставится, если соединенные союзами предложения имеют общие второстепенный член, вводное слово, сравнительный оборот или общее придаточное предложение: Из окна видна Волга и высоко поблёскивают звёзды (общий член – «из окна»).

Сложноподчинённые предложения

Ставим запятую:

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного: Мы тронулись, когда взошло солнце. Сообщите, где вы остановились. Чтобы не промок ребёнок, его закутали в плащ.
  • при использовании составных союзов потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, для того чтобы, с тем чтобы . В зависимости от смысла, запятая ставится либо перед союзами, либо внутри них: Он не явился в школу, потому что заболел. Мы ушли только потому, что стало темно.
  • между однородными придаточными предложениями знаки препинания ставятся так же, как и между однородными членами предложения: Очевидно было, что он прав и что я кругом виноват.

Не ставим запятую:

  • между стоящими рядом союзами что если, что хотя , если дальше имеется вторая часть союза то или так : Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.
  • если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание не : Он начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.
  • если придаточную часть составляет одно союзное слово: Он обещал вернуться, но не сказал когда.
  • перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно : Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.
  • перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д.

В бессоюзных сложных предложениях всегда есть какой-либо знак препинания. Важно понять – какой. Разбираемся!

Запятую ставим

  • между простыми предложениями, входящими в состав сложного, если они кратки и связаны между собой: Громоздились тучи, сверкали молнии, шёл дождь.

Двоеточие ставим:

  • второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом (по смыслу между ними можно вставить союз потому что ): Любите книгу: (=потому что) она поможет разобраться в путанице жизни.
  • второе предложение раскрывает содержание первого (по смыслу между ними можно вставить слова а именно ): Картина переменилась: (=а именно) снег стаял, влажная земля дымилась, пробивалась трава.
  • второе предложение дополняет первое (по смыслу между ними можно вставить подчинительный союз что : “чувствую, что...” ): Вдруг чувствую:(=что) кто-то тянет меня в сторону.
  • второе предложение выражает прямой вопрос: Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Тире ставим:

  • при быстрой смене событий, неожиданном результате: Проснулся – его уже не было. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
  • при противопоставлении (по смыслу между частями можно вставить подчинительный союз а, но ): Саша глуп – (=а) Петя умён.
  • если в первом предложении выражены время или условие действия (по смыслу перед первым предложением можно поставить союзы когда, если ): (Когда) Лес рубят – щепки летят.
  • при сравнении (по смыслу между частями можно вставить союзы словно, будто): Молвит слово –(=будто) соловей поёт.
  • если второе предложение представляет собой результат или вывод (по смыслу между частями можно вставить слово поэтому ): Солнце дымное встаёт – (=поэтому) будет день горячий.

Сложное предложение с разными видами связи представляет собой комбинацию из уже известных нам сложных предложений. Поэтому важно определить, какой связью координируются части предложения. Знаки препинания ставим, исходя из этого. Больше всего вопросов возникает, когда сочинительные и подчинительный союзы оказываются рядом. Когда их нужно разделять запятой? Тут всё просто:

Сравните:
Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем.
Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Подведём итоги

Сначала нам нужно определить, простое предложение или сложное. Для этого считаем количество грамматических основ.
Если предложение простое, обращаем внимание на подлежащее и сказуемое – не относятся ли они к тем, между которыми надо ставить тире?
Осложнено ли это простое предложение? Есть ли в нём однородные члены предложения, вводные слова или конструкции, обращения, союз «как»?
Если это предложение сложное, нам нужно определить вид сочинительной связи.
Сочинительные союзы: и, а, но, да . Тут просто – если они есть, значит, предложение сложносочинённое. Если у частей сложносочинённое предложение нет общего члена, смело ставим запятую.
Если не видим сочинительных союзов, а видим какие-то другие, скорее всего, предложение сложноподчинённое. Проверяем, не разделили ли мы какие-нибудь союзные слова лишней запятой.
Если никаких союзных слов не видим, а предложение сложное, значит, оно бессоюзное. Наша задача – определить, какой именно знак разделяет части бессоюзного сложного предложения: запятая, тире или двоеточие.
Если в предложении видим и союзы (или союзные слова), как сочинительные, так и подчинительные, и бессоюзную связь, ориентируемся на каждый вид связи отдельно. Особое внимание обращаем на наличие во второй части союзов то, так, но .

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»

Рыбно-Слободского муниципального района

Республики Татарстан

Подготовка к ЕГЭ

по русскому языку
в 11 классе.
Задание 17

подготовила

учитель русского языка и литературы

Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна

с. Балыклы-Чукаево

Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задание 17

Задание 17. «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,

грамматически не связанными с членами предложения»

Что должен знать ученик, выполняя задание 17: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.

Повторяем правило.

Вводные слова – слова, припомощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, т.е. они вводят дополнительную (часто побочную) информацию в текст. Вводные слова не являются членом предложения.

Различайте!

Всегда выделяются запятыми

с двух сторон!

Не выделяйте запятыми!

Не являются вводными словами

Три главных признака:

1. легко убираются из текста, т.е. их можно изъять из предложения, и смысл его не изменится;

2. нельзя задать вопрос от других слов;

3. заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями.

Запомните ложные вводные слова!

авось, будто , буквально , вдобавок, вряд ли , всё-таки, вдруг, ведь, в конечном счёте, даже, едва ли, именно , исключительно, как будто , лишь, между тем, наверняка , непременно, обязательно, примерно, притом, причём, поистине , по-прежнему, просто, пусть, решительно, словно , тем не менее, только, якобы и др.(частицы, наречия)

Различайте! Слова однако, наконец, значит, главным образом могут быть вводными и обычными.

Не вводные, если:

однако = но (это союз, соединяет однородные члены)

наконец = под конец, напоследок, после чего, в результате всего (наречие)

значит = означает (глагол)

главным образом = в первую очередь, больше всего (наречие)


Примечание. Многие слова могут быть вводными и членами предложения.

1)Левитан решил изгнать со своих холстов тёмные тона, правда , это не всегда ему удавалось. (Вводное слово правда можно изъять из предложения, и смысл его не изменится).

2) Всё меняется, одна правда остаётся. (Слово правда является подлежащим, его невозможно убрать).

3) Бабушка, казалось, дремала. (Слово казалось легко извлекается из предложения. К нему нельзя задать вопрос, можно заменить синонимичным ему вводным словом со значением меньшей степени уверенности «видимо». Делаем вывод: на письме казалось выделяется запятыми).

4) Мне всё это лишь казалось . (Слово казалось не убирается, оно является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).

Основные разряды вводных слов

Вводные слова выражают

«Узнай их в лицо»

Степень достоверности сообщаемого (уверенность/неуверенность, предположение)

конечно, разумеется, естественно, безусловно, действительно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, возможно, может быть, должно быть, кажется, наверное, пожалуй

Различные чувства и эмоции

(радость, сожаление, удивление)

к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду,

к удивлению, к нашему удивлению, в самом деле

Источник сообщения

говорят, сообщают, передают, по словам…,

по сведениям…, по сообщению…, по мнению…,

по преданию, по слухам, по-моему, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол, как известно, по выражению…

Порядок явлений или мыслей и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, так, например, напротив, наоборот, в частности, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, впрочем, кстати, стало быть, в общем, с одной стороны, с другой стороны, главное, кроме того

Способ оформления мыслей

Одним словом, иными словами, иначе говоря,

короче говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать

Степень обычности

По обыкновению, по обычаю, по крайней мере,

без всяких преувеличений

Призыв к собеседнику

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите,

веришь (ли), верите (ли), пожалуйста

Потренируемся. Задание 17 ЕГЭ

1 часть

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

2 .

А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят(4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя.

Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Около восьми часов вечера (1) гости стали собираться домой. Промозглый осенний дождик на улице (2) между тем (3) превратился в настоящий ливень. Друзья (4) к счастью (5) захватили с собой зонты, поэтому не рисковали промокнуть.

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.

Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.

9 .

в предложениях должны стоять запятые?

Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2)

я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.

10 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти – пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?

11 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) её нельзя читать поверхностно.

Что (3) значит (4) это заявление?

12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.

13 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.

14 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.

15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.

2 часть

16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.

17 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но

(3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.

18 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.

19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

И снова такая тишина, что слышно (1) кажется (2) малейшее шуршание хвои за окном.

И (3) кажется (4) что иней слетает с хвои и осторожно потрескивает.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Ружье для подводной охоты (1) может быть (2)помповым либо на резиновой тяге. Размеры у того и у другого (3) разумеется (4) одинаковые, однако (5) помповое ружье намного мощней.

23 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится.

Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.

24 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

25 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Брат (1) вероятно (2) будет программистом.

Существенное изменение климата (3) возможно (4) в ближайшее время.

26 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.

28 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.

29 . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложениях должны стоять запятые?

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Ответы Задания 17 ЕГЭ

п / п

Ответ

Ответ

1 часть

2 часть

Список использованной литературы

1. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку

(рабочая тетрадь для учащихся). – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга

качества образования», 2014.

2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников

9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий.

Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.

3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.

– Ростов н/Д: «Легион», 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. ЕГЭ. Русский язык. Пунктуация. http :// www . fipi . ru