Герхарт Хольц-Баумерт

Зайчонок Постреленок

Зайчата были ещё совсем маленькие. Они только что появились на свет. Мама-зайчиха посмотрела на них и вдруг испуганно отскочила назад.

Что такое? - спросил её удивлённый папа-заяц.

Один зайчонок зарычал!

Не может быть, мама! Маленькие зайцы рычать не умеют.

Он наклонился над гнездом, чтобы успокоить зайчиху. Но и на него зарычал зайчонок.

Что за нелепость! - сказал растерявшийся папа-заяц. - Это для меня ново.

Ворона, старый лесной врач, осмотрела рычащего зайчонка.

Ничего не нахожу, - прокаркала она. - Крепкий, как кремень. Всё у него в порядке.

Поверьте моему слову, это добром не кончится, - крикнула белка с дерева.

Ерунда, - сказал папа-заяц. - Зайчонок как зайчонок. Ничего особенного в нём нет. Только рычит немного… Назовём его Пострелёнком. Зайчонок Пострелёнок - звучит неплохо. Кстати, всех зайчат охотники называют пострелятами.

Другие дети заячьей семьи были нормальными зайчиками. Только рычащий Пострелёнок был какой-то особенный. Он дразнил своих братьев и сестёр, дёргал их за уши и любил играть с воробьями. Маме-зайчихе это не нравилось, потому что воробьи, как ей казалось, большие озорники.

Однажды Пострелёнок сильно напугал папу-зайца. Он спрятался за кустом и неожиданно зарычал на папу голосом деревенской собаки по имени Хасан. От испуга папа-заяц поднял уши вверх и едва не упал в обморок.

Что за чепуха, - пробормотал испуганный папа, когда Пострелёнок, хихикая, выскочил из-за куста. - Что это за штучки! С ума сошёл? Ты какой-то странный заяц. Слишком странный!

И если другие зайчата играли недалеко от дома, то Пострелёнок, как бродяжка, бегал по лесам и полям.

Когда-нибудь тебя схватит ястреб, - говорили ему братья и сёстры. - Сиди лучше дома.

Однажды ястреб выследил заячью семью и чёрной стрелой бросился на зайчат. Он, конечно, схватил бы какого-нибудь зайчонка. Но в этот миг Пострелёнок от страха и ярости закричал так громко, как трубит труба. С испугу ястреб улетел.

Папа-заяц решил о проделках Пострелёнка никому не рассказывать. Зайчонок умеет рычать, как собака, и кричать так громко, что его испугался сам ястреб?! Во всём лесу никто не поверит. Встревоженная мама-зайчиха снова побежала к доктору.

Так-так-так, - в раздумье затакала ворона. - Говорите, он всё ещё какой-то дикий? Странно. Я пропишу ему морковку. Морковка поможет. Он будет совсем смирный и домашний.

Но мы, доктор, каждый день едим морковку. И наш Пострелёнок тоже…

Ворона больше ничем помочь не могла.

Между тем Пострелёнок давно убежал на озеро. Он опустил лапу в воду. Вода была чистая и холодная. Зайчонок прыгнул в озеро и поплыл. Он плавал и нырял не хуже старой выдры.

В жизни ничего подобного не видела, - удивлялась цапля. - Зайчонок плавает и ныряет? Невероятно!

Пострелёнку больше всего нравилось подплывать к сазанам, дремавшим в тихой воде, и внезапно набрасываться на них. К радости зайчонка, рыбы испуганно вскрикивали и рассыпались в разные стороны.

Какое-то совсем незнакомое чудовище! - шептались укрывшиеся в камыше сазаны. - Настоящее чудо-юдо. Бедные мы, бедные рыбы!

Пойдёт в школу сын и сразу исправится, - успокаивал заяц-папа зайчиху-маму. - Вот увидишь.

Хорошо, если это будет так, - со вздохом проговорила зайчиха-мама.

Наконец, Пострелёнок пошёл в школу. Его учительницей была чайка Эмма. Пострелёнок учился, в общем-то, неплохо. По кормоведению он всегда получал 28, оценку для зайцев хорошую. А по прятанию, по основному предмету, получал даже 92, высшую оценку.

И всё-таки прилетела однажды чайка Эмма к родителям зайчонка и стала жаловаться:

Ваш сын Пострелёнок ведёт себя плохо. Так больше нельзя!

Что он натворил? - предчувствуя недоброе, спросил заяц-папа.

Что он натворил?! Ваш сын не соблюдает ни порядка, ни дисциплины. Часто смеётся и без какой-либо причины. Он даже дерётся. Подумать только! Зайчонок - и дерётся! Где это слыхано! Дерётся даже со старшими. Вчера, например, на большой перемене подрался с дворником нашей школы, с котом. Разве так можно? Вообще-то класс зайчат у меня неплохой, даже очень милый, а класс мышат - просто прелесть. Мышата на уроках сидят так тихо, что я слышу, как летает пыль в солнечных лучах. Все ученики у меня хорошие, но ваш Пострелёнок!.. Никакие разговоры с ним не помогают, не знаю, что и делать.

Попробуйте поговорить с ним ещё раз, - попросила мать-зайчиха.

А когда чайка улетела, она сказала:

Не знаю, папа, в кого он у нас такой. Во всяком случае не в меня.

Несколько дней Пострелёнок сидел дома тихо и был послушный, как паинька. Но потом снова начал вытворять, как говорили ёжики, «что-то уму непостижимое».

Всё началось с лисы. Однажды Пострелёнок бежал по лесу и заметил лису. Что должен делать в таком случае обычный заяц? Конечно же, убегать что есть мочи. Но не таков зайчонок Пострелёнок. Пригибаясь в высокой траве, он пополз к лисе.

Плутовка тихо лежала и сосредоточенно смотрела перед собой. Пострелёнок поднял голову из травы и увидел своего двоюродного брата - кролика. Кролик лису не видел и, ничего не подозревая, скакал прямо на неё. Лиса не сводила глаз с кролика и, предвкушая удовольствие от вкусного завтрака, весело помахивала рыжим хвостом.

«Вот так так! - подумал Пострелёнок. - Сейчас моему братцу будет крышка».

Долго раздумывать Пострелёнок не стал. Он тихо подкрался к лисе и своими острыми зубами впился в кончик рыжего хвоста. Кончик хвоста у лисы - самое чувствительное место.


Караул! - завопила от боли лиса и с воем пустилась наутёк.

Весть об этом случае кролик разнёс по всему лесу. Когда слух дошёл до лисы, она оскорбилась и побежала жаловаться судье, старому лебедю.

Ваша честь, - сказала лиса старому лебедю, - я обижена и оскорблена. Разве можно допустить, чтобы какой-то зайчонок кусал меня, лису, за хвост. Его дело - прилежно учиться и хорошо вести себя, а не кусаться. Я прошу, ваша честь, восстановить справедливость и порядок.

А вот ещё одна история.

Несколько дней спустя в лес въехал автомобиль с людьми. С криком люди вышли из машины и расположились на поляне. Они топтали траву и цветы, сшибали самые красивые грибы, повсюду разбрасывали банки, бумагу, бутылки…

Как нехорошо! - прошептали косули и большими прыжками ускакали в чащу.

Сидевший под кустом зайчонок Пострелёнок сильно рассердился на людей. Он свирепо зарычал, а шерсть у него на спине воинственно вздыбилась. Пострелёнок сорвался с места и с рычанием кинулся на людей.

Вон из леса! Вон! - на бегу кричал зайчонок.

Люди увидели зверя, мчащегося на них в облаке пыли, и в испуге убежали.

Ой-ой-ой! - кричали они. - Дикий кабан! Кабан!

Смрадное бензиновое облако повисло в воздухе и ещё долго напоминало о людях. И так же долго ворчал разъярённый Пострелёнок.

Дикий кабан прибежал с жалобой к старому лебедю, к судье.

Ваша честь, это же безобразие! - хрюкал кабан. - Люди должны бояться меня. Меня, а не какого-то зайчонка. Его надо строго наказать! Непременно!

Звери устроили собрание.

Дело ясное, - ворчали кроты.

Невероятно! - пронзительно кричала цапля. - Невероятно, но я своими глазами видела, как он распугал сазанов.

Нельзя допускать, чтобы зайчонок плавал, как я, - сердито проговорила выдра и скрылась в волнах.

Мы всегда говорили, что обыкновенные зайцы этого не делают, - ябедничали другие зайчата.

Деревенская собака Хасан пролаяла:

Наказать! Наказать его! Да построже!

Старый ястреб прошипел:

Шкуру с него содрать! Шкуру!

Он же ещё совсем маленький, - всхлипнула зайчиха-мама. - А вообще он хороший.

Белка три раза пробежала вокруг ствола и сверху крикнула:

А я всегда говорила: это добром не кончится.

Слова попросила чайка Эмма:

Я должна сказать, что Пострелёнок, к сожалению, и в школе…

Она хотела ещё многое сказать, но среди зверей вдруг поднялась паника.

Тихо! Сидите спокойно! - кричала чайка Эмма, но её никто не слушал.

Звери тревожно нюхали воздух. Пахло гарью. Пожар! Лесной пожар - самое страшное бедствие для зверей.

Поднялся невообразимый гвалт. Кто-то крикнул:

Мы пропали!

И все завыли:

Спасайся кто может!

Но как? Куда бежать? Звери метались из стороны в сторону - повсюду полыхал огонь.

И тут кто-то - может быть, белка, может быть, кабан, а может заяц - крикнул:

Бежим к воде! К озеру!

Но и по пути к озеру зверей встретили ярко-красные языки пламени.

Первым пришёл в себя зайчонок Пострелёнок. Не зря же он много раз играл в канаве, которую люди прорыли для осушения болота. Играть там ему не разрешалось, но он всё-таки играл.

За мной! К канаве! Налево! Все налево! - командовал Пострелёнок.

Сначала никто его не слушался. Но когда мама-зайчиха вместе со своими зайчатами с плачем и причитаниями отправилась следом за Пострелёнком, за нею устремились ёжик и крот. Помчались косули. И мыши. И собака Хасан.

Позади всех, шлёпая широко расставленными лапами, шёл старый лебедь. А впереди шествовал Пострелёнок. По высокой траве, через тёплые лужи он вёл зверей к лесному озеру.

Когда звери, чёрные и мокрые, подошли к озеру, а белый лебедь стал больше похож на чёрного ворона, Пострелёнок рассмеялся.

Как ты можешь смеяться в такое время? - сердито ворчал крот. - Огонь надвигается всё ближе и ближе.

Надо переправиться на тот берег, - пробормотал кабан. - Там огонь нас никогда не достанет.

Кто умел летать, полетел через озеро. Кто умел плавать, поплыл.

Мы плавать не умеем! - захныкали мыши.

Я тоже, - промямлил крот.

А я тем более, - жалобно простонала белка. Зайцы сбились в кучу и тихо плакали.

Пострелёнок решительно взял своих сестёр и братьев за уши и поплыл с ними на другой берег.

Закрыв глаза и зажав лапой нос, мама-зайчиха прыгнула в воду и - смотрите, смотрите! - совсем неплохо поплыла.

Нужда всему научит, - буркнул папа-заяц и кролем поплыл за зайчихой.

Зайчонок Пострелёнок вернулся, посадил мышей и крота себе на спину и поплыл с ними на спасительный берег. Потом он забрал и белку. Выдра высунула из воды голову и удивлённо воскликнула:

Вот так так!

Все звери были благополучно спасены. Никто не пострадал. Вот что было с зайчонком Пострелёнком.

Собрание продолжается! - пронзительно крикнула цапля. Она любила наблюдать ссоры и споры. - Обсудим поведение зайчонка Пострелёнка.

Отстаньте от него! - сказал кабан. - Пусть Пострелёнок будет таким, какой он есть. Лично я против него ничего не имею.

Кабан вывалялся в грязи и убежал в кусты.

Собрание объявляю закрытым, - торжественно произнёс лебедь.

По дороге домой зайчиха-мама сердито спросила Пострелёнка:

Значит, ты всё-таки играл в канаве? Я же не велела тебе туда ходить! Ну и ребёнок! Сплошные хлопоты!

Перестань, мама, - остановил её папа-заяц. - Оставь зайчонка в покое. Он у нас не такой уж и плохой.

Пострелёнок озорно блеснул глазами. Он вспомнил, что давно не был на озере и не гонял сазанов. «Наверстаю, - решил зайчонок. - Завтра как следует попугаю этих толстых рыб». Он хитро хихикнул.

На этот раз мама-зайчиха не сказала ему ни слова.



| |

Обратите внимание! Все слова русского языка распределяются по частям речи. Части речи бывают самостоятельные и служебные .

237. Прочитайте таблицу «Части речи». Подумайте: для чего служат самостоятельные части речи? А служебные? Приведите свои примеры слов разных частей речи.

238. Представьте, что в вашем классе проводится конференция на тему «Части речи в русском языке». Вам предложили выступить на этой конференции с научным докладом. Выберите любую из изученных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол) и составьте текст на тему «Что я знаю о данной части речи».

239. Прочитайте.

Д..лина, д..лёкий, он, ж..лание, мы, ж..лать, ч..тыре, ок..ло, они, з..лёный, з..ленеть, вос..мь, об..явление, об..яснить, счаст..е, ты, над, к, за, прил..теть, радос..ный, разг..ворчивый, г..в..рить, по, шес..надцать, ко..ектив.

  • Распределите слова по частям речи. Запишите слова каждой части речи с новой строки, вставляя пропущенные буквы.
  • По каким признакам вы определили части речи?

240. Прочитайте.

      Повеяло черёмухой.
      Проснулся соловей.
      Уж песнью заливается
      Он в зелени ветвей.
      (К. Романов)

  • Запишите по памяти. Проверьте себя.
  • Назовите знакомые части речи.

241. Прочитайте.

      Солнце в окошке,
      Тень на дорожке,
      Крик петушиный,
      Мурлыканье кошки.
      Птица на ветке,
      Цветок у тропинки,
      Пчела на цветке,
      Муравей на травинке.
      А рядышком - жук,
      Весь покрытый загаром,
      И всё это - мне,
      И всё это - даром.
      Вот так - ни за что!
      (И. Мазнин)

  • Как вы поняли последние строки? Порадуйтесь и вы тому, что вас окружает в природе.
  • Какую часть речи не употребил автор? Почему?
  • Подготовьтесь записать по памяти первое предложение из стихотворения. Запишите его. Проверьте себя.

242.

Шла война. В лесу шёл бой. Молодой солдат приложил ручной пулемёт к берёзе и стрелял по врагу.

Недалеко разорвалась мина. Осколком отбило ветку с соловьиным гнездом. Упала ветка с гнёздышком на землю. Соловушка кружилась над птенчиками и тревожно пищала.

Враг отступил. Бой отдалялся. Солдат снял пулемёт с дерева. Потом подошёл к соловьиному гнёздышку, поднял его и прикрепил к другой ветке берёзы. А сам ушёл туда, где гремел бой.

(В. Сухомлинский)

  • Подготовьтесь к изложению данного текста (см. Памятку 6). Напишите.

243. Прочитайте.

      Вы в битве Родину спасли,
      Преодолели все преграды.
      Спасибо вам от всей Земли,
      За всё спасибо вам, солдаты...
      (Б. Дубровин)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения.
  • Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку.

244. Побывайте в День Победы у памятника Неизвестному солдату. Составьте текст на тему «У Вечного огня».

со лда́т

245. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Шагай, л..сёнок, п..р..шагивай! Через пень п..р..шагни, через валежник п..р..ступи! В яму не пр..вались, у к..рней не оступись, в густой чаще не з..путайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, гор..кую кору жевать, сла..кие лист..я рвать.

(Е. Чарушин)

  • Какие виды предложений по цели высказывания v по интонации встретились вам в тексте? Почему автор их употребил?
  • Запишите заголовок. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Объясните их правописание.

246. Составьте текст-сказку на одну из тем.

      Разговор Солнышка и Подснежника.
      Разговор Зайчика и Ёжика.
      Разговор Крапивы и Сирени.
      Разговор Дождика и Цветов.

247. Прочитайте рассказ В. Бочарникова.

Какого цвета лето? Лето цветное. Оно и зелен..., и красное, и бел..., и син..., и оранжев..., и м..линов... . Так нарядили его цветы: лютики, р..машки, ..дуванчики, анютины гла..ки, незабудки, иван-чай. Сколько цветов укр..шают лето! И каждый цветок - чудо!

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и окончания имён прилагательных. В последних двух предложениях подчеркните изученные орфограммы.
  • Объясните значение последнего предложения. Составьте свой текст-описание на эту тему. Запишите его.

248. Прочитайте словосочетания.

Зимн... дорога, жёлт... карандаш, русск... солдат, горяч... молоко, вечерн... заря, летуч... мышь, весенн... облака, ранн... утро, сладк... варенье, ближн... деревня, син... тучи, летн... гроза.

  • Спишите, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных. Объясните свой выбор.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.

249. Прочитайте скороговорку Ю. Кушака.

      Сорок сорок
      Для своих сорочат
      Сорок сорочек,
      Не ссорясь, строчат.
      Сорок сорочек
      Прострочены в срок -
      Сразу поссорились
      Сорок сорок.

  • Почему поссорились сороки?
  • Спишите, обозначьте в словах ударение.
  • Какими частями речи являются одинаково написанные слова? На какой вопрос они отвечают? Подчеркните имена числительные.

250. Прочитайте.

      Утро. Блещет роса, и сквозь лес от зари
      Яркий свет на поля разливается.
      За рекой, на лугу, по росе косари
      Идут, косят траву, наклоняются.
      (И. Суриков)

  • Спишите. Объясните, как определить падеж имён существительных в предложениях. Разберите одно из имён существительных как часть речи.

251. Прочитайте.

Зайчонок

С этих пор лесник ещё долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.

Лесник принёс зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.

Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.

Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

(В. Степанов)

  • Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ.
  • Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.
  • Запишите заголовок и текст по частям. Проверьте себя.

252. Прочитайте.

Рожок - это берестяной ремень, выр..занный (из) ровнен..кого м..л..дого дер..ва. (За)х..телось (по)играть - (с)вил бересту (в)дудочку, (в)ставил гудок, полую палочку (из)бузины, (с)прорез..ю: дуй - (за)гудит. Но чтобы играть, гласы (вы)водить - (без)учен..я, (без)премудростей (не)обойдёшься.

(В. Бахревский)

  • Объясните, какие правила надо знать, чтобы правильно записать слова. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
  • Как вы понимаете значение последнего предложения?

253. Прочитайте. Скажите, какие имена существительные в предложениях пропущены.

Гремел _______, и шёл _______. Сквозь _______ лучи́ло _______, и раскидывалась широкая _______. В это время распускалась _______. Над самой водой зеленели _______ дикой смородины.

(М. Пришвин)

    Слова для справок: кусты, дождь, гром, черёмуха, солнце, радуга.

  • Спишите, вставляя пропущенные слова. Укажите род глаголов прошедшего времени единственного числа.
  • Подчеркните в первом сложном предложении его основы.

254. Прочитайте. Озаглавьте текст.

З..ря разгорается. Вот уже з..л..тые пол..сы протянулись по небу. В оврагах клубятся пары. Жав..ронки звонко п..ют. Предрассветный вет..р подул. Тихо всплывает багровое со..нце.

(И. Тургенев)

  • Подготовьтесь записать текст под диктовку.
  • Разберите одно из распространённых предложений по членам. Выпишите из него словосочетания.
  • Что обозначает слово предрассветный ? Как оно образовалось? Разберите его по составу.

255. Прочитайте. Когда так говорят?

      П..жалуйста. Здра..ствуйте. Благодарю.
      Изв..ните. Добрый день. Будьте добры.
      Сп..сибо. Д.. св..дания. Спокойной ночи.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.
  • Устно составьте диалог, используя в нём некоторые из данных слов и выражений.

256. Прочитайте. Объясните написание пропущенных орфограмм. Назовите произведение.

1. Из зарослей выл..з мал..н..кий барсук. 2. Потом из травы п..к..залась острая морда с ч..рными пронзительными глазками. 3. Зверь высунул из травы мокрый ч..рный нос, похожий на свиной п..т..чок. 4. Наконец п..к..залась п..л..сатая шкурка. 5. Нос долго нюхал воздух и др..жал от жадности.

(К. Паустовский)

  • Расположите предложения так, чтобы получился текст. Объясните, как вы это делали.
  • Придумайте к тексту заголовок. Запишите заголовок и составленный текст.

257. Прочитайте выразительно.

      Дождик бежит по траве
      с радугой
      на голове.
      Дождика я не боюсь,
      весело мне,
      я смеюсь.
      Трогаю дождик рукой:
      «Здравствуй!
      Так вот ты какой!..»
      (Р. Рождественский)

  • Это стихотворение весёлое или грустное? Объясните свой ответ. Какие слова вызвали у вас улыбку?
  • Объясните правописание выделенных букв.
  • Спишите. Назовите знакомые части речи. Подберите имена прилагательные к именам существительным радуга, дождик .

258. Прочитайте. Выберите из скобок нужные буквы и запишите слова.

Перч(а, я)тка, снеж(и, ы)нка, под(ъ, ь)езд, крыл(ъ, ь)я, мя(г, к)кий, р(о, а)синка, ключ(и, е)к, камы(шь, ш), верё(в, ф)ка, ме(сн, стн)ость, чуде(сн, стн)ый, ко(л, лл)ек-ция, дли(н, нн)ый, к(а, о)л(а, о)сок, мал(е, и)нький, замоч(е, и)к, посв(е, я)тить фонариком.

  • Объясните свой выбор букв. Устно подберите к каждому слову ещё 2-3 слова на это же правило.
  • Подберите к одному из слов 1-2 однокоренных слова и запишите их.

259. Прочитайте.

      О первый ландыш! Из-под снега
      Ты просишь солнечных лучей;
      Какая девственная нега
      В душистой чистоте твоей!
      (А. Фет)

  • Какие чувства выразил поэт в стихотворении? Определите по толковому словарю значение устаревшего слова нега.
  • Подготовьтесь записать поэтические строки под диктовку.

260. Прочитайте. Найдите в каждом ряду лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.

  1. Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок.
  2. Друг, знакомый, товарищ, приятель.
  3. Ножницы, шахматы, лыжи, санки.
  4. До свидания, прощайте, извините.
  • Спишите слова каждого ряда без лишнего слова. Подчеркните орфограммы.

261. Выпишите из словаря «Однокоренные слова» две группы слов. Укажите над каждым словом часть речи. Подчеркните изученные орфограммы.

  • Составьте и запишите предложение с любым словом. Подчеркните основу этого предложения.

262. Прочитайте стихи К. Бальмонта.

      В углу шуршали мыши,
      Весь дом застыл во сне.
      Шёл дождь - и капли с крыши
      Стекали по стене.

  • В звучании каких слов слышится шум дождя и движение капель дождя? Какие звуки или сочетания звуков передают эти звуковые образы?
  • Запишите стихи по памяти. Проверьте себя.

263. Прочитайте.

27 мая в нашей стране отмечают Всероссийский День библиотек. В этот день в далёком 1795 году в Санкт-Петербурге открылась первая государственная общедоступная библиотека России. Тогда она называлась Императорская публичная библиотека, а ныне - Российская национальная библиотека. Её двери и поныне открыты для всех желающих.

Всероссийский День библиотек - это праздник всенародный, праздник всех тех, кто любит книгу.

  • Что нового вы узнали из текста?
  • Обратите внимание на написание заглавной буквы в названии праздника и названиях библиотек.
  • Спишите последнее предложение. Проверьте себя.
  • Поздравьте своего школьного библиотекаря с этим праздником.

264. Рассмотрите рисунки. Назовите сказки.

  • Расскажите эпизод из любой сказки.
  • Составьте 2-3 предложения по любому рисунку.
  • Запишите ответ на вопрос: к какой сказке дан третий рисунок?

265. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошёл за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосёнок. Антон стал выталкивать лосёнка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слёзы. Она стала облизывать своего кроху.

(Из газеты «Комсомольская правда»)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • К каким частям текста могли бы подойти такие названия?

      На помощь!
      Дорога к болоту.
      Помощь пришла вовремя.
      Радость матери.

  • Что отражается в каждом заголовке: тема или главная мысль? Подберите свои заголовки к данным частям текста.
  • Напишите изложение текста (см. Памятку 6 пункты 4-6). Проверьте себя.

266. Рассмотрите рисунок.

  • Определите тему рисунка. Где происходит действие? Чем заняты ребята? Подберите имена детям и кличку собаке. Расскажите, что каждый из них делает. Какое настроение у ребят?
  • Составьте по рисунку текст. Озаглавьте его.
  • Запишите заголовок и составленный текст.

267. Прочитайте. Спишите.

      Здравствуй, ЛЕТО!
      Сколько солнца! Сколько света!
      Сколько зелени кругом!
      Что же это? Это ЛЕТО
      Наконец спешит к нам в дом.
      Певчих птиц разноголосье!
      Свежий запах сочных трав,
      В поле спелые колосья
      И грибы в тени дубрав.
      (Т. Бокова)

  • Определите тему и главную мысль стихотворения. Согласны ли вы с автором? А что вы ждёте от лета?
  • Почему в стихотворении так много восклицательных предложений?
  • Составьте небольшой рассказ на тему «Почему я жду летних каникул?».

268. Прочитайте. Докажите, что это текст. Озаглавьте его. Запишите заглавие и текст.

В необыкновенной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(К. Паустовский)

  • Какую картину вы представили, читая текст? Какие части речи помогают нам представить рассвет в цвете? Найдите сравнения. Удачны ли они?
  • Найдите в предложениях глагол, который повторяется. Почему автор употребил его несколько раз?
  • Какие части речи вы можете определить? Одинаково ли количество слов разных частей речи? Каких слов больше? Подчеркните слова неизвестных вам частей речи.
  • Какие предложения автор использовал в данном тексте? Дайте им характеристику. Каких предложений больше? Подчеркните в первом предложении грамматическую основу и выпишите из него словосочетания.
  • Обратите внимание на цифры и выполните любой разбор.
  • Встаньте как-нибудь пораньше. Понаблюдайте, как зарождается рассвет в вашей местности. Опишите это красивое явление природы.

23.07.2014 | presipspun | 0 комментариев

У нас вы можете скачать книгу зайчонок рассказ в степанова в fb2, txt, PDF, EPUB, doc, rtf, jar, djvu, lrf!

Сказки Владимира Степанова. Владимир Александрович Степанов - известный современный русский писатель и поэт. Его замечательные рассказы и сказки не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых. Недаром, Владимир Александрович является самым издаваемым детским автором в настоящее время и был признан лауреатом нескольких Всесоюзных литературных конкурсов и премий. В представленную серию вошли весёлые и поучительные, озорные и воспитательные литературные произведения Владимира Александровича. Они позволят Вашему ребёнку приобщиться к богатству русского языка, расширят его кругозор, помогут воспитат. Лесник принёс зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка. Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла. Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба. Составляют ли предложения текст?Объясни свой ответ. Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Поредели его тему и главную мысль. Запиши заголовок и текст по частям.Проверь себя. ✓ «Зайчонок степанов читать» – читайте посты и участвуйте в обсуждениях данной темы на Бэби.Ру! На данной странице собраны наиболее популярные посты и комментарии наших пользователей по теме "Зайчонок степанов читать". Это поможет вам быстро получить ответ на вопрос, также вы можете принять участие в обсуждении. Неуробекс и Неуробекс нео. Прописали Неуробекс, а у нас в городе его просто нет. Есть полный аналог Неуробекс нео, но там противопоказания детям с 12 лет только. Про аналоги доктор ничего не сказал. Рассказы А. Степанова. Купить, скачать и читать online Магазин на Маркете18+. Выбор предмета Алгебра Математика Русский язык Українська мова Информатика Геометрия Химия Физика Экономика Право Английский язык География Биология Другие предметы Обществознание История Литература Українська література Беларуская мова Қазақ тiлi. Выбрать. Загрузить файл. Задать вопрос. Вход Регистрация. Опубликовано по предмету Русский язык от Гость >> рассказ Зайчонок,записать текст по частям,должно быть три части. Главная» Qa» Srocno mne nuzen rasskaz vladimira stepanova zaiconok. Срочно!! Мне нужен рассказ Владимира Степанова Зайчонок. Ответ: Зайка весело живёт, Длинноухий Зайка. У него с утра поёт В лапах балалайка. Добавить комментарий. Приключение Зайчонка и Лисенка. 30 Май Рубрика: Детские стихи и рассказы. Ваш отзыв. В летнем лесу было теплое солнечное утро. Лисёнок проснулся и понял, что ещё очень рано, ведь его мама ещё спит. Выглянул он из домика, а солнышко яркое, ласковое. «Не хочется сидеть дома, пойду-ка я к другу Зайчику» – подумал Лисенок и весело зашагал по тропинке. Подойдя к дому друга, он постучал в дверь, но ему никто не ответил. «Ну и соня – этот Зайчонок!» – только он так подумал, как дверь открылась, и на пороге появился сонный зайка. – Чего это ты спать не даешь? – обижено проворчал Зайчонок. А Лисенок и Зайчонок больше никогда не убегали из дома. © Любовь Степанова. Похожие статьи. Сценарий театральной постановки по мотивам рассказа В. Степанова «Лесные звёзды». библиотека материалов. Сценарий по мотивам рассказа В. Степанова «Лесные звёзды». Действующие лица: Ёжик. Используемые материалы: декорации: дерево с дуплом, домик зайки, берлога медвежья, полянка с осенними листьями трёх цветов (жёлтых, красных, оранжевых), столик с чайными принадлежностями. Костюмы: ёжика, мышки, белки, медведя, зайца, мамы-ежихи. А: Гулял осенним вечером по лесу ёжик. Хорошо в лесу, тихо. Даже слышно, как с деревьев листья падают. Долго гулял ёжик, а друзей не встретил.. Сказка о грустном зайчонке читать. Повстречались как-то в лесу Белочка и Зайчонок. - Отчего ты такой невеселый? – спрашивает Белочка у Зайчонка. – Кругом такая красота – лето, цветы, а ты, неизвестно почему, грустишь. Может, что-то случилось? - Случилось, - вздохнул Зайчонок. – Природа нас, зайцев, обидела. - Чем же это на вас матушка-Природа не угодила? - Посуди сама. Рассказ назывался «Зайчата» и речь шла в нём о зайчатах, которые один за одним погибли, в результате вмешательства человека в природу. Автор принёс из леса домой зайчат и они все погибли. «Ну до чего же. МИХАИЛ ТАРАСОВ # 10 апреля в 0. Хорошо, с душой написан рассказ.Ещё раз спасибо. Владимир Кисагулов # 10 апреля в 0. Спасибо большое. Тая Кузмина # 10 апреля в 0. Приятно читать хороший рассказ! Владимир Кисагулов # 11 апреля в 0. А уж как приятно услышать похвалу. Ты зайка жги карму выжигая И зайка жги чтоб небом петь Как не можешь жить погибая А погибая саму жизнь хотеть. А меня не завалят. Бессмертный И дракон древний в моей груди Я тут же и не бегу как смертный Тут дом и вы уже тоже все мои. Хаа! Не на того нарвались! Земли Курган как колыбель! Умрёт один и сотня встанет Меня земля хранит теперь! Вижу ведь. Его глаза иные. К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес. Лесник принёс зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка. Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла. Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба. В. Степанов. Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ. Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль. Запишите заголовок и текст по частям. К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес. С этих пор лесник ещё долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

Комплекс заданий по формированию текстовых умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения сочинению

По мнению Н.А.Ипполитовой, при формировании и совершенствовании текстовых умений у младших школьников можно использовать такие виды упражнений, как:

самостоятельный анализ текста в указанном учителем направлении (определение стиля, жанра, композиции и т. п.);

подбор и семантический анализ грамматических синонимов; замена использованных в тексте структур синонимичными;

вставка в текст пропущенных элементов с обоснованием выбора; составление к текстам вступления (заключения);

продолжение начатого текста;

грамматический разбор;

составление плана сообщения о каком-либо явлении;

анализ материалов упражнений и соотнесение их с теоретической частью параграфа;

самостоятельное составление фрагментов текста и текстов различного характера;

редактирование текстов с учетом структурно-семантических и текстообразующих возможностей синтаксических структур, свободные и творческие диктанты .

Младшие школьники, участвующие в диагностике, обучаются по системе учебников «Школа России». В данном УМК, как и во многих других, очень малый объем заданий на формирование текстовых умений. Поэтому нами была подобрана система заданий, которая носит экспериментальный характер.

Целью разработки и апробации данной экспериментальной системы заданий стало доказательство гипотезы о том, процесс совершенствование текстовых умений у младших школьников при обучении сочинению на уроках русского языка будет эффективным, при регулярном выполнении заданий на формирование и совершенствование текстовых умений.

Система заданий разработана для учащихся 3 класса.

Задания на формирование умения озаглавить текст

    Прочитайте. Придумайте заголовок к тексту..

Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались, у корней не оступись, в густой чаще не запутайся! Тут, в густых лесах, тебе жить, горькую кору жевать, сладкие листья рвать.

Е.Чарушин

    Прочитайте текст. Озаглавьте его.

Антон ехал на машине через лес. Вдруг на дорогу выскочила лосиха. Она трясла головой, словно звала на помощь. Антон остановил машину, вылез из кабины и пошел за лосихой. Она привела Антона к болоту. Там по шею в трясине стоял малютка-лосенок. Антон стал выталкивать лосенка из болота. Потом взял на руки и вынес на берег. В глазах лосихи блестели слезы. Она стала облизывать своего кроху.

Из газеты «Комсомольская правда»

    Прочитай текст. Какие слова из этого текста можно выбрать в качестве его заглавия? Объясни почему?

Со всех сторон вьются с весёлой песнью хохлатые жаворонки; из середины рощи ясно долетают звуки кукушки. Так обаятелен этот чудный запах леса после весенней грозы, запах берёзы, фиалки, прелого листа, черёмухи, что я не могу усидеть в бричке, соскакиваю с подножки бегу к кустам и, несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом.

(Л. Толстой «Отрочество»)

Задания на формирование умения определить тему и основную мысль текста

    Прочитай текст. Какая главная мысль у него?

В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверёк с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

    Прочитай. О чём этот текст?

Есть такая профессия - корреспондент. Он пишет статьи, заметки в газету или журнал. А фотокорреспондент делает снимки. Он всюду и везде со своим фотоаппаратом. Его снимки - иллюстрации к статьям.

    Прочитай. Какова его главная мысль?

Но подходит критический момент, когда самолёт должен прекратить маневрирование и прямо, как по ниточке, идти на цель. Это и есть боевой курс.

Перед лётчиком вдруг начинают вспыхивать лампочки - красная, зелёная, белая. Это штурман увидел цель и наводит на неё самолёт.

Сам штурман в своей прозрачной кабине, как в уютной комнате, производит сложнейшие математические расчёты, для чего, как известно, нужна элементарная тишина, а не эта беспокойная обстановка. Его спокойствие и уменье определяют собой успех атаки и время пребывания на боевом курсе.

(По Л. Соболеву)

Задания на формирование умения составлять текст по плану и план текста

    Сочинение. Напиши сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». Подумай, о чём ты хочешь написать.

Примерный план

    Как эта игрушка попала ко мне.

    Какая она (описание).

    Как и с кем я в неё играю.

    Почему это самая любимая моя игрушка.

Определите тему и главную мысль текста.

Составьте план текста.

    Прочитайте.

Зайчонок

С этих пор лесник еще долго оставлял на крыльце морковку. И ночью она исчезала.

К зиме зайчонок поправился. Лесник выпустил зверька в лес.

Лесник принес зайчонка домой и начал его лечить. У зайчонка была порвана шкурка.

Собака лесника слышала, как кто-то по ночам топтался у дверей. Но на этого лесного гостя никогда не лаяла.

Напал на зайчонка ястреб. А лесник со своей собакой его спасли: отбили зайчонка у ястреба.

В.Степанов

Составляют ли предложения текст? Объясните свой ответ

Составьте из данных частей текст (в тексте должно быть три части). Определите его тему и главную мысль.

Запишите заголовок и план текста.

    Подготовься рассказать об интересном случае, который произошел с тобой. Составь рассказ, опираясь на план.

    Сформулируй тему своего рассказа.

    Определи основную мысль своего рассказа?

    Подбери заголовок к тексту?

    Подумай, с чего ты начнешь свой рассказ.

    Из чего будет состоять основная часть текста?

    Чем можно закончить рассказ?

Предложение заданий подобного рода возможно и вполне осуществимо один-два раза в неделю. Следует предлагать учащимся определить тему и главную мысль любого текста, с которым проходит работа на уроке, а также предложить составить план текста. Перед устным ответом школьника целесообразно предложить ему план и рекомендовать опираться на него, отвечая на поставленный вопрос.

Заключение

Главное место в обучении младших школьников русскому языку занимает развитие речи, потому что, развивая речь, человек так же развивает мышление, чувства, совершенствует навыки полноценного общения. Самая актуальная работа по развитию речи - в начальных классах. В школу идут дети 6-7 лет, владеющие грамматикой русского языка, т.е. умеющие правильно склонять и спрягать слова, строящие предложения. При постижении основ наук, школьники усваивают много специальных слов, а так же овладевают учебно-научным стилем речи. При этом учителю начальных классов нужно, по словам Н.К.Крупской «приобщать ученика к многогранной кипучей общественности, дать ему возможность быть активным членом общества, понимающим других и умеющим быть понятым другими». И чем быстрее начать формировать у детей уникальный дар слова, тем раньше можно добиться положительных результатов. А для этого нужно формировать умения устной и письменной речи учащихся в сочинительной деятельности. Для достижения результата можно использовать комплекс заданий по подготовке к написанию сочинений. Необходимо провести работу по формированию умения строить связные высказывания в устной форме. Это работа над словом, словосочетанием, предложением, составление связных высказываний. Значительной помощью в этом будет четко сформулированная тема и план высказывания.

Если учесть перечисленных выше факты, то можно целенаправленно системно осуществлять работу по формированию и совершенствованию текстовых умений у младших школьников.

Как показало сравнение различных УМК, создатели учебников уделяют недостаточно внимания обучению учащихся начальных написанию сочинения. Помимо материалов, предложенных в комплектах, у педагога возникает необходимость применять дополнительные задания для совершенствования текстовых умений учащихся.

Для учителя наиболее важно оценивание степени сформированности у школьников текстовых умений. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивать можно:

умение озаглавливать текст;

умение определить основную тему и мысль текста;

умение составлять план текста.

Список литературы

    Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. – 672 с.

    Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 1 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2012. – 64 с.

    Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 2 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 176 с.

    Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3 класса/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2011. – 176 с.

    Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.1/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с.

    Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях, ч.2/Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина – Москва, 2013. – 160с

    Варнавская О.О. Текст как единица речи и произведение речи//Известия Государственного Педагогического Университета им.А.И.Герцена 2008 №5. – 259 с.

    Дубровина И.В. Возрастная Психология/ И.В. Дубровина, Е.Е.Данилова, A.M. Прихожан М., 2003. – 368 с.

    Закожурникова М.Л. Синтаксис письменной речи учащихся начальных классов//Речевое развитие младших школьников/Под ред. Н.С.Рождественского. М., 1970. – с. 112 – 123

    Иванов С.В. Русский язык в школе: проблемы предмета. - 2002. №9. с.109-117.

    Ипполитова Н. А.Текст в системе обучения русскому языку в школе: Учеб пособие для студентов пед. вузов. - М.: Флинта, Наука, 1998. - 176 с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 1 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 143 с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 2 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 144 с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч. ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 3 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч.. ч.2/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 159с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160с.

    Кананакина В.П. «Русский язык 4 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2ч., ч.1/В.П. Кананакина, В.Г.Горецкий – М. 2013. – 160 с.

    Коробова Н.Н. Речевое развитие младшего школьника//Начальная школа 2008 №10 с. 44-46.

    Кустарева В.А. Построение детских сочинений//Речевое развитие младших школьников / Под ред. Н.С. Рождественского. М., 1970. С. 70.

    Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка.М.,1991. – 240 с.

    Лобчук Е.И. Составление сочинения по наблюдению: совет методиста//Начальная школа 2013 №10 с. 32-36.

    Львов М. Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М., 1975. – 15 с.

    Львов М. Р. Словарь- справочник по методике русского языка М.,1988. – 240 с.

    Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р.Львов, Т.Г.Рамзаева, Н.Н. Светловекая М., 1987. – 414 с.

    Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах/М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская – М.2007.-464с.

    Львов М.Р. Язык и речь // Начальная школа - 2007 №1 с. 83-88.

    Методика преподавания русского языка: Учеб. пособие /Под ред. М.Т. Баранова. – М., 1990. – 368 с.

    Мосунова Л.А. Сочинение: структурно-функциональный подход к обучению // Русская словесность. 2006 №5. с. 36-40

    Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997. – 456 с.

    Педагогическое речеведение. Словарь-справочник./Под ред. Т.А.Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М., 1998. – 312с.

    Петрунек В.П. Младший школьник/В.П. Петрунек, Л.Н. Таран. М.,1981. – 96 с.

    Положение о курсовой работе / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург 2016. – 23с.

    Психология человека от рождения до смерти. Младенчество. Детство. Юность. Взрослость. Старость. /Под ред. А. А. Реана М., 2002. – 656 с.

    Психолого-педагогические проблемы. Обучение и воспитание детей шестилетнего возраста //Вопросы психологии. - М., 1984. № 4-5.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 1 класса. – Москва 2016. – 98с.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч1 – Москва 2016. – 128 с.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2013. – 96 с.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях. ч.1– Москва 2014. – 160 с.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2 – Москва 2014. – 144 с.

    Рамзаева Т.Г. Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.– Москва 2012. – 320 с.

    Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. /М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. М. Издательский центр «Академия», 1997, 383 с.

    Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/Под ред. М.С.Соловейчик. М., 1994. – 383 с.

    Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 1 класса/М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2014. – 144с.

    Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2016. – 160с.

    Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 2 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2016. – 160с.

    Соловейчик М.С. - Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2014. – 160с.

    Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2014. – 160с.

    Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 3 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2012. – 160с.

    Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.1/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2016. – 176с.

    Соловейчик М.С.- Русский язык. Учебник для 4 класса в 2 частях.ч.2/ /М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко - Смоленск 2016. – 176с.

    Сочинение по картине в 5-м классе: метод. пособие /под ред. проф. Л.А. Ходяковой. – М., 2007. – 254 с.

    Ступина Е.А. Особенности формирования речевой культуры младших школьников//Начальная школа 2013 №9 с. 49-52.

    Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980. – 414 с.

    Устименко И.А. Речевой урок русского языка в начальных классах. //Начальная школа 1994. №11 с.31-35.

    Филиппова Н.А. К разговору о сочинениях в школе // Русский язык.- 2007 №12 с. 16 – 19 .

    Хрипкова А.Г. Мальчик - подросток – юноша/А.Г. Хрипкова, Д.В.Колесов М.,1982. – 207 с.

    Чернова Г.Б. Развитие речи учащихся - одно из основных задач начального образования. // Начальная школа. 2008 №7 с. 15.

    Юртаев С.В. Изучение речевого развития учащихся: краткий исторический очерк// Начальная школа 2008 №5 с. 23-29.

    Балашова Л.В. Русский язык и культура общения//Издательство «Лицей» URL: http://www.licey.net (дата обращения 03.04.2014)

    Балыхина Т.М. Русский язык и культура речи [Электронный ресурс]// Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков Федеральный фонд учебных курсов URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/rlang-index.html (дата обращения 03.04.2014).

    Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: http://www.school2100.ru (дата обращения 18.12.2014).

    Толковый словарь русского языка/Под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]URL: http://ushdict.narod.ru/ (дата обращения 05.04.2014).

I. Голосовые, мимические, дыхательные и артикуляционные упражнения на тему: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ».

1. Мимические упражнения.

1. «Злой волк (медведь)» : выражение лица злое, брови нахмурены.

2.«Хитрая лиса» : улыбнуться, хитро прищурив глазки.

3. «Трусливый зайка» : выражение лица испуганное.

4. «У зайки болят зубы» : страдающее выражение лица

2. Дыхательные упражнения.

  1. «Лиса идёт по следу» : короткие частые вдохи носом.

Лисонька-лиса след зайца взяла.

Носиком повела, по следу пошла:

Прислушивается, принюхивается.

(Е.Г.Карельская)

  1. «Согреем лапки» : подуть на руки, выдыхая ртом тёплый воздух.

Зайке холодно в лесочке:

Греет лапки под кусточком.

3. Артикуляционные упражнения.

  1. «Пощёлкать зубами» : как это делает злой волк.
  1. «Зайка» : покусать верхними резцами нижнюю губу.
  1. «Заяц грызёт морковку (кочерыжку)» : покусывать язык, постепенно втягивая его в рот.

«Заяц и морковка»

  1. «Хвостик» : покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону.

II. ФОНЕТИКА.

1. Уточнить произношение согласных звуков [п], [пь], [м], [мь], [д], [дь] в слогах и словах.

2. Закреплять умение воспроизводить ряд слогов (пиф-паф-пуф, мы-ма-му, ми-ми-мэ, дили-дон, дили - дили - день, динь - динь – дон и т.д.) на одном выдохе . (При этом первый согласный в слоге даётся с утрированной артикуляцией и очень чётко.)

3. Звукоподражания в текстах:

Все проснулись! (потешка)

Дили-дили-дили-дили ! –

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили ! –

Колокольчики будили:

Всех лисят и зайчат,

Всех весёлых медвежат.

Лисоньки проснулись,

Лисоньки потянулись.

Дили, день! Дили, день !

Начинаем новый день!

Лиса по лесу ходила (потешка)

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни заводила:

А – а – а, а – а – а!

Вот как песни заводила!

Лиса лычки драла:

Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

Лиса лапотки плела!

Ла-ла-ла, ла-ла-ла .

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС И ГРАММАТИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ РЕЧИ.

1.Называть животное и его детёнышей (по картинкам):

Волк – волчонок – волчата Лиса – лисёнок – лисята

Заяц – зайчонок – зайчата медведь – медвежонок - медвежата

2. Части тела животного (нос, лапа, шея, глаз, шерсть, хвост, живот, спина, зубы)

3. Различать и употреблять в речи существительные, прилагательные и глаголы в единственном и множественном числе:

4. Понимать и употреблять в речи слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами:

5.Формировать глагольный словарь (ребёнок отвечает на вопросы).

Ищет (что? кого?), зовёт (кого?), роет, рыщет, бежит, воет (кто? где?) и т.д.

6. Словарь определений : красивый (-ая), пушистый (-ая), серый, рыжая, грязный, трусливый, голодный (-ая), забавный, слабый, маленький и т.д.

7. Слова-антонимы:

Большой – маленький, громкий – тихий, слабый – сильный, сытый – голодный и т.д.

8. Работа с картинками (предметными и сюжетными ).

Рассматриваем и описываем зайца, лису, волка, медведя.

IV. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

1.«Зайка» : указательный и средний палец выпрямлен, остальные сжаты в кулачок.

2. «Волк» (как «Собака» из пальцев ): несколько раз открыть и закрыть «пасть»: Зубастый волк зубами: щёлк!

3. «Зайчонок наряжается» (потешка)

Зайка вымыл свои ушки, (Левая рука – «зайка», правой рукой «моем» зайке ушки .)

Вымыл он и лапочки. (Имитация мытья рук .)

Стал зайчонок наряжаться, (Правой рукой оглаживаем со всех сторон «зайку» )

Надевал он тапочки. (По очереди оглаживаем то правую, то левую руки .)

4. «Медведь» : средний и безымянный пальцы придерживаются большим пальцем, указательный и мизинчик загнут в виде «ушек».

V. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

Аккуратные зайчата

- Лапки мыли? (Выполняются движения в соответствие с текстом.)

Мыли!

Ушки мыли?

Мыли!

Хвостики мыли?

Мыли!

Всё помыли?

Всё помыли! (Руки развести в стороны. )

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые! (Попрыгать на месте .)

(Г.Лагздынь)

Зайки

По лесной лужайке разбежались зайки. (Соответственно.)

Вот какие зайки, зайки-побегайки! (Руки на пояс, повороты туловища вправо-влево.)

Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок. (Соответственно.)

Вот какие зайки, зайки-побегайки!

(В. Антонова)

Зайка зимой

Зайке холодно сидеть, (

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк напугал.

Зайка – прыг! и убежал!

(В Антонова)

Зайцы и утки (потешка)

Взялись зайцы за бока, (Соответственно.)

Заплясали гопака. (Плясовые движения гопака.)

Прилетали утки, (Помахать руками, как крыльями .)

Заиграли в дудки. (Имитация игры на дудке.)

Ах, какая красота!

Заиграли в дудки.

Заяц Егорка

Заяц Егорка свалился в озёрко. (Дети идут по кругу, один ребёнок – в центре на корточках .)

Бегите под горку! (Бег по кругу. )

Спасайте Егорку! (Дети помогают ему встать .)

Заинька серенький

Заинька, походи, серенький, походи. (Все движения в соответствие с текстом. )

Вот так, вот сяк походи.

Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой,

Вот так, вот сяк топни ножкой.

Заинька, попляши, серенький попляши.

Вот так, вот сяк, попляши.

Заинька, поклонись, серенький, поклонись,

Вот так, вот сяк, поклонись.

Серый зайка умывается

Серый зайка умывается, (Имитация движений умывающегося зайца .)

Видно в гости собирается:

Вымыл носик, вымыл хвостик, (Соответственно. )

Вымыл ухо, вытер сухо.

(В. Мирович)

Лисичка

Я лисичка, я сестричка, (Подражаем движениям лисички.)

Я хожу неслышно. (Осторожные крадущиеся шаги.)

Рано утром по привычке (Махнуть рукой.)

На работу вышла!

(Т.Волгина)

Медвежонок Жак.

Медвежонок Жак простужен. (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в середине – один ребёнок .)

Мёд ему сегодня нужен. (Остановиться. )

Мёд дадим ему на ужин (Протянуть к ребёнку руки, сложенные «ковшиком». )

Потому, что мы с ним дружим. (Берут ребёнка в круг. )

(Н. Нищева)

Медвежата

Медвежата в чаще жили (Шаги вперевалку. )

Вперевалочку ходили.

Вот так, вот так, вперевалочку ходили.

И друг с другом все дружили. (Обнимаются)

И друг с другом все дружили.

Вот так, вот так (Дети обнимаются. )

Медвежата те дружили. (Жмут друг другу руки.)

(В. Антонова)

У медведя во бору (подвижная игра)

У медведя во бору

Много шишек наберу. (Собираем шишки.)

А медведь слепой, (Закрыть глаза руками.)

Не бежит за мной. (Помотать головой.)

Веточка обломится,

Медведь за мной погонится. (Дети убегают от медведя.)

Медведь и пчёлы.

Медведь по лесу бродит, (Все движения в соответствие с текстом.)

От дуба к дубу ходит…

Находит в дуплах мёд

И в рот себе кладёт.

Облизывает лапу

Сластёна косолапый,

А пчёлы налетают,

Медведя догоняют.

А пчёлы жалят мишку:

«Не ешь наш мёд, воришка!»

Бредёт лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает

И пчёлок вспоминает…

(И. Лопухина)

Медвежонок

VI . ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.


1. Загадки о зайце

Хитрый след плести стараясь

По сугробам прыгал … (заяц ).

(Л.Николаева)

Белую шубку надел он зимой,

Серую – летом. Кто он такой? (Заяц )

(Е.Г.Карельская)

Зимой – беленький,

Летом – серенький. (Заяц )

Кто любит морковку

И прыгает ловко,

Портит в огороде грядки,

Удирает без оглядки? (Заяц )

Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Ну-ка. Отгадай-ка,

Кто это? (Зайка )

По снегу бежит, петляет,

К лету шубку меняет. (Заяц )

Заберётся в огород

И давай над грядкой

Набивать капустой рот,

Грызть морковь украдкой:

Погрызёт часок-другой

И стрелой летит домой.

(Заяц )

(Игорь Мазин)

2. Загадки о лисе

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую … (лису ).

Рыжая, хитрая,

С пушистым хвостом,

Кур таскает,

Зайцев обижает. (Лиса )

Рыжая плутовка,

Хитрая головка.

Хвост пушистый - краса,

А зовут её … (лиса ).

Хвост пушистый,

Мех – золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса )

3. Загадки о медведе

Косолапые ноги,

Всю зиму спит в берлоге.

Догадайся, ответь,

Кто это? (Медведь )

(Л.Николаева)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу он свою сосал.

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной – …(медведь ).

(Л.Николаева)

Любит мёд он и малину,

Напугать может Марину.

Недоволен - ну реветь!

Кто это? (Медведь )

(Е.Г.Карельская)

4. Загадки о волке.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк )

Разбойник серый, нет ему веры!

Зубами: щёлк! Кто это? (Волк )

Хищник зубастый

Для овец и зайцев опасный. (Волк )

VII. СТИХИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ.

Кто как спит?

Волки спят клубочком,

Зайки – под кусточком.

Лисы спят в своей норе,

Мишка – в яме на горе.

(Е.Г.Карельская)

Зайка ты, зайка

Зайка ты, зайка, резвые ножки,

Сафьяновы сапожки.

Где ты был, побывал,

Где капустку добывал?

Недалёко, в огороде.

Где подсолнух стоит,

Маков цвет горит,

Колокольчик звенит.

(Н.Комовская)

Зайчишка

Скачет под ёлками

Бедный зайчишка.

В белом коротком

И лёгком пальтишке.

Ни рукавиц у косого,

Ни шапки.

Греют его

Только быстрые лапки.

(В. Степанов)

Зайка

Поиграй-ка, зайка,

Поиграй со мной!

Отвечает зайка:

Не могу, больной!

Ой, ой, ой, - бедный мой!

(Е. Благинина)

Босой зайка

Зайка, заинька косой,

Что ты бегаешь босой?

Подожди меня в лесу, -

Я ботинки принесу!

(И. Кузьмин)

Уронила белка

Уронила белка шишку,

Шишка стукнула зайчишку.

Тот пустился наутёк.

Чуть не сбил медведя с ног…

Под корнями старой ели

Размышлял медведь полдня:

«Что-то зайцы осмелели…

Нападают на меня».

(В. Шульжик)

Поймай-ка!

Скачет зайка маленький

Около завалинки,

Быстро скачет зайка, -

Ты его поймай-ка!

(С.Маршак)

Смелый зайка

Зайка в травке: скок – скок!

Зайка: прыг за кусток.

Смелый зайка не боится,

Не поймать его лисице!

(Н.Нищева)

Упрямый зайка

За уши зайца несут к барабану,

Заяц ворчит: «Барабанить не стану,

Нет настроенья, нет обстановки,

Нет подготовки,

Не вижу морковки».

(В. Берестов)

Хитрая лиса

Ходит по лесу лиса,

Щурит хитрые глаза.

Всюду хитрая лисица

Ищет: чем бы поживиться.

В сад пробралась на минутку,

Унесла из сада утку.

Из соседнего села

В лес гусёнка унесла.

Лиса с грибами

Бежала лесочком лиса с кузовочком.

А что в кузовочке?

Лесные грибочки, грибочки-груздочки

Для сына, для дочки.

Рыжая лиса

У лисицы острый нос,

У неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

«Я охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица,

Как увижу – подкрадусь,

После – прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу.

(И. Лопухина)

Плутовка

Эта хитрая плутовка

Схватит жертву свою ловко,

Отнесёт её в нору

И лисятам даст еду.

(В. Гаазов)

Мишка

Мишка косолапый по лесу идёт.

Шишки собирает, песенку поёт.

Шишка отскочила, - прямо мишке в лоб.

Мишка рассердился, и ногою: топ!

(А. Барто)

Медведь

Сел медведь на брёвнышко,

Стал смотреть на солнышко

Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

(М.Дружинина)

Вечерняя песенка

Кто там вышел из ворот?

По селу медведь идёт!

Он на липовой ноге,

На берёзовой клюке!

Он скрипит: «Скирлы, скирлы!» -

И глядит во все углы:

Кто не лёг в свою кровать,

Чей сынок не хочет спать?

Уходи медведь скорей,

Засыпает наш Андрей.

Не скрипи своей ногой,

Не тревожь его покой!

(Игорь Мазин)

Волк-волчок

Волк-волчок, шерстяной бочок,

Через ельник бежал,

В можжевельник попал,

Зацепился хвостом, ночевал под кустом.

Волк на охоте

Вышел на охоту волк.

Он в охоте знает толк.

Заяц, белка и тетёрка

Испугались злого волка!

Волк

Волк-волчище, что с тобой?

Отчего такой ты злой?

Как же волку добрым быть,

Если волку негде жить?

Если волка день и ночь

Отовсюду гонят прочь?…

Я за кустиком сидел,

Я на козлика смотрел.

Но едва хотел схватить,

Как меня пустились бить.

Да не чем-нибудь, а палкой…

Никому меня не жалко!

(Игорь Мазнин)

На охоте

Шёл охотник на охоту.

Увидал в кустах кого-то.

Он затвором: щёлк, щёлк!

И на снимке вышел волк!

(В.Викторов)

VIII. ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ.

Мишка лапу занозил

Мишка лапу занозил – (Потрясти кистью правой руки. )

Наступил на шишку. (Соответственно. )

Обозлился, погрозил: (Соответственно. )

Ты узнаешь мишку!

Шишку в сучья закопал, (Соответственно. )

Поплясал на сучьях. (Весело поплясать. )

Поскользнулся и упал (Присесть, на лице – огорчение. )

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук, (Кулачками потереть глаза, зевнуть.)

Заворчал на мишку. (Насупиться, строгое выражение лица.)

Мишка струсил, влез на сук, (Испуганное выражение лица, закрыть голову руками.)

Притаился мышкой. (Соответственно .)

(З. Александрова)

Мишка заболел

Бедный мишка заболел – (Грустное выражение лица, плечи опущены .)

Мишка много мёду съел. (Рукой провести по рту .)

Мишка плачет и кричит: (Похныкать, имитация плача .)

У меня живот болит! (Туловище согнуть, руки прижаты к животу .)

Мишка стонет, слёзы льёт – (Соответственно .)

У него болит живот. (Согнуть туловище, руки к животу .)

Непослушный жадный мишка (Погрозить пальцем. )

Съел ещё малины лишка… (Вздохнуть, руки горестно развести в стороны .)

(Ф. Бобылёв)

Лиса и Волк

Эй, Волк, чего ты хмурый такой? (Выражение лица невесёлое, хмурое. )

От голода! (Безнадёжно махнуть рукой, выражение лица хмурое. )

И рёбра торчат – выпирают… (Руки на бока, покачать горестно головой. )

От голода! (Горестно вздохнуть, безнадёжно махнуть рукой. )

А воешь отчего? (Вопросительное выражение лица. )

От голода! (Снова вздохнуть и махнуть ракой. )

Вот и поговори с тобой! (Укоризненно развести руки в стороны. )

(Н. Сладков)

Мешок смеха

(в сокращении )

Шёл медведь, косматый мех, (Изобразить насупленного, серьёзного медведя .)

Нёс в мешке весёлый смех, (Выражение лица весёлое .)

Зацепил мешком за сук, - (Горестно покачать головой, руки – к щекам .)

Смех и вывалился вдруг… (Весело рассмеяться .)