Употребите данные глаголы в форме 3 лица мн. ч. настоящего (или будущего простого) времени. Обратите внимание на чередования звуков в корне. Определите

тип спряжения глаголов, подчеркните их личные окончания.
Образец: бороться - борются (1 спр.).
Видеть, вытерпеть, согнать, горевать - горюют, лечь, ложиться - ложиться, ненавидеть, присмотреться, радоваться, сеять, слышать, стелить, таить, тащить, таять.

Устное высказывание. На примерах докажите справедливость следующих утверждений. 1.Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов, нужно уметь

определять спряжение глагола.2 Чтобы правильно писать безударные окончания существительных, нужно уметь определять склонение и падеж существительных. 3 Чтобы правильно писать безударные окончания прилагательных, нужно уметь выделять словосочетания прил.+ сущ. и ставить ворос от существительного к прилагательному.

А1. . В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением. А) з…ря, пл…вец, в…лосипед В) з…мой, д…вать,

в…здушный

С) разг…дать, р…сточек, т…чение

Д) прил…гать, к…снусь, заг…р.

А2. Что изучает морфология?

А) звуки, ударение, интонацию

В) части речи и их формы

С) словарный состав языка

Д) синонимы, омонимы

А3 Укажите ряд, в котором все согласные глухие

А) к, ш, ф, п, ц, х;

В) к, л, м, т, г, ж,

С) й, м, к, ф, ц, р;

Д) п, б, т, ш, в, щ;

А4. Укажите слово, в котором пишется на месте пропуска буква о

В) ж…лтый;

С) крыж…вник;

А 5.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

А) плащ…м, свинц…м, шалаш…м

В) опас…ность, окрес…ность, напрас…ный

С) р…сток, выр…сти, предпол…жение

Д) фу…бол, на…писать, о…дать

А6. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются относительными

А) деревянная, мрачная, желтая

В) красивая, золотая, кожаная

С) здешний, вчерашний, городской

Д) морозный, светлый, чистый.

А7. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно

А) (судо)ремонтный, (темно)розовый, (юго)восточный

В) (древне)китайский, (двух)камерный, (лево)бережный

С) (кое)какой, (древне)русский, (историко)литературный

Д) (горько)соленый, (машино)строительный, (бледно)лицый

А8.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется Н

А) кожа…ый, мыши…ый, дровя…ой

В) шмели…ый, оси…ый, карма…ый

С) веществе…ый, ремесле…ый, обеде…ый

Д) безветре…ый, ути…ый, тума…ый

А9. Укажите неопределенные местоимения

А) мой, этот, себя, любой

В) мне, свою, который, все

С) всякий, иной, каждый, сам

Д) некто, что-либо, кое-какой, кто-то

А10. Укажите постоянные признаки глагола

А) вид, переходность, время, спряжение

В) вид, переходность, род, число

С) вид, спряжение, возвратность, переходность

Д) спряжение, время, наклонение, число, лицо

(1)Ночь.(2) Нянька Варвара девочка лет тринадцати кача…т колыбель и чуть слышно мурлыч…т песню. (3) Перед образом горит лампадка и через всю комнату тян…тся веревка с бельем и пеленками. (4) Душно пахнет щами а также сапожным товаром. (5) А Варьке хочется спать. (6) Глаза ее слипаются голову тянет вниз и шея болит. (7) В печке сидит сверчок который сегодня поет не замолкая ни на минуту.

(по А.Чехову)

В1. Укажите номер сложносочиненного предложения. Постройте его схему.

В2. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи. Из этого предложения выпишите грамматические основы каждого простого.

В3. Выпишите обособленное приложение с определяемым словом.

В4. Найдите в тексте назывное предложение, укажите его номер.

В5.Найдите сложноподчиненное предложение, укажите его номер, определите тип придаточного.

В6.Выпишите глаголы с безударным личным окончанием и укажите их спряжение. .

В7. Укажите номер простого безличного предложения.

В8. Выпишите деепричастие, укажите его вид,

В9. Выпишите однородные сказуемые, соответствующие схеме О и О

В10. Выпишите все сочинительные союзы.

С1. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной». Прокомментируйте данное определение..

С2. Определите, какие художественные приемы использованы в этом фрагменте стихотворения Пушкина. Напишите, какую роль они играют. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

я,стелить. И ко ll спряжению: глаголы на -ить (в неопределённой форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть,ненавидеть и смотреть. У меня 2 вопроса какие слова исключения у l и у ll спряжения

Употребите данные глаголы в форме 3 лица мн. ч. настоящего (или будущего простого) времени. Обратите внимание на чередования звуков в корне. Определите

тип спряжения глаголов, подчеркните их личные окончания.
Образец: бороться - борются (1 спр.).
Видеть, вытерпеть, согнать, горевать - горюют, лечь, ложиться - ложиться, ненавидеть, присмотреться, радоваться, сеять, слышать, стелить, таить, тащить, таять.

Устное высказывание. На примерах докажите справедливость следующих утверждений. 1.Чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов, нужно уметь

определять спряжение глагола.2 Чтобы правильно писать безударные окончания существительных, нужно уметь определять склонение и падеж существительных. 3 Чтобы правильно писать безударные окончания прилагательных, нужно уметь выделять словосочетания прил.+ сущ. и ставить ворос от существительного к прилагательному.

А1. . В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением. А) з…ря, пл…вец, в…лосипед В) з…мой, д…вать,

в…здушный

С) разг…дать, р…сточек, т…чение

Д) прил…гать, к…снусь, заг…р.

А2. Что изучает морфология?

А) звуки, ударение, интонацию

В) части речи и их формы

С) словарный состав языка

Д) синонимы, омонимы

А3 Укажите ряд, в котором все согласные глухие

А) к, ш, ф, п, ц, х;

В) к, л, м, т, г, ж,

С) й, м, к, ф, ц, р;

Д) п, б, т, ш, в, щ;

А4. Укажите слово, в котором пишется на месте пропуска буква о

В) ж…лтый;

С) крыж…вник;

А 5.Укажите ряд, в котором на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

А) плащ…м, свинц…м, шалаш…м

В) опас…ность, окрес…ность, напрас…ный

С) р…сток, выр…сти, предпол…жение

Д) фу…бол, на…писать, о…дать

А6. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются относительными

А) деревянная, мрачная, желтая

В) красивая, золотая, кожаная

С) здешний, вчерашний, городской

Д) морозный, светлый, чистый.

А7. Укажите ряд, в котором все слова пишутся слитно

А) (судо)ремонтный, (темно)розовый, (юго)восточный

В) (древне)китайский, (двух)камерный, (лево)бережный

С) (кое)какой, (древне)русский, (историко)литературный

Д) (горько)соленый, (машино)строительный, (бледно)лицый

А8.Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется Н

А) кожа…ый, мыши…ый, дровя…ой

В) шмели…ый, оси…ый, карма…ый

С) веществе…ый, ремесле…ый, обеде…ый

Д) безветре…ый, ути…ый, тума…ый

А9. Укажите неопределенные местоимения

А) мой, этот, себя, любой

В) мне, свою, который, все

С) всякий, иной, каждый, сам

Д) некто, что-либо, кое-какой, кто-то

А10. Укажите постоянные признаки глагола

А) вид, переходность, время, спряжение

В) вид, переходность, род, число

С) вид, спряжение, возвратность, переходность

Д) спряжение, время, наклонение, число, лицо

(1)Ночь.(2) Нянька Варвара девочка лет тринадцати кача…т колыбель и чуть слышно мурлыч…т песню. (3) Перед образом горит лампадка и через всю комнату тян…тся веревка с бельем и пеленками. (4) Душно пахнет щами а также сапожным товаром. (5) А Варьке хочется спать. (6) Глаза ее слипаются голову тянет вниз и шея болит. (7) В печке сидит сверчок который сегодня поет не замолкая ни на минуту.

(по А.Чехову)

В1. Укажите номер сложносочиненного предложения. Постройте его схему.

В2. Укажите номер сложного предложения с разными видами связи. Из этого предложения выпишите грамматические основы каждого простого.

В3. Выпишите обособленное приложение с определяемым словом.

В4. Найдите в тексте назывное предложение, укажите его номер.

В5.Найдите сложноподчиненное предложение, укажите его номер, определите тип придаточного.

В6.Выпишите глаголы с безударным личным окончанием и укажите их спряжение. .

В7. Укажите номер простого безличного предложения.

В8. Выпишите деепричастие, укажите его вид,

В9. Выпишите однородные сказуемые, соответствующие схеме О и О

В10. Выпишите все сочинительные союзы.

С1. Салтыков-Щедрин назвал художественную литературу «сокращенной вселенной». Прокомментируйте данное определение..

С2. Определите, какие художественные приемы использованы в этом фрагменте стихотворения Пушкина. Напишите, какую роль они играют. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

я,стелить. И ко ll спряжению: глаголы на -ить (в неопределённой форме), а также 11 глаголов: Гнать, дышать, держать, зависеть. Видеть, слышать и обидеть. А ещё терпеть, вертеть,ненавидеть и смотреть. У меня 2 вопроса какие слова исключения у l и у ll спряжения

В таком порту бывал мой друг,
Где вовсе нет воды вокруг,
Но в этот порт всё время шли
С людьми и грузом корабли.

Самолёт

Не пчела, не шмель,
А жужжит.
Неподвижно крыло,
А летит.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся над лугами,
Отливает серебром.

Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?..

Трещит, а не кузнечик.
Летит, а не птица.
Везёт, а не лошадь.

Он гудит и чертит мелом,
Он рисует белым-белым
На бумаге голубой
Над моею головой.

Сам рисует, сам поет,
Кто же это?

Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От неё осталась.

Летит - гудит,
А как сядет - молчит.

Вертолёт

Закричу,заурчу,
Под небеса улечу.

Ракета

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звёзд.

Чудо-птица - алый хвост
Полетела в стаю звёзд.

Спутник

Обгоняя ночью день,
Вкруг земли бежит олень.
Задевая звёзды рогом,
В небе выбрал он дорогу.
Слышен стук его копыт,
Он Вселенной следопыт.

Светофор

Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.

Зорко смотрит постовой
За широкой мостовой.
Как посмотрит глазом красным -
Остановятся все сразу.

На самом перекрестке
Висит колдун трехглазый.
Но никогда не смотрит
Тремя глазами сразу.

Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
И машинам помогаю,
И тебе хочу помочь.

Улица

В два ряда дома стоят -
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга все глядят.

Мост

Через речку во всю ширь
Лёг могучий богатырь.
Он лежит - не дрожит,
По нему трамвай бежит.

Через речку лёг -
Пробежать помог.

Через речку поперёк
Великан бетонный лёг.

Я - на том берегу
И на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу.

Из металла на века
Собран чудо-великан.
Добрым делом он увлёкся -
Поперёк реки улёгся.
По нему, забыв о чуде,
Переходят речку люди.

Колёса

Кто сумеет догадаться?
Вот идут четыре братца
По наезженной дороге,
Но они совсем не ноги.
Никогда не расстаются,
Два следа за ними вьются.

Шины

На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.

Автомобиль, машина

Маленькие домики
По улицам бегут,
Мальчиков и девочек
Домики везут.

Бежит, гудит -
В два глаза глядит,
А станет -
Ярко-красный глазок глянет.

Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?

На резиновом ходу
Все дороги обойду.
Я на стройке пригожусь,
Я работы не боюсь.
Мне открыты все пути.
Вам со мной не по пути?

Грузовик

Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала, побежала.
Гляди-ка, побежала
Коняга без коня!

Автобус

Что за чудо - синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Троллейбус

Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками.

Дом по улице идёт,
На работу нас везёт
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.

По асфальту идёт дом,
Ребятишек много в нём.
А над крышей - вожжи,
Он ходить без них не может.

Трамвай

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

Дом чудесный - бегунок
На своей восьмёрке ног
День-деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.

Метро

Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улицам бегут.

Где бывает:
Человек стоит,
Лестница шагает?

Я в любое время года
И в любую непогоду
Очень часто в час любой
Провезу вас под землёй.

Электричка

Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?

Электровоз

Земля дрожит, силач бежит,
Тянет за собой
Хвост огромный стальной.

Поезд

За дымком, за свистком
Братья бегают гуськом.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу.

Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далёк -
Лишь оставили дымок.

Мчится печка впереди,
Тащит избы позади.

Вагон

Я зашёл в зелёный дом
И недолго пробыл в нём.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.

Они бывают разные -
Зелёные и красные.
Они по рельсам вдоль бегут,
Везде встречают их и ждут.

Паровоз

До чего народ доходит -
Самовар в упряжке ходит!

Пароход

Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл?
Прямо по морю пошёл!

На реке домок,
Из трубы дымок.

Теплоход

Не спрашивая броду.
Лезу смело в воду.
На всякой глубине
Лишь по пояс мне.

Подводная лодка

Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит.
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой.

Под водой она гуляет,
Нашу землю охраняет,
Выполняет наш наказ.
У неё - зоркий глаз.

Под водою дом плывет,
Смелый в нём народ живет.
Даже под полярным льдом
Может плавать этот дом.

Катер

На море, в реках и озёрах
Я плаваю, проворный, скорый.
Среди военных кораблей
Известен лёгкостью своей.

Плот

Не корабль, не лодка,
Ни вёсел, ни паруса,
А плывёт - не тонет.

Плотина

На виду у детворы
Речка прыгает с горы.
Как она не разобьется?
А река в ответ смеется: -
Я не просто прыгаю,
Я турбину двигаю!

Канал

Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу,
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу!

Якорь

Если он на дне лежит,
Судно вдоль не побежит.

Сеялка

За трактором по полю
Ходит она,
Отборного ей
Насыпают зерна.
А где её след
Чуть заметный ложится,
Там буйно потом
Урожай колосится.

За железным конём
Ящик тянется с зерном.
Сквозь дырявое дно
Высыпается зерно.

Плуг

Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
еркалом сверкает.

Комбайн

Для уборки урожая
На поля я выезжаю
И за несколько машин
Там работаю один.

Шумело на просторе
Золотое море.
Пароход пришёл,
Выпил море и ушёл.

Среди моря я живу.
Я - корабль! Я плыву!
Море жёлтое колышется,
В море жаворонок слышится.

Элеватор

На просторе, в море хлеба,
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба
Сохранит всё море хлеба.

Бульдозер

Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Прогулялся валко, шатко -
Ровной сделалась площадка.

Экскаватор

Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.

Там, где нужно сто лопат,
Я один трудиться рад.

К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет рот.

У песочных ям,
У горы крутой
Стоит великан
С железной рукой.

Трактор

Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет -
Семь плугов тащит.

Богатырь-тяжеловес
Плуг таскает, возит лес...

Бездорожье не преграда,
Нет дороги - и не надо:
Сам себе кладёт под ноги
Две широкие дороги.

Ходит он из края в край,
Режет чёрный каравай.
Богатырь идёт железный,
Но работник он полезный:
Тащит плуги за собой,
Разговор ведёт с весной.

Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит.

Подъёмный кран

Я великан!
Вон ту громадную
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.

Что за чудо-великан?
Тянет руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом.

Однорукий великан
Поднял руку к облакам.
Он работник очень важный,
Строит дом многоэтажный.

Крепка железная рука,
Любая тяжесть ей легка.

Снегоочиститель

Чудо-дворник перед вами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб.

Что за дворник удалой
Снег сгребал на мостовой?
Не лопатой, не метлой,
А железною рукой.

Поливальная машина

Бывают ли у дождика
Четыре колеса?
Скажи, как называются
Такие чудеса?