Любому пьющему свойственно тешить себя мыслью, что страшная эта пропасть — алкоголизм — находится где-то далеко впереди, что уж он-то обязательно сумеет остановиться вовремя, заметив ее появление на горизонте. Так думают очень многие и не понимают, что уже давно идут вдоль этой пропасти, что она не впереди, она — притаилась рядом и терпеливо ждет, когда идущий по ее краешку человек поскользнется или оступится.

Водка уже убила нескольких моих друзей и знакомых. Их карьера была блестящей, жизнь складывалась удачно, и ничто в ней не предвещало такого страшного конца. На моих глазах ушел из жизни аспирант философского факультета МГУ, эрудит и умница Славик; я помню, как умер солист Александровского хора — блистательный тенор Вася, певший когда-то по всему миру свою знаменитую «Калинку»; как с интервалом в пол-года друг за другом тихо скончались мои соседи, чета заслуженных врачей-пенсионеров… Все эти люди были верующими, талантливыми и трудолюбивыми, всех их погубил алкоголь, и финал их жизни уже ничем не отличался от горькой судьбы спившегося тракториста или грузчика.
Я сам много лет танцевал над этой бездной на узком карнизе «умеренного пития», и мне невероятно повезло — я успел заметить, что до катастрофы мне остался всего один шаг. Этот шаг я не сделал, но хорошо запомнил, как это было страшно: понимать, что ты больше не властен над собой, что водка стала сильнее и ты уже не в силах сказать ей «нет».

Когда все началось? Трудно сказать. Может быть, началом стал наперсток портвейна, который наши деревенские родственники за семейным столом наливали мне, первоклашке, со словами: «Мужик растет — пускай привыкает». А может — две бутылки крепленого вина, которое мы с приятелем — таким же двенадцатилетним оболтусом, в обстановке строжайшей конспирации распили в лесу без всякой закуски на первомайские праздники. Отравились, конечно, со страшной силой, но все-таки первый практикум по подавлению рвотного рефлекса при выпивке состоялся для меня именно тогда.
Эти упражнения я активно продолжил спустя несколько лет, когда после восьмого класса пошел работать в ремонтные мастерские Управления механизированных работ №14, которое обслуживало строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. В мастерские стаскивали для починки «убитые» на трассе бульдозеры, трубоукладчики и экскаваторы, а я был принят туда в качестве ученика слесаря по ремонту строительной техники. Что такое «слесарь», я понял довольно быстро: на бульдозерах у нас работали шофера, которых лишили прав за пьянство, поэтому о пьяницах на Севере так и говорили — пьет, как бульдозерист. А вот спившихся бульдозеристов переводили уже в слесаря по ремонту. К ним-то меня и определили в ученики. Мне было тогда пятнадцать лет.

Слесаря оказались тихими беззлобными алкашами, которые сразу же нашли мне достойное место в своем дружном коллективе. Дело в том, что по тогдашнему КЗОТу никакие санкции за нарушение трудовой дисциплины на несовершеннолетних не распространялись, поэтому наказать или уволить меня с работы было практически невозможным делом. Этим юридическим казусом и воспользовались мои наставники: я стал «гонцом». Спиртным тогда начинали торговать с одиннадцати утра. К этому вожделенному часу я получал от коллег деньги, сумку и отправлялся через дыру в заборе к ближайшему магазину, ничуть не боясь напороться на начальство.
Покупал пару бутылок водки, плавленый сырок или банку консервов и через ту же дыру возвращался на рабочее место.
Слесаря наливали мне вровень, по-взрослому, и лишь поругивали за то, что слишком налегаю на закуску, которую по их понятиям надлежало экономить.
…Через полгода я успешно сдал экзамен на квалификационной комиссии и тоже стал слесарем по ремонту строительной техники второго разряда, сравнявшись со своими учителями в этом высоком звании. Навык пить водку, не морщась, я приобрел именно в тот период своей жизни, хотя тяги к спиртному у меня тогда еще не возникло. Просто все вокруг пили, и я пил вместе со всеми — за компанию безо всякого интереса и удовольствия.
Несмотря на юный возраст, я понимал, что все это — почти самое дно и вовсе не собирался ходить в слесарях пожизненно.

В семнадцать лет я поступил на оркестровое отделение областного музыкального училища, и до сих пор благодарю Бога за этот поворот в моей судьбе. Там меня окружал уже совсем другой народ, живущий совсем другими смыслами, проблемами и радостями. Я тоже потихоньку привыкал к этой новой жизни, а друзья, которых я тогда встретил, и по сей день остаются для меня самыми близкими людьми, хотя с той поры прошло уже двадцать пять лет. Все там было прекрасно, все мне нравилось, и лишь одно обстоятельство перекидывало мосток к моему слесарному прошлому: несмотря на всю свою утонченность и изыск, музыканты пили не слабее бульдозеристов. Примерно раз в неделю мужской этаж в общежитии сдавал пустую винную посуду. Называлось все это дело — операция «баян», поскольку пустые бутылки выносились через вахту в футляре от баяна, и нужно было лишь постараться, чтобы «баян» случайно не звякнул, когда его несли мимо коменданта и воспитателя. Те, кому было лень сдавать «баян», складировали пустую тару за передней стенкой фортепиано, которые стояли у нас в каждой комнате. Несчастный инструмент после этого начинал звучать с ощутимым хрустальным тоном.

…В конце первого курса я был призван в армию и угодил в стройбат. После музучилища это напоминало контрастный душ. Личный состав нашей роты на три четверти был укомплектован мелкими уголовниками, уже успевшими до армии отмотать по первому сроку. Как пили там, я не хочу вспоминать в подробностях. Скажу лишь, что служили мы в самый разгар Горбачевского «сухого закона», благодаря которому вместо водки и портвейна я научился употреблять внутрь одеколон «Русский лес», антистатик «Лана 1», лосьон «Огуречный» и прочие спиртосодержащие жидкости в различных комбинациях, достойных пера Венички Ерофеева. Банальный самогон был в те годы недосягаемым деликатесом, а наши ротные умельцы умудрялись добывать спирт даже из гуталина…
И все-таки даже тогда я не считал, что спился. Хотя, описывая все это сейчас, не знаю — смеяться над этими воспоминаниями или плакать. Не спился… Что же это нужно было еще над собой сделать, чтобы посчитать себя спившимся, как еще себя поуродовать? Если бы только можно было отмотать время назад, если б можно было стереть со своей юности всю эту дрянь, словно похабное слово со стены…
Но я тогда и вправду еще мог жить без алкоголя, и пил скорее — по инерции. Организм дураку достался крепкий.
Демобилизовавшись, я вернулся в музучилище, продолжил учебу, а вместе с ней — кутежи, гулянки и обильные возлияния. Конец моего студенчества совпал с развалом СССР. К тому времени я уже женился, мы ждали ребенка. Нужно было обеспечивать семью, но сделать это на музыкантские заработки оказалось в то время невозможно. И я пошел работать на стройку, учеником каменщика, а если проще — подсобником. Опять я стал пролетарием, опять меня окружали поддатые работяги, но теперь я уже категорически отказывался выпить с ними «за уважение» и за все время работы в этой конторе не употребил на рабочем месте ни капли спиртного. Причина была проста: я стал верующим и пришел в Церковь.

Вот здесь бы и сказать, что, уверовав, я бросил пить навсегда, но — увы… Этого не произошло. Дело в том, что в Православии нет категорического запрета на употребление спиртного. Хотя, казалось бы, совершенно ясно сказано в Новом Завете …не упивайтесь вином (Еф 5 :18), и еще, что пьяницы…Царствия Божия не наследуют (1 Кор 6 :10). Но вот ведь заковыка: какой же пьющий человек признает себя пьяницей? Где критерий такой оценки? С блудом, например, понятно: переспал вне брака с женщиной — все! Ты уже блудник. С воровством то же самое, и с убийством… Там есть определенность. А как определить грань, за которой умеренно пьющий человек превращается в пьяницу, не наследующего спасения? Каждый ведь считает, что вполне себя контролирует и пьет в меру.
Вот только меру эту каждый устанавливает себе сам. Я, например, еще совсем недавно мог выпить под хорошую закуску больше литра водки и язык у меня при этом не заплетался, а на ногах я стоял твердо. Ну разве ж это называется — «упиваться», господа хорошие? Не-ет, упивается тот, кто под забором валяется, получку пропивает да жену бьет. А у меня-то все гармонично: семья сыта-одета-обута, деньги в дом приношу исправно, выпиваю исключительно на досуге, ну а на работе — ни-ни! Какой же я вам «пьяница»?
Примерно так я рассуждал лет десять подряд, успокаивая себя знаменитым тезисом: «…веселие на Руси есть пити, без того не можем жити», а также мыслями о том, что «…ее же и монаси приемлют» и что «…вино веселит сердце человека».
Много было всякого за это время, начиная с первого моего Великого поста, когда мы с приятелями путем нехитрых логических умозаключений пришли к выводу, что водка — постный продукт, поскольку ни яиц, ни мяса, ни молока в себе не содержит. Помню, как рьяно мы однажды «постились», закусывая сорокаградусную жидкость сухим черным хлебом, и как после этого я вознамерился прочесть вечернее правило. Строчки в молитвослове налезали одна на другую, я безуспешно пытался сохранить перед иконой вертикальное положение и с тоской думал, что с моей духовной жизнью, видимо, не все в порядке.
За эти десять лет в мой обиход постепенно вошли «сто грамм после работы, для снятия мышечного тонуса»; веселые застолья на встречах со старыми друзьями, которые мы уже не мыслили себе без водки; разговения после постов с обязательным «принятием внутрь» и еще много всего…
Годами я утешал себя тем, что так живут очень многие, что это не пьянство, а все то же злосчастное «умеренное употребление». С такой мыслью, как с ненадежным балансиром, я бродил по самому краю пропасти и не замечал этого, до тех пор пока меня не зашатало всерьез, пока я не увидал, что до настоящего запойного алкоголизма мне остался всего один шаг и я уже занес ногу над обрывом.

Несколько лет я работал в Подмосковье, где строил заказчикам камины по индивидуальным проектам. Работа очень хорошо оплачивалась, за несколько дней я зарабатывал столько, что нашей семье этого хватало на несколько месяцев. Правда, заказов было не очень много и только в сезон, поэтому зимой мы жили на деньги, заработанные летом, но все равно на круг получалось достаточно, чтобы не бедствовать.
Я очень уставал на этих заказах, и не только физически. Здесь у меня не было ни начальников, ни подчиненных, абсолютно все приходилось делать самому. Я сам размещал рекламу, сам договаривался с заказчиком и разрабатывал проект, сам составлял смету, занимался закупкой и доставкой материалов на объект, наконец — строил камин. Но главная забота начиналась потом, когда нужно было получить с клиента деньги за выполненную работу. И, хотя кидали меня всего пару раз, теоретически такая возможность присутствовала на каждом заказе. Приходилось постоянно быть настороже, поэтому даже когда все благополучно заканчивалось и я получал оговоренную сумму, нервное напряжение меня все равно не отпускало.
От Москвы до нашего поселка — шесть часов езды на автобусе. Я покупал себе в дорогу пару банок какого-нибудь слабоалкогольного коктейля — «джин-тоника» или «отвертки», выпивал их, и только после этого чувствовал, что все уже действительно закончилось, что деньги у меня в кармане и я, наконец, еду домой.
Однажды мне попалась какая-то совсем уж мерзкая «Отвертка», и я подумал — а чего, собственно, заниматься ерундой? Это же просто низкокачественный спирт, разбавленный вонючей апельсиновой эссенцией. Если купить чекушку хорошей водки и апельсинового сока, получится то же самое, только без побочных эффектов. И я стал снимать напряжение после заказов водкой. Очень скоро вместо чекушки я уже покупал в дорогу нормальную поллитровку, которую за шесть часов принимал на грудь полностью. Повторюсь — я тогда вообще не пьянел и дома жена лишь по запаху могла определить, что в дороге я пил. Был для меня в этом даже такой дурацкий шик типа: «Во я какой орел! Целую бутылку засадил, и — ни в одном глазу!»
Тогда я еще не знал, что с водкой такие номера не проходят, что она может ждать очень долго, но потом обязательно возьмет свое. Довольно скоро мне пришлось убедиться в этом на практике.

Как-то раз я приехал в Москву всего на один день по делам, не связанным с работой. Такая поездка была, скорее, в удовольствие, чем в напряг, никакой усталости или нервного напряжения в тот день у меня не было и в помине. Но когда вечером я сел в свой автобус на обратный рейс, то почувствовал непонятный, но очень сильный дискомфорт. Больше всего это было похоже на нехватку воздуха в легких, когда дышишь и никак не можешь продышаться. Организм, помимо моей воли, властно чего-то требовал, а я никак не мог разобрать — чего именно. И вдруг с удивлением и ужасом понял: водка! Нужна водка, причем не мне, а моему организму, который я так старательно приучал к ней много лет подряд. Это было не осознанное желание, и вообще не психический процесс, а скорее, физиологический: на автобус из Москвы у моего организма выработался самый настоящий условный рефлекс. Точь-в-точь как у собак академика Павлова на лампочку.
Ох, как же я закручинился, когда все это понял… Сердце сжала тоска, в голове вяло ворочалась какая-то банальность вроде: «Вот оно как бывает-то, оказывается. Ну ты и попал…» Но времени на осмысление случившегося уже не оставалось, автобус вот-вот должен был отправляться и я… быстренько побежал в магазин за поллитровкой.

Так я стал настоящим алкоголиком, перед которым уже не стояло выбора — «пить, или не пить?». Довольно быстро я обнаружил, что рефлекс на автобус у меня отнюдь не единственный. Ну вот, к примеру, закусывать в автобусе — проблема. Консервы или салатик с собой в дорогу не возьмешь, неудобно это. И я брал к водке нарезку какого-нибудь мясного деликатеса, который обычно не покупал из-за дороговизны. А тут чего экономить — с заказа ведь еду, денег полный карман! Так и привык, что вкусная еда — приложение к водке. Поэтому, когда дома жена готовила котлеты или жаркое, я уже не мог воспринимать их иначе, как — закуску. И опять бежал в магазин…
А дальше пошло-поехало: стресс снять — чекушка, с женой поссорился — чекушка, тоскливо стало долгими зимними вечерами — три дня подряд по чекушке.
Как-то я подсчитал, что если бы раз в неделю выпивал, скажем — литр водки, это было бы почти вдвое меньше, чем мой ежедневный «чекушечный» аперитивчик. С такими объемами моя бедная печень уже не справлялась. Я начал пьянеть. Описывать это противно, да и нет тут ничего интересного. Скажу лишь, что из самого трезвого человека в любой пьющей компании я превратился в обыкновенного пьянчужку, тупо косеющего уже через сорок минут после начала банкета.
Было совершенно ясно, что это — последний звонок, что дальше со мной начнет происходить то, что я уже много раз видел раньше на примере других, но тешил себя самодовольной мыслью о том, что уж с моей-то способностью — пить, не пьянея, мне такая беда не грозит. А теперь она не просто грозила, она уже победно ухмылялась, глядя мне в лицо. И выбор передо мной был совсем небольшой: падать в этот мрак дальше, до упора, или все-таки напрячь остатки воли и хотя бы попытаться из него выбраться.

Совсем завязать с выпивкой уже не получалось. Чтобы хоть как-то упорядочить свое пьянство я твердо решил: больше ни в коем случае не пить в одиночку. Со стороны эта решимость может показаться смешной, но другого выхода я для себя тогда не видел и как мог держался этого правила. Если уж совсем поджимало и прихватывало — покупал бутылку и шел в гости. Усаживаясь в автобус из Москвы, я с надеждой осматривал салон в поисках знакомого лица, и если находил себе собутыльника, то с облегчением бежал в магазин… Но один больше не пил.
Так прошел год. Пить я стал намного меньше, но тяга к спиртному не исчезала, зато стремительно сузился круг людей, с которыми можно было хлопнуть по рюмочке. Практически все мои друзья годам к 35 вышли на тот же рубеж, что и я. Каждый спасался от своего алкоголизма как мог, и никому из нас даже в голову не приходило предложить другому скоротать вечерок за бутылкой. Все мы уже поняли, что больны и старались не искушать друг друга.

Ни о зашивке, ни о кодировке никто из нас даже не думал, по очень специфической и важной причине: зашитым и кодированным алкоголикам нельзя причащаться. Дело в том, что при зашивке человеку вгоняется, с интервалом минут в десять, несколько препаратов контрастного действия, от которых его последовательно бросает то в жар, то в холод. А потом ему очень убедительно объясняют, что теперь даже капля спиртного, попав в его организм, вступит в реакцию с этой «волшебной смесью», превратится в смертельный яд и убьет его. Клин вышибают клином, рефлекс побеждается другим рефлексом, а страх смерти намного сильнее тяги к алкоголю. Во всяком случае, все зашитые, которых я знаю лично, испуганно шарахаются даже от кефира и кваса, опасаясь мизерной доли спирта, образующейся там при брожении.
А ведь православная Евхаристия совершается на виноградном вине. Следовательно, для зашитого человека дорога к Причастию заказана. Вернее, он может, конечно, подойти к Чаше, но только при условии, что вера в истинность Тела и Крови Христовых окажется у него сильнее страха смерти. Но о таких случаях я не слыхал ни разу.
Хотя один мой друг умудрился найти выход и из этой дилеммы. Он зашивается на год, по окончании этого срока идет в храм, причащается и… зашивается еще на год, до следующего причастия. Такой вот странный у человека ритм евхаристической жизни. Я не сторонник подобных методов, но в данном случае просто не знаю, как к этому относиться. Потому что без зашивки этот мой друг за несколько месяцев превращается в настоящее животное, пьющее беспробудно с интервалом дней в пять-шесть между трехнедельными запоями. Страшнее всего то, что он до сих пор не считает себя алкоголиком и уверен, что пьет умеренно, его запои лишь — досадное недоразумение, а зашивается он — так, «на всякий случай»…

Время шло, я старался пить как можно реже и меньше, но иногда, совершенно неожиданно для себя, все-таки срывался в штопор. Не знаю, сколько бы еще тянулась эта моя позиционная война со своим алкоголизмом, если бы однажды Господь не сотворил чудо.
…В очередной раз я сорвался, когда приехал к друзьям в подмосковный Обнинск. Дело было Великим постом, накануне праздника Благовещенья. Мы сидели с другом в его музыкальной студии, он показывал мне материал для своего нового альбома, я рассказывал ему о своих немудреных делах, а на следующий день мы собирались вместе пойти в храм, где настоятелем был еще один мой старый друг. Я приехал именно к ним, я вообще не думал о выпивке, потому что оба они — абсолютно непьющие люди. И вдруг… Какой-то полузнакомый гитарист Колян, случайно забредший в студию… Какой-то сомнительный повод — вроде бы дочка у него родилась, что ли… какая-то нелепая убежденность в том, что — «святое же дело, нужно же обмыть…»
Короче, напился я тогда ужасно. На следующий день мы пришли в храм уже к концу праздничного богослужения. Там меня многие знали, любили и очень обрадовались, когда я появился. Ребята с клироса звали меня попеть на молебне, я вяло отнекивался и норовил стать поближе к выходу. Голова раскалывалась, мутило до темноты в глазах, а на душе было так мерзко, что жить дальше не хотелось.
Я смотрел на икону Богородицы, но молиться не мог даже в уме. Слов не было. Я просто стоял и плакал от собственного бессилия, оттого что так и не смог победить в себе эту мерзость, оттого что большая часть жизни уже прожита, и — так глупо…

Недели через три я вдруг с изумлением понял, что с тех пор ни разу не выпил. Более того — я целых три недели вообще не замечал, что не пью. Это было невероятно, этого просто не могло быть, но факт — упрямая вещь. Мне больше не хотелось выпить нигде и ни при каких обстоятельствах. Теперь я спокойно мог сидеть за праздничным столом, уставленным водкой, и никакого желания или стремления к спиртному не испытывал. Все мои рефлексы на алкоголь исчезли настолько одномоментно, что я даже не заметил, как это произошло. Будто Господь взял меня и опять поставил на тот самый перекресток, с которого я много-много лет назад ушел не по той дороге. Только теперь я уже хорошо знал, куда она ведет. Слишком хорошо…

Тут бы этой сказке и кончиться счастливо. Да только не получилось из меня добра-молодца. Мало-помалу, разок, другой, третий… Нет, я очень аккуратно сейчас пью, и отлично понимаю, что каждый мой глоток — шаг по той самой проклятой дороге. Но единственное, на что меня сегодня хватает, это всего лишь — не частить, шагать пореже. А ведь был шанс, была прекрасная возможность вообще никогда больше не прикасаться к этой отраве, забыть о ней навсегда. Почему же я ею не воспользовался? Не знаю… Видно, кроме алкоголизма есть во мне что-то еще, что толкает и толкает к краю, переламывая даже опытное знание, так дорого мне доставшееся.

Когда я слышу о чудесном исцелении уверовавшего пьяницы, то не радуюсь за него. Мне за него страшно. Да, Господь может исцелить алкоголика чудесным образом, и я знаю об этом не понаслышке. Но вот запретить себе пить после такого исцеления человек может только сам. Потому что Бог никого не кодирует, не зашивает и никому не завязывает горло на узел. Он лишь обращается к каждому из нас словами пророка Моисея: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое. (Втор 3 :19) И не от чудесного исцеления зависит дальнейшая судьба такого человека, но от его решимости и твердости в выборе между жизнью и смертью.
…А я все топчусь на своем перекрестке. То пробегу несколько шажков по дороге к смерти и проклятию, то испуганно отпрыгиваю обратно в жизнь. Это и есть для меня сегодня — умеренное питие. И чем оно закончится, знает один лишь Господь…

Сложно ответить на вопрос, что делать с мужем-алкоголиком? Воспитывать? Наказывать? Терпеть? Лечить? А как помочь ему адаптироваться к трезвой жизни после лечения? Наконец, как выйти из тупика, может, расстаться с опустившимся человеком, если жить с ним невозможно? Ответ таков. Нужно бороться за него, спасать - во имя любви, во имя детей, которым как воздух нужны нормальная семья, заботливый и любящий папа.

Я, Виктор М., бывший алкоголик. Я сам прошел по этому скользкому пути и раньше часто «заглядывал в бутылку». А когда человек сам страдал от болезни, а потом сумел победить ее, как это было со мной, то его советы могут пригодиться. Прочитал в «ОДИНЦОВСКОЙ НЕДЕЛЕ» статью об алкоголизме и борьбе с ним и хочу рассказать читателям свою историю, может, кому-то поможет мой жизненный опыт.

Имея высшее медицинское образование (врач отоларинголог), я потихоньку от жены выпивал с друзьями, а потом и в одиночку опустошал бутылку «беленькой», а то и две. Почему? Сначала в семье какие-то нелады, сплошной негатив и бесконечные вопросы: «Где был? Почему задержался? А ну дыхни?» А потом и на работе неприятности прибавились. Да по многим причинам, всего не перескажешь. В общем, пил я крепко и не один год, скатился от банального бытового пьянства к самым настоящим длительным запоям по нескольку дней и даже недель, не выходил на работу. Как меня терпели и не уволили, до сих пор удивляюсь.

Сначала моя жена терпеливо относилась к моему пристрастию. Она жалела меня, даже снабжала деньгами, терпела ругань, вытаскивала меня из всех порождённых пьянством житейских передряг, но она не понимала, что подобная «помощь» только развращала меня - алкоголика. Потом все изменилось - ее терпенье лопнуло. С женой отношения стали, как на войне, теперь она была врагом №1. Она металась в этом кошмаре, который обеспечивал ей я, она не знала куда бежать и что делать, ругалась и скандалила со мной до посинения, а о нашей дочке я вообще молчу, она так настрадалась с отцом алкоголиком, что о нормальной учебе в школе не было и речи. Только теперь я понимаю, сколько горя я принес самым близким и дорогим людям. Получается, что страдали в этой ситуации в значительно большей степени, чем я сам, мои близкие - моя мать, жена, ребенок. Но из всего семейного круга больше всего досталось жене. Никто лучше жены (даже мать!) не способен не только пробудить в пьянице желание бросить пить, но и удержать этот здоровый импульс на долгое время, а может, и навсегда. Но спасти от пьянства и тем более от крайней его стадии - алкоголизма способна далеко не каждая, даже очень любящая супруга. Случалось и так, что, страдая и мучаясь от моего пьянства, жена, сама того не ведая, подталкивала меня к бутылке, играя роль катализатора в моем пагубном пристрастии. Я ведь не единожды пытался бросить пить, но срывался и срывался каждый раз, откровенно манипулируя женой, если она как-то пыталась мне угодить. Мне кажется, что виновата была семейная аура, вечно безрадостная атмосфера, вечные подозрения во всех грехах, жена уже скандалила по инерции, не видя выхода из этого кошмара.

СОВЕТЫ БЫВШЕГО АЛКОГОЛИКА

МЕТОД ПРЯНИКА Метод пряника нужно применять искренне и с любовью, алкоголики, как ни странно, очень хорошо чувствуют фальшивое отношение к себе.

Постарайтесь создать дома уют, обновить обстановку, изменить интерьер.

Кормите мужа хорошенько: сытого в запой не тянет.

Не стыдите его, когда он пьян, дождитесь утра, когда ему самому станет стыдно.

Научитесь слушать мужа, даже если вам кажется, что он песет чушь, - пусть лучше он делится своими проблемами и переживаниями с вами, чем с собутыльниками, иначе его будет постоянно тянуть из дома.

Не унижайте его, отбирая все карманные деньги и получая за него зарплату.

Радуйтесь любому его увлечению, даже если это хобби кажется вам дурацким.

Не шантажируйте его отказом в любви - более того, попытайтесь стать для него более привлекательной и желанной. Отрезвляющая энергия женской притягательности, к сожалению, часто недооценивается женами.

Перестаньте играть с ним, как мамаша с непутевым сынком, - в мучителя и жертву.

МЕТОД КНУТА

Метод кнута применяется только в крайнем случае, иначе этот путь может привести к еще более тяжким последствиям!!!

На время прекратите готовить мужу еду, стирать, обслуживать.

Лишите его своей любви и вовсе всяких эмоциональных контактов.

Решительно и бесповоротно изгоните из дома всех собутыльников.

Если он распускает руки, не бойтесь вызывать милицию и уж ни в коем случае не забирайте свое заявление обратно.

Введите ограничения в общение с детьми.

Запишите на видеопленку пьяные художества мужа и покажите ему и родственникам... Пригрозите публичной оглаской.

Если ничто не помогает, остается прибегнуть к разводу и размену квартиры. В исключительных случаях (при наличии психозов на алкогольной почве, белой горячки, агрессивности и угрозы жизни - вашей и ваших детей) допустима крайняя мера - вызов психиатрической службы.

Главное - любить своего мужа сильнее, чем он любит свою бутылку, и удерживать его от падения еще отчаяннее и одержимее, чем он цепляется за нее!!!

"Одинцовская НЕДЕЛЯ" специально для "Одинцово-ИНФО"

Любому пьющему свойственно тешить себя мыслью, что страшная эта пропасть - алкоголизм - находится где-то далеко впереди, что уж он-то обязательно сумеет остановиться вовремя, заметив ее появление на горизонте. Так думают очень многие и не понимают, что уже давно идут вдоль этой пропасти, что она не впереди, она - притаилась рядом и терпеливо ждет, когда идущий по ее краешку человек поскользнется или оступится.

Водка уже убила нескольких моих друзей и знакомых. Их карьера была блестящей, жизнь складывалась удачно, и ничто в ней не предвещало такого страшного конца. На моих глазах ушел из жизни аспирант философского факультета МГУ, эрудит и умница Славик; я помню, как умер солист Александровского хора - блистательный тенор Вася, певший когда-то по всему миру свою знаменитую «Калинку»; как с интервалом в пол-года друг за другом тихо скончались мои соседи, чета заслуженных врачей-пенсионеров… Все эти люди были верующими, талантливыми и трудолюбивыми, всех их погубил алкоголь, и финал их жизни уже ничем не отличался от горькой судьбы спившегося тракториста или грузчика.

Я сам много лет танцевал над этой бездной на узком карнизе «умеренного пития», и мне невероятно повезло - я успел заметить, что до катастрофы мне остался всего один шаг. Этот шаг я не сделал, но хорошо запомнил, как это было страшно: понимать, что ты больше не властен над собой, что водка стала сильнее и ты уже не в силах сказать ей «нет».

Когда все началось? Трудно сказать. Может быть, началом стал наперсток портвейна, который наши деревенские родственники за семейным столом наливали мне, первоклашке, со словами: «Мужик растет - пускай привыкает». А может - две бутылки крепленого вина, которое мы с приятелем - таким же двенадцатилетним оболтусом, в обстановке строжайшей конспирации распили в лесу без всякой закуски на первомайские праздники. Отравились, конечно, со страшной силой, но все-таки первый практикум по подавлению рвотного рефлекса при выпивке состоялся для меня именно тогда.

Эти упражнения я активно продолжил спустя несколько лет, когда после восьмого класса пошел работать в ремонтные мастерские Управления механизированных работ №14, которое обслуживало строительство газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. В мастерские стаскивали для починки «убитые» на трассе бульдозеры, трубоукладчики и экскаваторы, а я был принят туда в качестве ученика слесаря по ремонту строительной техники. Что такое «слесарь», я понял довольно быстро: на бульдозерах у нас работали шофера, которых лишили прав за пьянство, поэтому о пьяницах на Севере так и говорили - пьет, как бульдозерист. А вот спившихся бульдозеристов переводили уже в слесаря по ремонту. К ним-то меня и определили в ученики. Мне было тогда пятнадцать лет.

Слесаря оказались тихими беззлобными алкашами, которые сразу же нашли мне достойное место в своем дружном коллективе. Дело в том, что по тогдашнему КЗОТу никакие санкции за нарушение трудовой дисциплины на несовершеннолетних не распространялись, поэтому наказать или уволить меня с работы было практически невозможным делом. Этим юридическим казусом и воспользовались мои наставники: я стал «гонцом». Спиртным тогда начинали торговать с одиннадцати утра. К этому вожделенному часу я получал от коллег деньги, сумку и отправлялся через дыру в заборе к ближайшему магазину, ничуть не боясь напороться на начальство.
Покупал пару бутылок водки, плавленый сырок или банку консервов и через ту же дыру возвращался на рабочее место.

Слесаря наливали мне вровень, по-взрослому, и лишь поругивали за то, что слишком налегаю на закуску, которую по их понятиям надлежало экономить.
…Через полгода я успешно сдал экзамен на квалификационной комиссии и тоже стал слесарем по ремонту строительной техники второго разряда, сравнявшись со своими учителями в этом высоком звании. Навык пить водку, не морщась, я приобрел именно в тот период своей жизни, хотя тяги к спиртному у меня тогда еще не возникло. Просто все вокруг пили, и я пил вместе со всеми - за компанию безо всякого интереса и удовольствия.
Несмотря на юный возраст, я понимал, что все это - почти самое дно и вовсе не собирался ходить в слесарях пожизненно.

В семнадцать лет я поступил на оркестровое отделение областного музыкального училища, и до сих пор благодарю Бога за этот поворот в моей судьбе. Там меня окружал уже совсем другой народ, живущий совсем другими смыслами, проблемами и радостями. Я тоже потихоньку привыкал к этой новой жизни, а друзья, которых я тогда встретил, и по сей день остаются для меня самыми близкими людьми, хотя с той поры прошло уже двадцать пять лет. Все там было прекрасно, все мне нравилось, и лишь одно обстоятельство перекидывало мосток к моему слесарному прошлому: несмотря на всю свою утонченность и изыск, музыканты пили не слабее бульдозеристов. Примерно раз в неделю мужской этаж в общежитии сдавал пустую винную посуду. Называлось все это дело - операция «баян», поскольку пустые бутылки выносились через вахту в футляре от баяна, и нужно было лишь постараться, чтобы «баян» случайно не звякнул, когда его несли мимо коменданта и воспитателя. Те, кому было лень сдавать «баян», складировали пустую тару за передней стенкой фортепиано, которые стояли у нас в каждой комнате. Несчастный инструмент после этого начинал звучать с ощутимым хрустальным тоном.

…В конце первого курса я был призван в армию и угодил в стройбат. После музучилища это напоминало контрастный душ. Личный состав нашей роты на три четверти был укомплектован мелкими уголовниками, уже успевшими до армии отмотать по первому сроку. Как пили там, я не хочу вспоминать в подробностях. Скажу лишь, что служили мы в самый разгар Горбачевского «сухого закона», благодаря которому вместо водки и портвейна я научился употреблять внутрь одеколон «Русский лес», антистатик «Лана 1», лосьон «Огуречный» и прочие спиртосодержащие жидкости в различных комбинациях, достойных пера Венички Ерофеева. Банальный самогон был в те годы недосягаемым деликатесом, а наши ротные умельцы умудрялись добывать спирт даже из гуталина…

И все-таки даже тогда я не считал, что спился. Хотя, описывая все это сейчас, не знаю - смеяться над этими воспоминаниями или плакать. Не спился… Что же это нужно было еще над собой сделать, чтобы посчитать себя спившимся, как еще себя поуродовать? Если бы только можно было отмотать время назад, если б можно было стереть со своей юности всю эту дрянь, словно похабное слово со стены…

Но я тогда и вправду еще мог жить без алкоголя, и пил скорее - по инерции. Организм дураку достался крепкий.

Демобилизовавшись, я вернулся в музучилище, продолжил учебу, а вместе с ней - кутежи, гулянки и обильные возлияния. Конец моего студенчества совпал с развалом СССР. К тому времени я уже женился, мы ждали ребенка. Нужно было обеспечивать семью, но сделать это на музыкантские заработки оказалось в то время невозможно. И я пошел работать на стройку, учеником каменщика, а если проще - подсобником. Опять я стал пролетарием, опять меня окружали поддатые работяги, но теперь я уже категорически отказывался выпить с ними «за уважение» и за все время работы в этой конторе не употребил на рабочем месте ни капли спиртного. Причина была проста: я стал верующим и пришел в Церковь.

Вот здесь бы и сказать, что, уверовав, я бросил пить навсегда, но - увы… Этого не произошло. Дело в том, что в Православии нет категорического запрета на употребление спиртного. Хотя, казалось бы, совершенно ясно сказано в Новом Завете …не упивайтесь вином (Еф 5 :18), и еще, что пьяницы…Царствия Божия не наследуют (1 Кор 6 :10). Но вот ведь заковыка: какой же пьющий человек признает себя пьяницей? Где критерий такой оценки? С блудом, например, понятно: переспал вне брака с женщиной - все! Ты уже блудник. С воровством то же самое, и с убийством… Там есть определенность. А как определить грань, за которой умеренно пьющий человек превращается в пьяницу, не наследующего спасения? Каждый ведь считает, что вполне себя контролирует и пьет в меру.

Вот только меру эту каждый устанавливает себе сам. Я, например, еще совсем недавно мог выпить под хорошую закуску больше литра водки и язык у меня при этом не заплетался, а на ногах я стоял твердо. Ну разве ж это называется - «упиваться», господа хорошие? Не-ет, упивается тот, кто под забором валяется, получку пропивает да жену бьет. А у меня-то все гармонично: семья сыта-одета-обута, деньги в дом приношу исправно, выпиваю исключительно на досуге, ну а на работе - ни-ни! Какой же я вам «пьяница»?
Примерно так я рассуждал лет десять подряд, успокаивая себя знаменитым тезисом: «…веселие на Руси есть пити, без того не можем жити», а также мыслями о том, что «…ее же и монаси приемлют» и что «…вино веселит сердце человека».

Много было всякого за это время, начиная с первого моего Великого поста, когда мы с приятелями путем нехитрых логических умозаключений пришли к выводу, что водка - постный продукт, поскольку ни яиц, ни мяса, ни молока в себе не содержит. Помню, как рьяно мы однажды «постились», закусывая сорокаградусную жидкость сухим черным хлебом, и как после этого я вознамерился прочесть вечернее правило. Строчки в молитвослове налезали одна на другую, я безуспешно пытался сохранить перед иконой вертикальное положение и с тоской думал, что с моей духовной жизнью, видимо, не все в порядке.

За эти десять лет в мой обиход постепенно вошли «сто грамм после работы, для снятия мышечного тонуса»; веселые застолья на встречах со старыми друзьями, которые мы уже не мыслили себе без водки; разговения после постов с обязательным «принятием внутрь» и еще много всего…
Годами я утешал себя тем, что так живут очень многие, что это не пьянство, а все то же злосчастное «умеренное употребление». С такой мыслью, как с ненадежным балансиром, я бродил по самому краю пропасти и не замечал этого, до тех пор пока меня не зашатало всерьез, пока я не увидал, что до настоящего запойного алкоголизма мне остался всего один шаг и я уже занес ногу над обрывом.

Несколько лет я работал в Подмосковье, где строил заказчикам камины по индивидуальным проектам. Работа очень хорошо оплачивалась, за несколько дней я зарабатывал столько, что нашей семье этого хватало на несколько месяцев. Правда, заказов было не очень много и только в сезон, поэтому зимой мы жили на деньги, заработанные летом, но все равно на круг получалось достаточно, чтобы не бедствовать.
Я очень уставал на этих заказах, и не только физически. Здесь у меня не было ни начальников, ни подчиненных, абсолютно все приходилось делать самому. Я сам размещал рекламу, сам договаривался с заказчиком и разрабатывал проект, сам составлял смету, занимался закупкой и доставкой материалов на объект, наконец - строил камин. Но главная забота начиналась потом, когда нужно было получить с клиента деньги за выполненную работу. И, хотя кидали меня всего пару раз, теоретически такая возможность присутствовала на каждом заказе. Приходилось постоянно быть настороже, поэтому даже когда все благополучно заканчивалось и я получал оговоренную сумму, нервное напряжение меня все равно не отпускало.
От Москвы до нашего поселка - шесть часов езды на автобусе. Я покупал себе в дорогу пару банок какого-нибудь слабоалкогольного коктейля - «джин-тоника» или «отвертки», выпивал их, и только после этого чувствовал, что все уже действительно закончилось, что деньги у меня в кармане и я, наконец, еду домой.

Однажды мне попалась какая-то совсем уж мерзкая «Отвертка», и я подумал - а чего, собственно, заниматься ерундой? Это же просто низкокачественный спирт, разбавленный вонючей апельсиновой эссенцией. Если купить чекушку хорошей водки и апельсинового сока, получится то же самое, только без побочных эффектов. И я стал снимать напряжение после заказов водкой. Очень скоро вместо чекушки я уже покупал в дорогу нормальную поллитровку, которую за шесть часов принимал на грудь полностью. Повторюсь - я тогда вообще не пьянел и дома жена лишь по запаху могла определить, что в дороге я пил. Был для меня в этом даже такой дурацкий шик типа: «Во я какой орел! Целую бутылку засадил, и - ни в одном глазу!»
Тогда я еще не знал, что с водкой такие номера не проходят, что она может ждать очень долго, но потом обязательно возьмет свое. Довольно скоро мне пришлось убедиться в этом на практике.

Как-то раз я приехал в Москву всего на один день по делам, не связанным с работой. Такая поездка была, скорее, в удовольствие, чем в напряг, никакой усталости или нервного напряжения в тот день у меня не было и в помине. Но когда вечером я сел в свой автобус на обратный рейс, то почувствовал непонятный, но очень сильный дискомфорт. Больше всего это было похоже на нехватку воздуха в легких, когда дышишь и никак не можешь продышаться. Организм, помимо моей воли, властно чего-то требовал, а я никак не мог разобрать - чего именно. И вдруг с удивлением и ужасом понял: водка! Нужна водка, причем не мне, а моему организму, который я так старательно приучал к ней много лет подряд. Это было не осознанное желание, и вообще не психический процесс, а скорее, физиологический: на автобус из Москвы у моего организма выработался самый настоящий условный рефлекс. Точь-в-точь как у собак академика Павлова на лампочку.
Ох, как же я закручинился, когда все это понял… Сердце сжала тоска, в голове вяло ворочалась какая-то банальность вроде: «Вот оно как бывает-то, оказывается. Ну ты и попал…» Но времени на осмысление случившегося уже не оставалось, автобус вот-вот должен был отправляться и я… быстренько побежал в магазин за поллитровкой.

Так я стал настоящим алкоголиком, перед которым уже не стояло выбора - «пить, или не пить?». Довольно быстро я обнаружил, что рефлекс на автобус у меня отнюдь не единственный. Ну вот, к примеру, закусывать в автобусе - проблема. Консервы или салатик с собой в дорогу не возьмешь, неудобно это. И я брал к водке нарезку какого-нибудь мясного деликатеса, который обычно не покупал из-за дороговизны. А тут чего экономить - с заказа ведь еду, денег полный карман! Так и привык, что вкусная еда - приложение к водке. Поэтому, когда дома жена готовила котлеты или жаркое, я уже не мог воспринимать их иначе, как - закуску. И опять бежал в магазин…
А дальше пошло-поехало: стресс снять - чекушка, с женой поссорился - чекушка, тоскливо стало долгими зимними вечерами - три дня подряд по чекушке.

Как-то я подсчитал, что если бы раз в неделю выпивал, скажем - литр водки, это было бы почти вдвое меньше, чем мой ежедневный «чекушечный» аперитивчик. С такими объемами моя бедная печень уже не справлялась. Я начал пьянеть. Описывать это противно, да и нет тут ничего интересного. Скажу лишь, что из самого трезвого человека в любой пьющей компании я превратился в обыкновенного пьянчужку, тупо косеющего уже через сорок минут после начала банкета.

Было совершенно ясно, что это - последний звонок, что дальше со мной начнет происходить то, что я уже много раз видел раньше на примере других, но тешил себя самодовольной мыслью о том, что уж с моей-то способностью - пить, не пьянея, мне такая беда не грозит. А теперь она не просто грозила, она уже победно ухмылялась, глядя мне в лицо. И выбор передо мной был совсем небольшой: падать в этот мрак дальше, до упора, или все-таки напрячь остатки воли и хотя бы попытаться из него выбраться.

Совсем завязать с выпивкой уже не получалось. Чтобы хоть как-то упорядочить свое пьянство я твердо решил: больше ни в коем случае не пить в одиночку. Со стороны эта решимость может показаться смешной, но другого выхода я для себя тогда не видел и как мог держался этого правила. Если уж совсем поджимало и прихватывало - покупал бутылку и шел в гости. Усаживаясь в автобус из Москвы, я с надеждой осматривал салон в поисках знакомого лица, и если находил себе собутыльника, то с облегчением бежал в магазин… Но один больше не пил.

Так прошел год. Пить я стал намного меньше, но тяга к спиртному не исчезала, зато стремительно сузился круг людей, с которыми можно было хлопнуть по рюмочке. Практически все мои друзья годам к 35 вышли на тот же рубеж, что и я. Каждый спасался от своего алкоголизма как мог, и никому из нас даже в голову не приходило предложить другому скоротать вечерок за бутылкой. Все мы уже поняли, что больны и старались не искушать друг друга.

Ни о зашивке, ни о кодировке никто из нас даже не думал, по очень специфической и важной причине: зашитым и кодированным алкоголикам нельзя причащаться. Дело в том, что при зашивке человеку вгоняется, с интервалом минут в десять, несколько препаратов контрастного действия, от которых его последовательно бросает то в жар, то в холод. А потом ему очень убедительно объясняют, что теперь даже капля спиртного, попав в его организм, вступит в реакцию с этой «волшебной смесью», превратится в смертельный яд и убьет его. Клин вышибают клином, рефлекс побеждается другим рефлексом, а страх смерти намного сильнее тяги к алкоголю. Во всяком случае, все зашитые, которых я знаю лично, испуганно шарахаются даже от кефира и кваса, опасаясь мизерной доли спирта, образующейся там при брожении.

А ведь православная Евхаристия совершается на виноградном вине. Следовательно, для зашитого человека дорога к Причастию заказана. Вернее, он может, конечно, подойти к Чаше, но только при условии, что вера в истинность Тела и Крови Христовых окажется у него сильнее страха смерти. Но о таких случаях я не слыхал ни разу.

Хотя один мой друг умудрился найти выход и из этой дилеммы. Он зашивается на год, по окончании этого срока идет в храм, причащается и… зашивается еще на год, до следующего причастия. Такой вот странный у человека ритм евхаристической жизни. Я не сторонник подобных методов, но в данном случае просто не знаю, как к этому относиться. Потому что без зашивки этот мой друг за несколько месяцев превращается в настоящее животное, пьющее беспробудно с интервалом дней в пять-шесть между трехнедельными запоями. Страшнее всего то, что он до сих пор не считает себя алкоголиком и уверен, что пьет умеренно, его запои лишь - досадное недоразумение, а зашивается он - так, «на всякий случай»…

Время шло, я старался пить как можно реже и меньше, но иногда, совершенно неожиданно для себя, все-таки срывался в штопор. Не знаю, сколько бы еще тянулась эта моя позиционная война со своим алкоголизмом, если бы однажды Господь не сотворил чудо.

…В очередной раз я сорвался, когда приехал к друзьям в подмосковный Обнинск. Дело было Великим постом, накануне праздника Благовещенья. Мы сидели с другом в его музыкальной студии, он показывал мне материал для своего нового альбома, я рассказывал ему о своих немудреных делах, а на следующий день мы собирались вместе пойти в храм, где настоятелем был еще один мой старый друг. Я приехал именно к ним, я вообще не думал о выпивке, потому что оба они - абсолютно непьющие люди. И вдруг… Какой-то полузнакомый гитарист Колян, случайно забредший в студию… Какой-то сомнительный повод - вроде бы дочка у него родилась, что ли… какая-то нелепая убежденность в том, что - «святое же дело, нужно же обмыть…»
Короче, напился я тогда ужасно. На следующий день мы пришли в храм уже к концу праздничного богослужения. Там меня многие знали, любили и очень обрадовались, когда я появился. Ребята с клироса звали меня попеть на молебне, я вяло отнекивался и норовил стать поближе к выходу. Голова раскалывалась, мутило до темноты в глазах, а на душе было так мерзко, что жить дальше не хотелось.

Я смотрел на икону Богородицы, но молиться не мог даже в уме. Слов не было. Я просто стоял и плакал от собственного бессилия, оттого что так и не смог победить в себе эту мерзость, оттого что большая часть жизни уже прожита, и - так глупо…

Недели через три я вдруг с изумлением понял, что с тех пор ни разу не выпил. Более того - я целых три недели вообще не замечал, что не пью. Это было невероятно, этого просто не могло быть, но факт - упрямая вещь. Мне больше не хотелось выпить нигде и ни при каких обстоятельствах. Теперь я спокойно мог сидеть за праздничным столом, уставленным водкой, и никакого желания или стремления к спиртному не испытывал. Все мои рефлексы на алкоголь исчезли настолько одномоментно, что я даже не заметил, как это произошло. Будто Господь взял меня и опять поставил на тот самый перекресток, с которого я много-много лет назад ушел не по той дороге. Только теперь я уже хорошо знал, куда она ведет. Слишком хорошо…

Тут бы этой сказке и кончиться счастливо. Да только не получилось из меня добра-молодца. Мало-помалу, разок, другой, третий… Нет, я очень аккуратно сейчас пью, и отлично понимаю, что каждый мой глоток - шаг по той самой проклятой дороге. Но единственное, на что меня сегодня хватает, это всего лишь - не частить, шагать пореже. А ведь был шанс, была прекрасная возможность вообще никогда больше не прикасаться к этой отраве, забыть о ней навсегда. Почему же я ею не воспользовался? Не знаю… Видно, кроме алкоголизма есть во мне что-то еще, что толкает и толкает к краю, переламывая даже опытное знание, так дорого мне доставшееся.

Когда я слышу о чудесном исцелении уверовавшего пьяницы, то не радуюсь за него. Мне за него страшно. Да, Господь может исцелить алкоголика чудесным образом, и я знаю об этом не понаслышке. Но вот запретить себе пить после такого исцеления человек может только сам. Потому что Бог никого не кодирует, не зашивает и никому не завязывает горло на узел. Он лишь обращается к каждому из нас словами пророка Моисея: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое.

Чуть младше тридцати, пролетарий, но не нищеброд и не бич, просто безудержен в этом плане. Живу, точнее жил, обычной жизнью и для многих своих знакомых теперь считаюсь трезвенником, вскоре вы поймете почему.

Когда ты к этому придешь, Анон, а ты придешь, если встанешь на мой путь, - тебя там встретит масса неприятных огорчений. Это будет не то похмелье, к которому ты привык, нет, головной болью ты не отделаешься. Не буду перечислять все прелести, скажу сразу: бойся бессонницы. Спи любой ценой, через силу, через немогу, таблетками закидывайся, ворочайся ночами, чтоб хоть урывками час из восьми тревожного сна набрать, только спи. Иначе примерно на третьи сутки без сна к тебе придет алкогольный психоз.

У меня это было после месяца хардкорного запоя, 0,7-1 литр водки в сутки. Я в отпуске был, имел право. В какой-то момент водка лезть перестала, никакими таблетками я не озаботился, смело решил выходить на сухую, слабоумие и отвага же.

И на третьи сутки бессонницы мне заиграло радио из утреннего душа. Несли какую-то пургу, но между разговорами вместе с водой лилась шикарнейшая музыка , я б вот честно диктофон схватил и записывал, если б не был в твердом уме и не понимал, что это глюк. Мне от происходящего смешно было, никакого страха, никакой тревоги. Ну допился до радио из душа, проза жизни же.

А состояние физическое было крайне печальное на тот момент, ползал от компа к дивану, баклаху с водой обновлял периодически, ведро блевотное менял. Так вот день мой и прошел. К вечеру откуда-то нитки в зубах появились, то ли шерсть кошачья (у меня есть кот, да). Ковырял с завидным упорством. А к ночи появились и голоса.

Я все еще скептически относился, послал все эти игры разума нахер, в одеялко закопался в надежде таки уснуть. Вот только вышло все по другому. Я не обладаю ни талантом литературным все расписывать, ни тем более, желанием, поэтому просто перейду к конкретным советам на подобный случай жизни.

В ванную, туалет и на кухню - ни ногой, особенно на звук капающей воды. Ссы в кровать или на пол, водой заранее озаботься . Поверь, так будет лучше.

Свет лучше оставить, но иногда - обязательно надо выключить (ты поймешь), причем весь, включая каждый сраный светодиод. Мобилой в темноту НЕ СВЕТИТЬ.

Не разговаривай с теми, кто к тебе приходит, сразу спрашивай имя. Не стесняйся матом крыть. Одеялко - твоя защита , не надо из под него лишний раз ночью вылезать, особенно с открытыми глазами. Скукожься под ним, закрой глаза , заткни уши, спрячься в себя, ничего хорошего тебя снаружи не ждет.

Я не следовал этим советам, по результатам остался почти слепой (

«Впервые алкоголь я попробовал в школе, лет в 15-16 – это было вино. И лет до 30 проблем с пьянством у меня не было – употреблял как все. Выпил – на следующий день организм это как-то компенсировал. И вряд ли кто-то точно скажет, как у него начался алкоголизм. У каждого человека такое, наверное, происходит по-разному. У кого-то события какие-то, у других накапливается в организме содержание алкоголя, потребность в нем. У меня, скорее всего, тоже накопилось.

И если раньше мне после выпивки не нужно было время для реабилитации, то позже оно потребовалось после каждой очередной попойки. На следующий день я уже не мог себя нормально чувствовать, идти на работу. Но, скорее всего, я тогда на это не обращал особого внимания. Хотя иногда, конечно, это пугало. Потому что начались проблемы на работе, куда я не выходил по несколько дней, в семье, естественно, тоже. Всё это уже настораживало.

Бороться с алкоголизмом я стал где-то в начале 90-х – мне тогда было года 33-34. Тогда мы в первый раз с мамой полетели в Сочи к знаменитому психотерапевту – забыл его фамилию. Мама моя, Царство ей Небесное, активно участвовала в моем лечении – всю жизнь. А психотерапевт был обычный и занимался простым кодированием – проникал в мозг человека. Не знаю, что он там делал, конечно. Думаю, он и сам не знал, что там делал.

К сожалению, это кодирование очень разрушило, как я считаю, естественную защиту организма – пробило какую-то брешь. Запои у меня стали еще больше, чаще и длительнее. После кодирования я и года не продержался. Хотя мой дядя, который вместе со мной летал к этому психотерапевту, продержался десять лет – срок, который ему тот поставил.

Нельзя сказать, что алкоголизм в моей семье наследственный. И не надо искать причину в ком-то – я для себя сделал такой вывод. Причину искать нужно только в себе. За эти годы много священников давали разные советы: говорили, что нужно ехать к старцам, они помогут, потому что я страдаю из-за какого-то родового проклятья. Я столько изъездил к разным священникам – и приходским, и монастырским. И часто мне говорили про родовое проклятье в четвертом поколении. Но всё это неправда, всё это неверно. Каждый человек отвечает сам за себя – прежде всего. А если он думает, что страдает из-за кого-то, еще больше гордыня разжигается – вот он такой избранный, что отвечает за свой род. А из-за этого еще больше пьянка усугубляется. Теперь уже от «избранности» страданий.

Я много раз кодировался – раз семь-восемь, сейчас уже и не помню точно. И могу сказать, что этим кодированием в сознании пробивается какая-то дыра, уничтожается его часть. Пусть это завуалируют всякими иглоукалываниями, капельницами, уколами – всё равно, прежде всего, это воздействие на психику человека. И когда говорят, что сейчас сделают некий укол и человек забудет о пьянстве, то это предваряет система словесного кодирования. Тебе в мозг что-то заносят – слова какие-то.

Я всё это прошел, поэтому знаю. Иглоукалывание или укол в процессе этого «лечения» занимают пять-десять минут, а подготовка к нему длится два часа. Понятно, что человека перед этим готовят, воздействуют на его психику. А в уколе может быть простая вода. Но человека подчиняют чужой воле и заставляют таким образом алкоголю противостоять. На самом же деле в психике пробивают очередную брешь и еще больше ее ломают. Примерно то же самое происходит в Катюжанке, где отец Александр проводит якобы вычитки. З авуалировано. А для всякого благого дела человеку надо потрудиться. И не может быть так просто, чтобы прийти, час-два простоять на службе, послушать вычитки и уйти исцеленным. Ничего ты не делал – просто приехал в какое-то место к такому-то времени к батюшке, доктору или экстрасенсу. Так не бывает.

Для того, чтобы Господь послал тебе какое-то исцеление, надо потрудиться. Потрудиться даже не только в молитве, что обязательно. Потрудиться просто: во славу Божью, физически – всё это как-то комплексно. Но без молитвы ничего не будет – это точно, я это на себе испытал. Когда я ушел из монастыря пять лет назад, у меня началась такая брань духовная! Молитва либо ослабевала, либо совсем исчезала. И как результат – более частые запои.

В монастыре я каждый день обязательно читал утреннее и вечернее Правила, главу из Евангелия и одну кафизму из Псалтири. Потом я устал, начал читать Псалтирь на одну «славу» только, а потом и совсем перестал.

Когда ты сам молишься и когда за тебя молятся – это две разные вещи. За меня стала молиться с конца 90-х моя жена покойная. Мы так пришли к вере с ее помощью, и я ей очень за это благодарен. А сам за себя я пытался молиться уже начиная с 2000 года. И только когда пришел в монастырь в 2007 году, стал активно молиться мученику Вонифатию, читал акафист Божьей Матери у Ее иконы «Неупиваемая Чаша», Евангелие, Псалтирь. Но это было очень много молитв – в моем понимании. Это такое большое правило. Пришлось его сокращать. Остановился я на Евангелии и Псалтири. Хотя раз в месяц всё это вычитывал.

Если перестаю молиться и над собой работать, держать себя в рамках, тогда возвращаюсь туда, где был. Ухожу в запой. А когда себя контролирую, молюсь, когда на одной волне с молитвой, которая в монастыре и храме служится, тогда действительно держу себя. Это труд. Ежедневный, ежеминутный труд.

В монастырь я вернулся, но к Богородице у иконы «Неупиваемая Чаша» сейчас уже не так часто обращаюсь. А больше – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». У меня четки есть «на десять», на палец. Это очень помогает – обретаешь духовное равновесие и покой.

Без молитвы я никакой – аморфное такое состояние. А с молитвой чувствуешь защищенность – тебе не страшно. Молишься Иисусу Христу или Божьей Матери и знаешь, что обязательно будет помощь.

За 20 лет своего воцерковления я всё равно еще только учусь и всё еще воцерковляюсь. Есть такая книга «Пролог в поучениях» – чтение на каждый день года. Вот на 16 мая: «Доброе поучение выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал оное». То есть на каждый день есть чтение, и оно тобой как-то руководит.

Я обычно читаю по вечерам на следующий день. Потому что молитвенный труд человека защищает и облагораживает. Если мозги и руки будут заняты чем-то другим, тогда толку от всего этого нет. Всё это уводит в сторону от молитвы и Бога – уводит в грехи и страсти».

Помощь – мнимая и настоящая

Более 10 лет совершаются молебны у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» в Спасо-Преображенском соборе Винницы. Каждую среду, сразу после Божественной Литургии, перед этой иконой здесь читается акафист Пресвятой Богородице и освящается вода. Рассказывает клирик кафедрального собора протоиерей Виталий Голоскевич.

Спасо-Преображенский Кафедральный собор
Фото: Андрей Кононенко/fotokto.ru

«Как раз за этой службой мы молимся за людей, страдающих от алкоголизма, наркомании и прочих зависимостей – да и вообще от любых страстей. Это ведь не как в аптеке, что такое лекарство – от одного, а иное – от другого. Всякая зависимость – духовная болезнь, и когда мы молимся, то верим, что Господь исцеляет.

Конечно, хорошо бы было, чтобы, в первую очередь, приходили на молебен те, кто сам этим страдает, чтобы они просили и молились. Но чаще всего они не хотят, и в большинстве своем приходят их родственники – жены, дети, родители. И их молитва тоже имеет свою силу. У нас в соборе каждый день совершаются молебны, но на акафист у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» собирается больше всего людей.

– Известны ли в Виннице случаи исцеления по молитвам у иконы «Неупиваемая Чаша»?

– Во Введенском Владычнем монастыре Серпухова, где эта икона была явлена, есть специальный архив, где собираются все письма и другие свидетельства исцеления – и те, что были раньше, и современные. Но даже в самом Акафисте есть такие слова, что не только икона, явленная в Серпухове, но и все другие образы, списанные с нее, имеют такую же благодатную силу.

Мы обращаемся к Божьей Матери, и она помогает. Но у нас не ведется регистрация чудес – просто приходят люди, рассказывают. Конечно же, Господь действует, и каждый верующий человек постоянно убеждается в своей жизни, что Господь близок. В нашей жизни часто происходят такие вещи, которые нельзя объяснить естественным течением событий. Потому что чудо – это Божие вмешательство в нашу жизнь.

Вот, к примеру, у нас есть один прихожанин, который никак не мог бросить курить. А тут как-то проснулся и в один момент понял – больше не хочет. Даже борьбы никакой не было и мучений – влечение пропало, будто и не курил. Такое можно объяснять по-разному, но если это случилось после молитвы, то, наверное, это чудо. И таких историй много рассказывают.

Но главное – вера самого человека. И понятно, что тут очень важно желание бросить пить или курить со стороны того, кто страдает этими недугами. Если такого желания не возникает, тогда нужна молитва за него. Молятся родные и близкие, чтобы Господь внушил ему благую мысль бросить, как-то подвигнул его к этому. Когда сам человек не может, то важны просьбы других людей. Как в Евангелии, когда друзья принесли расслабленного. И Господь, видя веру их, а не этого расслабленного, исцелил его. Вот так, по вере жен, родителей и других близких, Господь выводит людей из недуга.

– Об исцелении именно от пьянства больше всего просят в молитвах у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», хотя смысл этого чудотворного образа более глубокий. Не считаете ли вы, что произошло смещение акцента восприятия иконы в народе?

– Изначальное значение иконы, конечно же, евхаристическое: Христос, Чаша, Таинство Евхаристии – когда Христос преподает нам всего Себя. А как раз исцеление духовное, и вообще духовная жизнь возможны лишь тогда, когда есть Причастие. Нас в Церкви, как христиан, объединяет не то, что мы были когда-то крещены, а то, что мы приступаем к Чаше и причащаемся.

Для человека, который страдает любой страстью, любым грехом, необходимо причащение. Просто молиться и воду святую пить – этого мало. Чтобы освободиться от пьянства или другого греха, необходимо приступать к Чаше с Истинными Пищей и Питием, пить и есть Кровь и Тело Христовы. Вот тогда Господь поможет.

И явление образа «Неупиваемая Чаша» – это Божественное вмешательство, а не просто люди так придумали. И символизм в этом тоже есть. Поэтому я не считаю, что есть смещение акцента в восприятии иконы – это дополнение в ее почитании, определенное соединение смыслов. Потому что многое имеет неоднозначные значения – символика храмов и богослужения, изображения на иконах и т.п.

А мы, священники, на проповеди после молебна рассказываем, каким образом человек должен бороться со страстями. Тут всё необходимо: и молитва, и чтение Священного Писания, и исповедь, и причащение. Когда человек живет такой жизнью и ведет борьбу, то есть и результат.

– Среди людей нецерковных очень популярны поездки в село Катюжанка к некоему батюшке, который якобы от всего исцеляет. И говорят, что не один такой священник практикует подобную духовную помощь. Что вы можете сказать об этом явлении?

– Я там не бывал и не очень много имею информации по этому поводу. Говорят, что люди дают там какой-то обет на определенное время. И мне кажется, что некоторые, обещая не пить или не курить, настолько имеют страх к нарушению этого обета, что он, получается, работает. Хотя другие, еще не успев вернуться оттуда, опять возвращаются к своим прежним делам. Думаю, что это зависит от внушаемости – кто-то более внушаем, кто-то менее.

Но не таким образом происходит исцеление души. Люди ищут какого-то чудотворца, который бы в один момент решил их проблемы за них самих. «Приехал, там тебе что-то прочитали, помолились, что-то сделали и сказали, и всё отошло».

Бывает, человек имеет душу, преклонную к страстям, и когда одну страсть он не может удовлетворить, то находит прельщение в чем-то другом. Тут необходимо исцеление души в целом – преображение внутреннего человека. И оно происходит действием благодати Божией. Это работа, это труд – это то сотрудничество с Богом, которое всё время должно быть в жизни человека. И это та борьба духовная, делание духовное, которое человека изменяет. Тогда по-настоящему всё происходит, когда душа меняется.

А вот такой легкий путь – «вместо меня решите там, помолитесь, чтобы всё это в один момент ушло» – это еще одна проблема, а не решение вопроса. Поэтому священники и не рекомендуют ездить туда.

– Но ведь на молебне у иконы «Неупиваемая Чаша» молятся родственники, а не сам человек, который продолжает пить и курить. Это же не он трудится, а его близкие. Какая тут разница?

– Так не произойдет, что родственники пошли на молебен раз-другой-третий, и человек перестал пить. Мы часто в жизни своей хотим, чтобы всё случилось быстро. Бывает, ропщем и проявляем недовольство. А Господь управляет не так, как нам хочется. Но проходит время, и мы понимаем, что всё, что происходило, и было Божьим руководством. Это было нам нужно.

Так и здесь: родственники просят, чтобы Господь спас, но Господь насильно никого не заставит бросить пить. Мы просим, чтобы Он привел этих людей к покаянию, к осознанию того, что необходимо что-то менять. Чаще всего так и происходит. Какие-то обстоятельства влияют на человека – что-то случается такое, что заставляет его задуматься.

Нет правил на все случаи жизни – к каждому человеку Господь подходит индивидуально. И каждая такая житейская история – путь к Богу: непростой и тернистый. Потому что Бог дал нам свободную волю, и Он ее не насилует. Господь ждет, чтобы мы сами откликнулись на Его призывы.

Приходит сам пьющий и просит, чтобы Господь его избавил. Если не приходит, родные просят, чтобы Господь спас, исцелил, направил. Автоматически это не произойдет. Это не так, что человек пил-пил, а утром проснулся и всё: «Теперь я буду праведным человеком». Господь его как-то приведет к этому поворотному моменту – Он каждого из нас каким-то образом призывает. И мы верим, что наши молитвы имеют действенную силу. Ведь что человеку невозможно, то возможно Богу».