В.Ю. Баскаков

Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение

© Перевод, оформление серии, Институт общегуманитарных исследований, 2007

* * *

1. Танатотерапия: постановка проблемы

Главной целью танатотерапии является оказание специфической помощи (от therapia - уход, забота, лечение) в установлении (или восстановлении утраченного) контакта человека с процессами смерти и умирания (Баскаков В., 1995). Актуальность такой помощи, особенно в настоящее время, базируется на невозможности полноценного контакта современного, а, значит, по меткому выражению отечественного режиссера и актера Роллана Быкова, – шизофренизированного человека с его сильными чувствами, которые он испытывает в момент его соприкосновения с реальностью смерти (проблема т. н. «заземления чувств»). Как результат: реальная смерть изгоняется из жизни современного человека, табуируется, а, значит, в силу исходного баланса/дуальности всех жизненных, космических процессов (вдох-выдох, день-ночь, лето-зима), – проникает в нашу жизнь в образе эрзац-смерти, симулякра (Бодрийяр Ж, 2000). Отсюда такой ее избыток в современном кинематографе, художественной литературе – количеством эрзац-смерти восполняется качество запретной реальной смерти. В силу отмеченной шизофренизированности современного человека нарушается изначальный баланс трех сфер его существования – «ума»-«чувств»-«телесных ощущений и импульсов» (Boadella D.,1987, Успенский П., 1994) с мощным акцентированием/доминированием «ума» (разума, сознания, контроля). Прогноз на будущее отмеченного дисбаланса трех сфер легко проследить на примере пришельцев из будущего – гуманоидов – их внешнего вида – огромной как бы «раздутой» головы и дистрофированных конечностей (см. ниже). Раз идет и стремительно развивается у современного человека доминирование «ума» с параллельным «замораживанием» чувств и блокированием телесных импульсов – все более актуальным звучит шекспировское «зову я смерть!». Смерть выступает в своей специфической функции и позитивной роли активизатора сильных (пусть через страх!) чувств современного человека, реинтегратора трех его сфер.

Реальность смерти и контакт с ней – представляет максимально интересный предмет психологического исследования, психотерапевтической деятельности в силу особых качеств того, кто этим предметом и деятельностью занимается. Сам объект предполагает особые способы «заземления», не повсеместную толерантность смерти, а исключительный интерес к ней самой и механизмам (поведенческим, телесным), активизируемым в момент контакта человека со смертью.

2. Лики Танатоса. Символическая смерть: виды смерти

Танатотерапия – моделирует (не имитирует!) реальную смерть через ее символическое представление. Такими видами-символами смерти выступают в танатотерапии: тотальное расслабление, сон, любое окончание/завершение/ остановка, оргазм, сумасшествие, объектные/предметные характеристики тела (Баскаков В., 2000). Что дает такое моделирование для контакта с реальностью смерти? Модельная (не-настоящая) смерть, одновременно включая паттерны (стереотипы) наших поведенческих, телесных реакций на реальность смерти, при этом – не ведет к шоку («короткому замыканию» трех сфер как при посттравматическом стрессе и шоковой травме), не разрушает тело, – позволяет танатотерапевту встраиваться в эту модель профессионально, технологически и оказывать помощь в выведении из паттернов. Чем более в модели не узнана смерть-«монстр» – тем более открыт человек этой реальности, тем полнее его контакт с ней.

2.1. Тотальное расслабление как смерть

Только в первые минуты смерти тело человека максимально расслабляется (ср. «покойник» – от покой), сверхконтроль сознания покидает тело, и последнее становится объектом/предметом (ср. «мертвецки пьян», а, значит, падает как куль). У тех, кто профессионально занимается перевозкой-переноской таких только что умерших тел существуют специальные приемы перемещения таких абсолютно пластичных, «текущих» тел. В силу этой причины многие техники релаксации в качестве идеального, т. е. максимально расслабленного объекта используют образ тела умершего человека (сравни, «позу мертвого человека» из йоги). Мертвое тело занимает ряд важных для тотального расслабления позиций: руки и ноги полностью раскрываются, отпадает нижняя челюсть, глаза приоткрываются. На картине известного английского художника Джона Эверетта (Рис. 1) утонувшая Офелия изображена именно так: с широко открытыми глазами, ртом и руками ладонями вверх.


Рис. 1 Утонувшая Офелия


Интересно, что после смерти с телом умершего часто производят определенные действия, направленные на приведение «в норму» этих полностью раскрытых частей тела: глаза закрывают, нижнюю челюсть подвязывают платком, руки и ноги связывают (Фото 1).


Фото 1. Мертвый Бисмарк.


Родственники Бисмарка до сих пор судятся с фотографами, тайно заснявшими и опубликовавшими в газетах фотографию мертвого Бисмарка за то, что на фото Бисмарк – этот символ могущества империи – показан слабым.


И это вместо того, чтобы при жизни поддерживать характеристики полностью раскрытого тела, например, приоткрытый рот, который нам закрывают в детстве наши родители («закрой рот, а то муха влетит!»), а взрослыми мы открываем его только от чрезмерного удивления. При этом родителям вряд ли известна ключевая роль нижней челюсти не только в подавлении негативных сильных чувств, таких как гнев, злость, ярость, ненависть (только при назывании этих чувств рефлекторно закрывается рот и сжимаются челюсти!), но и в такой важной будущей сфере жизни их ребенка как сексуальные отношения. Оказывается, в русском матерном языке глаголы «закрой рот!» и «не разговаривай!» – прямо отсылают к гениталиям.

Важно отметить, что тотально расслабленное тело холодеет, и похолодание, например, конечностей, – надежный индикатор движения в сторону тотального расслабления. Это противоречит, например, пути аутогенной тренировки, где вслед за аутосуггестией «моя рука тяжелая» (совершенно справедливо; смотри, ниже «объектность и предметность частей тела») следует – «моя рука теплая». Расслабление и тепло – вещи несовместимые (смотри ниже).

2.2. Сон как смерть

Наилучшим образом этот вид смерти прослежен в сказочной традиции (ожившие персонажи произносят традиционное «как долго я спал/а»). Старорусское «смежить очи» означает одновременно и «погрузиться в сон, заснуть» и «умереть» (Фразеологический словарь русского языка, 2001).

Многие из молитв «на сон грядущий» и «заутренних», по сути, описывают акт покидания душой тела (смерть) и ее возвращение (воскрешение):

Когда отходишь ко сну, произноси:

В руце Твой Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой: Ты же мя Благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми. Аминь («Молитва для мирян». «Новониколаевск», 1996 г. Стр. 34–35).

В мифологии бог сна Гипнос, – брат бога смерти Танатоса. Так и механизмы сновидений и танатотерапии аналогичны: в момент расслабления во сне происходит активизация целительных («утро вечера мудренее») бессознательных структур, активизация энергии, которая не приводит к привычному ее подавлению и удержанию (к примеру, удержанию чувств в «русском теле», Баскаков В., 1998) или, наоборот, отреагированию, а позволяет максимально полно ее принять («заземлить»). Это способствует ее разблокированию и гармонизации. Прекрасной метафорой такого рода баланса может служить известная картина Генри Руссо (Henri Rousseau) (Рис. 2), на которой изображены спящий певец и стоящий над ним лев.


Рис. 2 Картина Генри Руссо «Сон»


Нам в этой картине важно подчеркнуть несколько ключевых моментов, отличающих и сон, и танатотерапию от других видов терапий: максимальной безопасности и своеобразного баланса процессов активизации («лев», сновидение) и расслабления («спящий путник»), а также своеобразной логики тела: грозный лев выходит в тот момент, когда путник засыпает.

Человек, готовясь «отойти ко сну» (ничего не напоминает эта фраза?), – редко засыпает правильно. Правильно относительно чего? Конечно, относительно правильного умирания (см. ниже). Мы редко засыпаем лежа на спине (когда тело максимально «заземлено» за счет максимально полного контакта с тем, на чем мы лежим), еще реже мы располагаем руки открытыми ладонями вверх поверх одеяла (по А. Солженицыну – это один из видов пыток политических заключенных в ГУЛАГе), совсем не отпускаем нижнюю челюсть (см. ниже), не разваливаем ступни ног. И самое главное – мы не привычно сваливаемся в сон (строки культовой песни «если смерти – то мгновенной!»), а медленно ждем приближения Гипноса. В таком случае нам становится понятным смысл изображения смерти не с автоматом Калашникова или с топором, а именно с косой.

Школа-мастерская личного развития

Школа танатотерапии и телесной психотерапии

Помни о смерти

Однажды один дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры стали по очереди подходить к нему за напутствиями. Всем им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех фраз, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Он говорил: «Помни о смерти, пока не узнаешь, что такое смерть».

Почти никто из путешественников не обратил особого внимания на этот совет.

Вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и все пассажиры упали на колени, молясь Богу о спасении. Они в ужасе стонали, считая себя погибшими, и в исступлении ожидали помощи свыше.

Все это время дервиш сидел спокойно, задумчиво перебирая четки и совсем не реагируя на происходящее вокруг. Наконец волны утихли, море и небо успокоились. Придя в себя, пассажиры вспомнили, насколько безмятежен был дервиш среди всеобщего ужаса.

Разве вы не осознали во время шторма, что только хрупкие корабельные доски отделяют вас от смерти? - спросил один из них.

О да, конечно, - ответил дервиш, - я знал, что на море может случиться все что угодно. Но еще на суше я часто размышлял о том, что в обычной жизни, среди самых повседневных событий, от смерти нас отделяет нечто, еще менее прочное.

Руководитель и ведущий:

  • Владимир Бacкaков (Москва)

Танатотерапия - это особый подход в телесной психотерапии. Танатотерапия, как специфический метод воздействия на широкий круг проблем человека, предназначена для применения в самых разных случаях:

  • при любых страхах, и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни
  • при нарушениях сна
  • для достижения максимального расслабления
  • в работе с умирающими
  • при оказании помощи семье умирающего
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком)
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности
  • при сложностях в сексуальных отношениях
  • в комплексном лечении сексуальных расстройств
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях
  • при неврозах
  • в качестве реабилитации кризисных состояний
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат
  • при ДЦП, особенно напряженной формы
  • для более полного понимания и чувствования себя
  • для переживания трансперсонального опыта.

Такой спектр применения танатотерапии обусловлен её концепцией, особенностями приемов и метода (подхода).

Сертификационная программа по танатотерапии. Подготовка танатотерапевтов-практиков

Термин

Слово танатотерапия является производным от двух корней (греч. «thanatos» - смерть и «therapia» - уход, забота, лечение) и может быть переведено как «терапия смертью». Система получила такое название в связи с телесно-ориентированным методом работы, сочетающим характерные для умирающего человека состояния максимального обездвижения и тотального расслабления.

Цель танатотерапии

Главная цель танатотерапии - оказание специфической помощи в восстановлении человеком утраченного им контакта с процессами смерти и умирания. Танатотерапия оперирует широким спектром представлений о различных видах смерти, к которым относит тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание/остановку процесса, сумасшествие, объектные характеристики тела и др. Танатотерапевтическая методика предлагает специальные техники для восстановления контакта с вышеперечисленными видами смерти и нормализации соответствующих им психофизических процессов человека.

Метод танатотерапии

Танатотерапия и body-tuning

В основе метода танатотерапии лежат естественные процессы саморегуляции человеческого организма. Условия для их проявления возникают благодаря характеру приемов и особому подходу в работе с пациентом (т.н. «body-tuning» - гармонизация разбалансированной внутренней реальности, «настраивание» тела). Такая работа с телом приводит к снятию психического напряжения, максимальному обездвижению и тотальному расслаблению тела (основательное заземление ), чем создаются условия для безопасной встречи-контакта с причинами страха смерти. Эти же условия способствуют постепенной трансформации и интеграции болезненных переживаний и представлений пациента.

Моделирование «правильной смерти»

В качестве средства установления и восстановления утраченного контакта с процессами смерти и умирания танатотерапия использует моделирование т.н. правильной смерти. Основа этой модели - тотальное расслабление. Тело человека, умирающего правильной смертью, характеризуется рядом специфических параметров. Его чувства спокойны, и он даже может испытывать радость. Его тело максимально расслабляется, дыхание становится поверхностным и замедленным, руки раскрываются, разворачиваются и ложатся ладонями вверх, ступни ног раскрываются, а сами ноги распадаются; нижняя челюсть расслабляется, глаза приоткрываются. (Здесь стоит отметить некоторое сходство с асаной Шавасана (поза трупа) - позой в классической йоге, предназначенной для расслабления, полноценного отдыха тела и нормализации течения праны. Эта поза рекомендована в йоге для устранения беспокойства, напряжения и усталости. Шавасана позволяет достичь полного покоя тела и ума, так как во время принятия этой позы внимание уделяется глубокому дыханию и сосредоточению на нем, в то время как тактильные ощущения сведены к минимуму: тело лежит свободно, челюсть и язык расслаблены, губы сомкнуты, глаза закрыты, ладони развернуты вверх, пятки сведены вместе, дыхание производится при помощи движений нижней части живота и диафрагмы, а ум обращен только к наблюдению за вдохами и выдохами.)

При соблюдении особого танатотерапевтического режима во время сеанса тело достигает энергетического баланса и вырабатывает ровно столько энергии (процесс активизации ), сколько само же поглощает (процесс абсорбции ). Тело выступает своеобразным гарантом безопасности и регулятором баланса процессов активизации-поглощения энергии. Таким образом, в процессе терапии используются естественные механизмы тела пациента, а работа танатотерапевта сводится к их запусканию.

Проблемная анатомия

В основе всех человеческих болезней танатотерапия рассматривает четыре базовые проблемы, локализованные в соответствующих им частях тела (проблемная анатомия):

  • контроль/сверхконтроль со стороны сознания (голова)
  • чувства/контакты (руки, грудная клетка)
  • сильные чувства/сексуальные отношения (паховая область)
  • опоры (ноги)

Телесность в танатотерапии рассматривается в контексте оппозиции/взаимодействия социального и биологического тел. Помимо этого телесность находит выражение и в пяти уровнях физических тел: индивидуального и ряда групповых (семья, организация, государство, цивилизация). Концепция настройки тела (body tuning) в танатотерапии предполагает работу с четырьмя базовыми проблемами через принцип т.н. телесной оптики. Тонкой телесной работой терапевт меняет ориентацию «зеркал» внутри тела, в результате чего оно тотально заземляется, а контроль сознания отступает и отпускает чувства. Чувства (энергия чувств) запускают механизм поглощения (абсорбирования) энергии, а поглощение способствует дальнейшему заземлению. Привычные паттерны, блоки и защиты пациента становятся ненужными, утрачивают смысл и значение.

Танатотерапия и закапывание в землю

Стоит особо подчеркнуть, что танатотерапия и ее метод не имеют никакого отношения к тренингам и практикам, предполагающим добровольное временное закапывание их участников в землю.

Показания

Танатотерапия позволяет оказывать помощь в широком спектре ситуаций:

  • в работе с умирающими;
  • при оказании помощи семье умирающего;
  • при любых страхах , и прежде всего - страхе смерти и страхе перед трудностями жизни;
  • при нарушениях сна ;
  • для достижения максимально расслабления;
  • при оказании помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
  • во время беременности (установление более полного контакта с биологическим телом и новой жизнью в этом теле - ребенком);
  • в комплексном лечении бесплодия и невынашивания беременности;
  • при сложностях в сексуальных отношениях;
  • в комплексном лечении сексуальных расстройств;
  • при некоторых психических заболеваниях и психопатиях;
  • в качестве реабилитации кризисных состояний;
  • в реабилитационный период при любых внутренних болезнях и после операций на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат;
  • при ДЦП , особенно напряженной формы;
  • для более полного понимания и чувствования себя;
  • в группах личностного роста для переживания трансперсонального опыта.

Список литературы

  • Архангельские психиатры лечат смертью. «Курган и курганцы» (г. Курган), № 60 за 03.06.2003 г., стр.5.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Ин-т общегуманитарных исследований, 2007. ISBN 5-88230-196-3 , 978-5-88230-196-4
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия. Психотехнический подход. // Сб. Фигуры Танатоса. Философский альманах. Пятый спец. выпуск. СПб., 1995
  • Баскаков В. Ю. Русское тело (к постановке проблемы телесно-ориентированного анализа национального характера). Психологическая консультация. № 1. 1998. Стр. 13-20.
  • Баскаков В. Ю. Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника: обобщение и сравнительный анализ существующих подходов // Сб. Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991. Стр. 54-61.
  • Баскаков В. Ю. Минимальные по силе и амплитуде воздействия. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб., 2000, стр. 264-276.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: искусство жизни и смерти / Свободное тело / Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике.- М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001 - с. 108-125.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия посттравматического стресса / Актуальные проблемы психофизиологической коррекции функционального состояния военнослужащих / Материалы всеармейской научно-практической конференции (25-26 октября 2001 г.) - СПб.: ООО «ФАРМиндекс», 2001, стр. 372-373.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия/ Энциклопедия традиционной народной медицины: Направления. Методики. Практики / Сост. И. М. Минеев. - М.: ООО «Издательство АСТ»: «Сопричастность», 2002, стр. 537-539.
  • Баскаков В. Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М., Институт танатотерапии, 2002.- 90 с.
  • Газарова Е. Сумасшествие как смерть. Клинические аспекты танатотерапии: обсессивно-фобические расстройства. Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.11-15.
  • Газарова Е. «Танатотерапия: глубокий выдох». Популярная психология, № 8, 2005, с.72.
  • Газарова Е. Э. Танатотерапия. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под ред. Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.60-63.
  • Горобец П. Ю. Модели телесной психотерапии. Вестник НЛП, выпуск 2, 2000.- М., Издательство «КСП+», 2000, стр.363.
  • Замараева Е. В. Танатотерапия и трансформация отношений. В сб.: III-я Междисциплинарная научно-практическая конференция «Мужчина и женщина. Любовь, партнерство, семья», М., 2003, стр.300-304.
  • Замараева Е. Зачем учиться умирать? Материалы IV Международной междисциплинарной научно-практической конференции «Обратная сторона жизни», г. Харьков, Украина, 22-25 апреля 2004 г., стр.5-11.
  • Инсарова Н. «НЕСКАЗКА о смерти». Популярная психология, № 8, 2005, с.78-79.
  • Карицкий И. Н. Теория и практика в психологии. Материалы участников «2-й Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 9-12 февраля 2006 г. Под редакцией Сукманюк А. Н.- Москва:2006, С.14.
  • Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд.-во Института психотерапии, 2005. с.379, 479-480.
  • Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога.- М.: Изд-во Эксмо, 2004, с. 574-578.
  • Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- стр.498-505 (глава «Танатотерапия»).
  • Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б. Д. Карвасарского.- СПб, «Питер», 2002.- (упоминается «Танатотерапия» в разделе "Телесно-ориентированная психотерапия), стр. 886.
  • Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М.: Независимая фирма «Класс», 2005, с. 129, 172, 395, 562.
  • Учитель смерти. Умирать в России надо легко и непринужденно. Газета «Московская правда», № 90 (25388), 28 апреля 2006 г., стр.4.
  • Body Magic. Energy and Character. The Journal of Biosynthesis. Vol.25 № 1, April 1994, p.15-17.
  • RABOP Russia Annual International Conference for Body Psychotherapy and Thanatotherapy «Body: between Life and Death». Newsletter EABP, Spring 2006, page 21.
  • Thanatotherapie nach Wladimir Baskakow. «Korper Geist Seele». Hamburg 4,2004, s.45.
  • La formazione in thanatoterapia e molto diffusa soprattutto all Est. Un seminario per imparare a morire. Corriere di Siena, Domenica 28, Ottobre 2001.

Ссылки

  • из издания «Клиническая психология. Словарь» из проекта Яндекс.Словари.
  • Е. Э. Газарова. Танатотерапия: тело - жизнь - смерть // Тезисы выступления на конференции ППЛ 4-го октября 2008 г. (лицензия GNU FDL)
  • АНО «Институт танатотерапии»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Танатотерапия" в других словарях:

    танатотерапия - парапсих. мед. лечение смертью (используется при лечении от депрессии) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Смерть (гибель) необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма. Для одноклеточных живых форм завершением периода существования отдельного организма может являться как смерть, так и митотическое деление клетки. В медицине… … Википедия

Увидев в списке предлагаемых психотерапевтических методов слово "танатотерапия ", вспоминается греческая мифология, согласно которой Танатос — это греческий бог смерти . А в нашем мире на смерть существует некое табу . Обычно мы не говорим об этом ни за чашечкой кофе, ни на домашней кухне на ужином, с детьми обычно не обсуждаем эту тему. И на протяжении жизни в нашем организме нарушается баланс существования человека: ум — чувства — телесные ощущения. Доминирует ум, при этом чувства замораживаются и блокируются в теле. Человек контролирует себя, свои чувства, но в определённый момент, когда сила чувств достигает своего переизбытка, человек теряет контроль, "взрывается ". А ведь этого могло и не произойти, — и внутреннее состояние могло быть стабильным, умей человек полноценно выражать свои эмоции через физическое расслабление.

Владимир Баскаков предложил свой метод эффективной релаксации — танатотерапию, или излечение смертью. В основу терапии положена модель тотального расслабления . Танатотерапия — это авторский метод, включающий приёмы установления или восстановления контакта человека с различными видами смерти и умирания. В качестве базового принципа автор метода выделяет "минимальные по силе и амплитуде воздействия ", приводящие "к максимальным по силе чувствам и переживаниям ". Танатотерапия — один из интереснейших методов телесно-ориентированной психотерапии , который изучает соединение сознания человека с разными видами умирания.

Метод танатотерапии позволяет решать психологические проблемы, исцелять душу и разум человека приведением в норму его энергетического баланса. Автор метода делает акцент, что танатотерапия не имитирует смерть, а лишь моделирует через символическое представление .

Только в момент испытания сильных чувств, когда человек перестаёт контролировать своё сознание, он способен отпустить телесные импульсы. Интересны результаты применения танатотерапии при лечении бесплодия и невынашивания беременности .

Когда наступает смерть ? Когда человек полностью теряет контроль над телом. А умирать человеку страшно, потому что тело в этом случае перестанет ему принадлежать. Помогая расслабить тело, а значит, и психику, танатотерапевт моделирует смерть человека. И смерть уже не пугает, не вызывает болезненных переживаний; можно эмоционально "умереть " и родиться заново.

С помощью таких упражнений можно избавиться от эмоционально-мышечных напряжений. Очень интересна в танатотерапии работа с нижней челюстью, — если сделать хороший вдох грудью, то автоматически пойдет вверх голова, а челюсть — вниз. Расслабленная нижняя челюсть — это необходимое условие расслабления всего организма. То есть, чтобы выжить физически, просто необходимо уметь расслабляться .

А возможен и такой сценарий танатотерапии. Приходит человек к терапевту. Что его тревожит?

"Жить не хочется совсем. Депрессия" .

Терапевт предлагает ему попробовать умереть, раз в этой жизни его ничего не радует, ничего не хочется и единственное желание — закончить с этой жизнью.

Смерть выполняет роль активизатора сильных чувств. Человека вывозят в поле и предлагают попробовать умереть. Он согласен. Из автомобиля выкатывают настоящий гроб. Вообще, всё по-настоящему. Он ложится в него. Гроб закрывают. Подвешивают на дерево и говорят, что приедут за ним через 20 часов. Все уезжают. Человек лежит в гробу.

Лежит час, лежит два, уже отдохнул, что называется, все мысли передумал, даже вздремнул, если такое возможно в гробу. Гроб раскачивается, ночь приближается. Дышать всё труднее, хотя естественная вентиляция присутствует. Человек не можете ни повернуться, ни встать, ни присесть, ноги и руки затекают, его охватывает ужас и единственное желание меняет своё направление — жить!

Когда человек говорит, — "я хочу умереть ", "я не хочу жить ", он может себе представлять что-то из области "не жить ", но у него нет опыта проживания смерти. Поэтому, можно рассуждать о смерти, можно жаловаться на жизнь, говорить о том, что всё не так, а можно, попробовать умирать в искусственно созданных условиях.

Какова же была реакция человека, за которым приехали через двадцать часов?

Как только открыли крышку гроба, он выскочил из гроба человека со словами: "Я люблю жизнь… Я люблю свою жену… У меня замечательная работа… Я ещё столько дел хочу сделать… Ещё столько мест, в которых я не бывал… Отвезите меня домой скорее ". Человек осознал ценность жизни.

Стоит отметить, что в медицине есть отдельный раздел "танатология" , который изучающет состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, а так же причины смерти и проявления постепенного прекращения жизнедеятельности организма. Это учение и послужило возникновению такого направления в психотерапии, как танатотерапия.

Метод танатотерапии даёт мощный динамический эффект. Имея переживания смоделированного опыта умирания, человек начинает ценить жизнь как таковую.

Баскаков Владимир (1954) -психолог, один из ведущих телесно-ориентированных психотерапевтов России.

Выпускник Московского Государственного Университета им. Ломоносова.

В течение ряда лет - соруководитель долгосрочных обучающих программ по биосинтезу и тай-цзи-цюань. Тренер обучающих программ по танатотерапии и телесно-ориентированной психотерапии более чем в 30-ти городах России, СНГ, Италии, Чехии, Англии, Шотландии, Германии.

Генеральный директор Научно-практического объединения «Психотехника». Соредактор российского издания журнала «Энергия и характер». В течение ряда лет возглавлял психологическую службу Министерства морского флота СССР, был членом комиссии по новым видам физической культуры Госкомитета по спорту СССР.

Владимир Баскаков - один из немногих психологов, разработавших свою школу. Метод называется Танатотерапия, его можно отнести к разряду телесно-ориентированных психотерапий. Суть метода в чрезвычайно тонких, точных действиях над телом живого человека. Цель процесса - максимальное, недостижимое ни при каких иных условиях расслабление тела. Переживаемый опыт сродни опыту умирания, полного прекращения активности, и встрече со своей сущностью.

Книги (4)

Свободное тело

Тело - это продолжение нашей психики. И воздействуя на него, мы можем добиться возвращения душевного равновесия и удовлетворенности. Эта хрестоматия, составленная одним из ведущих в мире телесных психотерапевтом Владимиром Баскаковым, может открыть вам дверь в мир гармонии и счастьяДиапазон содержания очень широк - от ставшей уже классической монографии Д. Боаделла по биосинтезу до рассмотрения темы телесности в творчестве Рене Магритта и Николая Гоголя, от танатотерапии, актерских техник и фолклорного анализа до влияния русского тела на нашу историю.Многие новейшие методы работы с телом рассматриваются впервые.

Танатотерапия. Теоретические основы и практическое применение

Танатотерапия - авторский метод и прогрессивно развивающееся направление телесно-ориентированной психотерапии, включающее приемы установления (восстановления) контакта человека с различными видами смерти и умирания. Метод базируется на целительных биологических реакциях организма, корректирующих и восстанавливающих его энергетический баланс, являющихся основой решения базовых психологических проблем человека.