Е.А. Баратынский. «Весна, весна!

Как воздух чист...», «Чудный град порой сольется...»..

  1. О.Н.У.
  2. Проверка д/з
  3. Введение в тему урока

Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы должны их отгадать. И попробовать определить тему нашего урока.

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

(Подснежник)

Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

(Весна)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеёк)

О чём эти загадки?

Нравится ли вам весна? Почему?

Что вам весной особенно нравится?

– Вспомните, как наступает весна. Какие изменения происходят в природе?

А какое сейчас время года?

Давай те сравним эти времена года?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

4. Работа по теме урока

1) Биография

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии (слайд 1 ). Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны (слайд 2 ). Мальчика отдали в Пажеский корпус, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк (слайд 3 ).

Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А. Дельвигом, В.К. Кюхельбекером, А.С. Пушкиным (слайд 4 ). Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».

В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье (слайд 5 ).

В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Алексйндро- Невской лавры (слайд 6 ).

2) Работа с учебником

Выразительное чтение стихотворения «Весна, весна!..»

Какова тема стихотворения? (Наступление весны, пробуждение природы)

Какие звуки помогают понять, что идет весна?

Какие образные средства использует поэт? (Олицетворение, эпитеты, метафоры «на крыльях ветерка»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?

На сколько частей можно разделить стихотворение? (2)

О чём говорится в 1 части? а во 2 ?

Прослушивание стихотворения «Чудный град порой сольется…»

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стихотворение состоит из 8 строк. Строфа-восьмистишие (октава). Размер-четырехстопный хорей. Стопа-двухсложная с ударением на первом слоге.

Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется..» построено на параллельных образах: образ летучих облаков. чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим от дыханья/посторонней суеты», от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.

Мне нужен письменный анализ стихотворения Е.А.Баратынского "Чудный град порой сольётся". и получил лучший ответ

Ответ от ЁВ Окна[активный]
Стихотворение адресовано критику, поэту и личному другу Баратынского П. А. Вяземскому. И поэтому одной из центральных тем становится тема дружбы. Но произведение интересно не просто как дружеское послание, а как открывающее лирический цикл «Сумерки» .

В самом начале произведения автор говорит о том, что в лирическом цикле “отразилась жизнь моя”, поэтому в этом стихотворении лирический герой неотделим от автора. Тут же он даёт оценку минувшим годам жизни: “исполнена тоски глубокой, // Противоречий.. . // любви высокой... ” Его жизнь неоднозначна, в ней было место и любви, и слепоте, она полна “противоречий”.

Лирический герой противостоит судьбе: он одинок, но в своём одиночестве счастлив (“счастливый сын уединенья”), потому что он поэт, один из “звёзд разрозненной Плеяды”. Он творец вымышленного мира, он далёк от суетного света (“позабыл, как бы во гробе.. . // шумный свет... ”), но ушёл от него самостоятельно и добровольно. И в своём уединении он не хочет отдаляться только от адресата, который мыслится и как друг, и как учитель (“и дружбы кроткими лучами, // И светом высшего огня... ”). Только за него он “возносит молящий глас” и к нему стремит “заботливые взгляды... ”

Неслучайна рифма: песнопение – дуновение. Она отсылает нас к более раннему стихотворению «Чудный град порой сольётся» (1829).

Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Мы опять встречаем тему зыбкости вдохновения. В данном случае “посторонняя суета” - это “дуновенья, // Которым в море бытия // Послушна наша ладия... ” Также в стихотворении видны романтические ценности - красота, любовь, - которые присутствовали в жизни автора. Идея двоемирия выражена не очень ярко, но всё же Баратынский указывает на другой мир, мир горний, мир провидения, способный управлять нашими судьбами. Лирический герой не стремится к идеалу. Он может сам его создать, как “создал Лету”. Поэт становится творцом мифологического мира. Человек, становясь равным Богу, забывает о себе и хочет “отвлечь судьбы суровой // Удары грозные” от друга. Он простил всем: “злобе, безумству” - и живёт в своём мире, в созданной им Лете.

Ответ от Егор молинов [новичек]
Стихотворение Баратынского «Чудный град порой сольется… » построено на параллельных образах: образ «летучих облаков» , чудесный, но хрупкий и нежный, сопоставляется с поэтическим творчеством, исчезающим «от дыханья/посторонней суеты", от соприкосновения с прозой жизни. В этом стихотворении на первом месте душевное состояние человека, воспринимающего природу, восхищающегося ею. Живя в деревне, поэт прекрасно знает природу, любит неброскую красоту средней полосы России и повествует читателю о ее внутренней гармонии.


Ответ от Ёергей Пахом [новичек]
Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется…», которое было написано в 1830 году.С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.


Ответ от Ђатьяна Темеева [новичек]
Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Данное стихотворение было написано Е.А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания.

Как и любое другое лирическое произведение «Чудный град» построено по определенной схеме, а именно по схеме сопоставления образов. Первый из них явно бросается в глаза – это «летучие» облака. Он чудесен, хрупок, нежен. Кажется на первый взгляд, что тема этого стихотворения – это тема природы, однако это не совсем так. Легковесные облака - иными словами олицетворяют собой еще один образ – более емкий и условный – образ поэтического творчества, посещающего поэта. Этот дух настолько неуловим, что каждое постороннее движение может спугнуть его навсегда или на какое-то продолжительное время. Обычная проза жизни только вредит творчеству. Естественно, поэт должен брать вдохновение из окружающих реалий, из своих чувств, но творчество всегда остается творчеством, которое дано не каждому.

Поэт – как проводник этой волшебной энергии творческого полета – в сущности своей обычный человек, который, вдохновившись природой вдали от людской суеты в деревне, создает прекрасные произведения своего ремесла. Именно природа играет ключевую роль в творчестве.

Анализ стихотворения Чудный град порой сольётся по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Я убит подо Ржевом Твардовского

    Данное произведение принято относить к стихотворениям с патриотической лирикой, одним из тех, что были написаны Твардовским.

  • Анализ стихотворения Весна на дворе Фета

    Одной из ключевых тем творчества Афанасия Фета являлась пейзажная лирика, особенно любил автор описывать пейзажи, которыми он мог любоваться весной. Данный сезон являлся для него возможностью

  • Анализ стихотворения Мандельштама Раковина

    Ранний период творчества Осипа Мандельштама имеет свои тонкости и свою форму написания. Особое место в нем занимает стихотворение Раковина, написанное в 1911 году и является частью известного сборника Камень.

  • Анализ стихотворения Заметался пожар голубой Есенин

    Поэт восхитительно расписывал в своих произведениях природу и эмоции. В его строчках, как будто ощущаешь подвывание ветра на полях, звон колосков пшеницы. И вперемешку тут же громкий смех свободной души, и стон разбитого сердца

  • Анализ стихотворения Утес Лермонтова 6 класс

    Утес - это стихотворение написанное в 1841 году. Это стихотворение написал Михаил Юрьевич Лермонтов. В этом стихотворении мы можем встретить очень много литературного приёма олицетворения.

Является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как и . Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение , которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольётся…»

Цели урока : * совершенствовать навыки выразительного чтения;

* совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Задачи, решаемые на уроке :

Образовательная : дать понятие о «Пушкинской плеяде» в русской литературе, дать представление о лирике Е.А.Баратынского, показать особенности лирики Е.А.Баратынского.

Развивающая : монологическую речь учащихся, мыслительную деятельность учащихся, умение выделять главное, доказывать, анализировать сравнивать.

Воспитательная : воспитывать культуру речи учащихся, прививать любовь к родному языку.

Методические приёмы : рассказ, объяснение учителя, закрепление изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, межпредметные связи - музыка, фотографии.

Оборудование : портрет Е.А.Баратынского, распечатки отрывка из стихотворения Г.Р.Державина «Водопад», магнитофон, аудиокассеты с записями музыки, цветные картинки водопада, два конверта с набором букв для составления слов (групповое задание).

Словарная работа : * элегия * романтический герой

* лирика * романтизм

* лирический герой * звукопись (аллитерация)

* композиция

На доске записано: тема урока, эпиграф (слова Пушкина), слова (термины), с которыми будем работать на уроке, вопросы к стихотворениям, портрет Е.А.Баратынского, домашнее задание на следующий урок. На партах у детей распечатки со стихотворением Г.Р.Державина.

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским и будем анализировать его стихотворения.

2. Но прежде мы повторим с вами некоторые понятия, с которыми были знакомы ранее, они нам помогут при разборе стихотворений.

(разбор литературных терминов, написанных на доске )

3. Слово учителя о Е.А.Баратынском. Родился годом младше Пушкина. От рождения он был наделён беспокойным, буйным характером, что и отложило свой отпечаток на судьбу и творчество поэта. Был очень дружен с Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Жуковским. Поэтому его называют поэтом «пушкинской плеяды». Что это значит? (Время, когда жил и творил Пушкин называют Золотым веком русской поэзии, время расцвета, Баратынский был одним из тех поэтов). Баратынский прославился как мастер элегии. Что это? К сожалению, жизнь у Баратынского оборвалась в 44 года, он заболел и умер во время путешествия за границу от лихорадки. Тело его спустя год было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено.

Пушкин очень высоко ценил творчество Е.А.Баратынского. Использовал строки из его произведений для эпиграфов «Евгения Онегина», «Выстрела» и других.

А в учебнике у нас перед статьёй о Баратынском эпиграф - слова Пушкина о нём: «…Он шёл своей дорогой один и независим». Как вы это понимаете?

4. Ну, а начать знакомство с творчеством Е.А.Баратынского мне хотелось бы с его стихотворения «Муза». Это что или это кто? (вдохновение).

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица не общим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

5. Комментарий учителя. Муза Баратынского отличается прежде всего «лица не общим выраженьем». Эти слова стали крылатыми: так говорят об оригинальной, неповторимой творческой манере человека в искусстве, да и просто в жизни.

6. Ну, а теперь приступаем к изучению стихотворения «Водопад». Выразительное чтение учеником.

7. Мы с вами изучили уже несколько литературных направлений (классицизм, сентиментализм и т.д.). Как выдумаете к какому из литературных направлений можно отнести это стихотворение? (к романтизму) Докажите это.

(В стихотворении дан романтический образ природы: величественная картина водопада, «вершина», неукротимая «непогода», «бездна». Характерный признак романтизма - параллелизм состояния природы и души человека)

8. Вопросы:

«Водопад»

* Почему рёв водопада поэт называет «мятежным»?

* Что притягивает поэта к водопаду? Что его взволновало?

* В чём особенности композиции этого стихотворения?

* Как проявляется образ лирического героя в стихотворении?

* Как описан водопад?

«Чудный град порой сольётся…»

* На какие части можно разделить это стихотворение?

* На каком приёме оно построено?

* О какой «посторонней суете» говорится в последней строфе?

* Что несёт гибель поэзии?

9. Элементы сопоставительной характеристики произведений.

Сопоставим стихотворение Е.А.Баратынского с отрывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державина (само стихотворение очень большое ()о стихотворения Г.Р.Державинаатынского с орывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державинаека в искусстве, да и просто в жизни ).

Учитель читает стихотворение Державина.

Вопрос: что общего в стихотворениях Державина и Баратынского?

Общее: 1) лексика: Державин Баратынский

гора вершина

рёв рёв, ревучей

бездна бездна

шумит шуми

2) звуковой эффект: шум, рёв водопада

3) общее впечатление величественной картины природы

Вопрос: Чем отличается описание водопада у двух поэтов?

(Образы, созданные Державиным, прежде всего зрительные: картина мощного сверкающего водопада. Его образы создаются метафорами, богатыми красками:: «алмазна гора», «жемчугу бездна и сребра», «синий холм». У Баратынского же восприятие образов преимущественно звуковое: «шуми, шуми», «протяжный вой», «протяжный отзыв», «свищет аквилон», «непогодою ревучей», «рёв мятежный»)

!!! Кроме того, впечатление усиливает звукопись - аллитерации на шипящие и «р», имитирующие шум водопада, свист ветра («шуми, шуми», «вершины, протяжный», «свищет», «скрыпучей», «рёв мятежный соглашен» и т.п.)

10. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Какой из двух предложенных музыкальных отрывков наиболее точно отражает внутреннее состояние лирического героя стихотворения «Водопад»?

1) Музыка счастья; 2) «Шторм».

11. А теперь поработаем глазами. Книга Державина с изображением водопада (нецветная, простая). Перед вами четыре картинки с изображением водопада. Какая, по вашему мнению, лучше всего подойдёт, чтобы проиллюстрировать «Водопад» Баратынского?

12. Итак, подводя итого анализу данного стихотворения можно сказать, что лирический голос поэта откликается на «мятежный» голос природы. Как любое явление находит отзыв в другом, так взаимный отклик находят друг в друге человек и природа.

13. Выразительное чтение учеником стихотворения «Чудный град порой сольётся…».

14. Работа над стихотворением по вопросам, написанным на доске.