Метро «Таганская» расположена между станциями «Курская» и «Повелецкая» Кольцевой линии Московского метрополитена.

История станции

Открытие станции «Таганская» состоялось в 1950 году.

История названия

Станция названа по площади Таганская, на которую выходит вестибюль станции. Площадь в свою очередь названа в честь района Таганка. Начиная с XVI века, здесь находилось поселение ремесленников, которые занимались изготовлением таганов - подставок под котлы.

Описание станции

Путевые стены станции облицованы керамической плиткой желтого оттенка и серым мрамором. Пол станции покрыт красным и серым гранитом. Пилоны обложены светлым прохоро-баландинским мрамором. Центральный зал освещают люстры, каждая из которых состоит из 10 светильников и расписана майоликой. Голубой цвет майолики и светлый мрамор делает тяжелую пилонную конструкцию станции легкой и светлой.

Тема оформления станции посвящена «Советской армии». Пилоны станции украшены барельефами, изображающими воинов: моряки, летчики, пехотинцы, партизаны и кавалеристы. Скульптуры и название станции выполнены с использованием майолики. Некоторые элементы покрыты позолотой.

В южном торце станции когда-то была установлена скульптурная группа, изображающая Сталина в окружении детей. Позже скульптуру заменили на панно, изображающее Ленина и гербы советских республик, но и это панно не дожило до наших дней. В 1979 году во время строительства перехода на станцию «Марксистская» панно пришлось убрать.

Еще одно панно сохранилось на потолке промежуточного зала, разделяющего два последовательных эскалатора, по которым пассажиры входят в зал. Панно называется «Салют Победы». Автор работы А. К. Ширяев.

Технические характеристики

«Таганская» - трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 53 метра. Авторы станции - А. А. Медведев и К. С. Рыжков.

Вестибюли и пересадки

На станции есть пересадки на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии. Переход находится в торце станции. Лестничный переход в центре зала ведет на станцию «Марксистская» Калининской линии.

Достопримечательности

Наземный вестибюль станции расположен очень близко от церкви Николая Чудотворца на Болвановке, построенной в 1697-1712 годах.

А мы гуляли, а мы не знали,
До поры, до времени, где живем -
Пролетарская, хулиганская, да ты станция,
Да ты Таганская,
Станция Таганская

Любэ "Станция Таганская"

Станция "Таганская" открыта в 1950 году и названа в честь Таганской площади на которой стоит ее вестибюль. Удивительно, но многие иновации внедрялись именно здесь. В 1950-м тут тестили новые малогабаритные поломоечные машинки, в 1967 тут установили разменные автоматы. Ко всему прочему, это одна из красивейших станций Московского метро.

ТТХ станции.

Обратите внимание, на букву М, обрамленную венком. Сейчас ее нет. Куда она исчезла и почему? Также если приглядеться, то надпись гласит, что метрополитен имени таки Кагановича.

Уникальнейшее фото. Отделка платформенной части. Установка керамических панелей в ниши. Одно панно уже собрали, а вот дальше видны пустые ниши. Также тут видно, что мраморные основания для скамеек установлены, осталось только приладить саму деревянную седушку. Кафель на путевой стене тоже похоже установлен, вместо люстр времянки и своды не побелены.

Центральный зал. Из какого то французского журнала.

Боковой зал. Раскрашенная черно-белая фотография. Тут поезд из вагонов типа Д. Теперь то мы это знаем, после посещения ретро вагонов московского метро. Тут, кстати видно, что пол либо асфальтовый, либо бетонный в боковых залах.

В глухом торце центрального зала находился барельеф, даже целая скульптурная композиция - "Сталин и молодежь". Эпично! Теперь в этом месте переход на ст.м. "Таганская" Таганско-Краснопресненской линии. Как жаль, что это все утрачено, но хорошо, что остались такие вот фото.

На сайте Мосметростроя обнаружились эскизы наземного вестибюля. Вот продольный разрез.

План. Тут хорошо видно какой крутой должен был быть пол. Сейчас на полу такой красоты нет.

1. Павильон вечером красиво подсвечивается.

2. Вестибюль у станции один. Один и наземный павильон.

3. Павильон конечно монументален, как и все наземные павильоны станций Кольцевой линии.

4. Выходы расположены симметрично с обоих сторон павильона, однако сейчас выход на правую сторону закрыт, чтобы пассажиропотоки не пересекались.

5. Павильон с обратной стороны. Сюда выходят окна служебных помещений. Здесь же виден "хвост" от эскалаторного наклона.

6. А вот и двери на выход. Еще старые, деревянные. Во время реконструкции их оставили, так как павильон теперь памятник архитектуры.

7. Потолок портала выкрашен в небесно-синий цвет.

8. Все таки деревянные двери - это определенная красота, стиль. Сейчас такого уже не делают. Не только из эстетических соображений, но и из противопожарных.

9. Кассовый зал. К сожалению сейчас в вестибюлях понаставили металлодетекторные рамки, которые в 99% случаях работают в холостую. Они очень уродуют внешний вид интерьеров станций.

10. Следующий зал - эскалаторный, в него проходим через уже новые валидаторы. Очень приятно, что вестибюли станций Кольцевой линии восстанавливают и реконструируют. Такую красоту необходимо держать в порядке.

11. На заднем фоне виден неиспользуемый сейчас выход из павильона. Я так понимаю, что планировалось попеременно использовать то правый, то левый выходы в зависимости от схемы включения эскалаторов.

12. Странно, что на исторических станциях не стали делать эскалаторы с облицовкой под дерево, например, ведь есть и негорючие материалы с возможностью нанесения любого совершенно рисунка. В таком случае даже новые эскалаторы выглядели бы более аутентично. По сути все дело в декоративных панелях.

13. На эскалаторе спускаемся в красивый аванзал. Это круглое в плане помещение с эффектным высоким куполообразным потолком. В результате реставрации, проведенной в 2005-2006 годах интерьер подновили и теперь аванзал выглядит очень симпатично. Достаточно сравнить это фото с архивным фото выше.

14. Купол украшен фреской "Салют победы". Интересный эффект, кажется, что в куполе проем, через который видно небо, салют и развивающийся советский флаг. Также нарисовано ограждение, чтобы выглядело все еще более натурально.

15. Красивый зал. Но спускаемся ниже.

16. Как всегда при входе на станцию нас встречает гермозатвор. В случае войны станция превращается в объект ГО.

17. Платформенная часть у станции очень красивая и напоминает средневековый замок. Отчасти из-за характерных низких массивных сводов, а еще из-за богатого оформления. На пилонах, поднимаясь до сводов расположены майоликовые панно с изображениями бойцов разных родов войск. Причем, как видно, в центральном зале фон этих панно небесно голубой, такой же, как цвет сводов наружного павильона. А в боковых залах точно такие же панно, но однородного белого цвета. И там и там майолика расписана золотым узором.

18. Несколько выбивается из общей картины пол. Он довольно прост и бесхитростно выложен квадратными каменными плитами серого, черного и красного цветов.

19. На станцию можно реально приходить как в музей, так как панно совершенно фантастические. Детализация поражает. Сколько труда ушло на все это. Просто фантастика.

20. В таком же синем цвете, что и фон на панно, выполнены и детали люстр.

21. Тематика станции, как многих других послевоенных - это прославление героев войны, защитников Отечества.

22. В боковых залах роскошные лавочки. Потолки тут тоже сделаны с треугольными нишами. Освещают боковые залы все те же люстры. Вообще сочетание люстр и помпезной отделки отсылают скорее к дворцовой архитектуре, чем к архитектуре транспортной.

23. В 1979 году открылась станция "Марксистская" на которую из центрального зала "Таганской" ведут три лестничных схода. Отделка лестничных сходов простоватая, стилистику оригинальной отделки станции выдерживать никто не стал.

24. Даже название станции выложено той же майоликой. Белые буквы на синем фоне - все в едином стиле с другими элементами. Сама же путевая стена выложена квадратной плиткой пирамидальной формы. Мне кажется эта граненость очень в тему.

25. Переход на "Марксистскую".

26. Еще раз хочется обратить внимание на люстры - они замечательны. Кстати тут одна лампочка перегорела и можно рассмотреть плафон. Он тоже не простой, с гравировкой.

27. Панно с изображением кавалериста. Просто красота.

28. На путевой стене вставки из светлого камня, повторяющие отделку пилонов.

29. Еще одно панно.

30. Ну насчет пола я немного ошибся, все таки какой то рисунок присутствует, выложенный из красного гранита.

31. Кстати в дальнем торце станции раньше находилась скульптурная композиция со Сталиным. Теперь там переход на Таганско - Краснопресненскую линию.

32. И еще один вид на центральный зал. По моему мнению одна из красивейших станций Московского метро.

33. Еще панно, уже из бокового зала.

34. Торцевые части боковых залов отделаны такой же плиткой, как и путевая стена, потолок тут без каких либо декоративных элементов.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте

Дата открытия станции "Таганская" кольцевой линии: 01.01.1950.
Открыта в составе участка "Парк культуры" - "Курская". В 1991-1992 годах существовал проект переименования станции в "Каменщики".

Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
Архитекторы: К.С. Рыжков, А.А. Медведев, при участии Л. Грипачевской.
Инженеры-конструкторы: Д. Дмитриев, Б.М. Прикот.

Названа по одноименным площади и улице.
Пилоны центрального зала покрыты светлым мрамором и украшены майоликовыми с позолотой панно, изображающими воинов Советской армии (скульпторы Е.П.Блинова, П.М.Кожин, А.Г.Сотников, А.Д.Бержитская, З.С.Соколова).
На пилонах со стороны зала и платформ во всю высоту сделаны неглубокие стрельчатые ниши с майоликовыми панно военной тематики (скульпторы Е. П. Блинова, П. М. Кожин, А. Г. Сотников, А. Д. Бержитская, З. С. Соколова). В центре этих композиций находятся круглые медальоны с профилями бойцов Красной Армии и со знаками различия видов войск. Ниже на белом майоликовом «свитке» написано: «Слава героям - [род войск]!». Среди родов войск моряки, танкисты, артиллеристы, лётчики, кавалеристы, пехотинцы, железнодорожники, партизаны. Между медальоном и надписью - изображение соответствующего оружия и боевых сцен. Вокруг главного медальона размещаются малые с изображениями героев истории России. По фону идёт рельефный майоликовый орнамент «травами». Всего панно 32, из них каждое повторяется четырежды. Панно в центральном зале имеют голубой фон, в боковых - белый. Путевые стены облицованы керамической плиткой кремового цвета в верхней части, в нижней - серым мрамором. Пол выложен красным и серым гранитом. Для освещения применены люстры.
В южном торце центрального зала размещалась скульптурная композиция «Сталин и молодёжь» (скульпторы Е.П.Блинова и П.А.Баландин), впоследствии замененное на панно тех же авторов с портретом В.И.Ленина, гербом СССР и союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. Сейчас нет и его: в торце устроен переход на станцию «Таганская» Таганско-Краснопресненской линии. В центре станции расположены лестницы, ведущие на станцию «Марксистская» Калининской линии.
Над залом расположена церковь Святителя Николая. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Поэтому при строительстве промежуточного зала метро инженеры решили сделать железобетонный цилиндр на поверхности и опускать его на нужную глубину, а затем соорудить над ним купол.
Станция расположена глубоко под Таганским холмом и имеет два последовательных эскалаторных наклона. Между ними – промежуточный зал, свод которого украшен росписью «Салют Победы» (художник А.К.Ширяева).