Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.
Если активный орган — нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган — верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган — верхние зубы): [в], [ф].
Если активный орган — язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — участвует в создании преграды и с каким пассивным органом — зубами, передней, средней или задней частью нёба — язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].
1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:
2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];
3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];
4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие
звуки [γ], [γ"], [н ].
Звук [н ] - носовой заднеязычный - редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .
3. Классификация согласных по способу образования:
В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на :
1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];
2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];
4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];
5) дрожащий [р], [р"].
4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации :
1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);
2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).
По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых — в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил — [в]ыл, [п"]ил — [п]ыл, [л"]ёг — [л]ог, [р"]яд — [р]ад.
Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] — [б"], [п] — [п"], [в] — [в"], [ф] — [ф"] , [з] — [з"], [с] — [с"], [д] — [д"], [т] — [т"], [м] — [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими - [ж"], [ш"], [ч"], [j].
У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] — палатальный , а не палатализованный согласный.
Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости
5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:
1) согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];
2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.
При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.
Таблица артикуляции согласных звуков
Голос и шум | Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | |||||||
губно-губные | губно-зубные | Переднеязычные | Средне-язычные | Заднеязыч-ные | ||||
зубные | нёбно-зубные | |||||||
Шумные | Взрывные | б б’ п п’ | д д’ т т’ | г г’ к к’ | ||||
Аффрикаты | ц | ч’ | ||||||
Фрикативные | в в’ ф ф’ | з з’ с с’ | ж ж’ ш ш’ | ј | х х’ | |||
Сонорные | ||||||||
Смычно-проход-ные | боковые | л л’ | ||||||
носовые | м м’ | н н’ | ||||||
Дрожащие | р р’ |
В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. - лабиализованными (или огубленными).
Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.
Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным (напр., язык), а другой пассивным (зубы, небо) Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однако пассивный орган тоже принимается во внимание. По участию активного органа согласные делятся на губные, язычные,заязычные. 1.Губные согласные с учетом пассивного органа делятся на губно-губные (билабиальные): [п], [б] губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф]. 2.Язычные согласные делятся на переднеязычные,среднеязычные,заднеязычные. переднеязычные: межзубные,зубные]; гингивальные; альвеолярные нёбные. Классификация переднеязычных согласных дорсальные– в артикуляции принимает участие весь передний край языка вместе с кончиком; по пассивному органу они зубные;апикальные - артикулируются с помощью кончика языка; по пассивному органу – альвеолярные;ретрофлексные – кончик языка загнут назад;по пассивному органу – передненёбные.Среднеязычные согласные образуются сближением средней части языка со средней частью твердого неба, т.е. по пассивному органу они средненебные, или палатальныеЗаднеязычные согласные по пассивному органу могут быть: средненебные. 3. Заязычные согласные 1) Язычковые 2) Глоточные -бывают щелевые и смычные3) Гортанные, 4)смычный гортанный.По отсутствию воздушной струи всем остальным согласным противопоставлены щелкающие.
6.Классификация согласных звуков по способу образования.
В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяют два основных вида преграды:смычка,щель.
Щелевые – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате (В,Ф)
Смычные – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка(Б,П)
Выделяются типы согласных,отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные).
Взрывные– согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:[б]П
Взрывные согласные – это разновидность смычных.
Аффрикаты – согласные сложного образования: в начале артикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель: [тˆс] Носовые -согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:[м], [н], Боковые – согласные, приобразовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами: [л], Дрожащие– согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок [р].
Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки. Щелевые, носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки. Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными. Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые ([л] и др.), дрожащие ([р], [R]), а также щелевые [j] и[w] являются сонантами.
7 .Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.
При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных:слабые исильные.
7. Классификация согласных звуков по уровню шума, глухости/звонкости, твердости/мягкости.
При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звука и, как следствие, громкость (перцептивная характеристика звуков). Различают два типа согласных: слабые и сильные.
По уровню шума:
а) сонорные: [р], [л], [м], [н], [j]; Сонорными являются такие согласные, в образовании которых участвуют голос и незначительный шум. При образовании этих согласных голосовая щель сужена, голосовые связки напряжены и колеблются под воздействием выдыхаемого воздуха.
б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.; ш умными являются такие согласные, в образовании которых шум преобладает над голосом. С этой точки зрения, они делятся на звонкие шумные, образование которых характеризуется шумом в сопровождении голоса, и глухие шумные, которые образуются только шумом (произнесение глухих шумных определяется тем, что голосовая щель открыта, а голосовые связки не напряжены и не колеблются).
а) звонкие согласные: [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и др.;
б) глухие согласные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч’] и др
По глухости/звонкости они могут образовывать пары: [д] и [т], [б] и [п] и др. У сонорных согласных тоже естьпары по звонкости/глухости: [р] – , [л] – . Глухие сонорные появляются на конце слов после глухихсогласных;
По твердости/мягкости выделяются твердые и мягкие согласные: [б] – [б’], [в] – [в’] и т.д. Приобразовании мягких согласных наблюдается палатализация, при образовании твердых – веляризация.
Место образования согласного звука - признак, показывающий, в каком месте ротовой полости воздушная струя встречает препятствие.
Эта характеристика дается с обязательным указанием активного (двигающегося) и пассивного (неподвижного) органов. Так, согласные, артикуляция которых связана с движением нижней губы, бывают губно-губными ([п], [п"], [б], [б"], [м], [м"]) и губно-зубными ([ф], [ф"], [в], [в"]). Согласные, образуемые при активном участии языка, подразделяются на переднеязычные зубные ([с], [с"], [з], [з"], [т], [т"], [д], [д"], [ц], [л], [л"], [н], [н"]), переднеязычные передненёбные ([ш], [ш"], [ж], [ж"], [ч"], [р], [р"]), среднеязычные средненёбные ([j]), заднеязычные средненёбные ([к"], [г"], [х"]) и заднеязычные задненёбные ([к], [г], [х]). Все перечисленные группы звуков отражены в таблице согласных (см. ниже).
Рассматривая таблицу (Приложение к публикации), обязательно произнесите приведенные в ней звуки. Работа собственных органов речи поможет вам понять, почему каждый звук помещен в ту или иную клетку.
Способ образования согласного - это характеристика, с помощью которой одновременно обозначается тип преграды в полости рта и способ ее преодоления.
Существует два основных способа образования преграды - либо полное смыкание органов речи, либо их сближение до расстояния щели. Таким образом, различаются смычные и щелевые согласные.
При артикуляции щелевых струя выдыхаемого воздуха выходит посередине ротовой полости, производя трение о сближенные органы речи: [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"], [ш], [шЇ"], [ж], [жЇ"], [j], [х], [х"].
Произношение смычных согласных включает момент полного затвора органов речи, когда выход воздушной струе наружу прегражден. Способ же преодоления смычки может быть разным, в зависимости от чего проводится дальнейшее деление на классы.
Смычные взрывные предполагают устранение преграды сильным и коротким толчком воздуха, который быстро выходит наружу: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"].
У смычных аффрикат плотно примыкающие друг к другу органы речи не резко размыкаются, а лишь приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха: [ц], [ч"].
Смычные носовые вообще не требуют нарушения смычки. Благодаря опущенной нёбной занавеске воздух не устремляется к месту затвора, а свободно выходит через носовую полость: [м], [м"], [н], [н"].
При образовании смычных боковых [л] и [л"] воздух тоже не соприкасается с преградой, обходя ее по своей траектории - между опущенной боковой частью языка и щеками.
В некоторых учебных пособиях носовые и боковые звуки описываются как смычно-проходные.
Смычные дрожащие характеризуются периодическим смыканием и размыканием органов речи, то есть их вибрацией: [р], [р"].
Иногда дрожащие рассматриваются не как разновидность смычных, а как отдельный, третий тип согласных наряду со смычными и щелевыми.
Фонетические чередования согласных по месту и способу образования. Фонетические чередования согласных с нулем звука
Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.
Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные. Происходит позиционное уподобление по месту образования: [с] игрой с игрой - [ш ш]убой с шубой (т.е. [с] // [ш] перед передненебным), [с] игруй с игрой - [ш:" ч"]емпионбтом с чемпионатом (т.е. [с] // [ш:"] перед передненебным).
Взрывные согласные перед щелевыми и аффрикатами чередуются с аффрикатами, т.е. с более близкими в артикуляционном плане звуками. Осуществляется уподобление по способу образования: о[т]ыгрбть отыграть - о[цс]ыпбть отсыпбть (т.е. [т] // [ц] перед щелевым).
Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных. Так, в приведенном выше примере с чемпионатом уподобление коснулось не только признака места образования, но и признака мягкости. А в случае по[д] игрой под игрой - по[ч" ш:"]екой под щекой ([д] // [ч"] перед глухим, мягким, передненебным, щелевым [ш:"]) произошло уподобление по всем четырем признакам - глухости, мягкости, месту и способу образования.
В примерах лё[г]ок лёгок - лё[х"к"]ий лёгкий, мяґ[г]ок мягок - мяґ[х"к"]ий мягкий, где [г] чередуется с [х"], а не с [к"] перед [к"], отмечается расподобление (диссимиляция) звуков по способу образования. При этом расподобление (диссимиляция) по этому признаку совмещается с уподоблением (ассимиляцией) по глухости и мягкости.
Помимо описанных выше явлений в русской речи может фиксироваться фонетическое чередование согласных с нулем звука.
Обычно не произносятся [т] / [т"] и [д] / [д"] между зубными, между [р] и [ч"], между [р] и [ц], не звучит также [л] перед [нц]. Итак, выпадение согласного представлено в следующих сочетаниях:
стл: счас[т"]ье счастье - счасливый счастливый, т.е. [т"] // ;
стн: мйс[т]о места - мйсный местный, т.е. [т] // ;
здн: уйз[д]а уезда - уйзный уйздный, т.е.[д] // ;
здц: уз[д]б узда - под узцыґ под уздцы, т.е. [д] // ;голлбн[д"]ец голландец - голлбнцы голландцы, т.е. [д"] // ;
рдц: сер[д"]йчко сердечко - сйрце сердце, т.е. [д"] // ;
рдч: сер[д"]йчко сердечко - сйрчишко сердчишко, т.е. [д"] // ;
лнц: су[л]нышко солнышко - сунце солнце, т.е. [л] // .
Сродни указанному явлению и выпадение [j]. Оно происходит, когда йоту предшествует гласный, а после следуют [и] или [ь]: мо моя - [маиґ] мои, т.е. [j] // .
Обратите внимание, что ни один фонетический феномен, связанный с уподоблением согласных по месту / способу образования или с фактом их замены нулем звука, на письме не обозначается. Согласно морфематическому (фонологическому) принципу русской орфографии позиционно чередующиеся звуки записываются одной буквой в соответствии с проверкой. Пример [ш] шубой записывается как с шубой, т.к. есть [с] игрой с игрой. Непроизносимый согласный в счасливый счастливый графически восстанавливается на основании проверочного счас[т"]ье счастье и т.д.
Рецензент
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной литературы
и языкознания Института русской филологии ТГУ имени Г.Р. Державина
Л.И. Дмитриева
М74 | Моисеева Л.С. Фонетика. Фонология. Орфоэпия: учеб.-метод. пособие для самост. работы студентов-иностранцев / Л.С. Моисеева; М-во обр. и науки РФ, ГОУВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. 57 с. Учебно-методическое пособие посвящено актуальной проблеме подготовки филолога, способного самостоятельно оценивать прогрессивность и научность различных подходов в лингвистике, и адресовано иностранным студентам, изучающим русский язык на продвинутом этапе. Предназначено как для самостоятельной работы иностранных учащихся по совершенствованию собственной речевой культуры, так и для аудиторной работы в коллективе студентов-стажеров. УДК 482.(075.8) ББК 81.2Рус-923 | |
Ó ГОУВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина», 2010 | ||
|
Предисловие ………………………………………………….. | |
1. Фонетика …………………………………………………... | |
1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка | |
1.2. Характеристика звуков по месту и способу образования | |
1.2.1. Характеристика гласных по месту образования | |
1.2.2. Характеристика согласных по месту и способу образования …………………………………………… | |
1.3. Характеристика согласных по признаку «твердости-мягкости» ……………………………………………… | |
1.4. Задания с комментариями …………………………….. | |
2. Фонология | |
2.1. Фонетика и фонология как самостоятельные разделы языкознания …………………………………………… | |
2.2. Фонологические школы ………………………………. | |
2.3. Задания с комментариями …………………………….. | |
3. Орфоэпия | |
3.1. Основные орфоэпические правила современного русского литературного языка ……………………….. | |
3.1.1. Произносительные нормы гласных …………... | |
3.1.2. Произносительные нормы согласных ………… | |
3.1.3. Произношение сочетаний гласных и согласных | |
3.1.4. Особенности произносительной нормы в некоторых грамматических формах ……………………… | |
3.2. Вариантность орфоэпической нормы ………………... | |
3.3. Задания с комментариями …………………………….. | |
4. Тесты……………………………………………………….. | |
Литература …………………………………………………… |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Свободное и полное овладение языком – длительный, трудоемкий, а главное, индивидуальный процесс. Учителя могут лишь вовлечь своих учеников в этот процесс, помогая им развить уверенность в способности овладеть речью, показывая им пути, давая пояснения и советы. Немногие выучивают язык сразу; для тех же, кому он дается с трудом, учитель должен по крайней мере постараться сделать изучение языка приятным и полезным.
В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова
Самостоятельная работа в системе современного гуманитарного образования является важной и необходимой составляющей научно-исследовательской деятельности студента. Формировать и совершенствовать навыки планомерной творческой самостоятельности в научном плане необходимо на самых начальных этапах обучения. Особую значимость этот вид работы имеет в среде иностранных студентов, изучающих русский язык в университете. Освоение языка на продвинутом этапе базируется на уже имеющихся у студента знаниях и умениях, поэтому в ряде случаев нет необходимости детально рассматривать некоторые языковые факты и явления, о которых у студента имеются знания, или сложившиеся лингвистические навыки позволяют учащимся полностью самостоятельно или с помощью некоторых дополнительных сведений сделать правильные умозаключения. Поэтому мы считаем, что при обучении студента-иностранца неизбежна и в педагогическом плане полезна опора на имеющиеся знания и сформированные положительные навыки ученика. Целесообразно часть материала, уже известного учащемуся или несложного для его понимания, вынести на самостоятельное освоение.
Кроме того, выполнение предлагаемых в пособии заданий позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому студенту, поскольку предоставляет ему возможность работать в том темпе, который свойствен изучающему язык (характерен для уровня его знаний и психофизических возможностей), позволяет постепенно овладевать навыками общения на языке и более результативно усваивать всю полученную информацию. Индивидуальный подход к каждому слушателю позволяет осуществить изучение языка в режиме самостоятельной работы при отработке навыков четкого правильного произношения и при формировании в практическом применении орфоэпической нормы.
Все это работает на хороший результат, способствует уверенному применению знаний русского языка на практике, расширению коммуникативных возможностей обучающихся в современном стремительно развивающемся мире. Практика преподавания показывает, что это оптимальный вариант овладения языком и современной речью.
С этой целью был составлен этот сборник упражнений с интересными и творческими заданиями, в которых даны комментарии; образцы, примеры анализа языковых единиц или явлений; некоторые справочные материалы в форме таблиц, схем или адаптированных научных текстов.
Цель пособия – профессионально-лингвистическая подготовка студентов-иностранцев, формирование лингвистического мышления, вооружение их теоретическими знаниями и практическими умениями, необходимыми для развития профессиональных компетенций.
Базируясь на имеющиеся у студентов-стажеров первоначальные знания о звуковом строе русского языка и сформированные умения и навыки произношения:
1) подготовить студента к восприятию научного материала о фонетической структуре и основных функциональных особенностях фонологической системы русского языка;
2) совершенствовать знания в области фонетики русского языка, отрабатывать орфоэпические навыки;
3) формировать культуру устной речи студентов через освоение основных особенностей произносительных стилей и овладение орфоэпическими нормами русского языка.
В результате выполняемой самостоятельной работы должны быть сформированы следующие компетенции:
– лингвистическая (владение основными положениями разделов «Фонетика», «Фонология», «Орфоэпия», умение пользоваться этими знаниями в работе с языковым материалом);
– языковая (практическое владение языком на уровне литературной нормы – орфоэпической);
– коммуникативная (владения разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужие высказывания).
ФОНЕТИКА
Классификация звуков русского языка (гласных и согласных) строится на противопоставлении одних классификационных признаков другим.
В современном русском языке звуки характеризуются по акустическим и артикуляционным признакам.
1.1. Акустическая характеристика звуков русского языка
Таблица № 1
Характеристика звуков русского языка
Гласные [и], [ы], [у], [а], [э], [о] | Согласные | ||||
Сонорные [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [ j ] | Шумные (консонанты) | ||||
Звонкие [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"] | Глухие [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅" ] | ||||
Непарные глухие [ц], [ч’], [ш̅’], [х] |
Основным органом, влияющим на акустику звука, являются голосовые связки.
Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса – музыкального тона и отсутствием шума. Напряжение голосовых связок при произнесении гласных наиболее сильное. В современном русском языке 6 гласных звуков: [и], [ы], [у], [а], [э], [о]. Они могут быть в сильной (под ударением) и в слабой (безударной) позиции. В безударной позиции наблюдается редукция звука, когда он произносится наиболее кратко и слабо. Редукция гласных в русском языке в основном представлена следующими звуками: [и э ], [ы э ], [а], [ʌ], [ь], [ъ].
По акустическим признакам согласные различаются по степени участия голоса и шума. Все согласные русского языка делятся на сонорные и шумные.
Сонорные ([л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], ) характеризуются тем, что в них голос преобладает над шумом.
Акустической основой шумных согласных является шум. Среди шумных различаются глухие и звонкие.
Звонкие образуются с помощью шума, сопровождаемого голосом. В современном русском языке к ним относятся: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж], [ж̅"].
Глухие образуются без участия голоса, с помощью шума. При произношении их голосовые связки не напряжены и не колеблются. В современном русском языке к ним относятся: [к], [к"], [п], [п"], [с], [с"], [т], [т"], [ф], [ф"], [х], [х"], [ц], [ч"], [ш], [ш̅"].
В учебной литературе обычно указывается, что большинство шумных согласных русского языка противопоставляются по глухости – звонкости: [б] – [п], [б"] – [п"], [в] – [ф], [в"] – [ф"],
[д] – [т], [д"] – [т"], [з] – [с], [з"] – [с"], [ж] – [ш], [г] – [к], [г"] – [к"]; не имеют парных звонких глухие согласные [ш̅"], [ц], [х], [х"], [ч"].
Но в действительности, в потоке речи и в вариантном произнесении, эти звуки имеют пары. См. задание № 11 (пункт 1.4).
Характеристика звуков по месту и способу образования
Похожая информация.