Стресс (от англ. stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс Нулевой стресс - невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).

Рисунок 11.8. Модель стрессовой реакции

Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Причины стресса.

Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

Рисунок 11.9. Типичные симптомы стресса

По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации.

Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

Рисунок 11.10. Основные причины стресса

Организационные факторы вызывающие стресс. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа- четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы вызывающие стресс. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т п.

Однако следует отметить, что и положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

  1. оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;
  2. разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания. Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;
  3. четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;
  4. использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;
  5. обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;
  6. выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.
  • 11. Государственное регулирование кризисных ситуаций в экономике.
  • 12.13. Государственный кредит и управление государственным долгом.
  • 17. Закупочная и транспортно складская логистика.
  • 21. Инновационный менеджмент и его особенности.
  • Для руководства инновационным мегапроектом требуется централизованное финансирование и управление из координационного центра.
  • Для руководства инновационным мультипроектом требуются координационные подразделения.
  • 23. Кадровая политика и кадровая стратегия в системе управления персоналом, виды и принципы кадровой политики.
  • 24. Кадровый маркетинг: сущность, основные принципы и элементы.
  • Кадровый маркетинг; hr-маркетинг
  • Направление маркетинга, включающее: изучение рынка труда, оценку потребностей в персонале, позиционирование компании в качестве привлекательного работодателя, продвижение брендакомпании и т.П.
  • Маркетинг персонала в России становится все более актуален, так как в некоторых отраслях конкуренция на рынке труда даже острее, чем на рынках сбыта и капитала…
  • 29. Концепция и функции логистики.
  • 37. Общая концепция стратегического менеджмента. Два основных стратегических стиля поведения организации. Потенциал организации и его оценка.
  • 44. Организация инвестиционной деятельности. Формирование инвестиционных портфелей.
  • 45. Основные этапы и важнейшие школы менеджмента.
  • 46. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
  • 47. Оценка персонала предприятия, методы оценки.
  • Виды сделок
  • 51. Понятие и природа стресса. Методы понижения уровня стресса.
  • 53. Понятие организационной культуры, ее содержание и особенности формирования.
  • 56. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц.
  • 61. Принципы инновационного менеджмента
  • 63. Природа управления и исторические тенденции его развития.
  • 66. Процесс принятия и реализации управленческого решения, его содержание и основные этапы.
  • 67. Процессный, системный и ситуационный подходы к управлению.
  • 68. Процессуальные теории мотивации.
  • 71. Регулирование и контроль в системе менеджмента.
  • 73. Рынок труда, заработная плата и занятость.
  • 75. Система управления персоналом: понятие, цели, общая характеристика основных элементов.
  • 76. Система функционального менеджмента.
  • 83. Сущность и классификация методов управление персоналом.
  • 85. Сущность и процесс менеджмента: основные теоретические подходы.
  • 87. Технология управления: понятие, содержание и виды.
  • 90. Увольнение персонала: понятие, виды, проблемы.
  • 94. Управление работой группы: понятие и виды групп, факторы, влияющие на эффективность работы группы.
  • 51. Понятие и природа стресса. Методы понижения уровня стресса.

    Стресс (от англ. stress - давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) - неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

    Природа стресса – это уникальная реакция организма на опасность. Следует уточнить, что подобное разделение происходит на стыке характерных факторов вызывающих неспецифическую реакцию. Наш мир вместе со всеми взятыми благами цивилизации является источником стрессов (факторов вызывающих это состояние). Любая жизненная ситуация может стать причиной возникновения дисфункций. Например: технические поломки в важной ситуации будь то машина, ручка на экзамене или телефон при переговорах; конфликты в семье, на работе и конечно внутриличностные; болезни; неудачи и так далее – перечислять можно бесконечно. Большинство стрессовых ситуаций из физической области перерастают, как снежный ком в психологическую область, однако реакция на раздражители остается прежней и вот тут-то нужны активные действия.

    Слово стресс в переводе с английского означает напряжение. Под стрессом Г. Селье (1979) понимал систему реакций организма в ответ на любое требование к нему, направленное на создание адаптации или приспособления организма к трудностям.

    1972 г. Всемирная организация здравоохранения приняла такое определение: стресс - это неспецифическая (то есть одна и одна и та же на разные раздражители) реакция организма на любое предъявленное к нему требование. Стресс - это ответ на угрозу, реальную или воображаемую.

    Фазы и компоненты стресса

    Когда человек попадает в стрессовую ситуацию и старается адаптироваться к воздействию стрессора, этот процесс, по Г. Селье, проходит три фазы:

    1. Фаза тревоги. Организм мобилизуется для встречи с угрозой. Происходят биологические реакции, обусловливающие борьбу или избежание. В физиологическом плане наблюдаются определенные сдвиги: сгущение крови, повышение давления, увеличение печени и т.п.

    2. Фаза сопротивления. Если воздействие угрозы продолжается и ее нельзя избежать, организм старается сопротивляться ей или справляться с нею. Физиологические реакции превышают норму, поэтому тело становится более уязвимым для других стрессоров. Например, когда вы заболели, то острее реагируете на неприятности. Наконец, тело адаптируется к стрессу и возвращается к нормальному состоянию.

    3. Если стресс продолжается и человек не в состоянии адаптироваться, ресурсы организма могут истощиться. Фаза истощения, подверженность усталости, физические проблемы приводят к болезням и даже к гибели организма. Те же самые реакции, которые позволяют сопротивляться кратковременным стрессорам (усиление энергии напряжения мышц, недопущение признаков боли, прекращение пищеварения, подъем давления крови), при продолжительном действии вредны. Вот какова схема этого процесса:Стрессор → Стресс → Здоровая адаптация или болезнь

    Более поздними исследованиями было установлено, что не только биологические условия могут послужить причиной болезни. Во-первых, между стрессором и стрессом содержится индивидуальная оценка события - одни люди могут воспринять это событие как неприятное, другие как приятное, третьи как нейтральное. Во-вторых, между стрессом и его следствиями важным промежуточным звеном выступает то, как индивид справляется со стрессом. Не каждый в состоянии стресса ведёт себя одинаково, не все заболевают: для кого-то стресс будет даже приятным вызовом.

    ПРЕОДОЛЕНИЕ СТРЕССА Преодоление - это изменчивые усилия, какими человек отвечает на требования, выдвигаемые стрессом. Преодоление - это не одна-единственная стратегия, применяемая всегда и везде. Люди преодолевают стрессы по-разному. Эффективный ответ на стресс, ведущий к адаптации - это применение такой стратегии взаимодействия со стрессором, которая значительно снижает переживание стресса.

    Не следует ожидать возможности полностью избежать стресса. Как мы видели, стресс сам по себе - не обязательно что-то плохое. Определённый объём или уровень стрессов в нашей жизни является естественным, и мы это учитываем. Стресс часто является естественным следствием жизни в реальном мире. Лишь использование неэффективных способов борьбы со стрессами может огорчать и приносить несчастье.

    Успешные способы преодоления стресса

    Многообразие способов преодоления стресса можно уместить в четыре большие категории:

    1) активное взаимодействие со стрессором или влияние на саму проблему;

    2) изменение взгляда на проблему, изменение отношения к ней или другая интерпретация проблемы;

    3) принятие проблемы и уменьшение физического эффекта от порождаемого ею стресса Как базовые методы снижения уровня стресса рассматриваются безлекарственные методы лечения - физические тренировки, отказ от курения, различные диетические мероприятия, психотерапия, и другие.

    И хотя с их помощью, как правило, нет возможности получить быстрый лечебный эффект, при длительном применении они способны замедлить развитие заболевания.;

    4) комплексные способы, которые объединяют в себе перечисленные выше группы.

    52. Понятие и сущность управленческого решения. Классификация управленческих решений. Управленческому решению присущи как черты, свойственные всем решениям, принимаемым человеком независимо от сферы деятельности (наличие выбора осознанного и целенаправленного), так и особенные черты, характерные именно для решений, принимаемых в процессе управления.

    Управленческое решение:

    Формирует управляющее воздействие, связывая таким образом, субъект и объект управления;

    Становится результатом творческой мыслительной деятельности человека, в основе которой лежат познание и сознательное использование объективных законов, привлечение личного опыта;

    Определяет круг действий субъекта и объекта управления для достижения общих целей данной системы, т.е. ведет к действию, практическим результатам.

    Таким образом, управленческое решение - это творческий акт целенаправленного воздействия субъекта управления на объект, основанный на знании объективных законов и опыте и ведущий к практическим результатам

    Основными факторами, оказывающими влияние на качество управленческого решения, являются: применение к системе менеджмента научных подходов и принципов, методов моделирования, автоматизация управления, мотивация качественного решения и др.

    Классификация решений позволяет изучить их особенности и выбрать наиболее эффективные в условиях конкретной задачи. Однако в связи со сложностью условий (влияющих факторов), целей принятия решений, требований и струк­туры решения создать простую и четкую их классификацию представ­ляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений.

    Выбор и практическое использование той или иной классификации определяется конкретными условиями принятия решений. В обоб­щенном виде классификация управленческих решений такова:

    По объекту управления : Маркетинговые, Производственные, Финансовые, Кадровые

    По характеру процесса принятия решения выделяют :

    Интуитивные решения - выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен.

    Решения, основанные на суждениях, - выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом.

    Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

    По количеству альтернатив выделяют :

    Стандартные решения - однозначный выбор, но он не имеет характер безоговорочной правильности и не вполне может соответствовать истинной причине проблемы;

    Многоальтернативные решения. Многовариантная разновидность решений встречается не так часто, характеризуется множеством вариантов решения;

    Инновационные решения - выбор при отсутствии очевидных альтернатив. В данном случае идет процесс переключения с рационального на творческое мышление, а затем снова на рациональное. При анализе вариантов решения может быть использован метод комбинирования лучших черт известных альтернатив.

    По срокам действия: Постоянные (о технике безопасности), Длительного действия (должностная инструкция), Периодические (ежеквартальные) , Краткосрочные (диспетчирование), Разовые (о премировании)

    По частоте принятия решений выделяют:

    Единовременные решения - решения крупных проблем. Примером таких решений может быть решение о создании или ликвидации предприятия;

    Циклические решения - решения проблем, имеющих известный цикл.

    Частые решения - решения, необходимость в принятии которых возникает в случайные моменты времени по несвязанным между собой проблемам настолько часто, что процесс можно считать непрерывным.

    По форме: Письменные, устные

    По возможности автоматизации : Программируемые (связаны с большим объемом ин формации), Поддающиеся частичной автоматизации (когда необхо димо переработать большой объем информации за ко роткий срок, автоматизация - в рамках частных задач) , Принимаемые на основе только логического обосновании , Неисследованные (на основе интуиции и опыта работы)

    По времени наступления последствий для объекта управления выделяют:

    Стратегические решения - решения относительно набора действий, направленных на достижение целей организации посредством ее приспособления (адаптации) к изменениям внешней среды.

    Перспективные решения - решения, направленные на принятие и реализацию перспективных планов;

    Текущие решения - решения, развивающие и уточняющие перспективные решения и принимающиеся в рамках подсистемы или этапа одного из его циклов, например цикла разработки.

    Стабилизационные решения - решения, принимающиеся для обеспечения нахождения системы и ее подсистем в области управляемых или допустимых состояний.

    По природе и специфике способам воздействия на объект управления : Политические Экономические Технические

    По степени важности учета временных ограничений выделяют :

    Решения в реальном масштабе времени - решения, принимаемые и реализуемые достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом, в том числе и при возникновении нештатных ситуаций управления. К этой категории решений можно отнести все решения по реально протекающим процессам;

    Решения, принимаемые в течение одного из этапов, - решения,ограниченные по времени рамками определенного этапа;

    Решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия, - это прежде всего решения относительно начала какого либо процесса или единичного действия;

    По составу и сложности реализации решения выделяют:

    Простые решения - решения, реализуемые при выполнении одного действия;

    Процессные решения - решения, реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий:

    Алгоритмизированные решения - с четко определенными последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение;

    Размытые решения - слабоструктурированные по составляющим действиям и срокам их выполнения, т.е. решения, в которых не произведено однозначного распределения обязанностей и(или) ответственности за реализацию действий, составляющих решения.

    По характеру учета изменения условий реализации решения выделяют:

    Гибкие решения - решения, алгоритмы реализации которых предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;

    Жесткие решения - имеют единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления…..

    Возможны и другие подходы к классификации решений. Это обусловлено многообразием решений и существенных для конкретного случая факторов.

    Стресс – особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение.

    Фактически стресс представляет собой реакцию организма, вызванную необычной ситуацией, которая выходит за пределы того, что привычно. Поэтому не стоит бояться стресса, он является естественной реакцией. Опасность представляет не столько стресс, сколько неумение с ним справляться.

    Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, чрезмерные создают проблемы для людей и организаций.

    Стресс имеет конкретные проявления, в большинстве случаев они имеют индивидуальный характер. Но можно выделить ряд признаков, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса:

    1. невозможность сосредоточиться;

    2. слишком частые ошибки;

    3. ухудшение памяти;

    4. частое возникновение чувства усталости;

    5. слишком быстрая речь;

    6. частые боли в голове, спине, в области желудка, не имеющие органической причины (не вызванные какой-либо болезнью);

    7. повышенная возбудимость;

    8. отсутствие удовлетворения от работы;

    9. потеря чувства юмора;

    10. увеличение количества выкуриваемых сигарет;

    11. пристрастие к алкогольным напиткам;

    12. постоянное ощущение недоедания;

    13. плохой аппетит;

    14. невозможность вовремя закончить работу.

    Естественно, у человека, находящегося в состоянии стресса, не должны наблюдаться все эти симптомы, всего нескольких из них достаточно, чтобы заподозрить достаточно серьезные проблемы.

    Выделяют пять разновидностей стресса:

    1. Физиологический стресс вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием.

    2. Психологический стресс в качестве основной причины имеет неблагоприятные, фрустрирующие, то есть связанные с неудовлетворенностью отношения с окружающими.

    3. Эмоциональный стресс вызывается слишком сильными чувствами. Он возникает в опасных, угрожающих ситуациях, когда человек подвергается смертельной опасности или ему грозит утрата чего-то очень важного: может возникать и в результате слишком неожиданного радостного события.

    4. Информационный стресс – это результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации. В обоих случаях принятие решения оказывается крайне затруднительным: при недостатке информации возникают неопределенности высокой степени, при переизбытке информации имеется слишком много факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений.

    5. Управленческий стресс возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой.

    Можно выделить ряд факторов, увеличивающих возможность возникновения стресса. Воздействия не всех из них можно избежать, но если руководитель будет знать о том, что приводит к стрессу, он сможет организовать работу так, чтобы максимально уменьшить их воздействие.

    1. К стрессу приводят особенности трудового процесса (высокие нагрузки, требующие концентрации усилий, однообразие работы, необходимость выполнить множество самых разнообразных действий, из-за чего повышается темп деятельности, отсутствие времени для отдыха - всё это часто приводит к физическому и психическому истощению).

    Избежать этого помогает разумная организация труда, при которой работник не перегружается, а периоды работы перемешиваются с отдыхом.

    2. Слишком высокая ответственность, возлагаемая на руководителя или работника (с данным фактором можно справиться при помощи психологических методов - людям свойственно преувеличивать опасности и необратимость каких-то неприятных событий, это следует учитывать). Следует помнить, что без ошибок не обходится ни один человек, а совершенство недостижимо. Даже руководители, достигшие самых высоких должностей, совершали ошибки. Поэтому главное состоит не в том, чтобы не допускать ошибок, а в том, чтобы вовремя их признавать и прилагать усилия для их исправления. Если средства самовнушения не помогают, и страх перед ошибкой остается очень сильным - необходимо обращаться к психологу.

    3. Неблагоприятная моральная атмосфера в коллективе (кажется, что работа идет своим чередом, все обязанности работники выполняют нормально). Однако качество работы все-таки незаметно снижается. Причина в том, что отношения в коллективе конфликтные, сотрудники не только не помогают, но и стремятся незаметно нанести ущерб друг другу.

    В некоторых организациях руководители намеренно создают такие условия работы, в которых сотрудники должны соперничать друг с другом. Иногда это делается для того, чтобы отвлечь внимание подчиненных от недостатков самого руководителя. В построении отношений на соперничестве есть смысл, соревновательность – сильный мотив для более высоких достижений. Но рано или поздно эта система приводит к утомлению и истощению работников, т.к. в состоянии борьбы не может жить длительное время ни один человек. В такой ситуации побеждает самый выносливый, но и он вскоре начинает сдавать свои позиции. Это не означает, что от соревновательности следует отказываться. Задача руководителя - обеспечить разумный компромисс между 2-мя крайностями. Где можно обойтись без соперничества, без него надо обходиться.

    4. Слишком малая нагрузка, вызывающая беспокойство, фрустрацию и чувство безнадежности. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, начинает сомневаться в собственной ценности и положении в организации, ощущает себя невознагражденным.

    5. Более скрытой причиной стресса является конфликт ролей, возникает, когда к работнику предъявляются противоречивые требования (продавец получает задание реагировать на просьбы клиентов и одновременно другое указание – наполнять полки товарами). Обычно такая ситуация складывается в результате нарушения принципа единоначалия: 2 руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Конфликт ролей возникает в результате различий между нормами неформальной группы, к которой принадлежит работник и требованиями формальной организации (человек хочет быть принятым группой и в то же время стремится следовать требованиям руководства – чувствует напряжение и беспокойство).

    6. Причина, противоположная 5. Заключается в неопределенности ролей (ситуация, когда работник не уверен в том, что от него ожидают), здесь требования не противоречивы, а уклончивы и неопределенны. Если человек не знает, что он должен делать, как должен делать, как его действия будут оценены – возникают беспокойство и тревога.

    7. Причина нередко: неинтересная, однообразная работа. Люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям. Понятие интересной работы всегда относительно. То, что интересно 1-му человеку, будет неинтересно др., следовательно, при разрешении стрессовой ситуации не стоит исходить из штампов.

    8. Стресс может возникнуть как следствие плохих физических условий (плохое освещение, слишком низкая или высокая температура, чрезмерный шум).

    Стресс могут вызвать 2 группы факторов:

    1. Организационные: повышенные требования к личности; лимит времени; расширение фронта работ; внедрение нововведений; неинтересная работа; противоречивость, предъявляемых к работнику требований; плохие физические условия работы; неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью; плохие каналы обмена информацией. Причины стресса руководителей: нехватка квалифицированных работников; затраты времени на личную обработку информации; замыкание всей информации на себе; работа вслепую с большим риском и др.

    2. Личностные: смерть близкого; свадьба (развод); увольнение с работы; болезнь; сексуальные затруднения; переход на современный или иной вид работы; крупная перестройка в бизнесе (слияние, реорганизация, банкротство); потеря, вложенных в банк средств и др.

    Все люди отличаются психофизиологическими характеристиками: одни могут выдерживать большие перегрузки длительное время, адаптируясь к стрессу; других небольшая дополнительная нагрузка выбивает из колеи; есть люди, которых стресс стимулирует, мобилизует, они могут работать с полной отдачей именно в условиях стресса. Как психологическое явление стресс поддаётся управляющим воздействиям. Большинство стрессов в жизни человека инициируется им самим.

    Одно из средств избежать стресса – уход от стрессовой ситуации путём отдыха - активной деятельности, исключающей мысль о причине стресса; переключение внимания на иные, не имеющие отношение к стрессу объекты (рыбалка, плавание, прогулки по лесу, рисование, вязание, театры, музеи и другие противострессовые мероприятия).

    Методы борьбы со стрессами у руководителей:

    Делегирование полномочий;

    Анализ стрессовых ситуаций;

    Установка ежедневных целей и приоритетов выполнения заданий; выявление причин, приводящих к стрессу;

    Общение с коллегами, др. работниками, посетителями;

    Беседы по телефону с приятелями и встречи с друзьями (вне работы);

    Физические оздоровительные занятия, переключение на активный отдых (вне работы);

    Следование оптимальному распорядку дня на работе и дома; самоустранение от стрессовых ситуаций (временный отпуск, перерыв на работе) и др.

    Вопросы для закрепления:

    1. Что такое стресс?

    2. Перечислите признаки, по которым можно определить, находится ли человек в состоянии стресса?

    3. Перечислите разновидности стресса.

    4. Перечислите факторы, приводящие к стрессу.

    5. Какие вы знаете методы борьбы со стрессом?

    Укажите один верный вариант ответа:

    1. Стресс – это…

    А) состояние здоровья

    Б) состояние души

    В) особое психологическое состояние, при котором человек переживает сильное напряжение

    Г) состояние здоровья, при котором человек впадает в депрессию

    2. Безвредны ли незначительные стрессы? а) да

    3. Физиологический стресс:

    А) вызывается слишком сильными чувствами

    Б) вызывается чрезмерными физическими нагрузками, недосыпанием, плохим нерегулярным питанием

    В) результат того, что в распоряжении человека имеется слишком много или мало информации

    Г) возникает в связи с тем, что ответственность за принимаемое решение оказывается слишком высокой

    4. Что из ниже перечисленного не поможет избежать стресса?

    А) разумная организация труда

    Б) полная отдача работе

    В) использование психологических методов

    Г) интересная работа

    Природа стресса

    В этой главе мы обсудили ряд методов управления человеческими ресурсами. Используя их должным образом, менеджмент может повысить как благосостояние своих сотрудников, так и эффективность организации. Но даже в самой прогрессивной и хорошо управляемой организации имеются ситуации и характеристики работы, негативно воздействующие на людей и вызывающие у них стресс. Сильный стресс может разрушительно воздействовать на индивидуума и, следовательно, на организацию, в которой он работает. Это еще один фактор, который мудрый менеджер должен учитывать и с которым должен уметь справляться, не давая ему помешать эффективной деятельности организации.

    Что такое стресс

    Стресс – явление обычное и частое. Мы все время от времени испытываем его, ощущая пустоту в желудке во время презентации перед классом или повышенную раздражительность во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны, но чрезмерный стресс приводит к проблемам для индивидуумов и организаций. Автор книги «Стресс и менеджер» доктор К. Альбрехт отмечает: «Стресс – естественный элемент человеческого бытия… Нам надо научиться различать допустимую степень стресса и чрезмерный стресс… Нулевого стресса просто не существует».

    Менеджеров волнует тип стресса , характеризующийся чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 18.6). Исследования показали, что к физиологическим признакам стресса относятся язвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце, а к психологическим – раздражительность, потеря аппетита, депрессия и пониженный интерес к межличностным и сексуальным отношениям.

    Чрезмерный стресс не только ухудшает эффективность и благополучие индивидуума, он дорого обходится организациям. Доктор Альбрехт утверждает: «Сегодня уже очевидно, что многие проблемы сотрудников, которые приводят к лишним затратам и снижению эффективности, а также сказываются на здоровье и благополучии людей, – это порождение психологического стресса. Стресс прямо и косвенно увеличивает расходы компании и снижает качество трудовой жизни большого числа американских работников».

    Рис. 18.6. Модель стрессовой реакции

    Причины стресса

    Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой, практическими методиками организации или событиями личной жизни индивидуума.

    Организационные факторы

    Весьма распространенной и понятной причиной стресса в организациях является слишком большая или слишком малая рабочая нагрузка. Доктор Альбрехт утверждает: «Работнику просто поручают слишком большое количество заданий или ожидают от него слишком высокого уровня производительности за определенный период времени. В этом случае обычно возникают беспокойство, раздражение, чувство безнадежности и неизбежной потери вознаграждения. Но недогрузка может вызвать такие же чувства. Работник, которому не поручают заданий, сообразных его способностям, обычно испытывает раздражение, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной системе организации и ощущает себя явно недостаточно вознагражденным».

    Второй фактор – ролевой конфликт. Он возникает, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, ему говорят, что он должен быстро реагировать на запросы клиентов, но, когда его видят беседующим с клиентом, требуют не забывать о заполнении полок товаром. Конфликт ролей часто возникает из-за нарушения принципа единоначалия. Два менеджера разных уровней нередко дают работнику противоречащие одно другому задания. Например, директор завода требует от бригадира максимально повысить объем выпускаемой продукции, а контролер качества подчеркивает необходимость соблюдения стандартов качества. Ролевые конфликты возникают и вследствие различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может испытывать напряжение и беспокойство, поскольку он, с одной стороны, хочет, чтобы его группа принимала его, а с другой – стремится выполнять требования менеджмента.

    Третий фактор – неопределенность ролей, которая возникает, если работник не знает точно, чего от него ожидают. В отличие от ролевого конфликта требования в данном случае не противоречивы, но непонятны и неопределенны. Люди должны точно знать, чего ожидает от них руководство, а также как будет оцениваться их работа.

    Четвертый фактор – скучная работа. Исследование двух тысяч работников-мужчин двадцати трех разных профессий показало, что люди, имеющие интересную работу, реже ощущают беспокойство и меньше подвержены физическим недомоганиям, чем те, кого их работа не интересует. Однако, как мы уже говорили, потребности людей в отношении интересной и сложной работы сильно разнятся; что кажется слишком трудным и скучным для одного, для другого будет интересным и увлекательным.

    Кроме этих факторов, стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например из-за слишком высокой или низкой температуры в помещении, плохого освещения или чрезмерного шума. Исследования также показали, что причиной стресса часто становятся неадекватное соотношение полномочий и ответственности, неэффективные каналы организационных коммуникаций и необоснованные требования людей друг к другу.

    Личностные факторы

    Работа представляет собой важнейший аспект жизни большинства людей, но, несомненно, каждый человек занимается делами, никак не связанными с организацией. События в частной жизни также являются потенциальной причиной стресса и могут привести к снижению эффективности труда. В табл. 18.3 представлена шкала, отображающая относительную важность стрессов, вызванных наиболее распространенными событиями в частной жизни людей. Т. Холмс и Р. Раэ, разработавшие эту шкалу, выявили, что люди, набравшие более 300 баллов, в 80 % из 100 % случаев подвержены риску испытать чрезмерный физиологический или психологический стресс. Заметьте, что позитивные события в жизни способны вызвать не меньший, а даже больший стресс, чем негативные.

    Таблица 18.3. Оценочная шкала социальной реадаптации

    Источник . T. Holmes and R. H. Rahe, «The Social Readjustment Rating Scale, Journal of Psychosomatic Research , vol. 2 (1967), p. 216.

    Инструкция по использованию шкалы. Отметьте каждое событие в вашей жизни, имевшее место в прошлом году. Сложите все отмеченные баллы. Если вы набрали 150 баллов или меньше, значит, перемен в вашей жизни было относительно немного и в ближайшие два года вы не подвержены ухудшению здоровья вследствие стресса. Триста баллов и выше в соответствии со статистической моделью прогнозирования Холмса – Раэ повышает эту вероятность почти до 80 %.

    Управление с целью повышения эффективности и снижения стресса

    Ситуация, когда эффективность высока, а уровень стресса низкий, считается идеальной. Чтобы ее достичь, менеджеры должны научиться управлять стрессом в самих себе. Во врезке 18.1 рассказывается, как менеджеры могут снизить уровень стресса своих сотрудников. Людям, страдающим от чрезмерного стресса на работе, можно посоветовать такие методы.

    1. Разработайте систему приоритетов своей работы. Распределите работу так: «Это надо сделать сегодня», «Это надо сделать на этой неделе» и «Это надо сделать, когда появится время».

    2. Научитесь говорить «Нет», когда понимаете, что больше работы взять на себя не можете. Объясните своему начальнику, что понимаете, насколько важна эта работа. Затем опишите, чем важна работа, которой вы в настоящее время заняты. Если он все же настаивает на выполнении нового задания, спросите, что именно вам следует отложить на потом.

    3. Наладьте максимально эффективные коммуникации и взаимоотношения с непосредственным начальником. Постарайтесь понять его проблемы и помогите ему понять ваши. Научите босса уважать ваши приоритеты и вашу рабочую загрузку и давать вам выполнимые задания.

    4. Спорьте с менеджером, если его требования противоречивы (ролевой конфликт). Потребуйте организовать собрание всех заинтересованных сторон для обсуждения проблемы. Не занимайте обвинительную и агрессивную позицию; просто расскажите, какие конкретные проблемы создают для вас противоречивые требования.

    5. Почувствовав, что ожидания или стандарты оценки вам не ясны (неопределенность ролей), сообщите об этом своему менеджеру или коллегам. Скажите, что некоторые моменты вам не ясны и вы хотели бы обсудить их.

    6. Если ваша работа скучная и недостаточно сложная, обсудите это с менеджером. И, опять же, не занимайте позицию жалобщика. Объясните, что вам нравится трудная и интересная работа и вы хотели бы иметь возможность попробовать свои силы в чем-то новом.

    7. Каждый день находите время для расслабления и отдыха. Запритесь на пять минут, положите ноги на стол, полностью расслабьтесь и выбросите из головы работу. Подумайте о чем-то приятном, освежите мозг… Чтобы сменить обстановку, иногда уходите из офиса. Не обедайте на рабочем месте и не задерживайтесь на работе, если есть возможность уйти.

    Врезка 18.1

    Босс может быть лучшей защитой от стресса

    Начальников часто обвиняют в ухудшении здоровья подчиненных, а мудрых супругов восхваляют как надежную защиту от стрессов. Но результаты последних исследований опровергают оба эти стереотипа: босс может стать отличной защитой от стресса, а семья нередко лишь усугубляет проблему.

    Их выводы обещают изменить наше восприятие взаимосвязей между работой, семьей и стрессом.

    «Принято считать, что крепкая семья – это надежное убежище, благодаря которому мы можем противостоять бессердечному миру, – говорит психиатр-эксперт в области стресса Аарон Бек. – Но даже самая дружная семья не способна защитить вас от стресса, связанного с работой; зато это может сделать ваш босс.»

    Важность новых исследований в том, что они вышли за рамки очевидного – что босс имеет определенную власть над чувствами подчиненного – и более глубоко проанализировали последствия взаимоотношений «начальник – подчиненный».

    Результаты этих исследований имеют большое значение для менеджеров, поскольку свидетельствуют о том, что личные качества начальника – его дружелюбие или холодность – не так важны для его подчиненных, как его помощь в процессе решения их проблем.

    Один из исследователей, профессор психологии магистратуры нью-йоркского университета Сьюзан Кобасы, утверждает: «Самый хороший босс – это тот, который спрашивает себя: «Что я могу сделать для того, чтобы мои подчиненные почувствовали, что могут работать не менее эффективно, чем я?». Он не выполняет работу вместо них, а дает им понять, что уверен в том, что они справятся с ней не хуже».

    С этим выводом согласны и другие исследователи. Психолог Кеннет Пеллетье утверждает: «Именно от начальника зависит, насколько большой стресс испытывают его подчиненные и насколько он губителен для их здоровья. И тут очень важно, дает ли он почувствовать подчиненным, что они сами способны контролировать свою работу».

    Майкл Ломбардо, ученый-бихевиорист из Центра креативного лидерства, г-н Гринсборо, Северная Каролина, описал методы, типичные для начальника, наиболее эффективного в вопросах преодоления стресса его подчиненных.

    Он обеспечивает работников инструментами для решения их проблем, но не делает это вместо них. «Правильнее – научить голодного пользоваться удочкой, чем дать ему рыбу.»

    Такой босс защищает своих подчиненных от лишних проблем. Например, если в подразделении планируются серьезные перемены в руководстве, людям необязательно знать об этом до тех пор, пока они не будут внедрены.

    Если работник не может решить ту или иную проблему, босс может посоветовать на время отложить ее или задать ему вопросы, которые помогут ему взглянуть на проблему с новой точки зрения.

    Одно исследование, четко продемонстрировавшее мощь мудрого босса, показало, что он способен защитить сотрудников даже от физических и психологических проблем, вызванных стрессом, например от ожирения, ослабления сексуальных способностей и депрессии.

    С. Кобаса и М. Пьюсетти начали свои исследования с выяснения, почему одни люди подвержены стрессам, связанным с работой, а другие – нет.

    Они провели исследование на базе 170 менеджеров среднего и высшего звена иллинойского филиала AT&T. Это подразделение отлично подходило для исследований стресса, поскольку в это время в нем происходили серьезные изменения политики и структуры организации.

    Все сотрудники испытывали сильный стресс, но те, кто пользовались серьезной поддержкой босса, болели в этот период в два раза реже, чем те, кто такой поддержки не ощущал.

    Но самым удивительным результатом исследования было то, что работники, которые считали семью надежной защитой от стрессов, страдали от стрессов, связанных с работой, больше всего. Причем это относилось даже к тем, кто имел очень надежный социальный статус: высокую зарплату или хорошую должность.

    Был сделан вывод, что наибольшему риску подвергаются не обладающие личной выносливостью люди, которые, не ощущая поддержки непосредственного начальника, обращают свои взоры к семье.

    По предположению С. Кобасы, семьи этих работников оказывали им не тот вид поддержки, которая была им нужна для преодоления проблем на работе. В то время как их должность требовала от них самодисциплины и напряженного труда, семьи часто поощряли в них такие чувства, как обида и жалость к себе.

    С точки зрения Кэри Банкер, психолога, который провел свое всестороннее исследование двухсот менеджеров нью-йоркского филиала AT&T, «дело не в том, что семья не способна стать защитой от стресса; дело в том, что она, в общем, не может защитить от стресса, связанного с работой».

    А если мудрый босс способен стать наилучшей защитой для столкнувшегося с проблемами подчиненного, то начальник с неправильными представлениями способен нанести ему и физический, и нравственный вред.

    Это подтверждает исследование 357 сотрудников Министерства обороны США, в основном, сотрудников авиабаз ВВС северо-запада страны. Оказалось, что единственным связанным с работой фактором, способствовавшим повышению холестерина в крови (основная причина сердечно-сосудистых заболеваний), был излишне властный, деспотичный начальник.

    Уильям Хендрикс, профессор менеджмента Университета Клемсона, Южная Каролина, утверждает: «Такой босс, сторонник жестких правил, больше озабочен мелочами вроде своевременного прихода на работу, чем общей картиной производительности людей. Он четко следует инструкциям и не позволяет сотрудникам нарушать правила, даже если это позволит им повысить эффективность».

    Источник . Daniel Goleman, The New York Times, in Fort Lauderdale News, February 3, 1984, p. 1D, 4D

    Другие факторы, способные снизить вероятность стресса, – правильный режим питания, физические упражнения и общий баланс в жизни. В табл. 18.4 описаны наиболее и наименее стрессовые стили жизни.

    Чтобы управлять другими людьми, обеспечивая высокую эффективность и низкую вероятность стрессов, мы рекомендуем следующее.

    1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников и попытайтесь распределять работу с учетом этих факторов. Как только они добьются успеха в одних заданиях, увеличьте их рабочую нагрузку, если они этого хотят. В подходящей ситуации расширьте их полномочия.

    Таблица 18.4. Стрессовый и не стрессовый стили жизни

    Источник . Karl Albrecht, Stress and the Manager (Englewood Cliffs. NJ.: Prentice-Hall, I9791, p. 107–108. © 1979 by Simon & Shuster. Воспроизводится с разрешения Simon & Schuster, Inc.

    2. Позвольте работникам отказываться от выполнения, если у них имеются для этого веские основания. Если все же необходимо, чтобы они выполнили задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе, обеспечив их всеми необходимыми ресурсами.

    3. Четко опишите конкретные сферы полномочий, ответственности и ожиданий. Используйте двусторонние коммуникации и обратную связь.

    4. Используйте стиль лидерства, соответствующий ситуации.

    5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу.

    6. Выступайте в роли наставника по отношению к своим подчиненным, развивайте их способности и обсуждайте с ними проблемы.

    Из книги Психология трейдинга. Инструменты и методы принятия решений автора Стинбарджер Бретт

    Как сделать себе прививку от стресса Психолог Дональд Мейхенбаум, специализирующийся на когнитивно-бихевиоральной терапии, предложил технику, которая очень полезна для конструктивной реакции на эмоционально насыщенные ситуации в трейдинге. Он назвал этот метод

    Из книги Думай как миллионер автора Белов Николай Владимирович

    Упражнение 19: «Избавляемся от стресса» Для большего эффекта важно научиться во время медитации вызывать такое состояние, когда мышцы тела перестают подчиняться сознательному контролю. Посторонние мысли, заботы и звуки уплывают все дальше и дальше с каждым выдохом. Все

    Из книги Менеджмент. Шпаргалка автора Дружинина Н Г

    68 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТРЕССА Стресс – это психологическое состояние человека.В подобном состоянии он ощущает сильное напряжение, давление, страдание.Стресс ощутимо уменьшает эффективность работы человека, и поэтому для руководителя важным элементом является создание

    Из книги Советы опытных менеджеров молодому карьеристу автора Кузьмина Татьяна

    Основные правила поведения в условиях стресса Сколько не жить, обо всем не перетужить. (Народная мудрость) Различные жизненные трудности встающие на нашем пути и заставляющие нас иногда испытывать стресс, вызывают в нашем организме некоторые биохимические реакции. Это

    Из книги Психология бизнеса: управление эмоциями автора Автор неизвестен

    3. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В последние годы за сравнительно короткий период образ жизни человека кардинально изменился. Ритм жизни ускорился, люди стали более восприимчивы к различным негативным ситуациям. Стресс стал обычным явлением, но чтобы ему успешно

    Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

    Движение в условиях стресса На основе нашего опыта работы с лидерами мы пришли к выводу, что направление движения в условиях стресса, или привычный способ руководства, – самое важное следствие из этой модели.Существует два бесполезных направления, выбирая которые

    Из книги Управление на основе ценностей. Корпоративное руководство по выживанию, успешной жизнедеятельности и умению зарабатывать деньги в XXI веке автора Гарсия Сальвадор

    Убеждения и последствия: появление стресса В идеале каждый должен уметь создавать условия, в которых его убеждения, ценности, нормы, отношение и поведение прекрасно сочетаются друг с другом и приводят к оптимальному балансу между работой и жизнью. Однако на самом

    Из книги Основы менеджмента автора Мескон Майкл

    Природа стресса В этой главе мы обсудили ряд методов управления человеческими ресурсами. Используя их должным образом, менеджмент может повысить как благосостояние своих сотрудников, так и эффективность организации. Но даже в самой прогрессивной и хорошо управляемой

    Из книги Темная сторона силы. Модели поведения руководителей, которые могут стоить карьеры и бизнеса автора Дотлих Дэвид

    Какой тип стресса спускает ваши деструкторы с цепи? Какие особенности окружения, события, проблемы, решения подстегивают ваш стресс, заставляя его усиливаться в разы? В каких ситуациях вы начинаете глотать таблетки от язвы или жалеть о том, что десять лет назад бросили

    Из книги Как привести дела в порядок [Искусство продуктивности без стресса] автора Аллен Дэвид

    ЧАСТЬ II. Результат без стресса: практика

    автора Сильва Хосе

    Заслоняясь от стресса Говорят, что одно яблоко в день избавит вас от докторов (по-английски это звучит в рифму: «An apple a day will keep the doctor away»). Сезон на яблоки или не сезон, попробуйте «избавиться от докторов», освежая свое физическое «я» с помощью медитации. Просто сядьте в

    Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

    Отражение стресса с помощью медитации Медитация – первый шаг в методе Сильвы. Когда вы медитируете, вы входите в альфа. В альфа вы свободны от стресса.Вы не можете унести с собой в альфа страх, беспокойство или враждебность – это «вотчина» бета. Если эти чувства

    Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

    Двухминутный сниматель стресса Нижеследующую процедуру можно выполнять в офисе, в припаркованной машине, в туалете или в любом другом месте, где вам никто не помешает. Не торопитесь. Отнеситесь к ней серьезно. Выполняйте ее так, словно от этого зависит ваша жизнь. (А такое

    Из книги Метод Сильвы. Искусство управления автора Сильва Хосе

    Избавление от стресса, порожденного долгосрочными лимитами времени Защита докторской диссертации – событие неординарное. Стресса прибавляет и лимит времени. Мери К. волновалась. Ей пришлось задержать начало, пока она не проверила все. Теперь времени оставалось слишком

    автора Питерс Стив

    Глава 11 Спутник внезапного стресса

    Из книги Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга [Уникальная программа управления собой] автора Питерс Стив

    Глава 12 Спутник хронического стресса

    Природа стресса. Стресс (от англ, stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возникает чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее решения, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

    Стресс - обычное и часто встречающееся явление (повышенная раздражительность или бессонница перед ответственным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

    Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением (рис. 11.8).

    Физиологические признаки стресса-язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

    Потребности в окружающей среде

    Профессиональные Личные

    Поведение (реакции на потребности)

    Н Эффективные I реакции I

    Минимальный стресс

    Неадекватные I ситуации I 1 I

    Физиологические I реакции 1

    Психологические реакции

    11.8. Модель стрессовой реакции

    Причины стресса. Существуют различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс; который мы поддерживаем в своем окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

    Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" позволяет приспособиться к новой окружающей среде.

    Когда менеджер признал, что стресс существует, он должен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса (рис. 11.9).

    По мере того как менеджеры учатся справляться с собственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

    Рис. 11.9. Типичные симптомы стресса

    Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на каждую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исключить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса* принесет пользу как ему, так и организации.

    Как видно, стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

    Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс (рис. 11.10).

    Организационные факторы. Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материальных потерь.

    Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра-

    ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникают чувства беспокойства и напряжения. Факторы, вызывающие стресс

    Организационные

    Личностные

    1 . Перегрузка 2. Конфликт ролей 3. Неопределенность ролей 4. Неинтересная работа

    1 . Уход на пенсию 2. Свадьба (развод) 3. Привлечение по суду 4. Увольнение с работы 5. Наказание (выговор) 6. Смерть близкого 7. Переход на другую работу 8. Потеря вложенных в банк средств и т.п.

    Рис. 11.10. Основные причины стресса

    Неопределенность ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

    Неинтересная работа - четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

    В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

    Личностные факторы. Каждый индивид участвует во многих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти частные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

    Однако следует отметить, что и положительные жизненные события, как и отрицательные, например свадьба, повышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., мргут вызвать такой же или даже больший стресс. 292

    Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой производительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

    1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

    2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные основания.

    Если нужно, чтобы они выполнили именно это задание, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

    3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответственности и производственных ожиданий, использовать двустороннюю коммуникацию;

    4) использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

    5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

    6) выступать в роли наставника по отношению к подчиненным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

    1. Совещание у директора фирмы "Атлант". Подводились акты работы за I квартал текущего года. Ситуация на рынке холодильников изменилась, в результате чего на складах фирмы скопилось большое количество нереализованной продукции. Директором фирмы все обвинения за упущения были возложены на коммерческого директора И.И.Петрова. В свою очередь И.И.Петров уведомил участников совещания о том, что уже в январе у него появилась тревога по поводу реализации холодильников и поэтому он дал устное указание начальнику отдела маркетинга В.П.Сидорову определить конъюнктуру рынка на февраль и март. В.П.Сидоров же на выдвинутые обвинения ответил, что он об этом впервые слышит. Возник конфликт.

    2. Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

    3. Обсудите с коллегой ярко запомнившийся Вам конфликт. Оцените правильность Вашего поведения по разрешению конфликта. Посмотрите на себя со стороны. Какие ошибки на пути преодоления конфликта совершил Ваш оппонент?

    Вопросы для повторения

    1. Что такое конфликт? Что лежит в его основе?

    2. Определите возможные последствия функционального конфликта.

    3. Выявите роль дисфункциональных конфликтов.

    4. Какие типы конфликтов Вам известны? Дайте их характеристику. Вспомните один или несколько из четырех типов конфликтов из Вашей жизни.

    5. Назовите и поясните основные причины конфликтов.

    6. Опишите пять основных стилей отношений между людьми, используемые для разрешения конфликта.

    7. Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

    8. Как Вы понимаете стресс?

    9. Представьте и поясните модель стрессовой реакции.

    10. Назовите причины стресса.

    Литература

    1. Бородин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. М, 1989.

    2. Вишнякова Н.Ф. Конфликт - это творчество. Мн., 1994.

    3. Зигерт В., Ленг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

    4. Лукьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс... Мн., 1989.

    5. МесконМ.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

    6. Селье Т. Стресс без дистресса /Пер. с англ. М., 1982.

    7. Храмов О. В. Методы познания и преодоления конфликтных ситуаций. Л., 1989.

    8. Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, конфликты. Казань, 1992.

    9. Кремень М.А. Управление коллективом. М., 1997.