Общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. Термины юридической психологии

ОРЕОЛА, ЭФФЕКТ

Тенденция позволять общему впечатлению от человека или одной конкретной необычной черте влиять на окончательное^ужде-ние об этом человеке. Часто это проявляется как предубеждение в шкалах личностного ранжирования.

Эффект ореола

halo effect) Э. о. - тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по-видимому, такая оцениваемая черта оказывает избыточное влияние на др. черты. Э. о. впервые получил свое эмпирическое подтверждение в работах Э. Л. Торндайка. Э. о. наносит серьезный ущерб системам оценки, так как он маскирует наличие индивидуальной изменчивости по различным оценочным шкалам. Было высказано много предложений по его преодолению, напр., оценивать всех людей по одной черте, прежде чем переходить к следующей; варьировать привязку шкалы, привлекать оценщиков с одинаковым уровнем знания, и проводить интенсивное обучение оценщиков. Последний способ, по-видимому, яв-ся наиболее эффективным и наиболее часто используемым подходом для противодействия Э. о. С Э. о. тесно связан "эффект дьявола" ("devil effect"), при к-ром оценивающий присуждает индивидууму низкие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум имеет низкую степень выраженности некоторой черты, к-рая считается очень важной. Э. о. (или дьявола) обычно увеличивается пропорционально тому, в какой степени оцениваемая черта оказывается неопределенной, трудной для измерения или рассматриваемой как входящая в состав др. оцениваемой черты. См. также Ошибки оценщика, Оценочные (рейтинговые) шкалы, Шкалирование Л. Бергер

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1) в форме позитивной оценочной пристрастности - "ореол положительный": если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2) в форме негативной оценочной пристрастности - "ореол отрицательный": если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе эффекта ореола (как и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.

Эффект ореола

Его суть заключается в том, что если человек в какой-то ситуации производит положительное впечатление, то возникает неосознаваемое "приписывание" ему других позитивных качеств, если они у него в последствии и не проявляются. При возникновении отрицательного впечатления, осуществляется попытка видеть в человеке только плохое, не замечая полной палитры личностных характеристик.

Среди студентов хорошо известен миф: "вначале студент работает на зачетку, а потом она на него".

Дело в том, что хорошо занимаясь в семестре и тщательно готовясь к экзаменам часть студентов получают только отличные отметки в 1-2 семестрах. В последующем, отдельные из них, в силу разных обстоятельств, стали заниматься меньше и на экзаменах не всегда отвечали на все вопросы. Но на преподавателя уже действовал "эффект ореола" и он все старался "натянуть" ответ студента на "отлично".

Эффект ореола

тенденция давать обобщенную и одинаковую оценку всем параметрам ситуации или личности без их критической дифференциации; может быть либо преувеличенно позитивной, либо негативной.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочный пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону, и наоборот. В основе Э. о., как и многих др. явлений социальной перцепции, лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию, упрощение и отбор. «Положительный ореол» в восприятии человека способствует предупреждению конфликтов с ним, т. к. возможный ущерб, наносимый его конфликтогенным поведением, недооценивается. «Отрицательный ореол» по причине переоценки ущерба может приводить к возникновению конфликтов. «Отрицательный ореол» российской власти в глазах общества часто приводит к более негативной оценке экономических и политических решений, чем они того заслуживают.

Ореола эффект

влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и черты; и, наоборот, отрицательное общее впечатление о нем не позволяет замечать его положительных качеств и черт.

Она покорила меня в первый же день знакомства… Первые впечатления были так властны, что я до сих пор не расстаюсь с иллюзиями, мне все еще хочется думать, что у природы, когда она творила эту девушку, был какой-то широкий, изумительный замысел… По прекрасному лицу и прекрасным формам я судил о душевной организации, и каждое слово Ариадны, каждая улыбка восхищали меня, подкупали и заставляли предполагать в ней возвышенную душу (А. Чехов, Ариадна).

См. Эффект ореола.

Приходилось ли вам делать выводы о человеке, зная только несколько фактов из его биографии? Например, знаете, где он получил образование, где одевается или обедает – и в вашем сознании уже родился образ. Даже один взгляд на фото позволяет представить себе личные качества человека, предположить, каков он в общении, обосновать мотивы его поступков…

Это – (нимбовая ошибка, halo effect), известное социально-психологическое явление. Например, высокого, привлекательного человека мы заранее считаем приятным, надёжным, умным, честным. Хотя, вы сами знаете, сколько в мире красивых злодеев.

При чём тут маркетинг?

Очень просто. Заменим слово “человек” на слово “компания” или “продукт” – и вот вам маркетинг.

Причём эффект ореола работает в двух направлениях. Если вам нравится один аспект чего-то (будь то человек, компания или продукт) – вы, скорее всего, будете лояльны и к остальным аспектам. А если что-то вызвало отторжение или раздражение – то этот негатив вы перенесёте на восприятие всей компании, товара, персоны.

Пример эффекта ореола? Один неудачный продукт позволяет составить мнение обо всём ассортименте. Ответ секретаря по телефону – то самое первое впечатление, которое будет перенесено на дальнейшую работу с компанией. Любое представительство фирмы – офис, сайт, социальная сеть и пр. – даёт мощнейший эффект ореола.

Почему это важно для нас с вами? Нимбовая ошибка провоцирует людей к принятию поспешных решений.

  • У них на сайте плохое юзабилити? Значит, сам сайт сделан плохо. Значит, они не уважают своих клиентов. Значит, я не буду с ними работать.
  • У их секретаря неприятный голос? Наверное, и остальные сотрудники тоже довольно неприятные люди, поищу другую компанию.
  • В их офисе бардак и негде сесть, а менеджер занят другими клиентами? Вряд ли у них хорошая продукция и сервис. Вокруг полно конкурентов…

Для малого бизнеса такие вещи смертельны. У нас нет широкой брендовой рекламы. О нас не знают все-все-все. Зачастую люди узнают о нас, только соприкоснувшись с нами (читайте в Интернете про точки входа). Поэтому эффект ореола может как поставлять нам лояльных клиентов, так и отпугивать.

Важно помнить об хало-эффекте тогда, когда вы начинаете планировать свою деятельность. Тщательно продумайте ваши возможности. Не беритесь за то, на что у вас нет времени. Недоделанный сайт, заброшенная группа в соцсетях, вечно занятый телефон – это не дополнительные точки входа, способные приносить клиентов, это негатив, который с помощью эффекта ореола распространяется на всю вашу компанию и на вас лично.

Поищите пример эффекта ореола в вашем бизнесе. Найдёте — боритесь с ним. Удачи 🙂

Эффект ореола

Распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной оценочной пристрастности («положительный ореол») и негативной оценочной пристрастности («отрицательный ореол»). Так, если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то в дальнейшем все его , черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. Если общее первое впечатление о каком-либо человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам. В основе Э. о., как и многих других явлений социальной перцепции (см. ), лежат механизмы, обеспечивающие при недостатке информации о социальных объектах, необходимой для успеха той или иной деятельности, ее категоризацию , упрощение и отбор.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Эффект ореола

Распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и качеств личностных (в условиях дефицита информации). Иначе, первое впечатление о человеке определяет его последующее восприятие и оценку, пропуская в сознание воспринимающего лишь то, что соответствует первому впечатлению, и отсеивая противоречащее. При формировании и развитии первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать:

1 ) в форме позитивной оценочной пристрастности - «ореол положительный»: если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону; в них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные как бы недооцениваются или не замечаются;

2 ) в форме негативной оценочной пристрастности - «ореол отрицательный»: если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.

В основе эффекта ореола ( и многих других явлений перцепции социальной) лежат механизмы, обеспечивающие категоризацию, упрощение и отбор информации об объектах социальных при ее недостатке.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Смотреть что такое "эффект ореола" в других словарях:

    ЭФФЕКТ ОРЕОЛА - восприятие поступков и личностных качеств человека на основе общего оценочного впечатления о нем (в условиях дефицита информации). При формировании первого впечатления о человеке эффект ореола может выступать в форме позитивной оценочной… … Профессиональное образование. Словарь

    ЭФФЕКТ «ОРЕОЛА» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на положительную или отрицательную оценку партнера по общению существенное влияние оказывает первичная информация о нем от др. лиц. Очень часто отношение воспитателя к… … Педагогический словарь

    Эффект ореола - – влияние одной конкретной необычной черты кого то или общего впечатления от него на суждение о нем в целом, на окончательное суждение (положительное или отрицательное). Ср. Эмоциональная предубежденность. Ср. одни имеют о С. Есенине хорошее… …

    Психология общения. Энциклопедический словарь

    Эффект ореола - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств. При формировании и развитии первого впечатления о человеке Э. о. может выступать в форме позитивной… … Психологический лексикон

    Общее оценочное впечатление о человеке, которое складывается в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, преобладание первого впечатления о человеке при последующем с ним общении. Термины юридической психологии … Юридическая психология: словарь терминов

    Эффект ореола (halo effect) - Э. о. тенденция оценщика (эксперта, судьи и т. д.) присуждать индивидууму высокие оценки по множеству черт вследствие убеждения, что этот индивидуум обладает определенной сильно выраженной чертой: по видимому, такая оцениваемая черта оказывает… … Психологическая энциклопедия

    См. эффект ореола. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998 …

    Феномен социальной психологии, проявляющийся в том, что при восприятии человека человеком (см. перцепция социальная) по отношению к знакомой персоне наиболее значимой и запоминающейся оказывается последняя, новая информ … Большая психологическая энциклопедия

    Ореола эффект - – влияние самого общего впечатления о человеке на дальнейшую оценку его поведения и поступков. Первоначальное благоприятное впечатление о человеке способствует тому, что не замечаются или переоцениваются положительно отрицательные его качества и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Эффект ореола... и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение , Розенцвейг Ф.. То, что мы думаем о бизнесе в немалой степени подвержено влиянию иллюзий - логических ошибок и ложных суждений, искажающих наши представления об истинных причинах результатов деятельности…

«Эффект ореола» является распространенным явлением в человеческом социуме. Он представляет собой составление поверхностного мнения об определенном человеке. По разным причинам мы не вдаемся в подробности исследования внутреннего мира другого индивидуума, и, составив о нем определенное мнение по первому впечатлению, придерживаемся его долгое время.

Особенности проявления

«Эффект ореола» еще называют навешиванием ярлыков. Мы составляем определенное мнение о другом человеке, руководствуясь собственной интуицией и эмоциональными ощущениями. Если индивидуум в чем-нибудь помог или оказал большую услугу, то он автоматически переходит в разряд «хороших», если же с ним связана неприятная ситуация, то в разряд «плохих».

Мы видим человека только с одной стороны, но практически любая личность является многогранной и интересной, и способна проявлять себя с разных ракурсов. Например, случайно узнаете, что человек, который помог по работе, является настоящим садистом и тираном в семье, и бьет свою жену и детей. Сначала сложно будет в это поверить, но когда данные подтвердятся, то вы постараетесь оправдать его. Первое впечатление о личности всегда является одним из самых сильных и его, потом, достаточно сложно изменить.

Эффект ореола может быть двух видов:

  • положительным;
  • отрицательным.

Как часто мы можем судить об индивидууме, воспринимая его только с одной стороны. Это характерно, для политических деятелей, звезд телеэкрана и т.п., мы мало знаем о них, и судим только по тому образу, который они создают на экране. Но он может значительно отличаться от действительности. Этот факт приводит к крайним проявлениям, которые можно охарактеризовать фанатизмом. Особенно это распространено среди подростков и молодежи.

Но данное психологическое явление может привести не только к обожествлению личности, но и к гонениям на нее. Этим часто пользуются многие политические деятели, создавая «эффект толпы» и превращая личность или группу личностей в «негодяев» и «изгоев».

«Эффект ореола» часто применяют обманщики и мошенники. Они знают о том, что при определенных обстоятельствах человек не будет вдаваться в подробности и воспримет ложь за чистую монету. Чаще всего они любят играть на страхе или на неожиданности. Пока жертва пребывает в состоянии стресса или эйфории, они получают все, что нужно, и исчезают в неизвестном направлении.

Один из ярких примеров мошенничества описан в литературном произведении Н.В. Гоголя «Ревизор». Находясь в ожидании приезда проверяющего, люди охотно принимают заезжего проходимца за нагрянувшего контролера.

Такое явление, как «эффект ореола», по сути, является одним из психологических эффектов. На их основе люди делают определенные умозаключения об особенностях личности. Они довольно устойчивы и могут быть использованы для разных индивидуумов, превращаясь в некое подобие психологического переноса. Например, все женщины плохо водят машину и часто попадают в аварии. Это убеждение позволяет считать, что все дамы не умеют управлять автомобилем. Однако, как показывает практика, это далеко не так.

Данное психологическое явление является производным для возникновения , когда люди, зная о том, что принимают карамельки вместо лекарства, убеждены в том, что вылечатся.

Причины возникновения

Данное психологическое явление может возникнуть при следующих условиях:

  • недостатка времени

Каждый человек представляет собой отдельный мир со своими привычками, достоинствами и недостатками. В большинстве случаев, люди ориентируются на первое впечатление о человеке, не вдаваясь в особенности его личности. На это просто не хватает времени, поскольку в век современной глобализации люди постоянно куда-то спешат и стараются . Возникает постоянный цейтнот. Каждый занят только собой, и ему нет дела до других индивидуумов. Люди ожидают, что кто-то ворвется в их жизнь и увидит всю скрытую глубину души, чем активно и пользуются разного рода мошенники.

«Эффект ореола» очень распространенное явление для работников отдела кадров и различных приемных комиссий. В силу особенностей профессии, этим людям регулярно приходится общаться с большим количеством различных личностей и отбирать их по определенным критериям. В данном случае, такое психологическое явление помогает в трудовой деятельности, создавая обобщающие образы различных индивидуумов в памяти. Это облегчает работу и позволяет эффективнее формировать кадровый состав и, тем самым, осуществлять трудовую деятельность более качественно.

Например, специалист по кадрам, основываясь на своем собственном опыте, не будет отправлять человека с математическим складом ума и замкнутым характером в отдел маркетинга или наоборот.

  • поверхностное отношение к другому человеку

Иногда, «навешивание ярлыков» негативно сказывается в процессе общения с другими людьми. Приписывание индивидуумам несуществующих качеств, осуждение, пренебрежительное отношение или обожествление – все это «побочные результаты» поверхностного отношения к другой личности.

Особенно, данный факт касается звезд шоу-бизнеса. Сам смысл их работы заключается в том, чтобы внушать телеаудитории определенное мнение о себе, создавая некий ореол славы вокруг себя. Часто бывает так, что демонстрируемые качества личности на самом деле ему не присущи. Например, человек говорит о милосердии и всепрощении, а сам со злостью пинает собаку на улице и брезгливо смотрит на нищих.

Поверхностное оценивание другого человека рождает в подростковой и молодежной среде фанатское движение. Оно построено на обожествлении своего кумира через тот образ, который он старается донести в СМИ. Реальные же качества личности, нивелируются или превращаются в тренд, например, наркомания, беспорядочные половые связи, праздная жизнь и т.п.

  • стереотипное мышление

Люди часто становятся заложниками стереотипов, например, все блондинки глупые или все люди на западе живут хорошо. Однако, реальности это далеко не так. Мы ожидаем, что люди будут вести себя в соответствии с нашими соображениями, только часто бывает наоборот. Например, отъявленный дворовый хулиган и отморозок, которому прямая дорога в тюрьму, проявляет незаурядные математические способности и становится со временем большим ученым.

  • яркая, эксцентричная личность

Благодаря своему эпатажному поведению, индивидуум добивается того, что его начинают воспринимать через созданный им образ. Со временем, для человека это превращается в настоящую проблему. Когда он пытался стать кем-то другим, он не думал о том, что это не надолго, и жить в придуманном образе невозможно.

Однако, созданный «эффект ореола» помогает прославиться и хорошо заработать, и просто необходим людям творческих профессий. Также нужно учесть тот момент, что данное психологическое явление работает в обе стороны. Ярким примером может послужить создание «образа врага» в политике или травля определенной личности в среде подростков.

Субъективизм присутствует в той или иной степени в каждой личности. На основе прожитого нами уникально опыта, мы можем составлять определенное для себя мнение о том или ином человеке. У каждого индивидуума оно будет свое, так как, сколько людей, столько и мнений.

Положительные и отрицательные моменты

Данное психологическое явление имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных моментов можно выделить следующие:

  • позволяет быстро оценивать основные качества личности другого человека

Помогает при общении с большим количеством людей и при публичных выступлениях. Этот позволяет подстроиться под собеседника и сделать диалог более конструктивным. Активно используется для подбора персонала, а также в творческой среде.

  • помогает в такого рода деятельности, как реклама и шоу-бизнес

В этом случае, «эффект ореола» просто необходим. Это помогает развитию карьеры и финансовому обогащению личности.

Среди минусов можно выделить:

  • поверхностное оценивание

Это может привести к промахам в кадровой работе и общении с людьми в целом. Ярко выраженный снобизм и навешивание ярлыков, создают отталкивающий эффект и вызывают проблемы в общении.

  • неэффективное управление

Невнимательный руководитель может упустить настоящего профессионала своего дела из-за поверхностного суждения о человеке. Например, если личность имеет скромный характер и непрезентабельную внешность, то на нее навешивается ярлык аутсайдера. Хотя, при определенных условиях, индивидуум мог бы выполнять работу целого отдела один.

  • конфликтные ситуации

Пренебрежительное отношение к другому человеку способствует возникновению неприязни. Определив на основе своего жизненного опыта какие-то базовые критерии его личности, начинаете к нему относиться соответствующим образом. Например, грубо разговариваете с продавцом, полагая, что это присущая всем работникам торговли манера общения. Однако, тем самым, можете сильно обидеть другого человека, и создать конфликтную ситуацию.

В наш век информации и ускорения темпа жизни, интерес к личности каждого отдельного человека начинает постепенно утрачиваться. Обществу достаточно первого впечатления, которое производит индивидуум, чтобы понять «все» о нем. Однако, это далеко не так. Существует масса причин, по которым мы не замечаем личности друг в друге, к ним можно отнести дефицит времени, хроническую усталость, стереотипы, крайний индивидуализм, эгоцентризм и др.

Последнее обновление: 05/07/2015

Эффект гало представляет собой когнитивную ошибку, из-за которой наше общее впечатление о человеке влияет на то, какими мы считаем его характер и личные качества. По сути, ваше общее впечатление о человеке («Он хороший!») порождает вашу оценку конкретных черт этого человека («А ещё он такой умный!»).

Наиболее понятный всем пример эффекта гало в действии - наше мнение о знаменитостях. Те из звезд, кого мы считаем привлекательными, успешными (объективная оценка на основе имеющейся у нас информации), часто считаются также умными, добрыми, приятными (субъективная оценка на основе нашего впечатления).

Определения эффекта гало

«Также известный как стереотип физической привлекательности <…>, эффект гало есть обычная склонность людей давать более высокую оценку личностных качеств или характеристик тем, кого они находят более привлекательными. Термин „эффект ореола“ используется и в более общем смысле - для того чтобы описать влияние желаемой личности или конкретного желаемого признака на формирование предвзятых суждений о человеке в абсолютно любом плане. То есть, наши чувства, как правило доминируют над когнитивными процессами, когда мы оцениваем других».

Л.Г. Стэндинг (2004)

«В исследовании, проведённом в 1915 году, сотрудников двух крупных промышленных корпораций мы попросили оценивать конкретного человека по целому ряду различных признаков, таких как интеллект, производительность, уровень технического мастерства, надёжность и т.д. Оказалось, что все эти черты в сознании людей были тесно связаны между собой… На полученные рейтинги, по-видимому, очень сильно влияла склонность думать о человеке в целом как о довольно хорошем или довольно посредственном; на суждения о конкретных качествах человека практически всегда влияет это общее впечатление о нём».

Э.Л. Торндайк (1920)

История изучения эффекта гало

Есть что сказать? Оставть комментарий!.