География

Суходол расположен в 6 км (по дорогам) южнее районного центра - села Сергиевск . Посёлок находится на левобережье реки Сургут (приток Сока).

История

Впервые населённый пункт упоминается в 1849 году , тогда он назвался деревня Богоявленка .

Статус посёлка городского типа - с 1970 года .

Самые ранние сведения о деревне Богоявленке (первоначальное название п. Суходол), как о населенном пункте, входящем в состав уездного города Сергиевск относится к 1849 году. К тому времени в деревне насчитывалось 68 дворов, в них проживало 486 жителей. Церкви в деревне не было. Ближайшая церковь была в двух верстах, в селе Сергиевские минеральные воды, куда ходили молиться крестьяне. Богоявленка (или Суходол) находилась во 2-ом стане уезда по правую сторону проезжего тракта с Сергиевских Минеральных Вод в г. Самару. Рядом с деревней протекала река Суходол. В 1859 г. численность населения деревни увеличилась и достигла количества 620 человек. В конце XIX века Богоявленка стала селом, численность жителей достигла 1149 человек.

В 1910 году в селе построили деревянную церковь с колокольней, при церкви была открыта школа грамоты.

Перед революцией 1917 года в Богоявленке численность населения возросла до 1400 человек. В конце 20-х годов колокола у церкви были сброшены, приход закрыт. Деревянный каркас церкви (построенной по принципу «без гвоздей») оказался настолько прочным, что простоял до 2000 года и был разобран, брёвна были использованы для построения колокольни у новой церкви во имя «Архангела Михаила».

После установления советской власти село Богоявленка было переименовано в Суходол. В 1928 году был образован Суходольский сельский совет. С конца 20-х годов после голода и разрухи село стало медленно расти. Так в 1931 году в селе было 248 дворов, в которых проживало 1268 человек, в основном русских. Население в основном занималось сельским хозяйством, сеяли рожь, пшеницу, овес, а также просо, горох, ячмень и другие культуры. В 1933-1934 гг. в Суходоле появилось радио.

Разработки нефтеносных и газовых месторождений на севере Губернии, привели к тому, что посёлок после Великой отечественной войны стал быстро расти, появились базы технической поддержки, инженерные службы по освоению месторождений. На юго-западе от Суходола была построена узловая компрессорная газовая станция (КС) обеспечивающая голубым топливом весь север губернии.

Население

Транспорт

Южнее посёлка проходит федеральная дорога «Урал» . В самом посёлке находится железнодорожная станция Самарского отделения Куйбышевской железной дороги Серные Воды 1 (код ЕСР 658806 ).

СМИ

  • «Наше радио » 103,2 FM, рок-станция.

Чтобы ясно и точно изложить на уроке какое-либо событие из книги или же пересказать сюжет полностью, нужно иметь под рукой отличное краткое содержание по главам. Команда «Литерагуру» предлагает вам им воспользоваться.

Суходол – место притягивающее, волнующее сознание рассказчика и его сестры. Причиной того служат истории няни Натальи – молочной сестры отца их. Всю свою тяжёлую жизнь прожила она в поместье Хрущевых: там она потеряла родителей, ухаживала за сумасшедшей тетей Тоней, влюбилась.

Но даже после всех бед, рассказчика с сестрой, Наталью и даже отца, уехавшего оттуда, с непонятной силой тянуло обратно, в родные места, в Суходол.

Глава II

Рассказчик с сестрой попали в Суходол только в позднем отрочестве.

Ливень с ослепительно-быстрыми молниями был тогда. Первой, кого они встретили, была сумасшедшая тетя Тоня, своим длинным острым носом и безумными глазами похожая на Бабу Ягу. Маленькая и толстая Клавдия Марковна, жена их дяди Петра Петровича, радостно окликала и приветствовала их, и добрая знакомая им женщина Наталья с улыбкой поклонилась им.

Глава III

Часто рассказчик с сестрой гуляли по очаровавшему их Суходолу и его живописным окрестностям.

Вернувшись домой, узнавали они от Натальи историю поместья, судьбу жителей его. И долго, долго она рассказывала…

Глава IV

Согласно преданиям, прадед рассказчика перебрался из Курска в Суходол, когда был там сплошной лес кругом.

Но во времена деда их, Петра Кириллыча, заросли почти полностью были вырублены, построены дом и сад.

Но ухаживать за поместьем и хозяйством было некому: дедушка Петр Кириллыч помешался то ли от любви, то ли от ливня упавших на него яблок; отец их, Аркадий Петрович, целыми днями пропадал на охоте с Герваськой; дядю, Петра Петровича, единственного отправили на обучение. Вот и остался дом без хозяев, на попечении дворовых.

Глава V

Изменилось всё с приездом Петра Петровича, товарищей его, Войткевича и повара-алкоголика. Барин пытался показаться радушным хозяином и преобразил жизнь, сделал веселей, праздничней; но получалось у него это неумело.

Наталья же влюбилась в Петра, что её и погубило: она, пораженная красотой, украла его зеркало, чтобы любоваться им, но пропажу обнаружили, её остригли и отправили в ссылку на хутор Сошки.

По дороге в ней бушевало множество эмоций: она хотела повеситься, сбежать, но, поборов муки любви, схоронила её в своей душе и продолжила жить дальше.

Глава VI

На Покров Петр Петрович устроил застолье. Но мешал этому дед: приставал ко всем ново пришедшим гостям, рассказывал всем про отъезд тёти.

Всем известна была та история: Войткевич ухаживал за Тоней, соблазнил её, а затем просто уехал, из-за чего девушка помешалась.

Пир длился до вечера. Встав рано утром, Петр Кириллыч стал двигать массивную мебель, чем разбудил Герваську. Во время произошедшей ссоры, мужчина, «злой как чёрт», ударил дедушку в грудь. Он упал виском на угол и умер.

Глава VII

В отсутствие Натальи происходит ещё два события: Петр Петрович женится, а затем братья отправляются на войну.

Через два года новая барыня, Клавдия Марковна, послала вернуть Наталию, чтобы та присматривала за помешавшейся Тоней.

Через некоторое время после возвращения вспоминала девушка свою ссылку, настолько отличалась Сошка от Суходола: хата была опрятна и красива, хозяева относились к ней, как к равной. Там же ей приснилось два сна, предсказавшие ей судьбу.

Глава VIII

Радостно и волнительно было для Натальи возвращение. Многое изменилось. И во многое ей сложно было поверить.

Но страшное предчувствие какой-то беды тяготило её.

К Тоне привезли колдуна, который должен был вылечить её тоску. Но помог он ненадолго.

Летом не вернулись хозяева, по причине раны Петра Петровича. После слухов о войне стал наполняться Суходол всякими бродягами. Был среди них Юшка, «провинившийся монах».

Глава XI

Хотя родом был Юшка из мужиков, не работал он, а жил за счёт хвастовства, как Бог пошлёт.

Он, будучи в Суходоле, «влюбляется» в Наталью. Встретив ее однажды, сказал Юшка, что придет к ней, и не остановит она его. Исполнился первый сон, и женщина, думая, что совершается нечто неминуемое, отдавалась ему каждую ночь. Когда же наскучило Юшке, исчез он так же быстро, как и появился. А через месяц героиня поняла, что беременна.

В сентябре вернулись братья, а на следующий день исполнился второй сон: загорелась Суходольская усадьба. Наталья, увидев пожар, побежала туда со всех ног и наткнулась на кого-то, одетого в красный жупан и казацкую шапку. Ужас, который она пережила в тот вечер, освободил её от ребёнка.

Поблекла после того жизнь. Тоню свезли к мощам, и она успокоилась, как и Наталья.

Последующие слухи о воле изменили Суходол, посеяли раздор между братьями. Вскоре умер Пётр Петрович: возвращаясь из Луневы, от любовницы, попал он под копыта лошади. Первой узнала об этом Наталья, и первая оплакала его.

Глава X

Всё то, что рассказчик с сестрой слышали о Суходоле, со временем исчезло, разрушилось. Стало умирать поместье: единственные жители – Клавдия Марковна, тетя Тоня, Наталья доживали свои последние дни.

От величественного рода Хрущёвых остались только неизвестные могилы, которые не могли найти потомки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Бунин вошёл в литературу с ещё одной актуальной для начала века темой - темой нации как единой семьи. В 1910 году он создал повесть «Деревня », которая, по словам М. Горького, «впервые заставила задуматься о России...». «Так глубоко, так исторически деревню никто не брал», - писал Горький Бунину в 1920 году. Вина или беда русского народа в том, что он живёт такой нечеловеческой жизнью? Замыслу автора отвечал особый жанр - повести-хроники, выводящей на первый план мужиков и оставляющей на втором плане повествования свидетелей «со стороны». Задаче соответствовал и сюжет произведения, лишённый интриги, неожиданных поворотов, чётко выраженной завязки, фабульного развития, кульминации и развязки. Всё в «Деревне» погружено в стихию закоснелого быта, но каждая из композиционных частей повести открывала факты деревенской жизни (предыстория и история рода Красовых, судьбы крестьян). «Говорящим» является название деревни - Дурновка. В жизни Дурновки много алогичного, бессмысленного. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад. Деревня быстро гибнет. Бунт крестьян не в силах приостановить умирание Дурновки и даже ускоряет этот процесс. Поэтому так мрачен финал повести.

Для Бунина крайне сложен вопрос: кто виноват? Над ним мучительно бьётся герой повести Кузьма Красов. «...С кого и взыски-вать-то? - вопрошает он. - Несчастный народ, прежде всего - несчастный!..» Сомнения не покидают его: «Рабство отменили всего сорок пять лет назад, - что ж и взыскивать с этого народа? Да, но кто виноват в этом? Сам же народ!» Именно он, а не правительство и не тяжкая история («Татаре, видишь ли, задавили!»). Тихон Красов упрекает брата в противоречиях: «Ну, уж ты ни в чём меры не знаешь. Сам же долбишь: несчастный народ, несчастный народ! А теперь - животное!» Кузьма и в самом деле растерян («Ничего теперь не понимаю: не то несчастный, не то...»), но склоняется всё-таки - а вместе с ним и автор - к выводу о «виновности» народа.

Главные герои повести - братья Тихон и Кузьма Красовы. Тихон всю свою незаурядную силу, свой ум употребил на стяжательство, обогащение, эксплуатацию мужиков, и в итоге пришёл к духовному опустошению. Он представляет собой тип «задумавшегося» купца, пришедшего к мысли о том, что «не хлебом единым жив человек». Кузьма с его жаждой духовной жизни и гуманностью как будто противоположен Тихону: он «наиболее положительный тип» в «Деревне». Но и над ним довлеет, и его порабощает «дурновская» кровь, рождает инертность и бессилие, не даёт вырваться из заколдованного круга. С зоркостью, психологическим проникновением изобразил писатель и облик нового деревенского хозяина, и драму народного интеллигента. Но столь разные характеры призваны демонстрировать тяжкое общее наследие «пестрой души» (слова Тихона) русского человека.

В повести, запечатлевшей деревню в революционное время, Бунин показал, что обновление русской жизни не состоялось, что революция не изменила национальную психологию. Финал повести может быть истолкован символически: под натиском уродства гибнет красота (Евдокия по прозвищу Молодая выходит замуж за самого развращённого мужика деревни), пурга заметает жильё, под снегом исчезает русская деревня.

В следующей большой повести «Суходол » (1911) Бунин обратился к прошлому, к тем истокам, которые объясняют настоящее. В истории дворянского рода Хрущёвых писатель видит судьбу всей дворянской России. Интонации здесь более сложны, чем в «Деревне». Над автором сохраняют власть поэзия русской старины, отдельные черты немудрёного быта отцов, «древней семейственности, что воедино сливала и деревню, и дворню», чувство близости к предкам-«пращурам». В целом же идеализации патриархального уклада в повести нет. Мрачные картины жестокого самодурства господ и рабской покорности крепостных - в центре повествования. Впрочем, неискоренимая пассивность, рабский страх перед жизнью и чувство обречённости присущи и господам.

Со всей подлинностью, не оставляя никаких надежд, рассказал Бунин о деградации близкого ему социального мира, оказавшегося неспособным «ни к труду, ни к общежитию». Как и в «Деревне», социально-исторические обобщения сводятся к национальным особенностям русского народа. В творчестве Бунина в этот период основным стала, по его собственным словам, «душа русского человека в глубоком смысле, изображения черт психики славян». Полемизируя с современниками, например с Горьким, Бунин пытался «наметить общую историческую перспективу в жизни всей огромной страны, только что пережившей потрясения 1905-1907 годов» (О.Н. Михайлов).

Социальные потрясения обострили писательское неприятие антигуманности человеческих отношений, ощущение общей катастрофичности действительности.

С середины 1910-х годов основной идеей в творчестве Бунина стала идея страдания, которое приносит любое соприкосновение с жизнью. В этом прослеживается влияние буддийской философии, с которой писатель познакомился в Индии и на Цейлоне. Об этом рассказы «Братья» (1914), «Сны Чанга» (1916), эта идея содержится и в рассказе «Господин из Сан-Франциско».

Повесть "Суходол" Бунина, краткое содержание которой приведено в этой статье, относится к жанру так называемой "деревенской прозы". Произведение было написано в 1912 году. Стоит отметить, что прозаик не раз обращался к этой теме. Проблемам села посвящены также его рассказы "Антоновские яблоки", "Деревня".

Рассказчика всегда поражала ее привязанность к ее малой родине поместью Суходол, где она выросла обычной дворовой. Воспитав детей, она туда возвращается.

Рассказчик и его сестра все детство росли на рассказах о Суходоле. Для них это было таинственное и легендарное место.

Судьба Натальи

Наталья рано осталась сиротой. Отец ушел в солдаты, а мать умерла от страха, как пишет автор. Так она боялась гнева своих хозяев, когда всех индюшат побило градом. Оказалось, что ее родителей погубили родные дед и бабка рассказчика.

Герои приезжают в Суходол

Рассказчик и его сестра, едва приехав, ощутили очарование, которым была проникнута усадьба. Юные Хрущевы бродили по саду, узнавая места, о которых им рассказывала Наталья, когда их воспитывала. Вернувшись поздно ночью, они часто заставали ее перед образом Меркурия.

История Суходола

Прадед Петр Кириллыч сошел с ума и умер в 45 лет. Его внук утверждал, что причиной помешательства стал целый ливень яблок, который на него обрушился, пока он спал под деревом во дворе. Слуги же считали, что он тронулся умом из-за тоски после смерти любимой жены.

Отец рассказчика вспоминал, что в ту пору крепко дружил с дворовым Гевраськой. Считалось, что он внебрачный сын Петра Кириллыча. За домом пыталась приглядывать старая кормилица, но постепенно он терял жилой вид. В кратком содержании "Суходола" И. А. Бунина описывается, как пустела местность в округе.

Вторая жизнь поместья

Новую жизнь в поместье вдохнул Петр Петрович, когда вышел в отставку. Он привез своего друга Войтковича. Жизнь пошла на барский лад.

Войткович приглянулся Тоне, а Наталья влюбилась в Петра Петровича. Однажды она нашла среди его вещей зеркальце из серебра. Ее очаровала красота этой вещицы. Она тайно его украла и спрятала в заброшенной бане. По несколько раз за день она забегала в баню, чтобы полюбоваться на свое запретное сокровище. Она мечтала, что барин обратит на нее внимание и влюбится.

Но все закончилось позорно. Петр Петрович раскрыл ее преступление. Посчитал его банальной кражей, приказал ей остричь волосы и сослать в отдаленный хутор.

Поместье в руках Петра Петровича

Непросто складывались отношения с Гевраськой, который при любой возможности унижал дедушку. Старик жаловался на слугу, но постоянно его прощал. Как-то ночью старый Хрущев пошел в гостиную и начал передвигать тяжелую мебель. Он часто так делал по ночам. Гевраська на него прикрикнул, тот, поборов страх, попытался возразить, но в ответ получил сильный удар в грудь. Старик при падении ударился виском о стол и умер.

Гевраська снял с трупа кольцо (золотой образок) и скрылся.

Тем временем Наталья вернулась в Суходол. Петр Петрович к тому времени женился и уехал на Крымскую войну, где получил ранение.

Появление Юшки

Он прикидывался странником, но это оказалось невыгодным делом. Тогда он начал поносить лавру. Много пил и курил, был чрезвычайно похотлив. Барышне он понравился и стал в Суходоле своим человеком.

Вскоре Юшка положил глаз на Наталью, но ей он был противен. Однажды ночью он стал к ней приставать. Все в округе знали, что ночи он проводит в спальне барыни.

Много ночей Наталья отдавалась Юшке, теряя сознание от отвращения и ужаса к себе. Когда ему стало скучно, он просто исчез из поместья. А спустя несколько недель Наталья поняла, что беременна.

Осенью господа вернулись с войны. И сбылся вещий сон Наталья - дом в Суходоле загорелся от молнии. В ту ночь от страха она потеряла ребенка. После этого она постарела и поблекла. Ее возили к мощам, но это не помогло.

В кратком содержании "Суходола" Ивана Бунина упоминается, что из-за Крымской войны хозяйство было истощено. Братья заложили имение, купив у цыган лощадей. Она рассчитывали откормить их за зиму и продать. Но все лошади сдохли. Петр Петрович вскоре после этого погиб. Он ехал зимой из соседнего хутора от любовницы, пьяный упал с саней, бежавшая сзади лошадь размозжила голову ему копытом.

С тех пор всякий раз, как молодые хозяева приезжали в Суходол, Наталья рассказывала им про свою погибшую жизнь. А дом все ветшал. Сын Петра Петровича реализовал землю для пахоты, ехал из Суходола и стал кондуктором на железной дороге.

Хрущевы нового поколения забыли про историю своего древнего рода, они уже не могли найти могилы своих ближайших предков. Все рассказы, которые рассказчик и его сестра слышали от Натальи, казались им далекими и практически невозможными.

Анализ произведения

Отзывы о "Суходоле" Бунина" (краткое содержание по главам приведено в этой статье) были положительными и от критиков, и от читателей. В этом произведении Бунин уже не в первый раз берется за изображения картины вырождения и обнищания дворянского рода.

В данном случае речь идет о фамильном поместье Хрущевых. Характеризуя эту повесть, многие исследователи сравнивают ее с великим американским романом "Унесенные ветром", в котором точно также герои не смогли по-настоящему приспособиться к изменившимся условиям окружающей их жизни. При этом они всецело оставались принадлежавшими прошлому, а свое будущее видели весьма размытым.

С искренней горечью Бунин пишет о жалких и безуспешных попытках братьев Хрущевых восстановить былое благосостояние семьи. Но никто из них не обладает ни необходимыми знаниями, ни деловой хваткой. Смекалки и практического ума, которые были у их предков, у них нет. Их афера с лошадьми проваливается.

Все их попытки спастись смотрятся жалко и обреченно. Кажется, что будущее их уже предопределено.

При раскрытии любовной концепции в «Суходоле» особый интерес представляет история главной героини Натальи. Стоит отметить, что этот образ – не целиком плод прихотливой бунинской фантазии. В начале лета 1911 года, задумывая будущую повесть, писатель упомянул в дневнике о некой «Натахе», с которой он вел долгий разговор о крепостной жизни, и отметил специально: «Восхищается». Согласно другой точки зрения, судьба героини имеет литературное происхождение.

Так, в повести Льва Толстого «Детство» есть рассказ про экономку Иртеньевых Наталью Савишну. Центральные события в жизни обеих героинь удивительно похожи: обе они испытали несчастную любовь, за которую были наказаны ссылкой. Но в отличие от героини Толстого избранником бунинской Натальи стал не официант, а барин Петр Петрович Хрущев. Для того чтобы показать чистоту любви своей героини, Бунин использует прием сравнения, сравнивая чувство Натальи с аленьким цветком, который расцвел в сказочном саду. Наталья украла у барина зеркальце на память и была за это обвинена в краже и выслана из Суходола на восемь лет. После возвращения в Суходол с Натальей случается еще ряд драматических событий: воспринимая мир сказочным, романтическим?

по религиозным канонам, Наталья всю силу богатой своей натуры расходует впустую, добровольно принимая роль великомученицы. Над ней «измывается» барышня Антонина, Наталья имеет связь с похотливым юродивым Юшкой, который заставил героиню уступить ему, вследствие чего Наталья забеременела, но во время пожара от страха потеряла ребёнка. Но, несмотря на все эти факты, Наталья до последних дней пронесла любовь к Петру Хрущеву, считая это чувство самым удивительным и прекрасным в жизни.

Таким образом, здесь Бунин показывает одну из ключевых особенностей своей любовной концепции: любовь писатель воспринимает как двуединое начало, являющееся одновременно и счастьем, и трагедией. Позже эта позиция будет сформулирована и высказана писателем в книге «Темные аллеи »: всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.

Кроме того, в «Суходоле» обнаруживается еще одна особенность Бунинской философии любви: под действием этого чувства равны абсолютно все, независимо от социального положения. Так, второй жертвой драматичных страстей в данной повести стала барышня Антонина Петровна – дочь хозяина Суходола Аркадия Петровича. Тоня даже не заметила, как влюбилась – ей казалось, что «просто стало веселее жить».

Возлюбленным ее стал товарищ ее брата Войткевич. Он читает ей стихи, играет с ней на фортепиано, дарит цветы, по всей вероятности, имея по отношению к девушке серьезные намерения. Но Тоня по своей девичьей неопытности сама отталкивает ухажера. Она так бешено вспыхивала при каждой попытке молодого человека признаться ей в своих чувствах, что тот внезапно покидает их дом. Тоня же лишилась от тоски разума: стала раздражительной, жестокой, неконтролирующей себя. Стала жить, переходя от безропотного равнодушия к приступам гневной раздражительности и безумия, в котором все окружающие видели нечто страшное и мистическое.

К роковым последствиям в рассказе любовь ведет не только женщин, но и мужчин. Так, Петр Кириллыч помешался от любовной тоски после смерти красавицы жены, а его сына Петра Петровича, лошадь, на которой тот возвращается от любовницы, насмерть зашибает копытом.

Таким образом, мы можем вывести, что любовь, описанная Буниным в «Суходоле», лишена светлых грез и имеет достаточно драматический характер, но все же это чувство, в котором писатель видит единственное оправдание бытия.