Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику.

В сборнике «Белая стая» (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему патриотизма. В сборнике появляются также первые стихи исторического содержания.

Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны:

Можжевельника запах сладкий

От горящих лесов летит.

Над ребятами стонут солдатки,

Вдовий плач по деревне звенит.

Не напрасно молебны служились,

О дожде тосковала земля:

Красной влагой тепло окропились

Затоптанные поля.

Мечут жребий о ризах твоих».

В стихотворении «Молитва» Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханъя, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар - Гак молюсь за моей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Интуитивно ощущая сдвиг времени, Анна Ахматова не может не замечать, как ее родную страну раздирает на части. Ее лирическая героиня не может радоваться, когда плачет Россия. Она чувствует этот кризис душой:

Он звал утешно,

Он говорил: «Иди сюда,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид».

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

В этом стихотворении Анна Ахматова выступила как гражданин. Она не высказала прямо свое отношение к революции. Но здесь отражена позиция той части интеллигенции, которая осталась вместе со своей родиной.

С выходом сборников «Подорожник» и «Anno Domini» гражданская лирика русской поэзии обогатилась новым шедевром, показывающим, что чувство, родившее стихотворение 1917 года «Мне голос был. Он звал утешно». не только не исчезло, а, наоборот, стало тверже:

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю.

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной,

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькало крыло, Все голодной тоскою изглодано,

Отчего же мне стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми Небывалый под городом лес,

Ночью блещет созвездьями новыми

Глубь прозрачных июльских небес, - И так близко подходит чудесное

К развалившимся старым домам.

Никому, никому не известное,

Но от века желанное нам.

В стихотворениях 30-х годов, создававшихся на тревожном фоне начавшейся мировой войны, А. Ахматова обращается к фольклору - к народному плачу, к причитанию. Сердцем она уже чувствовала предстоящую трагедию:

Когда погребают эпоху,

Надгробный псалом не звучит,

Крапиве, чертополоху,

Украсить ее предстоит.

И только могильщики лихо работают.

Дело не ждет!

И тихо, так, господи, тихо,

Что слышно, как время идет.

А после она выплывает,

Как труп на весенней реке, -

Но матери сын не узнает,

И внук отвернется в тоске.

И клонятся головы ниже,

Как маятник, ходит луна.

Так вот - над погибшим Парижем

Такая теперь тишина.

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из «Реквиема»:

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв.

Оставаясь проповедницей общечеловеческих моральных норм, Анна Ахматова понимала свою «несвоевременность», отверженность в государстве-тюрьме:

Не лирою влюбленного

Иду пленять народ - Трещотка прокаженного

В моей руке поет.

Успеете нахаяться,

И воя, и кляня.

Я научу шарахаться,

Вас, смелых, от меня.

В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:

Зачем вы отравили воду

И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу

Вы превращаете в вертеп?

За то, что я не издевалась

Над горькой гибелью друзей?

За то, что я верна осталась.

Печальной родине моей?

Пусть так. Без палача и плахи

Поэту на земле не быть.

Нам со свечой идти и выть.

Вершиной гражданской поэзии Анны Ахматовой можно назвать ее поэму «Реквием», которая была опубликована только в 1988 году. «Реквием», «сотканный» из простых «подслушанных», как пишет Ахматова, слов, с большой поэтической и гражданской силой отразил свое время и страдания материнской души:

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В поэме просматривается форма притчи, плача. Это плач матери, потерявшей своего сына. Поэма доказывает нам, что сталинский режим не задавил поэтического слова Ахматовой, которая правдиво и открыто говорит о трагедии своего поколения.

В годы войны Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в Ташкенте, она не переставала думать и писать о покинутом городе. В ее стихах и материнские слезы и сострадание:

Постучи кулачком - я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда.

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне веточку клена

Или просто травинок зеленых,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студеной воды.

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

Лирика Анны Ахматовой в военные годы полна сострадания судьбе страны и веры в ее будущее:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем навеки!

Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. История России в поэзии Анны Ахматовой - это прочувствованный рассказ смелой женщины, сумевшей в годы всеобщего молчания сказать нелегкую правду о своей стране.

Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику.

В сборнике “Белая стая” (1917 г.), подводящем итог раннему творчеству поэтессы, впервые лирическая героиня Анны Ахматовой освобождается от постоянного любовного переживания. В нем появляются библейские мотивы, осмысливаются понятия свободы и смерти. И уже здесь мы находим первые стихи Ахматовой на тему патриотизма. В сборнике появляются также первые стихи исторического содержания. Тема Родины все больше заявляла о себе в ее поэзии. Эта тема помогла Анне Ахматовой в годы первой мировой войны занять позицию, отличавшуюся от официальной точки зрения. Она выступает как страстная противница войны:

Можжевельника запах сладкий
От горящих лесов летит.
Над ребятами стонут солдатки,
Вдовий плач по деревне звенит.
Не напрасно молебны служились,
О дожде тосковала земля:
Красной влагой тепло окропились
Затоптанные поля.
Низко, низко небо пустое,
И голос молящего тих:
“Ранят тело твое пресвятое,
Мечут жребий о ризах твоих”.

В стихотворении “Молитва” Анна Ахматова молит судьбу о возможности принести в жертву России все, что имеет:

Дай мне горькие годы недуга,
Задыханъя, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар -
Так молюсь за моей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Интуитивно ощущая сдвиг времени, Анна Ахматова не может не замечать, как ее родную страну раздирает на части. Ее лирическая героиня не может радоваться, когда плачет Россия. Она чувствует этот кризис душой:

Мне голос был.
Он звал утешно,
Он говорил:
“Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.
Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну черный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид”.
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

В этом стихотворении Анна Ахматова выступила как гражданин. Она не высказала прямо свое отношение к революции. Но здесь отражена позиция той части интеллигенции, которая осталась вместе со своей родиной.
С выходом сборников “Подорожник” и “Аппо Вогтш” гражданская лирика русской поэзии обогатилась новым шедевром, показывающим, что чувство, родившее стихотворение 1917 года “Мне голос был. Он звал утешно…” не только не исчезло, а, наоборот, стало тверже:

Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключенный, как больной,
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час…
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.

Милый сердцу поэтессы дореволюционный мир был разрушен. Для Ахматовой и многих ее современников это стало настоящей трагедией. И все же она находит внутренние силы благословить вечную новизну жизни:

Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же мне стало светло?
Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес, -
И так близко подходит чудесное
К развалившимся старым домам…
Никому, никому не известное,
Но от века желанное нам.

В стихотворениях 30-х годов, создававшихся на тревожном фоне начавшейся мировой войны, А. Ахматова обращается к фольклору - к народному плачу, к причитанию. Сердцем она уже чувствовала предстоящую трагедию:

Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху,
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке, -
Но матери сын не узнает,
И внук отвернется в тоске.
И клонятся головы ниже,
Как маятник, ходит луна.
Так вот - над погибшим
Парижем Такая теперь тишина.

Тридцатые годы стали для Анны Ахматовой порой тяжелых жизненных испытаний. Она оказалась свидетелем не только развязанной фашизмом второй мировой войны, но и началом войны советской России со своим народом. Репрессии 30-х годов затронули многих друзей и единомышленников Ахматовой, разрушили ее семью. Отчаяние и боль слышны в строках из “Реквиема”:

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне…

Ахматова не считает происшедшие в стране беды ни временными нарушениями законности, которые могли бы быть легко исправлены, ни заблуждениями отдельных лиц. Ведь речь шла не только о ее личной судьбе, а о судьбе всего народа, о миллионах безвинных жертв…
Оставаясь проповедницей общечеловеческих моральных норм, Анна Ахматова понимала свою “несвоевременность”, отверженность в государстве-тюрьме:

Не лирою влюбленного
Иду пленять народ -
Трещотка прокаженного
В моей руке поет.
Успеете нахаятъся,
И воя, и кляня.
Я научу шарахаться,
Вас, смелых, от меня.

В 1935 году она пишет стихотворение, в котором звучит тема трагической судьбы поэта и одновременно вызов властям:

Зачем вы отравили воду
И с грязью мой смешали хлеб?
Зачем последнюю свободу
Вы превращаете в вертеп?
За то, что я не издевалась
Над горькой гибелью друзей?
За то, что я верна осталась
Печальной родине моей?
Пусть так. Без палача и плахи
Поэту на земле не быть.
Нам со свечой идти и выть.

Вершиной гражданской поэзии Анны Ахматовой можно назвать ее поэму “Реквием”, которая была опубликована только в 1988 году. “Реквием”, “сотканный” из простых “подслушанных”, как пишет Ахматова, слов, с большой поэтической и гражданской силой отразил свое время и страдания материнской души:

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

В поэме просматривается форма притчи, плача. Это плач матери, потерявшей своего сына. Поэма доказывает нам, что сталинский режим не задавил поэтического слова Ахматовой, которая правдиво и открыто говорит о трагедии своего поколения.
В годы войны Ахматова не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в Ташкенте, она не переставала думать и писать о покинутом городе. В ее стихах и материнские слезы и сострадание:

Постучи кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у,меня не просил.
Принеси же мне веточку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

Лирика Анны Ахматовой в военные годы полна сострадания судьбе страны и веры в ее будущее:

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!

Лирика Анны Ахматовой, чья жизнь была полна трагедий лихолетья, наглядно передает нам ощущение того времени. Лирическая героиня поэтессы - это и страстный патриот своей родины, и страдающая мать, и волевая женщина, сумевшая вынести на своих плечах невзгоды времени. История России в поэзии Анны Ахматовой - это прочувствованный рассказ смелой женщины, сумевшей в годы всеобщего молчания сказать нелегкую правду о своей стране.

    • Анна Ахматова – знаковое имя поэзии первой половины минувшего столетия. Ее жизнь пришлась на сложную эпоху социальных потрясений в виде двух мировых войн и революций, коренной ломки жизненных устоев и мировоззрения людей. Вместе с русским народом Анна Андреевна пережила массовые репрессии тридцатых годов, страшное военное лихолетье. Все это наложило свой отпечаток на художественный мир поэта (Ахматова ненавидела слово «поэтесса» и никогда так себя не называла), повлияв и на тематику, и на эстетику, и на […]
    • В холодный зимний вечер иногда хочется немного оторваться от действительности и помечтать о высоком, добром, вечном. Настроиться на нужный лирический лад поможет поэзия. Стихи затрагивают наитончайшие струны души и иногда становятся спасением для человека в моменты депрессии, плохого настроения. Ярким примером тому является поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи заставляются задуматься о многом, пересмотреть свои взгляды на жизнь, иначе увидеть окружающий мир. От поэзии Анны Андреевны хочется жить, ее произведения не […]
    • На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому ее поэзия в те годы имеет антивоенный характер. Стихотворения «Утешение» и «Молитва» свидетельствуют об этом. Женщинам оставалось только молиться: Дай мне горькие годы недуга, Задыханья, бессонницу, жар, Отыми и ребенка, и друга, И таинственный песенный дар - Так молюсь за твоей […]
    • Поэтическое творчество Анны Ахматовой берет свое начало в блистательном Серебряном веке русской литературы. Этот сравнительно короткий период породил целую плеяду гениальных художников, в том числе, впервые в русской литературе, великих женщин-поэтов А. Ахматову и М. Цветаеву. Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе, это слово казалось ей унижающим, она была именно «поэтом» наравне с другими. Ахматова принадлежала к лагерю акмеистов, но во многом только потому, что главой и теоретиком […]
    • Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой «Реквием» была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы не подвергнуться репрессиям. Только после смерти Сталина поэма была записана, но правда, изложенная в ней, все еще была опасна, а публикация невозможна. Но «рукописи не горят», вечное искусство остается жить. Поэма Ахматовой «Реквием», вместившая в себе боль сердец тысяч русских женщин, была опубликована в 1988 году, когда ее автора […]
    • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
    • Персонаж Михаил Илларионович Кутузов Наполеон Бонапарт Внешность героя, его портрет «…простота, доброта, правда…». Это живой, глубоко чувствующий и переживающий человек, образ «отца», «старца», понимающего и повидавшего жизнь. Сатирическое изображение портрета: «жирные ляжки коротких ног», «потолстевшая короткая фигура», лишние движения, которые сопровождаются суетой. Речь героя Простая речь, с однозначными словами и доверительным тоном, уважительное отношение к собеседнику, группе […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны. Писатель заставляет задуматься над смыслом […]
    • Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • Композиционно поэма «Мертвые души» состоит из трех внешне замкнутых, но внутренне взаимосвязанных кругов. помещики, город, жизнеописание Чичикова, объединенных образом дороги, сюжетно связанных аферой главного героя. Но среднее звено - жизнь города - само состоит как бы из сужающихся кругов, тяготеющих к центру; это графическое изображение губернской иерархии. Интересно, что в этой иерархической пирамиде губернатор, вышивающий по тюлю, выглядит как бы фигурой марионеточной. Истинная жизнь кипит в гражданской […]
    • Каков бы не был человек, где бы он не находился, Родина навсегда остается в сердце каждого на всю жизнь. Значение этого слова также своё для каждого человека. Для одного Родина – это городская суета, шум машин и цивилизация, а другому на ум приходит поля, золотые луга, сияющие в солнечном свете, и шум березовой рощи. Однозначно ответить на вопрос, с чего начинается Родина, нельзя. Но есть общее, то, что объединяет всех людей и их представления и понятия о Родине – это слово тесно связывает нас с детством, с […]
    • Сочинение-рассуждение: Возможно ли вернуться после войны? План: 1. Введение а) От «Семьи Ивановых» до «Возвращения» 2. Основная часть а)«Странен и непонятен был родной дом» 3. Вывод а) «Уразуметь сердцем» Уразуметь «сердцем», значит понять П. Флоренский В 1946 году Андрей Платонов написал рассказ «Семья Ивановых», который затем был назван «Возвращением». Новое название более соответствует философской проблематике рассказа и подчеркивает его основную тему - возвращение после войны. Причем речь идет […]
    • Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь – это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! У Тютчева в стихах – буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • ХХ век ознаменовал себя как век страшных, кровавых войн, унесших миллионы жизней. Роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова – произведение огромного художественного масштаба, в котором автор талантливо сумел изобразить мощный ход истории и судьбы отдельных людей, не по своей воле вовлеченных в вихрь исторических событий. В нем, не отступая от исторической правды, писатель показал жизнь донского казачества, вовлеченного в бурные и трагические события истории России. Возможно, Шолохову было предначертано судьбой стать […]
    • “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена” – в этой фразе пафос изображения любви Буниным. Почти во всех произведениях на эту тему исход трагичен. Именно потому, что любовь оказалась “украденной”, она не была полной и привела к трагедии. Бунин размышляет о том, что счастье одного может привести к трагедии другого. Бунинский подход к описанию этого чувства несколько иной: любовь в его рассказах более откровенная, обнажённая, а порой даже грубоватая, исполненная неутолённой страсти. Проблема […]
    • Каждого поэта на протяжении жизни, а особенно в зрелые годы волнует тема исторического прошлого своей страны, своего народа. Поэзия для Пушкина всегда была искусством, высшим проявлением творческого духа. Обязательным условием творческой деятельности он считал свободу творчества, независимость личности поэта. В «Песни о вещем Олеге» между героем и судьбой существует некоторое пространство, которое оставляет возможность выбора, возможность отодвинуть или приблизить роковые события. Князь Олег – победитель, […]
    • Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
  • «Ахматова жизнь и творчество» - Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить… Время все расставляет по своим местам, запоздало, но справедливо. Родилась 11(23) июня 1889 г. под Одессой (Большой Фонтан). Я завет Твой, Господи, исполнила И на зов твой радостно ответила… В военные и революционные годы А.Ахматова выпустила 3 книги: - «Белая стая»; - «Подорожник»; - «Anno Domini».

    «Урок Ахматова» - Блок. Анна Ахматова 1889-1966. Ахматова. Закрепление (объяснение приемов работы с тестом с помощью гиперссылки). А. Ахматова: «Поэма без героя». Этапы урока. Александр Блок 1880-1921. V. Контроль (тестирование) VI. Домашнее задание. Выводы. У Ахматовой: «А по набережной легендарной Приближался не календарный- Настоящий Двадцатый Век.».

    «Ахматова жизнь» - Двадцать первое. Жар вашего дыханья». Сегодня я с утра молчу, А сердце пополам. Очертанья столицы во мгле. Любовная лирика. Дача Анны Ахматовой в Комарове. Понедельник. На похоронах Ахматовой. Рукописи, фотографии и другие личные вещи Ахматовой. Сочинил же какой-то бездельник, Что бывает любовь на земле.

    «Жизнь Анны Ахматовой» - В центре - мать Инна Эразмовна (урожденная Стогова). Ленинград. 1961. Анна Ахматова в Детском Селе. 1925 г. Фото П. Лукницкого. Анна Ахматова. «Коротко о себе». Июль 1913. Анна Горенко (А. Ахматова) с братьями Андреем, Виктором и сестрой Ией. Анна Андреевна Ахматова. Анна Ахматова. 1940 г. Я. С. Гумилев, Лева Гумилев (сын Гумилева и Ахматовой), А. А. Ахматова.

    «Литература Ахматова» - После «Четок» к Ахматовой приходит слава. Трагические годы. Первая мировая война. Музей. В 1905 г. После развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. Ахматову перестают печатать. Анна Андреевна Ахматова. Творчество Ахматовой как крупнейшее явление XX в. получило мировое признание. Краткая биография и творчество великой русской поэтессы.

    «Урок Реквием Ахматова» - Домашнее задание. Сравнение. Пересмотрел… Метафоры. Понял… Ни около моря, где я родилась… Анафоры. Вступление. Портрет Ахматовой. Трагедия матери и сына или трагедия народа? Продолжить размышление: При обыске и аресте было обязательным присутствие управдома. Цели урока: С помощью каких художественных средств Ахматова создает образ города?

    Всего в теме 18 презентаций

    Русские поэты и писатели никогда не были равно­душными к судьбе своей родины, особенно в ее пере­ломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением. В сложное время социальных потрясе­ний, революций, войн Россия оставалась для нее ис­точником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине. Родина в ее по­эзии — понятие священное, а любовь к родине — не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно существование человека.

    Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Еще в начале своего пути она определи­ла для себя главное — быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях. Для нее однозначно: «будет Родина — будет жизнь, дети, стихи, нет Родины — нет ничего». И потому, когда после революции пришла по­ра выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, гром­ко. Ахматова знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия:

    Он говорил: «Иди сюда,

    Оставь свой край, глухой и грешный,

    Оставь Россию навсегда».

    Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух,

    Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

    В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» нашли отражение истинный патриотизм и мужество поэтессы, считающей позором оставить страну в труд­ное время. Она отметает возможность покинуть Роди­ну в тяжелый час как недостойный шаг, как преда­тельство:

    Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам,

    Их грубой лести я не внемлю,

    Им песен я своих не дам.

    Покинувшие страну вызывают жалость, какую вы­зывают тяжело больные люди, они «изгнанники», ли­шенные родины, а значит, и счастья. Их дороги темны, а «чужой хлеб» пахнет полынью. Сама же Ахматова горда тем, что «ни единого удара не отклонила от себя» и всегда была со своим народом.

    Тема родной земли, России уже в годы первой ми­ровой войны вошла в поэзию Ахматовой острым, зве­нящим звуком и оказалась настолько органичной, что осталась в ней навсегда, достигнув апогея в период всенародной борьбы с фашизмом. В годы первой миро­вой войны тема Родины трактуется поэтессой в анти­военном, пацифистском плане. Так, в стихотворении «Молитва» Ахматова говорит о том, что она готова на любые жертвы, готова принять «горькие годы недуга», лишиться и детей, и друзей, и своего таланта ради то­го, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Империалистическая война восприни­мается как народное бедствие: люди голодают, деревни и города разграблены.

    Над ребятами стонут солдатки,

    Вдовий плач по деревне звенит…

    Видя все невзгоды и никому не нужные, напрасные смерти русских людей, поэтесса приходит к пессимис­тическому выводу: «Любит, любит кровушку русская земля». Лирика Ахматовой меняет свою тональность, приобретает яркое гражданское звучание, становится трагедийной. Но трагичной была и сама судьба Анны Ахматовой. Тридцатые годы, отмеченные жестокими беззакониями, арестами и казнями, вошли в жизнь по­этессы огромной бедой. Муж Ахматовой был расстре­лян, а сын — арестован, приговорен к расстрелу, но потом сослан. И тогда творчество оказалось единствен­ным спасением и утешением для несчастной женщины. Вторая мировая война обрушилась на Россию очеред­ным тяжелым испытанием. Чтобы поддержать силу духа своего народа Ахматова пишет такие стихотворе­ния, как «Клятва», «Мужество». С самого начала вой­ны поэтесса верила в победу русских, потому что зна­ла, что «нас покориться ничто не заставит». Эта война застала Ахматову в Ленинграде и вынудила ее уехать в Москву. Но подвиг ленинградцев, не сдавших свой город врагу, запечатлен во многих ее стихах:

    И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами — Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.

    Приближающуюся победу Ахматова называет желанной гостьей. Ее стихи этого периода прони­заны надеждой на детей, «спасенных от тысячи ты­сяч смертей», и уверенностью, что это новое поколе­ние не допустит повторения таких безумных и жес­токих дней.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Судьба России и судьба поэта в лирике А.А. Ахматовой Подготовила Гаркушева Елена, ученица 11 класса МБОУ «СОШ №1» г. Братска, учитель Шевчук А.П.

    2 слайд

    Описание слайда:

    Русские поэты и писатели никогда не были равно­душными к судьбе своей родины, особенно в ее пере­ломные моменты. Анна Андреевна Ахматова не была исключением. В сложное время социальных потрясе­ний, революций, войн Россия оставалась для нее ис­точником вдохновения, становясь еще дороже. Если и встречаются в лирике Ахматовой светлые стихи, то это почти всегда стихи о родине. Родина в ее по­эзии - понятие священное, а любовь к родине - не предмет анализа и размышлений, но нечто само собой разумеющееся, без чего, как без воздуха, невозможно существование человека.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Свою судьбу Ахматова навсегда связала с судьбой родной земли. Еще в начале своего пути она определи­ла для себя главное - быть вместе с отчизной на всех ее путях и перепутьях. Для нее однозначно: «будет Родина - будет жизнь, дети, стихи, нет Родины - нет ничего». И потому, когда после революции пришла по­ра выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, гром­ко. Ахматова знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия: Мне голос был. Он звал утешно, Он говорил: «Иди сюда, Оставь свой край, глухой и грешный, Оставь Россию навсегда». Но равнодушно и спокойно Руками я замкнула слух, Чтоб этой речью недостойной Не осквернился скорбный дух.

    4 слайд

    Описание слайда:

    В стихотворении «Не с теми я, кто бросил землю…» нашли отражение истинный патриотизм и мужество поэтессы, считающей позором оставить страну в труд­ное время. Она отметает возможность покинуть Роди­ну в тяжелый час как недостойный шаг, как преда­тельство: Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам, Их грубой лести я не внемлю, Им песен я своих не дам. Покинувшие страну вызывают жалость, какую вы­зывают тяжело больные люди, они «изгнанники», ли­шенные родины, а значит, и счастья. Их дороги темны, а «чужой хлеб» пахнет полынью. Сама же Ахматова горда тем, что «ни единого удара не отклонила от себя» и всегда была со своим народом.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Тема родной земли, России уже в годы первой ми­ровой войны вошла в поэзию Ахматовой острым, зве­нящим звуком и оказалась настолько органичной, что осталась в ней навсегда, достигнув апогея в период всенародной борьбы с фашизмом. В годы первой миро­вой войны тема Родины трактуется поэтессой в анти­военном, пацифистском плане. Так, в стихотворении «Молитва» Ахматова говорит о том, что она готова на любые жертвы, готова принять «горькие годы недуга», лишиться и детей, и друзей, и своего таланта ради то­го, «чтобы туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Империалистическая война восприни­мается как народное бедствие: люди голодают, деревни и города разграблены. Над ребятами стонут солдатки, Вдовий плач по деревне звенит…

    6 слайд

    Описание слайда:

    Видя все невзгоды и никому не нужные, напрасные смерти русских людей, поэтесса приходит к пессимис­тическому выводу: «Любит, любит кровушку русская земля». Лирика Ахматовой меняет свою тональность, приобретает яркое гражданское звучание, становится трагедийной. Но трагичной была и сама судьба Анны Ахматовой. Тридцатые годы, отмеченные жестокими беззакониями, арестами и казнями, вошли в жизнь по­этессы огромной бедой. Муж Ахматовой был расстре­лян, а сын - арестован, приговорен к расстрелу, но потом сослан. И тогда творчество оказалось единствен­ным спасением и утешением для несчастной женщины. Вторая мировая война обрушилась на Россию очеред­ным тяжелым испытанием. Чтобы поддержать силу духа своего народа Ахматова пишет такие стихотворе­ния, как «Клятва», «Мужество». С самого начала вой­ны поэтесса верила в победу русских, потому что зна­ла, что «нас покориться ничто не заставит». Эта война застала Ахматову в Ленинграде и вынудила ее уехать в Москву. Но подвиг ленинградцев, не сдавших свой город врагу, запечатлен во многих ее стихах: И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами - Живые с мертвыми: для славы мертвых нет.