В JavaScript нет стека, но есть массив, который можно использовать как стек. При этом, манипулируя методами можно иметь в своем распоряжении стек, массив и собственную организацию данных.

В первом приближении массивы - это привычная и популярная структура данных. Но работа с ними как со стеком придает им не предусмотренные синтаксисом языка возможности. Добавление/удаление посредством JavaScript push/pop в конец или unshift/shift в начало не только удобно, но и практично.

Использование методов

Массив можно пополнять новыми элементами при помощи метода push. Результатом этого метода будет новое количество элементов массива. Обратная процедура - метод pop не имеет параметров, но выдает в качестве результата последний элемент массива.

Как следует из синтаксиса и логики языка, массивы могут работать с данными любых типов.

JavaScript push object - нонсенс или прогресс?

Язык браузера не уступает своим более «свободным» коллегам в отношении объектно-ориентированного программирования, то есть так же дает возможность создавать объекты. При этом ключевого слова, обозначающего что-то, имеющее отношение к ООП, не имеет.

Вообще говоря, то, что есть в JavaScript, до сих пор не позволил себе иметь ни один «свободный» от браузера язык программирования. Самое оригинальное - создание объекта здесь - дело рук программиста, начиная с имени объекта.

Методы JavaScript pop&push при использовании объектов предоставляют программисту возможность создать многофункциональный объект в прямом значении этого слова.

Например, имея несколько взаимосвязанных, но различных страниц (объектов, никак не связанных между собой логикой диалога), можно реализовать движение по ним посетителя. Поместив в стек (массив) методом push объект начальной страницы (пришел посетитель), предоставить ему выбор дальнейших действий.

Следующий push разместит сверху объект страницы, которую выбрал посетитель. Откат pop вернет его обратно. Движение дальше - очередной push, и так будет сформирован диалог текущего посетителя. Это может как пригодиться разработчику в смысле опыта и статистики, так и обеспечить навигацию в текущем сеансе работы сайта.

Стек, массив и организация данных

Существует много задач, когда результат требует многовариантного выбора. Если для реализации выбрать комплект операторов if или case, получится большой, длинный и ветвистый «куст» условий.

В целом это не самое плохое решение, но когда потребуется что-то изменить, придется долго вспоминать, какое условие за каким следует, да и алгоритм получится неразборчивым, а самое неприятное, может стать источником трудно обнаруживаемых ошибок.

При помощи стека практически во всех случаях можно поступить проще.

Есть задача: нужно выбрать исполнителя из сотни доступных. Каждый исполнитель может делать что-то из трех позиций (от одной до трех в любом сочетании):

  • t - делать техническое обслуживание;
  • s - может полностью выполнять ремонтные работы;
  • i - имеет право делать гарантийный ремонт.

Чтобы быстро выбрать исполнителя для заказа с нужным видом (видами работ), можно сделать три операции JavaScript push и слить массив в одну строку.

Поиск по строке в строке всегда нагляднее, чем многочисленные условия. Это простой случай всего три на три варианта, но даже здесь будет много больше кода, чем в одном сравнении всего двух строк.

Наиболее часто используемыми в веб-программировании структурами данных являются стек и очередь. При этом многие не знают этого удивительного факта.

Стек

Последовательный порядок стека обычно описывается как стопка тарелок в кафетерии. Когда тарелка добавляется — стопка сохраняет порядок, который существовал до этого. Каждый раз, когда мы добавляем новую тарелку, она подвигает нижнюю часть стопки и одновременно становится верхней тарелкой.

Этот процесс складывания тарелок сохраняет последовательный порядок, когда каждая тарелка добавляется в стопку. Снятие тарелки из стопки также не нарушит последовательность всех тарелок. Если тарелка снимается сверху стека, каждая тарелка в стопке по-прежнему будет сохранять тот же порядок в стопке.

В качестве более технологичного примера стека можно привести операцию «Отменить » (Undo ) в текстовом редакторе. Каждый раз, когда текст вводится в текстовый редактор, он помещается в стек. Самое первое изменение текста представляет собой дно стека; самое последнее — вершину. Если пользователь хочет отменить самое последнее изменение, удаляется верх стека. Этот процесс может повторяться до тех пор, пока не останется ни одного изменения.

Операции стека

Так как теперь у нас есть концептуальная модель стека, давайте определим две операции стека:

  • push(data) — добавляет данные;
  • pop() — удаляет последние добавленные данные.
Реализация стека

Теперь давайте напишем код для стека.

Свойства стека

Мы создадим конструктор с именем Stack . Каждый экземпляр Stack будет иметь два свойства: _size и _storage :

function Stack() { this._size = 0; this._storage = {}; }

this._storage — позволяет каждому экземпляру Stack иметь собственный контейнер для хранения данных; this._size отображает сколько раз данные были добавлены в текущую версию Stack . Если создается новый экземпляр Stack и в хранилище добавляются данные, то this._size увеличится до 1. Если данные снова добавляются в стек, this._size увеличится до 2. Если данные удаляются из стека, this._size уменьшается до 1.

Методы стека

Определим методы, с помощью которых можно добавлять (push ) и удалять (pop ) данные из стека. Начнем с добавления данных.

Метод push(data)

Этот метод может быть общим для всех экземпляров Stack , так что мы добавим его в прототип Stack .

Требования к этому методу:

  • Каждый раз, когда мы добавляем данные, размер стека должен увеличиваться;
  • Каждый раз, когда мы добавляем данные, порядок стека должен сохранять свою последовательность:
  • Stack.prototype.push = function(data) { // увеличение размера хранилища var size = this._size++; // назначает размер в качестве ключа хранилища // назначает данные в качестве значения этого ключа this._storage = data; };

    Объявляем переменную size и присваиваем ей значение this._size ++ . Устанавливаем переменную size в качестве ключа this._storage , data — в качестве значения соответствующего ключа.

    Если стек вызывал push(data) пять раз, то размер стека будет 5. Первое добавление данных в стек назначит этим данным ключ 1 в this._storage . Пятый вызов push(data) присвоит данным ключ 5 в this._storage . Мы только что задали порядок для наших данных.

    Метод 2 из 2: pop()

    Следующий логический шаг заключается в удалении данных из стека. Удаление данных из стека подразумевает удаление только последних добавленных элементов.

    Цели для этого метода:

  • Использовать текущий размер стека, чтобы получить последние добавленные элементы;
  • Удалить последние добавленные элементы;
  • Уменьшить _this._size на один;
  • Вернуть последние удаленные данные.
  • Stack.prototype.pop = function() { var size = this._size, deletedData; deletedData = this._storage; delete this._storage; this.size--; return deletedData; };

    pop() выполняет все перечисленные нами задачи. Мы объявляем две переменные: size инициализируется значением размера стека; deletedData назначается для последних добавленных в стек данных. Затем мы удаляем пару ключ-значение из последних добавленных элементов. После этого мы уменьшаем размер стека на 1, и возвращаем данные, которые были удалены из стека.

    Если мы протестируем текущую реализацию pop() , то увидим, что она работает в следующих случаях: если мы передаем данные в стек, то размер стека увеличивается на один; если мы удаляем данные из стека, его размер уменьшается на один.

    Но если мы выполним все операции в обратном порядке, то возникает проблема. Рассмотрим следующий сценарий: мы вызываем pop() , а затем push(data) . Размер стека становится -1, а затем 0. Но корректный размер нашего стека 1.

    Чтобы решить эту проблему, мы добавим в pop() оператор if :

    Stack.prototype.pop = function() { var size = this._size, deletedData; if (size) { deletedData = this._storage; delete this._storage; this._size--; return deletedData; } };

    После добавления оператора if , тело кода выполняется только тогда, когда в нашем хранилище есть данные.

    Полная реализация стека

    Наша реализация стека завершена. Вот окончательный вариант кода:

    function Stack() { this._size = 0; this._storage = {}; } Stack.prototype.push = function(data) { var size = ++this._size; this._storage = data; }; Stack.prototype.pop = function() { var size = this._size, deletedData; if (size) { deletedData = this._storage; delete this._storage; this._size--; return deletedData; } };

    От стека к очереди

    Стек может оказаться полезным, если мы хотим добавлять и удалять данные в последовательном порядке. Исходя из определения, из стека можно удалять только последние добавленные данные. Но что, если мы хотим удалить старые данные? Для этого нам нужно использовать структуру данных под названием очередь.

    Очередь

    Подобно стеку, очередь является линейной структурой данных. Но в отличие от него, из очереди удаляются только элементы, добавленные раньше других.

    Чтобы помочь вам понять, как это работает, я приведу одну аналогию. Представьте себе очередь по записи по талонам. Каждый клиент берет талон и обслуживается, когда называется его номер. Клиент, который получил талон с номером один, должен быть обслужен первым.

    Клиент, который получил второй талон, будет обслужен вторым. Если бы наша система обслуживания работала как стек, клиент, который был добавлен в стек первым, был бы обслужен последним.

    Практическим примером реализации очереди является цикл событий веб-браузера. В нем различные события, которые были инициированы, например, нажатием кнопки мыши, добавляются в очередь цикла событий и обрабатываются в порядке их поступления.

    Операции очереди

    Как вы заметили, операции очереди очень похожи на стек. Разница заключается в том, откуда убираются данные:

    • enqueue(data) — добавляет элементы в очередь;
    • dequeue — удаляет самые старые данные из очереди.
    Реализация очереди

    Теперь давайте напишем код для очереди.

    Свойства очереди

    Для реализации мы создадим конструктор с именем Queue . Затем мы добавим три свойства: _oldestIndex , _newestIndex и _storage :

    function Queue() { this._oldestIndex = 1; this._newestIndex = 1; this._storage = {}; }

    Методы очереди

    Теперь мы создадим три метода, распространяющиеся на все экземпляры очереди: size(), enqueue(data) и dequeue(data).

    Метод size()

    Цели этого метода:

  • Вернуть корректный размер очереди;
  • Сохранить правильный диапазон ключей для очереди.
  • Queue.prototype.size = function() { return this._newestIndex - this._oldestIndex; };

    Реализация size() может показаться вам слишком простой, но вы быстро поймете, что это не так. Давайте ненадолго вернемся к реализации метода size() для стека.

    Представим, что мы добавляем в стек пять тарелок. Размер нашего стека — пять, и каждая тарелка имеет соответствующий ей номер от 1 (первая добавленная тарелка ) до 5 (последняя добавленная тарелка ). Если мы уберем три тарелки, то у нас останется две тарелки.

    Мы можем просто вычесть три из пяти, чтобы получить правильный размер — два. Вот основной принцип для размера стека: текущий размер представляет собой корректный ключ, связанный с номером тарелки в верхней части стека (2) и другой тарелки в стеке (1). Другими словами, диапазон ключей всегда имеет границы от текущего размера до одного.

    Теперь давайте применим эту реализацию размера стека для очереди. Представьте себе, что пять клиентов получили талоны. Первый клиент имеет талон с номером 1, пятый клиент имеет талон с номером 5. В очереди клиент с первым талоном обслуживается первым.

    Давайте представим, что первый клиент обслужен и этот талон удаляется из очереди. По аналогии со стеком мы можем получить корректный размер очереди путем вычитания 1 из 5. В очереди в настоящее время есть четыре необслуженных талона. Тут и возникает проблема: размер больше не соответствует номерам, указанным на талонах. Если мы просто вычтем 1 из 5, мы получим размер 4. Мы не можем использовать 4 для определения текущего диапазона талонов, оставшихся в очереди. В очереди остались талоны с номерами от 1 до 4 или от 2 до 5? Ответ неясен.

    Вот для чего нам нужны два свойства _oldestIndex и _newestIndex . Представьте себе, что наша система обслуживания клиентов имеет две системы выдачи талонов:

  • _newestIndex — для обслуживания клиентов;
  • _oldestIndex — для обслуживания сотрудников.
  • Когда числа в обеих системах одинаковы, это значит, что каждый клиент в очереди был обслужен, и очередь пуста. Мы будем использовать следующий сценарий, чтобы доказать эту логику:

  • Клиент берет талон. Номер талона, который извлекается из _newestIndex , равен 1. Следующий талон, доступный в системе обслуживания клиентов, имеет номер 2;
  • Сотрудник не берет билет, а текущий талон в системе обслуживания сотрудников имеет номер 1;
  • Мы берем текущий номер талона в системе обслуживания клиентов (2) и вычитаем из него номер в системе сотрудников (1), чтобы получить число 1. Число 1 представляет собой количество талонов в очереди, которые еще не были удалены;
  • Сотрудник берет талон из системы обслуживания. Этот талон представляет собой талон клиента, который должен быть обслужен. Талон, который был обслужен, извлекается из _oldestIndex , здесь отображается номер 1;
  • Мы повторяем шаг 4, и теперь разница равна нулю — в очереди больше нет талонов;
  • Теперь у нас есть свойство (_newestIndex ), которое указывает наибольшее количество (ключ ), назначенное в очереди, и свойство (_oldestIndex ), которое указывает самый первый порядковый номер (ключ ) в очереди.
  • Метод enqueue(data)

    Для enqueue у нас есть две задачи:

  • Использовать _newestIndex в качестве ключа для this._storage и использовать любые добавляемые данные в качестве значения этого ключа;
  • Увеличить значение _newestIndex на 1.
  • Мы создадим следующую реализацию enqueue(data) :

    Queue.prototype.enqueue = function(data) { this._storage = data; this._newestIndex++; };

    В первой строке мы используем this._newestIndex , чтобы создать новый ключ для this._storage и присвоить ему значение data. this._newestIndex всегда начинается с 1. Во второй строке кода, мы увеличиваем this._newestIndex на 1, и значение теперь равняется 2.

    Метод dequeue()

    Задачи для этого метода:

  • Удалить старые элементы из очереди;
  • Увеличить _oldestIndex на один:
  • Queue.prototype.dequeue = function() { var oldestIndex = this._oldestIndex, deletedData = this._storage; delete this._storage; this._oldestIndex++; return deletedData; };

    В теле dequeue() мы объявляем две переменные. Первой переменной, oldestIndex , присваивается текущее значение очереди для this._oldestIndex . Второй переменной, deletedData , присваивается значение, содержащееся в this._storage .

    Но в этой реализации dequeue() не учтена ситуация, когда данные удаляются еще до того, как в очередь были добавлены какие-либо элементы. Нам нужно создать условие, чтобы решить эту проблему.



    В мире JavaScript очень легко набрать свой стек технологий, используя набор небольших пакетов, каждый из которых решают свою конкретную проблему. И это хорошо, c одной стороны, а с другой стороны, у вас особо нет выбора - фреймворки которые выполняют широкий спектр задач в JavaScript не популярны.


    • Статья 1: Основы

    Я перешел на full-stack JavaScript из.NET. И уже после того как я освоил основы Node, мне пришлось еще уйму времени потратить на построение своего базового стека технологий и способа организации кода. К сожалению, существует не так много примеров конечных приложений на JS, где видно как решать основные, для большинства проектов задачи, такие как: обработка ошибок, доступ к БД, организация кода, авторизация и прочее.


    Для того, чтобы всегда иметь под рукой пример использования базовых технологий, был написан Contoso Express , пример full-stack приложения на JS. В нашей команде, используем этот проект, как стартовый шаблон для других проектов, поэтому он будет поддерживаться и обновляться в дальнейшем.



    Contoso Express это ремейк известного Microsoft учебника, для обучения основам разработки.NET веб проектов.



    Для многих частей стека, сложно остановиться на одной альтернативе. Поэтому для некоторых технологий есть альтернативные имплементации. Смотри ветки ALT в Contoso Express repository.


    Эти статьи для тех, кто уже знает основы, если вам нужно восполнить знания в какой-то области, поищите нужное в списке дополнительных ресурсов .


    Приступим!

    Почему JavaScript

    Причин может быть много, вот мой топ лист:

      Простота : В основном, библиотеки в Node имеют простые API с которыми легко разобраться и которые работают интуитивно понятным образом. Если не получилось с одной библиотекой, как правило, несложно найти хорошую альтернативу.

      Контроль : Программист сам строит инфраструктуру проекта, выбирая и объединяя небольшие модули для конкретных задач. Это требует больше времени, но результат стоит того. Разобравшись один раз, полученный опыт легко применять в дальнейшем.

      Универсальность : JavaScript изначально работал только на клиенте. Вначале вместе с Node он перебрался на сервер, а совсем недавно на нем стало можно успешно писать десктопные (Eletctron) и мобильные приложения. Причем, для мобильных приложений есть опция гибридных приложений (используется обертка над браузером (Cordova)) или приложений с нативным интерфейсом (ReactNative, NativeScript). Для Node существует огромное множество библиотек и его легко интегрировать с другими технологиями, базы данных, облачные технологии, различные форматы и протоколы, найдется все.

      Легкое развертывание : Node очень легко разворачивать на сервере: как на Linux, так и на Windows. После многих лет работы с.NET, деплоймент каждый раз был для меня неприятным испытанием, на Node этот процесс даже приносит удовольствие. Это просто надо попробовать.

      Производительность : Node асинхронен и не блокирует процесс выполнения во время длительных операций, таких как вычитка файла или обращение к базе данных. Это позволяет достичь высокого уровня производительности при использовании единственного потока (single threaded environment). C другой стороны, вычисления в JavaScript медленнее чем в статически типизированных языках. Для большинства проектов это не проблема. Если нужны вычисления, а не просто преобразования данных, то лучше написать отдельный сервис на чем-то другом.

      Один язык на сервере и клиенте : Это удобно, так как позволяет, без усилий переносить код между клиентом и сервером, легче в разработке и поддержке.

    • Язык JavaScript : JavaScript очень гибок и прост в использовании, многие недостатки языка исправлены в последней версии ES6, типизацию опционально можно добавить, используя TypeScript.

    И это далеко не полный список.

    Варианты языка JS

    Современный JavaScript можно писать в нескольких вариантах:

    • ES6 / ES7 next
    • Языки компилируемые в JS (TypeScript и другие)
    Стандарты JavaScript

      ES5 - версия JavaScript от 2009 года, полностью поддерживаемая всеми современными браузерами и Node.

      ES6 - недавнее утвержденное обновление языка. Разработка поддержки стандарта всех JS движках пока еще в процессе разработки.

    • ES7 / Next - еще не утвержденные новые фичи JS.

    Взглянуть на текущее состояние поддержки ES6 можно на
    Kangax ES6 .


    Таким образом, в ближайшее время разрабатывать клиентскую часть сразу на ES6 нельзя, потому что поддержки во всех браузерах еще нет.


    Для Node используется V8 движок, текущая стабильная LTS версия которого (4.x) не поддерживает все новые особенности ES6.


    LTS (long term support) это версия NodeJs, рекомендуемая для использования на продакшeне. Следующая LTS Node ожидается в октябре 2016 и в ней уже есть поддержка большинства возможностей ES6.

    Транспайлинг (transpiling)

    Для того чтоб бы использовать фичи ES6/ES7 существует несколько транспайлеров которые преобразуют код написанный на ES6 в ES5.


    Обратите внимание на разницу между транспиляцией и компиляцией: .


    Babel самый популярный транспайлер из ES6/Next в ES5.

    TypeScript

    TypeScript это язык расширение JavaScript, которое добавляет возможность статической типизации. Типы в TypeScript используются для проверки корректности кода и дополнительных возможностей рефакторинга и авто-подсказок. Когда TypeScript транспилируется в JS, все определения типов опускаются.


    TypeScript поддерживает многие ES6/ESNext возможности и может использоваться как Транспайлер (вместо Babel).


    Кроме того в TypeScript существуют дополнительные конструкции, которых нет в JS - энумы, наследование и полиморфизм в классах и прочее. Они транспилируются в JS с помощью вспомогательного JS кода.


    Не все возможности TypeScript одинаково полезны перечислю основные категории:

      Транспиляция ES6/ESNext - TS отлично с этим справляется, хотя и уступает Babel в некоторых моментах, например async/await в TypeScript пока только доступно если транпилировать в ES6 версию. Больше об этом в следующей статье.

      Статическая типизация в коде приложения - это основная причина использовать TS, типы в TS опциональны, если тип не указан, предполагается тип "any", что значит в этот тип можно записать и прочитать из него любые поля, это делает перевод существующего кода JS на TS, гораздо легче, не нужно добавлять типы везде, а только там где это имеет смысл. При этом даже если вы не описываете типы в TS, у вас появляется много дополнительных проверок, которые помогают обнаруживать тривиальные ошибки-опечатки, еще до того, как вы запускаете приложение. Дополнительно у вас хорошо работают подсказки в коде и не нужно лишний раз смотреть какие методы есть у модуля и какие у них сигнатуры.

      Типизация сторонних библиотек - TS позволяет описывать структуру сторонних библиотек (например lodash иди express), это позволяет контролировать, что вы вызываете методы с правильными параметрами и позволяет видеть методы и их сигнатуры без использования документации. К сожалению качество таких описаний часто оставляет желать лучшего и когда в описании нет нужной сигнатуры ее нужно добавлять вручную. Иногда легче не использовать сторонние описания (работать с библиотекой как с типом "any"). Проблема в том, что сейчас описания библиотек в TS и сами библиотеки чаще всего пишут разные люди. Скорее всего ситуация будет улучшаться с ростом популярности TS.

    • Возможности TS, которых нет в JS - это я бы не рекомендовал к использованию без необходимости или если вы не используете фреймворки написанные непосредственно на TS (например Angular2). Использование таких возможностей делает конвертацию TSJS гораздо сложнее, они чаще изменяются между разными версиями TS.
    Что выбрать

    Я бы рекомендовал выбирать между ES6 и TypeScript. ES6 имеет очень много полезных дополнений, которые делают разработку легче и приятнее и это стоит того, чтобы потратить больше времени на первоначальную настройку. На своих проектах я перешел на TypeScript, потому что это действительно серьезно улучшает процесс разработки, хотя и требует гораздо больших усилий по настройке и интеграции. Что бы вы не выбрали, хорошо если вы делаете осознанный выбор, поработав и с тем и с другим.

    Среда разработки

    WebStorm - умная среда разработки со множеством встроенных функций. Хорошая поддержка для TypeScript. Платная. Подробности настройки для contoso express на wiki-странице проекта. WebStorm основная IDE в нашей команде.


    Visual Studio Code - бесплатная среда от Microsoft. Наилучшая поддержка для TypeScript, появилась недавно, нет некоторых привычных функций. Быстро развивается, полностью сделана и поддерживает плагины на JavaScript.


    Другие - можно пользоваться и другими JavaScript IDE, такими как Atom, Sublime, Brackets. TypeScript в той или иной степени поддерживается везде.

    Подбираем npm пакеты

    Работать с npm очень просто. Просто устанавливать и просто публиковать свои пакеты. Вследствии этого пакетов на npm великое множество (на текущий момент 330.000+).


    Подобрать правильный пакет достаточно сложно. По любому запросу на npmjs.com найдется множество пакетов, при этом не факт, что там будут предоставлены основные пакеты для решения нужной задачи.


    Выбирая пакет стоит обратить внимание на: количество закачек (популярность) и как часто пакет обновляется (коммиты в гитхаб репозитории). Найдя нужный пакет, можно поискать информацию в интернете, так можно найти другие пакеты выполняющие схожие задачи.


    Есть сайт с альтернативным поиском по npm npms.io , там сразу просчитываются такие характеристики, как популярность и регулярность поддержки.


    В дальнейших статьях я буду описывать основные опции по пакетам для базовых задач разработки. Если имя пакета в кавычках (например "bluebird"), это значит это имя с которым пакет зарегистрирован в npm и его можно посмотреть по ссылке https://www.npmjs.com/package/{package_name } (т.е. в данном случае https://www.npmjs.com/package/bluebird).

    Базы данныхSQL или NoSQL?

    На этот вопрос нельзя ответить однозначно, зависит от конкретной ситуации. Самыми популярными опциями для SQL/NoSql являются PostgreSQL/MongoDb. Недавнее добавление JSON полей в PostgreSQL, делает его очень привлекательным вариантом соединяющим в себе лучшее из миров SQL/NoSql. Но, несмотря на это, MongoDb по-прежнему самая популярная база данных для Node, и может быть легче для работы, особенно для тех, у кого не было предыдущего опыта работы с SQL базами данных.

    Доступ к базе данных

    Работая с базой данных вы можете использовать доступ напрямую с помощью драйвера базы данных или каккую-то ORM абстракцию более высокого уровня. Если у вас не много взаимодействий с базой данных, то лучше использовать доступ напрямую или абстракцию низкого уровня, такую как Knex (для SQL баз данных).

    ORM

    Sequelize - самая популярная ORM для SQL баз данных. Она предоставляет высокий уровень абстракции над БД схемой и поддерживает основные SQL диалекты (PostgreSQL, MySQL, SQLite and MSSQL). Используется в Contoso Express.


    Knex - это абстракция более низкого уровня. Больше как конструктор запросов, чем полоценная ORM. Поддерживает большее количество диалектов и дает больше контроля над генерируемым SQL. Имеются функции построения схемы БД и ее миграций.


    Bookshelf - eще одна популярная ORM основанная на Knex, уровень абстракции ниже чем в Sequelize и многие вещи нужно определять вручную.


    Mongoose - Самая популярная ORM для самой популярной в JS базы данных MongoDB

    Прямое подключение

    Для всех основных баз данных существуют драйверы хорошего качества, для прямого соединения. Для Postgres используйте "pg" или "pg-promise" пакеты.

    Что дальше

    В следующей статье я расскажу про работу с JS на сервере. Она будет более практичной и покроет такие вещи, как выбор веб фреймворка, организация структуры проекта, работа с конфигами, авторизация, логирование, обработка ошибок и другое.


    Буду рад замечаниям комментариям, особенно, непосредственно, по коду проекта Contoso Express:)


    Спасибо всем кто дочитал до конца! Stay tuned!

    Stacks, queues and deques are the most basic of the slightly more advanced data structures you will meet. The good news is that they are very, very easy to implement in JavaScript.


    JavaScript Data Structures Contents
  • * First Draft
  • JavaScript has a really useful Array object that can be used to create some of the most basic data structures - stacks and queues. In this short article we take a look at how to create stacks and queues and describe some aspects of why they are useful.

    The LIFO stack

    It is always difficult to know which stack is the most basic but the LIFO or Last In First Out stack is perhaps the most commonly used.

    A simple array object already has the two basic methods needed to create a LIFO stack push and pop.

    The push method will add any object to the top of the stack and the pop method will remove it. To treat an array as a LIFO stack you simply create an instance and use push and pop.

    var stack=new Array();
    stack.push("A);
    stack.push("B");
    stack.push("C"
    alert(stack.pop());
    alert(stack.pop());
    alert(stack.pop());

    If you try this out you will see the alerts display "C", "B" and "A". This is the key property of a LIFO stack - it reverses the order of the data you store on it. You pushed A, B and then C byt you got back C, B and then A.

    You can use any Array object as a LIFO stack and it is sometimes useful to treat an array as a stack for a while and then go back to working with it as an array. If you really want to create a stack object that can only be used as a stack then you have to encapsulate an Array and expose only the push and pop methods.

    function Stack()
    {
    this.stac=new Array();
    this.pop=function(){
    return this.stac.pop();
    }
    this.push=function(item){
    this.stac.push(item);
    }
    }

    If you make the stac Array object private using a closure say then the only operations allowed on Stack are push and pop.

    var stack=new Stack();
    stack.push("A");
    stack.push("B");
    stack.push("C");

    alert(stack.pop());
    alert(stack.pop());
    alert(stack.pop());

    and again you will see the data retrieved in the order "C", "B", "A".

    Notice that while we refer to the "top of the stack" push adds the object to the "end" of the array and pop removes the final element.

    That is if the array has three items already stored i.e. array, array and array then push() stores its object in array.

    Also notice that if you try to pop a value that doesn"t exist i.e. pop an empty stack the result is undefined. You could test for this error in the Stack object and throw an exception or some other error if the user attempts to pop an empty stack.

    A typical stack will often allow you to manipulate the stack pointer say or peek at the value on the top of the stack i.e. retrieve it without removing it but these "non-stack" operations are generally not necessary.

    Also notice that as you can push and pop any object onto the stack you can use it in very sophisticated ways. For example, if you need to store an object on the stack long with the time it was created you don"t need to create a more complex Stack object because you can simply push a composite object:

    Push({MyData,Time});

    Also notice that there is no need to worry about problems of enumeration - because you don"t naturally ever need to enumerate a stack structure.

    The FIFO stack or Queue

    The close relative of the LIFO stack is the FIFO - First In First Out stack - also known as the Queue because it mimics the behaviour of a queue in the real world. That is you store an item on the back of the queue and retrieve it from the front.

    Once again the Array object provides methods that enable us to create a Queue directly. The unshift method adds an item to the front of the Array. To create a queue we have to remove items from the end of the Array and this we can do using the pop method again.

    That is to treat an Array as a queue all we have to do is

    var Q=new Array();
    Q.unshift("A);
    Q.unshift("B");
    Q.unshift("C");

    alert(Q.pop());
    alert(Q.pop());
    alert(Q.pop());

    If you try this out you will see the data retrieved in the order "A", "B" and "C". That is a queue or a FIFO stack doesn"t change the order of the data the items are retrieved in the order that they were stored.

    A queue is useful when ever you have data to deal with and not enough time to deal with it all. You simply add the data you can"t deal with to the queue and deal when it when you can. The queue ensures that it is dealt with in the order it arrived. Another name for a queue is a buffer.

    If you want to create a queue object you can follow the basic idea used for the LIFO stack:

    Function Queue()
    {
    this.stac=new Array();
    this.dequeue=function(){
    return this.stac.pop();
    }
    this.enqueue=function(item){
    this.stac.unshift(item);
    }
    }

    Var Q=new Queue();
    Q.enqueue("A");
    Q.enqueue("B");
    Q.enqueue("C");

    Alert(Q.dequeue());
    alert(Q.dequeue());
    alert(Q.dequeue());

    The methods enqueue and dequeue aren"t standard names but they are often used. Another controversy is over whether you join the head or start of the queue ot the tail or end of the queue. It all depends on how you think about it and as long as you get the basic FIFO action it all works.

    As in the case of a stack trying to remove something from an empty queue returns undefined. You can also queue complex objects and augment the queue with additional methods to return the number of items in the queue and even the nth item in the queue.

    There are more complex types of queue that you can implement but these are less commonly encountered.

    For example, the priority queue works int he same way but when you enqueue an item you can also specify its priority. When items are dequeued they are returned in priority order rather than the order that they arrived in. You can implement a priority queue either by keeping the array sorted in priority order or simply search for the value to be returned in an unsorted list.

    You can also use more complex data structures to implement a priority queue such as the heap - see a future article for details.

    В наши дни, какое бы веб-приложение Вы не писали, Вам приходится принимать множество архитектурных решений. И Вам хочется принимать их правильно: использовать технологии быстрой разработки, непрерывные итерации, максимально эффективно, быстро, надежно и др. Вы хотите делать меньше и получать больше, используя различные технологии. Но не всегда такие технологии просты в освоении.

    По моему опыту (под которым далее будем понимать полный цикл разработки на JavaScript) выполняет все вышеперечисленные задачи. Возможно, Вы где-то с ним сталкивались; вероятно, Вы убеждены в его эффективности и даже спорили с друзьями по этому поводу. А сами пробовали? В этом посте я сделаю обзор full-stack JavaScript, расскажу зачем он Вам нужен и как все это работает.

    Почему я использую JavaScript

    Я веб-разработчик с 1998 года. В те времена чаще всего мы использовали Perl для серверной разработки, но уже тогда на стороне клиента был JavaScript . С тех пор серверные технологии сильно изменились: одна за другой нас накрывали волны языков и технологий, таких как PHP, ASP, JSP, .NET, Ruby, Python и др. Разработчики стали осознавать, что использование двух разных языков на клиенте и сервере всё усложняет.

    В начале эпохи PHP и ASP, когда шаблонизаторы были лишь в зачаточной стадии, разработчики встраивали код приложений прямо в HTML. Например:

    alert("Welcome");

    Или еще хуже:

    var users_deleted = ; users_deleted.push("");

    У начинающих существовали типичные проблемы с пониманием операторов в разных языках, к примеру таких, как for или foreach . Более того, написание подобного кода на сервере и на клиенте для обработки одних и тех же данных – неудобно даже сегодня:

    $.ajax({ url:"/json.php", success: function(data){ var x; for(x in data){ alert("fruit:" + x + " points:" + data[x]); } } });

    Первые попытки делать всё на одном языке заключались в создании клиентских компонентов на сервере и компиляции их в JavaScript. Это не работало так, как ожидалось, и многие их тех проектов провалились (к примеру, ASP MVC, заменивший ASP.NET Web forms , и GWT , которому на смену пришел весьма сомнительный Polymer). Но сама по себе идея была замечательной, а особенно: единый язык на клиенте и сервере, позволяющий нам повторно использовать компоненты и средства (ключевое слово здесь: средства).

    Решение было простым: запустить JavaScript на сервере.

    Одностраничные приложения

    При работе с full-stack JavaScript часто приходится создавать одностраничные приложения (SPA). Многие веб-разработчики ни раз искушались попробовать себя в SPA. Вы когда-нибудь сравнивали SPA и обычное веб-приложение при мобильном соединении? Разница в отклике порядка десятков секунд.

    (Примечание: некоторые могут с этим не согласиться. Twitter, например,