ПРОГРАММА

Логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях логопункта специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида.

Введение.

    Коррекционно-развивающая среда логопедического кабинета.

    Взаимодействие учителя- логопеда со специалистами, педагогами.

    Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями.

    Система мониторинга достижений детей на логопункте.

    Преодоление фонетико-фонематического нарушения речи.

    Преодоление общего недоразвития речи у детей.

    Логопедическая работа с детьми с дислалиями.

    Логопедическая работа с детьми с дизартриями.

    Коррекция нарушений чтения и письма у детей.

    Список литературы.

Введение.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает условия необходимые для развития различных форм деятельности.

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений в развитии умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников является очень распространенным и имеет стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого школьника, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи таких детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

Нарушение речи умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую сторону, так и лексико-грамматическую. Поэтому логопедическая работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на какой-то один дефект.

Особенности нарушения речи у умственно отсталых детей.

Умственное и речевое развитие ребенка тесно связано между собой, но вместе с тем развитие речи и познавательной деятельности, но эти два этапа являются относительно автономными.

У умственно отсталых детей отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи.

Нарушения речи у таких детей имеют сложную структуру, они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного прохода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

    Организация коррекционно-развивающего процесса на логопункте.

Специфика логопедической работы во вспомогательной школе.

Специфика логопедической работы во вспомогательной школе обусловлена с одной стороны характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталых школьников, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой стороны особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

    В связи с тем, что ведущим нарушением у умственно отсталых школьников является нарушение познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на на формирование мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводиться дифференциации фонетически близких звуков.

    С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться по речевой системе в целом: на разные стороны речи.

    В процессе логопедической работы важно основываться на принципы поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того, чтобы от нагляно-образного мышления перейти к организации действий во внутреннем плане. Формирование речи должно осуществляться последующим этапам: - материализация действий с опорой на наглядность, на вспомогательные средства (картинки, графические схемы и т.д.); - выполнение действий в речевом плане; -выполнение действий во внутреннем плане.

    Особенностями логопедической работы в школе 8 вида является максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности. А также использование максимальной и разнообразной наглядности.

    Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей в нервной деятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность мотивационного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы и т.д.

    Коррекцию нарушений речи (особенно звукопроизношения0 необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики (элементы логоритмики).

    В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков.

    Характерной для логопедической работы во вспомогательной школе является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры головного мозга, трудностями формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

    Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у таких детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях.

    Учитываю быструю утомляемость склонность к охранительному торможению, необходимо проводить частую смену деятельности, переключение ребенка с одной формы на другую.

    Особенностью логопедической работы в школе 8 вида является тщательная дозировка знаний и речевого материала. Одновременное усложнение задания и речевого материала приводит к невозможности его выполнения умственно отсталыми детьми.

    В связи с тем, что нарушение речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется более длительные сроки.

    Несформированность контроля, слабость волевых процессов у таких детей обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, учителя, воспитателя и родителя.

Также в программе реализуются следующие принципы коррекционной педагогики:

Принцип развивающего обучения(в зоне ближайшего развития)

Принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта.

Деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи.

Принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы и функции.

Характеристика речевого развития умственно отсталого школьника

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого школьника, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигательного анализаторов, приводит к незначительным затруднениям в овладении речью. При этом особенности речевого развития проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования.

Умственно отсталые дети из-за нарушения коркового анализа и синтеза в пределах слухового речедвигательного анализаторов они с трудом овладевают произносительной стороной речи. Дальнейшее развитие протекает медленно и отличается своеобразием, поэтому к обучению в школе такие дети оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя речи, неумение связно излагать мысли затрудняют процесс обучения грамоте. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми. Поэтому своевременное преодоление нарушений речи – залог успешного обучения умственно отсталых детей по всем предметам.

По данным М.А.Савченко, Р.А. Юровой, Р.Н. Лалаевой около 65 % учащихся 1 класса имеют различные нарушения звукопроизношения, ко 2 классу они снижаются до 60%, к 3-му до 40%. Эти цифры свидетельствуют не только о распространенности дефектов произношения, но и о стойкости этих нарушений.

Серьезные недостатки наблюдаются в лексике. Речь лишена слов различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. По данным М.П.Феофанова ребенку в 5-6 лет с нормальным интеллектом уже хорошо известны 22 предлога, которые он адекватно использует в своей речи, в тоже время ребенок с умственной отсталостью в 8-9 лет пользуется только 9 предлогами.

Не менее распространенными лексическими нарушениями являются неправильное понимание слов и их неточное использование.

Еще сложнее протекает процесс овладения синтаксической стороной речи. Наиболее серьезными, часто встречающимися недостатками являются:

    Малая распространенность предложений,

    Пропуск слов и словосочетаний,

    Редкое использование сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций,

    Нарушение порядка слов в предложении,

    Нарушение связи слов в предложении.

Умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания.

Задачи коррекционно-развивающего обучения на логопункте

Схема 1.1.

Реабилитация нарушений слоговой структуры слова и звукопроизношения

Коррекция фонематического слуха

Постановка звуков


Автоматизация звуков в спонтанной речи

Игра – как фактор речевой сноровки


Автоматизация поставленных звуков

Развитие сенсорной сферы


Вся работа на логопункте строится с учетом нейропсихологического подхода

Схема 1.2.

Элементы психотерапии и сказкотерапии


Активизация высших психических функций


Развитие сенсорной сферы


Организация коррекционно-развивающей работы на логопункте с учетом нейропсихологического подхода

Развитие фонематического слуха


Развитие и расширение объема понимания речи


Реабилитация нарушенной слоговой структуры и звукопроизношения


Нормализация грамматического строя речи


Обобщение номинативных категорий


Развитие мелкой моторики


Постановка и коррекция звуков, введение их в спонтанную речь


Развитие моторного речевого аппарата


Развитие координации речи с движениями


Для коррекции каждого речевого дефекта пишется свой план логопедической работы.

В целом коррекционно-педагогический процесс учителя-логопеда строится в соответствии со схемой 1.3.

Составление плана работы на 2-е полугодие

Комплексное обследование детей

Выделение детей в подгруппы

Логопедическое просвещение, профилактика, консультации

Работа по плану


С родителями

С педагогами


Прослеживание итоговой динамики


Составление перспективного плана

Согласование планирования

Планирование взаимодействия


Отчет о проделанной рабте


Основные направления работы учителя-логопеда в рамках логопункта

    Диагностика уровня речевого развития ребенка:

    Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи детей:

    Разъяснение специальных знаний по логопедии среди родителей и педагогов.

ЦЕЛЬ работы:

Создание организационно-педагогических условий, способствующих профилактике речевых нарушений, своевременной диагностике и коррекции этих нарушений, а также дальнейшему развитию ребенка.

Основные задачи:

    Коррекция нарушений устной и письменной речи воспитанников;

    Своевременное преодоление трудностей в освоении воспитанниками общеобразовательной программы;

    Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

    Коррекция нарушений звукопроизношения и звуковосприятия;

    Привитие детям навыков коммуникативного общения.

Обучение на логопедических занятиях.

Обучение на занятиях – основная форма коррекционно-воспитательной работы. Основная цель индивидуальных занятий состоит в подборе и применении упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии: дислалия, дизартрия и др.

На индивидуальных занятиях ребенок должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его.

Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. Состав подгрупп является открытым, меняется по усмотрению логопеда.

Процессы воспроизведения и восприятия звуков тесно связаны между собой: хорошо развитый фонематический слух в сочетании с артикуляционными упражнениями способствуют быстрому усвоению звукопроизношения в целом.

Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:

    Выработку дифференцированных движений артикуляционного аппарата. Важно чтобы артикуляционные установки для ребенка были осознанными, поэтому необходимо не только показывать. Но и описывать каждый артикуляционный уклад, при воспроизведении звуков привлекая слуховой, зрительный и кинестический анализаторы.

    Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения, имеющихся в речи детей звуков, как правило гласные (А, О, У, И, Э, Я) и наиболее доступные согласные звуки (М, П, Т, К. Ф,В, Б, Д, Г ит.д.). это позволяет активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков.

    Постановку отсутствующих звуков у ребенка общепринятыми в логопедии методами. Последовательность постановки звуков зависит от того, какие конкретно звуки произносятся дефектно. Дифференциация звуков осуществляется с постепенным осложнением, одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звуков стимулирует правильное произношение.

Профилактика речевых нарушений

ЦЕЛЬ профилактической работы: Создание максимально благоприятных условий способствующих комплексному развитию ребенка, а в частности устной речи и предупреждению речевых нарушений, посредством проведения следующих мероприятий6

Первичная консультация логопеда с диагностикой уровня речевого развития ребенка, при необходимости;

Логопед знакомит родителей с требованиями к проведению артикуляционной гимнастики. Подбирает индивидуальный комплекс упражнений.

(Планирование и проведение консультаций осуществляется совместно с педагогами).

Логопедическая документация.

Правильное ведение логопедической документации необходимой для наблюдения за процессом коррекционной работы и оценки эффективности используемых приемов.

В течение учебного логопеда оформляет:

    Речевые карты

    Развернутые планы

    Индивидуальные планы

    Отчеты

    Необходимые журналы

(В соответствии с Положением о логопункте)

Коррекционно-воспитательная работа

Строится с учетом психической деятельности детей по планам работы в зависимости от заключения: дислалия, ФФН, ОНР и другие

3.. Взаимодействие логопеда со специалистами .

Процесс развития речи многоаспектный и требует комплексного воздействия при коррекции речевых дефектов.

Успех коррекционно-педагогических мероприятий с детьми зависит от правильно организованного взаимодействия специалистов школы. Каждый из них решая свои задачи, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, высших психических функций и укрепление здоровья.

Логопед планирует и организует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело использовать личностно ориентированные формы общения с детьми.

(схема 3.1.)

4. Организация взаимодействия логопеда с родителями.

В работах А.В. Запорожца, Л.И.Божович, М.И.Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общение ребенка со взрослыми является основой его психического развития. Еще Л.С.Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с первых дней рождения происходит полноценное развитие его личности, его социализация.

Работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, должна включать в се6бя коррекционно-воспитательное воздействие со стороны специального учреждения и родителей, многие из которых часто не имеют даже элементарных представлений о том, чем и как они могут помочь в данной ситуации. Проблема формирования коррекционно-логопедической компетентности родителей на современном этапе очень велика и актуальна.

Проблема социальной помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, не нашли пока широкого освещения в в научной и популярной литературе.

Тематику семинарских занятий с родителями можно определить следующим образом:

Общие закономерности нормативного речевого развития детей.

Развитие лексико-грамматического строя речи в процессе логопедической работы.

Фонематическое восприятие и звукопроизношение ребенка.

Особенности связной речи детей с нарушением интеллекта.

Также проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей по их запросам.

Цель взаимодействия логопеда и родителей6 единые подходы логокоррекционной работы с ребенком.

5.Система мониторинга достижений детей на логопункте.

Логопедическое обследование ребенка направлено на выявление нарушений компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Задачи этапа диагностики:

    Изучить условия воспитания и развития ребенка на основе беседы и анализа сопровождающих документов, сбор статистических данных;

    Определить степень овладения компонентами языковой системы в соответствии с возрастными нормами речевого развития;

    Консультивно-аналитическая беседа с родителями по вопросам анализа уровня развития устной речи и технологии коррекции имеющихся речевых нарушений;

    Направление на обследование к узким специалистам другого профиля при необходимости уточнения структуры дефекта.

Требования к процедуре диагностики:

    Каждый ребенок обследуется индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения;

    Использование в полном объеме системного подхода и комплексности;

    Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьируется в зависимости от цели.

Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания.

В качестве инструментария диагностики речевого развития детей используются: модифицированный пакет диагностических материалов по Т.Б.Филичевой, Г.Р.Чиркиной и тестовая методика диагностики устной речи Т.А.Фотековой. Эта диагностика предназначена для качественной и количественной оценки нарушения, получения анализа структуры дефекта и речевого профиля. В методике использованы пробы, предложенные Е.В.Лалаевой, Е.В.Мальцевой. Кроме этого исследовалось понимание сложных лексико-граматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р.Лурия. для оценки успешности выполнения задания используется балльная система.

Список литературы.

    Аксенова А.К. Методика обучению русскому языку в специальной (коррекционной) школе. М.: ВЛАДОС,2000.-223с.

    Бачина О.В. Вилочева М.П. Школьный логопункт: организация и содержание работы. М.:ТЦ Сфера, 2009.-64с.

    Боровцева Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2008.-64с.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение.-271с.

    Журавель Н.И.Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. М.: ТЦ Сфера,2008.-64с.

    Жукова Н.С., Мастюкова М.Е., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.: Кн. Для логопедов. Екатеринбург.: АРД-АТД,1998.-320с.

    Зикеев А.Т. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М.: академия. 2000.-200с.

    Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: просвещение, 1998.-144с.

    Кузьмина Е.В. бланковые методики в работе логопеда. М.: ТЦ Сфера, 2009.-64с.

    Лалаева Р.И. логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопедов. М.: ВЛАДОС, 1999.-224с.

    Мазаева Е.В. Коррекция дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М.: Гном иД. 2008.-128с.

    программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / сост. Г.В.Чиркина М.: Просвещение.2009.-272с.

    Садовникова Л.Н. Нарушения письменной речи и их преодолению у младших школьников. М.ВЛАДОС,1995.-264с.

    Филичева Т.Б Основы логопедии. М.: Просвещение, 1984.-223с.

Краевое государственное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) школа-интернат 8 вида г.Алейска

Рассмотрено Утверждаю

На методическом совете Директор КГОУ

КГОУ специальная (коррек- специальная (коррекционная)

Ционная) школа-интернат школа-интернат г.Алейска

Г.Алейска __________Н.В.Рогашова

Протокол №_______ «_____»___________20____г.

«_____»_________200___г.

Программа

логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях логопункта (кабинета) специальной (коррекционной) школы-интерната

8 вида г.Алейска

Составлена на основе программ:

1.Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей / сост. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина.

2.Программа логопедической работы по преодолению ОНР У детей / сост. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова, Г.В.Чиркина.

3.Программа логопедической работы с заикающимися детьми / С.А.Миронова.

4.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: ВЛАДОС,-1995г.

5.Ефименкова Л.Н. Коррекция письменной и устной речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение,-1991г.

Составитель: Мосина Наталья Анатольевна

Учитель-логопед 2 квалификационной категории

Логопедическая работа во вспомогательной школе занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико- грамматическую стороны, связную речь, поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Расстройства речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе:

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы во вспомогательной школе направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

2. При устранении нарушений звукопроизношения большое место отводитсядифференциациифонетическиблизкихзвуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного,кинестетического образа.Сравниваются звучание,артикуляциядвухзвуков,устанавливаютсяихсходстваи различия. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа
во вспомогательной школе проводится над речевой системой в целом. Накаждомлогопедическомзанятииставятсязадачикоррекции нарушенийнетолькофонетико-фонематической,ноилексико- грамматической стороны речи.

3. В процессе логопедической работы во вспомогательной школе важно основыватьсянапринципепоэтапногоформированияумственных действий (Л.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин). Это необходимо для того, чтобыотнаглядно-образногомышленияперейтикорганизации действия во внутреннем плане. В логопедической работе с умственно отсталыми детьми необходимпоследовательный переход от одного
этапакдругому,чтосвязаносособенностямимыслительной деятельности этих детей.

4. Особенностямилогопедическойработывовспомогательнойшколе являютсямаксимальноевключениеанализаторов,атакже использование максимальной и разнообразной наглядности. В процессе логопедическойработыширокоиспользуютсясхемы,муляжи правильнойартикуляциизвуков,разрезнаяазбука,игровые упражнения, технические средства.

5.Важнейшеезначениеимеет дифференцированныйподход,который предполагаетучетособенностейвысшейнервнойдеятельности: психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимоувязыватьсобщиммоторнымразвитием (преимущественно развитием тонкойручноймоторики)умственноотсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики,влогопедическиезанятия,особенномладшихклассов, включаются пальчиковая гимнастика , заданияпо оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

7. Содержаниелогопедическойработывовспомогательнойшколе строится с учетом программы по русскому языку в данном классе. При этом цели и задачи логопедической работы иные, чем цели и задачи уроков русского языка.

8. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталыхдетейоченьконсервативны,изменяютсяструдом, необходимоособеннотщательноотрабатыватьэтапызакрепления правильных речевых навыков.

9. Характернойособенностьюлогопедическойработыво вспомогательнойшколеявляетсячастаяповторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функциикоры,трудностьюформированияновыхусловно -рефлекторныхсвязей,быстрым их угасаниембездостаточного подкрепления.

10. Сформированные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки не используются умственно отсталым ребенком в повседневном речевом общении. . В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки на разнообразном и обширном речевом материале не только на логопедических занятиях, но и на уроках и во внеурочной деятельности.

11.Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному

Тема: Организация логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в

формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение

пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям

письменной речи.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся

и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико -грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты

которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами. Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале,

середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий.

Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся,

недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими. К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План

составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и

учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов).

В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно - дидактического материала.

При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть

обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы. Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом (Приложение 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями,

педагогом - психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.

В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащихся требует организации специальной логопедической работы. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем специального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что является первичным: недоразвитие познавательной деятельности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступивших в школу учащихся независимо от класса, в котором будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тексты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследования обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в специальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащегося, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования его состояния речи и письма заполняется речевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в предыдущем году, проводится не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним.

План составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского обследования с целью уточнения этиологии и характера речевого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует организационный период (первые две недели учебного года).

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, школьной программы по родному языку и особенностей речевого дефекта. На логопедические занятия отводятся 5-е и 6-е уроки, свободные от классных занятия, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией школы и учителями классов логопед может брать детей с уроков чтения.

Индивидуальные и групповые занятия проводятся 4 раза в неделю с учащимися 1-4-х классов и 3 раза в неделю с учащимися 5-6-х классов. На индивидуальное занятие с каждым учащимся отводится, как правило, 15 минут. Продолжительность занятий для группы - 45 минут. Допускаются занятия с подгруппами продолжительностью - 20-25 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности в пределах одного или двух смежных классов (например, вторых-третьих классов). Учащихся первых классов выделяют в отдельную группу, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала.

Подгруппы комплектуются в тех случаях, когда особенности нарушения речи у некоторых учащихся требуют работы с ними по особому плану, не совпадающему с групповым планом. Группы для логопедических занятий комплектуются в количестве 4-6 человек, подгруппы - из 2-3 человек.

При необходимости логопед может производить перераспределение детей по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединить в группы или подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.

Ответственность за аккуратное посещение учащимися логопедических занятий возлагается на логопеда и учителя данного класса, в старших классах школ-интернатов - на воспитателя, в школах без интернатов - на классного руководителя. Логопед:

Ведет журнал учета посещаемости занятий, в котором кратко отражает содержание пройденного на занятиях материала (ежедневно);

Организует работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых учащимися в процессе логопедических занятий;

Систематически информирует учителей и воспитателей об успехах и недостатках учащихся, с тем чтобы во время и после уроков к речи детей предъявлялись посильные требования;

При завершении логопедических занятий с ребенком инструктирует учителя и воспитателя о приемах доведения достигнутых навыков до полной автоматизации в условиях класса и во внеурочное время;

Посещает уроки родного языка, развития речи, чтения и другие для проверки речевых возможностей учащихся, имеющих нарушения речи (в свободное от логопедических занятий время). В свою очередь, учителя и воспитатели также должны периодически присутствовать на логопедических занятиях, чтобы быть в курсе проводимой работы с учащимися данного класса;

Хорошо ориентируется в программных требованиях, в методах и приемах обучения родному языку, учитывает их в своей работе, использует дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается на уроке;

Помогает воспитателям в организации речевой работы с учащимися;

В конце учебного года проводит утренник, на котором дети, окончившие логопедические занятия, демонстрируют свои успехи. В утреннике должны принимать участие все дети, имеющие нарушения речи и занимающиеся с логопедом, независимо от этапа работы с ними (кроме начального). В этих случаях для них подбирается соответствующий материал;

Принимает участие в педагогических советах, где выступает с сообщениями и докладами о своей работе. Такие выступления имеют большое значение для пропаганды логопедических знаний среди учителей.

Работа логопеда с учителями и воспитателями может иметь разные формы: индивидуальные беседы, открытые занятия,

сообщения на методобъединениях с демонстрацией магнитофонных записей речи учащихся при поступлении и выпуске, сравнение письменных работ на разных этапах работы и др. В конце учебного года логопед составляет текстовой и цифровой отчеты о работе за год.


Похожая информация.


Организация

Логопедической

Помощи

Детские

В данные учреждения принимаются дети с нарушениями зрения в возрасте от 2 до 7 лет (в ясли-сады - от 2 лет, в детские сады - от 3 лет), имеющие выраженное понижение зрения и нуждающиеся в интенсивном лечении.

Наполняемость дошкольных групп для слепых детей - 10 человек, для слабовидящих, включая амблиопию и косогла­зие, - 12-15 человек.

Необходимость систематической логопедической работы с данной категорией детей обусловлена наличием выраженных нарушений устной речи. Первоначальное знакомство с деть­ми начинается с подробного обследования и оценки речевых и неречевых процессов (состояние связной речи, сформирован-ности грамматического строя, словаря, фонетики, восприятия; проводится исследование общей и речевой моторики и т. д.).

Коррекционная работа планируется с учетом результатов об­следования.

Система дифференцированного обучения предусматривает разные уровни (их 4) речевого развития детей. Так, в группах с первым уровнем речевого развития основное внимание уделя­ется формированию звукопроизношения. В группах для детей со вторым-третьим речевым уровнем логопедическая работа предусматривает ликвидацию пробелов в формировании фоне-тико-фонематического и лексико-грамматического строя язы­ка. С детьми ведутся логопедические занятия по формирова­нию связной речи, коррекции всех компонентов речевой системы.

По форме логопедические занятия могут быть индивиду­альными и подгрушювыми. Коррекция речевого развития слепых и слабовидящих детей осуществляется совместными усилиями всех специалистов, работающих в данном дошколь­ном учреждении.

При широко развитой системе детских садов для детей с нарушениями зрения становится возможным более эффек­тивно решать вопросы преемственности в обучении детей дош­кольного и школьного возраста.

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи - тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение про­граммы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефектологии в 1954 г. в Ленинграде была организована пер­вая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организу­ются отдельные классы для детей с тяжелой формой недораз­вития речи (Москва). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-интернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других горо­дах (Москва (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются в специфические задачи:

а) преодоление различных видов нарушений устной и пись­менной речи;

б) устранение связанных с ними особенностей психическо­го развития в процессе коррекционно-воспитательной рабо­ты в учебное и внеучебное время;

в) профессионально-трудовая подготовка. Школа состоит из двух отделений.

В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: ала-лия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обуче­ние в общеобразовательной школе. При комплектовании клас­сов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществляет­ся в соответствии с уровнем образования программ двух от­делений. В I отделении - I ступень - начальное общее обра­зование с нормативным сроком освоения - 4-5 лет; II ступень - основное общее образование с нормативным сро­ком освоения - 6 лет.

Во II отделении - I ступень - начальное общее образова­ние за 4 года, II ступень - основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число ча­сов на производственно-трудовое обучение. При этом реша­ются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитатель-ное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклоне­нием в психофизическом развитии к жизни и труду в обще­стве.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся прово­дится систематически в течение всего учебно-воспитательно­го процесса, но в наибольшей степени на уроках родного язы­ка. В связи с этим выделены специальные разделы:

произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грам-матика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи. Преодоление разнообразных проявлений речевых дефек-тов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) индивидуальных форм работы.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учи-телем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик до-полнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики проводят-ся занятия по лечебной гимнастике. Второе отделение специ-альной школы предназначается для учащихся с тяжелой фор-[ой заикания, дополнительный по сравнению с массовой школой год отводится на специальную речевую работу в млад-ших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специаль-ные логопедические пособия и технические средства обуче-ния. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, направленные на преодоление особенностей психического развития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речевого дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную шко-лу. Выпускники специальной школы для детей с тяжелыми нарушениями речи могут продолжать обучение в общеобра-зовательной школе или в профессионально-технических учи-лищах.

Помимо логопеда, работу по преодолению речевых нару-шений у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого вос­питатель проводит работу по закреплению полученных в клас­се знаний, а также по развитию речевого общения, навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корригируют общее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразовательная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующими как в тру­довой, так и в других видах деятельности.

Литература

1. Волкова Л. С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 1991.

2. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошколь­ного возраста. - М., 1983.

3. Справочник по дошкольному воспитанию. - М., 1980.

4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Вла­совой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М., 1984.

5. Ястребова А. В.,Бессонова Т. П. Инструктивно-мето­дическое письмо о работе учителя-логопеда логопедического пункта при общеобразовательных учреждениях. - М., 1996.

Организация

Логопедической

Помощи

ГЛАВА 20. СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии в России складывалась постепенно.

В период до 1917 г. учреждения для аномальных лиц су­ществовали за счет частных благотворительных средств, в ко­торых специальное обучение строилось на основе выделения и разграничения наиболее резко выраженных дефектов (глухо­та, слепота, умственная отсталость). Организованной логопеди­ческой помощи людям с дефектами речи не оказывалось.

Систематическая разносторонняя помощь лицам с различ­ными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х годов.

Видные деятели педагогической и медицинской обществен­ности неоднократно указывали на отрицательное влияние речевой патологии на формирование психики и личности в целом.

В 1911 г. состоялся съезд московских учителей, где впер­вые была подчеркнута необходимость организации специаль­ной помощи детям, страдающим речевыми расстройствами. Такая помощь оказывалась в двух вспомогательных школах под руководством сурдопедагога Ф. A. Pay. А в 1915 г. созда­ются логопедические курсы.

В 1918 г. по инициативе В. Бонч-Бруевича организуются обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы логопедические курсы. Через год выш­ло постановление Совнаркома, в котором были определены функции наркоматов просвещения и здравоохранения в от­ношении воспитания и охраны здоровья аномальных детей. Обучение аномальных детей было выделено в общегосудар­ственную задачу.

I Всероссийский съезд (1920) про борьбе с детской дефек­тивностью определил принципы построения системы воспи­тания и обучения детей с различными видами аномального развития.

В 1922 г. на Всероссийском съезде заведующих губоно говорилось о важности создания учреждений для этих кате­горий детей.

В 1924 г. проходил II съезд по социально-правовой охране несовершеннолетних (СПОН). Л. С. Выготский, выступая на съезде, предложил новый подход к анализу структуры дефек­та, его коррекции и компенсации, выделил цели и задачи спе­циального обучения, исходя из единых с массовой школой принципов воспитания детей.

Трудно переоценить значение создания в 1929 г. научного центра по разработке проблем дефектологии эксперименталь­но-дефектологического института (ЭДИ), ныне НИИ коррек­ционной педагогики РАО, что способствовало проведению ком­плексного изучения аномальных детей, разработке научных основ дифференцированной сети специальных школ и систе­мы воспитания, обучения в них детей.

Институт участвовал в принятии (начало 30-х годов) зако­на об обязательном всеобуче аномальных детей.

Научный анализ развития государственной системы спе­циального образования в России проведен Н. Н. Малофее-вым (1996 г.). Выделены этапы становления и функциониро­вания различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государ­ства и общества к лицам с особыми нуждами.

Комплексное изучение детей, основанное на клинико-пси-хологической диагностике различных видов аномалий, позво­лило создать фундаментальную научную базу для развития в стране разветвленной сети специальных дошкольных и школь­ных учреждений.

Правильное понимание сложной структуры речевого де­фекта дало возможность не только устанавливать правиль­ный диагноз, определять тип специального учреждения и ме­тоды коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка.

Органами образования и здравоохранения была проведе­на организационно-методическая работа, направленная на вы­явление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррек­ции.

Тесное содружество теории и практики позволило дать научное обоснование обучения и воспитания детей и подрос­тков с речевой патологией, установить потребность в разви­тии сети специальных учреждений.

Введение в номенклатуру того или иного типа специаль­ных учреждений предваряется широким комплексным кли-нико-нейрофизиологическим и психолого-педагогическим изучением детей, организацией системы экспериментального обучения.

В настоящее время определены структуры различных ти­пов учреждений, содержание коррекционного и воспитатель­ного воздействия. Предусмотрена преемственность, обеспечи­вающая при необходимости возможность перевода ребенка в учреждение, соответствующее уровню его общего и речевого развития.

С каждым годом увеличивается помощь аномальным де­тям дошкольного возраста.

После принятия решения «О номенклатуре дошкольных учреждений для детей с нарушениями в физическом и ум­ственном развитии» получила значительное развитие сеть специальных дошкольных учреждений.

Продолжается совершенствование системы школьного и дошкольного обучения детей с нарушениями речи.

Взрослые, подростки и дети с нарушениями речи получают комплексную медицинскую, логопедическую помощь в поли­клинике, больнице, диспансере, санатории.

Государственная забота о детях с отклонениями в развитии выражается не только в создании дифференцированной сети специальных школ, но и в систематическом повышении уров­ня образования детей с дефектами в развитии. Подавляющее большинство специальных школ является интернатными, и все содержание детей в них обеспечивается за счет государства.

В нашей стране широко развита дифференцированная ло­гопедическая помощь взрослому и детскому населению. Она осуществляется по линии образования и здравоохранения.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Современные социально-экономические условия в России определяют необходимость усовершенствования содержания специального образования с учетом требований общества, на­правленного не только на всестороннее развитие личности лиц с особыми нуждами, но и более широкую их адаптацию.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи

Научными исследованиями в области дефектологии дока­зано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции.

В значительном ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание корригируют нарушения в развитии и тем самым предупреждают затруднения детей при обуче­нии в школе (Т. А. Власова, 1972).

При выраженных нарушениях речи ранняя коррекцион-но-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации дефекта.

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи начала развиваться с 1960 г. Вначале это были отдель­ные экспериментальные группы, организованные при массо­вых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи.

Первоначально в детских садах открывались группы для детей только с легкими нарушениями речи (недоразвитием фонетической стороны речи). Затем были организованы груп­пы для детей с более сложными нарушениями (заикающихся детей, для детей с общим недоразвитием речи). На основа­нии приказа МП СССР от 21 ноября 1972 г. № J25 утвержде­на номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения.

Детские сады, ясли-сады для детей с нарушениями речи и соответствующие дошкольные группы при детских садах и яслях-садах общего типа комплектуются непосредственно теми отделами народного образования, в ведении которых на­ходятся указанные дошкольные учреждения.

Дети, овладевшие нормальной речью, успешно закончив­шие обучение и не достигшие 7-летнего возраста, переводятся в дошкольные учреждения общего типа.

Основные задачи логопедического обучения детей с различ­ными видами речевых аномалий в условиях специальных дош­кольных учреждений включают в себя не только коррекцию ведущего дефекта, но и подготовку к овладению грамотой.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи предусматривается четкая организация всего коррекционно­го процесса. Она обеспечивается:

своевременным обследованием детей;

рациональным составлением расписания занятий;

планированием индивидуальной работы с каждым ребенком;

наличием планов фронтальных занятий;

оснащением их необходимых оборудованием и наглядны­ми пособиями;

совместной работой логопеда с воспитателем группы и ро­дителями.

Возможности преодоления недостаточности в речевой, по­знавательной и эмоционально-волевой сферах во всех возрас­тных группах лиц с нарушениями речи зависят от своевре­менного и адекватного применения комплекса медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Проведение всего комплекса коррекционного обучения тре­бует совмещения специальных занятий по исправлению не­достатков речи с выполнением общих программных требова­ний. Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предус­мотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда). Воспитатель планирует свою работу с уче­том программных требований и речевых возможностей де­тей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в форми­ровании речи ребенка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребенка. Совместно с логопедом (в группах ОНР, ФФН) планируются занятия по развитию речи, ознакомле­нию с окружающим, подготовке к письму и т. д. Преемствен­ность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специ­альной тетради.

Дошкольные учреждения для детей с нарушениями речи являются перспективным звеном в общей системе воспита­ния и обучения аномальных детей, обеспечивающим предуп­реждение дальнейшего развития дефекта.

Слабым звеном в деятельности специальных детских са­дов является недостаточное медицинское обслуживание де­тей, несогласованность в сроках логопедических и оздорови­тельных мероприятий, позднее выявление детей, неполный их охват.

По мере развития сети дошкольных учреждений, обеспечи­вающих потребность в логопедической помощи, необходима дальнейшая дифференциация детей с различными речевыми аномалиями (заикающиеся с нормальным уровнем речевого

развития - заикающиеся с недоразвитием речи; дети с лег­кой степенью дизартрии; дети с ринолалией и др.).

В последнее время в ряде регионов страны открываются дошкольные логопедические кабинеты в детских садах об­щего типа. Логопед оказывает консультативную и коррекци-онную помощь детям преимущественно с нарушениями про­изношения по типу амбулаторного приема.

Логопедическая помощь в условиях специальных дошколь­ных учреждений оказывается детям, имеющим недостатки речи при других нозологических формах (олигофрения, нару­шения зрения, опорно-двигательного аппарата), а также де­тям с задержкой психического развития.

Согласно положению «О типовых штатах дошкольных уч­реждений специального назначения для детей с дефектами умственного и физического развития и об оплате труда учи­телей-дефектологов и учителей-логопедов» (из приказа ми­нистра просвещения от 14 октября 1975 г. № 131) в детских садах (яслях-садах) для детей с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и интеллекта вводится долж"ность учителя-дефектолога из расчета 1 единица на группу.

Детские дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Группы детского дошкольного учреждения для детей с на­рушениями опорно-двигательного аппарата комплектуются с учетом возраста следующим образом: ясельная группа - дети в возрасте от 2-3 лет; младшая группа - дети в возрасте от 3-4 лет; средняя группа - 4-5 лет; старшая группа - 5- 6 лет; подготовительная к школе группа - 6-7 лет. Напол­няемость группы - 10-12 человек.

Прием детей проводится ежегодно с 1 августа по 1 сентяб­ря. Дети, достигшие 7-летнего возраста, по решению медико-психолого-педагогической комиссии переводятся в соответ­ствующие типы школ.

Учитель-логопед проводит всю учебно-коррекционную ра­боту по умственному развитию детей, по обучению правиль­ной речи, правильному произношению. Он работает в тесном контакте с врачом-психоневрологом, воспитателями групп, проводит с детьми фронтальные, подгрупповые и индивиду­альные занятия, ведет соответствующую документацию.

Детские дошкольные учреждения для умственно отсталых детей

Основным типом дошкольных учреждений для умствен­но отсталых детей является детский сад (детский дом). Груп­пы комплектуются с учетом возраста: младшая группа - дети в возрасте от 3-4 до 4-5 лет; средняя группа - от 4-5 до 5-6 лет; старшая группа - 5-6 лет; подготовительная к школе группа 6-7 лет. Наполняемость групп независимо от степени нарушения интеллекта - 10-12 человек.

Значительное количество умственно отсталых дошкольни­ков имеет выраженные речевые расстройства, поэтому в об­щей системе коррекциоиного обучения предусматривается систематическая логопедическая работа. Она проводится на фронтальных занятиях по развитию речи в соответствии с расписанием 2 раза в неделю в каждой возрастной группе (на 1-3-м годах обучения группа делится на подгруппы, на 4-м году фронтальные занятия проводятся со всеми детьми). Индивидуальные логопедические занятия с каждым ребен­ком организуются не менее 3 раз в неделю.

В содержание коррекционного обучения включается поста­новка и автоматизация звуков родного языка, работа над плав­ностью речи, дыханием, ударением, над уточнением и расши­рением словаря, практическим употреблением грамматических конструкций, формированием связной речи. Ежедневная ра­бота по развитию речи детей ведется всем коллективом спе­циального дошкольного учреждения.

Дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями зрения