Двадцать первый век – это век урбанизации, когда происходит стремительное изменение не только самого человека, но и изменение системы ценностей, норм поведения, интеллекта. Такое явление охватывает социальную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру. Понять, что такое урбанизация, не сложно, важно узнать, какие последствия она несет.

Урбанизация - что это?

Урбанизация – это увеличение городских поселений и распространение городского образа жизни на всю часть поселений. Урбанизация – это многосторонний процесс, в основу которого положены исторически сложившиеся формы общественного и территориального разделения труда. Урбанизация означает рост больших городов, повышение городского населения в стране. Такое сосредоточение тесно связано с ложной урбанизацией.

В разных странах увеличение поселений проходит с различной динамикой, поэтому все страны мира условно делят на три группы:

  • высокий уровень урбанизации – 73%;
  • средний – больше 32%;
  • низкий – меньше 32%.

Согласно такому разделению Канаду по уровню урбанизации относят к четвертому десятку, здесь ее уровень составляет более 80%. В России уровень составляет 73%, хотя увеличение поселений не всегда связано с положительными моментами. В нашей стране такой уровень возник из-за значительных противоречий:

  • неспособности принимающих городов адекватно решить вопрос с миграцией;
  • сложного экономического положения;
  • нестабильности в политической сфере;
  • неравенства в развитии регионов, когда жители из деревень стремятся в мегаполисы.

Ложная урбанизация

Ложная урбанизация – это стремительный рост населения, при этом такое явление не сопровождается достаточным ростом числа рабочих мест, поэтому появляются толпы безработных людей, а недостаток жилья приводит к появлению неблагоустроенных городских окраин, где царят антисанитарные условия. Такое явление нередко затрагивает страны Африки и Латинской Америки, где наряду с высокой концентрацией населения уровень жизни везде низкий. Возросшая социальная напряженность увеличивает рост преступности.

Причины урбанизации

Мировая урбанизация привела к тому, что сельское население из близлежащих сел и мелких городов все чаще обращается в крупные города по бытовым или культурным вопросам. Существуют следующие причины урбанизации в настоящее время:

  1. Развитие промышленного производства в крупных городах.
  2. Избыток рабочей силы.
  3. Более благоприятные условия проживания в больших городах по сравнению с сельскими.
  4. Формирование широких пригородных зон.

Плюсы и минусы урбанизации

Качество городской жизни имеет прямую связь с тем, насколько обоснованным является уровень увеличения поселений, положительные и отрицательные стороны урбанизации. Если резко повышается этот уровень, качество городской жизни значительно падает, в городе исчезают рабочие места. Поэтому здесь важное место занимают инфраструктура города и уровень торговли, уровень дохода городских жителей, их обеспеченность. Также еще одним фактором городской жизни является экологическая безопасность, ее уровень.

Чтобы понять, что такое урбанизация, необходимо посмотреть на ее положительные и отрицательные стороны. Например, у России сейчас протекает тяжелый переходный период, когда в селе происходят необратимые процессы. Только с помощью определенной государственной политики, сбалансированного расселения народа в городах возможно сохранить общенациональные традиции, культуру.

Плюсы урбанизации

Большая часть населения проживает в больших городах и причиной тому послужили положительные стороны урбанизации:

  • Повышение производительности труда;
  • Создание мест для научных исследований и отдыха;
  • Квалифицированная медицинская помощь;
  • Санитарно-гигиенические условия.

Минусы урбанизации

На сегодняшний день поселения начали резко возрастать. Этот процесс сопровождается ростом крупных городов, загрязнением окружающей среды, ухудшением условий проживания в регионах. В атмосфере больших городов содержится больше концентрации токсичных веществ по сравнению с сельскими местностями. Все это вызвало отрицательные стороны урбанизации и привело к:

  • нарушению равновесия в распределении населения на территории;
  • поглощению крупными городами самых плодородных и продуктивных участков планеты;
  • экологическому нарушению;
  • шумовому загрязнению;
  • проблемам транспорта;
  • уплотнению застроек;
  • снижению рождаемости;
  • росту безработицы.

Урбанизация и ее последствия

По причине того, что большая часть сельских жителей перебралась в большие города, сельское хозяйство перестало удовлетворять все потребности населения. И для того чтобы повысить урожайность почв производства начали использование искусственных удобрений. Такой нерациональный подход привел к тому, что почва перенасытилась соединениями тяжелых металлов. В двадцатом веке население потеряло устойчивость в процессе прироста. Влияние урбанизации привело к крупномасштабному развитию энергетики, промышленности и сельского хозяйства.

Экологические последствия урбанизации

Урбанизация считается главным фактором загрязнения окружающей среды, жители больших городов называют их смогополисами, они на 75% загрязняют атмосферу. Ученые исследовали химическое влияние урбанизации на природу и выяснили, что шлейф загрязняющего воздействия от крупных городов прослеживается еще на расстоянии пятидесяти километров. Недостаток необходимых средств служит тяжелым препятствием на пути к улучшению городской среды, переход к малоотходным технологиям, строительство перерабатывающих комбинатов.

Автомобиль является самым большим источником загрязнения атмосферы. Главный вред исходит от угарного газа, помимо этого люди ощущают на себе негативное влияние углеводов, окислов азота, фотохимических окислителях. Урбанизированный человек ежедневно подвергается кислородной недостаточности, раздражению слизистых оболочек, глубоких отделов дыхательных путей, в результате чего может возникнуть отек легких, простуда, бронхит, рак легких, коронарная болезнь, врожденные пороки.


Влияние урбанизации на биосферу

Прирост городских поселений отрицательно воздействует на биосферу, из года в год такое воздействие возрастает. Выхлопные газы транспортных средств, выбросы промышленных предприятий, тепло и электростанции – все это следствия урбанизации, из-за чего в атмосферу попадает диоксид азота, сероводород, озон, предельные углеводороды, бензапирен, пыль. В крупных городах мира уже перестали обращать внимание на смог. Не многие до конца понимают, что такое урбанизация, и какую опасность несет. Если бы улицы городов озеленили, отрицательное воздействие на биосферу снизилось.

По мере того как нарастает техносферизация, удаляются естественные первоосновы биосферы, которая отвечает за воспроизводство и распространение жизни на Земле. Вместе с тем, как человечество постепенно переходит к техногенезу, биосферное биологическое вещество существенно трансформируется, что отрицательно сказывается на формирующихся из него организмах. Искусственно созданные техносферно-биологические компоненты могут самостоятельно эволюционировать и их невозможно устранить из естественной среды.

Влияние урбанизации на здоровье населения

Создавая урбанистическую систему, люди создают вокруг себя искусственную среду, повышающую комфорт жизни. Но это отрывает людей от естественной природной среды и нарушает природные экосистемы. Негативное влияние урбанизации на здоровье человека проявляется тем, что понижается физическая активность, питание становится нерациональным, некачественные продукты приводят к появлению ожирения и диабета, развиваются сердечно сосудистые заболевания. Городская среда негативно влияет на физическое и психосоматическое здоровье людей.

Самые урбанизированные страны

В древности самый урбанизированный город был Иерихоном, где девять тысячелетий назад проживало приблизительно две тысячи человек. Сегодня такое количество можно отнести к крупному селу или небольшому городку. Если свести количество проживающих в десяти самых населенных городах планеты к одному целому, то сумма составит почти двести шестьдесят миллионов человек, а это 4% всего населения планеты.

РАЗДЕЛ 4. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО РАССЕЛЕНИЯ

XX в. называют веком урбанизации. Городское расселение в этот период развивалось особенно быстро. Интенсивные процессы урбанизации привлекли усиленное внимание специалистов многих отраслей знаний, в результате чего были выявлены общие закономерности развития городского расселения в разных странах мира, созданы теории урбанизации в разных науках - географии, экономике, социологии и др. Этап ускоренного развития урабанизационных процессов прошла в XX в. и наша страна. Но прежде чем рассмотреть глобальные закономерности развития урбанизации и их проявление в России, остановимся на общей картине городского расселения современного мира.

Мировые процессы урбанизации в XX в.

Как уже отмечалось выше, урбанизация - это усиление значения городских поселений в разных сферах жизни общества. В той или иной степени урабанизационными процессами оказываются охваченными практически все области жизнедеятельности современного общества. В наиболее обобщенном виде это проявляется в формировании и всё более широком распространении современного городского образа жизни, который в перспективе, по всей видимости, охватит все человечество. Но образ жизни - это качественная характеристика, трудно формализуемая при сравнении разных территорий, и сильно зависящая от многих характеристик населения и хозяйства конкретных обществ (состава населения, природно-ресурсного потенциала и др.). Поэтому обычно о развитии процессов урбанизации судят по нескольким характеристикам населения, которые сужают значение этого понятия, но при этом сравнительно легко отражаются количественными статистическими показателями. Наиболее широко из таких показателей используются:

Количество городских поселений, в том числе больших и крупнейших;

Численность городского населения;

Доля городского населения, в том числе населения, проживающего в больших и крупнейших городах.

Для планеты в целом изменение некоторых подобных показателей на протяжении XX в. представлено & табл. 4.1. Хорошо видно, что на протяжении этого века число горожан на Земле выросло более чем в 13 раз, и их доля ^плотную приблизилась к половине жителей планеты. При этом происходило образование все более крупных городов. В том числе в настоящее время имеется уже более 20 городов и городских агломераций с численностью населения более 10 млн. человек. Тогда как в начале века самыми крупными были немногочисленные города-миллионеры. Именно в таких наиболее крупных городских поселениях происходит постепенная концентрация городских жителей. И сегодня уже каждый пятый человек на Земле проживает не просто Р городе, а в очень крупном городском поселении с численностью населения более 1 млн. человек. В ближайшей перспективе какого-либо замедления темпов роста показателей урбанизации не ожидается.

Таблица 4.1 Изменение основных показателей урбанизации в XX в.

Все перечисленные в таблице показатели характеризуют степень урбанизированности общества, отражая отдельные важные процессы урбанизации - рост количества городских поселений, в том числе поселений крупных размеров, концентрацию населения во все более крупных городских образованиях, увеличение численности и доли городского населения. Наиболее обобщенным является последний показатель, который характеризует городское население не только само по себе, но и в сравнении с сельским, т. е. отражает значение городских поселений во всей структуре расселения той или иной территории. Поэтому показатель доли городского населения называют также показателем уровня урбанизированности (урбанизации) и именно по нему, прежде всего, судят о развитии процессов урбанизации на какой-либо отдельной территории или на Земле в целом.

Можно выделить несколько пороговых значений уровня урбанизации.

1. Если он меньше 10%, то территория является практически неурбанизированной. И в городских поселениях, как правило, преобладает сельский образ жизни, т. е. различия между сельскими и городскими поселениями сравнительно невелики. Все они имеют преимущественно сельский характер. Численность и доля горожан растут очень медленно.

2. Если уровень урбанизации меньше 25%, то все еще явно преобладает сельское расселение (т. е. территория слабо урбанизирована), но уже выделяется городской образ жизни, который становится привлекательным для значительной доли сельских жителей. Поэтому городское население начинает быстро расти, массово образуются новые городские поселения, увеличиваются различия между ними и сельскими населенными пунктами.

3. Когда уровень урбанизации достигает 50%, то городское расселение начинает преобладать над сельским (среднеурбанизированная территория). Темпы роста численности и доли городского населения в этот период наиболее велики. Городские поселения по большинству характеристик резко отличаются от сельских.

4. По достижении уровня урбанизации 75% городское расселение начинает явно преобладать над сельским (высокоурбанизированная территория). Городской образ жизни начинает распространяться и в сельской местности - начиная с пригородных зон крупнейших городов, где преимущественно и формируются новые городские поселения. При этом темпы роста численности и доли городского населения резко замедляются.

5. По достижении уровня урбанизации Ш)% территория становится практически полное -п.к» урбанизированной. Городской образ жизни, как правило, распространяется и на всю сеть сельских поселении, т. е. различия между городскими и сельскими поселениями снова практически исчезают, поскольку все поселения приобретают городской характер. Численность и доля горожан растут очень медленно, а в некоторых случаях даже снижаются.

По мере социально-экономического развития отдельные государства проходят эти пороговые уровни урбанизации, становясь все более урбанизированными. Но поскольку на каждый конкретный момент времени разные территории существенно различаются по уровню социально-экономического развития, возникает сильная дифференциация по уровню и темпам урбанизации. Так, Великобритания, Нидерланды, Бельгия уже в начале XX в. были преимущественно урбанизированными странами (более 75% горожан), и доля городского населения в них продолжала расти. Наиболее быстрыми темпами увеличивалась доля горожан в среднеурбанизиро-ванных странах (США, Германия, Франция - доля горожан составляла около 50%). Тогда как на большинстве территорий мира в тот период времени городское населения не достигало и 10%, и эта доля увеличивалась очень медленно. Средний уровень урбанизации на Земле составлял около 14%. И можно было отметить, что страны с более высоким уровнем урбанизации отличались и более быстрыми темпами роста этого уровня, т. е. дифференциация возрастала.

В начале XXI в. дифференциация по уровню и темпам урбанизации также велика, но имеет уже другой характер. Наиболее развитые государства имеют 90% и более горожан, и в них уровень урбанизации уже почти не растет или даже снижается. Тогда как большинство развивающихся государств имеет от 10 до 75% горожан, и в них уровень урбанизации быстро увеличивается. Поэтому можно отметить, что в странах с более низким уровнем урбанизации он растет быстрее, чем в странах с высоким уровнем. А в итоге дифференциация по данному показателю между отдельными государствами мира сокращается.

Тем не менее и в настоящее время различия по доле городского населения хорошо видны даже на уровне регионов мира (табл. 4.2). Сблизились показатели уровня урбанизированное™ Северной и Латинской Америки, Зарубежной Европы, Австралии и Океании. Хотя в начале XX в. различия показателя между этими регионами превышали "3 раза, а в середине века -1,5 раза. Особенно примечателен рост уровня урбанизированности в Латинской Америке, который в начале века был ниже среднемирового, а в конце века значительно превышает среднемировой уровень. Ниже мирового уровня доля городского населения в настоящее время лишь в Африке и Зарубежной Азии. Но растет она здесь самыми быстрыми темпами, и большинство государств можно уже считать среднеурбанизированными (доля городского населения около 50%). Хотя по-прежнему сохраняется несколько практически неурбанизированных государств, самым крупным по численности населения из которых является Уганда.

Главное дифференцирующее влияние на уровень урбанизации оказывают, безусловно, социально-экономические факторы. В общем случае можно сказать, что чем выше уровень социально-экономического развития той или иной территории (страны), тем выше и доля городского населения. Но в некоторых случаях существенны также природные факторы, а именно не благоприятность природных условий для ведения сельского хозяйства и жизни людей. Если социально-экономическое развитие таких территорий все-таки имело место (вследствие наличия полезных ископаемых, выгодного географического положения и по другим причинам), то население может быть сконцентрировано в городских поселениях в очень высокой степени (свыше 90%), не отражающей реального уровня развития территории. Так, в пустынном, но обладающем развитой нефтедобычей государстве Кувейт доля городского населения превышает 90%. А самым урбанизиро-1нным африканским государством является Джибути, где деется относительно крупный порт-столица. Аналогичная ситуация сложилась в некоторых северных и восточных регионах России (Мурманская, Магаданская области и др.).

Таблица 4.2

Уровень урбанизации регионов мира

На протяжении XX в. многократно увеличилось количество городских поселений. Интенсивный процесс образования новых городов охватил все регионы мира, кроме зарубежной Европы (где городская сеть к началу XX в. в основном уже сформировалась). При этом массово образовывались городские поселения в слабо урбанизированных районах - как путем основания новых городов "на пустом месте", так и путем преобразования в города наиболее крупных сельских поселений, в которых получали развитие городские функции, т. е. урбанизация распространялась вширь. Но постепенно все более значительная доля городских поселений появлялась на уже высоко урбанизированных территориях, образуя сложные системы с существующими городами. Такая форма расселения получила название городских агломераций.

Первые городские агломерации сформировались еще во второй половине XIX в. или вокруг крупнейших городов (Лондона, Парижа, Нью-Йорка и др.), или в районах близкого расположение большого количества отдельных сравнительно небольших городов (морское побережье Нидерландов, Рурский угольный бассейн в Германии и др.). Агломерации первого типа получили название моноцентрических (так как имеют один главный центр), а второго типа - полицентрических (имеют несколько примерно равных по значению центров). Большее распространение получили моноцентрические агломерации, хотя и полицентрических в современном мире довольно много - преимущественно в районах добычи полезных ископаемых с бассейновым типом залегания.

К концу XX в. городские агломерации стали основной формой расселения в наиболее урбанизированных регионах мира, практически полностью заменив изолированные города (которые сохранились в относительно слабоурбанизированных районах, но концентрируют лишь небольшую долю городского населения). Быстро развиваются городские агломерации в средне, и даже слабоурбанизированных странах, но в них они не многочисленны. Очень часто это лишь одна агломерация, формирующаяся вокруг самого крупного города страны (столицы или экономической столицы).

Таким образом, городские агломерации - взаимосвязанные группы поселений, прежде всего городских, объединенных трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, инфраструктурными, производственными и другими связями. Наиболее важными считаются трудовые связи, которые в рамках суточного цикла посредством маятниковых миграций жителей связывают отдельные поселения в единое целое?. При этом работают или учатся такие маятниковые мигранты преимущественно в главном городе (ядре) агломерации, а проживают - в других поселениях. Культурно-бытовые и рекреационные связи между поселениями осуществляются в основном в рамках недельного цикла, хотя по массовости они могут превосходить ежедневные трудовые поездки. Инфраструктурные связи проявляются в совместном использовании населенными пунктами агломерации крупных транспортных объектов (железнодорожных магистралей, аэропортов и др.), сооружений городского хозяйства (водозаборов, очистных сооружений). Производственные связи осуществляются между предприятиями в рамках кооперации, когда филиалы, поставщики комплектующих, склады продукции, опытно-испытательные полигоны предприятия из одного города агломерации (как правило, ее главного центра) находятся в других населенных пунктах агломерации.

Ученые различных стран по-разному подходят к определению границ городских агломераций. В зарубежной Европе внешняя граница агломерации во многих случаях определяется по окончании непрерывной городской застройки. В таком понимании агломерация совпадает с фактическим городом и часто называется конурбацией. Так, численность населения Московской агломерации (конурбации) оценивается европейскими учеными в 10-11 млн. чел. Отечественные ученье в рамки агломерации включают все населенные пункты, значительная доля жителей которых связана трудовыми поездками с главным городом агломерации. Обычно такие пункты располагаются не далее 1,5-часовой поездки от ядра агломерации. При таком подходе население Московской агломерации оценивается в 12,5-14 млн. чел. В США в качестве агломераций выделяются стандартные метрополитене-кие статистические ареалы (СМСА), которые целиком включает в себя первичные территориальные единицы (графства), удовлетворяющие определенным критериям связанности с главным городом, который должен насчитывать не менее 50 тыс. жителей (учитываются и непрерывность застройки, и трудовые связи, и плотность населения).

В конечном итоге, независимо от методов определения границ городских агломераций, в развитых странах оценки численности населения в настоящее время даются именно для агломераций, а не для городов в их юридических границах. Это же относится и к крупнейшим городам в развивающихся странах. И действительно, выделение отдельных поселений внутри агломерации "при взгляде снаружи" (из-за пределов агломерации) не имеет смысла, поскольку это единая социально-экономическая система, искусственно разделенная исторически сложившимися юридическими границами (границами отдельных поселений). Так, население Парижа в юридических границах города составляет в настоящее время около 2 млн. чел. Но ни у кого не вызывает сомнений, что многие формально самостоятельные поселения за городской чертой (например, район небоскребов Дефанс) - это тоже Париж. А общая численность населения Парижской агломерации ("Большого Парижа") оценивается в 11-12 млн. чел. Список наиболее крупных городских агломераций мира по состоянию на начало XXI в. представлен в табл. 4.3.

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломерацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответственно, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 раза. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чел. в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломераций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехико, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сформировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

Таблица 4.3 Крупнейшие городские агломерации мира

Агломерация Население, млн. чел. Страна
Токио 31,0 Япония
Мехико 21,0 Мексика
Сеул 19,9 Корея
Сан-Паулу 18,5 Бразилия
Осака-Киото-Кобе 17,6 Япония
Джакарта 17,4 Индонезия
Нью-Йорк 17,0 США
Дели 16,7 Индия
Бомбей 16,7 Индия
Лос-Анджелес 16,6 США
Каир 15,6 Египет
Калькутта 13,8 Индия
Манила 13,5 Филиппины
Буэнос-Айрес 12,9 Аргентина
Москва 12,1 Россия
Шанхай 11,9 Китай
Рейнско-Рурская 11,3 Германия
Париж 11,3 Франция
Рио-де-Жанейро 11,3 Бразилия
Лондон 11,2 Великобритания
Тегеран 11,0 Иран
Чикаго 10,9 США
Карачи 10,3 Пакистан
Дакка 10,2 Бангладеш

С течением времени пригородные поселения в рамках агломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из центрального города в пригороды. Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb - пригород). При этом "выталкивают" жителей из центральных городов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является развитие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство переселяющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась только с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обеспеченные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реализуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все более широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах "среднего" класса. Вслед за переселением жителей начинается перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени перемещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть городского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизацию, в ее результате еще больше усилился. Главные города лишились значительной части налоговой базы и сократилось количество рабочих мест. Соответственно, выросла безработица, увеличилась концентрация маргинальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому в первые десятилетия после второй мировой войны большинство развитых государств осуществляло государственных программы, направленные на деконцентрацию населения и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в последние десятилетия государственные, и местные программы направлены на, возрождение городских центров. Хотя в основном не как мест проживания, а как мест Концентрации различных прогрессивных видов.деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной формой развития юродского расселения. В некоторых районах особенно привлекательных для городского развития, сосед-е агломерации разрастаются и сливаются своими периферийными частями. Иногда более мелкие агломерации попадая в зону влияния более крупной агломерации становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3-5 агломераций называют урбанизированными районами. В России подобные районы сформировались вокруг Московской агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, Количество слившихся агломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили название урбанизированных зон или мегалополисов. Мегалополис - первоначально имя собственное первой такой городской структуры, которая была описана в 1950-х гг. французским урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США в следствии подобные образования сформировались и в

других регионах Земли. Характеристики крупнейших мегалополисов Земли представлены в табл. 4.4.

УРОВНИ И ТЕМПЫ УРБАНИЗАЦИИ

Несмотря на наличие общих черт урбанизации как всемирного процесса в разных странах и 
регионах она имеет свои особенности, которые, прежде всего, находят выражение в различных 
уровнях и темпах урбанизации.

По уровню урбанизации все страны мира можно подразделить на три большие группы . Но основной водораздел проходит все же между более и менее развитыми странами. В конце 90-х гг. в развитых странах уровень урбанизации в среднем составлял 75%, а в развивающихся - 41%.


высоко урбанизированные страны средне урбанизированные страны слабо урбанизированные страны
Доля городского населения более 50% Доля городского населения
20-50%
Доля городского населения менее 20%
Великобритания Алжир Чад
Венесуэла Боливия; Эфиопия
Кувейт Нигерия Сомали
Швеция Индия Нигер
Австралия Заир Мали
Япония Египет Замбия


Темпы урбанизации во многом зависят от ее уровня .

В большинстве экономически развитых стран, достигших высокого уровня урбанизации, доля городского населения в 
последнее время растет сравнительно медленно , а число жителей в столицах и других самых 
крупных городах, как правило, даже уменьшается. Многое горожане теперь предпочитают жить 
не в центрах крупных городов, а в пригородах и сельской местности. Это объясняется 
удорожанием инженерного оборудования, обветшанием инфраструктуры, крайним 
усложнением транспортных проблем, загрязнением окружающей среды. Но урбанизация 
продолжает развиваться вглубь, приобретая новые формы.


В развивающихся странах, где 
уровень урбанизации значительно более низкий , она продолжает расти вширь, а городское 
население быстро увеличивается . Ныне на их долю приходится более 4/5 всего ежегодного прироста числа городских жителей, а абсолютное число горожан уже намного превысило их 
число в экономически развитых странах. Это явление, получившее в науке наименование 
городского взрыва , стало одним из важнейших факторов всего социально-экономического 
развития развивающихся стран. Однако рост населения городов в этих регионах намного 
опережает их реальное развитие. Он происходит в значительной мере благодаря постоянному "выталкиванию" избыточного сельского населения в города, особенно крупные. При этом 
неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, трущоб. Полная, как иногда говорят, "трущобная урбанизация " приняла очень 
большие размеры. Она продолжает оставаться в основном стихийной и 
неупорядоченной .
 В экономически развитых странах, напротив, предпринимаются большие усилия по 
регулированию процесса урбанизации, управлению им.

Отметим лишь некоторые особенности мировой урбанизации на пороге третьего тысячелетия. Урбанизация по-прежнему 
продолжается быстрыми темпами в различных формах в странах разного уровня развития, в неодинаковых условиях каждой страны, и вширь, и вглубь, с той или иной скоростью.
Темпы ежегодного прироста горожан почти вдвое выше, чем прироста населения мира в целом. В 1950 г. в городах жило 28% мирового населения, в 1997 г. – 45%. Города разного 
ранга, значения и величины с быстро разрастающимися пригородами, агломерациями, еще более обширными урбанизированными зонами практически охватывают своим влиянием 
основную часть человечества. Важнейшую роль при этом играют большие города, прежде всего 
города-миллионеры. Последних в 1950 г. насчитывалось 116, в 1996 г. их уже 230. Городской 
образ жизни населения, городская культура в самом широком смысле слова все более 
распространяются в сельской местности большинство стран мира (рурбанизация) .


В развивающихся странах 
урбанизация в основном идет "вширь" в результате массового притока в большие города 
переселенцев из сельской местности и малых городов.

Дляэкономически развитых стран ныне характерна урбанизация"вглубь" : интенсивная субурбанизация, образование и распространение городских агломераций и мегополисов. 
Концентрация промышленности транспорта ухудшила экономические условия жизни в больших городах. Во многих районах население теперь растет быстрее в малых городах, по 
окраинам, чем в центрах агломераций. Нередко крупнейшие города, прежде всего города – 
миллионеры, теряют население из-за его миграции в пригороды, города спутники, кое-где в 
сельскую местность, куда оно приносит городской образ жизни.

Городское население 
промышленно развитых стран сейчас практически не растет.

Сегодня более половины населения мира проживает в городах.
По прогнозам, к 2030 году доля городских жителей достигнет 60 %.
Об этом читайте в материале .

До промышленной революции фермерский сектор не был достаточно продуктивным для поддержки большого городского хозяйства. И хотя нам известна история Рима, Стамбула, Лондона и Киева и множества других древних городов, доля городского населения составляла меньше 10% населения мира. Подавляющее большинство людей до наступления промышленной революции были заняты в мелких крестьянских хозяйствах.

Промышленная революция и огромные достижения сельскохозяйственного производства стали возможны благодаря достижениям науки. Сорта семян высокой урожайности дали нам «зеленую революцию». Химические удобрения позволили увеличить продуктивность сельского хозяйства. Машины, тракторы, комбайны позволили фермеру в одиночку обрабатывать обширную территорию, в то время как раньше крестьяне с мотыгами обрабатывали небольшие клочки земли. Теперь нужно все меньше людских ресурсов, чтобы прокормить семью, регион, страну. Большая часть нашей экономической деятельности сосредоточена в промышленности, строительстве и сфере услуг. А так как промышленная часть экономики возросла, то растет и уровень урбанизации.

Уровень урбанизации и размер дохода на человека

Интересна зависимость между количеством благ на одного человека и уровнем урбанизации страны - чем ниже доход на душу населения, тем этот уровень ниже.
При клике на картинку, отметив интересующие страны справа и нажав на PLAY слева внизу, можно увидеть, как менялся уровень урбанизации и доход за последние 50 лет

Источник: gapminder.org

Доля урбанизированного населения стран , 1950–2050

Источник: World Urbanization Prospects, 2014

Информационный век сделал людей более осведомленными. Это позволяет людям легче организовываться для свержения диктатур. Что в свою очередь часто позволяет правительствам вводить более жесткие порядки и расправляться с собственными гражданами. Результатом этого является нестабильность и неустойчивость в городах, рассказывает советник генсека ООН по вопросам устойчивого развития Джеффри Сакс .

Тема устойчивого развития городов, безопасных, обеспеченных водой, едой, успешно справляющихся с отходами, способных выдержать разного рода катаклизмы, стала актуальной. Города - это места быстрого роста населения и вопиющего неравенства. Пример соседствующие богатства и бедности - фавелы Рио.

Фавелы. Трущобы Рио-де-Жанейро. Ложная урбанизация

Соотношение городского и сельского населения по всему миру

Источник: World Urbanization Prospects The 2014 Revision

Примечание: увидеть, когда подобные кривые пересеклись для какой-то отдельной страны, можно на странице Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН

К 2030-му в городах будет жить около 60 % населения земного шара. Отдел народонаселения ООН считает, что к 2050 году 67 % населения мира будут жить в городских районах. Другими словами, весь ожидаемый прирост населения - от 7,3 млрд до 8, 9 и 10 млрд будет связан с ростом городского населения и стабильным или даже слегка снижающимся числом сельского населения.

Бедные страны имеют тенденцию расти быстрее, чем богатые страны, так же и урбанизируются они более быстрыми темпами. Сейчас долгая история сельских обществ Азии и Африки стала историей двух динамично урбанизирующихся регионов мира.

Уровни урбанизации по регионам (1950, 2011, 2050)

Источник: Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН, Отдел народонаселения. 2012. «World Urbanization Prospects: The 2011 Revision.»

Посмотрим на долю мирового населения в разных регионах. В 1950 году 38 % городского населения мира жило в Европе. Здесь было много имперских держав, доминирующих над остальным, в основном селькохозяйственным миром. Вместе с Северной Америкой эти два региона составляли 53 % городского населения мира. Обратимся к прогнозу на 2050 год. Существенная урбанизация ожидает Азию и Африку. В европейских городах будет проживать лишь 9 % от городского населения мира, доля Северной Америки составит 6 %. Эпоха, в которой европейские и североамериканские города были доминирующими, подходит к концу, считает Джеффри Сакс . Это также подтверждается динамикой крупнейших городов мира. Если посмотреть, в каких городских агломерациях (это необязательно некие единые юридические образования, это концентрированные области, которые могут включать в себя множество политических юрисдикций) населения станет 10 миллионов или более.

Городские агломерации будут расти

Резко возрастает число мегаполисов, и, как правило, города с количеством жителей более 10 млн вырастают именно в развивающихся странах. Еще в 1950 году было всего два мега-города: Токио и Нью-Йорк. В 1990 году существовало 10 мега-городов:

  • Токио
  • Мехико
  • Сан-Паоло
  • Мумбай
  • Осака
  • Нью-Йорк
  • Буэнос-Айрес
  • Калькутта
  • Лос-Анджелес

четыре из них (Токио, Нью-Йорк, Осака и Лос-Анджелес) - в странах с высоким уровнем дохода.

Мегаполисы в 1990 году

В современном мире одним из важнейших глобальных явлений является урбанизация. О том, что означает данный термин, и какой уровень урбанизации Зарубежной Европы рассказывается в этой статье.

Общие сведения

Прежде чем говорить об урбанизации Зарубежной Европы, необходимо понять, что понимается под каждым из этих двух понятий. Под «урбанизацией» понимается увеличение количества городов. Данный процесс сопровождается высоким темпом роста городского населения в регионе, стране, мире, и соответственно усилением значимости городов в экономическом, политическом и культурном планах. К Зарубежной Европе относится 40 стран, расположенных в европейской части огромного континента - Евразии.

Общие черты

В современном обществе процесс урбанизации обладает следующими чертами:

  • Значительное увеличение числа городских жителей;
  • Увеличение числа городских жителей в больших городах;
  • Расширение территории больших городов, их «расползание».

Рис. 1. Большие и малые города на карте Европы

Рост городского населения

На протяжении всей истории городам всегда доставалась ведущая роль в жизни общества, его развитии. Однако, начиная с 19 века, количество городских жителей заметно возросло. В начале прошлого столетия данная тенденция усилилась, а после окончания Второй мировой войны наступила эпоха настоящей «городской революции». Количество жителей в городах увеличивается не только благодаря миграции сельского населения, но и в результате административного преобразования сельских поселений в городские.

Урбанизация стран Зарубежной Европы находится на одном из самых высоких уровней в мире. В среднем около 75 % европейского населения составляют жители городов. В следующей таблице приведены статистические данные о доле городских жителей в численности всего населения каждой отдельно взятой страны Зарубежной Европы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Страна

Столица

Процент урбанизации

Андорра-ла-Велья

Брюссель

Болгария

Босния и Герцеговина

Будапешт

Великобритания

Германия

Копенгаген

Ирландия

Исландия

Рейкьявик

Лихтенштейн

Люксембург

Люксембург

Македония

Валлетта

Нидерланды

Амстердам

Норвегия

Португалия

Лиссабон

Бухарест

Сан-Марино

Сан-Марино

Словакия

Братислава

Словения

Финляндия

Хельсинки

Черногория

Подгорица

Хорватия

Швейцария

Стокгольм

В Западной Европе самый высокий показатель урбанизации, в то время как в Восточной Европе картина прямо противоположная: данный уровень варьируется от 40% до 60%. Это связано, прежде всего, с социально-экономическим развитием стран: западноевропейские страны относятся к развитым, а восточноевропейские - к государствам с низким доходом на душу населения.

Рис. 2 Парижская агломерация на карте

Большие города и их «расползание»

В начале 20 столетия в мире было не так уж много больших городов - всего 360. Но уже к концу их количество заметно возросло - 2500. На сегодняшний день это число приблизилось к 4 тысячам. Стоит отметить, что если раньше к большим относили города свыше 100 тысяч жителей, то сегодня исследования «крутятся» главным образом вокруг городов-миллионеров с населением свыше одного миллиона. В Европе таких городов немало. Среди них стоит отметить Лондон (свыше 8 млн.), Берлин (свыше 3 млн.), Мадрид (свыше 3 млн.), Рим (свыше 2 млн.) и другие.

Данная тенденция стала возможна из-за развития научно-технического прогресса, возрастания роли науки в развитии производства, повышения общего уровня образования, развития непроизводственной сферы.

Отличительной чертой современного процесса урбанизации является «расползание» больших городов - разрастание их и так немалой территории. Иными словами, крупные промышленные центры, портовые города, столицы выходят за пределы своих границ, перерастая в нечто большее - городскую агломерацию.

Но это не предел: многие агломерации объединяются в мегаполисы. В зарубежной Европе самыми крупными столичными агломерациями являются Парижская и Лондонская. Кроме того, выделяют такие крупные промышленные агломерации, как Гданськ-Гдыня (Польша), Рейнско-Рурская (Франция), Южно-Йоркширская (Англия) и другие.

Европейская урбанизация имеет свои отличительные черты. Среди них субурбанизация (расселение городских жителей в пригородах), дезурбанизация (отток горожан в сельские поселения) и рурализация (распространение городских норм, образа жизни в сельской местности).

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 178.