"Август"

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я - поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

В стихах Пастернака есть один удивительный момент. Никогда не знаешь, о чем это стихотворение. Начало об августе - в конце о Преображении Господнем, и о творчестве, и чудотворстве. Но одно из другого так логично вытекает... Замечательно. Он очень непрост в понимании.

Борис Пастернак
Август

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я - поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января 1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) - русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

«Август» Борис Пастернак

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я - поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».

Анализ стихотворения Пастернака «Август»

Отношения Бориса Пастернака с религией складывались непросто. Крещенный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не знал об этом. Хотя и признавался, что его постоянно тянуло зайти в православный храм. Став состоявшимся поэтом и известным литератором, Пастернак неожиданно для себя обратился к теме религии и создал цикл произведений, в которых затронул вопросы православной веры. Для того чтобы понять, насколько сложно было работать над такими произведениями, следует обратиться к тому времени, когда они создавались. Так, стихотворение «Август» было написано в 1953 году, который ознаменовался новым витком гонений на православие. К тому же следует учитывать, что Борис Пастернак, являясь выходцем из еврейской семьи, после крещения стал изгоем среди своих соплеменников и при том не был принят в русской православной среде, малочисленной и постоянно подвергающейся репрессиям. Поэтому со стороны поэта надо было обладать огромным мужеством, чтобы написать стихотворение, посвященное Преображению Господню, и даже опубликовать его, зная заранее, к чему подобный шаг может привести.

Впрочем, для 63-летнего Пастернака, который недавно перенес инфаркт и мог умереть в любой момент, период заигрывания с властями уже закончился. Именно по этой причине он откровенно рассказывает о своих душевных переживаниях и при этом намекает на то. что дни его сочтены. Обращаясь к своим друзьям, поэт отмечает: «Мне снилось, что ко мне на проводы шли по лесу вы друг за дружкой». Проснувшись от теплого августовского солнца, лучи которого своевольно пробрались в комнату, поэт отметил, что его подушка мокра от слез. И вспомнил, что 19 августа православная церковь отмечает великий праздник. Сон, увиденный накануне Преображения господня, Пастернак воспринял как верный знак того, что очень скоро ему предстоит уйти в иной мир. И самое удивительное в том, что именно во сне автор прощался не только со своими друзьями, но и со всем тем, что дорого ему в этом мире.

Это – отнюдь не материальные ценности, к которым Пастернак после того, как лицом к лицу столкнулся со смертью, стал относиться с заметным пренебрежением. Поэта гораздо больше волнуют ценности духовные, поэтому он отмечает: «Прощай, лазурь Преображенская и золото второго Спаса». Поэт понимает, что прожил очень сложную и непростую жизнь, когда за возможность выражать свои мысли приходилось бороться в прямом смысле этого слова. Эпоху социализма поэт считает годами «безвременщины», наполненными унижений, которые прервали его «полета вольного упорство». Но Пастернак ни о чем не сожалеет, так как ему довелось познать «и творчество, и чудотворство», постичь гармонию мира и испытать подлинное счастье.

Анализ стихотворения «Август»
Для того, чтобы лучше понять сложное, многоплановое стихотворение «Август», необходимо быть готовым к восприятию творчества Б.Пастернака, знать значение христианского праздника Преображение Господне, русские народные традиции.
Основная тема стихотворения – видение лирического героя своих собственных похорон.
Начинается «Август» с описания утра, появления солнца, которое заглядывает через окна в дом:
Как обещало, не обманывая
Проникло солнце утром рано
Косою полосою шафрановою
От занавеси до дивана
Лирический герой словно подходит к окну посмотреть на пробуждение природы, на яркий разливающийся свет:
Оно покрыло жаркою охрою
Соседний лес, дома поселка,
Затем поворачивается и разглядывает игру лучей света в своей комнате, появляется первый тревожный знак (солнце, осветившее мокрую подушку):
Мою постель, подушку мокрую.
И край стены за книжной полкою.
В последующих строфах герой объясняет:
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Ни слова о смерти, всё находится словно под властью утреннего солнечного света. Герой спит и видит картинки:
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.
В стихотворении появляются христианские мотивы, идея Преображения.
Преображение Господне - праздник христианской церкви, описанное в Евангелиях явление Божественного величия Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе. Православное празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю).
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее. Об этой горе лирический герой и сообщает нам в следующих строфах:
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.
«Свет без пламени» легко соотносится с цитатой из Евангелия: Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2).
Первая часть стихотворения освещена ярким солнечным светом, особым сиянием исходящим из всего. Свет разливается по всей поверхности земли от маленькой полосы, проникшей в комнату, до «света без пламени» с горы Фавор.
Следующая строфа усиливает свет, но здесь уже появляется цветовая насыщенность, и этот цвет - красный, появляются эпитеты наполненные трагическим значением:
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
Нагнетание впечатления от картин добавляется за счёт частого употребления шипящих звуков. Если в предыдущей строфе мы видели ещё только зарождающуюся в августе осень («осень, ясная как знаменье»), то в этом и последующем стихах лес – имбирно-красный, ольшаник с уже облетевшей листвой, притихшие вершины, «важное» небо – говорится о господстве осени.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Первое и последнее появление слова «смерть». Причём, заметна намеренно будничная атмосфера: смерть представлена не как уход из жизни, не как переход в другой мир, а олицетворено, как «казенная замлемерша», оценивающая рост лирического героя, для того, чтобы вырыть яму «по росту». Вообще, казенный землемер - понятие из дореволюционного обихода. Назвав так смерть, соединив её неожиданной рифмой с умершим лицом, усилив звукопись (з-с-ш), Пастернак создал образ смерти, как образ абсолютно лишённый духовности; в последующем можно расширить этот вывод – умирает только тело. Смерть способна оценить только рост умершего, чтобы выкопать ему яму, она не смотрит на духовную составляющую человека, не способна оценить такой «рост», душа человека не способна лечь в могилу.
В следующих строфах звучит голос «провидческий», «нетронутый распадом». Этот голос прощается с миром, анафорически звучит слово «Прощай!». Вновь вспоминается праздник Преображения, окрашенный в цвет лазури и золота (цвет лазури - символ духовности, возвышенных устремлений, искренности и добродетели; золотой цвет - символ высшей ценности, величия, великодушия, богатства, урожая).
«Прощай, лазурь преображенская,
И золото второго Спаса.
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы безвременщины!
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я – поле твоего сраженья.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И творчество, и чудотворство».
Слова наполнены эмоциями, особой силой и масштабностью («бездна унижений», «поле твоего сраженья», «размах крыла», «упорство» «вызов»), трагичностью и нежностью («горечь рокового часа», «смягчи последней женской лаской», «полёт»).
Произошло преображение героя. В этих строфах мы не видим тела, телесного начала, зато мы слышим голос души, сильный, волнующийся, наполненный жизнью, и эту жизнь ему дает творчество. Таким образом, там, где умирает тело, где нет смерти - «казенной замлемерши», где нет власти сверху, начинает своё звучание провидческий голос творца, расправляет свои крылья творчество.

В христианском понимании Преображение показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества - божественное и человеческое. В понимании этого стихотворения, в человеке также есть два начала – божественное и человеческое, божественное начало – есть творчество. Только творец способен пережить собственную смерть, видеть её «казенной землемершею», смерть не способна забрать у человека душу. И если мы Бога называем Творцом, то можем и творца прировнять к Богу, ведь творец – создатель своего внутреннего мира.
Примечательны последние строки:
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Они соотносятся с евангельскими: "В начале было Слово, и Слово было у Бога". Слово соотносится с миром, творчество – с чудом.

Преображение Борис Пастернак считал своим днем. Не случайно летом 1953, в год смерти Сталина, он пишет стихотворение «Август» - эпитафию на собственную смерть.

Годом ранее Борис Леонидович перенес инфаркт и интуитивно чувствовал, что приближается его время, что его август уже начался. И хотя тогда смерть его только слегка коснулась и отпустила, через год он пишет стихотворение о собственной смерти.

Смерть, трагедия и катастрофа поэтом всегда воспринимались с праздничным воодушевлением, как ожидание чуда, чуда преображения. И тогда, в больнице, где лежал в коридоре, он чувствовал присутствие не смерти, а благодати свершения.

У него не было ни страха, ни боязни за родных, ни боли, был миг восторга и счастья, эйфории и благодарности Богу за все. Он вспоминал тот момент как вершину творческого взлета.

В 1953 году вспомнился еще один случай, который произошел с ним пятьдесят лет назад, открывший в нем творческие силы. Случилось это на даче, которую семья Леонида Пастернака снимала за городом. Отец мальчика решил писать картину с девушками, которые каждый день выгоняли лошадей в ночное.

Когда табун лошадей приблизился к ним, тринадцатилетний Борис вскочил на одну из них, но через несколько метров упал и сломал бедро. Табун проскакал над ним, чудом не затоптав. Его долго лечили, бедро срослось неправильно и храмота осталась навсегда. Лежа в больнице, мальчик вдруг понял, для чего остался жить.

Борис вспомнил библейский рассказ, как Иаков боролся с Ангелом, который задел его бедро и патриарх остался хромым на всю жизнь. Эта параллель с библейской историей показалась ему символичной, и именно после этого случая поэт почувствовал в себе тягу к творчеству.

Сначала он увлекся музыкой, потом, после достаточно холодной оценки его мастерства Скрябиным, Борис переключился на поэзию. Словом, то событие с падением и моментом переживания смерти, произошедшее накануне Преображения, стало для него началом новой жизни. И потом любую катастрофу поэт воспринимал как начало чего-то нового, другого, как вершину, как торжество свершившегося.

И сейчас, пятьдесят лет спустя, он припомнил этот случай и написал «Август». Ему уже шестьдесят три. Случившийся инфаркт стал звоночком - пора, можно подводить итоги, все главное свершилось.

За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.

Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.

Август - последний летний месяц, лето еще не остыло, наступило время сбора урожая, подведения итогов сделанного. Все второстепенное отходит на второй план, остается только главное, что удалось и что сбылось. Отсюда радость торжества смерти, за которой начинается настоящая жизнь.

«Август» - стихотворение о том, как время переходит в вечность, как человек, теряя телесность, обретает новую жизнь, как преображается.

Евангельское событие Преображения произошло за сорок дней до Распятия, потом было Воскресение. Христос знает, что с Ним произойдет и говорит об этом с учениками, но они не понимают Его.

Тогда Он делает последнюю попытку: берет с собой трех любимых учеников и восходит с ними на гору. Здесь, перед учениками, Он преображается, облекаясь в белые одежды: приблизилось время последнего момента - «Свершилось» - и начала новой жизни.

«Август» Пастернака - это гимн смерти как торжеству и счастью освобождения, про то, как в повседневную реальность врывается Высшее начало, как у каждого будет свой август.

«Август» - стихотворение из цикла к роману «Доктор Живаго», одно из последних, которое можно считать эпилогом жизни гениального русского поэта, за гранью которой его голос уже не будет тронут распадом.

Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.

Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.

Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:

«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.

Прощайте, годы безвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я - поле твоего сражения.

Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство».