Признаки болезни глаз, выявляемые при традиционном консультативном осмотре

Диагностика глазных болезней , как и любых других патологий, начинается со сбора жалоб пациента. Существуют определенные сочетания симптомов, которые позволяют поставить предварительный диагноз болезни глаз исходя исключительно из жалоб пациента. Так, к примеру, сочетание таких симптомов как утреннее склеивание век, обильное отделяемое из конъюнктивальной полости и покраснение глаза без снижения его функции свидетельствуют об остром конъюнктивите. Для поражения роговицы характерна триада симптомов – сильное слезотечение, болезненный спазм век и светобоязнь.

Однако во многих случаях подобного рода сочетания также неспецифичны, как и отдельные симптомы . В частности, жалобы на затуманивание полей зрения в сочетании с постепенным безболезненным снижением зрительной функции могут свидетельствовать о таких разных по своей природе заболеваниях, как катаракта, открытоугольная глаукома, атрофия зрительного нерва и др.

Поэтому диагностический поиск при болезнях глаза может быть достаточно трудным и требовать использования специальной аппаратуры. Чтобы сэкономить время, деньги и нервы, пациенту лучше подготовиться к посещению офтальмолога , приготовив ответы на наиболее популярные вопросы, такие как:
1. Когда впервые появились симптомы болезни глаз (в тех случаях, когда патология развивается постепенно, нередко не так просто вспомнить первые незначительные симптомы – быстро появляющаяся усталость глаз, мушки перед глазами, склеивание век по утрам и т.п.);
2. Какие меры предпринимались по устранению неприятных симптомов, и наблюдалось ли улучшение;
3. Страдал ли кто-либо из родственников от глазных болезней или заболеваний, связанных с глазами (гипертоническая болезнь, атеросклероз , сахарный диабет, повышенная функция щитовидной железы и т.п.);
4. Не связана ли работа пациента с профессиональными вредностями по зрению;
5. Какие глазные болезни и операции на глазу были перенесены.

После детального сбора информации врач-офтальмолог переходит к осмотру пациента. Осмотр начинают со здорового глаза. В тех случаях, когда патологическим процессом поражены оба глаза, традиционно начинают с правого.

Врач обращает внимание на подвижность глаз, состояние глазной щели, положение век, затем, слегка оттянув нижнее веко, осматривает слизистую оболочку конъюнктивальной полости.

Стандартный осмотр, направленный на выявление глазных болезней, проводится при дневном освещении. Консультация у офтальмолога , как правило, включает известную всем процедуру определения остроты зрения при помощи специальных таблиц (таблица Головина-Сивцева или детские визометрические таблицы). В случае необходимости назначают более сложные методы обследования.

Какие методы используют офтальмологи, устанавливая диагнозы глазных болезней

Большинство пациентов после прохождения традиционного осмотра-консультирования у офтальмолога получают лишь предварительные диагнозы глазных болезней, для уточнения которых необходимо провести те или иные дополнительные методы обследования, в частности:
  • биомикроскопия (исследование оптических сред тканей глаза, таких как роговица, радужка, передняя камера глаза, стекловидное тело, при помощи щелевой лампы);
  • гониоскопия (обследование угла передней камеры глаза, образованного внутренней поверхностью роговицы и наружной поверхностью радужки и реснитчатого тела);
  • исследование внутриглазного давления ;
  • оценка чувствительности роговицы (проводится "дедовским" способом путем осторожного касания ватного тампона к поверхности оболочки, покрывающей зрачок, в центре и четырех местах по периферии);
  • конифокальная прижизненная микроскопия роговицы (исследование тканей роговицы с помощью специально приспособленного микроскопа);
  • исследования слезопродукции и слезоотведения, с помощью которых определяют равномерность распределения слезы, суммарное количество продукции слезной жидкости, проходимость слезоотводящих путей;
  • диафаноскопия и трасиллюминация глаза (широко используемая при проникающих ранениях и опухолевых процессах глаза оценка состояния внутренних структур и оболочек глазного яблока при помощи диафаноскопов, направляющих свет через склеру (диафаноскопия) или роговицу (трансиллюминация глаза));
  • офтальмоскопия (стандартный метод объективного обследования глазного дна);
  • исследование центрального и периферического полей зрения (изучение светочувствительности сетчатки глаза путем установления границ полей зрения и определения полноценности видения (отсутствие/наличие слепых пятен в поле зрения));
  • изучение цветового зрения, которое проводится при помощи специального прибора аномалоскопа, или/и специальных цветовых таблиц и тестов;
  • оценка бинокулярного зрения (содружественной работы глаз), которое используется при профессиональном отборе (летчики, водители и др.), плановых осмотрах, а также при патологии глазодвигательного аппарата (косоглазие, профессиональная офтальмопатия и др.);
  • ультразвуковое исследование глаза;
  • флуоресцентная ангиография глазного дня, позволяющая детально обследовать состояние сосудистой оболочки глаза при помощи введения в кровь специального вещества флуоресцеина;
  • оптическая когерентная томография (ОКТ) – современный способ исследования оптических структур глаза, позволяющий получить информацию на микроскопическом уровне;
  • гейдельбергская ретинальная томография, использующая лазерное сканирование для получения сверхточной информации о состоянии диска зрительного нерва и сетчатки в целом;
  • лазерная поляриметрия – новейший способ объективного исследования состояния головки зрительного нерва;
  • электрофизиологические методы, представляющие собой изучение деятельности зрительного анализатора на основе изменений биоэлектрических потенциалов, возникающих в клетках коры головного мозга в ответ на световую стимуляцию сетчатки глаза.

Лечение болезней глаз

Как можно лечить глазные болезни у людей?
Лечение болезней глаз народными средствами и методами
официальной медицины (хирургический,
физиотерапевтический, медикаментозный)

Основными методами официальной медицины являются хирургический и консервативный. Как правило, к оперативному вмешательству прибегают в тех случаях, когда получить надежный и устойчивый результат при помощи консервативной терапии невозможно.

Преимущественно хирургическим методом исцеляют врожденные пороки развития глаза, исправляют возрастные изменения (операция по замене хрусталика при катаракте, оперативное лечение старческого птоза, заворота и выворота век), восстанавливают нормальную циркуляцию внутриглазной жидкости при глаукоме, ликвидируют многие злокачественные опухоли и др.

Однако большинство болезней глаз можно и нужно лечить, не прибегая к помощи скальпеля. Так что необходимость операции во многих случаях свидетельствует о несвоевременном вмешательстве или неадекватном лечении патологии (инфекционные болезни глаз, "глазные" осложнения сахарного диабета и др.).

Основными методами консервативного лечения глазных болезней являются медикаментозный и физиотерапевтический. Под медикаментозным методом понимают лечение глазных болезней при помощи медицинских препаратов местного (специальные глазные капли и мази) и, значительно реже, общего действия (препараты для приема внутрь и инъекционные средства). Физиотерапевтическое лечение представляет собой борьбу с недугом при помощи физических факторов (тепло, электрический ток, магнитное поле и др.).

Современная медицина допускает и приветствует использование так называемых народных средств (бобровая струя, мед и др.) в комплексном лечении глазных болезней. Однако применять их следует по рекомендации и под наблюдением лечащего врача-офтальмолога.

Какие бывают препараты для лечения глазных болезней

Все препараты для лечения глазных болезней по своему назначению и принципу действия подразделяются на семь больших групп.

Противоинфекционные лекарственные средства используются для лечения воспалительных процессов, вызванных воздействием микроорганизмов. Эта большая группа препаратов включает следующие виды лекарственных средств:

  • Антисептики или обеззараживающие вещества представляют собой лекарственные средства, не проникающие во внутренние слои кожи и слизистой оболочки, однако оказывающие мощное местное противоинфекционное и противовоспалительное воздействие. Наиболее популярными являются глазные капли Витабакт, комбинированные препараты, содержащие борную кислоту , соли серебра и др.;
  • Антибиотики – вещества биологического происхождения, а также их синтетические аналоги, обладающие выраженным противомикробным действием. Для лечения инфекционных глазных болезней наиболее часто используются антибиотики из группы хлорамфеникола (глазные капли левомицетин 0.25%), аминогликозидов (глазные капли тобрамицин (Тобрекс)) и новейшие антибиотики широкого действия фторхинолоны (глазные капли Ципромед (ципрофлоксацин)).
  • Сульфаниламиды являются одной из групп химиотерапевтических препаратов, которая эффективна против большинства видов бактериальной инфекции. В офтальмологической практике сульфаниламиды представлены таким широко известным препаратом как глазные капли Альбуцид (сульфацил натрия).
  • В качестве противогрибковых препаратов для лечения глазных болезней, как правило, используют лекарственные средства, предназначенные для приема внутрь (таблетки Нистатин и др.).
  • Антивирусные препараты, используемые для лечения болезней глаз, подразделяются на противовирусные химиотерапевтические средства, непосредственно ликвидирующие вирусы (к примеру, 3% мазь Ацикловир) и иммунные препараты, активизирующие защитные силы организма (препарат для внутримышечных инъекций Циклоферон).
Противовоспалительные препараты , как правило, используются для лечения воспалительных болезней глаз неинфекционного происхождения. Возможно также применение лекарственных средств данной группы при затяжных инфекциях в комплексе с противоинфекционной терапией.

При этом различают стероидные противовоспалительные средства, к примеру, капли дексаметазона , и нестероидные противовоспалительные препараты, такие как глазные капли, содержащие 0.1% раствор диклофенака натрия.

Кроме того, существуют комбинированные препараты с противоинфекционным и противоспалительным действием. К такого рода лекарственным средствам относятся капли Софрадекс , Тобрадекс и Макситрол, с успехом используемые при инфекционно-воспалительных болезнях глаз с аллергическим компонентом.

Противоаллергические препараты предназначены для лечения глазных болезней аллергического происхождения и включают медикаменты нескольких групп. Прежде всего, это так называемые мембраностабилизирующие лекарственные средства, которые препятствуют выделению медиаторов воспаления из тучных клеток, ответственных за развитие аллергического процесса (глазные капли Лекролин и Кетатифен).

Дакриоцистит представляет собой воспаление слезного мешка – специальной полости для сбора слезной жидкости, расположенной у внутреннего угла глаза.

Слезная жидкость выполняет важнейшую функцию, защищая слизистые оболочки органа зрения от пересыхания и развития опасных инфекционных и дегенеративных болезней глаз. Слеза продуцируется специализированной слезной железой, расположенной в верхнебоковой части глазницы.

Слезная жидкость равномерно распределяется в полости конъюнктивы, при этом излишки слезы удаляются через слезные канальцы, устья которых открываются на конъюнктиве внутреннего угла глаза внизу.

По слезным канальцам слезная жидкость поступает в слезный мешок, который сверху заканчивается слепо, а книзу переходит в носослезный канал, открывающийся в носовую полость.

В период внутриутробного развития отверстие носослезного канала закрыто, так что в норме оно открывается с первым громким криком новорожденного. В тех случаях, когда тонкая пленка, перекрывающая носослезный канал остается неповрежденной, возникает реальная угроза развития дакриоцистита новорожденных.

Дело в том, что слезная жидкость является хорошей питательной средой для микроорганизмов, которые начинают интенсивно размножаться в переполненном слезном мешке, вызывая воспалительную реакцию.

Симптомы дакриоцистита новорожденных во многом напоминают признаки конъюнктивита: пораженный глаз начинает гноиться, наблюдается повышенное слезотечение, к утру могут склеиваться реснички.

Заподозрить дакриоцистит новорожденных поможет такой характерный симптом как поражение только одного глаза и повышенное количество слезы в конъюнктивальном мешке.

Окончательно же убедиться в наличии воспаления в слезном мешке можно слегка надавив на область его проекции (боковая поверхность носа у внутреннего угла глаза) – при этом из слезных точек, представляющих собой устья слезных канальцев, покажутся капельки гноя и/или крови.

Дакриоцистит новорожденных относится к инфекционным болезням глаз, которые не следует лечить противомикробными средствами. Ведь гнойное воспаление является лишь следствием патологической непроходимости носослезного канала.

Так что наиболее адекватным лечением дакриоцистита новорожденных является массаж слезного мешка, способствующий раскрытию носослезного канала. Это несложная процедура, видео которой можно легко найти в сети Интернет. Чистыми руками мама осторожно надавливает на проекцию слезного мешка по направлению сверху вниз.

В преимущественном большинстве случаев с помощью регулярно повторяемой нехитрой манипуляции удается избавиться от пленки, закрывающей устье носослезного канала. Как только слезная жидкость перестанет скапливаться в слезном мешке, инфекционный процесс самопроизвольно ликвидируется.

В тех случаях, когда недельный курс массажа слезного мешка не приводит к успеху, проходимость носослезного канала восстанавливается хирургическими методами (зондирование и промывание слезных путей, которое проводится под общим наркозом).

Болезни глаз у недоношенных детей. Ретинопатия (патология сетчатки глаза) недоношненных: причины, симптомы, лечение

Основной проблемой недоношенных детей является незрелость всех систем организма, а также необходимость многих реанимационных мероприятий, спасающих жизнь младенца , но способных оказывать неблагоприятное воздействие на его дальнейшее развитие.

Типичной болезнью глаз родившихся раньше срока детей является ретинопатия недоношенных – тяжелая патология, нередко приводящая к невосполнимой утрате зрения.

Непосредственной причиной ретинопатии недоношенных является незрелость сосудистой сети сетчатки глаза – внутренней оболочки глазного яблока, ответственной за собственно световосприятие.

Сосудистая сеть сетчатки начинает развиваться только на 17-й неделе развития. При этом к 34 неделе беременности (срок беременности рассчитывается от первого дня последней менструации) завершается формирование сосудов, расположенных у носовой части сетчатки, так что диск зрительного нерва и макула (участок сетчатки, ответственный за наилучшее видение) уже нормально снабжаются кровью, однако височная часть сетчатки еще крайне бедна сосудами. Полностью формирование сосудов сетчатки заканчивается только к последней – 40-й неделе гестации.

Если ребенок рождается раньше срока, на его еще несозревшую сетчатку начинают воздействовать множество неблагоприятных внешних и внутренних факторов, которые способны вызвать основное проявление ретинопатии недоношенных – нарушение нормального образования сосудов сетчатки, выражающееся в их прорастании внутрь в стекловидное тело глаза.

В результате в стекловидном теле образуются кровоизлияния, а патологическое натяжение сетчатки неправильно растущими сосудами приводит к ее местной или даже полной отслойке, разрывам и другим необратимым изменениям.

Ретинопатия недоношенных как болезнь глаз различной степени тяжести развивается у 76% детей, родившихся на 24-25 неделях гестации, и у 54% детей, родившихся на 26-27 неделях гестации. При этом ретинопатии недоношенных, угрожающие отслойкой сетчатки, встречаются у 5% детей, родившихся на сроках до 32 недель беременности, а риск развития этого грозного осложнения у детей, родившихся на сроке 24-25 недель, достигает 30%.

Следует отметить, что ретинопатия недоношенных встречается также и у детей, родившихся в срок. Это происходит в тех случаях, когда речь идет о незрелом плоде и/или воздействии крайне агрессивных факторов в первые часы и дни жизни.

  • родившиеся на сроке менее 32 недель беременности;
  • родившиеся на любом сроке с массой менее 1500 г;
  • родившиеся на сроке беременности от 32 до 36 недель и получавшие кислород более 3 суток;
  • все недоношенные с эпизодами полного апноэ (отсутствие дыхания, потребовавшее экстренных реанимационных мер).
В течении данной глазной болезни различают три периода:
1. Активный (около полугода), когда происходит аномальное развитие сосудов, возникают кровоизлияния в стекловидное тело, а также отслойка, отрывы и разрывы сетчатки.
2. Обратного развития (второе полугодие жизни), когда происходит частичное, а в легких случаях и полное восстановление функций сетчатки и стекловидного тела.
3. Рубцовый период или период остаточных проявлений, о которых можно судить через год после рождения. Наиболее частыми осложнениями перенесенной ретинопатии недоношенных являются:
  • рубцовые изменения после разрывов и отслойки сетчатки;
  • близорукость средней или высокой степени;
  • помутнение и/или смещение хрусталика;
  • глаукома (повышение внутриглазного давления);
  • субатрофия глазных яблок;
  • дистрофия роговицы с последующим образованием бельма.
Специфическая профилактика ретинопатии недоношенных на сегодняшний день не разработана. Всем младенцам из группы риска на 5-й неделе жизни (но не ранее, чем на 44 неделе предполагаемой гестации) проводят обследование глазного дна.

В случае реальной угрозы отслоения, разрывов или надрывов сетчатки при данной болезни глаз проводят либо криотерапию (прижигание прорастающих сосудов холодом), которая позволяет снизить риск возникновения необратимой слепоты вдвое, либо лазеротерапию (лазерное воздействие на аномальные сосуды), которая столь же эффективна, но значительно менее болезненна.

Что делать при дакриоцистите у ребёнка - видео

Профилактика глазных болезней у взрослых и детей

Первичная и вторичная профилактика глазных болезней у людей

Различают первичную и вторичную профилактику глазных болезней у детей и взрослых людей. При этом первичная профилактика направлена на предотвращение развития болезней глаз, и включает комплекс гигиенических и оздоровительных мер (соблюдение правильного режима труда и отдыха, использование специальной гимнастики для глаз, сокращение времени занятий утомляющей глаза деятельностью, применение факторов защиты при существовании профессиональных вредностей и т.д.).

Вторичная профилактика представляет собой меры, предпринимаемые для своевременного выявления и лечения глазной патологии (плановые осмотры у офтальмолога, отказ от самолечения, строгое соблюдение всех предписаний врача). Таким образом, если первичная профилактика оказывается бессильной, адекватное лечение своевременно выявленной патологии позволяет избежать тяжелых последствий для органа зрения и организма в целом.

Профилактика болезней глаз у детей

Первичная профилактика глазных болезней у детей в первую очередь включает гигиену труда и отдыха во время всех занятий, которые требуют напряжения глаз (чтение, письмо, рисование, работа за компьютером, игры с мелкими деталями конструкторов и т.п.).

Необходимо соблюдение режима дня, чтобы детские глаза хорошо отдыхали во время сна. Уберечься от глазных болезней поможет рациональное освещение и обучение ребенка правилам гигиены чтения и письма.

Многие дети любят читать лежа, а также во время езды в транспорте, нередко используя для этого материал на электронных носителях, который оказывает значительную нагрузку на органы зрения. Родителям следует предупреждать отпрысков, что такое поведение, а также использование материала с мелкими шрифтами и плохой контрастностью может привести к развитию серьезных глазных болезней.

Гигиена школьных занятий предусматривает достаточно длительные перерывы между уроками, во время которых настоятельно рекомендуется предоставлять полный отдых глазам. После посещения школы дети должны гулять на свежем воздухе или в помещении, а домашние задания выполнять только после достаточного перерыва (минимум 2 часа).

Многие родители спрашивают о том, в каких случаях просмотр телепередач и работа за компьютером могут представлять риск возникновения болезней глаз. Здесь все зависит от общей нагрузки на орган зрения. Разумеется, если ученик вынужден много времени проводить за учебниками, ему лучше подобрать другой вид развлечений (активные игры, спортивные секции, прогулки и т.п.).

Вторичная профилактика глазных болезней у детей заключается в своевременном прохождении плановых осмотров у офтальмолога и своевременном обращении за специализированной медицинской помощью при появлении каких-либо тревожных признаков со стороны органа зрения.

Профилактика глазных болезней у взрослых. Как предотвратить развитие болезни глаз от компьютера

Всем известно, что научно-технический прогресс не только привел к грандиозным успехам медицины, но и стал причиной появления многих заболеваний, в том числе и болезней глаз.

Наиболее распространенной глазной болезнью, связанной с новыми условиями жизни человека, является компьютерный синдром, проявляющийся следующими признаками:

  • быстрая утомляемость глаз;
  • ощущение "песка" в глазах;
  • болезненность глазных яблок;
  • болевые ощущения при движении глаз;
  • покраснение глаз;
  • нарушения цветоощущения;
  • замедленная перефокусировка глаз с дальних объектов на ближние и наоборот;
  • появление затуманенности зрения, двоения предметов, головной боли при длительной работе с компьютером.
Основной причиной развития компьютерного синдрома является нарушение гигиенических правил, охраняющих орган зрения. Поэтому, чтобы уберечься от подобной болезни глаз, достаточно лишь соблюдать все несложные требования.
1. Если работа связана с длительным пребыванием за компьютером, необходимо щадить глаза во внерабочее время. К примеру, вместо чтения можно пользоваться прослушиванием аудиокниг, а новости узнавать из радиопередач. Необходимо резко сократить время на посещение социальных сетей, чтение форумов и т.п. Следует учесть, что "сидячая" работа вообще пагубно влияет на здоровье , поэтому в списке развлечений компьютер и телевизор лучше заменить прогулками на свежем воздухе, походом в бассейн или поездкой на дачу.
2. Во время работы за компьютером следует соблюдать чередование труда и отдыха: 10 минут перерыва через каждые 50 минут труда.
3. Каждые 20 минут работы желательно завершать 20-ти секундным перерывом для элементарной гимнастики для глаз (фиксация взгляда на предметах, находящихся на расстоянии 6 метров и далее от монитора).
4. При наличии таких болезней глаз как близорукость, дальнозоркость или астигматизм следует работать за компьютером в очках или корригирующих линзах .
5. Следует соблюдать оптимальное расстояние до дисплея (80 см), при этом желательно, чтобы центр экрана находился на 10-20 см ниже уровня глаз.
6. При регулярной работе с компьютером используйте экраны высокого разрешения.
7. Чтобы выбрать идеальный размер рабочего шрифта, необходимо опытным путем определить минимальный читабельный размер шрифта. Рабочий размер должен быть в три раза больше. Оптимальный вид текста – черным по белому. По возможности избегайте темного фона.
8. Следите за освещением, не следует работать вблизи ярких источников света, мерцающих ламп. При ярком естественном освещении лучше зашторить окно, а поверхность стола покрыть матовым материалом.

Профилактика глазных болезней

Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.

Человек наделен пятью основными чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием.

Зрение - одна из главнейших функций организма. Хорошо видя, многие люди не задумываются над тем, как приятно и важно любоваться окружающим миром. Органы зрения нам даны для того, чтобы познавать мир цветовой, объемный, стереоскопический. Если зрительная система дает сбой, то человек не дополучает информацию из окружающего мира или получает её в искаженном виде. Особенно опасны такие изменения в организме детей. Глазные недуги не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Неполадки со зрением часто выливаются в повышенную утомляемость ребенка, чрезмерную возбудимость, частую раздражительность, тревожность и другие негативные симптомы.

Не допустить ухудшения зрения детей, вовремя принять необходимые меры для устранения зрительных недугов - задача родителей.

Миопия (близорукость)

Близорукость у детей - одно из самых распространенных глазных заболеваний. При миопии человек видит хорошо объекты вблизи и плохо, находящиеся на отдалении. Признаки близорукости очевидны: ребенок щурится при необходимости увидеть что-то на далеком расстоянии, при просмотре телевизора старается сесть ближе, при чтении подносит книжку близко к глазам. Из-за постоянного напряжения могут начаться головные боли, наступать быстрая утомляемость.

Чаще всего близорукость диагностируется в возрасте 9-12лет. В подростковом возрасте она может усиливаться.

В случае обнаружения миопии офтальмолог назначает коррекцию зрения - очки или линзы. Может быть назначено медикаментозное лечение - глазные капли, укрепляющие витамины. Желательно выполнять гимнастику для глаз. При высокой степени миопии может потребоваться хирургическое вмешательство.

Гиперметропия (дальнозоркость)

При этом заболевании ребенок плохо видит находящиеся вблизи объекты. Однако и предметы на расстоянии также видны не очень четко. Все зависит от степени гиперметропии. Ребенок, испытывая подобный дискомфорт, пытается неосознанно отойти от предмета или отодвинуть его, дабы лучше разглядеть.

Симптомами дальнозоркости могут также быть головные боли, быстрая утомляемость, тошнота, которые являются следствием регулярного напряжения зрительной системы.

Лечение аналогичное миопии - корректирующие зрение линзы или очки, гимнастика для глаз, хирургическое вмешательство.

Астигматизм

При астигматизме форма роговицы искажена - напоминает поверхность дыни (при нормальном состоянии она имеет форму сферы). Световые лучи, которые формируют изображение предмета, при прохождении через неправильную роговицу преломляются по-разному. Результат - изображение размытое, не четкое.

Часто астигматизм сопровождается близорукостью или дальнозоркостью. Недуг исправляют при помощи специальных очковых или контактных линз или хирургически.

Косоглазие

Недуг, называемый косоглазием, в медицине носит название страбизма или гетеротропии. Нормальное состояние зрительных осей - параллельное. В этом случае оба глаза смотрят в одну точку. При косоглазии возможно смещение оси одного или обоих глаз. Лечение недуга: аппаратное, выполнение специальных упражнений или хирургическое вмешательство. При неоказании своевременного лечения у ребенка могут возникнуть серьезные нарушения зрения.

Конъюнктивит

Конъюнктивитом называют воспаление слизистой оболочки глаза, которое может быть вызвано аллергией, бактериальной или вирусной инфекцией. Часто этому заболеванию сопутствует блефарит и кератит. Признаки:

  • Отек век;
  • Прозрачные или гнойные выделения;
  • Зуд, жжение;
  • Расширение сосудов глаз.

В зависимости от этиологии заболевания назначаются противовирусные или антибактериальные средства: гели, мази, капли. Если недуг вызван аллергией, то в лечение включаются и антигистаминные препараты.

Непроходимость слезных путей

В зрительной системе имеется особый орган - слезный мешок, функцией которого является накапливание слез. Он находится между носом и внутренним углом глазных век. Слезы являются природным антисептиком и защитным механизмом для глаз. Излишки жидкости при нормальном функционировании оттекают по носослезному протоку в полость носа, а затем выходят наружу. Если просвет носослезного протока нарушен, то оттока не происходит, что провоцирует воспаление за счет патогенных бактерий. Лечение назначается в зависимости от причин закупорки протоков и формы заболевания - острой или хронической.

Повреждение роговицы глаза

Это довольно частое заболевание у детей, возникающее вследствие попадания в глаза инородных тел - песчинок, опилок, пыли и пр. Дети трут глаза, сетуют на боль, нечеткое зрение. При присоединении инфекции (что бывает часто) появляются прозрачные или гнойные выделения. Лечение назначается с учетом степени повреждения. Оно включает промывание специальными растворами, закапыванием глаз, закладывание антибактериальных гелей или мазей под веко.

Воспаление радужной оболочки

Данное заболевание в медицине называется «ирит». Оно возникает вследствие травм глазного яблока, инфекционных болезней, инфицирования органов зрения.

Признаки:

  • Покраснение склер;
  • Кровоизлияние в радужную оболочку;
  • Размытость рисунка радужки.

Методы лечения назначаются в зависимости от причины возникновения заболевания. Процесс должен проходить под наблюдением врача-офтальмолога.

Ретинопатия

Это заболевание недоношенных детей. Признаки: недоразвитость сетчатки, нарушение её кровоснабжения. В результате образуются патологические сосуды на глазном дне. Возможно кровоизлияние, образование пленок, что может привести к отслойке сетчатки, потере зрения.

Спазм аккомодации

Этот глазной недуг еще имеет название «ложная близорукость». Он является следствием спазма цилиарной мышцы. Причиной этому может быть психологический стресс у ребенка. Лечение должно проходить у двух специалистов - окулиста и психотерапевта.

Более распространенное заболевание - ПИНА (привычно-избыточное напряжение аккомодации). Глаза детей в большинстве своем в современных реалиях работают на близких расстояниях - мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки. Для обеспечения бинокулярного зрения (способности видеть одновременно двумя глазами) прямые мышцы глаз ощущают изрядное напряжение. При переводе взгляда вдаль напряжение передается цилиарной мышце. Она не расслабляется, даже при отсутствии нагрузки. В этом случае возникает ПИНА. Оно может привести к развитию миопии.

Лечение - индивидуальная оптическая коррекция, капли, зрительная гимнастика, гигиена зрения.

Сценарий праздника « Последний звонок 2016 для 9 класса »

Звучит мелодия школьной песни « Так начинаются школьные годы ».

Ый ведущий

Добрый день, дорогие друзья -

родители, гости,

любимые учителя!

Й Ведущий

День необычный сегодня у нас:

С детством прощается кто-то сейчас.

Ведущий

У них сегодня день особенный -

И радостно, и грустно им слегка -

Все собрались торжественно сегодня

На праздник «Последнего звонка».

Ой ведущий

Добра и счастья пожелания

Пускай сегодня не кончаются.

С грустью со школой прощаясь,

Частицу её волшебства

В сердце хранить обещают

Виновники торжества.

Растерянные и счастливые

Сейчас предстанут перед нами.

И чувства их неповторимые

Не в силах будут высказать словами.

1-ый ведущий Каждый год в этот яркий майский весенний день мы собираемся в этом зале, прощаясь со своими учениками, выпускниками. Просим приветствовать вас выпускников 2016 года.

1. Негуляева Раиса Вадимовна

2. Платонова Ольга Николаевна

3. Ткачёва Надежда Викторовна

4. Цыбранкова Анастасия Александровна

5. Шевцов Игорь Юрьевич

Ый ведущий

Весна овладела землёю без боя,

В календарный положенный срок.

Сегодня прощается школа с тобою,

Сегодня Последний звонок.

Ой ведущий

Торжественную линейку, посвящённую празднику последнего звонка и выпуску 2016 года, считать открытой. (гимн )

Ой ведущий

Чтобы праздник нам начать,

Любимому директору позвольте слова дать.

Слово предоставляется директору ГУО «Китинский детский сад-базовая школа Жлобинского района» Сальник Татьяне Николаевне.

Рая.Наш строгий, умный, справедливый
Директор, человек души!
Мы вас сердечно поздравляем
И поблагодарить спешим
За годы школьные и знанья,
Которые давали нам,
За чуткость, такт и воспитанье
Огромное спасибо вам.

Слово предоставляется ________________________________________________________________________________________________________________________________

Настя.1-ый выпускник

Очень скоро со школой простимся,

Прозвенит наш последний звонок.

Мы тревожно за парты садимся,

Как когда – то на первый урок.

В этих стенах добру нас учили;

Шли мы в школу, как в нашу семью,

Здесь мы детство своё проводили,

Здесь мы встретили юность свою.

Оля.2-ой выпускник

Учитель. Любимей в школе человека нет!

Нам дорог Ваших глаз лучистый свет,

Улыбка и за дело похвала –

Так ценны Ваши добрые слова!

Но главное – отличный старт нам дан,

И мы за это благодарны Вам!

Надя.3-ый выпускник

Нам в жизни Ваши знанья пригодятся!

И впредь в ученье будем мы стараться,

Чтоб Вас не подвести, а показать,

Что знанья многим дали Вы на «пять».

И помнить будем, что из Ваших рук

Отправились мы в мир больших наук.

Игорь.4-ый Выпускник В большую жизнь уйдём и я, и ты,

Чтоб там осуществить свои мечты.

Мы все взволнованы и чуточку грустны,

И, кажется, сейчас не до весны.

Ведь скоро нам экзамены сдавать,

А там – и аттестаты получать.

Песня «А детство уходит…» 9 класс

Рая.5-ый выпускник

Говорим мы школе: « Прости,

Не суди нас, пожалуйста, строго».

Ну, а вам, дорогим, родным,

Самым лучшим на свете, нашим

Удивительным учителям,

Мы, большое спасибо, скажем.

Настя. Уважаемая Катерина Антоновна!

Преподавателя в жизни значительнее

Чем Вы, конечно же нет.

Первого в жизни мы будем учителя

Помнить до старости лет.

Что мы хотели Вам сказать.

Счастья, здоровья, успеха и радости

Вам мы хотим пожелать.

2-ой ведущий . Слово предоставляется первой учительнице Круглёвой Катерине Антоновне.

Поздравление 1 класса.

1 чтец:

Мы научились понимать,

Что знанья - это свет

И вам хотим мы пожелать

Учиться много лет.

2 чтец:

Мы тоже девять лет пройдем,

Освоим свой урок.

На смену вам мы все придем,

Услышим свой звонок.


3 чтец:

Желаем вам найти свой путь,

Успехов, вам, друзья!

А здесь всегда теперь вас ждут

Любимые учителя

Чтец

Дорогие наши старшие ребята!

Вы окончили одиннадцатый класс.

Говорят, вы были младшими когда-то,

В первый класс ходили, вроде нас.


Настя. Уважаемая Наталья Александровна, Уважаемый классный руководитель! От всего сердца поздравляем Вас с праздником! Искренне желаем Вам долгих лет жизни, успехов в Вашем нелегком, но почетном труде, и обычного человеческого счастья! Пусть в Вашей жизни будут только легкие уроки и послушные ученики!

2-ой ведущий . Слово предоставляется классному руководителю Хорт Наталье Анександровне. Скажут все - самый главный учитель

В жизни каждого ученика -

Это классный руководитель,

Знают все это наверняка.

В жизни всех принимали участие,

Вам спасибо сказать мы хотим,

Пожелать Вам здоровья и счастья,

От души мы Вас благодарим.

© http://www.pozdravik.ru/uchitelju/klassnomu-rukovoditelju

Выступление 5 класса

1-ый ведущий .Слово для поздравления выпускников предоставляется 5 классу.


1.Вы здесь начинали со старта

По жизни стремительный бег,

Но старые школьные парты

Запомнятся вами навек.

2.И словно заодно с зелёным маем

Хотим слова хорошие найти.

Всего-всего вам в жизни мы желаем

И говорим - счастливого пути!

3.Много дел у вас на пути

Будет больших и малых,

Но только всему, что ждёт впереди,

Школа стала началом.

4.Как время мчится! Радость и тревога!

Мы, например, вступили на порог.

А вы сегодня сходите с порога

И перед вами множество дорог.

5.Вы пришли последний раз,
В свой любимый, школьный класс,
Вас школа нынче выпускает,
Во взрослый мир вас провожает!

6.Последний раз звенит звонок,
На последний ваш урок!
А вам и радостно и грустно,
И на душе как будто пусто.

7.А вы ребята, не грустите,
На жизнь повеселей, глядите,
И смело двигайтесь вперед,
Ведь смелость города берет!

8.Последний звонок - прощание с детством.
Последний звонок звучит только раз.
Из школы уйдете с огромным наследством,
Что светится знаниями из умных глаз.

9.Последний звонок, как же это печально.
Последний звонок - он счастья венец.
Вы в школу когда-то пришли не случайно.
И знайте, что жизни еще не конец.

10.Последний звонок - это только начало,
Для тех, кто уверен, что знает свой путь.
И пусть ваше детство уже отзвучало,
Вы можете в будущее свое заглянуть.

11. Весело звенит звонок последний,

Провожая навсегда детей.

Не вернутся в первый день осенний,

Не откроют больше в класс дверей,

12.И не сядут с ранцами за парту,

У доски не будут отвечать,

Не примут участие в веселых стартах,

В школьном дворике не смогут поиграть..13

Выпускники! Священный храм науки

Вы покидаете сегодня

Вам желает 5 класс

Вместе:В добрый путь! И в добрый час!


1-ведущий. Слово для поздравления выпускников предоставляется 6 классу.


1. Год закончился учебный,

Попрощаться мы хотим

И «спасибо» нашей школе

Мы сказать скорей спешим.

2. . Всех поздравляем с этим днем.

Каникулы - святое дело:

Рюкзак, тетрадки не берем...

Играть с друзьями можно смело.

3. Девять месяцев года учебного

Пролетели опять, как минута.

Кто-то ждал этот миг самый радостный, Может даже взгрустнётся кому-то.

4 Пожелаем всем удачи,

Кто нам знания давал,

Кто бессонными ночами

Нам тетради проверял.

5. А в сентябре мы дружно с новой силой

Опять гранит науки погрызем

И вспомним, как прекрасно лето было,

Но и в учебе радость мы найдем!


Песня_ _________________________________________

Ый Ведущий

Учителя! Спасибо, вам! Земной поклон

От всех выпускников примите,

И так же, бережно любя,

Учеников своих учите.

Ой ведущий

Хотелось бы выразить слова огромной благодарности нашим самым строгим и добрым, справедливым и мудрым учителям, которые долгое время учили нас уму разуму и даже добивались успехов.

Оля. Уважаемая Ирина Яковлевна

Вы научили нас не только правилам.

И знаем мы не только орфографию.

Вы научили нас красиво говорить,

Чтобы невежами в народе не прослыть.

За Ваш труд настоящий, исполинский

Благодарим всем классом мы сейчас.

И в этот день торжественный и великолепный

Спешим поздравить Вас сегодня и сейчас.

Надя. Как воспитанные люди,
На немецком разговор,
Начинаем с guten morgen,
А быть может с guten Tag.

Страсть к немецкому привили,
Вам спасибо говорим.
И от всей души учитель,
Очень Вас благодарим! Наталья Николаевна, спасибо вам.

Настя . От «дважды два» до сложных уравнений

Мы очень интересный путь прошли.

До наших дней из древности учений

Вы нам науку юту донесли.

Спасибо вам за всё, что изучили,

За донесённый до нас знаний груз.

Желаем Вам, чтоб в Вашей жизни были

Все числа лишь со знаком плюс

Рая . Уважаемый Владимир Леонидович

Учитель истории, Вас поздравляем

С последним в году прозвучавшим звонком!

Душою расслабиться летом желаем,

Вам отдых положен от учеников…

А мы применить обещаем однажды

Все знания, что подарили Вы нам.

И всякий урок был полезный и важный,

А чем?-пускай каждый подумает сам!

Игорь. Чтобы многого достичь

В школе или дома,

Нужно физику постичь:

Знать законы Ома!

Наш любимый педагог,

Мы Вас уважаем,

Пусть здоровья даст Вам Бог,

Счастья Вам желаем!

Уважаемый Валентин Александрович,

Спасибо вам.

Надя. Уважаемый Виктор Евгеньевич,

Вы со спортом неразлучны,

С Вами никогда не скучно!

На уроках физкультуры

Обрели мы все фигуры!

Пресс и мышцы подкачали,

В кольца ловко мяч кидали.

Повторить бы год учебный,

Но звенит звонок последний...

Оля . Уважаемые учителя начальных классов:

Светлана Яковлевна,

Виктория Владимировна

Алеся Петровна.

Мы любим вас за строгость,

За вашу доброту

За, знанье и терпение,

Душевность простоту.

Желаем вам здоровья

И много-много лет.

Чтоб жили вы счастливо,

Не знали горя, буд.

Спасибо Вам!

Игорь. Особые слова благодарности заслуживают работники коллектива, чей труд создает чистоту и уют в школе, кто ведёт документацию. Это верные помощники всему педагогическому коллективу и учащимся школы.

Оля. За то, что столы вы для нас накрывали,
за суп и за борщ, что для нас подавали,
за булочки, самые лучшие в мире,
за то, что детей вы так вкусно кормили,
за чай и компот, за горячую кашу,
за ваши котлеты, за выпечку вашу,
за то, что так вкусно всегда и красиво,
мы скажем огромное наше СПАСИБО!

Надя. Дорогих учителей мы поздравляем
И хотим сегодня им сказать:
«Мир без вас себе не представляем!
Лучше и мудрее не сыскать!
С опытом и знаньями своими
Душу вы сумели в нас вложить!
Вам здоровья, счастья пожелаем,
И до сотни лет вам всем прожить!»
Настя. Мы благодарны вам за нежность,
За опыт жизненный, любовь,
За красные пометки в сочинении,
За мудрость самых важных слов.
За то, что вы дарили нам заботу,
Учили нас ответственными быть,
За то, что вы не просто делали работу,
За это всё мы будем вас всегда ценить!

9 класс_____________________________________

Рая. Дорогие наши родители! В этом зале, да и на всём белом свете нет никого ближе и роднее, чем вы. Именно ваше напутствие сыграет решающую роль в нашей дальнейшей жизни.

Женя Вот они - Ненаглядные чада:

.Мальчишки ваши и ваши девчата,

Деточки ваши, кровиночки ваши.

Нет их дороже, ближе и краше

Сколько бессонных ночей и денёчков

Отдано для дочерей и сыночков!

Сколько нелёгких и долгих годов

Прожито для дочерей и сынов!

Первый зубочек и первое слово,

Первый шажок и всё первое снова:

Книга, стихи, детский сад, первый класс,

Радость успехов и слёзы не раз.

Ваши болезни и ваши морщинки,

Ваша усталость и ваши сединки -

Всё это дали вам - ваши дети,

Так уж даются любимые эти.

Брать на себя их беду и печали

Все эти годы вы не уставали

Как же Вам больно теперь их отдать,

Как же Вам хочется их удержать.

Выросшим птицам назначен полёт,

Каждый дорогу свою изберёт,

Но через годы, всю жизнь до конца

Будет он помнить мать и отца.

1-ый ведущий . От имени родителей вас поздравит Раиса Степановна.

Выступление родителей.

Оля. Дорогие наши родители,
Спасибо за вашу любовь.
Сегодня - прощание со школою
И в день этот - рядом вы вновь.
А кажется вовсе недавно
За руку вы нас привели.

Настя. Промчались года так стремительно,
Ах, если б вернуть их могли.
Мы будем по жизни старательны,
Гордится, чтоб нами могли.
За помощь вам очень признательны,
Желаем вам счастья, любви.

Песня 8 класс___________________________

Ой ведущий

Ну вот и всё, ушли заботы,

Дни школьные и годы позади,

Но впереди полно ещё работы

Вся жизнь, ребята впереди.

Ый ведущий

Снижать не надо темпов школьной жизни,

С разбегу проще и длинней прыжок,

Пока сверкают солнцем мысли,

Проделай к нему ещё шажок.

Ой ведущий

Свет знаний вам не помешает,

Всегда приятней свет, чем мгла,

Цветы под солнцем расцветают

И угасают без его тепла.

Ый ведущий

На штурм идите высших знаний,

Вам школа многое дала,

Фундамент есть, теперь вы сами

Решать должны свои дела.

Ый ведущий

Не столь уж важно кем вы будете,

Важнее как вы проживёте жизнь,

Важнее, что в душе пробудите

И в чём, увидите, всей жизни смысл.

Ой ведущий

Решайте сами, выбирайте,

У каждого своя судьба,

Но никогда не забывайте,

Что жизнь у нас всего одна.

Ый ведущий

Не верится, наверно, вам сейчас,

Что прозвенит звонок в последний раз.

Ый ведущий

В нём столько радости и грусти

И пожеланий и напутствий!

В нём детства грустно – нежный взгляд,

Но нет уж вам пути назад!

2-ый ведущий. Пусть же громче звенит он прощальный,

Чтобы каждый почувствовать смог,

Этот ласковый, но чуть печальный

Провожающий в мир вас звонок!!!

Ый ведущий

Право дать последний звонок предоставляется учащейся 1 класса Штукарь Мае и выпускнику, Шевцову Игорю.

Ый ведущий

Дров наломать не так уж трудно,

Трудней творить и созидать,

Но чтобы жизнь не показалась нудной,

Нельзя в ней слюни распускать.

Ой ведущий

Хочу, чтоб были вы счастливыми,

Чтоб счастье приносили и другим,

И как сегодня светлыми и милыми

Через десятки лет и зим!

Песня «Подари улыбку миру»

Торжественная линейка, посвящённая празднику последнего звонка, объявляется закрытой.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08

Пролетели годы незаметно –
До свиданья, школа навсегда!
Знай, минуту расставанья эту
Ты забыть не сможешь никогда!

Воплотить мечту свою старайся
И в большую жизнь смелей иди!
В дружбу верь, в себе не сомневайся –
Ждут успех и счастье впереди!


Для кого звонок последний?
Для того, кто здесь сейчас
В этот чудный день весенний
Не скрывает радость глаз!

Позади года учений,
Впереди большая жизнь,
Жизни, поиска, сомнений
Распахнись дорога вширь!

Не грусти родная школа,
Новый подрастёт отряд!
И с дождём осенним снова
Будешь ты встречать ребят!

Говорим мы - до свиданья!
Говорим - спасибо всем!
Применить сумеем знания,
Сто процентов! Без проблем!


Лето за стенами, солнце у ног,
Сколько же длится последний звонок?
В окнах вселенная не помещается,
Звон нарастает, не прекращается,
В зале огромном взгляды встречаются,
Молча со школой каждый прощается.
Эхом в душе отзовется в свой срок
Этот последний школьный звонок!


Белые фартуки, белые банты
Много детей – много талантов.
Все – и прошел твой последний урок
Все – отзвенел твой последний звонок
Я поздравляю тебя с окончаньем!

Годы свершений и годы познаний…
Ждет тебя дальше… А что тебя ждет?
В жизни ты – штурман, и ты же – пилот!


Школьная пора завершена,
Перевернута страница,
Эта беззаботная весна
Никогда не повторится!

Но, возможно, мы вернемся,
Чтоб сказать «спасибо» еще раз,
Педагогам улыбнемся
И в родной заглянем класс!

А пока говорим «До встречи!»,
Вас за все благодарим.
В выпускной счастливый вечер
Пожелать сердечно хотим:

И здоровья, и терпенья,
И удачи океан глубокий.
Чтобы новые поколенья
Приходили на ваши уроки.


Звонок последний прозвенел…
Нарядные ребята:
Кто фартук с бантами надел,
А кто костюм опрятный.

Я поздравляю, выпускник!
Закончилась учеба.
И больше ты не ученик –
Студентом стать попробуй!


Дни за днями пролетели,
Промелькнули, словно сны,
И не более недели
Остается у весны.

Значит, пройдена дорога
Под названьем “первый класс“.
Вот и лето у порога –
Ждет к себе, торопит нас.

Лето нас зовет куда-то –
Прочь от дел и от забот...
Вот и кончился, ребята,
Первый наш учебный год.

Он и радостен, и труден
Был для каждого из нас.
Никогда не позабудем
Мы тебя, наш первый класс.

Мы сегодня расстаемся –
Но осеннею порой
Снова, снова в класс вернемся –
Но теперь уж во второй.

Прибежим, придем, приедем
В нашу школу – а пока
Вместе праздник наш отметим –
День последнего звонка.


Долго ждали мы когда
Школе скажем все “Пока!“.
Почему сейчас так грустно?
Что за смешанные чувства.

Что ж, пора нам всем признать,
Жаль нам школу покидать.
Все же долго здесь мы были,
И, конечно, всех любили.

Перед нами новый мир,
Что ж, его мы победим!
Станем лучше, чем хотели,
И добиться мы сумеем
Кто-то денег, кто-то власти,
Кто-то славы без ненастья.

Главное, что есть те люди,
О которых не забудем.
Вас спасибо скажем мы.
Мы вовек вам всем должны.


Последний звонок не испортит погода,
Шариков в небо взмывает венок...
Вот и закончились школьные годы,

В школу сегодня приходят без лени.
Радость – кончается тягостный срок
Девочки, мальчики, с освобожденьем!
В школе сегодня последний звонок.

Радуйтесь! Школы не будет вам больше!
Что ж не бежите вы прочь со всех ног?
Вам однозвучно гремит колокольчик:
В школе сегодня последний звонок.

Не зададут вам домашней работы,
Не просыпаться на первый урок,
Только взгрустнулось от этого что-то.
В школе сегодня последний звонок.

Школа отныне для вас уже в прошлом,
Вы подвели очень важный итог.
Школа запомнится только хорошим.
В школе сегодня последний звонок.


Прошли твои школьные годы,
Прими поздравления наши!
Кормили гранитом науки,
А очень хотелось грильяжа!

Желаем продолжить учебу,
Найти настоящее дело!
И чтобы с утра и до ночи
Энергия жизни кипела!


Учительницей первой навсегда
Останетесь. Все школьные года
Мы вглядывались в милые черты –
Как много в них добра и теплоты!

Какой любви, терпения запас
Вам нужен, чтобы выучить всех нас,
Понять, помочь, простить
Иль пожурить, -
При этом всех и каждого любить.

Любимей в школе человека нет!
Нам дорог Ваших глаз лучистых свет,
Улыбка и за дело похвала -
Так ценны Ваши добрые слова!

Но главное – отличный старт нам дан,
И мы за это благодарны Вам.
Так в средней школе знанья пригодятся!

И впредь в ученье будем мы стараться,
Чтоб Вас не подвести, а показать,
Что знанья многим дали Вы на пять.
И помнить будем, что из Ваших рук
Отправились мы в мир больших наук!


С каждым годом ты взрослее,
Вот и школа позади.
Будь мудрее, будь смелее
Ты на жизненном пути.

Жизнь сурова. Закаляйся.
И учиться поспевай.
Только ты не затеряйся.
И родных не забывай.


От школьного порога
Дорог на свете много,
Какой шагать - решенье за тобой:
Продолжить ли учебу,
Идти ли на работу, -
Ты сам распоряжаешься судьбой.

Одно лишь пожеланье;
Во всем нужны старанья,
Какой бы ты ни выбрал в жизни путь.
Ты попрощался с детством.
Теперь найти бы средство,
Чтоб главную постигнуть в жизни суть.

Есть к жизни подготовка,
Уменье и сноровка,
И не обидел Бог тебя умом.-
Здоровье есть и сила,
А чтобы счастье было,
Его добиться должен ты трудом.

В труде - основа жизни
На благо всей Отчизне,
А значит, благо будет и тебе.
Работать иль учиться,
Цель - людям пригодиться
И состояться в собственной судьбе,
Счастливым быть, успешным,
Пусть не во всем безгрешным,
Но жизнь любить и с верой
В сердце жить:
Ты счастья достоин!
И будь всегда настроен
Препятствия любые победить!

Оставят воспоминания светлые.


Еще со школой рано нам прощаться,
Еще учиться много, много дней.
Но наступило время расставаться
С Учительницей первою своей.
Для нас Вы были самой, самой, самой
Мы очень, очень, очень любим Вас.
Мы называем Вас второю мамой,
Детьми своими Вы зовёте нас.
Мы стали старше, будто в одночасье...
Остался позади четвертый класс,
И будем мы учиться в пятом классе
Пусть рядом с Вами, но уже без Вас.
Разлуки боль и горечь расставаний
Разделим мы сегодня пополам...
И унесем багаж богатый знаний,
Что терпеливо Вы дарили нам.
Вы нам в дорогу скажете: «Счастливо!»
И наберёте новый первый класс...
И будете все также терпеливо
Учить других, как Вы учили нас.
И будут нас учить другим предметам,
И мы войдем в другую колею...
Но вспоминать мы будем с чувством светлым
Учительницу первую свою.

Мы только в начале пути.
И сколько дорог нам пройти —
Мы сами пока что не знаем,
Но Вам мы во всем доверяем!
Не только читать и писать,
Вы нас научили мечтать.
Не просто уроки учить —
Стараться хорошими быть,
Узнать, где добро и где зло...
Как все-таки нам повезло,
Что лучший учитель — у нас,
И лучший на свете — наш класс!

Первая учительница наша,
Как мы благодарны Вам за всё!
И за строчки первые в тетради,
И за материнское тепло.
В памяти останется навечно,
Всё чему учили Вы порой.
Мы сегодня называем Вас сердечно
Самой лучшей, милой, дорогой!

Поклон до земли Вам, наш первый учитель!
Наполнить хотим нынче Вашу обитель
Сегодня словами душевными мы!
Вы выбрали детские в жизни умы
Растить и в мир знаний навек отправлять,
Чтоб сменой достойною в будущем стать
Смогли мы на деле для наших отцов!
Вам дарим мы множество ласковых слов,
Которыми наш богат!
К Вам класс целый в сердце с любовью проник,
У Вас целый класс дочерей и сынов!
В моменты душевных дождей, холодов
Наш любящий класс Вашу душу согреть,
Надеемся, сможет участливо впредь!
Вы мир нам открыли, что полон добра,
И Вашей души неземная искра
Костры светлых знаний в сердцах разожгла!
Так будьте отныне и впредь весела,
Вы так молода! Вам открыты пути,
Душевней учителя вряд ли найти
Мы сможем в дороге Учебы своей!
Шагайте же с жезлом Удачи смелей,
Нет в жизни профессии Вашей нужней.
Не все в педагоги с любовью идут,
Нужны здесь такое терпение и труд
И твердая воля на школьном пути,
Не в каждом учителе можно найти,

Как в Вас — сочетание силы и ласки!
И дело свое продолжать без опаски
Вы можете смело, ведь в будущем в Вас
Так верит Ваш искренний, любящий класс!

Учительницей первой навсегда
Останетесь. Все школьные года
Мы вглядывались в милые черты.
Как много в них добра и теплоты!
Какой любви, терпения запас
Вам нужен, чтобы выучить всех нас,
Понять, помочь, простить иль пожурить,
При этом всех и каждого любить.
Любимей в школе человека нет!
Нам дорог Ваших глаз лучистый свет,
Улыбка и за дело похвала —
Так ценны Ваши добрые слова!
Но главное — отличный старт нам дан,
И мы за это благодарны Вам.
Так в знанья пригодятся!
И впредь в ученье будем мы стараться,
Чтоб Вас не подвести, а показать,
Что знанья многим дали Вы на «пять»
И помнить будем, что из «Ваших рук»
Отправились мы в мир больших наук.

Когда-то очень маленьких
Нас в школу привели,
Белели наши бантики,
Букетики цвели.
И пальчики неловкие
Писать Вы научили,
И что такое Родина
Мы с Вами ощутили!
Кто если попадёт в беду,
Иль что ещё случится,
Бежим мы к Вам, как к роднику,
Живой воды напиться...
Вы были мамой ласковой,
С добром, теплом и светом,
Нам было в классе радостно,
Ну, как забыть всё это?
А годы — кони серые
Быстрей — быстрее мчались,
Учительница первая,
Как мы по Вас скучали!