Средних способностей.
Средних лет.
В мыслях - планы.
В сердце - решимость.
В кармане - перо
и партбилет.
10 распоряжается энергичным жестом.
занимается новая эра!
Сам совался в каждое место,
всех переглядел -
от зава до курьера.
Внимательный
к самым мельчайшим крохам,
вздувает
сердечный пыл...
20 Но бьются
как об стену горохом,
канцелярские лбы.
А что канцелярии?
Внимает мошенница!
хоть солнца ярче, -
158 -
30 уложит
весь пыл в отношеньица,
в анкетку
и в циркулярчик.
встречать
с отвращением нужно.
увлечешься ею, -
то через день
40 голова заталмужена
в бумажную ахинею.
Перепишут всё
и, канителью исходящей нитясь,
на доклады
с папками идут:
Подпишитесь тут!
Да тут вот подмахнитесь!..
И вот тут, пожалуйста!..
50 И тут!.. -
в чернила уплыл
без следа.
всосался, как клещ...
паршивая вещь!!
60 Глядел,
белее мела,
сквозь канцелярский мрак.
Катился пот,
перо скрипело,
рука свелась
и вновь корпела, -
но без конца
громадой белой
159 -
70 росла
гора бумаг.
Что угодно
подписью подляпает,
и не разберясь:
Сосбтвенную
80 назначит римским папою.
подпишет
смертный пригово̀р.
партийной
слабенькие писки
заглушает
исходящий груз.
90 Раскусил чиновник
пафос переписки,
облизнулся,
и - вошел во вкус.
Где решимость?
и молодчество?
Собирает канцелярию,
загривок мыля ей.
100 - Разузнать
имя-отчество!
посылать конверт
с одной фамилией??! -
мелким лайцем:
110 - Это так-то службу мы несем?!
160 -
Написали просто
«прилагается»
и забыли написать
«при сем»! -
В течение дня
страну наводня
ненужной бумажности,
120 живот
стремится в важности.
Пользы от него,
что молока от черта,
что от пшенной каши -
золотой руды.
Лишь растут
130 подвалами
чернильные пуды.
Рой чиновников
с недели на́ день
аннулирует
октябрьский гром и лом,
и у многих
140 проступают сзади
пуговицы
дофевральские
и добр и галантен,
делиться выводом рад.
Во-первых:
из каждого
150 при известном таланте
161 -
может получиться
бюрократ.
Вывод второй
(из фельетонной водицы
вытекал не раз
и не сто):
коммунист не птица,
и незачем обзаводиться
160 бумажным хвостом.
поднять бы его за загривок
от бумажек,
разостланных низом,
чтоб бумажки,
подписанные
прямо и криво,
не заслоняли
170 коммунизм.
Сочинение
«Разорвём
сплетённую чиновниками
паутину кумовства,
протекций,
волокит».
В. Маяковский. «Протекция»
В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, лирик, поэт-трибун, он работает в «Окнах РОСТА», создаёт поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», пьесы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». В них он страстно и откровенно рассказывает «о времени и о себе». Маяковский принял революцию и наступал «на горло собственной песне», заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе - многообещающей и противоречивой.
В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает всё то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяковский обрушивается на давнего врага - бюрократизм, который после установления Советской власти расцвёл ещё более пышным цветом.
В марте 1922 года появилось в печати стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатиры автор взял одно из самых распространённых проявлений бюрократизма - злоупотребление заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, доведённую до гротеска. С самого раннего утра, чуть «ночь превратится в рассвет», заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то «объединение ТЕО и Гукона», то «покупка склянки чернил Губкооперативом», то заседание комсомола, а то просто какого-то «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего «товарища Иван Ваныча», взъярённый врывается на заседание, его взору предстаёт страшная картина: «сидит людей половина», другой половины нет. На испуганный вопрос: «Где же половина другая?» - проситель слышит «спокойнейший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу». Спокойствие и казённая вежливость секретаря ещё более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмарной картины заседания, на котором присутствуют только «половины людей», наводит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлагает «искоренить» все заседания. «Прозаседавшиеся» - прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение актуально: бюрократизм не изжит.
Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собственную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение «О дряни», «Служака», «Трус», «Помпадур», «Подлиза», «Сплетник» и другие.
Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, «наскоро оперенья переменив», «засели во все учреждения», «свили себе уютные кабинеты и спаленки», заботясь лишь о собственном благополучии.
«Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт».
В стихотворении «О дряни» нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской среды. Вот - «он». Вечером «от самовара разморясь», мечтает о прибавке к жалованью и о новых «тихоокеанских галифищах». Подделываясь под новый строй, он даже дома старается казаться «вполне советским» и супругу именует не иначе, как «товарищ Надя». Под стать ему жена, которая заботится о платье с эмблемами серпа и молота: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Окружающая их обстановка обывательская, как ни стараются они прикрыть её: на стене висит портрет Маркса в алой рамочке, газета «Известия», на которой греется котёнок, а из-под потолка верещит «оголтелая канарейка» - символ мещанского благополучия.Стихотворением «О дряни» поэт начал систематическую борьбу против отрицательных явлений «в нашей собственной среде».
В сатирическом стихотворении «Трус» Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей «славной смелыми стране», обнаруживает трусость. Здесь во всём великолепии перед нами чиновник-бюрократ:
«Влип в
бумажки
парой глаз,
ног
поджаты циркуля:
Схорониться б
за приказ...
Спрятаться б
за циркуляр».
Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: «каждый зов для труса - туз», - трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собственное мнение, он стремится усвоить «мнение старшино» - мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит своё мнение в угоду начальства: «мненье - это не именье, потерять его не страшно». Но трус не только отвратителен, но опасен - опасен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. «Хоть грабьте, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой».
Очень современно и стихотворение «Помпадур». Следуя примеру М. Е. Салтыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих считают «пожизненной наградой», такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми «володеть и княжить», «победы масс» он приписывает «своему уму».
В стихотворении «Взяточники» поэт с ненавистью громит тех, кто понял «братство народов» как «счастье братьев, тёть и сестёр». Он призывает избавиться от этих подлых и грязных преступников:
«Долой
присосавшихся
к нашим
рядам
и тех,
кто к грошам
присосался!»
В «Общем руководстве для начинающих подхалимов» поэт-сатирик раскрывает перед читателем «технику» подхалима, а в конце даёт совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать «не по стиху, а наоборот».
Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:
«Шагайте!
По быту!
Сквозь мозг мужчины!
Сквозь сердце женщины!»
В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами нарисовал нам портреты «искусственных людей», людей «системы «бюрократ», для которых «даже солнце - входящее и исходящее».
Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира - «один из железных прутьев» в железной метле, которой народ выметает из своих рядов «всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.»
Стихи Маяковский ФАБРИКА. (Фабрика «Ява», Фабрика мертвых душ*, Поэт рабочий*) Фабрика «Ява», папиросы «Янтарь» дешевле, чем раньше, лучше, чем встарь. Папиросы «Трио»...- Фабрика «Ява»
Фабрика «Ява»,
папиросы «Янтарь»
дешевле, чем раньше,
лучше, чем встарь.Папиросы «Трио»* ( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 5. Стихо )
- Фабрика мертвых душ*
Дело важное творя,
блещет
ум секретаря.
«Ко мне,
товарищи-друзья!
Пошлю,
работой нагрузя.
Ванька здесь,
а Манька -
там!
Вся ячейка по местам».
Чисто,
тихо,
скоро,
мило…
Аж нагрузок не хватило!!!
От удовольствия горя,
блестят
глаза
секретаря.
В бюро
провел
докладов ряд.
Райком
надул при случае.
«Моя
ячейка -
( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 9. Стихо )тема стиха: Детский Театр Из Собственной Квартирки - Вышибают Товарищи Сатирики* - Фабрика бюрократов*
Его прислали
для проведенья режима.
Средних способностей.
Средних лет.
В мыслях - планы.
В сердце - решимость.
В кармане - перо
и партбилет.
Ходит,
распоряжается энергичным жестом.
Видно -
занимается новая эра!
Сам совался в каждое место,
всех переглядел -
от зава до курьера.
Внимательный
к самым мельчайшим крохам,
вздувает
сердечный пыл…
Но бьются
слова,
Q ()тема стиха: Протекция* - Каждая фабрика и каждый завод, посмотри внимательно это вот:*
1. 1905 г. Эй, лодыри,
работай до одури!2. 1917 г. Взялись, и вот
результат работы за 17-й год.3. 1920 г. Опять упала производительность труда, -
думает буржуй, - проберусь туда.4. 192? г. А вот буржуй сидит и плачет,
сами понимаете, что это значит.( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 6. Стихо )
- Продолжение прогулок из улицы в переулок*
Стой, товарищ!
Ко всем к вам
доходит
«Рабочая Москва».
Знает
каждый,
читающий газету:
нет чугуна,
железа нету!
Суются тресты,
суются главки
в каждое место,
во все лавки.
А на Генеральной,
у Проводниковского дома -
тысяча пудов
разного лома.
Надорветесь враз-то -
пуды повзвесьте!
Тысяч полтораста,
а то
и двести.
Зѐмли
слухами полны́:
Гамбург -
фабрика луны.
Из нашего количества
железа и чугуна
( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 7. Стихо )тема стиха: Искусственные Люди* - Поэт рабочий*
Орут поэту:
«Посмотреть бы тебя у токарного станка.
А что стихи?
Пустое это!
Небось работать - кишка тонка».
Может быть,
нам
труд
всяких занятий роднее.
Я тоже фабрика.
А если без труб,
то, может,
мне
без труб труднее.
Знаю -
не любите праздных фраз вы.
Ру́бите дуб - работать дабы.
А мы
не деревообделочники разве?
Голов людских обделываем дубы.
Конечно,
почтенная вещь - рыбачить.
Вытащить сеть.
В сетях осетры б!
Но труд поэтов - почтенный паче -
людей живых ловить, а не рыб.
Огромный труд - гореть над горном,
железа шипящие класть в закал.
Но кто же
в безделье бросит укор нам?
Мозги шлифуем рашпилем языка.
Кто выше - поэт
или техник,
который
ведет людей к вещественной выгоде?
Оба.
Сердца - такие ж моторы.
Душа - такой же хитрый двигатель.
Мы равные.
Товарищи ( Владимир Владимирович Маяковский Полное Собрание Сочинений В Тринадцати Томах Том 2. Стихо )тема стиха: Стихотворения, 1917-1921