Про знаменитого атамана сказки и легенды начали сочинять еще при жизни. Впрочем, в жизни у него хватало удивительных правдивых сюжетов. «Вокруг света» разобрался, правда ли, что…

Стенька Разин утопил персидскую княжну

Маловероятно. Сюжет песни «Из-за острова на стрежень» взят из воспоминаний голландца Яна Стрёйса, оказавшегося в Астрахани в 1670 году, когда ее захватили разинцы. По Стрёйсу, Разин в пьяном неистовстве утопил некую «персидскую княжну, которую он похитил вместе с ее братом», в качестве жертвы Волге. В 1669 году в битве с персами на Каспии казаки захватили Шабалду - сына флотоводца Мамед-хана, но ни в одном документе не сказано, что вместе с сестрой. Даже в челобитной самого Шабалды с просьбой отпустить его на родину - о сестре ни слова. Людвиг Фабрициус, который тоже был в Астрахани в 1670 году, приводит иную версию событий. Атаман топит не персиянку, а татарку и не в Волге, а в Яике, то есть еще до каспийского похода. Фольклорист Сергей Неклюдов считает, что Стрёйс, много заимствовавший из чужих текстов без указания источника, мог и в данном случае выдать услышанную от кого-то историю за увиденное лично. Принесение девушки в жертву водной стихии - известный фольклорный мотив. «История с этим жертвоприношением, - пишет историк Владимир Королев, - лишь отзвук древнего обряда, возникший на основе представлений о варварстве и жестокости атамана и его товарищей».

Афиша первого русского игрового фильма «Понизовая вольница», 1908 год

О нем писал Александр Дюма

Да. Автор «Трех мушкетеров» в 1858–1859 годах предпринял дальнее путешествие - из Петербурга через Москву и Поволжье на Кавказ (где, кстати, скрупулезно записал для французских гурманов рецепт шашлыка). В путевых очерках писателя есть историческая справка о донском казаке, предводителе народного восстания второй половины XVII века Стеньке Разине, «настоящем легендарном герое, как Робин Гуд», и связанное с атаманом волжское предание о Девичьем холме. Легенда напоминает историю с персидской княжной. Разбойник Стенька Разин, стоя на холме, вопрошал - чего, мол, ты хочешь за свое покровительство, о Волга? Услышав в ответ эхо «Ольга!», он принес реке в жертву самое дорогое - бежавшую с ним возлюбленную (которую так звали). После чего удача изменила Стеньке, и он был побежден и схвачен князем Долгоруким.


Легендарный атаман знал восемь языков

Возможно. Так писал служивший в Персии и России шведский дипломат Энгельберт Кемпфер, утверждая, в частности, что Разин владел фарси. Правда, сам Кемпфер никогда не встречал Степана Тимофеевича, чтобы лично в этом убедиться. Впрочем, казак Разин родился и жил в многоязычной среде: на Дон стекались представители разных народов (среди них были поляки, татары, турки, калмыки, даже карелы). Выучить несколько языков в таком окружении было нетрудно.


Персидский манускрипт. 1650 год

Он взял в плен уроженца Бразилии

Да. Людвиг Фабрициус был сыном лейденского хирурга, служившего в бразильской колонии Голландской Вест-Индской компании. Возмужав, Фабрициус-младший завербовался на военную службу в Россию и оказался в армии, отправленной царем против разинских отрядов. В июне 1670 года попал к казакам в плен, несколько раз виделся с атаманом лично. Осенью того же года Фабрициусу удалось бежать в Персию. Годы спустя, будучи уже на шведской службе, он рассказал о восстании Разина в «Записках» на немецком языке.


Анатолий Грошев. «Войска Степана Разина штурмуют город Симбирск»

Разин брал города хитростью, прибегая к «маскараду»

Да. Тот случай, когда сюжет многочисленных песен и сказаний имеет реальную подоплеку. Статус паломника пригодился казачьему предводителю и в качестве военной хитрости в походе «за зипунами» 1667–1669 годов. Разин с несколькими сподвижниками под видом богомольцев в канун Петрова дня попросили впустить их в Яицкий Городок (нынешний Уральск. - Прим. «Вокруг света» ) - поставить святому Петру в местной церкви свечку. И как только ворота открылись, отряды казаков ворвались внутрь.


Василий Суриков. «Степан Разин». Холст, масло. 1910 год


Разин проехал все Русское царство с юга на север и обратно

Да. Его отец в свое время дал обет съездить в Соловецкий монастырь на Белом море - помолиться местным святым-чудотворцам Зосиме и Савватию. Но не успел, умер, и в 1652 году в паломничество отправился сын, которому тогда было около 20 лет. Степан Разин добрался с низовий Дона до Соловецких островов, по пути посетил Воронеж, Тулу, Ярославль, Москву, Вологду, Архангельск, а потом вернулся обратно. По мнению историка Владимира Соловьева, поскольку статус богомольца давал большую свободу передвижения, спасая вольного казака с Дона от повышенного внимания властей, Разин мог использовать паломничество как удобный предлог, чтобы поездить по стране и изучить обстановку в разных регионах.

Степан Разин был соратником Емельяна Пугачева

Да. Тезка легендарного атамана, казак Степан Андреевич Разин, сражался в рядах мятежников-пугачевцев через сто лет после разинского восстания.


Николай Вакуров. «Емельян Пугачев». Палехская лаковая миниатюра. 1936 год

Разин зарыл в Жигулях несметные сокровища

Возможно. По крайней мере, надежда властей найти разинские клады и записи подарила еще пять лет жизни младшему брату Стеньки - Фролу, который под пытками пообещал показать атамановы тайники. Государевы люди возили его на Дон и на Волгу, но искомых сокровищ не обнаружили, и в 1676 году Фрол тоже был казнен. По сей день не найден клад, который были бы основания назвать разинским. Наверное, поэтому стали рассказывать, будто золото атамана заговоренное и просто так в руки не дается. Есть предания, что сокровища стережет дух самого Разина: он сидит по ночам в пещере и считает деньги.


Клад времен Медного бунта (XVII век), найденный в Кадашевской слободе в Москве

Войско Разина сопровождали мятежный русский царевич и низложенный патриарх Никон

Нет. Но сам Стенька активно распускал такие слухи, надеясь привлечь новых сторонников. Опальному Никону Разин отправлял письма с предложением сотрудничества, но бывший патриарх предпочел не связываться с бунтовщиком. Что же касается царевича, то, по свидетельствам современников Разина, атаман держал при себе пленного кавказского княжича, которого и выдавал за царского сына Алексея Алексеевича. Утверждалось, что царевич не умер в январе 1670 года, а бежал от отца, государя Алексея Михайловича, на вольный Дон. Казнив Разина, царь простил самозванца поневоле.


Кадр из фильма «Гулящие люди», 1988 год. В роли патриарха Никона Александр Парра

Разин был безбожником и занимался черной магией

Нет. В марте 1671 года патриарх Иоасаф предал главного мятежника анафеме, которую повторили в храмах по всей стране. В приговоре царского суда Разин назван «вором, и богоотступником, и изменником». Атамана обвиняли в том, что он изгнал с Дона священников и заменил церковные венчания языческими обрядами. Владимир Королев, однако, пишет, что на Дону во времена Стеньки Разина бракосочетание по церковному уставу, а не в казачьем кругу попросту еще не прижилось. Атаман не был ни воинствующим язычником, ни еретиком, но московские власти стремились представить любое обстоятельство как антихристианские действия главного бунтаря.


Магом Разин стал в легендах, причем, как следствие официальной пропаганды, иногда колдовские способности атамана объясняются его связью с нечистой силой

Разин не был казнен в 1671 году, а чудом спасся

Нет. Степан Разин был публично четвертован по царскому приговору в Москве 6 июня 1671 года. Вот что писала об этом лейпцигская пресса того времени: «Хотя нет никаких сомнений в том, что казнь протекала указанным образом, большинство до сих пор не хочет верить, что это был подлинный главный мятежник Разин, поскольку сам [казненный] перед смертью сказал: «Вы думаете, что убили Разина, но настоящего вы не поймали; и есть еще много Разиных, которые отомстят за мою смерть». В сказаниях атаман обретает бессмертие и, подобно легендарным героям других народов (королю Артуру, Фридриху Барбароссе...), либо спит, либо пребывает в некоем волшебном плену, но когда-нибудь проснется, чтобы вершить правосудие.


Степан Разин перед казнью. Французская гравюра. 1837 год

Фото: РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Diomedia, РИА Новости, Fine Art Images/Legion-Media, Евгения Новоженина / РИА Новости, iStock, Советский экран, Графика.Ру / Fotodom.ru

Урок истории по теме:

«Степан Разин- герой или разбойник?»

Цели урока:

  • Обучающая: охарактеризовать личность Степана Разина, закрепить и углубить знания, полученные при изучении темы «Народные выступления в XVII веке».
  • Развивающая: содействовать формированию навыков работы с фрагментами источников (исторических документов, литературных произведений), развивать способность к аналитическому мышлению.
  • Воспитывающая: формировать мыслящую и нравственную личность.
  • Методическая: создать условия на уроке для проявления аналитико-познавательной активности учащихся.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Форма урока: урок-исследование.

Основные понятия: крепостничество, крестьянская война, «соляной» бунт, «медный» бунт, старообрядцы, «прелестные письма».

Важнейшие даты: 1648- «соляной» бунт, 1662- «медный» бунт, 1667-1669- первый этап выступления отрядов Разина («поход за зипунами»), 1670-1671- второй этап выступления (крестьянская война под предводительством Степан Разина).

Выдающиеся личности: царь Алексей Михайлович, Степан Разин

Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point, раздаточный материал.

Методические приёмы: учебный диалог с элементами анализа исторических источников через обсуждение в группах постоянного состава; сообщения учащихся, беседа с учащимися, рассказ учителя.

План урока:

  1. Причины народных выступлений в XVII веке. Крестьянская война под предводительством Степан Разина.
  2. Личность Степана Разина в литературе и истории.
  3. Степан Разин. герой или разбойник. Собственная оценка личности.

Ход урока

  1. Организационный момент:

Итак, ребята, мы с вами изучили тему «Народные выступления в XVII веке».

  • Как назвали историки XVII век?
  • Почему этот период так называется?
  • Наш урок сегодня будет посвящен, наверное, самой известной личности «бунташного» века- атаману донских казаков.

Вступительное слово учителя на фоне слайда № 2 (№ 1-пустой):

Вот уже три с лишним века не ослабевает интерес к противоречивой личности Степана Разина. О жизни атамана были сложены многочисленные легенды, сказания, песни. Историки посвятили не один том исследованиям «бунта Стеньки Разина», а писатели, поэты, художники в своих произведениях пытались отразить мысли и чувства этого человека.

Сегодня мы совершим еще одно путешествие в прошлое нашей страны, попытаемся проникнуть в «загадочную русскую душу», понять, кто же он-

Степан Разин. Народный герой или разбойник?

и дать собственную оценку этому человеку.

  1. Актуализация изученного материала:
  1. Но прежде мы окунёмся в историю XVII века- века массовых выступлений против власти.
  • С именем какого царя связаны главные события «бунташного» века?

(слайд № 3)

  • Что же представляла из себя личность царя, каков был его характер?

Индивидуальное сообщение учащегося.

Царь вступил на престол «по приказу» своего отца и «по крестному целованию» людей Русского государства. Во главе России встал любознательный, приятный, благородный, однако неопытный правитель. Ему было 16 лет.

Современники искренне любили этого царя. Сама наружность Алексея говорила в его пользу и привлекала к нему. В его живых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя, полное и румяное, с русой бородой, было приветливым, но в то же время важным.

Несмотря на внешнее добродушие, Алексей Михайлович порой гневался и бранился. Но всё-таки в глазах современников он был «тишайшим». Алексей Михайлович был очень религиозным человеком.

Были у него и недостатки. Он был безвольным и малодушным человеком, не знал радости в труде, зачастую за него правили приближенные. При таких качествах царь не мог быть борцом и реформатором.

  1. Итак, царя прозвали «тишайшим». Почему же при таком мягком и добром царе происходили народные волнения? Давайте вспомним причины этих волнений с помощью теста.

Слайд № 4 –тест

КРЕПОСТНИЧЕСТВО - определение

  • Какие причины народных волнений не прозвучали?

Слайды 5-6 (иллюстрации- в качестве подсказки)

  1. Итак, по названным причинам начинаются выступления против власти, в которых участвовало не только крестьянство, но и горожане, низшие слои духовенства и казаки. Давайте вспомним наиболее серьезные выступления.

Слайды № 7-9 (по датам и иллюстрациям учащиеся определяют события)

СТАРООБРЯДЦЫ - определение

Слайд № 10

  1. Несомненно, самым крупным народным выступлением XVII века стало восстание казаков и крестьян под предводительством Степана Тимофеевича Разина. Что нам известно о Степане?

Краткая характеристика С.Разина дается одним из учащихся (в соответствии с учебником, стр.64), слайд № 18

Степан Тимофеевич Разин (1630-1671) родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейской на Дону.
Современники отмечали, что Степан обладал не только большой физической силой, но и неординарным умом и силой воли. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар и турок в 1661-1663 годах. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами. Будучи сторонником казачьей вольницы, Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, которую ввел Алексей Михайлович.

Мы видим, что Разин был умным, сильным, хорошим дипломатом. Прежде чем дать собственную оценку атаману, давайте обратимся к ходу восстания и его итогам.

  1. Отношения казачества и власти еще со времён смуты были напряженными. На Дон издавна стекались недовольные из центральных областей (у казаков существовало негласное правило: «с Дона выдачи нет», т.е. беглые крестьяне не выдавались своим хозяевам). К тому же казаки жили за счет военной добычи и часто занимались грабежами. (Слайд № 11) Один из таких походов 1667 году совершил и Степан Разин. Я предлагаю вам вспомнить географию похода и его итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося (Слайд № 12)

Первый этап выступления отрядов Разина (1667-1669) обычно называют «походом за зипунами». Это был поход восставших за добычей. Отряд Разина блокировал главную хозяйственную артерию юга России – Волгу, захватывал торговые суда русских и персидских купцов. Восставшие захватили Яицкий городок, а затем одержали победу над персидским флотом. Получив богатую добычу, летом 1669 года Разин вернулся на Дон и обосновался со своим отрядом в Кагальницком городке.

  • «Поход за зипунами» можно назвать выступлением против власти? (нет- потому что это был поход за добычей, да- потому что это была форма социального протеста)
  1. «Поход за зипунами» сделал атамана очень популярной фигурой в народе. Почувствовав силу, Степан заявил о походе на Москву, где обещал «всех князей и бояр… побить». С этого времени выступление Разина называют крестьянской войной.

Слайд № 13

  • Что такое крестьянская война? Чем она отличается от городского бунта? (масштабы)

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА – определение

  • Как удалось Разину повести за собой такие массы народа?
  1. Слово учителя (добавляя выступления): Казаки повсюду рассылали «прелестные письма», призывая в свои ряды народ . Давайте прочитаем отрывок из «Прелестных писем».

Слайд № 14 (учащиеся читают, отвечают на вопросы):

  • Почему документ так называется?
  • К кому он был обращен?

Давайте рассмотрим ход войны и её итоги.

Работа с анимированной картой, рассказ учащегося о втором этапе восстания. Слайд № 15

Весной 1670 восставшие захватили Царицын и подошли к Астрахани, сдавшейся без боя. На сторону Разина перешло население многих городов: Саратова, Самары и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т. е. свободным человеком).
В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил воевода князь
Ю. Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После пыток и суда руководитель восставших 6 июня 1671 года был четвертован на Красной площади в Москве.
Восстание было жестоко подавлено. Всего было казнено около 100 тысяч человек

Итак, восстание потерпело поражение.

Слайд № 16

  • Почему казачья верхушка выдала Степана властям?
  • Почему восстание было обречено на неудачу? (отметить разногласия в планах и интересах разных групп казачества- более зажиточного и бедного).

Слайд № 17,18 (с музыкой)

Казачий атаман после зверских пыток по приказу Алексея Михайловича был казнён, но на долгие годы оставил о себе споры в обществе.

Слайд № 19

  1. Личность Степана Разина.
  1. Кто же он? Трудно назвать эпоху, которая осталась бы равнодушной к этому человеку. Споры о нём не утихают до сих пор. В глазах одних он рассматривался как великий патриот земли русской, защитник обездоленных, пострадавший за народ. В глазах других- бандит, разбойник, безнравственный и жестокий человек. Где же истина? Кто прав в своей оценке? Свой ответ на эти вопросы вы и должны сформулировать сегодня на уроке. Интерес к личности Разина нашел отражение в литературе. О нем писали романы Василий Шукшин «Я пришёл дать вам волю», Алексей Чапыгин «Разин Степан», Степан Злобин «Степан Разин» и др. А.С. Пушкин раскрывает образ атамана в «Песнях о Стеньке Разине»

Что не конский топ, не людская молвь,
Не труба трубача с поля слышится,
А погодушка свищет, гудит,
Свищет, гудит, заливается.
Зазывает меня, Стеньку Разина,
Погулять по морю, по синем у:

« Молодец удалой , ты разбойник лихой,
Ты разбойник лихой, ты разгульный буян ,
Ты садись на ладьи свои скорые,
Распусти паруса полотняные,
Побеги по морю по синему.
Пригоню тебе три кораблика:
На первом корабле красно золото
,
На втором корабле чисто серебро,
На третьем корабле душа-девица».

  • Как характеризует Стеньку Пушкин?
  1. Во время похода на Каспий Степан Разин похитил княжну, имени которой история не сохранила. Судьбу прекрасной персиянки описал прибывший в это время в Астрахань искатель приключений голландец Ян Стрюйс в своей книге “Три путешествия”: “Мы нашли его на реке в раскрашенной и вызолоченной лодке, пьющим и веселящимся с некоторыми из его офицеров. Возле него была персидская принцесса… Будучи сильно пьян, он облокотился на край лодки и, смотря задумчиво на Волгу, вскричал: “Я обязан тебе всем, что имею, и даже тем, чем я стал. Ты отец и мать моей чести и славы. Я до сих пор не принес ничего в жертву тебе”. Он схватил княжну, разодетую в жемчуга и драгоценные камни, одетую в золотую парчу, и бросил в воду”.

Этот эпизод нашел отражение в народных песнях, в стихах А.С.Пушкина, в кинофильмах об атамане. Один из кинофильмов был снят ещё в 1908 году. Кадр из этого фильма мы сейчас увидим.

Слайд № 20

  • Какие чувства вызвал у вас поступок атамана?
  • Почему он так поступил?
  • Это поступок героя или разбойника?
  1. Много песен сложил о Разине народ. (На фоне слайда № 21) - Слова одной из самых известных «Из-за острова на стрежень» были написаны в XIX веке самарским поэтом Дмитрием Садовниковым. Давайте сейчас закроем глаза, и, слушая отрывок из песни, попробуем представить образ атамана.

Слайд № 21 (песня)

  • Каким представился вам Степан Разин?

Давайте послушаем отрывок из народной песни, который подготовила Агеева К.

Ученик читает наизусть отрывок:

Ты взойди, взойди, солнце красное,
Над горой взойди, над высокою.
Обогрей ты нас, людей бедных,
Людей бедных - солдат беглых...
Да не воры мы, не разбойнички.
Добры молодцы все охотнички,
Стеньки Разина мы работнички...

  • Как относится к Степану народ?
  • Как вы думаете, почему Степан Разин стал любимым народным героем?
  1. Слово учителя:

Литературные произведения более судят Степана не с исторической, а с этической стороны. Пушкин увлеченно назвал Разина «Единственным поэтическим лицом русской истории». В народных сказаниях он- почти былинный герой, в которых зачастую даже Илья Муромец представляется лишь есаулом Разина. А сейчас мы обратимся к трактовке образа Разина, данной профессиональными историками.

Проблемное задание:

Вам предстоит работа в группах. Знакомясь с фрагментами исторических трудов Сергея Михайловича Соловьёва, Сергея Фёдоровича Платонова, Николая Ивановича Костомарова, вы должны выделить основные подходы историка в оценке личности Разина и предложить собственную оценку, аргументируя её фактами.

Информация для учителя. В условиях групповой работы учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учащихся. При групповой форме обучения возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность учащегося в собственных силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес.

Слово учителя.

Для подготовки к выступлению у вас имеется несколько минут. В это время будет звучать песня «Есть на Волге утёс», посвящённая Степану Разину. Вслушайтесь в музыку, возможно и она поможет вам выразить своё отношение к атаману.

(включается запись) Слайд № 22

  1. Выступление представителей групп, высказывание и аргументирование собственных оценок, выполнение проблемного задания (внимательно выслушав рассказчика, ребята добавляют незамеченные детали и делают вывод, отвечая на итоговый вопрос).

Предводитель казаков Степан Тимофеевич Разин , также известный как Стенька Разин, — одна из культовых фигур российской истории, о которой немало наслышаны даже за рубежом.

Образ Разина оброс легендами ещё при жизни, и разобраться, где правда, а где вымысел, историки не могут до сих пор.

В советской историографии Разин фигурировал как вождь крестьянской войны, борец за социальную справедливость против гнёта власть имущих. В ту пору имя Разина широко использовалось при наименовании улиц и площадей, а памятники бунтарю устанавливались наравне с другими героями революционной борьбы.

При этом историки советской поры старались не заострять внимание на чинимых атаманом грабежах, насилии и убийствах, поскольку в благородный образ народного героя это никак не вписывалось.

О молодых годах Степана Разина известно мало. Он был сыном беглого воронежского крестьянина Тимофея Рази, который нашёл убежище на Дону.

Такие, как Тимофей, вновь принятые казаки, не имеющие своего имущества, считались «голытьбой». Единственным надёжным источником дохода были походы на Волгу, где ватаги казаков грабили купеческие караваны. Подобный, откровенно криминальный, промысел поощрялся и более обеспеченными казаками, снабжавшими «голытьбу» всем необходимым, а взамен получавшими свою долю от добычи.

Власти на подобные вещи смотрели сквозь пальцы, как на неизбежное зло, отправляя войска в карательные экспедиции только в тех случаях, когда казаки окончательно теряли меру.

Тимофей Разя в подобных походах преуспел — обзавёлся не только имуществом, но и женой — взятой в плен турчанкой. Восточной женщине к насилию было не привыкать, и она смирилась со своей участью, родив мужу трёх сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Впрочем, возможно, мать-турчанка — это тоже лишь легенда.

Лаковая миниатюра «Степан Разин» на крышке палехской шкатулки, работа художника Д. Турина, 1934 год. Фото: РИА Новости

Брат за брата

Что известно точно, так это то, что появившийся на свет примерно в 1630 году Степан Тимофеевич Разин с юных лет принимал участие в военных походах и к своим 25 годам стал среди казаков влиятельной фигурой, так же как и старший брат Иван.

В 1661 году Степан Разин вместе с Фёдором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вёл переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар.

В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп.

У московских властей Степан и Иван Разины были на хорошем счету вплоть до событий, которые разыгрались в 1665 году во время войны с Речью Посполитой.

Картина «Стенька Разин», 1926 год. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927). Фото: РИА Новости

Казаки — люди вольные, и в разгар вооружённого конфликта атаман Иван Разин, не нашедший общего языка с московским воеводой, принял решение увести казаков на Дон.

Воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, не отличавшийся большими способностями дипломата, пришёл в гнев, повелел догнать ушедших. Когда казаков настиг Долгоруков, он приказал немедленно казнить Ивана Разина.

Степан был потрясён гибелью брата. Как привыкший ходить в походы человек, он относился к смерти философски, но одно дело — гибель в бою, и совсем другое — бессудная расправа по воле вельможи-самодура.

Мысль о мести крепко засела в голове Разина, однако к претворению её в жизнь он перешёл не сразу.

Вперёд «за зипунами»!

Спустя два года Степан Разин стал предводителем организованного им же самим большого «похода за зипунами» на нижнюю Волгу. Под своё начало ему удалось собрать целое войско в 2000 человек.

После гибели брата стесняться атаман не собирался. Грабили всех подряд, фактически парализовав важнейшие для Москвы торговые пути. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками и принимали к себе судовых ярыжных людей.

Такое поведение было дерзким, но всё-таки не из ряда вон выходящим. А вот когда разинцы разгромили отряд стрельцов, а затем захватили Яицкий городок — это уже стало походить на откровенный бунт. Перезимовав на Яике, Разин вывел своих людей в Каспийское море. Атамана интересовала богатая добыча, и он направился во владения персидского шаха.

Шах быстро понял, что такие «гости» сулят разорение, и выслал навстречу войска. Сражение у персидского города Решта завершилось вничью, и стороны приступили к переговорам. Шахский представитель, опасаясь, что казаки действуют по воле русского царя, был готов отпустить их на все четыре стороны с добычей, лишь бы они как можно скорее убрались с персидской территории.

Но в разгар переговоров неожиданно появился русский посол с царской грамотой, в которой говорилось, что казаки — воры и смутьяны, и предлагалось их «смертию уморять без пощады».

Представителей казаков тут же заковали в цепи, а одного затравили собаками. Атаман Разин, убедившись, что по части бессудных расправ персидские власти ничуть не лучше русских, атаковал и захватил город Фарабат. Укрепившись в его окрестностях, разинцы провели там зиму.

Как атаман Разин устроил «персидскую Цусиму»

Весной 1669 года отряд Разина наводил ужас на купцов и состоятельных людей на каспийском побережье нынешней Туркмении, а к лету казаки-разбойники обосновались на Свином острове, неподалёку от современного Баку.

В июне 1669 года к Свиному острову подошло персидское войско на 50-70 судах общей численностью от 4 до 7 тысяч человек во главе с полководцем Мамед-ханом. Персы намеревались покончить с разбойниками.

Отряд Разина уступал и в численности, и в количестве и оснащении судов. Тем не менее из гордости казаки приняли решение не бежать, а принять бой, причём на воде.

«Степан Разин». 1918 год. Художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. Фото: Public Domain

Затея эта представлялась отчаянной и безнадёжной, и Мамед-хан, предвкушая триумф, отдал приказ соединить свои суда железными цепями, взяв разинцев в глухое кольцо, чтобы никто не мог скрыться.

Степан Тимофеевич Разин, однако, был опытным командиром и ошибки противника использовал моментально. Казаки сосредоточили весь огонь на флагманском корабле персов, который загорелся и пошёл на дно. Соединённый цепями с соседними кораблями, он стал утаскивать за собой и их. Среди персов началась паника, а разинцы принялись громить вражеские корабли один за другим.

Дело закончилось полной катастрофой. Уйти удалось лишь трём судам персов, большая часть войска погибла. В плен к Разину попал сын Мамед-хана, персидский принц Шабалда . По легенде, вместе с ним была захвачена и его сестра, ставшая наложницей атамана, а затем брошенная в «набежавшую волну».

На самом деле с княжной всё непросто. Хотя о её существовании и упоминали некоторые иностранные дипломаты, описывавшие похождения Разина, но достоверных доказательств нет. А вот принц был и писал слёзные челобитные с просьбой отпустить его домой. Но при всей свободе нравов в казачьей вольнице вряд ли атаман Разин сделал своей наложницей персидского принца, а не принцессу.

Несмотря на разгромную победу, было понятно, что дальше противостоять персам у разинцев сил не хватит. Они двинулись к Астрахани, но там их уже поджидали правительственные войска.

Казнь Степана Разина. Худ. С. Кириллов. Фото: Public Domain

Война с режимом

После переговоров местный воевода князь Прозоровский принял атамана с почётом и пропустил его на Дон. Власти готовы были закрыть глаза на прежние грехи Разина, лишь бы он успокоился.

Степан Тимофеевич Разин, однако, успокаиваться не собирался. Напротив, он почувствовал силу, уверенность, поддержку бедноты, считавшей его героем, и посчитал, что пришло время для настоящей мести.

Весной 1670 года он вновь отправился на Волгу, теперь уже с откровенной целью — вешать воевод и дьяков, грабить и жечь богачей. Разин рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, призывая присоединяться к его походу. У атамана была политическая платформа — он заявлял, что не является противником царя Алексея Михайловича , а выступает против, как бы сейчас сказали, «партии жуликов и воров».

Сообщалось также, что к восставшим якобы примкнули патриарх Никон (на самом деле находившийся в ссылке) и царевич Алексей Алексеевич (к тому времени умерший).

За несколько месяцев поход Разина превратился в полномасштабную войну. Его войско взяло Астрахань, Царицын, Саратов, Самару, целый ряд более мелких городов и населённых пунктов.

Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались.

Всё это, естественно, сопровождалось повальными грабежами и бессудными расправами, которые были ничуть не лучше той, что учинил князь Долгоруков над братом Разина.

Особенности казачьей солидарности

В Москве почувствовали, что дело пахнет жареным, новой смутой. О Степане Разине говорила уже вся Европа, иностранные дипломаты сообщали, что русский царь не контролирует свою территорию. Того и гляди можно было ожидать иностранного вторжения.

По приказу царя Алексея Михайловича, против Разина была направлена 60-тысячная армия под командованием воеводы Юрия Барятинского . 3 октября 1670 года в битве под Симбирском войско Степана Разина было разбито, а сам он был ранен. Верные люди помогли атаману вернуться на Дон.

И здесь произошло то, что неоднократно повторялось в истории и что очень хорошо говорит о так называемой «казачьей солидарности». Домовитые казаки, до той поры помогавшие Разину и имевшие свою долю от добычи, боясь карательных мер со стороны царя, 13 апреля 1671 года захватили последнее убежище атамана и выдали его властям.

Атамана Разина и его брата Фрола доставили в Москву, где подвергли жестоким пыткам. Казни бунтовщика придавалось важное государственное значение — она должна была продемонстрировать, что русский царь умеет наводить порядок в своих владениях.

За Разина отомстили стрельцы

Само восстание окончательно удалось подавить в конце 1671 года.

Власти, разумеется, хотели бы, чтобы о Стеньке Разине не осталось никакого напоминания, но уж больно масштабными получились события с его участием. Атаман ушёл в народную легенду, где ему списали бесчинства, беспорядочные связи с женщинами, грабежи и прочую уголовщину, оставив лишь образ народного мстителя, врага злодеев, стоящих у власти, защитника бедных и угнетённых.

В конце концов, смирился и правящий царский режим. Дошло до того, что первый отечественный игровой фильм «Понизовая вольница» был посвящён именно Стеньке Разину. Правда, не его охоте на караваны и не убийствам царских слуг, а всё тому же эпохальному броску княжны в реку.

А что же воевода Юрий Алексеевич Долгоруков, с опрометчивого приказа которого и началось превращения Степана Разина во «врага режима»?

Князь счастливо пережил устроенную Стенькой бурю, но, видимо, на роду ему не было написано умереть своей смертью. В мае 1682 года престарелого вельможу, которому стукнуло 80 лет, вместе с сыном убили взбунтовавшиеся в Москве стрельцы.

Стеньку Разина далеко не всегда и далеко не все считали народным героем. Многие, напротив, считали и считают его разбойником, душегубом. Да и можно ли считать «народным героем» человека, который пытался разрушить Русское государство?

…Предводитель крестьянского и казачьего восстания донской казак Степан Разин в 1670 году объявил себя врагом всей государственной власти. Воевод, дьяков, представителей Церкви в захваченных ими городах убивали, канцелярские бумаги сжигали, устанавливали свое правление. Разин взял Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. При осаде Симбирска войска законного русского Царя Алексея Михайловича нанесли бунтовщикам жестокое поражение, сам предводитель был ранен, вывезен на Дон. Там он был захвачен самими же казаками и выдан царским воеводам. Оттуда был препровожден в Москву и 6 июня 1671 года четвертован на эшафоте на Болотной площади (той самой площади, которая в наши дни обрела всероссийскую печальную известность из-за митингов либеральной оппозиции, видимо, наследников разрушительного для государства дела Стеньки Разина).

Весной 1669 года в сражении у Свиного острова на Каспии Степан Разин захватил дочь командующего персидским флотом Мамед-хана и ее брата, перед этим обманным путем заманил хана на переговоры и сам отрубил ему голову. После этого, по некоторым свидетельствам, разинцы захватили Астрабад, перерезали всех мужчин, разграбили город, увели с собой более восьмисот женщин и после трехнедельной оргии всех их уничтожили.

Давайте откинем романтический флер: бандит взял двенадцатилетнюю княжну, убил ее родных, изнасиловал ее и выбросил в Волгу на глазах ее маленького брата. Для любого нормального человека ясно, что убийство девушки, почти ребёнка, которую пред этим «герой» обесчестил и насильно взял в любовницы, - гнусное, низкое преступление.

Самая знаменитая песня про Разина и княжну, которую ошибочно считают «народной», известная по первой строчке как «Из-за острова на стрежень», написана поэтом Д.Н. Садовниковым в 1883 году. Авторское название песни раскрывает ее жуткий языческий смысл: «Жертва Волге».

Вот они - человеческие жертвоприношения язычников!!!
Нет, не случайно язычники-сатанисты прославляют убийцу и разбойника, язычника Стеньку Разина!

Большинство "народных" песен были сложены во время революции и гражданской войны. Именно тогда были нужны подобные жестокие и беспощадные, кровавые "герои", чтобы воспроизводить все эти злодейства в более страшных масштабах. Ещё через сто лет это повторится на Украине и в Одессе.

И в наше время, т.н. родноверы, захлёбываясь от восторга, воспевают свирепость разбойников и их предводителя, жестокие казни невинных людей, сожжённые колокольни, с которых сбрасывали православных священников.
Т.н. родновры провозглашают Стеньку Разина своим героем и, чуть ли ни открыто, призывают следовать его примеру.

Нужно не воспевать, а обличать и с корнем вырывать эти ядовитые ростки ненависти, жестокости и пренебрежение человеческой жизнью, ибо это не совместимо с элементарной человечностью.

Мужики, доверчиво внимая,
Верили тому, что говорил Степан…
Дом, семью и землю покидая,
Шли в разбойники, где был их атаман...

Упиваясь кровушкой и властью,
Презирая веру и людей,
Обещал он волюшку и счастье,
Но держал их за рабов и за «зверей».

Сколько душ, лукаво соблазнённых
и замученных – не вспомнить и не счесть?!
Сколько им безжалостно казнённых!
Не щадил он тех, в ком – вера, честь...

Был разбойником, разбойником остался,
жаждал власти и могущества царей,
и кому б героем ни казался,
был и есть он – душегуб, злодей.

Использованы материалы статьи Людмилы Белкиной
http://благовестсамара.рф/-public_page_19199

Наверняка многие слышали об атамане Стеньке Разине. Был такой пират предводитель казаков, разбойничал на Волге.

Он грабил суда, убивал, резал и колол - да, было, было! Было кровопролитие, был разбой, было беззаконие.

Напоминает мне это Робина Гуда, только тот намного гуманней был. В принципе, действия Разина мало чем отличались от действий пиратов. Богатство, добыча, нажива, но Степан действительно не убивал зависимых людей, только бояр... Но все равно - убийства есть убийства.

Почему же его имя было так популярно в народе? Вообще, образ благородного разбойника сформировался сравнительно давно у разных народов. Беззаконие и преступность, граничащие с благородством и великодушием в некоторой степени, всегда привлекали людей.

Та же история и с пиратством и пиратами... Но не о них сейчас разговор, пираты разные бывают, я говорю о конкретном человеке - Разине.

Надо сказать несколько слов о его карьере в целом.

Степан Разин, когда брал в плен очередное судно, кричал "Сарынь на кичку!". Это означало, что разбойники предупреждают, что они нападут, и беднота должна была подняться на кичку (возвышенность на судне) и оставаться там во избежание жертв. То есть, Разин честно предупреждал, что будет грабить.

Степан Разин взял Астрахань, Саратов, Царицын и много других городов. Разбойник? Разбойник.

Но удача ему изменила под Симбирском - он был полностью разбит и спасся бегством. Разину еще удавалось бунтовать народ против властей, но не так как раньше. В чем же дело?

А дело в том, что его имя уже потеряло свое обаяние в народе. Он стал восприниматься не как вольный бунтарь, не как народный защитник, а просто как убийца и разбойник.

Пытался взять Черкасск, Самару и Саратов, но не удалось.

Кровавая у нас была история.

Действия Стеньки мало чем отличались, повторяюсь, от деяний классических пиратов. Только Волга мельче Карибского моря... Суть от этого не меняется.

Взять хотя бы случай с персидской княжной, попавшей к Разину в плен.

Как-то раз Степан крепко выпил и, встав на борт, сбросил свою прекрасную пленницу в воду, сказав:"Возьми, матушка-Волга! Много ты мне всего дала, а я тебя еще не поблагодарил!". Жестоко.

Многие знают эту легенду.

Однако Разина помнят именно "благородным разбойником". Почему? Наверно, потому, что такие люди нравятся своей неординарностью.

Кто-то может сказать, что Джек Воробей также неординарен и тоже нравится. Но, как всем известно, Джек - другой разговор, он не творил такие зверства, как Степан. И прекрасную персиянку в воду точно бросать не стал бы...

Итак, Степан Разин - личность противоречивая.

Да и вообще, наша история противоречива.