Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Деревянных Елена Андреевна

студент 5 курса, кафедра культурологии, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого растет уровень инфантильности и социальной пассивности среди молодежи. Одним из наиболее распространенных среди современной российской молодежи видов является социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer. Это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в непринятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления .

По некоторым данным социальный инфантилизм более развит среди молодежи мужского пола. Среди психологов существует мнение о том, что это связано с появлением все большего количества женщин, добившихся успехов в карьере, которые как бы примеряют на себя роль мужчины. В таком обществе более слабые с психологической точки зрения мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Человек физиологически взрослеет, а психологически он остается на уровне подростка. Такой человек не принимает условия общества, в котором живет, те новые возможности и уровни ответственности, которые предстают перед ним с возрастом.

Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей.

Психологи из благополучных стран бьют тревогу о том, что именно социальный инфантилизм порождает такую тягу молодежи к гомосексуальным связям. Поскольку это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей. Процесс этот происходит на подсознательном уровне и не является осознанным и просчитанным выбором. Просто воспитание и общество толкает молодых людей к представителям своего пола, как к наиболее простому средству для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей. По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение .

Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания и направляют деятельность. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Это свидетельствует о том, что иерархическая структура ценностных ориентаций составляет содержание позиции личности.

Для социально зрелой личности актуальны, прежде всего, экзистенциальные потребности человека, т. е. потребности его личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий и поступков, позиции, самореализации в творчестве. Для инфантильной личности характерна недостаточная осознанность значимости удовлетворения этих потребностей для личностного благополучия, что лишает их личностного смысла для человека и, соответственно, препятствует выбору мотива, цели, поступка, нацеленного на удовлетворение экзистенциальных потребностей, обусловливающих самореализацию, самоактуализацию личности.

Таким образом, содействие становлению и развитию социальной зрелости будет способствовать целенаправленное воздействие на ценностно-смысловую сферу личности посредством расширения «степеней свободы» человека - его способностей, прав, перспектив. Создание таких условий обеспечит освобождение мышления и воли от страха перед неудачей, но будет способствовать осознанию своей личностной и социальной ответственности, что необходимо для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма. Анализируя вышесказанное, сформулируем основные выводы по результатам анализа содержательных характеристик социальной зрелости и социального инфантилизма:

1. С позиций диалектического подхода понятия социальной зрелости и социального инфантилизма можно рассматривать как понятия завершенной бинарной оппозиции. Критериями их сравнительного анализа являются рефлексия, активность, ответственность, самостоятельность, умение конструктивно взаимодействовать с окружающей средой.

2. При этом социальная зрелость личности проявляется активным, осознанным, относительно автономным взаимодействием человека с окружающим миром. Это взаимодействие направлено на раскрытие собственных внутренних резервов, способствующих оптимальному включению в общественно значимую деятельность, и общение, интеграции с общностью и самоопределению в ней на основе реализации внутриличностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии. Соответственно, социальный инфантилизм личности проявляется нетворческим, безынициативным, пассивно-потребительским отношением человека к миру, препятствующим оптимальному включению человека в общественную среду и творческой самореализации личности. Страх инициативы и ответственности приводит к стагнации личности и социально-психологической дезадаптации.

3. С позиций экзистенциального и субъектного подходов сущностные характеристики социальной зрелости и социального инфантилизма проявляются в континууме «личностная свобода - личностная ответственность». Психологический механизм регуляции жизнетворчества в континууме - это воля. Главным условием развития воли как регуляторного механизма является включение человека в общественную деятельность в качестве ее участника и сознательное ее освоение, что требует осмысления индивидуальной и коллективной деятельности. Таким образом, социальной зрелости личность достигает посредством освоения своей человеческой среды. Соответственно: недостаточная включенность и без перспективных стратегий освоения своей среды являются причиной нравственно-психологической незрелости (инфантилизма).

В условиях развития современного российского общества системы семейного воспитания и государственного образования должны ориентироваться на предоставление подрастающему поколению максимальной возможности для жизненного самоопределения, означающей раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые ведут к социальному успеху и личностному развитию .

Преодоление социально-профессионального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка (диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма) в условиях жизнедеятельности. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней и внешней, профессиональной среды, а также формируется профессиональная компетентность.

Одна из форм профилактики социального инфантилизма - терапия работой. Человек в процессе работы, вырабатывает в себе необходимые навыки и умения. Беря на себя ответственность, тем самым человек формирует у себя те качества, которые помогают в повседневной жизни и в последствии он перестает бояться новой ответственности, что положительно влияет на его личную жизнь. Еще один вид профилактики – это работа социального педагога. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Одновременно необходима пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или культурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, а так же на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана, прежде всего, со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения .

Подводя итоги можно сделать вывод: современная молодежь не хочет брать на себя ответственность, тем самым усугубляя свое положение в обществе. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре общества, характеризуемые, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Сегодня многие ученые обращают внимание на увеличение количества молодых людей, не приспособившимся к новым жизненным условиям. Так можно выделить некоторые тенденции в развитии социального инфантилизма: нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей; риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем.

Факторы, влияющие на развитие социального инфантилизма у современной молодежи:

· экономический - молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

· духовный - потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

· семья - играет важную роль в воспитании молодого человека. Молодежь зависит от родителей. В процессе воспитания закладываются основные ценности жизни.

В процессе социализации закладываются основные ценности жизни, они формируют отношение к окружающему миру, ориентируют нас в социальном пространстве [См. 3]. Многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи. Так, семья по-прежнему играет важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Чтобы преодолеть социальный инфантилизм существуют различные методы профилактики. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма - это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

Профилактикой инфантилизма помимо социальных педагогов и психологов также занимаются специалисты по работе с молодежью. Работа выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней, внешней, профессиональной среды.

Как следствие один из сценариев развития общества может быть связан с ослаблением социальных связей и даже частичной деградацией в моральном плане. Для того чтобы избежать подобных последствий, надо проводить комплектную социально-педагогическую работу по предупреждению и выявлению инфантилизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь, 2008. - С. 284.
  2. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского Университета. Выпуск 2 (14) Пермь, 2013. - С. 128-135.
  3. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Лекции по социологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html - (дата обращения 15. 04. 2014).
  4. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие. М.: ИНФРА, М. - С. 230.
  5. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 2000. - Т. 3. - № 5. - С. 235-145.

В современном научном дискурсе, посвященном проблемаv молодежи, в последние годы все чаще появляется термин «инфантильность».

Инфантильность (от лат, infantilis - детский) представляет собой задержку или остановку развития , сохранение у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту . Это понятие впервые было введено в 1864 г. французским психиатром Э. Ласегом, отметившим, свойственные некоторым лицам, страдающим психическими заболеваниями, беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В начале ХХ в. психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием каких-либо дефектов и проявляющийся исключительно нарушениями поведения, стал рассматриваться как особая психологическая и социальная характеристика личности. Наиболее изученной формой инфантилизма является, так называемый, простой психический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость ох-ватывает все сферы деятельности, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям повышенной эмоциональной живости, неустой-чивости, преобладании мотива получения удовольствия, боязни всего нового. В интеллектуаль-ной деятельности также преобладает влияние эмоций, а игровые интересы преобладают над интеллектуальными.

Ряд авторов (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.) еще в последней четверти ХХ в. отмечали в своих исследованиях, что психический инфантилизм стал диагностироваться все чаще. Его типичные проявления: задержка развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленном формировании морально-этических принципов. По мнению С.А. Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

Эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущест-венно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям;

Эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность;

Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в самоутверждении, свободе, принад-лежности временной перспективы;

Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармо-нию личности: «аффективная логика»; «произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии свидетельства в его под-держку, например «я-неудачник» или «я-супермен»; «селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вы-рванных из контекста; «сверхраспространенность» - построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях «все или ничего», «мир или черный, или цветной»; ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпи-мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности об-рести устойчивость; «персонализация» - отнесение внешних собы-тий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи; преувели-чение негативных событий и минимизация позитивных, что приво-дит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости личности .

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism) - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств . По сути своей социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода. Как справедливо отмечает В.С. Братусь «… о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде-ленных социальных групп, к которым принадлежат ис-следуемые индивиды: то, что ВОлне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Существует целый ряд солидных иссле-дований, дающих примеры межкультурных различий, как в макромасштабе (например, между Востоком и Западом), так и в микромасштабе (например, между различными слоями и социальными группами одного и того же общества)» .

При таком подходе, по крайней мере два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социаль-ных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каж-дым таким «социумом» требований. «В силу этих об-стоятельств поведение индивида регулируется не еди-ным набором норм и ценностей, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рефе-рентной группы, рабочего коллектива, социальной сре-ды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т. п.)... Очевидно, что, последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каж-дого индивида получим множество критериев нормы» .

Формирование социального инфантилизма связывают, в первую очередь с нарушением механизма социализации, соответственно и причины его могут быть столь же разнообразны, как и агенты социализации, влияющие на становление личности (семья, образовательные организации, средства массовой информации, а также более глобальные агенты, такие, как, например, культурное своеобразие, тип и уровень развития общества, ценности, активно продвигаемые СМИ как общецивилизационные и др.).

Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая подчеркивают, что, в первую очередь, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» .

Примечательно, что в Европе анализ влияния семьи как агента социализации в последнее время все теснее переплетается с изучением влияния модернизации общества на его (семейного воспитания) характер и особенности. При этом дети рассматриваются не как изначально гомогенная группа на пути к повзрослению, но как структурный компонент общества, отражаю-щий социальные и культурные изменения. Подверженность влиянию общего движения в сторону модернизации и цивилизации не подвергается при этом сомнению.

При изучении воздействия модернизации широко используются такие подходы, как, например, предложенная У. Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Н. Элиасом понятие «цивилизационного процесса». Модернизация касается меняюще-гося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на процесс воспитания.

Согласно У. Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни. Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благо-приятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения . Иначе говоря, роль семьи, как социализирующего института постепенно снижается, более того, государственные институты прямо иди косвенно способствуют ослаблению этого влияния.

Интересно, что подобная модель рассматривается западными учеными как форма преодоления социальной инфантильности, хотя с нашей точки зрения речь здесь идет скорее о смещении акцентов с семейной социализации к неким общественным моделям. Хорошо это или плохо - предмет отдельной дискуссии, хотя если мы обратимся не к теоретическим конструкциям, а к реалиям XXI в., то увидим, что разрушение семьи на Западе носит все более целенаправленный характер. Это и ослабление собственно институтов семьи, и всемерное поощрение ЛГБТ-культуры, и гипертрофированное развитие ювенальной юстиции, функции которой все в большей степени искажаются. Если добавить к этому постоянно продвигаемый глобальными СМИ «культ молодости», буквально вынуждающий людей и внешне, и внутренне сохранять «юность» сколь бы искусственные методы при этом не применялись, можно предположить, что деформация всего процесса социализации обретает непредсказуемый характер. Как справедливо отмечает М. Кириленко «культ молодости в современном обществе стал настолько агрессивен, что право на старение следовало бы записать в Декларацию прав человека» .

Наряду с семьей, важнейшими институтами социализации являются система образования и церковь, но и здесь мы видим выстраивание в так называемых, развитых странах, все более агрессивной модели, нивелирующей роль общественного сознания и низводящей всю систему ценностей до низового уровня (физиологического, личностного, потребительского). Это и программы сексуального воспитания, и последовательное размывание традиционных норм морали и этики.

Что же касается средств массовой информации, то их роль в процессе социализации достаточно давно и убедительно доказана. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых сведений, позволяют решить эту задачу максимально удобным способом. В итоге, «перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» .

Наиболее негативная сторона влияния СМИ заключается в том, что для большей части «потребителей» информации каналы «активного», самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными», интерпретативными. Не случайно специалисты в области социальной психологии подчеркивают специфику «особых социализационных процессов в новой информационной среде по сравнению с «реальной» социализацией» .

Все происходящее приводит к нарушению модели развития не столько молодежи, сколько всего общества в целом, т.е. инфантильности общества. Этот процесс в социокультурном контексте достаточно подробно описал А.С. Ахиезер в работе «Критика исторического опыта»: «…отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием, властью, правящей и духовной элитой от фактического усложнения уровня общества, его динамизма, что приводит в конечном итоге к дезорганизации и, возможно, к необратимым катастрофическим последствиям. Инфантилизм выражается в низком уровне государственности массового сознания… приводит к тому, что… разрыв между минимальным уровнем способности принимать эффективные решения, определяемые сложностью проблем, и реальной способностью их принимать, может оказаться опасно большим» .

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая оказывается наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Причем сегодня речь идет уже не столько о каких-то личностных нарушениях, сколько о массовом искажении сознания молодежи, которое в результате становится одной из наиболее серьезных угроз для общества и государства.

Именно молодежь становится не только легко манипулируемым коллективным субъектом, но и главным проводником наиболее разрушительных явлений в современном мире. Ее руками осуществляются «цветные революции», свергаются правительства, развязываются войны. Еще в 30-е гг. Й. Хейзинга использовал понятие близкое термину инфантильность - пуэрилизм. В философском, культурологическом и социологическом контексте это означает поведение «членов того или иного организованного коллектива по меркам отроческого или юношеского возраста» . И хотя Й. Хейзинга, автор концепции «человека играющего» провозглашал универсальность феномена игры и его непреходящее значение в человеческой цивилизации, пуэрилизм он рассматривал как «внушающее опасение явление современной общественной жизни», своего рода деструктивную модель развития, подчеркивая «массовость и жестокость, с каким оно распространяется в общественной жизни нашего времени.

Действительно, как показывает практика, «политическая детскость» обладает свойством проявляться именно в массовых форматах, формируя различные молодежные движения, часто несущие в себе мощный деструктивный потенциал: фанаты, нацисты и др. Показательным является тот факт, что Хейзинга впервые описал пуэрилизм как явление, свойственное молодежи Северной Европы, в 1938 г. В начале XXI в. человечество вновь сталкивается со схожими явлениями, а опасность социальной незрелости как особого социокультурного феномена нарастает не менее стремительно, чем в годы, предшествовавшие второй мировой войне.

Природа массового проявления инфантильности, по нашему мнению, кроется в разрушении работы социализирующих институтов. Это может происходить в ситуации крупных социетальных трансформаций, когда утрата ценностных ориентиров связана со сломом старой модели и выстраиванием новой. В то же время, во второй половине XX - начале XXI вв. проявилась и еще одна тенденция - целенаправленная деятельность по управлению ценностным восприятием общественных групп. Так, по мнению ряда исследователей, особую активность в этом отношении проявляют США, выступающие в качестве главного проводника идеологии глобализма. Главными ценностями, активно поощряемыми на всех уровнях влияния, объявляются ценности денег, индивидуализма, либерализма, личных свобод, часто доводимые до абсурда .

По мнению С. Халими, результатом подобной деятельности становится «вытеснение глубокого размышления над вопросами социального устройства, дискуссий об обществе и его перспективах, замещение интеллектуалов людьми спектакля» . Мягкое влияние, т.е. воздействие на ценности, а не на составляющие каркаса общественного устройства выступает сегодня в качестве основного инструмента достижения целей США, публично объявивших себя единственной супердержавой, миссия которой состоит в повсеместном распространении цивилизованной (с их точки зрения) модели общественного устройства.

«Влиянию через ценности» в той или иной степени подвержены все индивиды и общества, но наиболее восприимчивой группой выступает молодежь. Именно это ее свойство и стало активно использоваться, в том числе для формирования управляемых социальных кризисов.

Лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, априори присущие молодежи, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать этой социальной группой в общественных процессах, воздействуя, в первую очередь, на их ценностные представления, разрушая (искажая, не позволяя сформироваться) «культурное ядро».

Проявления пуэрилизма как формы массовой инфантилизации молодежи мы можем видеть сегодня все чаще: это и футбольные фанаты, и молодежь «весело» протестующая на «майданах» и «болотных», и зарождающиеся в разных странах движения националистов, и менее яркие, но не менее опасные проявления инфантильности в виде социальной апатии, процветания потребительской культуры и др.

Сегодня перед отечественной педагогикой и перед всем обществом стоит очень серьезный вызов. Преодоление инфантилизации российской молодежи - сложная комплексная задача, которая должна решаться на всех уровнях.

infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ [Уроки Благополучия] Как научить подростка самостоятельности. Важно знать!!

    ✪ Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Воспитание детей. Мамина школа

    ✪ Реальный и иллюзорный прогресс женщины. Руслан Нарушевич

    Субтитры

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения - тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных . Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Физиологический инфантилизм

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.

Инфантилизм личностный

Инфантилизм личностный [от лат. infantilis - младенческий, детский ] - своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценки окружающей действительности и своего места и роли в ней. Прежде всего, инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности.

Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.).

Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку . Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»1.

Из сказанного ясно, что инфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам…»2, формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.

Очень точное описание глубокой регрессии приводится в романе американского писателя Т. Вульфа «Мужчина в полный рост». В результате землетрясения два человека оказались под завалом и пытаются выбраться. При этом один из них, сорокалетний уголовник-рецедивист по кличке «Пять-Ноль», абсолютно уверенный, что уж он-то «знает жизнь» и прошел «огни и воды», в критический момент в ужасе обращается к своему более молодому спутнику:

«- Не бросай меня, брата!

Да не брошу, не брошу. Отпусти ногу, ползи за мной.

Пять-ноль послушно отпустил его. Конрад пополз дальше в дыру. Гаваец карабкался за ним. Ползти приходилось на животе, было трудно дышать. … Впереди показались слабые проблески. … Свет проникал сверху, сквозь груду искореженного металла и бетона над их головами. Оказывается, они пробирались по трещине - не шире их плеч и не больше фута высотой.

Пять-Ноль снова отчаянно схватился за Конрада.

Помогай, брата… помогай… я правда… правда… помогай.

Отпусти! Ползи лучше!

Но гаваец только сильнее стиснул его ногу, хныча, как ребенок (курсив наш - В. И., М. К.).

Как ребенок… Конрад протянул руку назад и нащупал лицо Пять-Ноль где-то между своих коленей. Он погладил гавайца по щеке, словно тот и правда был малышом, и сказал ласково:

Пять-Ноль… я с тобой, а ты со мной, мы вместе, и сейчас выберемся отсюда. Слышишь? Выберемся, Пять-Ноль, я все время буду с тобой. Держись, я тебя не брошу. А сейчас ползи, отпусти меня и ползи, толкайся ногами посильнее. Я не брошу тебя. - Конрад продолжал гладить его по лицу в такт словам.

Всхлипы, кашель, причитания,… но судорожная хватка наконец ослабла.

Хорошо, Пять-Ноль, молодец, теперь пошли»1.

Данный отрывок показателен не только с точки зрения описания проявлений регрессии, но и в плане выбора эффективной стратегии с индивидом, пребывающим в таком состоянии.

Изначально на судорожные движения и бессвязные призывы о помощи со стороны Пять-Ноль, в которых отчетливо слышится голос напуганного ребенка, Конрад реагирует резким и абсолютно целесообразным в сложившейся ситуации указанием «Отпусти! Ползи лучше!», адресованным зрелому и сильному Эго товарища по несчастьию. Подобного рода реакции (апелляция к взрослой составляющей личности, указание на явную неадекватность поведения и т. п.) на выраженные проявления инфантилизма и регрессии у партнера по взаимодействию являются стереотипными для большинства людей. Такая тактика, как правило, не только не способствует выходу индивида из инфантильного состояния и «переключению» на более зрелые модели социального функционирования, но и, напротив, провоцирует углубление регрессии. Это становится совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с позиций трансактного анализа.

В абсолютном большинстве случаев регрессия означает, что индивид пребывает не просто в эго-состоянии Ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться», в конце концов, до «хорошего» Родителя. Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния Ребенка к эго-состоянию Родителя, следует реакция в логике Взрослый - Взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое толкновение индивид в состоянии регрессии опять-таки вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Гораздо более эффективной стратегией взаимодействия с инфантильными, либо пребывающими в состоянии регрессии личностями является присоединение к актуальному детскому состоянию индивида. Именно такой выход в критической ситуации интуитивно находит герой романа Т. Вульфа. Он не только вербализирует позицию заботливого и надежного родителя, но и подкрепляет ее соответствующим тактильным контактом - гладит Пять-Ноль по щеке - «словно тот и правда был малышом». В результате тот, все еще оставаясь в позиции ребенка, но уже ребенка, обретшего, благодаря родительской поддержке, надежду и уверенность, оказывается способным к действиям, адекватным реальной ситуации.

Выбор оптимальной стратегии взаимодействия в подобных случаях существенно осложнен тем, что социальные проявления инфантилизма и регрессии бывает крайне сложно отличить от демонстративного поведения, для модификации которого вполне оправданы и эффективны такие средства воздействия, как директивное пресечение и целенаправленное игнорирование. «Разведение» этих чрезвычайно схожих на внешнем уровне, но совершенно различных по своим психологической природе и психологическому содержанию форм дезадаптивной активности является важной задачей практического социального психолога. В этой связи стоит отметить, что инфантилизм и регрессия часто, но не всегда проявляются на поведенческом уровне в виде бросающейся в глаза беспомощности, беззащитности, слез, жалоб и т. п. Эти проявления могут также носить характер повышенной агрессивности, грубости, неуживчивости, свойственной многим подросткам.

Также важно понимать, что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомерно рассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.

Вместе с тем важно еще раз подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайних проявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью и жизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «…никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку»1. Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариант регрессии… обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для психотерапевтического вмешательства»1. Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «…так как считают, что все их усилия будут неэффективными»2. В групповом и организационном контексте патологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

Практический социальный психолог, оценивая систему отношений межличностной ответственности в тех группах и организациях, которые он курирует, должен оценивать психологическую природу отказа ряда членов принимать на себя груз решения и видения своего собственного участия в неуспехе группы. В этом плане практический социальный психолог должен профессионально различать сознательные тактико-стратегические попытки одних уйти от конкретной ответственности и факты неосознанной инфантильной реакции других, неадекватно оценивающих реальность и самих себя, а также самих себя в этой реальности.