Цыгане - один из самых удивительных народов, который только можно встретить в мире. Их внутренней раскрепощенности и сохраняющемуся на всю жизнь оптимизму многие бы позавидовали. У цыган никогда не было своего государства, и, тем не менее, они пронесли через века свои традиции и культуру. По степени своего присутствия на планете они могут потягаться с другим до недавнего времени рассеянным по миру народом - евреями. Не случайно евреи и цыгане были в самом верху списка тех представителей человеческого рода, что подлежали полному уничтожению, согласно расовым законам Гитлера . Но если про геноцид евреев - Холокост -написано много книг и снято много фильмов, этой теме посвящены десятки музеев в разных странах, то про Кали Траш - геноцид цыган - мало кому известно. Просто потому, что за цыган некому было заступиться.

Рисунок 1. Цыганская девочка. Восточная Европа
Источник неизвестен

И евреев, и цыган объединяет вера в собственное особое предназначение, которая, собственно, и помогла им выжить - ведь и евреи, и цыгане в течение столетий жили на правах меньшинств среди других народов, с чуждыми им языками, обычаями, религией, но в то же время смогли сохранить свою идентичность. Как и евреи, цыгане оказались рассеянными по разным странам Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Северной Африки. Оба народа «держались корней», практически не перемешиваясь с местным населением. И у евреев, и у цыган есть деления на «своих» и «чужаков» (ром-гажё у цыган, иудеи-гои у евреев). Примечательно, что ни те, ни другие нигде не составляли большинство населения - и потому оказались к началу XX века без государственности.

До создания государства Израиль евреи из разных регионов Евразии использовали в обиходе разные языки. Так, евреи Центральной и Восточной Европы говорили почти исключительно на идише - языке германской группы, очень похожем на немецкий, но с использованием еврейского алфавита. Персидские евреи и евреи Средней Азии говорили на еврейско-персидском и других еврейско-иранских языках. Евреи Ближнего Востояка и Северной Африки говорили на различных еврейско-арабских диале ктах. Сефарды, потомки изгнанных из Испании и Португалии в XV-XVI веках евреев, говорили на сефардском языке (ладино), близком к испанскому. Не обладающие собственной государственностью цыгане также говорят на нескольких диалектах, существенно отличающихся друг от друга. В каждой местности используется собственный диалект, с большим количеством заимствованной лексики. Так, в России, на Украине, в Румынии используются диалекты с большим влиянием румынского и русского. Цыгане Западной Европы говорят на диалектах с заимствованиями из немецкого и французского. На периферии цыганского ареола расселения (современные Финляндия, Испания, Португалия, Шотландия, Уэльс, Армения и пр.) ими используются местные языки с вкраплениями цыганской лексики.

Примечательно, что не только цыгане вбирают лексику в свой язык, но и «аборигенные» народы заимствуют некоторые слова. Например, цыганское происхождение имеют широко распространенные русские жаргонизмы: ловэ (деньги), стырить (украсть), хавать (есть, кушать), лабать (играть на музыкальном инструменте). Английские слова lollipop (леденец), pal (приятель), chav (гопник), tiny (маленький, крошечный) - аналогично. Изменения произошли и в культурной среде: в России, особенно в ХХ веке, широкое распространение получили цыганские ансамбли, пользовавшиеся огромной популярностью среди всех слоёв общества. В южной части Испании цыганами был создан музыкальный стиль фламенко.

Так откуда взялись цыгане, почему они оказались рассеяны по всему миру, и почему их так не любят везде, где они имеют несчастье проживать? Смуглый цвет кожи и тёмный цвет волос однозначно указывают, что предки цыган пришли в Европу с юга. На территории североиндийского штата Раджастхан и сейчас проживают несколько племён, которые считаются родственными нынешним цыганам. Самым крупным из них являются банджары; помимо банджаров, к возможным предкам цыган относятся также чамары, лохары, домы и каджары .


Рисунок 2. Подросток-банджар в праздничном костюме. Раджастхан (Северо-Западная Индия).
Фото автора.

Историкам пока не удалось доподлинно установить, когда именно цыгане двинулись в своё большое путешествие, но предполагается, что это произошло в интервале между VI и X веками нашей эры. Более точно известен маршрут передвижения. Покинув Северо-Западную Индию, кочующие племена вначале длительное время проживали на территории современных Ирана и Турции, оттуда стали двигаться на север - на территорию современных Болгарии, Сербии и Греции. Позднее, примерно с XV века, цыгане через территорию современной Румынии стали расселяться вначале по странам Центральной Европы (современные Германия, Чехия, Венгрия, Словакия), затем перебрались в Скандинавию, на Британские острова, в Испанию. Примерно в это же время (XV - XVI века) другая ветвь цыган, пройдя с территории современных Ирана и Турции через Египет, расселилась по странам Северной Африки и также дошла до современных Испании и Португалии. В конце XVII века цыгане оказались на окраинных территориях Российской Империи (современные Прибалтика, Крым, Молдавия).

Почему цыгане снялись с насиженных мест и отправились в дальнее путешествие? Точного ответа ученые пока не знают, но предполагают, что, скорее всего, несколько кочующих индийских племен в какой-то момент стали выходить за пределы традиционного ареала расселения. В настоящее время в Индии около пяти процентов населения постоянно мигрируют - как правило, это бродячие ремесленники, маршрут которых более-менее постоянен. Основой кочевого образа жизни цыган и их индийских предков являлась не «роматическая тяга к перемене мест», как, возможно, представляется некоторым читателям на основе рассказов М. Горького и фильмов Э. Лотяну, а экономический фактор: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом конкретном случае ареал кочевья был сравнительно небольшим - примерно 300-500 квадратных километров. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам потребовалось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

По мере того, как кочующие племена всё дальше и дальше уходили от своей исторической родины, они всё больше и больше консолидировались. В Индии многие племена образуют отдельную касту - общее количество каст в этой стране превышает 3000, переходы между кастами затруднены или вовсе запрещены. Скорее всего, вышедшие с территории Индостана предки современных цыган принадлежали к разным кастам (их основными занятиями были кузнечное и гончарное дело, плетение корзин, изготовление и лужение котлов, уличные выступления, гадания и др.). Пока они пребывали на территории нынешних Ирана и Афганистана, они не слишком выделялись от коренных жителей - были почти такими же темноволосыми и смуглыми. Кроме того, вокруг было много кочующих скотоводов, поэтому образ жизни цыган не казался окружающим чем-то особенным.

По мере того, как цыгане двигались всё дальше от своей исторической родины, их отличия в одежде и традициях стали всё более заметны в сравнении с местным населением. По-видимому, тогда различные индийские племена-касты стали постепенно срастаться, образуя новую общность, которую мы именуем «цыгане».

Происходили и другие изменения. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств в Х - XIV веках на территории Европы и Малой Азии была Византия, которая в то время занимала территорию современных Турции, Греции и Болгарии. Несколько сотен лет проживания на территории христианской Византии привели к тому, что цыгане приняли христианство, по-видимому, это произошло примерно в XII - XIV веках . Византийские письменные источники того времени никак не выделяют цыган из других социальных и этнических групп. Это косвенно свидетельствует о том, что в то время цыгане не воспринимались как маргинальная или криминальная группа.

Византийская империя была одной из самых долгоживущих империй в истории. Она просуществовала более тысячи лет, однако к середине XV века полностью угасла и пала под нажимом турок-османов. По мере угасания Византии цыгане вновь двинулись в путь - они стали расселяться по землям окрестных стран. Именно тогда начался процесс маргинализации цыган.

Европа XV века проигрывала многим странам Востока в технологиях и в уровне жизни. Эпоха великих морских путешествий, открывшая европейцам новые земли и богатые возможности, только начиналась. До промышленных и буржуазных революций, поставивших Европу на недосягаемую для других стран высоту, было ещё далеко. Европейцы в то время жили скудно, еды на всех не хватало, и чужие рты были им совсем не нужны. Негативное отношение к цыганам как к «лишним ртам» усугубилось тем, что при крушении Византии в Европу переселялись, как это обычно бывает при социальных катаклизмах, самые мобильные, наиболее авантюрно настроенные группы цыган, среди которых было много попрошаек, мелких воров, гадателей. Честные труженики, получавшие в своё время в Византии многочисленные грамоты о привилегиях, по-видимому, не спешили переезжать в новые земли, надеясь приспособиться к новым порядкам турок-османов. К тому времени, когда ремесленники, дрессировщики животных, артисты и конеторговцы (представители типичных цыганских профессий) оказались в Центральной и Западной Европе, они попали под уже сложившийся негативный стереотип восприятия и не смогли его изменить.

Дополнительным фактором маргинализации цыган послужили цеховые и территориальные ограничения средневековой Европы. Право заниматься ремеслами передавалось тогда по наследству - так сын сапожника становился сапожником, а сын кузнеца - кузнецом. Поменять профессию было невозможно; кроме того, большинство жителей средневековых городов за всю жизнь никогда не бывали за пределами городских стен и настороженно относились ко всем чужакам. Прибывавшие в Центральную Европу цыгане-ремесленники сталкивались с враждебно-негативным отношением со стороны местного населения и с тем, что в силу цеховых ограничений они не могли заниматься ремеслами, которыми издавна зарабатывали на жизнь (в первую очередь - работе с металлом).

Начиная с XVI века экономические отношения в Европе стали меняться. Возникали мануфактуры, которые приводили к массовому разорению ремесленников. В Англии необходимость в пастбищных лугах для нужд текстильной промышленности привела к политике огораживания, в ходе которой крестьяне сгонялись со своих общинных земель, а высвободившиеся земли использовались для выпаса овец. Так как пособий по безработице и других механизмов поддержания социально уязвимых слоев населения в то время не существовало, росло количество бродяг, мелких разбойников и попрошаек. Против них по всей Европе принимались жестокие законы, зачастую предполагавшие за факт попрошайничества смертную казнь . Кочевые, полукочевые, а также пытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане становились жертвами этих законов.

Спасаясь от преследований властей, цыгане стали более скрытными - передвигались по ночам, жили в пещерах, лесах и других укромных местах. Это способствовало появлению и широкому распространению мифов о цыганах как о людоедах, сатанистах, вампирах и оборотнях. Тогда же появились слухи о цыганах-похитителях детей (якобы для употребления в пищу и проведения сатанинских обрядов).

Спираль взаимного недоверия и отторжения продолжала раскручиваться. Вследствие ограниченности или полного отсутствия легальных возможностей для заработка, вынужденные как-то находить себе на пропитание цыгане всё больше стали заниматься кражами, разбоем и прочими не совсем законными видами деятельности.


Рисунок 5. Николай Бессонов. "Предсказание судьбы".

В условиях враждебной внешней среды цыгане (особенно цыгане из стран Западной Европы) стали культурно «замыкаться в себе», буквально и неукоснительно следуя старинным традициям . В поисках лучшей доли цыгане постепенно стали расселяться по странам Северной и Восточной Европы, перебирались в страны Нового Света, однако практически нигде они не перешли к оседлому образу жизни и практически нигде не смогли интегрироваться в местное общество - везде они оставались чужаками.

В XX веке многие страны предпринимали попытки разрушить традиционность цыган, привязать их к постоянному месту проживания, дать им возможность зарабатывать деньги путем официального трудоустройства. В СССР эта политика была относительно успешна - осело около девяноста процентов всех цыган .

Крушение стран Советского блока привело к разрушению уклада жизни цыган Восточной Европы и бывшего СССР. Вплоть до середины 1990-х годов цыгане СССР и других стран Восточной Европы активно занимались мелким подпольным производством, спекуляцией и другим подобным нелегальным бизнесом. Исчезновение дефицита, развитие рыночной экономики в странах Советского блока лишили цыган той ниши, за счет которой они преуспевали во второй половине XX века. Низкий уровень образованности, отсутствие долгосрочного взгляда на развитие собственного бизнеса привели к тому, что большинство цыган было выдавлено из сферы мелкой торговли, благодаря которой цыгане процветали в 1980-1990-е гг.

Обнищавшие цыгане вернулись к попрошайничеству, а также стали активнее заниматься продажей наркотиков, мошенничеством и мелким воровством. Исчезновение железного занавеса в СССР и открытие границ в Европе способствовали увеличению цыганской миграции. Например, румынские цыгане в 2010-е гг. стали активно перебираться в страны Западной и Северной Европы, где также занимаются в основном попрошайничеством и другими общественно порицаемыми способами заработка.

Итак, цыгане, выйдя около тысячи лет назад из Индии, постепенно рассеялись как ремесленники по Ближнему Востоку и Малой Азии. По мере угасания Византийской империи, то есть примерно с начала XV века, цыгане постепенно стали расселяться по странам Центральной, Восточной, Северной и Западной Европы, а начиная с XVIII века стали переезжать в страны Нового Света. Столкнувшись с цеховыми ограничениями феодальной Европы, цыгане постепенно опустились на социальное дно, повсеместно перебиваясь сомнительными, не совсем законными способами заработка.

В XX веке во многих странах стала проводиться политика по принуждению древнего кочевого народа к оседлому образу жизни. Молодое поколение цыган стало посещать школы, средние специальные и высшие учебные заведения; среди представителей веками неграмотного народа появились инженеры, врачи, ученые.

Что будет дальше? Похоже, цыгане или опять будут маргинализироваться, опускаясь на социальное дно, или будут постепенно вливаться в окружающее их общество, повышая свой образовательный и культурный уровень, осваивая современные профессии и перенимая у более успешных народов навыки и обычаи. Возможен также путь постепенной ассимиляции - так, уже сейчас цыганские группы Британских островов, Закарпатья и Средней Азии полностью или почти полностью утратили родной язык. В тех странах, где они смогут получить доступ к образованию, цыгане будут постепенно всё более и более встраиваться в окружающий мир на достойных условиях. В этих регионах они, сохраняя самобытность, смогут создать новый уровень культуры, переосмыслить традиции - как переосмыслили свои традиции южные корейцы или финны, прошедшие путь от примитивного хозяйства к экономическому процветанию за несколько десятилетий XX века. Там, где это получится, трения между цыганами и коренным населением будет снижаться, и самобытные яркие обычаи древнего кочевого народа будут привлекать интерес не сотрудников правоохранительных органов, а туристов, историков и широкой публики.

Помимо евреев и цыган в том списке ещё были родившиеся с врожденными неврологическими и соматическими заболеваниями, гомосексуалисты, умственно отсталые, лица с психическими заболеваниями и многие другие категории людей - с точки зрения Гитлера все они являлись неполноценными, и в силу этого подлежали вначале всевозможным ограничениям, затем - изоляции и уничтожению.

Большинство современных государств, особенно европейских, сформировались в XVII - XIX веках на основе национальной идентичности населяющих соответствующую территорию народов. В основной массе современных государств представители титульного народа составляют подавляющее большинство населения.

Большинство современных цыган считают себя христианами, хотя цыганская версия христианства отличается от всех прочих конфессий и течений. В то же время цыгане, проживавшие на территории Османской империи и других мусульманских государств, активно принимали ислам.

Примечательно, что отношение к евреям и цыганам у европейских народов было очень схоже. При том, что многие евреи смогли найти способ социально встроиться в жизнь европейского общества, на бытовом уровне им предъявлялись те же претензии, что и цыганам: похищение младенцев, сатанинские обряды и пр. Так же, как и цыгане, евреи в ответ ещё больше замыкались внутри своей общины (не общались с неевреями, вели дела только с единоверцами, не совершали браков с неевреями и пр.), что вызывало ещё большее отторжение. На бытовом уровне антисемитизм, равно как и антицыганские настроения, имели широкое распространение - без них страшные германские расовые законы не были бы приняты к исполнению.

Использовались как методы кнута, так и пряника. Так, были приняты законы, предусматривавшие уголовное преследование цыган-бродяг (они приравнивались к тунеядцам). В то же время местные власти действительно предпринимали усилия по интеграции и ассимиляции цыган - их трудоустраивали, им предоставляли жилье, повышали уровень образования. В СССР был создан первый в мире цыганский театр «Ромэн», который существует и поныне.

Пожалуй, мало кто из молодого поколения сможет объяснить или хотя бы догадаться, что такое бобыль. Слово выпало из повседневного языка. Люди постарше связывают этот термин в основном с понятием «холостяк», но его значение гораздо шире.

Неоднозначный термин

Слово имеет много синонимов. Это захребетник и батрак, поденщик и издольщик, работник и холостяк, а также одиночка, неженатик, не оседлый, не хозяин, даже монах и пролетарий. Обобщая все синонимы, можно так ответить на вопрос о том, что такое бобыль. Это человек, не имеющий ни кола ни двора. Само собой, жены тоже нет. Холостяк - не совсем точный синоним. Термин «бобыль» имеет более трагическую окраску. Это в первую очередь человек не просто одинокий, а, скорее, никому не нужный и не интересный, обездоленный и нищий (богатые часто могут купить интерес к себе), глубоко несчастный в преклонном возрасте, когда уже ничто не может улучшить его судьбу.

Отображение темы в литературе и искусстве

Такого человека нарисовал В. Г. Перов. Небольшая картина так и называется «Гитарист-бобыль». У этого обездоленного человека нет никаких иллюзий и надежд. Убогий, с остановившимся взглядом, придавленный жизнью человек, он на этом свете никому не нужен. На нем пусть поношенные, но сапоги и кожух, он может позволить себе какое-то вино, он музицирует. И все равно его безумно жаль. И далеко не одно произведение посвящено отверженным людям. У Сергея Есенина есть щемящий душу рассказ «Бобыль и Дружок». Поклонникам творчества знакома «Песня бобыля» из его репертуара, которая начинается словами «Ни кола ни двора».

Сословная принадлежность

Так что такое бобыль? Жалкий одинокий человек? И это тоже. Но данный термин, уходящий корнями в далекое прошлое (первое упоминание относится к 1500 году), обозначает определенную разновидность крестьян. Каморниками, бобылями, холупниками, кутниками называли безземельных или малоземельных представителей этого сословия. Из-за абсолютной бедности бобыли должны были наниматься к хозяину за прокорм. Эти люди были настолько бедны, что одно время даже не облагались налогом и так и назывались - бестягольные, нетягловые. Но уже с 1631 года бобыли, имевшие свой двор, стали привлекаться к определенным денежным и трудовым повинностям. А с 1679-го такие бобыли стали облагаться тяглом и, таким образом, сравнялись с крестьянами. В этом случае на вопрос о том, что такое бобыль, можно ответить следующим образом: что это человек, вынужденный заниматься наемным трудом.

По одной из версий, первые бобыли появились в конце XV века в Москве. Этим термином называли слуг по договору. Положение у них было гораздо хуже, чем у людей, находящихся в кабальной зависимости от хозяина, потому что бобыль поступал в услужение к хозяину, лишался всяких прав, да к тому же еще был обязан платить какие-то подати (чаще всего это был налог на выкуп, плата за свою свободу). При полном отсутствии денег и невозможности их заработать хуже и придумать нельзя.

Гол как сокол

Сколько бы ни было толкований слова, суть одна: те, кого называли бобылями, были беднейшими на Руси людьми. Как уже отмечалось выше, впервые данный термин появился в первой половине XVI века. Московские писцы стали употреблять это слово наряду с "поземщиками" и "непашенными людьми". Под всеми этими названиями подразумеваются люди, не имеющие своих земель. Ими были ремесленники и промышленные люди: кузнецы и швецы, калачники, сапожники, пастухи. К ним в некоторых переписях относят земских дьячков и кабатчиков. К бобылкам причисляют и бедных вдов.

Налоги платят все

Как уже отмечалось, те, кого называли бобылями, облагались налогами, как и крестьяне, как и все на Руси. Они платили и ямские, и приметные податей), но налоги с них взимались иначе. Если с крестьян подати брали по сохам (единица податного обложения на Руси с XIII по XVII век), то с бобылей и непашенных людей брали по животам, промыслам и дворам. Так, по «Сотной» (писцовая, или учетная книга) 1627 года с крестьян подати брали по пашне и угодью, с бобылей - по промыслам и по животам. В этих книгах значение слова "бобыль" - юридический термин, определяющий, к какому сословию относится человек, с которого взимают подати.

Темные пятна в истории

И тут, естественно, возникает вопрос о том, почему ясные и понятные термины «поземщики» или «непашенные люди» в XVI веке стали заменятся малопонятным словом «бобыль». Здесь много неясного, и нигде в документах не указано, почему так произошло. «Непашенные люди» в большинстве своем не были одиночками, они имели семьи, иногда были состоятельнее крестьян, чего никогда не наблюдалось за бобылями. Городские представители этой группы шли в услужение, но и крестьяне-бобыли ничего не имели. Они если и брали землю в наем, то только для обработки, но никогда не ставили на ней дворов. Чаще всего бобыли-крестьяне жили при монастырях, опять-таки обрабатывали чужую землю и еще платили какие-то подати. Надо сказать, что с появлением в XVII веке барщины и прикрепления крестьян теперь уже последние полностью сравнялись в бесправии с бобылями.

Далекое и забытое

Чтобы стать бобылем, надо было написать «бобыльскую оброчную запись», по которой человек лишался прав и за еду и какую-то одежду получал только обязанности. На такие условия соглашались только очень бедные люди, ведь фактически они нанимались в рабство. И в этом случае значение слова "бобыль" полностью совпадает со значением слова "пролетарий": им обоим нечего терять, кроме своих цепей.

Действительно, бобыль - термин, имеющий не одно значение, если вникать в суть вопроса. Для современного поколения, стремящегося к абсолютной свободе, диким кажется даже слово "холостяк", какой уж там бобыль. Это если рассматривать термин в данном значении. А на вопрос о том, как одним словом называется крестьянин, не имеющий земельного надела, ответят совсем немногие.

Интересно, что этимология термина тоже не ясна. Вариантов много, но более правдоподобным кажется тот, который связывает с «бобами» - символом глубокой нищеты. «Остаться на бобах» - лишиться всего.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова бобыль

бобыль в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

бобыль

м. пролетарий; крестьянин, не владеющий землею, не потому чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению; бестягольный, нетяглый; одинокий, бездомок, бесприютный; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах;

бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери (Наум.). Позавидовал бобыль беспахотному. Тише пыли: не твои бобыли, отпор бранчивому. Бары наши бобыли, а мы подбобыльнички. Бобылиха ж. жена бобыля; бобылка, бобылька ж. то же, или бездомная и бедная вдова, одинокая, бесприютная, обыкновенно живущая в людях, по задворкам, или в келейке, не в тягловом, а в келейном порядке, вне селения. Бобыленок, бобыльчонок м. бобылята мн. бобыльи дети.

В оренб. губ. бобылями назывались бездомные выходцы, припущенники или поселенцы у тептярей, ныне такие же крестьяне чудского племени, но татарского языка; из тептярей и бобылей набирались два конные полка, тептярские. Бобылев, бобылихин, бобылкин, принадлежащий бобылю, бобылке; бобылий, бобыльский, бобыличий, к ним и к состоянию их относящ. Бобыльщина ж. быт бобылей, или собират. бобыли;

стар. подать, некогда собиравшаяся с бобылей, с бестягольных, около четвертака в год. Бобыльничать, бобыльствовать, бобылить, бобылять, жить и быть бобылем;

пск. кочевать без полной оседлости, по нанимаемым пустошам. Бобылиться, прикидываться бедняком. Бобыльник м. пск. растен. чернобыльник.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

бобыль

бобыля, м. (обл.). Бедный, безземельный, бездомный, одинокий крестьянин. Живет бобылем. Остался бобыль-бобылем.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

бобыль

    Одинокий крестьянин-бедняк, обычно безземельный (устар.).

    перен. Одинокий бессемейный человек (разг.). Жить бобылем.

    ас. бобылка, -и.

    прил. бобыльский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

бобыль

    Безземельный крестьянин (в Российском государстве до 1917 г.).

    разг. Одинокий, бессемейный человек.

Википедия

Бобыль

Бобы́ль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин , не имеющий земельного надела (бестягольный , нетяглый , то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей .

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек.

Примеры употребления слова бобыль в литературе.

Тут вернулся из кухни Авенир Павлович и начал накрывать на стол с размеренной аккуратностью бобыля , привыкшего сам вести хозяйство.

Но когда Бобыль решился предъявить рисунок на суд Бармы и Постника, те пришли в восхищение.

В тот же день он нанял надежного сторожа из бестягольных бобылей , поместился снова в своих комнатах и зажил по-прежнему.

Здесь, в Шереметевской дубраве, на аллее, тропинки к которой вели от детского пруда с лодками и каруселями, от беспечной возни и визга, мимо шашлычной, бильярдной и читальни, в сухую погоду, в милые летние дни, да и по весне и осенью, сходилось изысканное общество - все более люди бывалые и пожившие, часто и пенсионеры, бобыли и бобыли хи, натуры неуемные, неспокойные и с затеями, в надежде устроить или изменить жизнь или хотя бы в компании и в беседе усладить душу мадерой, вермутом розовым и танцем.

Нонче вон просились бобыли на бортничество податься, так князь кнутом постращал.

Болотников, печально взглянув на Гнедка, взмахнул на Афониного коня, а бобыля посадил позади себя.

Тысяцким донцы выкликнули Федьку Берсеня, а меньшими дружками - Нечайку Бобыля да оправившихся от ран Юрко и Деню.

Поскольку в последнее время я читал всякие брошюры, то мгновенно отношу всех крестьян к беднякам, то есть к новоземельным, бывшим батракам и бобылям .

Болотников одернул бобыля за рукав и обратился к старому посадскому: - Чего нонче в Москве, отец?

Дам тебе, пожалуй, осьмину, - расчувствовался Евстигней Саввич и отвесил лукавому бобылю в порожний мешок с полсотни фунтов.

Ватажникова вновь подняли, палач Поздюнин выхватил у бобыля пылающий веник, резво вскочил на ножное бревно, поддернул веревку с хомутом, но тотчас же остановился.

И тюремные караульщики, и стража на съезжей, и злая баба, что стряпала острожникам хлебово, и бобыли , состоящие при палаче Поздюнине, и сам Поздюнин - все знали, чего хотят дьяки, но страшились погубить узников без прямого на то приказа.

С палача Поздюнина к полуночи полился пот, бобыли едва таскали ноги, а все без толку.

Они всегда бобыли , они всегда неряхи, они всегда смотрят какими-то забитыми и чем-то удрученными и вечно состоят у кого-нибудь на помычке, у кого-нибудь на посылках, обыкновенно у гуляк или внезапно разбогатевших и возвысившихся.

Страдники - старожильцы, серебряники, новопорядчики и бобыли долго стояли возле могилы, поминая селянина добрыми словами: - Всю жизнь из рук сохи не выпускал да так на ниве и преставился, голуба, - глухо промолвил белоголовый Акимыч.

Пожалуй, мало кто из молодого поколения сможет объяснить или хотя бы догадаться, что такое бобыль. Слово выпало из повседневного языка. Люди постарше связывают этот термин в основном с понятием «холостяк», но его значение гораздо шире.

Неоднозначный термин

Слово имеет много синонимов. Это захребетник и батрак, поденщик и издольщик, работник и холостяк, а также одиночка, неженатик, не оседлый, не хозяин, даже монах и пролетарий. Обобщая все синонимы, можно так ответить на вопрос о том, что такое бобыль. Это человек, не имеющий ни кола ни двора. Само собой, жены тоже нет. Холостяк - не совсем точный синоним. Термин «бобыль» имеет более трагическую окраску. Это в первую очередь человек не просто одинокий, а, скорее, никому не нужный и не интересный, обездоленный и нищий (богатые часто могут купить интерес к себе), глубоко несчастный в преклонном возрасте, когда уже ничто не может улучшить его судьбу.

Отображение темы в литературе и искусстве

Такого человека нарисовал В. Г. Перов. Небольшая картина так и называется «Гитарист-бобыль». У этого обездоленного человека нет никаких иллюзий и надежд. Убогий, с остановившимся взглядом, придавленный жизнью человек, он на этом свете никому не нужен. На нем пусть поношенные, но сапоги и кожух, он может позволить себе какое-то вино, он музицирует. И все равно его безумно жаль. И далеко не одно произведение посвящено отверженным людям. У Сергея Есенина есть щемящий душу рассказ «Бобыль и Дружок». Поклонникам творчества Сергея Лемешева знакома «Песня бобыля» из его репертуара, которая начинается словами «Ни кола ни двора».

Сословная принадлежность

Так что такое бобыль? Жалкий одинокий человек? И это тоже. Но данный термин, уходящий корнями в далекое прошлое (первое упоминание относится к 1500 году), обозначает определенную разновидность крестьян. Каморниками, бобылями, холупниками, кутниками называли безземельных или малоземельных представителей этого сословия. Из-за абсолютной бедности бобыли должны были наниматься к хозяину за прокорм. Эти люди были настолько бедны, что одно время даже не облагались налогом и так и назывались - бестягольные, нетягловые. Но уже с 1631 года бобыли, имевшие свой двор, стали привлекаться к определенным денежным и трудовым повинностям. А с 1679-го такие бобыли стали облагаться тяглом и, таким образом, сравнялись с крестьянами. В этом случае на вопрос о том, что такое бобыль, можно ответить следующим образом: что это человек, вынужденный заниматься наемным трудом.

По одной из версий, первые бобыли появились в конце XV века в Москве. Этим термином называли слуг по договору. Положение у них было гораздо хуже, чем у людей, находящихся в кабальной зависимости от хозяина, потому что бобыль поступал в услужение к хозяину, лишался всяких прав, да к тому же еще был обязан платить какие-то подати (чаще всего это был налог на выкуп, плата за свою свободу). При полном отсутствии денег и невозможности их заработать хуже и придумать нельзя.

Гол как сокол

Сколько бы ни было толкований слова, суть одна: те, кого называли бобылями, были беднейшими на Руси людьми. Как уже отмечалось выше, впервые данный термин появился в первой половине XVI века. Московские писцы стали употреблять это слово наряду с "поземщиками" и "непашенными людьми". Под всеми этими названиями подразумеваются люди, не имеющие своих земель. Ими были ремесленники и промышленные люди: кузнецы и швецы, калачники, сапожники, пастухи. К ним в некоторых переписях относят земских дьячков и кабатчиков. К бобылкам причисляют и бедных вдов.

Налоги платят все

Как уже отмечалось, те, кого называли бобылями, облагались налогами, как и крестьяне, как и все на Руси. Они платили и ямские, и приметные деньги (виды податей), но налоги с них взимались иначе. Если с крестьян подати брали по сохам (единица податного обложения на Руси с XIII по XVII век), то с бобылей и непашенных людей брали по животам, промыслам и дворам. Так, по «Сотной» (писцовая, или учетная книга) 1627 года с крестьян подати брали по пашне и угодью, с бобылей – по промыслам и по животам. В этих книгах значение слова "бобыль" - юридический термин, определяющий, к какому сословию относится человек, с которого взимают подати.

Темные пятна в истории

И тут, естественно, возникает вопрос о том, почему ясные и понятные термины «поземщики» или «непашенные люди» в XVI веке стали заменятся малопонятным словом «бобыль». Здесь много неясного, и нигде в документах не указано, почему так произошло. «Непашенные люди» в большинстве своем не были одиночками, они имели семьи, иногда были состоятельнее крестьян, чего никогда не наблюдалось за бобылями. Городские представители этой группы шли в услужение, но и крестьяне-бобыли ничего не имели. Они если и брали землю в наем, то только для обработки, но никогда не ставили на ней дворов. Чаще всего бобыли-крестьяне жили при монастырях, опять-таки обрабатывали чужую землю и еще платили какие-то подати. Надо сказать, что с появлением в XVII веке барщины и прикрепления крестьян теперь уже последние полностью сравнялись в бесправии с бобылями.

Далекое и забытое

Чтобы стать бобылем, надо было написать «бобыльскую оброчную запись», по которой человек лишался прав и за еду и какую-то одежду получал только обязанности. На такие условия соглашались только очень бедные люди, ведь фактически они нанимались в рабство. И в этом случае значение слова "бобыль" полностью совпадает со значением слова "пролетарий": им обоим нечего терять, кроме своих цепей.

Действительно, бобыль - термин, имеющий не одно значение, если вникать в суть вопроса. Для современного поколения, стремящегося к абсолютной свободе, диким кажется даже слово "холостяк", какой уж там бобыль. Это если рассматривать термин в данном значении. А на вопрос о том, как одним словом называется крестьянин, не имеющий земельного надела, ответят совсем немногие.

Интересно, что этимология термина тоже не ясна. Вариантов много, но более правдоподобным кажется тот, который связывает происхождение слова с «бобами» - символом глубокой нищеты. «Остаться на бобах» - лишиться всего.

БОБЫЛЬ это:

БОБЫЛЬ БОБЫЛЬ муж. пролетарий; крестьянин, не владеющий землею, не потому чтобы занимался промыслами или торговлей, а по бедности, калечеству, одиночеству, небрежению; бестягольный, нетяглый; одинокий, бездомок, бесприютный; бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах; | бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери (Наумов). Позавидовал бобыль беспахотному. Тише пыли: не твои бобыли, отпор бранчивому. Бары наши бобыли, а мы подбобыльнички. Бобылиха жен. жена бобыля; бобылка, бобылька жен. то же, или бездомная и бедная вдова, одинокая, бесприютная, обыкновенно живущая в людях, по задворкам, или в келейке, не в тягловом, а в келейном порядке, вне селения. Бобыленок, бобыльчонок муж. бобылята мн. бобыльи дети. | В оренб. ·губ. бобылями назывались бездомные выходцы, припущенники или поселенцы у тептярей, ныне такие же крестьяне чудского племени, но татарского языка; из тептярей и бобылей набирались два конные полка, тептярские. Бобылев, бобылихин, бобылкин, принадлежащий бобылю, бобылке; бобылий, бобыльский, бобыличий, к ним и к состоянию их относящийся. Бобыльщина жен. быт бобылей, или собир. бобыли; | ·стар. подать, некогда собиравшаяся с бобылей, с бестягольных, около четвертака в год. Бобыльничать, бобыльствовать, бобылить, бобылять, жить и быть бобылем; | пск. кочевать без полной оседлости, по нанимаемым пустошам. Бобылиться, прикидываться бедняком. Бобыльник муж., пск. растение чернобыльник.

Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.

Бобыль это:

Бобыль юридическо-бытовой термин, означающий по большей части одинокого и вообще не имеющего надела крестьянина. В Западных губерниях Б., или "кутниками" (собственно контниками, от польского kątnik, от kąt - угол), назывался особый разряд государственных крестьян, к которому принадлежали крестьяне безземельные, бездомные, которые по бедности своей, несмотря даже на некоторое пособие от правительства, заключавшееся в выдаче известных ссуд для первоначального обзаведения и хозяйства, не могли поступить в высшие разряды, установленные по люстрации (см. это сл.). Наше законодательство (Св. Зак., т. VIII, ч. 1. Устав об управлении казенных населенных имений в Западных и Прибалтийских губерниях, прилож. к ст. 9, пп. 82-90) указывает на необходимость уменьшения по возможности числа Б. путем выдачи вышеуказанного пособия, а также предназначая земли для будущего наделения их в случае поступления в число оседлых хозяев и оставляя до этого перехода такие земли в числе запасных, отдаваемых на оброк. Равным образом на тот случай, если для водворения Б. и наделении их землею не окажется при имении достаточного количества угодий, установлено, что недостаток этот должен быть отвращен посредством уравнения, наделения и переселения крестьян согласно правилам, постановленным об этом в учреждении палат государственных имуществ (Общ. губ. учр., ст. 1934-1939). В том же уставе, кроме того, указаны правила о временном пребывании Б. в других селениях для наемных работ и порядок записи по платежу государственных податей, земских повинностей и мирских расходов. О наделении землею бобылей и батраков в помещичьих имениях северо-западных губ. см. Надел. О Б. губ. Оренбургской, Самарской, Вятской и Пермской - см. Тептяри. С. Кл.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.

Бобыль

У этого термина существуют и другие значения, см. Бобыль (значения). Василий Перов. Гитарист-бобыль (1865). Государственный Русский музей

Бобы́ль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела (бестягольный , нетяглый , то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей .

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек.

История сословия

Со 2-й половины XV в. появились частновладельческие сельские и городские бобыли , занимавшиеся земледелием, ремеслом, мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили владельцу земли оброк - бобыльщину. Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 г. С 1631-32 бобыли стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли , жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 г. бобыли слились с крестьянами.

Особенности сословия бобылей в Башкирии

В волостях Башкиро-мещерякского войска бобыли сохранились как сословие и после введения подушной подати. Особенность заключалась с одной стороны, в том, что они в отличие от других сословий (тептярей) жили не оформляя правоустанавливающих документов («явочным порядком»). Состояли преимущественно из представителей финно-угорских народов края (марийцы, мордва, удмурты), встречались и башкиры, чуваши и татары. Среди последних был распространен переход в служилое сословие тептярей. Первоначально платили ясак, не имевший фиксированных размеров. В 1747 году бобыльский и тептярский ясаки были заменены подушной податью в размере 80 коп., после чего в документах упоминается сословие «тептяри и бобыли», существовавшее c некоторыми реорганизациями до 1866 года. В 1855 году тептяри и бобыли были присоединены к военно-служилым сословиям Башкиро-мещерякского войска. После упразднения Башкирского войска больше в документах не упоминаются.

Значение слова бобыль?

Ежики - это не только колючки:)

В просторечье бобыли - одинокие люди.
А вот как у Даля:
Бобыль
1) крестьянин. не владеющий землей (по бедности, калечеству, одиночеству) ;
2) одинокий, бездомок, бесприютный;
3) бобыль живет в людях захребетником или в батраках, сторожах, пастухах.
4) бобылем зовут и такого крестьянина, у которого нет сына, хотя бы и были дочери

Дарья

Бобы́ль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин (бестягольный, нетяглый) , не имеющий земельного надела. Назывались также «кутниками» ; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей.

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек.
Современное значение - Одинокий бессемейный или бездетный человек.

Не имеющий земельного надела (бестягольный , нетяглый , то есть не несущий государственных повинностей). Назывались также «кутниками»; в восточных губерниях по социальному и налоговому положению близки к сословию тептярей .

В просторечии бобыль - обнищавший, одинокий, бездомный человек .

История сословия

Со 2-й половины XV в. появились частновладельческие сельские и городские бобыли , занимавшиеся земледелием , ремеслом , мелкой торговлей или работавшие по найму. Бобыли платили владельцу земли оброк - бобыльщину. Впервые бобыли упоминаются в Псковской летописи под 1500 г. С 1631-32 бобыли стали привлекаться к несению тягла , но в половинном размере по сравнению с крестьянами. По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли , жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 г. бобыли слились с крестьянами.

Особенности сословия бобылей в Башкирии

В волостях Башкиро-мещерякского войска бобыли сохранились как сословие и после введения подушной подати. Особенность заключалась с одной стороны, в том, что они в отличие от других сословий (тептярей) жили не оформляя правоустанавливающих документов («явочным порядком»). Состояли преимущественно из представителей финно-угорских народов края (марийцы , мордва , удмурты), встречались и башкиры , чуваши и татары . Среди последних был распространен переход в служилое сословие тептярей . Первоначально платили ясак , не имевший фиксированных размеров. В 1747 году бобыльский и тептярский ясаки были заменены подушной податью в размере 80 коп., после чего в документах упоминается сословие «тептяри и бобыли», существовавшее c некоторыми реорганизациями до 1866 года. В 1855 году тептяри и бобыли были присоединены к военно-служилым сословиям Башкиро-мещерякского войска. После упразднения Башкирского войска больше в документах не упоминаются.

Напишите отзыв о статье "Бобыль"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Отрывок, характеризующий Бобыль

– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.
Подле него стоял его камердинер, старинный, но отяжелевший ездок, Семен Чекмарь. Чекмарь держал на своре трех лихих, но также зажиревших, как хозяин и лошадь, – волкодавов. Две собаки, умные, старые, улеглись без свор. Шагов на сто подальше в опушке стоял другой стремянной графа, Митька, отчаянный ездок и страстный охотник. Граф по старинной привычке выпил перед охотой серебряную чарку охотничьей запеканочки, закусил и запил полубутылкой своего любимого бордо.
Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубку, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять. Худой, со втянутыми щеками Чекмарь, устроившись с своими делами, поглядывал на барина, с которым он жил 30 лет душа в душу, и, понимая его приятное расположение духа, ждал приятного разговора. Еще третье лицо подъехало осторожно (видно, уже оно было учено) из за леса и остановилось позади графа. Лицо это был старик в седой бороде, в женском капоте и высоком колпаке. Это был шут Настасья Ивановна.