Очень многое отзывается в душе коренного москвича при слове "Арбат", но и гостям столицы эта улица тоже хорошо известна. Она давно уже стала одним из самых ярких и своеобразных символов Москвы. Все знают, как скорейшим образом добраться на Старый Арбат. Станция метро на площади Арбатских ворот обычно становится началом прогулки по нему. С конца восьмидесятых годов прошлого века, после проведения реконструкции, улица стала пешеходной зоной на всём её протяжении.

Старый Арбат, станция метро "Арбатская". Далее - пешком...

История этой улицы прослеживается со времён московского средневековья. Но окончательный, известный нам сегодня облик формировался на протяжении девятнадцатого и двадцатого столетий. Изрядные изменения произошли в советский период истории, но и по сей день трудно найти более яркую и характерную улицу, отражающую культурно-исторический облик Москвы. Трудно перечислить все удивительные и многогранные отражения любимой улицы в литературе, кинематографии, поэзии, живописи, городском шансоне.

Какая именно станция метро Старого Арбата нам подойдёт?

На простой вопрос о том, как добраться скорейшим образом на метро до Старого Арбата, ответ оказывается вовсе не столь уж простым и однозначным. Всё дело тут в том, что станций "Арбатская" целых две. Их вестибюли расположены неподалёку один от другого на площади Арбатских ворот. Но станции эти находятся на разных линиях Московского метрополитена.

В далёком 1935 году подземный транспорт впервые пришел на Старый Арбат. Станция метро входила в пусковой участок первой очереди Московского метрополитена. Сегодня она хорошо известна москвичам как станция "Арбатская" Её весьма характерный наземный вестибюль в виде красной является своеобразным памятником ушедшей эпохи. Но сегодня это одна из самых тихих и малолюдных станций метро в Москве. Основной пассажиропоток проходит через другую "Арбатскую". Её вестибюль расположен рядом, именно через него большая часть пассажиров и предпочитает добираться на Старый Арбат. Станция метро линии Московского метрополитена вступила в строй действующих весной 1953 года.

Сегодня это очень бойкое место: станция входит в крупнейший пересадочный узел Московского метро. Так сложилось исторически, что две одноимённые станции находятся на одной площади. Впрочем, на разной глубине. Нередко это обстоятельство вызывает лёгкое недоумение у гостей столицы, когда они желают прогуляться по известной улице и, заглядывая в схему Московского метрополитена, решают вопрос о том, что им больше подойдёт, какая станция метро? Старый Арбат имеет весьма значительную протяжённость. И вполне возможно, что гораздо удобнее будет до него добраться с противоположного направления, со Смоленской площади Садового кольца. Всё зависит от того, с какого направления и из какого района Москвы сюда ехать. Вполне может быть, что станция "Смоленская" Арбатско-Покровской линии, гораздо быстрее доставит вас до цели. Выход из её вестибюля расположен во дворе дома 54 на Арбате.

«Арбатская» — станция Филёвской линии Московского метрополитена. Расположена на линии между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» .

Была открыта 15 мая 1935 года в составе участка первой очереди «Улица Коминтерна» (ныне — «Александровский сад») — «Смоленская» .

Названа по улице Арбат, как и одноимённая станция Арбатско-Покровской линии. Была возведена на месте храма Тихона, епископа Амафунтского, построенного в 1689 году.
Примечательно, что строительство станции велось под сводом Арбатского рынка. После сооружения наземного вестибюля часть рынка была разобрана и станция "вышла" на Арбатскую площадь.

Фотография 1938 - 1940 года с сайта oldmos.ru

Наземный вестибюль имеет в плане форму пятиконечной звезды. Вестибюль стал одним из первых символов Московского метрополитена. Также он является одним из немногих вестибюлей, на которых сохранилась надпись «МЕТРО». На крыше вестибюля сначала хотели установить скульптуру «Метростроевец и красноармеец», но от этой идеи отказались и установили там шпиль со звездой и красные флаги. Архитектор станции — Л. С. Теплицкий.

Ступени мне понравились, в виде амфитеатра. Потолок наземного вестибюля украшает красная звезда.

Кассовый зал. Для меня остается загадкой, зачем неработающие кассы в стене и кассы в деревянном сооружении.

Конструкция станции — колонная мелкого заложения. Глубина заложения — 8 метров.

На станции имеется и второй выход к улице Арбат, который бездействует с момента строительства.

Колонны отделаны розовым мрамором. Пол выложен красным гранитом. Облицовка путевых стен — глазурованная керамическая плитка кремового цвета.

На станции мне повстречался вот такой агрегат.

А так это выглядело раньше. И моечная машина советского производства и девушка тоже ничего. Правда, на фото станция "Арбатская" глубокая. А еще видите, у пилона белая урна стоит. В наше время это вообще роскошь.


Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год.

А еще на станции есть буфет, который работает и просто для пассажиров. Когда снимал, к сожалению он был закрыт. Буду мимо ехать, сфотографирую внутри. Мне даже кажется, что в детстве я видел, как подменные машинисты меняли бригаду, те обедали, и когда поезд возвращался с "Калининской" опять занимали места в кабине поезда.

Как и обещал, добавляю внутренний вид буфета. Ассортимент вполне: пирожки, напитки, сигареты, мороженное, шоколад. Также есть горячие блюда. Прайс очень даже приятный:).


"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция "Александровский сад"

Все отснятые мной станции Московского метрополитена " Московское метро в фотографиях ".


Григорий Опрышко. Мозаика "Иосиф Сталин" в вестибюле Арбатской.


Станция построена в стиле барокко. Богато украшенный наземный павильон исполнен в виде трехпроходной триумфальной арки (ныне надстроен другим зданием), а залы станции украшают бронзовые люстры и шикарные лепные рамы на сводах и стенах. На этих рамах, расположенных на своде центрального зала, я и хотел заострить внимание. Как известно, в то время практически любая станция украшалась мозаиками различного исполнения. Мозаики предусматривались и в проекте Арбатской. Для большой рамы, расположенной напротив эскалаторов, в наземном вестибюле, планировался мозаичный портрет И.Сталина в полный рост. Он был заказан художнику Г.Опрышко, изобразившего Сталина на фоне победных знамен. Заказ на 25 мозаик, для сводов центрального зала был отдан художнику П.Д.Корину, закончившему как раз работу над мозаиками Комсомольской. За 1952 год он выполнил эскизы на тему «Становление Руси». Корин продолжил развивать патриотическую тему метро того времени. Он изобразил портреты полководцев, включая всех, кого перечислил Сталин в своей речи 7 ноября 1941 года. Также был изображен Юрий Долгорукий, Иван Третий, изображенный в момент попирания ханской грамоты, в знак свержения ига. На некоторых мозаиках предлагались портреты маршалов времен ВОВ. Некоторые мозаики должны были изображать не людей, а воинские эмблемы и оружие: перекрестные мечи, ружья, автоматы; орден Победы, Красную Звезду и т.д.


Павел Корин. 1952. "Юрий Долгорукий". Эскиз для станции Арбатская


К сожалению, мозаики реализованы не были. Не могу сказать, что послужило причиной для этого. Мозаики на некоторых станциях устанавливались и после смерти Сталина, но видимо и без того насыщенный декор станции решили не перегружать. Также при Хрущеве стал осуждаться культ отдельных людей и руководителей, в искусстве стал насаждаться «культ народа», неизвестных героев, абстрактных людей – эскизы не подходили под этот принцип, что тоже могло помешать их реализации. Примерно в 1956 году была разобрана единственная мозаика той станции с портретом Сталина.


Павел Корин. 1961. "Петр Великий". Эскиз для станции Арбатская


В 1961 году, после прошедшего 22 съезда КПСС, осудившего преступления Сталина и решив избавиться от наследия культа вождя, Корина попросили переработать 2 мозаики Комсомольской и некоторые эскизы для Арбатской (видимо, еще теплилась надежда на их реализацию). Для Арбатской вместо попавших в опалу политических деятелей Корин изобразил Петра Первого и несколько других рисунков. В 1963-64 годах на Комсомольской были установлены новые мозаики, но 25 великолепных мозаик Арбатской так и остались в проекте.

Достопримечательности

84701

Неординарный и многоликий Арбат - самая известная пешеходная улица России: улица-символ, воспетая в сотнях стихотворений и романов; легендарное место, которое не минует своим вниманием ни один турист. Арбат - одна из старейших улиц столицы, где, несмотря на многочисленные перемены, можно явственно ощутить дух исторических эпох. Здесь практически каждое строение, каждый монумент может поведать многое любопытному путнику. Вместе с тем, храня память о знаменательных событиях и выдающихся личностях прошлого, Старый Арбат и сегодня живёт яркой и насыщенной жизнью, предлагая своим гостям немало увлекательных современных развлечений. В нашем гиде собрано 15 самых интересных мест знаменитой московской улицы, протянувшейся от площади Арбатские ворота до Смоленской-Сенной площади.

Достопримечательность, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Одна из первых киноплощадок России и первая киноплощадка Москвы появилась в 1909 году на Арбатской площади. Здание «Художественного электро-театра» стало одним из немногих дореволюционных кинотеатров, созданных специально для показов фильмов. С момента открытия кинотеатр собирал полный зал, и спустя три года возникла необходимость расширения здания. Перестройку «Художественного» осуществил выдающийся московский зодчий, мастер модерна Фёдор Шехтель. Обновлённый кинотеатр в 1913 году принял в своих стенах 900 зрителей.

Кинотеатр «Художественный» - место поистине знаковое в истории отечественного кинематографа. Здесь прошли премьеры легендарных советских фильмов: картины «Броненосец Потёмкин», первого звукового фильма «Путёвка в жизнь», первого цветного фильма «Груня Корнакова». В 1955 году «Художественный» стал первым широкоэкранным кинотеатром, при этом ещё долгие годы оставаясь центром отечественных кинопремьер. Перешагнув столетний рубеж, московский кинотеатр прославился как один из старейших действующих кинотеатров в мире. Сегодня культурный памятник столицы, расположенный напротив станции метро «Арбатская», находится на реконструкции, завершение которой планируется на 2017 год.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Название «Арбат», согласно самой распространённой версии, имеет арабское происхождение и переводится как «пригород, предместье». В XV-XVI веках Арбатом именовали обширную застроенную территорию к западу от Московского Кремля. Сама же улица Арбат сформировалась в конце XVI столетия, получив начало у Арбатских ворот Белого города.

Именно у Арбатских ворот, где, как известно, пересекались с Белогородской стеной дороги на Смоленск и Новгород, была образована площадь. Территория не раз становилась местом борьбы с иноземцами: здесь в 1439 году русские войска отражали набеги казанского хана Улу Мухаммеда, в 1611 году здесь был разбит отряд польско-литовских захватчиков, а в 1612 году у Арбатских ворот находилась ставка командования Второго народного ополчения. Не миновали площадь и революционные события XX столетия.

Стена Белого города, пересекавшая современную площадь, простояла до 1770-х годов; в 1792 году была разобрана Арбатская башня вместе с воротами. Нынешний облик площадь приобрела в 30–40-х годах прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Арбатские ворота, Москва

Достопримечательность, Памятник архитектуры

Одно из самых узнаваемых зданий Арбата - угловой дом № 2, известный как ресторан «Прага». Ещё в конце XVIII столетия это было двухэтажное доходное владение, на первом этаже которого размещался недорогой трактир. Превращение неприметного здания в роскошный особняк, а захолустного трактира в престижный ресторан произошло на рубеже XIX - XX веков благодаря стараниям нового хозяина заведения - купца Тарарыкина. Реконструкция сооружения была поручена крупному московскому архитектору Льву Кекушеву. Вторая перестройка, в результате которой фасад приобрёл характерную протяжённую колоннаду, была выполнена в 1914–1915 годах по проекту другого признанного мастера - Адольфа Эрихсона.

Однако здание славится не только своими архитектурными достоинствами, но и богатой историей, связанной с видными деятелями прошлого. До революции ресторан «Прага» представлял собой своеобразный центр культурной жизни Москвы. Здесь собирались профессора и выпускники Консерватории, художники, поэты и писатели, среди которых были И. Репин, А. Блок, И. Бунин, М. Горький, С. Есенин. Антон Чехов праздновал в «Праге» премьеру «Чайки», а Лев Толстой проводил здесь публичные чтения романа «Воскресение». В советское время «Прага», низвергнутая до общедоступной столовой, вновь прошла эволюцию до первоклассного ресторана, где работали лучшие повара и кондитеры, устраивались официальные дипломатические приемы и торжества.

Сегодня в здании открыт магазин-кулинария, где всегда можно приобрести вкуснейшие пирожные и торты собственного производства.

Читать полностью Свернуть

Музей, Развлекательный комплекс

Музей Оптических Иллюзий, расположенный в одном из арбатских переулков, станет поистине благодатным местом для тех, кого раздражает запрет фотосъёмки экспонатов. Здесь фотосессия является неотъемлемой частью знакомства с уникальной экспозицией, над созданием которой работали лучшие российские художники и бутафоры.

Выставочное пространство площадью около тысячи кв. м. вмещает более ста живописных полотен и инсталляций, оживающих с приходом гостей. Восприятие необычных художественных объектов зависит от воображения наблюдателей. Поразительный эффект оптических иллюзий наиболее ярко обнаруживается на фотографиях, где главным действующим лицом становится сам посетитель.

Диапазон образов представленных работ достаточно широк, что делает пребывание в музее одинаково интересным и для детей, и для взрослых. Примерить на себя роль Алисы, оказавшейся в Стране чудес, проплыть на легендарном «Титанике», оказаться среди гигантских игрушек, получить премию из рук Президента - это лишь малая доля того, что ожидает гостей интерактивного музея.

Стоимость входного билета: 350 рублей

Читать полностью Свернуть

Парк развлечений

Увлекательным путешествием в мир ярких эмоций и новых впечатлений станет посещение парка развлечений, который расположен в небольшом двухэтажном доме № 16 на Старом Арбате. Здесь собраны одни из самых оригинальных аттракционов столицы.

Ощутить на себе эффект перевёрнутого пространства и посмотреть на привычную бытовую обстановку как бы «вверх ногами» позволит аттракцион «Дом вверх дном»; почувствовать себя крохотным человечком среди огромной мебели и предметов интерьера станет возможным в «Доме великана».

Гостям развлекательного центра также предложат выпутаться из необычных лабиринтов: пройдя сквозь тысячу разноцветных лент (лабиринт «Мёбиус») или преодолев десятки метров запутанных зеркальных коридоров (лабиринт «Pikabolo»). Быстро и эффективно снять нервное напряжение поможет антистрессовый аттракцион «Бей посуду!» Помимо ярких и удивительных забав посетителей «Арбата 16» порадуют животные Контактного зоопарка: обаятельных питомцев здесь можно кормить, трогать и фотографировать.

Стоимость аттракционов: от 200 до 300 рублей

Читать полностью Свернуть

Музей

Страшно интересный музей находится на углу Арбата и Староконюшенного переулка. Здесь подробно и наглядно раскрывается тема мученичества, пыток и казней. История телесных наказаний как законных (!) методов физического воздействия на человек ужасает и потрясает одновременно.

Особую ценность представляет коллекция подлинных пыточных инструментов прошлого. В музее можно увидеть и многочисленные воссозданные орудия пыток, не сохранившиеся до настоящего времени. Здесь также хранится собрание гравюр, запечатлевших чудовищные действа. Посетить музей рекомендуем не только любителям острых ощущений, но и всем тем, кто неравнодушен к истории, кому интересны нравы наших предков.

Стоимость входного билета: женский - 300 рублей, мужской - 400 рублей; дети до 18 лет допускаются строго в сопровождении родителей или руководителя группы

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Театр

Пожалуй, главным культурным центром Старого Арбата является Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Монументальное здание с колоннами, расположенное в середине исторической улицы, было возведено в середине XX века. История же самого театра насчитывает более 95 лет, и уже 90 лет учреждение носит имя своего основателя и первого руководителя - актёра и режиссёра Евгения Вахтангова.

Судьба Вахтанговского театра неотделима от вековой отечественной культуры. Его стены хранят память о многих театральных корифеях. Вместе с тем, оставаясь верным традициям, театр живёт проблемами современности. Его разножанровые постановки - яркие по форме и глубокие по содержанию - всегда актуальны. В текущем репертуаре представлены как произведения мировой классики, так и пьесы современных отечественных и зарубежных драматургов.

Стоит посмотреть: «Евгений Онегин», «Пристань», «Гроза»

Стоимость билетов: от 500 до 7000 рублей.

Читать полностью Свернуть

Театр, Культурный центр

Напротив Театра им. Е. Вахтангова находится Центральный дом актёра, широко известный как «Дом с рыцарями». Это бывшее доходное владение, построенное в 1913–1914 годах по заказу крупного московского коммерсанта Я.М. Филатова. Проект здания, напоминающего готический замок, выполнил яркий зодчий того времени В. Дубовский.

После революции роскошные съёмные квартиры были преобразованы в коммуналки. В начале 90-х годов прошлого века в здание с таинственными рыцарями на фасаде переехал Дом актёра - уникальное творческое объединение, существующее с 1937 года.

Вот уже более четверти века под арбатской крышей собирается творческая интеллигенция Москвы и всей страны. Сегодня в ЦДА действует пять театральных площадок, здесь проходят премьеры спектаклей, работают тематические клубы, проводятся фестивали, творческие вечера, презентации, выставки, мастер-классы.

Читать полностью Свернуть

Музей

Окунуться в атмосферу чарующих ароматов прошлого предлагает Московский Музей Парфюмерии, разместившийся в усадебном особняке начала XIX века. Здесь посетители смогут не только узнать увлекательные подробности истории создания парфюмерных произведений, но и продегустировать легендарные винтажные ароматы. Богатое собрание Московского музея представляет собой одну из крупнейших в мире осмотек (библиотек ароматов). Гостям доступна сменная экспозиция, которая формируется из 1000–1500 образцов.

Экскурсии по экспозиции проходят в расслабляющей обстановке в форме дегустации и чаепития. Кроме того, в музее проводятся разнообразные тематические вечера, работает творческий коворкинг «Арт-Фабрика», для специалистов и любителей антиквариата и винтажа создан Клуб Коллекционеров. При музее открыт магазин, где можно приобрести винтажные духи.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Одна из самых популярных неформальных достопримечательностей столицы также имеет место на Старом Арбате. Это стена дома № 37, обращённая в Кривоарбатский переулок.

Свой современный креативный облик архитектурный элемент старинной городской усадьбы получил более четверти века назад, вскоре после гибели Виктора Цоя. С тех пор стену заполнили изображения легендарного рок-музыканта, цитаты из его песен, признания в любви к его творчеству. При этом, «Стена Цоя» стала не просто неким застывшим памятником лидеру группы «Кино», но и культовым местом для миллионов поклонников Виктора Цоя и всего русского рока. Здесь собираются люди самых разных возрастов, играют на гитаре, поют рок-хиты прошлых лет.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность

Старый Арбат - одна из самых «литературных» улиц Москвы. Здесь жили и работали многие выдающиеся мастера русской словесности, среди которых - писатель, поэт и всенародно любимый бард Булат Окуджава. Его первым местом жительства в Москве стала одна из коммунальных квартир дома № 43 на Арбате. Любовь к легендарной московской улице Окуджава пронес через всё свое творчество. Каждому знакомы строчки его проникновенной песни: «Ах, Арбат, мой Арбат, ты - моё призвание…»

В 2002 году на пересечении Арбата и Плотникова переулка, около дома № 43 появилась скульптурная композиция, не только увековечившая образ Окуджавы, но и своеобразно воссоздавшая «кусочек арбатского двора», где прошли детские годы знаменитого барда. Авторами работы выступили скульптор Г. Франгулян, архитекторы И. Попов и В. Прошляков. Согласно их замыслу на площадке из булыжника были размещены две бронзовые арки, образующие подворотню, установлены скамейки и стол. Арки «исписаны» цитатами из произведений поэта. Из «арбатского дворика» выходит сам Окуджава - бронзовая фигура высотой около 2,5 метров. Тщательно продуманные детали (выложенная на брусчатке тень, цитаты в стиле дворовых надписей, живые деревья и т.д.) вместе составляют единую композицию, являющуюся не только памятником Окуджаве, но и всему Старому Арбату.

Читать полностью Свернуть

Старый Арбат, Москва

Кафе, Ночной клуб

Фундамент дома № 44 на Старом Арбате датируется серединой XVIII столетия. Неоднократно перестраиваемое здание в разное время принадлежало прапрадеду И.С. Тургенева, бабушке Ф.И. Тютчева; здесь бывал и А.С. Пушкин. Сегодня старинный особняк занимает Hard Rock Cafe - яркий представитель одноименной международной сети в России.

Московское Hard Rock Cafe - необычайно атмосферное место: рок-н-ролльный колорит присутствует в каждой детали заведения - от музыкального наполнения (здесь всегда звучит качественная live-музыка) до элементов интерьера. Ресторан специализируется на блюдах американской кухни. В меню представлен широкий выбор закусок, бургеров и сэндвичей.

Гордостью заведения является коллекция меморабилий - вещей, принадлежавших знаменитым музыкантам. Среди экспонатов своеобразного музея - сценические костюмы, музыкальные инструменты, дневниковые и эпистолярные фрагменты рок-звёзд.

March 5th, 2017

Станция "Арбатская" Арбатско-Покровской линии относится к той не очень большой группе станций Московского метро, построенных и открытых в золотой век в самый расцвет большого имперского сталинского стиля. Более ранние станции испытывали на себе влияние функционального конструктивизма. После развенчания культа личности из архитектуры тоже исчезли все декоративные элементы, и построенные в 60-е годы станции метро, да и все остальные здания проектировались без излишеств. А вот начало 50-х, тут есть на что посмотреть. Станция открыта в составе участка "Площадь Революции" - "Киевская". Как уже упоминалось в рассказе про соседнюю " ", участок "Арбатская" - "Киевская" Арбатско-Покровской линии заменил собой закрытый в 1953 году кусок нынешней Филевской линии. Линии, если поглядеть на карту, идут параллельно. Только станции начала 50-х лежат на большей глубине, там им не страшны бомбежки, метро после войны стало еще и объектом гражданской обороны. Но, давайте уже ближе к делу. Посмотрим на станцию метро "Арбатская"

Начнем, как всегда с исторических фото. Порой изучая исторические фото можно увидеть то, чего сейчас мы увидеть не можем. Например наземный вестибюль. Который сохранился, но... увидеть его не получится. Вокруг него построено здание Генштаба. Здание поглотило павильон вестибюля и теперь оно находится в его внутреннем дворе. Вестибюль, как и положено помпезный. Поглядите какой богатый декор. То же украшение лепниной, что мы видим и внутри.

Красота-то какая.

Кроме того, перед павильоном, на площади был фонтан. Было очень красиво.

Великолепно, что есть фото и интерьеров вестибюля. Вот входная группа. Сейчас эти проемы заложены.

Мне всегда было интересно, неужели вот эта вот огромная рамка перед эскалаторами так и была белой и пустой внутри. Конечно же нет. Еще одной особенностью сталинских послевоенных станций было обязательное изображение вождя. Рамка почти 4 метра в высоту. И портрет Сталина тут был выполнен в технике флорентийской мозаики. Портрет просуществовал до 1955 года (по некоторым данным до 1956). После этого он... исчез. Говорят, что его разобрали за одну ночь. Некоторые думают, что панно просто заштукатурили. Но скорее всего там действительно Сталина уже нет. Автор Григорий Иванович Опрышко просил даже оставить ему часть мозаики - голову вождя, но ему отказали. Честно говоря... можно было избавиться от мозаики и менее варварским способом. Все же это произведение искусства, безотносительно к личности изображенного на нем. Вполне уместно было бы не дестроить всех Сталиных, убранных со станций метро, а собрать их в каком-нибудь музее.

О, еще замечательные фото. Фот на "Арбатской" проводят какие то замеры воздуха. Это сейчас очень модно быть открытым к населению и даже Московский метрополитен приглашает блогеров и показывает им изнанку своей работы, а раньше такие вот жанровые сценки из работы метро было редки. Не часто это попадало на пленку.

Вот тоже отличный постановочный кадр. Слишком уж... осмысленные лица простых пассажиров.

Интересно, что в проемах между пилонами раньше висели бра. Теперь понятно зачем там лепнина, это рамки для светильников.

Еще прекрасный кадр. Уборка в самом разгаре.

Ну и еще вид центрального зала, тут уже нет бра. Когда их вообще убрали?

1. Вернемся в недалекое прошлое. Тут, на поверхности, около входа в наземный вестибюль в свое время тоже прошла "Ночь длинных ковшей", здесь нахер снесли целую линейку палаток. И теперь перед входом просторно.

2. Кроме самостроя есть еще кое-что, что скрывает от нас исторический павильон вестибюля. Это вот это вот массивное здание Генштаба (хотя, что тут сейчас непонятно, генштаб вроде переехал, хотя это все наверное военная тайна). Для входа в вестибюль сделали такой вот входной портал и проход через толщу здания до павильона, который теперь находится во внутреннем дворике здания министерства обороны. Вход теперь находится со стороны левой стенки исторического вестибюля.

3. А вот внутри все осталось почти таким же, как при открытии. Справа проемы заложены. Причем не только входных групп но светопрозрачных витражей сверху. Это можно понять. так как там, за этой стенкой уже секретный военный объект. Причем заложили верхние проемы похоже в результате последней реконструкции вестибюля. Оформление кассового зала очень помпезное, и хотя в лепных рамках картушей явно планировалось разместить панно и они выглядят пустыми, все равно интерьер шикарен. Сводчатые потолки, отделка камнем, огромные позолоченные бронзовые люстры - типичный дворцовый интерьер.

4. Эскалаторный зал еще круче. Тут высоченный свод.

5. С 2006 по 2007 год вестибюль был закрыт на реконструкцию и теперь он выглядит довольно неплохо.

6. В эскалаторный зал из кассового ведут боковые проходы.

7. Тут висят памятные таблички. Люстры гораздо проще. Это те же самые люстры, но без нижнего ряда рожков и массивного декоративного шара внизу. Все из-за высоты потолков тут. Еще здесь красивая ажурная решетка за которой вход в служебные помещения. Над проемом видны металлоконструкции, я так понимаю, это какие-то элементы для запирания гермодверей. А вот где сами двери мне непонятно. Могу лишь предположить, что дверь - это часть пола перед проемом. Кто знает точно, подскажите.

8. Декоративные решетки в эскалатороном зале. Видимо за ними радиаторы отопления.

9. Двери после реконструкции оставили деревянными - это круто.

10. Вид в сторону эскалаторов.

11. Вид в другую сторону. Тут был Сталин. Теперь тут пустота. Кстати мозаика с вождем, единственная, которая была реализована, еще более 20 мозаик не успели изготовить. П. Корин сделал зарисовки на патриотические темы, во многом перекликающиеся с еще одной его эпичной работой - панно для станции "Комсомольская" кольцевой линии. Но с мозаиками не сложилось. А после того, как пропал и Сталин, станция приобрела белоснежный вид, без каких-либо декоративных элементов и сейчас это все выглядит вполне гармонично.

12. В архитектуре станции прослеживаются элементы так называемого московского барокко. Это дань уважения архитекторов этому стилю. Теперь и сама станция является объектом культурного наследия, как и образцы архитектуры прошлого к которым обращались создатели станции. Это замечательно.

13. Спускаемся по эскалатору вниз. Здесь еще один гермозатвор.

14. После него длинный проход до платформы. Освещается он двумя рядами свтетильников.

15. Красота.

16. Внезапно еще вход в служебные помещения. Двери конечно огромные, зачем такие? Что там?

17. Вместе со станцией открылся и переход на станции "Александровский сад" и "Библиотека имени Ленина"
18. Очень крутые таблички, сейчас такие не делают. А какой шрифт. Какая "ножка" у буквы "Я", например.

19. Роскошные перила на спуске со ст.м. "Александровский сад". Очень круто!

20. Перед аванзалом стоят роскошные торшеры. Металлическое литье и хрусталь (стекло?). Снова какие то двутавры торчат над проемом, наверное действительно для гермозатворов.

21. Аванзальчик перед эскалаторным наклоном на "Арбатскую". Налево к ст.м. "Библиотека имени Ленина". Аванзал открыт вместе с "Арбатской" это видно по отделке. А какая тут роскошная люстра висит. 24 рожка - это круто.

22. В сторону перехода. Картуш над проходом похожий на такой же в вестибюле наверху.

23. Эскалаторный наклон также обрамляют светильники - торшеры. Проем также отделан лепниной. Красота.

24. Как по мне, так "Арбатская" не сильно уступает моей любимой станции нашего метро - "Комсомольской" Кольцевой линии. Собственно так и должно было бы. Однако отказ от мозаик сделано ее более скромной но и более лаконичной, что тоже неплохо.

25. Лаконичность конечно присутствует, однако все равно станция довольно богато декорирована.

26. Торец станции. Что за рамка над тоннелем, там что то раньше было? И еще меня всегда занимал такой вопрос. Почему на одних линиях одна нитка волновода, а на некоторых, как вот тут, их две? Это что резервирование?

27. На архивных фото мы увидели, что раньше тут были бра, но их убрали. Как жаль.

28. Некоторые элементы лепнины выкрашены под бронзу, это перекликается с бронзой на люстрах. Но к сожалению кое-где, когда подновляли и красили пилоны побелкой, закрасили и "бронзу". Поглядите на предыдущее фото.

29. Люстры тут такие же как и в вестибюле. Вообще отделка вестибюля и платформенной части очень хорошо перекликаются. Обычно все же мы видим два несколько по разному оформленных пространства. Это повелось еще с самых первых станций Московского метро, когда проекты выбирались на основании конкурсов и подземную часть мог проектировать один архитектор, а подземную - другой.

30. В центральном зале люстры висят не по центру, а обрамляют такие вот лепные рамки. В них должны были быть мозаики.

Вот как-то так могло быть, но не судьба. Кстати тема такая же, как и на "Комсомольской". Героическое военное прошлое и все те же персонажи. Представляете себе какая могла бы быть красота.

31. Путевые стены отделаны плиткой, из керамики выполнены и декоративные элементы, а также название станции - красота. Плитка тут держится хорошо и на падает, слава богу, значит не придет никому в голову ее менять.

32. На "Арбатской" всегда полно народу, тут есть пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию, вот она в центре зала, а также на Филевскую и Сокольническую - крупный пересадочный узел.

33. Постоянный большой пассажиропоток. Это несколько мешает восприятию красоты интерьеров. Остановишься посреди зала, задерешь голову вверх, и станешь препятствием для хаотичного неупорядоченного движения пассажиров, поэтому приходится не сопротивляться людскому потоку. На станциях - крупных пересадочных узлах всегда так.

34. Нашел такую вот цитату "конструкция сводов подземного распределительного зала станции выполнена по подобию Арбатского рынка, как выдающегося инженерного сооружения первой пятилетки... Декорация станции должна возрождать уважение советских граждан к образцам самобытной русской архитектуры первой трети XVIII столетия (в каковой были декорированы быв. Воздвиженская церковь". Вообще да, сталинские станции порой похожи даже не дворцы, а скорее на культовые сооружения, древние храмы. Ну чем не церковный интерьер?

35. Красивая станция с интересной историей.

P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте