Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений, навыков.

План урока:

1) Организационный этап. (2 мин.)

2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока. (5 мин.)

3) Актуализация и систематизация знаний. Закрепление материала. (15 мин.)

4) Применение знаний и умений в новой ситуации. (5 мин.)

5) Контроль и коррекция знаний. (10 мин.).

6) Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании (инструктаж по его выполнению). (4 мин.)

7) Рефлексия. (4 мин.)

Цели урока: Предметные : обеспечить условия для систематизации знаний о правилах сравнения многозначных натуральных чисел; формирования навыка сравнения многозначных натуральных чисел.

  • Метапредметные : способствовать развитию умений учащихся обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли;
  • Личностные : обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся; способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности; создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работы с применением предписания; создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
  • Формы и методы обучения: проблемное изложение.

    Планируемые образовательные результаты:

    • Научатся: сравнивать многозначные натуральные числа;
    • Получат возможность научиться: извлекать информацию, представленную в виде блок-схемы.

    Оборудование: доска, компьютер, проектор, экран, презентация.

    Ход урока

    I. Организационный этап.

    Учитель приветствует учащихся, настраивает на урок (Слайд 2 <Презентация>)

    Доброе утро, ребята! Величайший математик Леонард Эйлер говорил: “...Математика является наукой, которая не только показывает в каждом случае соотношения, но и определяет причины, от которых они зависят по природе самих вещей...”. Давайте и мы сегодня поговорим о соотношениях среди натуральных чисел.

    II. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

    Учитель организует проблемную ситуацию, демонстрируя наборы чисел (Слайд 3 <Презентация>). Предлагает определить, о чем пойдет речь на уроке.

    Для того, чтобы определить тему урока, попробуйте распределить следующие примеры на группы, выбрав основание для сравнения.

    Ученики сравнивают примеры пар чисел, предлагают основания для сравнения, разбивают примеры на группы (устно).

    Основание для сравнения: количество операций для сравнения пары чисел.

    1 группа (одна) 2 группа (две) 3 группа (три) 4 группа (четыре) 5 группа (пять) 6 группа (шесть)
    4) 4693723 и 993729; 1) 37297 и 59382; 2) 254673 и 235932; 3) 5674 и 5690; 7) 39108 и 39190; 9) 5973021 и 5973472;
    6) 3972013 и 20001001; 5) 846372 и 923710; 10) 7098210 и 7396024. 8) 41360 и 41294;

    Вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Сможете сформулировать тему урока?

    Ученики формулируют тему урока и фиксируют ее в тетради.

    Учитель предлагает с помощью вспомогательных слов сформулировать цели урока (Слайд 4 <Презентация>).

    Ребята, давайте с помощью “слов-помощников” попробуем поставить перед собой цели, которые мы сегодня должны достигнуть к концу урока.

    Ученики формулируют цели, пользуясь “словами-помощниками”.

    Актуализация и систематизация знаний. Закрепление материала.

    Учитель предлагает ученикам устно сформулировать правило сравнения двух многозначных чисел.

    Ребята, мы с вами знаем правило сравнения многозначных чисел, давайте повторим его устно. Посмотрите на примеры и объясните, как сравнивают многозначные числа.

    Ученики проговаривают правило, опираясь на примеры (Слайд 5 <Презентация>) и расставляют знаки сравнения.

    1. Проверяем количество разрядов в обоих числах; больше то число, в котором разрядов больше.
    2. Если разрядов в числах одинаковое количество, то сравниваем количество единиц поразрядно, процесс сравнения начинается со старшего разряда и продолжается до нахождения неравных значений разрядов. Больше будет то число, у которого значение соответствующего разряда больше.

    Как можно компактно записать это правило? Какие виды записи правил вы знаете?

    Ученики предлагают свои варианты записи данного правила: в виде текста, в виде списка команд (предписание), в виде схемы и т.п.

    Учитель предлагает ученикам записать правило сравнения двух многозначных чисел в виде блок-схемы <Рисунок 1> (Слайд 6 <Презентация>); раздает карточки с каркасом схемы <Приложение 1>.

    Молодцы! Вы знаете много хороших способов записи правил, но сегодня я хочу предложить вам воспользоваться записью в виде блок-схемы. Посмотрите на слайд, часть схемы уже заполнена, а часть придется заполнить самостоятельно. Давайте начнем заполнять блок-схему вместе, а затем вы продолжите работать в парах.

    Рисунок 1
    Каркас блок-схемы "Сравнение многозначных чисел"

    Учитель задает наводящие вопросы, помогает ученикам заполнить несколько блоков схемы (фронтально). Остальные блоки предлагает заполнить, работая в парах.

    Ученики отвечают на вопросы, заполняют блоки схемы вместе с учителем, продолжают заполнять блок-схему в парах.

    Учитель предлагает проверить результат заполнения блок-схемы (фронтально) <Рисунок 2>. (Слайд 6 <Презентация>).

    Ребята, давайте проверим, как вы заполнили блоки данной схемы. Посмотрите на слайд и на свою блок-схему, сравните. Кто нашел различия?

    Рисунок 2
    Блок-схема "Сравнение многозначных чисел"

    Применение знаний и умений в новой ситуации.

    Учитель раздает ученикам карточки с заполненной блок-схемой <Приложение 2 >. Предлагает, пользуясь блок-схемой выполнить задание №3: сравнить и расставить в порядке возрастания следующие числа: 11230079, 1109270, 21206772, 11231064, 11230078.

    Мы с вами заполнили блок-схему, которая поможет вам выполнить следующее задание. Работая в парах, сравните многозначные натуральные числа и запишите их в порядке возрастания (Слайд 7 <Презентация>). Все знают, что значит расставить числа в порядке возрастания? (Да, от меньшего к большему).

    Ученики в парах проговаривают шаги сравнения чисел по схеме, записывают числа в тетрадь в порядке возрастания.

    Учитель оценивает навыки работы в паре, дает советы, корректирует действия учащихся. Предлагает сравнить результаты.

    Давайте проверим и оценим результат вашей совместной работы. Сравните порядок чисел на слайде с записью в вашей тетради. Поднимите руки те пары, у которых числа записаны в том же порядке. Молодцы, вы справились с задачей.

    Учитель выясняет, какие ошибки допустили остальные пары, корректирует знания учащихся.

    Контроль и коррекция знаний.

    Учитель предлагает решить задачи по теме урока.

    Давайте, пользуясь нашими знаниями, попробуем устно решить следующую задачу. (Фронтальная работа).

    Задание №4 (учебник №155). (Слайд 8 <Презентация>).

    В следующей таблице указан рост учащихся.

    Фамилия Рост (см)
    1 Антонов 124
    2 Борисов 135
    3 Воронина 127
    4 Гришин 123
    5 Демина 136
    6 Ермилова 141

    а) Назовите их фамилии в порядке возрастания их роста.

    б) Назовите их фамилии в порядке убывания их роста.

    Что нужно сделать, чтобы выполнить требование задачи? (Сравнить рост учащихся).

    Сравните рост учащихся и назовите их фамилии в порядке возрастания роста, в порядке убывания их роста.

    Ученики называют фамилии сначала в порядке возрастания роста, потом в порядке убывания.

    а) Гришин, Антонов, Воронина, Борисов, Демина, Ермилова.

    б) Ермилова, Демина, Борисов, Воронина, Антонов, Гришин.

    Как вы думаете, ребята, об учениках какого класса идет речь? Эти ребята старше или младше вас?

    Ученики сравниваю свой рост с ростом ребят, указанным в таблице, и делают выводы.

    С первой задачей вы справились успешно! Молодцы! Давайте попробуем решить еще одну. (Индивидуальная работа).

    Задание №5. (учебник №154). (Слайд 9 <Презентация>).

    Я задумал число, оканчивающееся цифрой 5. Оно больше, чем 210 и меньше, чем 220. Какое это число?

    Прочитайте задачу и попробуйте решить ее самостоятельно. В тетради запишите число, которое у вас получилось.

    Учитель просит нескольких учащихся сказать полученное число. (Фронтально).

    Какое число вы получили? (215).

    Кто-то получил другой ответ?

    Учитель предлагает учащимся придумать задачу такого типа.

    Задача показалась вам сложной? (Нет).

    Смогли бы вы сами придумать похожую задачу? (Да).

    Тогда придумайте, запишите её в тетрадь и предложите своему соседу по парте решить её.

    Ученики работают индивидуально, а затем в парах.

    Учитель контролирует выполнение задания, консультирует учащихся, если требуется.

    Поднимите руки те, кто смог решить задачу соседа.

    Предложите родителям решить задачу, которую вы сегодня сочинили.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Учитель предлагает учащимся записать домашнее задание и объясняет, как его выполнять (Слайд 10 <Презентация>).

    №170, №171, №172, №173.

    Дополнительное творческое задание: Запишите фамилии одноклассников в порядке возрастания их роста.

    Рефлексия (подведение итогов занятия).

    Учитель предлагает учащимся закончить предложения (фронтально) <Рисунок 3>. (Слайд 11 <Презентация>).

    Ребята, урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Закончите предложения.

    Рисунок 3
    Задание по рефлексии

    Список литературы.

    1. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания. Учебно-методическое пособие. – Эйдос, 2015.
    2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. – Мнемозина, 2011.

    Тип урока: «открытие» нового знания

    Цели:

    • Сформировать способность к сравнению многозначных чисел.
    • Тренировать способность к чтению многозначных чисел; устные вычислительные навыки.

    ХОД УРОКА

    1. Самоопределение к учебной деятельности.

    Цели:

    • Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством четверостишия.
    • Определить содержательные рамки урока.

    На доске записано стихотворение и рисунок.

    Большие числа в гости к нам
    Приходят каждый день
    И информацией своей
    Делится им не лень.

    чтение многозначные числа

    – Прочитайте стихотворение. Вспомните, какую тему вы начали изучать на прошлом уроке? (Многозначные числа.)
    – Чему научились? (Научились читать многозначные числа.)
    – Хотели бы вы продолжить изучение этих чисел? (…)

    2.Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

    Цели:

    • Актуализировать знания по нумерации многозначных чисел: чтение; название классов и разрядов; правило сравнения трехзначных чисел;
    • Тренировать устные вычислительные навыки табличного и внетабличного деления;
    • Зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность шагов алгоритма сравнения трехзначных чисел для сравнения многозначных чисел.

    1) Тренинг навыков устных вычислений.

    На доске записаны выражения

    56: 7 68: 2 84: 12
    54: 9 42: 3 91: 13
    45: 5 96: 4 77: 11

    – На какие группы можно разбиты выражения? (Табличное деление, деление суммы на число, деление способом подбора.)
    – Приготовьте карточки с цифрами от 0 до 9. Найдите значения каждого выражения и покажите ответ с помощью карточек. (8; 6; 9; 34; 14; 24; 4; 7; 7 учитель выставляет карточки в таблицу.)

    2) Нумерация многозначных чисел.

    классы миллиарды миллионы тысячи единицы
    разряды сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед. сот. дес. ед.
    числа 8 6 9 3 4 1 4 2 4 4 7 7

    – Прочитайте число, которое получилось. (869млрд.431млн.424тыс.477)
    – Как прочитать любое многозначное число? (Сначала число разбиваем на классы по 3 цифры справа налево, потом читаем число единиц каждого класса, называя его (кроме класса единиц.))

    Учитель вывешивает на доску опорную схему.

    – Какие разрядные единицы в каждом классе? (Сотни, десятки, единицы)
    – Какие классы присутствуют в записи числа? (Миллиарды, миллионы, тысячи, единицы.)
    – Сколько разрядных единиц в числе? (12.)

    Выполнение №3 на странице 62.

    3) Правила сравнения чисел.

    На доске числа:

    – Что общего у чисел? (Они трехзначные, так как для записи чисел использованы 3 цифры.)
    – Что обозначает цифра 4 в записи второго и третьего чисел? (Количество сотен.)
    – А цифра 7 в третьем числе? (Одна цифра 7 обозначает количество десятков, а другая– количество единиц.)
    – Запишите в тетрадях эти числа в порядке возрастания.

    Дети записывают в тетрадях, а один ученик проговаривает с места.

    – Каким правилом пользовались при записи? (Правилом сравнения чисел.)
    – Вспомните его. (Чем больше цифр использовано в записи числа, тем это число больше. Если в записи использовано одинаковое количество цифр, то надо сравнить единицы старшего из разрядов. Если эти цифры совпадают, то сравниваем цифры следующих несовпадающих разрядов.)

    Вывешиваются опорные схемы.

    Опорная схема для сравнения чисел:

    * **
    * ***
    ** ***

    Алгоритм для сравнения трехзначных чисел:

    Сравниваю сотни

    Цифры одинаковые?

    Сравниваю десятки То число больше, где
    цифра разряда больше

    Цифры одинаковые?

    Сравниваю единицы

    4) Индивидуальное задание

    – Мы повторили правила сравнения. Я предлагаю вам выполнить работу на листочках. За одну минуту вам надо, пользуясь правилами сравнения, подчеркнуть самое большое число в каждом столбике.

    3456 18307 733999 36000571
    3546 1803 703900 36020501
    6543 18370 730099 36002500

    – Минута закончилась. Положите ручки, проверьте работу.
    – Какое число подчеркнули в первом столбике? (6543.) Есть другие варианты?...

    Варианты зафиксировать на доске.

    – Каким правилом воспользуемся для проверки правильности ответа? (У нас таких правил нет.)

    3. Постановка проблемы

    Цель:

    • Организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;
    • Организовать согласование цели и темы урока и её фиксирование.

    – Уточните, что значит «найти самое большое число»? (Это значит сравнить числа и выбрать наибольшее.)
    – Какие правила нам нужны? (Правила сравнения многозначных чисел.)
    – Почему же вы не смогли воспользоваться известными правилами? (Они ограничиваются сравнением трехзначных чисел.)
    – А вам какое правило нужно? (Правило сравнения многозначных чисел.)
    – Что же нам сделать? (Придумать способ сравнения многозначных чисел, дополнить алгоритм шагами для сравнения других разрядных единиц.)
    – Придумайте название урока.

    Учитель дополняет рисунок на доске.

    чтение многозначные числа

    сравнение

    4. Проектирование и фиксация нового знания.

    Цель: зафиксировать новое знание о сравнении многозначного числа в речи и знаково.

    – Какие у вас есть предложения? (Надо добавить шаги алгоритма: сравнить единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч…)
    – Объясните как будем сравнивать? (Поразрядно.)
    – Удобно ли будет пользоваться этим алгоритмом? (Нет, очень много шагов.)
    – Какая закономерность во всех этих шагах алгоритма? (Сравнение последовательно слева направо каждой разрядной единицы.)
    – Чем отличаются все шаги алгоритма? (Только названием разрядных единиц.)
    – Как все шаги описать одним предложением? (Сравнить, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)
    – А если число записано без выделения классов – как вы узнаете разряды? (Вначале надо разбить число на классы.)
    – Что мы можем сразу определить, разбив числа на классы? (Количество цифр, использованных для записи числа.)
    – Можем ли мы на этом основании сравнить числа? (Да, если в числе цифр больше, значит это число больше.)
    – Значит, наши действия будут зависеть от того, одинаковое или разное количество цифр в записи данных чисел. Если «нет»– какой вывод сделаем? (То число больше, где количество цифр больше.)
    – А если «да»– одинаковое? (Сравним, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)
    – Закончите фразу: если цифры совпадают, то … (Числа одинаковые.)
    – Если цифры не совпадают, то… (Больше то число, у которого первая несовпадающая цифра слева больше.)

    По ходу беседы выставляется новый алгоритм:

    Алгоритм для сравнения многозначных чисел:

    Разбить многозначные
    числа на классы

    Количество цифр То число больше,
    одинаковое? где количество цифр больше

    Сравнить, начиная слева,
    цифры одинаковых разрядов

    Все цифры одинаковы? То число больше, у которого
    первая несовпадающая цифра
    слева больше
    Числа равны

    – Давайте проверим, как «работает» наш алгоритм для сравнения чисел на ваших карточках. Прокомментируйте (Разбиваю числа на классы. Количество цифр одинаковое. Сравниваю, начиная слева, цифры одинаковых разрядов. Цифры разряда сотен числа 18037 не совпадают с цифрами других чисел. Это число меньшее. При сравнении чисел 18307 и 18370 замечаем, что не совпадают цифры разряда десятков. Самое большее число – 18370.)
    – Что позволило нам быстрее сравнить числа? (Разбиение многозначного числа на классы.)
    – Как действовали дальше? (Искали не совпадающие цифры одинаковых разрядов и сравнивали их.)
    – Как сравнить любые многозначные числа? (Больше то число, в котором
    больше разрядных единиц. Для сравнения чисел с одинаковым количеством цифр будем сравнивать цифры одинаковых разрядов. Больше то число, в котором первая несовпадающая цифра больше.)

    5. Первичное закрепление

    Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм сравнения многозначных чисел.

    – Потренируемся сравнивать многозначные числа. Будем пользоваться алгоритмом.

    На доске задание. С комментированием у доски.

    7951 34562 34522 676767 5555555

    87345 87354 76346 75555 707070 123456

    6. Самоконтроль с самопроверкой

    Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке.

    №6 на странице 63

    – Выполните задание самостоятельно.
    – Проверьте работу. Кто допустил ошибку, поставьте рядом с заданием знак «?». Какую ошибку допустили и почему?
    – Кто выполнил задание правильно, поставьте знак «+».
    – Вы довольны своей работой?

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    • зафиксировать достижение поставленных целей;
    • обсудить домашнее задание.

    – Вспомните тему урока. (Сравнение многозначных чисел.)
    – Расскажите, какой информацией поделились с вами сегодня многозначные числа? Чему вы научились? (Мы научились их сравнивать.)
    – Мы уже умели сравнивать числа. Для чего нам понадобилось изменить алгоритм?
    – Понравилось ли вам изучать многозначные числа?
    – Чему еще предстоит научиться?
    – Д/з: придумать 4 пары многозначных чисел и сравнить их.
    – Урок окончен.

    УЧИТЕЛЬ: - Итак, преступим к изучению новой темы.

    Когда предметов много, при счёте используют не только счётные единицы, которые мы с вами знаем давно (единицы, десятки, сотни), но и более крупные (например, тысячи), с которыми мы познакомились недавно.

    УЧИТЕЛЬ: - Вы знаете, что единицы, десятки, сотни составляют …

    ДЕТИ: - …класс единиц (I класс),

    УЧИТЕЛЬ: - …единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч образуют

    ДЕТИ: - …класс тысяч (II класс).

    Учитель показывает по таблице разрядов и классов. ТАБЛИЦА НА ДОСКЕ!

    УЧИТЕЛЬ: - На уроке мы с вами узнаем правило сравнения многозначных чисел.

    УЧИТЕЛЬ: - А для начала выполните такое задание, сравните эти пары чисел. 1 человек у доски(_____________)

    4 и 5, 5 и 4, 63 и 64, 64 и 63. НА ДОСКЕ ЧИСЛОВОЙ ЛУЧ!

    УЧИТЕЛЬ: - Почему вы поставили такие знаки? (4 4, 63 63)

    ДЕТИ: - Опора - знание натурального ряда чисел.(Так как 4 стоит раньше 5 на числовом луче и т.д.).

    УЧИТЕЛЬ: - Сравните эти два числа: 325 и 425

    УЧИТЕЛЬ: - Что одинаково в записи эти чисел?

    ДЕТИ: - Единицы и десятки

    УЧИТЕЛЬ: - Чем отличаются?

    ДЕТИ: - Сотнями, 3 и 4

    УЧИТЕЛЬ: - Почему поставили знак «меньше»?

    УЧИТЕЛЬ: - Как сравнивали числа в этом случае? (Сотни – это что такое. – Это разряд.)

    ДЕТИ: - По разрядам.

    УЧИТЕЛЬ: - Ребята давайте сформулируем правила сравнения чисел. Посовещайтесь с соседом по парте, затем я спрошу желающих. Правил должно быть 2.

    Итак, первое правило? Учитель показывает на числовой луч.

    ДЕТИ: - Чтобы сравнить числа нужно рассуждать так: ИЗ ДВУХ ЧИСЕЛ МЕНЬШЕ ТО, КОТОРОЕ ПРИ СЧЁТЕ НАЗЫВАЮТ РАНЬШЕ, И БОЛЬШЕ ТО, КОТОРОЕ НАЗЫВАЮТ ПОЗЖЕ.

    УЧИТЕЛЬ: - Да, правильно. Например, 7(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (7 меньше 8,т.к 7 при счёте называют раньше 8), а 87 (8 больше 7, т.к. 8 при счёте называют позже 7).

    99(ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (99 меньше 100, т.к. при счёте 99 называют раньше 100), а 10099 (100 больше 99, т.к. при счёте 100 называют позже 99).

    УЧИТЕЛЬ: - А какое же второе правило?

    ДЕТИ: - Но сравнивать числа можно и по правилу: ЕСЛИ НАДО СРАВНИТЬ МНОГОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА, ТО ИХ УДОБНЕЕ СРАВНИВАТЬ ПОРАЗРЯДНО, НАЧИНАЯ С ВЫСШИХ РАЗРЯДОВ.

    Например, 987 897 (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ!) (987 больше 897, т.к 9 сотен больше 8 сотен).

    УЧИТЕЛЬ: - Итак, к нам прилетела сова «Умняшка» и принесла задание. Она просит нас сравнить следующие числа: ЧИСЛА НА ДОСКЕ!

    Первую пару сравниваем со мной. Сравним числа поразрядно. Когда сравнивают числа поразрядно, начинать нужно с высшего разряда. Высший разряд у этих чисел – это разряд десятков тысяч. В первом числе 9 десятков тысяч, во втором тоже, сравним количество единиц следующего разряда (разряда единиц тысяч) – в первом числе 4 единицы тысяч, во втором также. Продолжим сравнивать поразрядно сотни – в первом числе 8 сотен и во втором числе видим 8 сотен- количество сотен одинаковое. Тогда перейдём к сравнению десятков – сравним десятки – в первом числе 7 десятков, а во втором 9 десятков, а мы знаем, что 7 десятков меньше чем 9 десятков. Делаем вывод, что число 94875 меньше числа 94895.

    УЧИТЕЛЬ: - Сравним следующие пары чисел. У доски работает ________________. Пиши и комментируй.

    ДЕТИ: - Число 5999 называем раньше при счёте, чем число 6000, значит число 5999 меньше числа 6000. Но можем сравнить и по разрядам. Высший разряд в левом числе 5 единиц тысяч, высший разряд в числе справа – 6 единиц тысяч. 5 единиц тысяч меньше, чем 6 единиц тысяч, значит, 5999 меньше 6000.

    УЧИТЕЛЬ: - Теперь сравним числа 19400 и 19399.

    ДЕТИ: - Сравним эти числа по разрядам, начиная с высшего разряда. В числе 19400 1 десяток тысяч и в числе 19399 тоже 1 десяток тысяч, тогда сравним следующий разряд – в первом числе 9 единиц тысяч, во втором числе тоже 9 единиц тысяч. Продолжим сравнение – в первом числе 4 сотни, во втором числе 3 сотни. 4 сотни больше чем 3 сотни, следовательно, число 19400 больше чем число 19399.

    УЧИТЕЛЬ: - Следующими сравним пару чисел 306 134 и 65 852.

    ДЕТИ: - Сравним эти числа по разрядам, начиная с высшего. В числе 306134 высшим разрядом будут 3 сотни тысяч, в числе 65852 – 6 десятков тысяч. 3 сотни тысяч больше, чем 6 десятков тысяч, поэтому число 306134 больше, чем число 65852. Также эти числа можно сравнить более простым способом – посчитать в обоих числа цифры и сравнить их количество. Больше то число, в составе которого больше количество цифр.

    УЧИТЕЛЬ: Садись. На какую отметку ты себя оценишь,_____________________?

    ДЕТИ: 5 (4).

    УЧИТЕЛЬ: - Я согласна.

    УЧИТЕЛЬ: - Главное запомнить, что при сравнении чисел поразрядно, сравнение нужно начинать с высшего разряда. Если число единиц высшего разряда совпадает, то нужно сравнивать единицы следующего разряда.

    Давайте проверим, правильно ли мы рассуждали, откройте учебник на странице 27. Прочитаем правило вверху.

    УЧИТЕЛЬ: - Мы были правы?

    Дата «___»________ 20__г Класс 4-«__»

    Тема урока: Чтение и запись многозначных чисел. Сравнение задач

    Цели урока :

    1) Формировать способность к сравнению многозначных чисел.

    2) Тренировать способность к чтению многозначных чисел; устные вычислительные навыки; способность к составлению буквенных выражений к текстовым задачам.

    Тип урока : урок открытия новых знаний; Урок в ТДМ

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

    Демонстрационный материал:

    1) нумерационная таблица с названием разрядов и классов и «карманами» для цифр:

    2) опорная схема для чтения многозначного числа (урок 9);

    3) опорная схема для сравнения чисел:

    5) алгоритм для сравнения многозначных чисел:

    3) лист А-4 для работы в группах

    4) карточки для проверки №4:

    Ход урока:

    1. Мотивация к учебной деятельности.

    На доске записано стихотворение и рисунок с прошлого урока.

    Большие числа в гости к нам

    Приходят каждый день

    И информацией своей

    Делится им не лень.

    • Прочитайте стихотворение. Вспомните, какую тему мы начали изучать на прошлом уроке? (Многозначные числа.)
    • Чему научились? (Научились читать многозначные числа.)
    • Хотели бы вы продолжить изучение многозначных чисел? (Да.)
    1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

    1) Нумерация многозначных чисел.

    миллионы

    тысячи

    единицы

    • Прочитайте число. (431 млн. 424 тыс.477)
    • Как прочитать любое многозначное число? (Сначала число разбиваем на классы по 3 цифры справа налево, потом читаем число единиц каждого класса, называя его (кроме класса единиц.))

    Учитель вывешивает на доску опорную схему Д–2.

    • Какие разрядные единицы в каждом классе? (Сотни, десятки, единицы.)
    • Какие классы присутствуют в записи числа? (Миллиарды, миллионы, тысячи и единицы.)
    • Сколько разрядных единиц в числе? (12.)
    • Прочитаем числа в №1 стр. 29.

    2) Правила сравнения чисел .

    Учитель, используя эти же цифры, составляет на доске числа.

    • Что общего у чисел? (Они трехзначные, так как для записи чисел использованы 3 цифры.)
    • Что обозначает цифра 4 в записи второго и третьего чисел? (Количество сотен.)
    • А цифра 7 в третьем числе? (Одна цифра 7 обозначает количество десятков, а другая - количество единиц.)
    • Запишите в тетрадях эти числа в порядке возрастания.

    Дети записывают в тетрадях, а один ученик проговаривает с места.

    • Каким правилом пользовались при записи? (Правилом сравнения чисел.)
    • Вспомните и проговорите правила сравнения чисел.

    Дети вспоминают материал второго класса:

    • Чем больше цифр использовано в записи числа, тем это число больше. Если в записи использовано одинаковое количество цифр, то надо сравнить единицы старшего из разрядов. Если эти цифры совпадают, то сравниваем цифры следующих несовпадающих разрядов)

    На доску учитель вывешивает опорные схемы и известные детям алгоритмы сравнения Д–3 и Д–4.

    3) 1. Работа с таблицей.

    а) Составьте число 165.

    К какому классу отнесём это число?

    Сколько сотен? десятков? единиц?

    Запишите число в тетрадь, дугой указывая класс. (165).

    б) Составьте число, в котором 5 десятков тысяч 2 единицы тысяч, 1 сотня 6 десятков и 5 единиц. Запишите его в тетрадь (52, 165). Выде­лите классы справа налево.

    Что изменилось в чтении числа? (После числительного пятьдесят два появилось слово «тысяч»)

    Совершенно верно, после цифр, обозначающих II класс, добавля­ется слово «тысяч», указывающее на принадлежность ко II классу.

    в) Составьте число, в котором 165 единиц II класса и 165 единиц I класса.

    г) Из числа в котором 2 десятка тысяч 6 единиц тысяч, 3 сотни 6 десятков и 3 единицы вычесть число в котором 2 десятка тысяч 5 единиц тысяч 2 сотни 6 десятков и 3 единицы.

    Сколько сотен тысяч? десятков тысяч? единиц тысяч? сотен? де­сятков? единиц? Запишите число и прочитайте. (165.165 - 165 тысяч 165)

    • Расскажите, какой информацией поделились с вами сегодня многозначные числа? Чему вы научились? (Мы научились их записывать.)
    • Проверим наш вывод с выводом в учебнике стр. 29.

    4) Индивидуальное задание.

    Учитель раздает учащимся листочки с заданием Р–2 Мы повторили правила сравнения. Я предлагаю вам выполнить работу на листочках. За одну минуту вам надо, пользуясь правилами сравнения, подчеркнуть самое большое число в каждом столбике.

    Дети выполняют задание самостоятельно.

    • Минута закончилась. Положите ручки, проверим работу.
    • Какое число подчеркнули в первом столбике? (6543.) Есть другие варианты? (…)
    • Какое число подчеркнули во втором столбике? (18 370.) Какие еще варианты? (…)

    Аналогично учитель фиксирует на доске все имеющиеся варианты всех четырех столбиков.

    1. Выявление места и причины затруднения.
    • Какое задание выполняли? (Подчеркивали самое большое число в каждом столбике.)
    • Что в нем было нового? (Мы первый раз искали самое большое число из ряда многозначных чисел)
    • Почему возникло затруднение? (Нет способа сравнения многозначных чисел)
    • Какие правила нам нужны? (Правила сравнения чисел.)
    • Почему же вы не смогли воспользоваться известными правилами? (Они ограничиваются сравнением трехзначных чисел.)
    • А вам какое правило нужно? (Правило сравнения многозначных чисел.)
    • Что же нам нужно сделать? (Придумать способ сравнения многозначных чисел, дополнить алгоритм шагами для сравнения других разрядных единиц.)

    На доске учитель дополняет рисунок.

    запись

    1. Построение проекта выхода из затруднения.
    • Назовите тему урока. (Сравнение многозначных чисел)
    • Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Надо построить алгоритм для сравнения многозначных чисел, для этого используем алгоритм сравнения трехзначных чисел)
    • Какие у вас есть предложения? (Надо добавить шаги алгоритма: сравнить единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч…)
    1. Реализация построенного проекта.
    • Объясните, как будем сравнивать? (Поразрядно.)
    • Удобно ли будет пользоваться таким алгоритмом? (Нет, очень много шагов.)
    • Какая закономерность во всех шагах алгоритма? (Сравнение последовательно слева направо каждой разрядной единицы.)
    • Чем отличаются шаги алгоритма? (Только названием разрядных единиц.)
    • Как все шаги описать одним предложением? (Сравнить, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)
    • А если число записано без выделения классов – как вы узнаете разряды? (Вначале надо разбить число на классы.)

    Учитель вставляет блок «Разбить многозначные числа на классы» и обращает внимание детей на опорную схему (Д–2).

    • Что мы можем сразу определить, разбив числа на классы? (Количество цифр, использованных для записи числа.)
    • Можем ли мы на этом основании сравнить числа? (Да, если в числе цифр больше, значит это число больше.)
    • Значит, наши действия будут зависеть от того, одинаковое или разное количество цифр в записи данных чисел. Если «нет» – каков вывод сделаем? (То число больше, где количество цифр больше.)
    • А если «да» - одинаковое? (Сравним, начиная слева, цифры одинаковых разрядов.)

    Учитель по ходу беседы выставляет на доске первые шаги нового алгоритма:

    • Закончите фразу: если цифры совпадают, то…(Числа одинаковые.)
    • Если цифры не совпадают, то…(Больше то число, у которого первая несовпадающая цифра слева больше.)

    Учитель дополняет шаги алгоритма до конца. На доске появляется полный алгоритм Д–5.

    • Предлагаю вам в группах записать наш алгоритм при помощи математических знаков.Р-3

    Дети вывешивают результат своей работы и объясняют шаги по своим схемам. Выбирается наиболее удобный вариант. Учитель предлагает свой. Д-6. Дети записывают любой вариант в тетрадь.

    • Давайте проверим, как «работает» наш алгоритм для сравнения чисел на ваших карточках. Прокомментируйте первый столбик. (Разбиваю числа первого столбика на классы. Количество цифр одинаковое. Сравниваю, начиная слева, цифры одинаковых разрядов. Цифры разряда единиц тысяч числа 6 543 не совпадают с цифрами других чисел. Это число это число большее.)
    • Прокомментируйте второй столбик. (Разбиваю числа второго столбика на классы. Количество цифр одинаковое. Сравниваю, начиная слева, цифры одинаковых разрядов. Цифры разряда сотен числа 18 037 не совпадают с цифрами других чисел. Это число меньшее. При сравнении чисел 18 307 и 18 370 замечаем, что не совпадают цифры разряда десятков. Самое большее число – 18 370.)

    Аналогично комментируются числа 3 и 4 столбики.

    3’456 18’307 733’999 36’000’571

    3’546 18’037 703’900 36’020’501

    6’543 18’370 730’099 36’002’500

    • Что позволило нам быстрее сравнить числа? (Разбиение многозначного числа на классы.)
    • Как действовали дальше? (Искали в числе несовпадающие цифры одинаковых разрядов и сравнивали их.)
    • Как сравнить любые многозначные числа? (Больше то число, в котором больше разрядных единиц. Для сравнения чисел с одинаковым количеством цифр будем сравнивать цифры одинаковых разрядов. Больше то число, в котором первая несовпадающая цифра больше.)
    • Проверим по учебнику стр.31.
    1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи..
    • Какой следующий шаг? (Потренируемся сравнивать многозначные числа. Для этого будем пользоваться выведенным алгоритмом.)

    На доске написано задание. Ученики по одному выходят к доске и ставят знаки с комментированием по алгоритму.

    7’96 1 > 7’95 1 34’56 2 > 34’52 2 676’767 < 5’555’555

    87’34 5 < 87’35 4 76 ’346 > 75 ’555 7 07’070 > 1 23’456

    1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
    • Что сейчас я вам предложу? (Выполнить самостоятельную работу).
    • С какой целью? (проверить, как мы поняли тему)

    Дети выполняют задание. По окончании работы учитель открывает на доске запись для проверки:

    15 980 > 9 000 33 000 < 101 000 650 000 > 65 000

    55 125 < 55 352 489 000 < 1 213 478 999 999 < 1 000 000

    • Проверьте работу. Кто допустил ошибку? (…)
    • Поставьте рядом с заданием знак «?». Какую ошибку допустили и почему? (…)
    • Кто выполнил задание правильно? (…) Поставьте себе знак «+».
    • Вы довольны своей работой? (…)
    1. Включение в систему знаний и повторение.

    1) Я предлагаю вам поиграть. Выполняя задание, первый ученик отвечает на вопрос и называет следующего ученика, который должен продолжить.

    («За числом 99 следует число 100. Айгуль.»; «За числом 899 следует число 900. Света.» и т.д.)

    2) Задания 7, 8.

    Решение задач в первой части задания выполняется у доски с объяснением. Сравниваются усло­вия и решения задач, ученики должны сделать вывод о том, что первая задача дана в прямой форме, а вторая - в косвенной.

    Лебедь - 88 км Лебедь - 88 км, это на 26 км

    Голубь - ? км, на 26 км больше меньше Голубь - ? км

    88 - 26 = 62 (км) 88 - 26 = 62 (км)

    Ответ: голубь пролетел 62 км.

    Дети выполняют задание. Учитель раздает листочки Р–3 с решением задач.

    Дети проверяют свою работу.

    • В каких задачах вы допустили ошибки? (…)
    • В чем их причина? Как сделать правильно? (…)
    • Какая пара выполнила работу без ошибок? (…) Поставьте себе «+».
    1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Домашнее задание:

    записать в тетрадь теорий новый алгоритм; придумать 4 пары
    многозначных чисел и сравнить их;

    • 9 стр. 30;

    ☺ придумать 4 пары многозначных чисел и сравнить их.

    Сравни числа.

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Сравни числа.

    15 980 ___ 9 000 33 000 ___ 101 000 650 000 ___ 65 000

    55 125 ___ 55 352 489 000 ___ 1 213 478 999 999 ___ 1 000 000

    Разработки уроков (конспекты уроков)

    Начальное общее образование

    Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)

    Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

    Цель урока

    Формировать умение сравнивать многозначные числа, используя способ поразрядного сравнения

    Задачи урока

    • Познакомить учащихся с поразрядным способом сравнения многозначных чисел.
    • Формировать умение записывать результат сравнения многозначных чисел в виде неравенства.
    • Закреплять устные приёмы вычислений в пределах 1 000, а также с числами, которые больше 1 000, на основе знания их десятичного состава.
    • Способствовать формированию умения располагать многозначные числа в порядке увеличения и уменьшения

    Виды деятельности

      Сравнение многозначных чисел. Запись результата сравнения чисел в виде неравенства. Расположение чисел в порядке увеличения и уменьшения. Выполнение устных вычислений. Определение истинности числовых неравенств. Выбор верного ответа среди нескольких данных вариантов

    Ключевые понятия

      Многозначное число, способ поразрядного сравнения, числовое неравенство
    Название этапа Методический комментарий
    1 1. Мотивация к учебной деятельности Прочитать задание. Назвать числа. Отметить ответы
    2 2.1. Актуализация опорных знаний Прочитать предложение. Определить, какая цифра стоит в указанном разряде. Записать цифру
    3 2.2. Актуализация опорных знаний Прочитать данное число. Записать предшествующее и следующее число
    4 2.3. Актуализация опорных знаний Определить свойство, которое не является общим для указанных чисел. Отметить один из четырёх вариантов ответа
    5 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание Сравнить числа с пояснением способа сравнения. Поставить знак «больше» или «меньше». Проблемная ситуация: можно ли использовать способ поразрядного сравнения для сравнения любых многозначных чисел
    6 4.1. Открытие новых знаний После просмотра видео повторить правило сравнения многозначных чисел с разным количеством разрядов
    7 4.2. Открытие новых знаний После просмотра видео повторить правило сравнения многозначных чисел с одинаковым количеством разрядов
    8 4.3. Открытие новых знаний После просмотра видео повторить правило сравнения многозначных чисел
    9 5.1. Первичное закрепление Определить в записи чисел количество разрядов. Поставить знак сравнения. Объяснить свой выбор
    10 5.2. Первичное закрепление Определить в записи чисел количество разрядов. Сравнить цифры поразрядно. Поставить знак сравнения. Объяснить свой выбор
    11 6. Самостоятельная работа с самопроверкой Определить верные неравенства. Объяснить свой выбор
    12 7. Итог урока