Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

, сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

:

Ø организованность;

Ø развитие навыков коммуникабельности;

Ø самостоятельность;

Ø развитие учебных навыков;


Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы

Ø

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

Ø

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

Ø

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как помочь ребёнку легче адаптироваться к школьной жизни.

В конце мая проходят выпускные в детских садах, впереди звонкое лето. Но тревожатся родители будущих первоклассников, их пугает неизвестность: как мой сынок или доченька адаптируются в условиях школы? Родители испытывают естественное волнение, связанное со вступлением ребенка в ряды первоклассников. Современная школа вызывает страх. Последнее время у всех на устах ФГОСЫ, ТЕСТЫ, МОНИТОРИНГИ, ЭКЗАМЕНЫ и прочие «страшилки» типа: «Школа – не садик, там тебя заставят подчиняться, там всё строго!» Эти свои сомнения и страхи многие взрослые передают своим детям и внукам, которым только предстоит узнать, что такое школа.
Этот страх многие передают своим детям, которым только предстоит узнать, что такое школа. А ребёнок рассматривает предстоящие изменения в своей жизни как что-то интересное и неизведанное. Ведь по своим физиологическим особенностям ребёнок в этом возрасте любознательнее, чем мы с вами, взрослые. Так давайте же разберёмся, как нам ещё до школьных дней не погасить ту искорку интереса в детской душе. У нас впереди целое лето.

Нельзя настраивать ребенка негативно , сравнивать школьную систему с детсадовской, проводя параллели между личными качествами ребенка и его будущими неудачами в школе. Сами того не осознавая, взрослые своими страхами и напутствиями «из лучших побуждений», создают для ребенка негативную программу его школьной жизни. У каждого взрослого имеется свой (удачный или менее успешный) школьный опыт, а ребенок приобретёт свой собственный. Обязанность родителей – защищать и помогать ребенку в преодолении трудностей на этом пути. Ведь бывали весёлые моменты среди школьных будней! Ваши рассказы об этом пойдут только на пользу, помогут несколько снять напряжение у ребенка перед неизвестным будущим. Смешные истории известных писателей, таких как, В. Драгунский, В. Голявкин, Э. Успенский, тоже будут вам помощниками.

На что нужно обратить особое внимание?

Домашняя система подготовки действует с учетом личных качеств ребенка, и в этом ее преимущество. Всем знакомо чувство, когда после длительного отдыха приходится перестраивать свой режим дня и менять привычки в спешном порядке. Это всегда дается с большим трудом и вызывает естественное отторжение к нагрянувшим переменам. Если же начинать подготовку к предстоящим переменам заблаговременно и постепенно , можно избежать стресса и принять перемены в позитивном ключе. Также и с подготовкой ребенка к школе, лучше начинать ее уже с первого месяца летнего отдыха.

Подготовка ребенка к школе ведется по нескольким направлениям :

  • организованность;
  • развитие навыков коммуникабельности;
  • самостоятельность;
  • развитие учебных навыков;

Акцентировать внимание нужно на развитие личностных качеств ребенка. Учителя начальных классов отмечают, что современные дети меняются очень быстро, отличаются большой мобильностью в образовании, и очень быстро могут заполнить прорехи в своих знаниях. А вот научить ребенка общению с другими детьми, развить в нем лучшие личностные качества, которые помогут успешному обучению и адаптации в школьной среде – это задача родителей, а не учителей. В домашней обстановке можно развить у ребенка самостоятельность, чувство времени, умение отстаивать свои интересы и многие другие навыки, которые помогут ему в преодолении кризисного первого года обучения.
В возрасте 6-7 лет в организме ребенка происходят значительные физиологические и психологические изменения. Дети проходят эту стадию с неодинаковой скоростью, у многих пик кризиса выпадает на первые месяцы обучения в школе или как раз на летние месяцы. Ребенку сложно контролировать свои эмоции по поводу поступления в школу, а они довольно разнообразны. Часто встречаются ситуации, когда дети начинают активно протестовать против своего взросления, это проявляется и в поведении (подражание малышам ясельного возраста), так и в физиологии (недержание мочи и кала, проблемы с речью и. т. п). Родителям не следует стыдить непоседу, тем более в присутствии посторонних, ставить ему в пример детей своих знакомых. Каждый проходит эту стадию по-разному, но, чтобы помочь дошкольнику перейти на новую ступень развития, нужно приучать его к новшествам постепенно. В основе желания навсегда остаться в беззаботном детстве, лежит неуверенность и страх перед будущим. Поэтому не нужно лезть к ребенку с бесконечными «надо», лучше расширить круг его обязанностей, но при этом оставлять место для его интересов. Иногда можно подурачиться вместе с ним, больше уделять времени совместным играм, общению в кругу семьи.
Итак, постепенно, ненавязчиво готовим ребёнка к новому статусу его жизненного, пусть ещё недлинного, пути:

  • Увлекательные игры на закрепление полученных знаний и освоение новых.

Игры – это замечательный способ лучше узнать собственного ребенка. Можно завести хорошую вечернюю традицию настольных игр образовательного направления для детей 6-7 лет. Играть лучше всей семьей, чтобы создать дух соперничества. Для развития словарного запаса ребенка можно периодически играть с ним в «слова», это также развивает сообразительность. Интерес к предстоящей учебе можно подогреть ролевыми играми в школу. Примеряя на себя роль учителя, ребенок показывает свои знания взрослым, а в роли ученика приобретает новые знания гораздо легче, чем в настоящей школе.

Для этого подойдут ролевые игры в магазин, хождение по настоящим магазинам с целью обучения счету. Бытовая математика хорошо осваивается везде в бытовых ситуациях: сосчитать количество ягодок на виноградной кисти, бельевых прищепок на верёвке, поделить поровну между членами семьи конфеты, пельмени и т.п. Арифметические задачки про пироги или куски пирога, которые нужно разделить поровну между всеми членами семьи, помогут ребенку легко решать абстрактные задачи по математике за весь курс начальной школы.

Можно выделить для этого по 15-20 минут ежедневно. Лучше начинать с первого летнего месяца, ведь для закрепления устойчивых привычек требуется, как минимум, двадцать один день. Действуя в согласии с темпераментом ребенка, методично и целенаправленно, можно достичь хороших результатов к сентябрю.

  • Развивать у ребенка чувство времени.

Это чувство очень важно для того, чтоб ребенку было легче привыкнуть к школьному распорядку. Конечно, ориентироваться по минутам семилетке еще сложно, поэтому на помощь придут «особенные часы». Это часы с циферблатом, на которых вместо цифр будут картинки с изображением действий, которые нужно делать в это время суток. При изготовлении таких часов можно проявить творческие способности, идеи легко найти в интернете. Чтобы часы работали, в них можно вставить настоящий механизм, и периодически обращать внимание ребенка на движение стрелок по кругу. Если он интересуется значением цифр в часах, можно рассказать ему основы, научить определять время в часах и минутах. С целью приучения ребенка к организованности, можно ознакомить его с тематическими сказками, например, можно почитать ему «Сказку о потерянном времени» Е.Шварца.

  • Распределение домашних обязанностей.

Вот этот момент самый трудный и необходимый для развития в ребёнке самостоятельности и навыка самообслуживания, так необходимого в школьной жизни.

В 6-7 летнем возрасте ребенку уже по силам выполнять некоторые домашние поручения. Нужно выделить круг обязанностей, которые ребенок должен делать самостоятельно. Пусть сначала это будет одно-два дела, но надо следить за тем, чтобы их выполнение вошло у ребенка в привычку. Хорошо, если у ребенка в этом возрасте есть домашнее животное. Тогда можно поручить ему право ежедневно кормить своего питомца и следить за состоянием его жилища (лотка, туалета). Убирать испражнения животного ребенку необязательно, но он, как хозяин, может следить за ситуацией и вовремя сообщать взрослому о необходимости уборки.

Также, необходимо выделить ребенку ту зону, за которую он ответственен при уборке в доме. Это может быть уголок с его игрушками, где он устанавливает свой порядок, в который нельзя вмешиваться. Не столь важно, насколько чисто будет в этой зоне, хотя приучать ребенка к чистоте и аккуратности тоже нужно, но это придет со временем. Основная задача – сформировать у ребенка чувство ответственности за вещи, находящиеся в зоне его внимания. Личный пример тоже важен, поэтому родителям нужно и самим грамотно распределить домашние обязанности между собой и не лениться их выполнять в срок.

Подготовьте психологически своего ребёнка для успешности обучаемости в школе. В остальном вам помогут учителя.

Успехов вам, дорогие родители!!!

Учитель начальных классов высшей категории

МБОУ СШ №4 г. Вязьмы Смоленской области

Максимова Валентина Сергеевна


Ребёнок идёт в новый класс и ему нужно помочь сориентироваться. Фразы «Третий „Г“ по коридору налево» здесь будет недостаточно. В ответственный для семьи момент постарайтесь изолировать от семьи двоюродного дядю из дальнего пригорода, который всё время рассказывает, как он в детстве бил новичков и отличников, и перестаньте напевать песню: «Кто на новенького? Уноси готовенького!». Более ценными советами Инна Прибора вместе с психологом Инной Беляевой делятся ниже.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Почему ребёнку нужна помощь

Оказаться в незнакомом коллективе и работать в нём - сильный стресс для любого человека, а особенно маленького. Основные причины для тревог: как тебя примут, как оценят и что подумают про портфель с пришитым портретом плюшевого министра образования. Главная родительская роль сейчас - поддержать ученика, а не гудеть про испачканный воротничок рубашки. Незаменимой может стать поддержка учителя, особенно если он испытывает симпатию к ребёнку и к вам, но на это не всегда приходится рассчитывать.

Чтобы вписаться в любой коллектив, нужно пристально взглянуть на него и оценить, чем тут живут эти ребята в майках «Служу сатане»

Выясните, какие здесь нормы, правила, ценности. Нужно ли приседать и кланяться старосте, бросаться мокрой губкой или покачивать головой в такт речитативу биологички. Прикиньте, каковы опасности, с которыми может столкнуться ребёнок в этой компании и выработайте способ интеграции.

В интеграции ребёнку должны помочь его навыки, сильные стороны и ваша поддержка. Задача родителя состоит именно в том, чтобы мягко в беседах о детях, о классной рутине, об отношениях в классе помочь ребёнку разобраться в новой среде и выработать подходящую стратегию. При этом беседы о классной рутине не должны быть посвящены урокам и оценкам («Как? Тройбан по лит-ре?» - не самое выгодное начало для ободряющего разговора). Конечно, и эти волнующие вопросы можно обсуждать, но заход про оценки не поспособствует адаптации.

Что делать?

1. Нужно помнить, что отношения с ребёнком у учителей начинается с отношения «учитель - родитель».

С точки зрения авторитетного психолога Гордона Ньюфелда, это называется «передача привязанности». Суть приёма в том, что родитель должен пойти и подружиться с учителем. Наверное, не стоит заявляться с ящиком пива в дом к Елене Альбертовне, но вы всегда можете прийти в школу, рассказать о том, что вас очень интересуют проблемы школы, Елены Альбертовны и всех детей мира, что вы пишете научную монографию, статью об ответственных учителях, изучаете условия зимовки завучей, рисуете портреты женщин в очках или даже хотите предложить свою помощь, в основном моральную. Но можете передвинуть и вот этот аквариум.

2. Второй пункт по меткому выражению того же Ньюфелда называется «сватовство».

Процесс двухсторонний: учителю вы сватаете ребёнка, а ребёнку, уже потом, дома, учителя. Учительнице будет нелишним узнать, как ваш школьник волнуется, задаёт вопросы про учительницу, ждёт торжественного дня, выбирая ромашки. Расскажите ей, что вы чувствительная мать, а ваш ребёнок - ранимый человек, и не вынесет обычной для их школы традиции катания новеньких в тазу с лестницы. Ребёнка тоже успокойте: «Я рассказала Елене Альбертовне о твоём интересе к тритонам и лягушкам. Она с трепетом ждёт тебя и даже приготовила лучшее место в задних рядах».

3. Попробуйте договориться с учительницей о том, чтобы она дала вам возможность представить ребёнка классу.

Иногда учителя и сами просят рассказать новенького о себе или пытаются сообщить классу о человеке что-то ещё кроме фамилии и инициалов. Но у вас это точно получится лучше. Во время сватовства скажите, что вы и сами как раз замечательный профессионал, почётный рекламщик, и если вам удаётся продавать простакам электрические ватные палочки, то уж ребёнка вы сумеете представить в самом выгодном свете.

Родителям экстравертного склада будет просто выступить перед классом с рассказом о семье, общих интересах и увлечениях ребёнка

Интроверты и те, кто до сих пор боится отвечать у доски, могут собрать несколько предметов, которые расскажут о ребёнке (теннисный мяч, магнитик с гербом Серпухова и кусок шкуры буйвола), или сделать презентацию в «Пауэр Пойнт».

4. Новенький пошёл учиться. Уделите время совместным обсуждениям школьной жизни.

Не устраивайте допрос, а искренне интересуйтесь всеми важными мелочами: что ел? смеялся ли в школе? а над чем? было ли что-то огорчительное? Есть такая игра: взять список одноклассников и пройтись с ребёнком по фамилиям: как ты думаешь, кто из них кто? Кто отличник? Кто забияка? Кто шут? Кто с кем дружит? Предположи, с кем подружишься ты? Не забудьте, естественно, сообщить, что это первое впечатление, и все потом изменится. Интересно будет посмотреть, как ситуация сложится на самом деле.

Не забудьте и правда потом посмотреть и обратить внимание на то, что мальчик с фамилией Шкуродёров окажется застенчивым скрипачом и лучшим приятелем вашей дочери

Если у вас есть фото одноклассников (в сети, например) попробуйте вместе совместить имена с фотографиями. Это поможет вашему ребёнку лучше запомнить других детей, создаст у него ощущение, что они знакомы, а ещё и заставит его обращать внимание на одноклассников, подмечать черты характера, думать, а какие они? В общем, отвлечёт от тягостных размышлений «видно ли со стороны, что у меня одно ухо оттопыривается».

Пока вы каждый день болтаете о школе, расскажите свои истории, или вспомните сюжеты книжек и кино. Обратите внимание на актуальных для ребёнка героев.

5. На время школьной адаптации создайте дома атмосферу сплошного принятия .

Отмените давление, строгие нравоучительные беседы и критический подход к порядку в детской комнате. Пусть во всех комнатах квартиры пока царят исключительно любовь и восхищение ребёнком.

Проявляйте больше участия в ребёнке, проводите мероприятия по снятию стресса

Ходите в долгие семейные прогулки, катайтесь на каруселях, ловите в обнимку покемонов, медленно читайте вслух, завернувшись всей семьёй в плед, и каким-то образом держите при этом чашку с ароматным чаем, ешьте мороженое, зарывшись в кучу жёлтых листьев. В общем, имеет смысл вести себя так же глупо, как улыбающиеся люди из мотиваторов в ленте фейсбука. Хвалите ребёнка, давайте ему позитивную обратную связь, даже когда мороженое упало в чай, а чай в плед, вы лишь улыбаетесь, а не орете.

6. Когда ребёнок идёт в школу, не забудьте дать ему какой-то артефакт, дающий силу.

Маленький сувенир, который напоминает о вас, о семейном путешествии, о чем-то важном для ребёнка. Положите ему в рюкзак записку с ободряющими словами, музыкальную шкатулку, статуэтку двуглавого орла, наклейку «спасибо деду за победу», сушёную голову змеи. Кроме стратегии поведения, у человека должен быть ресурс, на который можно опереться. Дом, семья, культура, прочитанные книги, любимые истории, стихи и песни - это хорошая опора, которую ребёнок носит с собой в любой непонятной ситуации.

Поступление в школу вносит в жизнь ребенка большие изменения. Период адаптации достаточно сложен для него. Как облегчить первокласснику период привыкания к школе.
Выявление готовности ребёнка к школе
Прежде чем раскрыть составляющие психо­логической готовности ребенка к школьному обучению, надо ответить на вопросы: к чему он должен быть готов, и какая именно готовность требуется от него. Во-первых, ребенку предсто­ит усваивать школьную программу, во-вторых, ему необходимо будет привыкнуть к новым ус­ловиям, в которые он попадет. Новизна состоит в следующем:

    начинается новая для ребенка деятельность - целиком учебная, а не игровая;

    он должен ежедневно находиться в новом для него коллективе детей и учителей;

    ребенок впервые попадает в условия экспертизы, когда его знания: и успехи оцениваются.

Психологическая готовность к школе включает следующие составляющие: мотивационную готовность, волевую готовность, готовность познавательных функций, готовность руки к овладению письмом, социальную готов­ность.
Для того чтобы оценить уровень психологической готовности ребенка к школе, проводится собеседование с психологом. При этом оценивается наличие не знаний (знает ли ребенок буквы, умеет ли он читать и считать), а указанных составляющих готовности к школе, так как именно это в дальнейшем позволит легко адаптироваться к школьному обучению и быстро приобрести навыки чтения, письма и счета. Таким образом, психологичес­кая готовность ребенка к школе определяется не набором знаний и уме­ний, а определенной степенью зрелости его мозговых структур.
Мотивационная готовность к обучению
Когда мы говорим о мотивационной или личностной готовности ребен­ка к школе, то имеем в виду его желание или нежелание идти в нее. На во­прос "Хочешь ли ты идти в школу, или тебе больше нравится в детском
саду?"Он может ответить, что в детском саду ему уже все известно, и поэто­му он хочет идти в школу. Но пояснения, что именно привлекает его в шко­ле, могут быть самыми разными: потому что некоторые друзья уже учатся
в школе; потому что там не укладывают спать днем; потому что хочется
иметь новый портфель; потому что на переменах можно бегать по коридо­ру и т. д. К сожалению, подобные ответы свидетельствуют о том, что школа
привлекает ребенка, но личностно он еще не готов к учебной деятельности. Подобные интересы могут быстро угаснуть (через три дня портфель
уже утратит для ребенка всякую привлекательность).
Перечисленные мотивы не придадут ребенку достаточно сил (внима­ния, прилежания) для преодоления трудностей, с которыми он неизбежно столкнется в школьной обстановке. А если ребенок собирается в школу, потому что ему надо научиться читать, писать, считать или потому что он хочет стать таким, как папа или мама, то родители могут быть уверены, что интерес к обучению у него будет длительным.

Волевая готовность к обучению
К началу школьного обучения ребенок должен научиться концентриро­вать свое внимание не на тех занятиях, которые ему интересны в данный момент (поиграть, порисовать), а на том, что говорит ему учитель. Дошколь­ник еще не всегда способен воспринять слово"надо"как руководство к дейст­вию и подчинить ему свои желания. Он более импульсивен, его поведением управляют желания и интересы, которые не отличаются стойкостью. Их лег­ко возбудить новой игрушкой или новой игрой, но они легко и угасают. Во­левая готовность, или произвольность, - это способность ребенка действо­вать по инструкции взрослого (по заданному им правилу), ориентироваться на заданную систему требований. Как правило, произвольное поведение ребенка формируется к 6-7 годам. Во время собеседования психолог оце­нивает, насколько он внимателен, может ли он действовать по заданию взрослого, организовать свою деятельность в соответствии с заданием, контролировать ее результаты и сличать их с заданным образцом.
Готовность познавательных функций
Процесс учения обеспечивается основными познавательными функ­циями человека: вниманием, мышлением, восприятием, памятью, речью, пространственными представлениями. Эти функции развиваются у ребен­ка с рождения и до 15-18 лет. Достаточная степень зрелости этих функций к моменту начала школьного обучения обеспечивает успешный старт учебной деятельности в школе. Особенность состоит в том, что познава­тельные функции развиваются у ребенка не одновременно (одни из них могут опережать другие) и не одинаково (у некоторых детей в силу разных причин формирование некоторых функций задерживается).
Готовность руки ребенка к овладению письмом
Задача психолога при обследовании ребенка состоит в выявлении степе­-
ни зрелости его функций и составлении на основе этого прогноза возмож­ных трудностей, с которыми он может столкнуться в первом классе. Кроме
того, нужно обязательно дать родителям рекомендации по поводу того, ка­кая помощь необходима их ребенку для того, чтобы "подтянуть" еще не до
конца сформированную функцию, которая может тормозить его успевае­мость в школе.
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени когда ребенок пойдет в школу, - это развитие точных движений руки (тон­кая моторика). В психическом развитии человека очень многое определя­ется тем, насколько он способен управлять своими руками. Причем это очень сложная зависимость: развитие центральной нервной системы позволяет соотнести то, что человек видит и слышит, с траекторией совер­шаемых движений, а совершенствование движений рук, в свою очередь, ускоряет развитие речевых центров головного мозга. Если тонкая мотори­ка у ребенка сформирована недостаточно, то у него может быть плохой почерк (как правило, это свидетельствует о недостаточной мышечно-суставной чувствительности пальцев), или рука быстро устает при письме (из-за повышенного мышечного тонуса). При обследовании ребенка психолог обязательно попросит его что-нибудь нарисовать (человека, дом) или срисовать узор с образца для того, чтобы оценить, насколько рука ребенка готова к письму.

Социальная готовность
Социальная зрелость подразумевает потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. При оценке социальной готовности психолог смотрит насколько легко ребенок входит в контакт, вызывают ли у него повышен­ную тревогу новые лица и необходимость общаться с ними. Этим опреде­ляется то, как ребенок впишется в новый для него коллектив.
Развитие пространственных представлений
Как показывает практика, у сегодняшних шестилеток чаще всего недос­таточно развиты пространственное представление и речь. Дети плохо ориентируются в пространстве: часто им трудно определить, где правая, где левая рука; что находится справа, что слева от них. Ориентация в про­странстве очень важна для запоминания букв и цифр, так как они имеют жесткую пространственную конфигурацию.
Для запоминания конфигурации букв можно лепить их с ребенком из пластилина; складывать из мелкой мозаики; делать из проволоки; рисо­вать на ладошке; обводить буквы пальцем, а потом повторять эти движе­ния на чистой бумаге, обмакнув палец в краску.
Развитие речи
Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. К сожалению, современные дети больше проводят время у телевизора и компьютера, а не в общении с родителями. Ни телевизор, ни тем более компьютер не являются развивающей средой для ребенка, а для детей дошкольного возраста последний и вовсе проти­вопоказан. Это мнение психологов, невропатологов и психоневрологов.
На развитие речи сильно влияет общение с ребенком по поводу прочи­танной им книги, просмотренного фильма, посещения зоопарка... Взрос­лые должны интересоваться тем, что он запомнил из прочитанного; про кого был рассказ; каков, по мнению ребенка, главный герой - сильный или слабый, добрый или злой, хороший или плохой, почему он так считает. Необходимо поощрять ребенка к рассуждениям вслух, пересказу, состав­лению связного рассказа, выстраиванию причинно-следственных связей. При этом полезно использовать серии сюжетных картинок (комиксы). Ребе­нок должен разложить их по порядку и составить по ним рассказ. Для тре­нировки навыков обобщения и выделения существенных признаков полез­на игра "сходство и различие". Если ребенку трудно, нужно помочь ему наводящими вопросами. Для получения положительного результата, такие занятия следует проводить систематически и обязательно в доброжела­тельной обстановке.
Таким образом, если мы хотим, чтобы наши дети были умными и успеш­ными в школе, надо ограничить их общение с телевизором и компьютером и расширить общение с наиболее близкими им людьми. Самое дорогое, что мы можем подарить ребенку, - это посвящаемое ему время. "Каждый родитель вправе выбрать, во что "инвестировать" свое свободное время: в нескончаемый поток "важных" дел или в собственного ребенка.

Развитие произвольности поведения
При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребен­ка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, как это ни странно, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое пове­дение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвиж­ные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях органи­зовать такие игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру «"Да" и "нет" не говорите» родителям вполне по силам. В такой игре ребенок приучается действовать не по первому импульсу, а по правилу.
Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите
Ведущий обходит играющих и каждому говорит: «Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите!» После этого он ведет с участником игры беседу, задает разные вопросы, провоцируя чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: "черный", "белый", "да", "нет". Дети в игре внима­тельно слушают вопросы и следят за своей речью. Ведущий: Что продается в булочной? Ребенок: Хлеб. Ведущий: Какой? Ребенок: Мягкий.
Ведущий: А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый? Ребенок: Всякий.
Ведущий: Из какой муки пекут булки? Ребенок: Из пшеничной.

Также развитию произвольности способствуют любые действия по за­данному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.

Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?
Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребенок, или в детскую районную поликлинику – там вам объяснят, как найти нужного специалиста.
Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.

    Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

    Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?

    Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

    Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?

    Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?

    Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо – уши, человек – люди, ребёнок – дети)?

    Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

    Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

    Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

    Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

    Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

    Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло)?

    Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

    Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

    Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15 – 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 – 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Каким должен быть домашний завтрак младшего школьника?

Известно, что школьники, которые получают полноценный завтрак дома, лучше учатся, реже страдают от избыточного веса и простудных заболеваний.
Завтрак для ребенка должен обязательно включать фрукты, зерновые и молочные продукты!
Есть определенные продукты, стимулирующие умственную деятельность школьника. Например, для поддержания работы мозга необходима глюкоза, которая содержится в чае, шоколадных конфетах.
Актуален в школьном рационе витамин В6 (витамин памяти), помогающий быстрее думать, концентрирующий внимание). Содержится в макаронах из твердых сортов пшеницы, бананах, картофеле, орехах.
Витамин F избавляет от рассеянности. Содержится в зелени, капусте.
Магний помогает справиться с бессонницей, тревожностью, стрессами. Его много в плавленом сыре, картофеле, молоке.
Для того, чтобы ребенок позавтракал с аппетитом, примените фантазию. Например, обычную кашу украсьте горстью свежих ягод или из кусочков фруктов выложите на тарелке смешного человечка.
Попробуйте приготовить ребёнку на завтрак следующие блюда:
Макаронный салат. Разноцветные макароны твердых сортов отварить, откинуть в дуршлаг, остудить. Маслины без косточек нарезать колечками, смешать с макаронами. Добавить зеленый горошек. Посолить по вкусу. Полить оливковым маслом или заправить майонезом.
Каша «С добрым утром!». К геркулесовым хлопьям добавить свежие фрукты, сухофрукты, орехи, семечки. Залить кипящим молоком, подержать на огне 1 – 2 минуты, закрыть крышкой, дать настояться. Через 3 – 5 минут каша готова. Добавить по вкусу мёд, сахар, соль, сливочное масло.

Каковы преимущества и недостатки группы продлённого дня?

Преимущества. Группу продленного дня ребенок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный горячий обед, обязательно находиться в детском коллективе (иногда очень беспокойном, конфликтном) целый день. Нервная система младшего школьника, особенно первоклассника, испытывает огромные нагрузки. Многие дети (в зависимости от типа нервной системы, темперамента) устают к концу первой половины дня, перевозбуждаются от учебной деятельности, различных эмоций. Они становятся плаксивыми, раздражительными, неуправляемыми. После уроков им необходимо сменить обстановку, побыть в тишине, заняться тихими играми в одиночестве, что вряд ли достижимо в группе продлённого дня. Поэтому, если у вас есть возможность забирать ребенка после уроков или хотя бы после обеда, обязательно ее используйте. Таким образом, вы оградите нервную систему ребёнка от лишних стрессов и психических нагрузок.

Как делать уроки с младшим школьником ?

Главное – найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра – соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра – путешествие, моральное или материальное стимулирование).
Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребенком распорядок дня и активно поощряйте его выполнение; объясните ему, что от того, насколько быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

    Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

    Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.

    Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.

    Оговорите с ребенком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы).Такой прием поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.

    Подскажите ребенку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).

    Через каждые 15 – 25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.

    Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи маленькому ученику.

    Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.

    Приучайте ребенка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.

    Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребенка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!

    Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

НАДО ЛИ ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА ЧТЕНИЮ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ?
НАДО! Чем раньше ребенок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.
Ученые приводят ряд причин, по которым следует учить ребенка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

    Дети гиперактивны, любознательны. Если ребенку в 7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

    Почти все дети в возрасте «от 2 до 5» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та легкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

    Научившись читать в раннем возрасте, ребенок умеет освоить гораздо больше информации, чем те из сверстников, кто был лишен такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1 классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте до 12 лет.

    Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе не интересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять. И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех – стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Обычно лучшие ученики любого класса – это хорошо читающие дети.

Каким должен быть режим дня младшего школьника?
Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.
Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов . Даже незначительное, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье ребёнка. При организации сна следите, чтобы ребёнок ложился и вставал в определённое время (например, в 7:30 встаёт, значит, должен лечь спать в 20:30). Приучайте его выполнять все положенные перед сном гигиенические процедуры, не разрешайте активных игр, не давайте плотного ужина, кофе, крепкого чая. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: выключите яркий свет и телевизор, прекратите громкие разговоры.
Утренняя гимнастика способствует вхождению в ритм рабочего дня. Проводиться она должна не от случая к случаю, а регулярно. Организуйте спортивный уголок, приобретите специальный инвентарь, включите ритмичную музыку, сами выполните несколько упражнений, и тогда зарядка для ребёнка скоро станет приятной привычкой.
При организации питания ребёнка обращайте внимание не только на качество и калорийность пищи, но и на правильный режим питания, то есть приём пищи в течение дня в строго определённое время.
Ребёнка 7-10 лет рекомендуется кормить не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3-4 часа . Утром он должен получать горячий завтрак. Обед - в строго определённое время, обязательно с первым блюдом. Ужин должен быть лёгким, и давать его следует за 1-1,5 часа до сна. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак, а не булочку с чаем, при продлённом дне - завтрак и обед. Постоянно напоминайте ребёнку, что нужно мыть руки перед едой, не есть немытых фруктов и овощей, кушать аккуратно, тщательно пережёвывая пищу.
Отдых должен быть активным . После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимы пребывание на свежем воздухе и подвижные спортивные игры, прогулка желательна и после выполнения домашних заданий.
В режиме дня должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий. Для второклассника это время не должно превышать одного часа, для третьеклассника - полутора часов, для четвероклассника- двух часов.

Оптимальное время для выполнения домашних заданий: 15:00-17:00.
Не забудьте включить в режим дня школьника посещение кружков или спортивных секций, выполнение домашних поручений.
Чтобы ребёнок привык соблюдать режим дня, составьте его вместе с ним. Согласуйте все требования, в первые недели помогайте ему осваиваться, не поощряйте необоснованного невыполнения режима и обязательно хвалите ребёнка за его старание, прилежание.
НОВЫЕ советы родителям первоклассников

    Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

    Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много поработать.

    Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

    Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывай­тесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам..

    Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происхо­дил без ребенка.

    После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора доспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовле­ния уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

    Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой»,
дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна
наша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка
(«не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то.., ». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

    Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

    Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учи­телем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

    Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показа­тели утомления, трудности учебы.

Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся задень и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра - новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Портрет одарённого ребенка

    Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

    Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

    Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

    Склонен к рискованным действиям.

    Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразо­ванием, улучшением общества, предметов.

    Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, ко­торые могут не казаться другим смешными.

    Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

    Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

    Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без крити­ческого изучения.

10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Советы родителям одарённых детей:
* поймите ребенка и осознайте его уникальность;
* помогайте ребенку ценить в себе творческую личность;
* поддерживайте необходимую для творчества атмосферу;
* не перегружайте его, заставляя чрезмерно заниматься любимым делом;
* учите его трудолюбию, терпению, поощряйте за все старания;
* спокойно относитесь к эмоциональным перепадам ребенка;
* не забывайте уделять внимание физической активности малыша;
* создайте доброжелательную атмосферу по отношению к нему;
* учитывайте его индивидуальность, чаще хвалите, тактично обращайтесь с ним;
* считайте себя самым счастливым родителем, безмерно любите своего ребенка.

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Наталья Кацевич психолог

Обсуждение

хорошая статья

спасибо за статью

здравствуйте! А что делать если ребенок пошел в первый класс,выбрала ему учителя построже,который любит детей как мне говорили. А этот учитель после второй недели в вестибюле при всех начинает орать и говорить бросайте работу,занимайтесь детьми,они на уровне 4 лет,это обо всех,идите к психологам,буду отчислять и т д Это что эмоции? Как такое понять После этого взрослый идет в школу и боится,а что мне сегодня день готовит? А что испытывают дети я вообще боюсь представить. что делать? Ребенок говорит "Я старался!"и плачет. Это при том что в садах сейчас занимаются с детьми и логопеды и дополнительно занимались целый год платно. Ребенок не слышит,так как его научить слышать в слове все буквы? Записались еще к логопеду. Надеюсь что все6 будет хорошо. Ребенок поступил в музыкальную школу,а звуки не слышит,абсурд получается какой-то. может это разные вещи,а мы делетанты,так подскажите как правильно,неужели мы для своих детей не сделаем и не поможем им! Вы же специалисты!!! Спасибо! Эмоции,за ошибки извините,крик души

Комментировать статью "1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников"

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников. Раздел: -- посиделки (школа 1468 родительское собрание первоклашек 19 июня 2017 отзывы родителей). сходила...

Раздел: Школа (впечатление ребенка о школе). Первоклашки - расскажите про впечатление детей от школы. Как у детей настрой? все ли нравится? Подготовка к школе. ? родителям первоклассников. расскажите плз, на сколько велика разница в детках первого класса тех, кто...

Обсуждение

Полный восторг! ДЗ нет, только если пропускаешь. Самое яркое впечатление от школы "Там есть подружки и завтраки!"

а про свою расскажете???))))
Первое сентября прошло хорошо, правда из-за штормового предупреждения линейка была в столовой (хотя погода была изумительная!!!) - душно, жарко, толпа... но дочка встретила единственного садиковского друга, и он попал в тот же класс, что и мы - поэтому все на позитиве было)))))
Сейчас тоже нравится все, учителя слушает, говорит только что тяжело сижеть 30 минут, но это думаю всем тяжеловато.
Мне родители понравились - собрание было, активные, веселые - я тоже довольна))))
Домашка будет - учитель сразу сказал, потому что без нее к концу года "мы будем иметь круглый ноль" - ее слова.
Кормят после первого урока плотенько так - для меня хоть отпала необходимость утром завтраком кормить)))
В общем, пока полет нормальный - хоть бы дальше так же было)))
Завтра, кстати, на кайквандо пойдем первый раз в школу)))) Дочь дождаться не может)))

Вопрос к родителям первоклассников. HELP. Школа. Ребенок от 7 до 10. Посмотрите другие обсуждения: Английский для первоклашки: советы родителям. Как поднять ребенка в школу: 4 вопроса родителям. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям...

Обсуждение

Я бы в спортивную секцию отдал. Лучше в борьбу (Дзюдо, Самбо), где "мордобой" правилами запрещён. Там мальчик сможет дать выход своей энергии и дисциплине быстрее научиться.

Если Вы про адаптацию, то сегодян 9 число, а адаптация идет от месяца до 6.
Только я не уверена, что при адаптации надо руки другим детям заламывать. Это, по-моему, уже от ребенка зависит - полно детей, которые очень плохо адаптируются, но никого при этом не трогают.

Трудности адаптации к школе.. Детские возрастные кризисы. Детская психология. Трудности адаптации к школе. Позади сентябрь – первый учебный месяц, самый сложный для всех учеников, а особенно И еще главный совет – не делать проблемы из возникших трудностей.

тем, у кого первоклассники... Школа. Ребенок от 7 до 10. У моего первоклашки -левши с руками всегда беда была. Я задолго до школы знала, что будут у нас в этом деле проблемы. 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Мои дети первоклассники пишут не охотно, медленно и чаще всего не стараются:(Хотя могут писать красиво - когда стараются, результат поразительный, но замотивировать на старание в данной области совсем не просто. Вроде и с моторикой не так уж и плохо. Например, с огромным удовольствием и старанием малюсенькой отвёрточкой раскручивают и закручиавют малюсенький винтики, разбирая и собирая что-то, оечнь любят придумывать и рисовать игры с описаниями, правилами и инструкциями, которые обычно старательно выводятся, правда печатными буквами, но как доходит до письма в тетрадках - письмо идёт вкривь и вкось... Нет стремления делать как просит учительница, зато велико стремление делать исключительно по-своему.:)

мы уже буквы пишем: а, о, и; цифры до 5.

как пишет? старается. сам видит где написано неаккуратно.
со второй недели у нас дома черновики, где мы повторяли написание букв-цифр.
потом появились тетради, где учитель пишет задание: (например, строчку о, О; по половине строчки 2,3,4,5). С одной стороны это приучает делать д\з, а с другой закрепление, тренировка.

делаем задение сразу. без черновиков, так как рука быстро устает у них еще. делает сам, без моего присутствия. потом сам оценивает выполненное (без подчеркивания). критичен. справедлив.

после перерыва он садится и в черновых тетрадях пишет буквы-цифры. по строчке, если они были кривыми и половина строчки, если в чистовике было всё ОК.

он старается. не с высунытым языком:-) старается, чтобы было чисто и аккуратно. сейчас от отрабатывает навыки. я считаю, что в этом случае пофигизм несвоевременен.

Кризис первоклассника. Школа. Ребенок от 7 до 10. Кризис первоклассника. Что-то никак из него не выберемся:(В школу начал ходить хорошо, не сказать,что с удовольствием, но без нытья и слез. Вот здесь есть интересные советы по взаимодействию с первоклашками: [ссылка-1] 09.04.2018 1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников.

Обсуждение

Да, обязательно сходите к школьному психологу. Они как раз и сидят для таких ситуаций. Она и с класс. руком поговорит.
А потом Вы сами обязательно к классной руководитильнице сходите поговорить (лучше без детей-свидетелей). Чем мама больше беспокоится о ребенке, тем классная к этому ребенку внимательнее. Вы ей все расскажите и попросите помощи: помочь преодолеть етот период без потерь, возможно, усилить похвалы ребенку и ставить оценки более мягко. Если классная сопротивляется - поднажмите, даже поскандальте слегка, пригрозите пойти к директору.

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже - воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель - непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог: