Полноправными гражданами в Спарте были только члены «общины равных» — спартиаты. Представляя собой незначительное меньшинство и находясь под постоянной угрозой восстания угнетенных илотов, спартиаты превратили свою общину в военный лагерь. Каждый спартанец с юности до конца жизни был воином. Даже в мирное время мужчины входили в состав «эномотий» (товариществ) и были обязаны заниматься физическими упражнениями и охотой. Члены эномотий даже питались вместе, внося определенные взносы на организацию общего питания.

Спарта была преимущественно аграрным полисом, в котором преобладали примитивные формы рабства. Ее относительная географическая изолированность от других греческих полисов определила социально-экономическую отсталость. Все это вместе взятое способствовало превращению Спарты в оплот реакции в Греции.
Политический строй Спарты имел свои особенности. Полисом управляли два наследственных царя, ограниченные в своих действиях советом старейшин — герусией, состоявшей из 30 геронтов, включая двух царей. Важнейшие политические вопросы после рассмотрения их герусией выносились на утверждение народного собрания, которое не имело законодательной власти, а просто утверждало или отвергало предложение герусии. Со второй половины V века до н. э. большую роль в управлении стали играть пять эфоров. Эфоры, обычно выражавшие интересы реакционной олигархии, контролировали деятельность всех органов управления полиса.

Несмотря на то, что Спарта считалась «общиной равных», в политическом отношении она представляла собой аристократический строй, выражавшийся в господстве немногих аристократических родов. По своему классовому характеру это было рабовладельческое военное государство, вся совокупность общественных отношений которого содействовала созданию небольшой, но боеспособной армии рабовладельцев.

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца воина. Главное внимание спартанцы обращали на развитие физической силы, выносливости и смелости. Физическая сила, бесстрашие и ловкость в Спарте ценились очень высоко. Меньше внимания уделялось выработке культурных навыков, хотя каждый спартанец должен был уметь читать и писать.

От воина требовалось безоговорочное повиновение старшим начальникам. Приказания старших подлежали обязательному выполнению. Элементы воинской дисциплины будущему воину прививались со школьной скамьи. Спартанец готов был скорее погибнуть, чем уйти с боевого поста. Такой дисциплины не было у армий восточных деспотий. Большую роль в укреплении воинской дисциплины у спартанцев играло общественное мнение, однако применялись и телесные наказания. В своих песнях спартанцы прославляли храбрых воинов и порицали трусов.

«Славно ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши,
Храброму мужу в бою ради отчизны своей...
Юноши, бейтесь же, стоя рядами, не будьте примером
Бегства постыдного иль трусости жалкой другим...
Пусть же, широко шагнув и ногами упершися в землю,
Каждый на месте стоит, губы зубами прижав,
Бедра и голени снизу и грудь свою вместе с плечами
Выпуклым кругом щита, крепкого медью, прикрыв;
Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть каждый дерется с врагами,
Стиснув рукою колье или меча рукоять»
(Тиртей).

С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Школьное воспитание было рассчитано на то, чтобы выработать презрение к роскоши, послушание, выносливость, физическую силу и смелость. Подростки воспитывались в суровых условиях: их часто заставляли голодать, переносить лишения и нередко наказывали. Большая часть времени отводилась упражнениям в беге, борьбе, метанию копья к диска. Много внимания уделялось военным играм.

«Мое богатство, — говорится в одной спартанской песне, — мое копье, мой меч, мой славный шлем, крепость моего тела. При помощи их я обрабатываю землю, собираю хлеб и приготовляю вино со своих виноградников; благодаря им — я господин своих слуг...» В этих словах выражена классовая основа воспитания и обучения спартанских воинов — они должны были обеспечить свое господство.

Музыка, пение, танцы были также направлены на воспитание качеств, необходимых воинам. Воинственная музыка должна была возбуждать мужество; танцы изображали отдельные моменты боя.

Большое внимание уделялось выработке военного языка. Спартанцы славились своим умением говорить кратко и ясно. От Лаконии пошли выражения «лаконизм», «лаконический», т. е. кратко и ясно, как говорили жители Лаконии. «С ним или на нем», — говорила мать сыну, подавая щит (с ним — победителем, на нем — мертвым). Когда персидский царь под Фермопилами потребовал от греков, чтобы они сдали оружие и щиты, ему ответили: «Приди и возьми».

Спартанские воины обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившие дальнейшее развитие в римской армии. У спартанцев тренировка преобладала над обучением, что определялось характером боя того времени.

Для проверки боевой готовности периодически устраивались военные смотры. Тот, кто на смотр являлся располневшим сверх установленной для воина нормы, тот подвергался наказанию. Военные смотры заканчивались состязаниями.

Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возрастным и территориальным группам. Эфоры обыкновенно зачисляли в действующую армию младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были являться на службу со своим вооружением и продовольствием; исключение составляли цари и их свита, получавшие содержание в походе за счет государства.

Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, прикрепленный к шее, шлем, защищавший голову, панцырь на груди и поножи на ногах. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Такой тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота, который в походе нес его защитное вооружение.

В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, избиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 м, стрела поражала на дистанцию 100-200 м. Легко вооруженные воины обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н. э. спартанская армия имела 8 лохов. В IV веке до н. э. организационная структура спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или двойная эномотия (64 человека); два братства составляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха составляли мору (1024 человека). Таким образом, у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу (монолит), которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга — это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Фаланга возникла из сомкнутого строя родовых и племенных отрядов, она являлась военным выражением окончательно оформившегося греческого рабовладельческого государства. Укрепившаяся политическая власть имела возможность уравнять в строю неравных в социально-экономическом отношении воинов и спаять их воинской дисциплиной для достижения победы в бою в интересах всего полиса. Технической предпосылкой возникновения фаланги было развитие производства однообразного вооружения.

Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2 м, при атаке — 1 м, при отражении атаки — 0,5 м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1 км. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника.

Фаланга — это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. Начальник наблюдал за тем, чтобы не нарушался порядок в фаланге. Сильной стороной фаланги являлся ее удар, атака накоротке. В сомкнутом строю она была сильна и в обороне. До боя при Левктрах (371 год до н. э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Воины держали щит в левой руке, правое плечо оказывалось открытым, и его прикрывал правофланговый сосед. Но первого правофлангового никто не прикрывал. Поэтому здесь ставили наиболее сильных и хорошо вооруженных бойцов. Вследствие этого правый фланг фаланги был сильнее левого фланга.

Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завязывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения. Атака носила фронтальный характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фаланги на основе воинской дисциплины и боевой выучки.

Походные марши спартанская армия совершала быстро. Для лагеря обычно выбирали холмы, а если приходилось разбивать его на ровном месте, он окружался рвом и валом. В лагере помещались лишь спартанцы и перийоки, илоты располагались за его пределами. Небольшое количество всадников выдвигалось в сторону противника для несения сторожевой службы. Забота об устройстве и охране лагеря лежала на начальнике обоза. Гимнастические и военные упражнения в лагере проводились так же регулярно, как и в самой Спарте.
Верховное командование спартанской армией осуществлял один из царей, при котором имелся отборный отряд телохранителей из 300 знатных юношей. Царь находился обычно на правом фланге боевого порядка. Его приказания выполнялись точно и быстро.

Спартанцы имели небольшую по численности армию, качественно отличную от войск восточного типа. Войска восточных деспотий не имели единой системы комплектования, в них не было четкой организационной структуры, полного единообразия вооружения и снаряжения, регулярного обучения, системы воспитания воинов, единых основ дисциплины, установленных боевых порядков. Все это было в армии греков, хотя она и имела форму милиции, а не постоянной армии. Восточные деспотии располагали в целом или в качестве составной части постоянным войском, но в нем не было элементов регулярной армии, присущих греческой милиции, которую вполне можно назвать регулярной, хотя и не постоянной армией. Милиция — это армия, которая не содержится государством постоянно, а собирается лишь на время войны и по ее окончании распускается. В мирное время воины собирались на короткие сроки для обучения.

Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV века до н. э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480 года до н. э. Спарта могла выставить лишь 10-15 кораблей.

Свою военную систему и организацию спартанцы вырабатывали в многочисленных войнах, которые они вели с жителями Мессении и Арголиды в VIII — VII веках до н. э. В середине VIII века спартанцы напали на Мессению и после упорной многолетней борьбы поработили население этой области. Одновременно они отняли у жителей Аргоса южную часть Арголиды и поставили в зависимость от Спарты население большей части Пелопоннеса. Ко второй половине VI века до н. э. гегемония Спарты была признана почти всеми областями Пелопоннеса, вошедшими (исключая Аргос) в состав возглавляемого спартанцами Пелопоннесского союза — наиболее значительного из политических объединений Греции того периода.

Опираясь на Пелопоннесский союз, Спарта начала оказывать влияние на ход политической жизни других областей Греции, активно поддерживая аристократические элементы в полисах Центральной Греции. Политическое преобладание Спарта удерживала за собой до середины V века до н. э., когда произошло столкновение ее с другим сильным греческим полисом — Афинами.

Причины могущества Спарты

Спартанцы считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы очень чутко относились к знамениям и пророчествам, и внимательно прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не оценено так же подробно, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территории Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, в котором не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась строжайшему распорядку дня, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

В ходе оккупации они не подвергли местное население смерти, но решили подчинить его себе и сделать рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания – уже в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Их законы, созданные по легенде царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили укреплению дальнейшей внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределяли между всеми гражданами, а все полноправные граждане имели гоплитское вооружение и составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе). Укреплении армии, спровоцированное, возможно, опаской перед последующими восстаниями рабов, способствовали чрезвычайному подъему влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

Для оптимальной тренировки воинов-мальчиков с семи лет отправляли в централизованные государственные структуры для воспитания, и до восемнадцати лет те проводили время в интенсивных тренировках. Это было и своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все годы тренировок, но и в качестве доказательства своего бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникали поводы для очередных восстаний. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы: в полисе даже была определенный общественная прослойка «гипомейонов», то есть, физически или умственно неполноценных «граждан».

На юго-востоке самого крупного греческого полуострова - Пелопоннеса - некогда располагалась могущественная Спарта. Это государство находилось в области Лакония, в живописной долине реки Эврот. Его официальное название, которое чаще всего упоминалось в международных договорах, - Лакедемон. Именно от этого государства пошли такие понятия, как «спартанец» и «спартанский». Все слышали также и о жестоком обычае, сложившемся в этом древнем полисе: убивать слабых новорожденных, чтобы поддерживать генофонд своей нации.

История возникновения

Официально Спарту, которая называлась Лакедемоном (от этого слова произошло также название нома - Лакония), возникла в одиннадцатом веке до нашей эры. Спустя некоторое время вся местность, на которой располагался этот город-государство, была захвачена дорийскими племенами. Те же, ассимилировавшись с местными ахейцами, стали спартакиатами в известном сегодня смысле, а прежние жители были превращены в рабов, именуемых илотами.

Самое дорическое из всех государств, которые когда-то знала Древняя Греция, Спарта, находилось на западном берегу Эврота, на месте современного одноименного города. Ее название можно перевести как «разбросанная». Она состояла из поместий и усадеб, которые были разбросаны по Лаконии. А центром являлся невысокий холм, который позднее стал именоваться акрополем. Первоначально Спарта не имела стен и оставалась верна этому принципу вплоть до второго века до нашей эры.

Государственный строй Спарты

В его основе был принцип единства всех полноправных граждан полиса. Для этого государство и право Спарты строго регламентировало жизнь и быт своих подданных, сдерживая их имущественное расслоение. Основы подобного общественного строя были заложены договором легендарного Ликурга. Согласно ему, обязанностями спартанцев были только занятия спортом или военным искусством, а ремесла, земледелие и торговля были делом илотов и периэков.

В результате строй, установленный Ликургом, трансформировал спартиатскую военную демократию в олигархическо-рабовладельческую республику, которая при этом еще сохранила некоторые признаки родоплеменного строя. Здесь не разрешалась на землю, которая была разделена на равные участки, считающиеся собственностью общины и не подлежащие продаже. Рабы-илоты также, как предполагают историки, принадлежали государству, а не богатым гражданам.

Спарта - это одно из немногих государств, во главе которого одновременно находилось сразу два царя, которые именовались архагетами. Их власть передавалась по наследству. Полномочия, которыми обладал каждый царь Спарты, сводились не только к военной власти, но и к организации жертвоприношений, а также к участию в совете старейшин.

Последний назывался герусией и состоял из двух архагетов и двадцати восьми геронтов. Старейшин избирали народным собранием пожизненно только из спартанской знати, достигшей шестидесяти лет. Герусия в Спарте исполняла функции некоего правительственного органа. Она подготавливала вопросы, которые необходимо было обсуждать на народных собраниях, а также руководила внешней политикой. Кроме того, совет старейшин рассматривал уголовные дела, а также государственные преступления, направленные, в том числе, и против архагетов.

Суд

Судопроизводство и право древней Спарты регулировала коллегия эфоров. Впервые этот орган появился в восьмом веке до нашей эры. Он состоял из пяти самых достойных граждан государства, которых народным собранием избирали всего на один год. Поначалу полномочия эфоров были ограничены только судопроизводством имущественных споров. Но уже в шестом веке до нашей эры их власть и полномочия растут. Постепенно они начинают вытеснять герусию. Эфорам было дано право созывать народное собрание и герусии, регулировать внешнюю политику, осуществлять внутреннее управление Спартой и ее судопроизводством. Этот орган был настолько важен в общественном строе государства, что в его полномочия входило контролирование должностных лиц, в том числе и архагета.

Народное собрание

Спарта — это образец аристократического государства. В целях подавления подневольного населения, представителей которого именовали илотами, искусственно сдерживалось развитие частной собственности, чтобы сохранялось равенство среди самих спартиатов.

Апеллу, или народное собрание, в Спарте отличала пассивность. Право участвовать в этом органе имели только полноправные граждане мужского пола, достигшие тридцатилетнего возраста. Вначале народное собрание созывал архагет, но впоследствии и руководство им тоже перешло к коллегии эфоров. Апелла не могла обсуждать выдвигаемые вопросы, она лишь отвергала или принимала предложенное ею решение. Голосовали члены народного собрания весьма примитивно: выкрикиванием или разделением участников по разным сторонам, после чего на глаз и определялось большинство.

Население

Жители лакедемонского государства всегда было классово неравноправными. Такую ситуацию создавал общественный строй Спарты, который предусматривал три сословия: элиту, периэков — вольных жителей из близлежащих городов, не имеющих права голоса, а также государственных рабов - илотов.

Спартанцы, которые находились в привилегированных условиях, занимались исключительно войной. Они были далеки от торговли, ремесел и сельского хозяйства, все это было как право отдано на откуп периэкам. В то же время имения элитных спартанцев обрабатывали илоты, которых последние арендовали у государства. Во времена расцвета государства знати было в пять раз меньше, чем периэков, и в десять - илотов.

Все периоды существования этого одного из самых древних государств можно разделить на доисторическую, античную, классическую, римскую и Каждая из них оставила свой отпечаток не только в формировании древнего государства Спарта. Греция очень много позаимствовала из этой истории в процессе своего становления.

Доисторическая эпоха

На лаконских землях первоначально жили лелеги, но после захвата Пелопоннеса дорийцами эта область, которая всегда считалась самой неплодородной и вообще незначительной, в результате обмана досталась двум несовершеннолетним сыновьям легендарного царя Аристодема - Еврисфену и Проклу.

Вскоре главным городом Лакедемона стала Спарта, строй которой долгое время ничем не выделялся среди остальных дорических государств. Она вела постоянные внешние войны с соседними аргосскими или аркадскими городами. Самый значимый подъем приходится на время правления Ликурга - древнеспартанского законодателя, которому древние историки в один голос приписывают политическое устройство, впоследствии господствовавшее в Спарте в течение нескольких столетий.

Античная эпоха

После победы в войнах, длящихся с 743 до 723 и с 685 до 668 гг. до нашей эры, Спарта смогла окончательно победить и захватить Мессению. В результате ее древние жители были лишены своих земель и превращены в илотов. Спустя шесть лет Спарта ценой невероятных усилий победила и аркадян, и в 660 году до н. э. принудила Тегею признать ее гегемонию. Согласно договору, хранящемуся на поставленной поблизости с Алфеей колонне, она заставила ее заключить военный союз. Именно с этого времени Спарта в глазах народов стала считаться первым государством Греции.

История Спарты на этом этапе сводится к тому, что ее жители начали предпринимать попытки свергнуть тиранов, появляющихся с седьмого тысячелетия до н. э. практически во всех греческих государствах. Именно спартанцы помогли изгнать Кипселидов из Коринфа, Писистратов из Афин, они способствовали освобождению Сикиона и Фокиды, а также нескольких островов в Эгейском море, тем самым приобретя в разных государствах благодарных сторонников.

История Спарты в классическую эпоху

Заключив союз с Тегеей и Элидой, спартанцы стали привлекать на свою сторону и остальные города Лаконии и соседних областей. В результате образовался Пелопоннесский союз, гегемонию в котором взяла на себя Спарта. Это были для нее прекрасные времена: она осуществляла руководство на войнах, являлась центром собраний и всех совещаний Союза, не посягая при этом на независимость отдельных государств, сохранявших автономию.

Спарта никогда не пыталась распространять собственную власть на Пелопоннес, однако угроза опасности подтолкнула все остальные государства, за исключением Аргоса, во время греко-персидских войн перейти под ее покровительство. Устранив непосредственно опасность, спартанцы, осознавая, что не в силах вести войну с персами далеко от собственных рубежей, не стали возражать, когда Афины взяли на себя дальнейшее руководящее первенство на войне, ограничившись лишь полуостровом.

С этого времени начали проявляться признаки соперничества между этими двумя государствами, впоследствии вылившееся в Первую закончившуюся Тридцатилетним миром. Боевые действия не только сломили могущество Афин и установили гегемонию Спарты, но и привели к постепенному нарушению ее устоев - законодательства Ликурга.

В результате в 397 году до нашего летоисчисления случилось восстание Кинадона, которое, правда, не увенчалось успехом. Однако после определенных неудач, особенно поражения в сражении при Книде в 394-м до н. э, Спарта уступила Малую Азию, но зато стала судьей и посредником в греческих делах, таким образом мотивируя свою политику свободой всех государств, и смогла обеспечить за собой первенство в союзе с Персией. И только Фивы не подчинились поставленным условиям, тем самым лишив Спарту преимуществ столь позорного для нее мира.

Эллинистическая и римская эпоха

Начиная с этих лет, государство стало достаточно быстро приходить в упадок. Обедненная и обремененная долгами своих граждан, Спарта, строй которой был основан на законодательстве Ликурга, превратилась в пустую форму правления. Был заключен союз с фокеянами. И хотя спартанцы и послали им помощь, однако не предоставили настоящей поддержки. В отсутствие царем Агисом с помощью полученных от Дария денег была предпринята попытка избавиться от македонского ига. Но он, потерпев неудачу в боях при Мегаполисе, был убит. Постепенно стал исчезать и ставший нарицательным дух, которым так славилась Спарта.

Расцвет империи

Спарта - это государство, которое на протяжении трех столетий было предметом зависти всей Древней Греции. В период между восьмым и пятым веками до нашей эры оно было скоплением сотен городов, часто воюющих друг с другом. Одной из ключевых фигур для становления Спарты как мощного и сильного государства стал Ликург. До его появления она мало чем отличалась от остальных древнегреческих полисов-государств. Но с приходом Ликурга ситуация поменялась, а приоритеты в развитии были даны военному искусству. С этого момента Лакедемон и стал преображаться. И именно на этот период приходится его расцвет.

Начиная с восьмого века до н. э. Спарта стала вести захватнические войны, покоряя один за другим своих соседей на Пелопоннесе. После череды удачных военных операций Спарта перешла к установлению дипломатических связей с самыми сильными своими противниками. Заключив несколько договоров, Лакедемон встал во главе союза Пелопонесских государств, считавшегося одним из могущественных образований Древней Греции. Создание Спартой этого альянса должно было послужить для отражения персидского вторжения.

Государство Спарта было загадкой для историков. Греки не только восхищались его гражданами, но побаивались их. Один вид бронзовых щитов и алых плащей, которые носили воины Спарты, обращал противников в бегство, вынуждая их капитулировать.

Не только врагам, но и самим грекам не очень нравилось, когда армия, даже небольшая, располагалась рядом с ними. Объяснялось все очень просто: воины Спарты имели репутацию непобедимых. Вид их фаланг приводил в состояние паники даже видавших виды. И хотя в сражениях в те времена участвовало только небольшое количество бойцов, тем не менее, они никогда не длились долго.

Начало спада империи

Но в начале пятого века до н. э. массивное вторжение, предпринятое с Востока, послужило началом упадка могущества Спарты. Огромная персидская империя, всегда мечтавшая о расширении своих территорий, направила в Грецию многочисленную армию. Двести тысяч человек встали у границ Эллады. Но греки, во главе которых стояли спартанцы, приняли вызов.

Царь Леонид

Будучи сыном Анаксандрида, этот царь относился к династии Агиадов. После смерти своих старших братьев, Дориэя и Клемена Первого, правление принял на себя именно Леонид. Спарта в 480 годы до нашего летоисчисления находилась в состоянии войны с Персией. И имя Леонида связывают с бессмертным подвигом спартанцев, когда в Фермопильском ущелье произошло сражение, оставшееся в истории на века.

Произошло это в 480 году до н. э., когда полчища персидского царя Ксеркса пытались захватить узкий проход, соединяющий Среднюю Грецию с Фессалией. Во главе войск, в том числе и союзных, стоял царь Леонид. Спарта в то время занимала первенствующую позицию среди дружественных государств. Но Ксеркс, воспользовавшись предательством недовольных, обошел Фермопильское ущелье и зашел в тыл греков.

Узнав об этом, Леонид, который сражался наравне со своими воинами, распустил союзнические отряды, отправив их по домам. А сам с горсткой воинов, численность которых составляла всего триста человек, встал на пути двадцатитысячной персидской армии. Фермопильское ущелье являлось стратегическим для греков. В случае поражения они были бы отрезаны от Средней Греции, и их участь была бы предрешена.

В течение четырех дней персы так и не смогли сломить несравнимо меньшие силы противника. Герои Спарты сражались как львы. Но силы были неравны.

Бесстрашные воины Спарты погибли все до одного. Вместе с ними до конца сражался и их царь Леонид, который не захотел бросить боевых товарищей.

Имя Леонида навсегда вошло в историю. Летописцы, в том числе и Геродот, писали: «Многие цари умерли и уже давно забыты. Но Леонида знают и чтят все. Его имя всегда будет помнить Спарта, Греция. И не потому, что он был царем, а потому, что он до конца исполнил свой долг перед родиной и погиб как герой. Об этом эпизоде в жизни героических эллинов сняты фильмы, написаны книги.

Подвиг спартанцев

Персидский царь Ксеркс, которого не покидала мечта захватить Элладу, вторгся в Грецию в 480-м году до Рождества Христова. В это время эллины проводили Олимпийские игры. Спартанцы же готовились праздновать Карнеи.

Оба эти праздника обязывали греков соблюдать священное перемирие. Именно это и было одной из основных причин того, почему в Фермопильском ущелье персам противостоял лишь небольшой отряд.

Навстречу многотысячной армии Ксеркса направился отряд в триста спартанцев во главе с царем Леонидом. Воины отбирались по принципу наличия у них детей. По пути к ополченцам Леонида присоединилось по тысяче человек тегейцев, аркадцев и мантинейцев, а также сто двадцать - из Орхомен. Из Коринфа было направлено четыреста воинов, из Флиунта и Микен - триста.

Когда это немногочисленное войско подошло к Фермопильскому проходу и увидело количество персов, многие воины испугались и стали вести разговоры об отступлении. Часть союзников предлагала отойти на полуостров, чтобы охранять Истм. Однако другие пришли в негодование от подобного решения. Леонид, приказал войску оставаться на месте, послал во все города вестников с просьбой о подмоге, поскольку у них было слишком мало воинов, чтобы успешно отразить нападение персов.

Целых четыре дня царь Ксеркс, надеясь, что греки обратятся в бегство, не начинал боевых действий. Но увидев, что этого не происходит, он послал против них кассиев и мидян с приказом взять Леонида живым и привести к нему. Те стремительно набросились на эллинов. Каждый натиск мидян заканчивался огромными потерями, но на место павших приходили другие. Именно тогда и спартанцам, и персам стало ясно, что людей у Ксеркса много, но воинов среди них мало. Бой длился целый день.

Получив решительный отпор, мидяне вынужденно отступили. Но на смену им пришли персы, которыми руководил Гидарн. Ксеркс называл их «бессмертным» отрядом и надеялся, что они легко покончат со спартанцами. Но в рукопашной борьбе и им не удалось, так же, как и мидянам, добиться большого успеха.

Персам приходилось драться в тесноте, причем с более короткими копьями, тогда как у эллинов они были длиннее, что в данном поединке давало определенное преимущество.

Ночью спартанцы снова напали на персидский лагерь. Им удалось перебить множество врагов, но их главной целью было поражение в общей суматохе самого Ксеркса. И только когда рассвело, персы увидели немногочисленность отряда царя Леонида. Они забросали спартанцев копьями и добили стрелами.

Дорога к Средней Греции для персов была открыта. Ксеркс лично осматривал поле битвы. Найдя погибшего спартанского царя, он приказал тому отрубить голову и посадить ее на кол.

Существует легенда о том, что царь Леонид, отправляясь в Фермопилы, отчетливо понимал, что погибнет, поэтому на вопрос жены во время прощания о том, какие будут распоряжения, он наказал найти себе хорошего мужа и родить сыновей. В этом и была жизненная позиция спартанцев, готовых умереть за Родину на поле боя, чтобы получить венец славы.

Начало Пелопонесской войны

Спустя некоторые время враждующие между собой греческие полисы объединились и смогли дать отпор Ксерксу. Но, невзирая на совместную победу над персами, союз между Спартой и Афинами долго не продержался. В 431 году до н. э. разразилась Пелопонесская война. И только спустя несколько десятков лет победу смогло одержало Спартанское государство.

Но не всем в Древней Греции нравилось верховенство Лакедемона. Поэтому полвека спустя разразились новые боевые действия. На этот раз его соперниками стали Фивы, которым с союзниками удалось нанести Спарте серьезное поражение. В результате могущество государства было утрачено.

Заключение

Именно такой была древняя Спарта. Она была одним из основных претендентов на первенство и главенство в древнегреческой картине мира. Некоторые вехи спартанской истории воспеты в произведениях великого Гомера. Особое место среди них занимает выдающаяся «Илиада».

А ныне от этого славного полиса ныне остались лишь развалины некоторых ее сооружений и неувядаемая слава. До современников дошли легенды о героизме ее воинов, а также небольшой городок с одноименным наименованием на юге полуострова Пелопоннес.

Контрольная работа по общей педагогике №1

Группа 315-322, студентки Дроздовой А.А.,

Специальность социальная работ а, 3 курс, заочная ф.о., лето

Кафедра СПП, Зачетка №904732

Казанский Государственный Технологический Университет 2008г.

Спартанское воспитание

Организация армии древней Спарты

Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства. С 7 до 20 лет спартанец проходил обучение, после чего становился полноправным гражданином. Спартанские войны обучались ходить в ногу и делать простейшие перестроения. У них уже имелись элементы строевой подготовки, получившей дальнейшее развитие в римской армии. Все спартанцы считались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным и территориальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие и средние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службу со своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Они имели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцырь на груди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжело вооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу - илота. В состав спартанского войска включались и легко вооруженные бойцы, набиравшиеся из жителей горных местностей. Легко вооруженные воины имели легкое копье, дротик или лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался на дистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легко вооруженные войны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армии составляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6 тысяч человек. Легко вооруженных было значительно больше, в некоторых боях их насчитывалось несколько десятков тысяч человек.

Гоплиты вначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8 лохов. В IVв. до н.э. организационная http://mthistory.narod.ru/pictures/misc/sparta2.jpgструктура спартанской армии еще более усложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека); два братства состовляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостиса образовывали лох (256 человек); четыре лоха состовляли мору (1024 человека). Таким образом у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в бою эти подразделения самостоятельно не действовали.

Все гоплиты входили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков; фаланга - это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренг глубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м. , при атаке - 1м., при отражении атаки - 0.5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронту достигало 1км. Поэтому фалангаа не могла передвигаться на большое расстояние, не расстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, не могла преследовать противника. Фаланга - это не только строй, но и боевой порядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцы считали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части. До боя при Левктрах (371г. до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой. Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая прежде других наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался только фалангой. Легко вооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу с фронта, завазывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги и в тыл для их обеспечения.

Атака носила фронтальных характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелось даже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевого порядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построения фаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фалангии на основе воинской дисциплины и боевой выучки.

Слабым местом спартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы. Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IVв. до н.э. Не умели они и возводить оборонительные сооружения. Крайне слаб был спартанский флот. Во время греко-персидской войны 480г. до н.э. Спарта могла выставить лишь 10-15 кораблей.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа .

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрастала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетическому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены - члена общины с предоставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвящались в воины и получали полное вооружение.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи».

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность...

О мальчиках заботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детей на группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались и наводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах - своего рода «детских домах».

Детей подвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость, жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходили босиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногах постепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за ними юноши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, - писал Плутарх, - не имел гражданских прав».

Забавно, что во Франции в конце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Вот типичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мы назвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их к изменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли им кутаться».

Всех детей делили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовал отрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившие раскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленные в честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Если мальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.

Полномочия командира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно. По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегося мальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальных воинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплит инстинктивно (!) не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Ради этого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт: «моментальное подчинение приказу».

Спартанцы воспитывались как послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, а сражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, не помогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскому ордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира - от этой дьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящего монаха, и истинного спартанца.

Сыновья знатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться в спартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родители отправляли детей на воспитание в Спарту.

В школе приучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестно воевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Все спортивные состязания и игры были подчинены одной цели - воспитывать в юношах солдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во время игр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска и дротика.

Ежегодно между спартанскими юношами проводились состязания - своего рода «бои без правил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом, наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноши разбивались на две команды. Цель поединка - столкнуть противника в воду. Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать на глаза, нападать несколько человек на одного- никаких правил «фейр-плэй». Запрещалось лишь применять оружие.

В этом «потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалеть противника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминали поединки гладиаторов - жестокие, безжалостные бои.

Впоследствии, в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок, спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобных игрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятным упорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; они предпочитали погибнуть, чем признать поражение».

Другим видом испытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовыми прутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческой кровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобные казни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшое деревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображение становилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвиняла бичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Если он кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.

Пока подрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если они попадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров - овощи, дрова, - было ворованным, то их нещадно наказывали - хлестали плетьми, но не за кражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принимался сам колотить несчастного.

Совершив воровство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, что как-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверек раздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал; он так и умер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное. Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотя он психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычу из-за пазухи, то его - за неловкость и трусость - запороли бы до полусмерти. Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпеть уже было нельзя.

«Терпеть» - вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражнения обычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой - невзирая на снег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывала тело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голыми руками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось, что это растение согревает.

Жили впроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу. Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло «свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснял преимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн Иоахим Винкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.

Однако красота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так же спартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных. Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы, молниеносные удары копьем - то есть все, что требовалось воину во время боя. Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневной муштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву. По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу, возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». В песнях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть за Спарту.

Как только юноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшие отряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, они убивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись в казармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службы в Спарте составлял сорок лет).

Отрывок из книги Б.Э. Кестла, древнее образование:

Рассказывая о жизни Ликурга плутарх подчеркивает то что главным в спартанской системе была система воспитания: она воспитывала своих граждан таким, образом чтобы они не могли жить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процесс воспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликурга молодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей сколько воспитанниками общества.

Каждого новорожденного показывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вроде государственного комитета по здравоохранению, и если младенец был "хилым или плохо сложенным", то его выставляли на волю природных стихий в ущелье Апофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания сохраняли жизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям, потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились об остальных.

Мальчиков-подростков объединяли в стаи и компании, похожие на наши бойскаутские группы. Самый подвижный и смышленый из стаи назначался руководителем, в обязанности которого входило руководить и наказывать. Стаями руководил эйрен, юноша, который закончил молодежную подготовку и теперь брал ответственность за воспитание молодых ребят. Эйренами руководили пайдономы, по словам Плутарха «самые лучшие и самые честные люди города», обладавшие неограниченными правами в выборе наказания за проявления небрежности и не дисциплинированности.

Эти наказания приводили в исполнение их маладые помощники с помощью розг. Внутри этой иерархии требовалось беспрекословное подчинение непосредственному начальству, а за ее пределами каждый спартанский мальчик должен был подчиняться любому взрослому, которого он встречал на улице. Его первой и последней обязанностью было слушаться, а розги были первым и последним наказанием для тех, кто проявлял своеволие.

С денадцати лет спартанским мальчикам не позволялось носить нижнее белье, даже в суровые зимы Пелопоннеса. Они питались грубойи скудной пищей в общих столовых и спали вместе в общих спальнях на камышах, которые сами собирали на берегах реки Юротас без помощи ножа. Купание в реке заменяло им ванну. Мы можем поверить Плутарху, который замечает, что "их тела были твердыми и сухими, почти не знакомыми с банями и маслами". Можем принять на веру и его суждение о том, что "весь курс их обучения сводился к непрерывному воспитанию совершенного подчинения".

В том возрасте, когда формировался их характер, мальчики и девочки подвергались- в эмоциональном плане - военным традициям своего народа, а в физическом плане (по крайней мере, мальчики) - частым побоям. Порка была не минуемым наказанием даже за мелкие провинности и незначительные проступки. Система воспитания не включала никаких выговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек со стороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом для новой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась более существенным в воспитании: "Если ребенок, говорит отцу, что его выпорол другой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет за это своего сына».

Таким образом, спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военной подготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношении грамотности: "Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой это было минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан, научить их выносить боль и побеждать в бою".

Военная муштра, охота, плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые, напряженные упражнения в гимнастическом зале - вот к чему сводилось спартанское воспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальные песни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментами в подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой не занимался ни один снартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, за исключением боевого расчета при построении воинских формирований.

Хотя к риторике относились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважением относились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах - лаконичных выражениих - которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речи проявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в день битвы при Фермопилах: "Завтрак - здесь, ужин -Аиде". После ужина старшие обучали детей искусству, как давать "верные и содержательные ответы" на практические вопросы, провоцируя у детей и юношей способность высказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалоги Сократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинстваи недостатках своих соотечественников и учились выражаться кратко и в стиле сурового юмора, что особенно поощрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся с заданиями взрослых, то они кусали его за большой палец.

Список литературы:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 58.
  2. Волков А.В., Спарта. Со щитом и на щите, М., «Вече», 2005 г., с. 163-169.
  3. Интернет ресурсы: http://mthistory.narod.ru/misc/sparta.htm
  4. Подласый И. П., Педагогика новый курс, 1 часть,М., «Валдос», 2005г.,

Конницы было очень мало, так как жители считали этот род войск несущественным. Главной силой выступали пехотинцы (гоплиты). Их вооружение состояло из тяжелого щита, меча и длинного копья.

Греческие гоплиты: кто это?

Не секрет, что история Древнего мира почти сплошь состоит из вооруженных конфликтов и жестоких войн. Каждое государство стремилось иметь собственные боеспособные армии, и Греция не была исключением. Основную массу ее войск составляли гоплиты - тяжеловооруженные пешие воины. Впервые они появились в армии Древней Спарты. Греческие гоплиты, по сути, являлись солдатами-гражданами и служили на благо города-государства, в котором проживали.

В те времена несение воинской службы было долгом каждого мужчины. Поэтому любое из собраний граждан неминуемо превращалось в сходку либо уже отслуживших свое ветеранов, либо еще состоящих на службе в данное время солдат. Получается, что каждый гражданин свободного полиса рано или поздно становился гоплитом.

Надо сказать, что эти тяжеловооруженные пехотинцы, начиная с VII века и на протяжении последующих четырех столетий, доминировали на полях сражений. Известно, что до отца царя Филиппа II, гоплиты были основой классической фаланги.

В Древней Греции пехота делилась на несколько тактических единиц. Высшими были моры, затем лохи, которые, в свою очередь, были разбиты на более мелкие подразделения. Начальники, командующие морами, назывались полемархами, а лохами - лохагами.

Вооружение

Греческие гоплиты всегда носили при себе аргивские щиты, или гоплоны. Они имели круглую форму и весили более 8 кг. Интересен тот факт, что при бегстве воины первым делом бросали свои щиты из-за их непомерной тяжести, поэтому потеря гоплона считалась позорной для любого гоплита. Их использовали не только для прикрытия тела во время боя, но и в качестве носилок, на которых помещали раненых или погибших товарищей.

Историки часто связывают происхождение известного выражения «со щитом или на щите» именно с этим греческим снаряжением. Чаще всего гоплон состоял из деревянной основы, которая была с внешней стороны оббита железным или бронзовым листом, а с внутренней - обтянута кожей. На нем имелись удобные ручки, куда продевалась рука воина. Главным оружием гоплитов были ксифосы - прямые короткие или махайры - кривые мечи с обратным изгибом. Кроме того, им еще полагалось носить и ксистоны - трехметровые копья для метания.

Производство оружия

Изначально государство не заботилось об обеспечении своих воинов оружием и даже приняло закон, согласно которому каждый греческий гоплит (5 век до н. э.) обязан был экипироваться за свой счет, хотя полное обмундирование стоило недешево (примерно 30 драхм). Эта сумма была сравнима с месячным доходом ремесленника. Обычно столь дорогое оружие переходило по наследству.

Кстати, его производство в Древней Греции процветало в основном в полисах, а в небольшие поселения оно завозилось из других мест. Во времена Перикла в Афинах работала довольно большая мастерская, где занимались изготовлением щитов. Пожалуй, это было самое крупное производство в античной Греции. На нем трудилось около 120 рабов и достаточно большое количество свободных граждан.

Изначально воины носили на голове иллирийские шлемы, или кегли. Их делали из бронзы и украшали гребнем из конских волос. Они были в употреблении с VII по VI в. до н. э., пока их не заменили коринфскими. Новые шлемы были полностью закрытыми и имели отверстия только для рта и глаз. Вне боя их обычно сдвигали на затылок. Позже появились халкидские шлемы, которые оставляли открытыми еще и уши. Во II в. до н. э. наиболее популярными считались фракийские - со сравнительно небольшим гребнем, дополненные фигурными нащечниками и козырьком.

Торс воина спереди и сзади защищала анатомическая кираса - гиппоторакс. Чаще всего она весила около 1 таланта (примерно 34 кг), но у некоторых солдат были доспехи и в два раза тяжелее. Со временем гиппоторакс постепенно стали заменять более легким вариантом - льняным панцирем, называемым линотораксом.

Защищенными были и другие части тела. Так, греческие гоплиты были экипированы поножами - книмидами, а также наручами, которые использовались вплоть до самой середины V в. до н. э. Доказательством этого факта служат многочисленные археологические находки, обнаруженные учеными на На многих амфорах и других предметах быта довольно часто всречались изображения, где греческий гоплит (фото фрагмента такого сосуда представлено ниже) сражается с оружием в руках против очередного неприятеля.

Преобразования в армии

В VII-V в. до н. э. была проведена реформа по утяжелению доспехов гоплитов. Скорее всего, такие меры были приняты с целью сохранения жизни воинов, так как спартанская армия в то время состояла всего лишь из 8 мор, а это чуть больше 4 тыс. воинов.

Однако начиная с середины V в. до н. э. снаряжение греческих солдат стало облегчаться: льняные панцири стали вытеснять анатомические кирасы. Почти полностью исчезли и наручи. Причиной тому послужило изменение в построении войск. Оно стало более плотным и глубоким, а количество солдат в отрядах удвоилось. Лишь численность спартанских формирований осталась неизменной - по 144 воина в каждом. Из-за перемен в построении рубящие удары наносились все реже, поэтому руки солдат не подвергались опасности быть отрубленными. Теперь все чаще применялось поэтому копья удлинились с 3 до 6 метров. Так греческие гоплиты стали превращаться в сариссофоров - пеших воинов, составлявших основу фаланг.

Традиции

Обычно спартанцы выступали в поход в полнолуние, а перед этим их правитель всегда приносил жертву, чтобы им сопутствовала удача. Перед армией всегда несли огонь, взятый из Спарты, который был необходим для разжигания костров теперь уже для походных жертвоприношений. Кроме того, с собой в брали и изображение с обнявшимися Диоскурами. Они олицетворяли братский союз товарищей по оружию и были идеалами для спартанских воинов.

Греческий армейский лагерь почти всегда имел форму круга и хорошо охранялся илотами. Надо сказать, что во время походов спартанцы одевались очень нарядно. Вместо обычного плаща из грубой ткани они носили пурпурные одежды, а вместо парки - до блеска начищенное оружие. Вступая в бой, солдаты надевали венки, будто собираясь на какой-то праздник.

Структура армии

В войсках служили не только греческие гоплиты. Кто такие пельтасты и пращники, которые помогали спартанцам в бою, вы узнаете далее. Так как греки считали кавалерию совершенно бесполезной, лошадей часто использовали лишь для подвоза богатых воинов к полю боя. Поэтому в те времена, кроме тяжелой пехоты (гоплитов), была еще и легкая, состоящая из беднейших горожан и рабов. Последние, несмотря на свое подневольное существование, были достаточно надежными людьми, преданными своим хозяевам.

У каждого гоплита обязательно был свой невольник, который помогал ему надевать снаряжение. В бою рабы были пращниками, которые носили с собой матерчатые сумки с нескольким десятком глиняных или каменных ядер диаметром до 40 см. Также у них имелась специальная ременная петля, снабженная утолщением. Это и была праща. Ее мастерски раскручивали над головой, а затем отпускали. Ядро вылетало и с большой скоростью настигало противника, нанося ему серьезные ранения по открытым частям тела.

Метатели

Пельтастами называли легких пехотинцев, вооруженных дротиками. Их набирали из числа призванных на службу беднейших горожан, у которых не было возможности приобрести оружие и доспехи гоплита. Бывало, что некоторым из них приобреталось такое обмундирование за городской счет.

Пельтасты метали свое оружие на расстояние около 15 м. Им не требовался большой запас дротиков, так как они успевали воспользоваться только несколькими за то короткое время, пока враг не приближался вплотную. Надо сказать, что дротик как оружие был намного опаснее, чем стрела, так как, попадая в щит противника, застревал в нем, мешая проделывать какие-либо защитные манипуляции.

Физическая подготовка и обучение

Как известно, греческие гоплиты - это ополченцы, которые с трудом могли держать строй во время движения, а уж о навыках рукопашного боя не было и речи. Конечно, можно предположить, что свободные граждане занимались какими-то физическими упражнениями, однако работать постоянно над усовершенствованием своего тела, особенно по достижении более зрелого возраста, да еще и крестьянам, не было ни возможности, ни сил.

Другое дело спартанцы. С самого детства каждого их них обучали искусству войны. Они знали, как правильно воевать, и справедливо гордились этим. Спартанские гоплиты не только умели безукоризненно держать строй, в чем им помогали флейтисты, но и грамотно вели рукопашный бой. Они были чуть ли не самыми лучшими воинами Древнего мира.

300 спартанцев

Можно с уверенностью сказать, что главную роль по защите своих городов от неприятельских войск тогда играл именно греческий гоплит. 480 год до н. э. - это время, когда огромная армия царя Персии Ксеркса переправилась через пролив и вторглась на чужую территорию. Греция вынуждена была защищаться. Ее союзническая армия состояла из отрядов гоплитов, присланных из одиннадцати городов, в числе которых была и Спарта. Чтобы не допустить дальнейшего продвижения неприятеля вглубь страны, греки попытались перекрыть узкий Фермопильский проход. Два дня им удавалось отбивать превосходящие силы персов, но предательство одного из местных жителей, проведшего вражеские отряды в обход защитников, не давало ни единого шанса на победу. Все греческое войско отступило, кроме трехсот спартанцев и еще двух отрядов - фиванцев и феспийцев, которые, впрочем, в скорости тоже сдались на милость врагу.

Спартанцы знали, что им не выиграть бой, но отступить не позволяли закон и честь. Здесь, в Фермопилах, они защищали свою землю - Опунтскую Локриду и Беотию, через которые должна была пройти персидская армия. Мужественные гоплиты не отступили и погибли, приняв неравный бой.

Время неумолимо бежит вперед, но история все же сохранила неопровержимые доказательства существования свободного города Спарты и его храбрых воинов, защищавших свою землю от врагов. Их героизмом до сих пор восхищаются многие люди, а именитые режиссеры снимают о них фильмы. Кроме того, практически в любом магазине, где есть сувенирный отдел, обязательно найдется хоть одна довольно реалистичная фигурка греческого гоплита в необычайно красивом обмундировании.