С конца 12 века у монгольских племен начался процесс зарождения феодальных отношений, так называемый «кочевой феодализм». В 1206 году вождем монгольских племен был избран Темучин, получивший имя Чингисхана. Военная добыча была источником существования знати, а её раздача - средством привлечения к ней подданых, следовательно новое государство пошло по пути завоеваний. Завоевав огромную территорию, в 1222 году татаро-монголы вышли к юго-восточным границам Руси. Из-за феодальных распрей русское войско, пришедшее по просьбе половцев на помощь, не было полным и сплоченным. Это стало одной из причин поражения в битве на реке Калке в 1223году. К 1236 году внук Чингисхана, хан Батый, завоевал Волжскую Булгарию в 1237 году вторгся на Русь. В ходе первого похода татар была разгромлена и подчинена практичесски вся северо-восточная Русь. В последующих походах 1239 и 1240 годов Батый подчинил всю юго-восточную Русь.

Золотая Орда. Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша. Столицей Золотой Орды был город Сарай, расположенный в низовьях Волги (сарай в переводе на русский язык обозначает дворец). Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объединенных под властью хана.

Управляли ими братья Батыя и местная аристократия. Роль своеобразного аристократического совета играл "Диван", где решались военные и финансовые вопросы. Оказавшись в окружении тюркоязычного населения, монголы переняли тюркский язык. Образовался новый народ -- татары. В первые десятилетия существования Золотой Орды ее религией было язычество.

Русские земли и Золотая Орда. Разоренные монголами русские земли были вынуждены признать вассальную зависимость от Золотой Орды. Не прекращавшаяся борьба, которую вел русский народ с захватчиками, заставила монголо-татар отказаться от создания на Руси своих административных органов власти. Русь сохранила свою государственность. Этому способствовало и наличие на Руси собственной администрации и церковной организации. Кроме того, земли Руси были непригодны для кочевого скотоводства, в отличие, например, от Средней Азии, Прикаспия, Причерноморья. В 1243 г. брат убитого на реке Сить великого владимирского князя Юрия Ярослав Всеволодович (1238-1246) был призван в ставку хана. Ярослав признал вассальную зависимость от Золотой Орды и получил ярлык (грамоту) на великое княжение Владимирское и золотую дощечку ("пайдзу"), своеобразный пропуск через ордынскую территорию. Вслед за ним в Орду потянулись другие князья. Для контроля над русскими землями был создан институт наместников-баскаков - руководителей военных отрядов монголо-татар, следивших за деятельностью русских князей. Донос баскаков в Орду неминуемо заканчивался либо вызовом князя в Сарай (зачастую он лишался ярлыка, а то и жизни), либо карательным походом в непокорную землю. Достаточно сказать, что только за последнюю четверть ХШ в. было организовано 14 подобных походов в русские земли. Некоторые русские князья, стремясь поскорее избавиться от вассальной зависимости от Орды, стали на путь открытого вооруженного сопротивления. Однако сил свергнуть власть захватчиков было еще недостаточно. Это хорошо понимал Александр Невский, с 1252 по 1263 г. великий князь Владимирский. Он взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. Политику Александра Невского поддержала и русская церковь, которая видела большую опасность в католической экспансии, а не в веротерпимых правителях Золотой Орды. В 1257 г. монголо-татары предприняли перепись населения - "запись в число". В города посылались бесермены (мусульманские купцы), которым на откуп отдавался сбор дани. Размер дани ("выхода") был очень велик, одна только "царева дань", т.е. дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в ГОД. Постоянная дань дополнялась "запросами" - единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для "кормления" ханских чиновников и т.д. Всего было 14 видов даней в пользу татар. Перепись населения в 50-60-х годах ХШ в. отмечена многочисленными восстаниями русских людей против баскаков, ханских послов, сборщиков дани, переписчиков. В 1262 г. расправлялись со сборщиками дани, бесерменами, жители Ростова, Владимира, Ярославля, Суздаля, Устюга. Это привело к тому, что сбор дани с конца XIII в. был передан в руки русских князей.

Последствия монгольского завоевания и золотоордынского ига для Руси. Монгольское нашествие и золотоордынское иго стало одной из причин отставания русских земель от развитых стран Западной Европы. Был нанесен огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Десятки тысяч людей погибли в битвах или были угнаны в рабство. Значительная часть дохода в виде дани отправлялась в Орду. Запустели и пришли в упадок старые земледельческие центры и некогда освоенные территории. Граница земледелия отодвинулась на север, южные благодатные почвы получили название "Дикое поле". Массовому разорению и уничтожению подверглись русские города. Упростились, а порой и исчезали многие ремесла, что тормозило создание мелкотоварного производства и в конечном итоге задержало экономическое развитие. Монгольское завоевание консервировало политическую раздробленность. Оно" ослабило связи между различными частями государства. Были нарушены традиционные политические и торговые связи с другими странами. Вектор русской внешней политики, проходивший по линии "юг -- север" (борьба с кочевой опасностью, устойчивые связи с Византией и через Балтику с Европой) кардинально переменил свою направленность на "запад - восток". Замедлились темпы культурного развития русских земель.

В конце XII - начале XIII вв. в Центральной Азии произошли события, оказавшие огромное влияние на историю Китая, Средней Азии, Кавказа и Восточной Европы. Эти события связаны с нашествием монголо-татар и формированием Монгольской империи - государства, созданного в Центральной Азии талантливым военачальником Темучином (Чингис-ханом) в начале XIII в.

В короткое время монголы завоевали огромную территорию в Азии и Европе от Тихого океана до Адриатического моря и Центральной Европы. Столицей империи стал г. Каракорум.

Рассматривая вопросы развития монголо-татарских племен, необходимо учитывать самые разнообразные исторические условия той эпохи, внутреннее положение этих племен, уровень сложившихся в них феодальных отношений, и, наконец, экономические и политические факторы.

Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монгольской Народной Республики. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка. Среди монгольских племен в этот период выделялось большое племя татар, обитавшее в восточной части Монголии. Монголо-татарские племена вели кочевой образ жизни. Наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Лесные монголы занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей. Кочевали монголы большими куренями, причем каждый курень обладал значительной политической самостоятельностью: вел войны, заключал союзы и т.п.

Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля происходила в форме обмена. Развитие классовых отношений, обнищание рядовых кочевников и накопление богатств в руках отдельных семей приводили к распаду общин-куреней на более мелкие хозяйственные объединения: аилы, юрты, кибитки одной семьи.

К началу XIII в. монголо-татарские племена перешли к раннефеодальному строю, хотя сохранили еще остатки родоплеменных отношений. В процессе взаимных столкновений между родами складывались союзы племен. Во главе племен становились особые предводители или вожди, наиболее сильные, ловкие, богатые (найоны, богатуры). Они имели свои отряды нукеров, которые участвовали с ними в набегах, охотах, пирах, помогали советом в решениях.

Ожесточенная борьба между племенами завершилась образованием к началу XIII в. Монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией. После длительных и кровавых войн вождь одного из монгольских племен Темучин покорил остальные племена.

В 1206 г. на курултае - собрании представителей монгольской знати - хан Темучин (Темуджин) был избран ханом всех монголов, получив титул Чингис-хана (Великого вождя). Он сумел создать боеспособную армию, в которой была введена железная дисциплина.

Вскоре Чингис-хан начал проводить захватническую политику. В последующие пять лет монгольские отряды, объединенные Чингисханом, покорили земли соседей, а к 1215 г. завоевали Северный Китай. При помощи взятых на службу к монголам китайских специалистов была создана эффективная администрация. В 1221 г. орды Чингис-хана разгромили основные силы хорезмского шаха, затем покорили Среднюю Азию и Кавказ. В 1223 г. в битве на р.Калке передовой отряд монгольского войска разгромил объединённые силы русских князей. Русские действовали нерешительно, не все полки приняли участие в битве в связи с тем, что возглавляющие их князья занимали выжидательную позицию.

В 1237 г. огромное войско хана Батыя, внука Чингис-хана, вторглось в русские земли. Были покорены почти все княжества, города Рязань, Москва, Владимир, Чернигов, Киев и многие другие сожжены. До Новгорода монголы не дошли, но вскоре новгородцы вынуждены были согласиться на выплату тяжелой дани монгольскому хану.

В 1241 г. монголы напали на Польшу и Венгрию. Поляки и тевтонские рыцари потерпели поражение. Однако из-за борьбы за ханский престол Батый прекратил наступление и ушел в южнорусские степи.

Еще при жизни Чингис-хан разделил свою империю на 4 улуса (области), во главе которых поставил своих сыновей. После его смерти, в 40-х гг. XIII в. улусы постепенно превратились в самостоятельные государства. Западный улус, первоначально переданный по начало Джучи-хана, занимал огромную территорию от Иртыша до Дуная. В свою очередь этот улус был разделен между сыновьями хана Джучи на два удела (юрта). На территории западного юрта, владении внука Чингис-хана - хана Батыя, образовалось государство, получившее название Золотой Орды.

Золотая Орда была основана в 1243 г. и представляла собой раннефеодальную монархию, воспринявшую влияние китайской политической культуры и сохранившую много элементов традиционной для монголов-кочевников догосударственной культуры. Для общественного строя монголов были характерны следующие особенности:

Кочевой и полукочевой образ жизни населения;

Патриархальный характер рабства;

Значительная роль племенных вождей;

Иерархия кочевого землевладения.

Экономической основой государства являлись феодальные производственные отношения, характерная черта которых - феодальная собственность на землю, пастбища, скот. По мнению некоторых исследователей, это была сословная собственность, признаваемая рядовыми кочевниками путем дачи определенной доли получаемого продукта своему господину. Более мелкие феодалы (десятники, сотники) зависели от более крупных (тысячников, темников), что и обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения. Вся земля номинально являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земельных угодий распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению. У большинства же монголо-татар сохранились полуфеодальные отношения с многочисленными пережитками родового быта.

Класс феодалов, или «белая кость» - верхушка золотоордынского общества - включала в себя монголо-татарскую кочевую аристократию. Наверху социальной лестницы находился хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и др.) из дома Джучи - первого хана Золотой Орды. С течением времени род джучидов сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличивалось и усилилась борьба за власть между ними.

Вторую группу господствующего класса составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул) - наиболее крупные феодалы. Каждый крупный золотоордынский землевладелец получал от своих владений огромные доходы - 100-200 тыс. динаров в год.

Третья группа золотоордынских феодалов была представлена тарханами, людьми среднего достатка, занимавшими относительно невысокие должности в государственном аппарате.

Наконец, в последнюю группу господствующего класса входили нукеры. Они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном и судебном аппарате. Церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Кочевники-скотоводы - карачу жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежащих землевладельцу. Хозяйственные повинности скотоводов порождались общей деспотической системой. Например, платя повинность молоком, кочевники-скотоводы должны были приносить своему господину кобылье молоко «каждого третьего дня». Карачу несли также военную службу, содержали чиновников и воинские части, предоставляли им транспорт для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.

Крестьянское население в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Крыма, Поволжья и т.д. называлось собанчи и уртакчи. Собанчи - это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности с виноградников, надворных построек (амбаров, гумна), платили пошлины с арыков. Уртакчи - обедневшие члены крестьянской общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов (половину, одну треть, четверть).

В XIII - XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникали как административно-политические поселения, обусловливаемые потребностями государства. Однако большинство их было разрушено в результате походов Тимура. В течение 1395 - 1396 гг. градостроительная культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не могла возродиться.

Городское население состояло в основном из ремесленников, мелких торговцев и купцов и было довольно многочисленным. По мнению некоторых ученых, в золотоордынских городах существовали объединения ремесленников. В городах проживали также многочисленные чиновники, работавшие в исполнительном, управленческом и налоговом аппарате.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Число их в Золотой Орде было чрезвычайно велико. Источником рабства служил плен. В Золотой Орде процветала работорговля.

Однако рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Например, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.

Государственный строй. Высшие органы власти и управления. Чингисхан разделил все государство на 4 улуса (удела), каждый из которых возглавлял один из его сыновей.

Хан. Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, обладавший сильной деспотической властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное деление страны, пронизывала ее сверху донизу. Он избирался курултаем - съездом монгольской аристократии. Столицей государства первоначально был г. Сарай-Бату, построенный в 1254 г. на Волге.

Путешественники, прибывшие в Золотую Орду из раздираемой феодальными смутами Европы, прежде всего, поражались тому, что «хан имеет изумительную власть над всеми». Ханов окружала верхушка кочевой аристократии, которая направляла и контролировала их деятельность. Курултай - съезд монголо-татарской знати - созывался для решения наиболее важных вопросов (выборы хана, планирование походов, проведение охоты и др.). Его созыв приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану. Однако в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно, в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) - представительницы правящей верхушки.

Центральный аппарат состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. В качестве центральных органов отраслевого управления в золотоордынском государстве действовали диваны (канцелярии). Важным должностным лицом являлся везир - номинальный глава правительства.

В числе высших должностных лиц источники называют четырех улусных эмиров (управителей). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками) и считался первым лицом в государстве после хана.

В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула, ведавшего снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры десятитысячных отрядов). Темникам подчинялись тысячники (командиры тысячных отрядов), а последним - сотники и десятники. Среди других должностных лиц в источниках упоминаются таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и др.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки, в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.

Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Например, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников.

Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей в пользу Золотой Орды. Принудительным путем были сформированы особые военные отряды, частью укомплектованные из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших контроль над этими княжествами. Баскаки подчинялись «великому» или главному баскаку, находившемуся во Владимире. К управлению покоренными народами привлекалась и местная знать.

Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тыс.). Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войска - многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и другие сооружения.

Сохранение родовой спайки, железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конных масс, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали степнякам преимущество над малоподвижными феодальными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы над ними.

Судебные учреждения в Золотой Орде имели ярко выраженный классовый характер. Высшая судебная власть принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

Существовал специальный судебный орган - диван-яргу, который возглавлял главный судья. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судьей), рассматривавшие менее опасные дела.

С принятием ислама появились мусульманские судьи - кади. При вынесении решений они руководствовались законами шариата (т.е. нормами мусульманского права).

Своего наибольшего расцвета Орда достигла в 1313 г., после прихода к власти в результате междоусобной феодальной войны хана Узбека. При нём в Золотой Орде получил широкое распространение ислам. Армия Узбека насчитывала более 300 тыс. воинов. С её помощью он подчинил Синюю Орду (восточная часть империи) и усилил власть над всеми покорёнными землями, в том числе - над Русью.

Начало распада Золотой Орды относят к 70-м гг. XIV века, а во второй половине XV в. Орда окончательно распалась на несколько самостоятельных государств.

В традиционном представлении европейского читателя монгольские законы исключительно связаны со знаменитым кодексом «Яса», учрежденным в 1206 году «великим мирозавоевателем» Чингисханом. Меж тем и после распада во второй половине XIII века империи Чингисидов жизнь монгольского законодательства не прекратилась. Уникальная находка – обнаружение в 1914 году в заброшенных развалинах чудом сохранившейся охапки берестяных листов, покрытых старомонгольскими письменами, - привела к открытию замечательного памятника монгольского права конца XVI - начала XVII века, «Восемнадцати степных законов».

Основными источниками права Золотой Орды являлись:

1) грамоты, пайцзы, ярлыки, повеления местным управителям и другие документы - результат законодательной деятельности золотоордынских ханов;

2) к самому началу XII в. относится запись наставлений Чингисхана по различным вопросам государственного и общественного строя, известная в литературе под названием «Яса» («Яса Чингисхана», «Великая Яса»). Это был единственный писаный источник права монгол в XII в. Характер этих наставлений ярко иллюстрирует деспотическую власть Чингисхана. Из дошедших до нас 36 отрывков «Ясы» в 13 речь идет о смертной казни.

3) Сокровенное сказание (памятник права более позднего происхождения).

4) Шариат (по шариату рассматривались дела о религиозных преступлениях).

5) Обычное право монгольских племен.

Нормы «Великой Ясы» имели казуальный характер и в значительной части выражали религиозные предписания и запреты. Например, суровые наказания грозили тому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, стирал одежду, возвращался по той же дороге, по которой отправлялся в путь. Под страхом смертной казни запрещалось проходить по тому месту, где располагалась ставка хана, та же кара грозила за опускание руки в текущую воду.

В целом Яса признавала в качестве преступлений, подлежащих наказанию, следующие группы правонарушений: против религии, морали и установленных обычаев; против хана и государства; и против жизни и интересов отдельной личности.

Для уголовного права Золотой Орды характерной чертой была крайняя жестокость наказаний за совершенные преступления. Неисполнение законов Яссы часто каралось смертной казнью либо членовредительством. Так, одной из часто применяемых разновидностей смертной казни было: «зарезать, как барана». К смертной казни могли также приговорить за преднамеренный обман, убийство человека, нарушение правил забоя животных для еды, за колдовство и ряд других деяний.

За мелкую кражу виновного подвергали телесному наказанию, он должен был вернуть украденное или возместить его стоимость.

С особой жестокостью, в целях устрашения, наказывались воинские преступления и преступления против власти. Против покорённых народов часто использовалась внесудебная расправа силами военных отрядов. Так, в 1293 г. монголы вторглись в Северо-Восточную Русь и, как отмечал летописец, «всю землю пусту сотворили».

Главной целью наказания, в понимании Ясы, было физическое уничтожение преступника. Поэтому смертная казнь играет важную роль в этом кодексе. Яса признает временную изоляцию преступника через заключение в тюрьму, депортацию, смещение с должности, а также запугивание через причинение боли или наложение штрафа. В некоторых случаях не только сам преступник, но и его жена и дети подлежат наказанию.

Смертная казнь предписывалась почти за все виды преступлений. Она следовала за значительную часть преступлений против религии, морали или установленных обычаев; за большинство преступлений против хана и государства; за некоторые преступления против собственности; за третье банкротство; за конокрадство – в случае, когда вор не мог заплатить штраф.

Наказание через тюремное заключение и депортацию предусматривалось за нарушение Ясы членами ханского рода. Каждый офицер военного соединения подлежал разжалованию, если не справлялся со служебными обязанностями. Воины и охотники наказывались путем причинения боли за мелкие проступки против военной дисциплины. Убийство каралось штрафом. За кражу коня преступник подвергался репрессиям, штрафу, или даже смертной казни.

Гражданское законодательство. Свидетельства о гражданском законодательстве Ясы скудны. Это, возможно, объясняется не только неполнотой существующих фрагментов, но также тем фактом, что подобные отношения регулировались общепринятым родовым законом. Однако одна важная статья относительно наследования была включена в Ясу: «У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним».

Коммерческое право. Известно, что Чингисхан уделял большое внимание торговле. Сохранение безопасности коммерческих путей для международной торговли было одной из важных целей его политики. Поэтому естественно предположить, что Яса содержала какой-либо статут относительно торговли. Однако среди фрагментов присутствует лишь одна сохранившаяся часть торгового законодательства: «Если кто-либо возьмет товар в кредит и обанкротится, затем опять возьмет товар вновь и еще раз обанкротится, а затем вновь возьмет товар и обанкротится, то должен быть приговорен к смерти после его третьего банкротства».

Наследственные и брачно-семейные отношения основывались на обычном праве и традициях. Старший сын наследовал большую часть имущества, а юрта, утварь и остаток скота оставался младшему сыну, который даже после женитьбы продолжал жить с родителями. Закон требовал от жениха платить родителям невесты выкуп, имуществом после смерти мужа управляла главная жена до тех пор, пока сыновья не достигнут совершеннолетия. Многие девушки выходили замуж в зрелом возрасте, так как жениху приходилось долгое время копить деньги на выкуп своей невесты.

Из всего сказанного видно, что Великая Яса в основном была суровым законом, с жестокими положениями, имевшими своей целью сохранять спокойствие народа. Как памятник феодального права, Великая Яса утверждала абсолютную власть монгольского хана над своими подданными. Однако анализ названных правовых норм свидетельствует о том, что он был суровее, чем другие кодексы восточных стран. Так, суровы до жестокости были вавилонские законы при Хаммурапи или древние китайские законы. Характеризуя карательную систему Ясы, В.А. Рязановский писал: «Смертная казнь применяется очень часто, но Яса знает и откуп от казни за убийство, кражу и, вероятно, за некоторые более мелкие преступления и проступки». Яса не знает увечащих наказаний и квалифицированной смертной казни. Если сравнить карательную систему Ясы с указанными восточными системами, а также со средневековым европейским уголовным правом, то, конечно, Великую Ясу нельзя назвать исключительно суровым кодексом.

Высшая судебная власть принадлежала хану, на местах правосудие вершили управители улусов и назначаемые ими местные судьи (яргучи), в войске - командиры частей. Имелся и высший судебный орган - диван-яргу. С принятием ислама появились кади - местные судьи, принимавшие решения на основе норм мусульманского права (шариата).

Судебный процесс носил открытый и состязательный характер. Наказание назначалось только в том случае, если обвиняемый «будет уличён в деянии и сознается». Помимо свидетельских показаний, клятвы, поединка, применялась пытка, использовался принцип круговой поруки и групповой ответственности.

Монгольский народ и монгольская империя

В конце XII века среди монголов происходит стремительное становление народа из отдельных этнических групп. Это связано с деятельностью Темучжина. Вначале Темучжин покоряет соседние монгольские этносы и становится Чингисханом, верховным владыкой всех монголов. Затем он расширяет зону своих политических интересов и включает в новый быстро создающийся народ все новые и новые этнические группы. Те этносы, которые подчиняются Чингисхану, становятся частью его армии-народа. Тех, кто оказывает сопротивление, Чингисхан безжалостно вырезает. Так создается новый лаос – монголо-татарский народ.

Армии Чингисхана, а после его смерти его наследников, захватывают Манчжурию, всю евразийскую степь от Тихого океана до Паннонии, Китай, владения хорезмского шаха, куда входила вся Средняя Азия, Афганистан и Персия, все Русские княжества, доходят до Сирии на Ближнем Востоке (где терпят поражение от египетских мамлюков), захватывают Венгрию и подходят вплотную к Вене, откуда возвращаются назад. Так складывается мегаимперия, во главе которой стоят монголы как «руководящий этнос». В полном составе империя Чингисхана держится недолго, и его дети и внуки становятся властителями отдельных ее частей, повторяя общий сценарий распада большинства мегаимперий.

Теперь обратимся к «Золотой Орде», созданному внуком Чингисхана Батыем, куда были включены завоеванные монголами русские княжества. «Золотая орда» вначале была составной частью Монгольской мегаимперии, но позже постепенно автономизировалась и стала представлять из себя самостоятельное государство. На 200 с лишним лет русский народ, оказывается в составе нового типа государственности, установленной извне. Этот период принято называть «монголо-татарским игом», так как по сравнению с историческим опытом собственной государственности русские восприняли монгольское владычество как «регресс», «катастрофу» и исторический «проигрыш».

Типологически можно сказать, что славяне снова вернулись к такой ситуации, когда они оказались данниками кочевых империй, центр которых располагался вне их территорий, как это не раз бывало в докиевский период. Разница состояла лишь в том, что теперь славяне знали, что такое свое государство, которого они лишились и что такое историческое бытие, тогда как ранее они, видимо, воспринимали внешнее господства как нечто, не затрагивающее их этнического бытия. Теперь у русских было с чем сравнивать: еще жива была память о Киевской Руси, которая резко контрастировала с нынешним положением покоренного народа.

Судьба русского народа в монгольскую эпоху определялась рядом внешних и внутренних факторов. С одной стороны, влияние «Золотой Орды» и ее социально-политический, культурный, религиозный строй, а также развитие самой ордынской политики, от которого русские поневоле зависели, а с другой политические решения, принимавшиеся теми или иными великими князьями и удельными князьями. Огромную роль играли княжеские распри, к которым на разных этапах подключались и монголы.


В первую очередь, следует обратить внимание на ценностную систему «Золотой Орды».

· абсолютизация военного духа,

· провозглашение превалирования воинской завоевательной героич. этики надо всеми остальными культурными формами,

· полное отождествление общества и войска, армии,

· требование тотального послушания начальству,

· воспевание мужества, храбрости, выносливости и всех иных военных доблестей,

· презрение к мирному труду, изнеженности, оседлым и особенно городским формам существования,

· прославление крайней жестокости к противнику,

· ненависть к предательству и императивному наказанию за него,

· предпочтение смертной казни за любые формы серьезных нарушений закона,

· ограничение в еде, пьянстве и наслаждениях,

· тотальная и обязательная веротерпимость в отношении всех религий и категорическому отказу в поддержке какой-то одной веры в ущерб другой,

· постановка служителей религиозных культов вне общих правил и сохранению им жизни и свободы даже в случае поголовного истребления населения тех стран и обществ, к которым они относятся.

Этими принципами, так или иначе, руководствовались почти все золотоордынские ханы, положившие эти установки в основу своего правления. Этот героический стиль русские за двести с лишним лет вполне усвоили и в дальнейшем стали строить свою государственность именно на такой ценностной системе.

И наконец, важнейшим элементом золотоордынской системы является почитание самого хана, который воспринимается не просто как административная инстанция, но как носитель абсолютной и непререкаемой власти, не сопоставимой с компетенцией всех остальных нижестоящих аристократов.

Ассимиляция и использование русским обществом ордынских социальных начал

На практике перечисленные принципы золотоордынского общественного устройства сформировали важнейшие черты будущего Московского царства. Благодаря веротерпимости, русские сохранили и многократно укрепили свою православную идентичность. Религия стала в этот период тем, что делало народ народом, то есть позволяло ему быть самим собой в условиях, когда государственная независимость была утрачена. Скорее всего, как будет явствовать из дальнейшей, постордынской истории, именно в эти двести с лишним лет произошло глубокое усвоение русским народом православных начал.

Важнейшим результатом для социологической структуры русского общества стал принцип абсолютной ханской власти, ранее не известный русским во всей его полноте и радикальности. Каким бы ни был престижным титул великого князя, он все же оставался в глазах других князей не более, чем первый среди равных. Познакомившись с ордынской формой власти, Владимирские, а позднее Московские князья сделали для себя очень важный вывод: если требуется сохранить единство великого государства, необходимо установить именно такую модель управления, когда верховный правитель не просто первый среди равных, а превосходит всех, кто находится вплотную к нему в той же степени, в которой он превосходит простых смердов.

Два пути русских княжеств в монгольский период

Все перечисленные моменты монгольского влияния дали о себе знать не сразу, но постепенно, по мере знакомства русских с ордынским укладом на протяжении 200 с лишним лет. Все это время на самой Руси продолжалась раздробленность, распри между удельными князьями, стычки друг с другом более мелких князей и битвы за великокняжеский.

При этом все яснее обозначалась граница между Западной Русью и Восточной Русью. К Западной Руси относилось Полоцкое, Смоленское, Галицко-Волынское княжество, а также территория княжества Киевского, Переяславского и часть Черниговского. К Восточной – Владимиро-Суздальское княжество, Рязанское, Новгородское и восток Северской земли. Практически все эти и ряда земель, относящихся к северо-западным окаринам Полоцкого княжества, платили дань «Золотой Орде» и входили в ее территории. Но политически и социологически судьба этих двух половин Руси постепенно расходилась.

Западная Русь: стремление противостоять монгольскому нашествию с опорой на Западную Европу и католичество.

Восточная Русь: сотрудничество с монголами, укрепление Руси, противостояние Западу и католичеству (Александр Невский)

Эти два вектора предопределили две ориентации для последующих этносоциологических процессов – в зонах Западной и Восточной Руси в эпоху монгольских завоеваний из останков единого древнерусского народа и в большинстве своем славянских этносов, трансформировавшихся в ходе предыдущей истории и приобретших новые свойства, постепенно формируются два кандидата на народ – западнорусский и восточнорусский. Позднее западнорусский «народ» получит название «белорусов» (на севере) и «малороссов» (на юге), а восточнорусский народ станет называться «великороссами».

Возвышение Москвы

Владимирская Русь с эпохи Александра Невского становится центром становления великорусского народа. Постепенно центр внимания переносится в Москву. С князя Даниила Московского, сына Александра Невского, берет свое начало династия московских князей. Даниил Московский, как и вся последующая линия московских князей, наиболее последовательно продолжает традиции Александра Невского, стремясь всячески укрепить, расширить и обстроить Великое княжество Владимирское, позже Московское, сохраняя при этом лояльность Орде, верность православию и настороженность в отношении Запада.

Иван Калита: в расширение Московских владений, покупая или присоединяя силой многие русские города и области в основном на севере страны. Иван Калита интегрируется в ордынскую элиту, жестко собирает дань для хана с русского населения, подчиняет себе окружающие княжества, получает ярлык на великое княжение. Москва становится центром русского православия. Дети Ивана Калиты, великие князья Симеон Гордый и Иван II Красный, действовали в том же ключе, укрепляя Москву, тесно сотрудничая с монголами и стараясь максимально усилить русское православие.

Дмитрий Донской вошел в историю своей победой над ордынском войском Мамая на Куликовом поле, когда русские войска впервые за всю историю орды продемонстрировали свою способность побеждать монголов и их войско. Многие историки видят в этом переломный момент становления великорусского народа.

После 1380 года пройдет еще около ста лет, пока Москва окончательно освободится от монгольского ига, хотя после Куликова поля роль Орды существенно снизилась. Сама Орда стала слабнуть и превратилась из не подлежащего сомнению высшего имперского начала в сильное и могущественное, но клонящееся к закату государство, от которого Москва все еще зависела и которому платила дань («выход»), но которое уже не предопределяло ее судьбу.

Так завершается вызревание великоросского народа, который сложился в монгольский период из восточной части древнерусского народа – жителей восточных и северных княжеств Руси (Владимирско-Суздальского, Рязанского, Тверского, Новогородского).

Этот народ – великороссы – имел в своей основе преимущественно славянское население со значительной долей финно-угорского этноса. При этом за столетия государственности прочно сложилась политическая элита, состоящая из княжеской династии Рюриковичей, древнего боярства, а также значительного числа тюркской, монгольской, литовской знати, интегрированной в правящий класс в ходе исторических и политических перипетий.

Важнейшим скрепляющим этот народ – и в массах и в элитах – элементом было православие.

При этом огромное влияние на него оказало политическое и социальное устройство «Золотой Орды».

Монгольская феодальная империя сложилась в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в XIII-XIV вв.

В начале XIII в. на территории Центральной Азии в итоге длительной межплеменной борьбы возникло единое Монгольское государство, в состав которого вошли все основные монгольские племена кочевников-скотоводов и охотников. В истории монголов это был существенный прогресс, качественно новая ступень развития: создание единого государства способствовало консолидации монгольской народности, утверждению феодальных отношений, сменивших общинно-родовые. Основателем Монгольского государства стал хан Тэмучин (1162-1227), который в 1206 г. был провозглашен Чингисханом, т. е. великим ханом.

Выразитель интересов дружинников и нарождавшегося класса феодалов , Чингисхан осуществил ряд радикальных реформ по укреплению централизованной военно-административной системы государственного управления, пресечению любых проявлений сепаратизма. Население было разбито на «десятки», «сотни», «тысячи» кочевников, которые в ратное время немедленно становились воинами. Образована личная гвардия - опора хана. В целях усиления позиций правившей династии все ближайшие родственники хана получили крупные уделы. Составлен свод законов («Яса»), где, в частности, аратам запрещалось самовольно переходить из одного «десятка» в другой. Виновные в малейших нарушениях «Ясы» строго наказывались. Происходили сдвиги в сфере культуры. К началу XIII в. относится появление общемонгольской письменности; в 1240 г. создан знаменитый историко-литературный памятник «Сокровенное сказание монголов». При Чингисхане была основана столица Монгольской империи - город Каракорум, который был не только административным центром, но и средоточием ремесел и торговли.

С 1211 г. Чингисхан начал многочисленные захватнические войны, видя в них главное средство обогащения, удовлетворения возраставших потребностей кочевой знати, утверждения господства над другими странами. Завоевание новых земель, захват военной добычи, обложение данью покоренных народов - это сулило быстрое и небывалое обогащение, абсолютную власть над огромными территориями. Успеху походов способствовали внутренняя прочность молодого Монгольского государства, создание сильного подвижного войска (конницы), хорошо оснащенного технически, спаянного железной дисциплиной, управляемого искусными полководцами. При этом Чингисхан умело использовал междоусобные конфликты, внутренние распри в стане противника. В результате монгольским завоевателям удалось покорить многие народы Азии и Европы, захватить обширные регионы. В 1211 г. началось нашествие на Китай, монголы нанесли ряд серьезных поражений войскам Цзиньского государства. Они разрушили около 90 городов и в 1215 г. взяли Пекин (Яньцзин). В 1218-1221 гг. Чингисхан двинулся на Туркестан, завоевал Семиречье, разгромил хорезм-шаха Мухаммеда, овладел Ургенчем, Бухарой, Самаркандом и другими центрами Средней Азии. В 1223 г. монголы дошли до Крыма, проникли в Закавказье, опустошили часть Грузии и Азербайджана, по берегу Каспийского моря прошли в земли аланов и, победив их, вышли в половецкие степи. В 1223 г. монгольские отряды разбили объединенное русско-половецкое войско у реки Калка. В 1225-1227 гг. Чингисхан предпринял свой последний поход - против государства тангутов. К концу жизни Чингисхана в состав империи входили кроме собственно Монголии Северный Китай, Восточный Туркестан, Средняя Азия, степи от Иртыша до Волги, большая часть Ирана и Кавказа. Чингисхан поделил земли империи между своими сыновьями - Джучи, Чагадаем, Угэдэем, Тулуем. После смерти Чингисхана их улусы все более приобретали черты независимых владений, хотя номинально признавалась власть всемонгольского хана.

Преемники Чингисхана ханы Угэдэй (годы правления - 1228-1241), Гуюк (1246-1248), Мункэ (1251-1259), Хубилай (1260-1294) и другие продолжали завоевательные войны. Внук Чингисхана Бату-хан в 1236- 1242 гг. осуществил захватнические походы на Русь и другие страны (Чехию, Венгрию, Польшу, Далмацию), продвинувшись далеко на запад. Образовалось огромное государство Золотая Орда, вначале входившее в состав империи. Русские княжества стали данниками этого государства, испытав всю тяжесть Ордынского ига. Другой внук Чингисхана Хулагу-хан основал в Иране и Закавказье государство Хулагидов. Еще один внук Чингисхана Хубилай в 1279 г. завершил завоевание Китая, основав в 1271 г. в Китае монгольскую династию Юань и перенеся столицу империи из Каракорума в Чжунду (современный Пекин).

Завоевательные походы сопровождались разрушением городов, гибелью бесценных памятников культуры, опустошением обширных районов, истреблением тысяч людей. В покоренных странах вводился режим грабежа и насилия. Местное население (крестьяне, ремесленники и др.) облагалось многочисленными налогами и податями. Власть принадлежала наместникам монгольского хана, их помощникам и чиновникам, которые опирались на сильные военные гарнизоны, богатую казну. При этом завоеватели стремились привлечь на свою сторону крупных землевладельцев, купцов, духовенство; во главе некоторых земель ставили послушных правителей из числа местной знати.

Монгольская империя была внутренне весьма непрочной, представляла собой искусственный конгломерат разноязычных племен и народностей, находившихся на разных стадиях общественного развития, часто более высоких, чем у завоевателей. Все более усиливались внутренние противоречия. В 60-е гг. XIII в. от империи фактически отделились Золотая Орда и государство Хулагидов. Вся история империи наполнена длинной серией восстаний и мятежей против завоевателей. Вначале они жестоко подавлялись, но постепенно силы покоренных народов крепли, а возможности захватчиков слабели. В 1368 г. в результате массовых народных восстаний пало монгольское господство в Китае. В 1380 г. Куликовская битва предрешила свержение Ордынского ига на Руси. Монгольская империя распалась, перестала существовать. В истории Монголии начался период феодальной раздробленности.

Монгольские завоевания причинили неисчислимые бедствия покоренным народам, надолго задержали их общественное развитие. Они оказали отрицательное влияние на историческое развитие Монголии и на положение народа. Награбленные богатства использовались не для роста производительных сил, а в целях обогащения господствующего класса. Войны разобщали монгольскую народность, истощали людские ресурсы. Все это пагубно сказалось на социально-экономическом развитии страны в последующие века.

Было бы неправильно однозначно оценивать историческую роль основателя Монгольской империи Чингисхана. Его деятельность носила прогрессивный характер, пока шла борьба за объединение разрозненных монгольских племен, за создание и укрепление единого государства. Затем положение изменилось: он стал жестоким завоевателем, покорителем народов многих стран. Вместе с тем это был человек незаурядных способностей, блистательный организатор, выдающийся полководец и государственный деятель. Чингисхан - крупнейшая фигура монгольской истории. В Монголии большое внимание уделяется устранению всего наносного, что было связано либо с фактическим замалчиванием, либо с односторонним освещением роли Чингисхана в истории. Создана общественная организация «Очаг Чингиса», увеличивается число публикаций о нем, активно работает монголо-японская научная экспедиция по поискам места его захоронения. Широко отмечено 750-летие «Сокровенного сказания монголов», в котором ярко отражен образ Чингисхана.

» Казахстан в период монгольского завоевания (XIII в.). Золотая Орда (1243 – середина XV в.). »

Краткие сведения о монголах.

В XII веке племена, которые впоследствии стали называться монголами, занимали обширные степные территории от Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере. Крупнейшими племенами монголов, сыгравшими важную роль в последующих событиях, были татары, кереиты , найманы , меркиты и собственно монголы. Племена монголы занимали большую часть бассейна рек Орхона и Керулена.

Монгольские племена в XII веке занимались скотоводством и охотой. Жили они в войлочных кибитках. Кочевать их заставляла необходимость перемены пастбищ для их скота.

Монголы жили родовым бытом. Делились они на рода, племена и улусы. Монгольское общество XII века делилось на три класса: степную аристократию, простолюдинов (карача) и рабов. В то время монголы исповедовали шаманизм.

Монгольские племена не были объединены. Каждое племя или род управлялось своим ханом и являлось как бы небольшим государством, включавшим в себя определенное количество семей, обязанных поставлять военные отряды-улусы и имевшим достаточное для их содержания пространство земли-юрт.

Борьба за преобладание верховной власти в степи между кочевниками была долгой и упорной. В начале XII века при Хабул-хане и Амбагай-хане, возвысилось племя монголов. Однако в 1161 году чжурчжени и татары нанесли монголам крупное поражение. Внук Хабул-хана, Есугэй уже не был ханом, а носил титул багатура. Тем не менее, он оставался крупной фигурой. Будучи удачливым, в походах и набегах на другие племена, Есугэй-багатур имел множество подданных и большие стада скота. Он внезапно скончался около 1165 г., отравленный своими врагами татарами. После смерти Есугэй-багатура собранный им улус распался. Наиболее могущественными племенами делаются татары, кочевавшие около озера Буир-Нур. Этническая принадлежность татар по сей день остается предметом дискусии. Многие историки полагают, что по языку они были не монголами, а тюрками, хотя и могли иметь в подчинении каких-то монголов, которые в связи с этим также именовали себя татарами. Как бы то ни было, название «татары» прикрепилось в дальнейшем именно к тюркским народам. Новое возвышение монголов произошло при сыне Есугэя, Темучине.

Образование Монгольской империи.

Тимучин родился по одним данным в 1162 году, а по другим в 1155 году в семье влиятельного представителя монгольской знати – нойона Есугей бахадура.

По монгольскому преданию Темучин происходил из рода кият-борджигинов по отцу, а мать его Оэлен-эхе (“мать-облако“) была из племени конрат. Рано (9лет) потеряв отца, в юности Темучин прошел тяжелые жизненные испытание, с тяжелой колодкой на шее скрываясь от своих преследователей в зарослях реки Онон и питаясь сырой рыбой.

Однажды предводитель тайчиутов, Таргутай-Кирильтук послал своих людей к стойбищу Темучина, и те захватили его в плен. На юношу надели колодки и увели в стан тайчиутов, где стали держать узником, переводя каждый день из одной юрты в другую. Однако спустя какое-то время Темучину удалось бежать.

Сразу после этого началось великое восхождение Темучина к вершинам власти и могущества. Когда ему исполнилось 17 лет он женился на Борте (Дай-сечен отец Борте). Выдававшийся ростом и физической силой, а также своим незаурядным умом, сын Есугэя сначала набрал из своих соплеменников шайку удальцов и занялся разбоем и набегами на соседние племена, вернул угнанные у него стада. Постепенно число его приверженцев росло, и в 1189 году Темучин встал во главе возрожденного монгольского улуса. После этого он в союзе с кереитами нанес поражение татарам и в 1202 году произвел страшное избиение среди них. Оставшиеся в живых татары были рапределены по монгольским родам. Вслед за тем Темучин неожиданно напал на кереитов и разбил их наголову. Предводитель племени Ван-хан-самый могущественный владетель тогдашней Монголии-был убит. Следующими противниками стали найманы.

В 1204 году Темучин двинулся против найманов и нанес им жестокое поражение. Их предводитель Таян-хан погиб. Затем пришла очередь меркитов , которые также были разгромлены. Однако их хан Токтая успел бежать. В 1206 году Темучин совершил поход на Алтай и окончательно победил найманского хана Кучлука и меркитского хана Токтою. Последний был убит, а Кучлук бежал в Семиречье. Таким образом, Темучин сделался повелителем монголов, объединив под своей властью все жившие там племена.

В 1206 году он созвал на реке Ононе великий курултай (совет), который провозгласил его повелителем всего монгольского народа. Именно тогда Темучин официально принял титул Чингисхана («величайшего владыки»)1). Все подчиненные ему племена стали с тех пор именоваться монголами. Так осуществилась на 52 году жизни Чингисхана давно лелеемая им мечта. Когда Чингисхан, уверенный в том, что, покончив с царьками меркитскими, кереитскими и найманскими стал уже “единодержавцем народов” заявил, “ Я… направил на путь истинны всеязычное государство и ввел народы под единые бразды свои” («Сокровенное сказание» стр. 168).

Теперь, когда побеждены твоей десницы государи этих земель, называемый каждый Гурханом, и их области достались тебе, то пусть будет твое прозвище “Чингис”. Ты стал царем, царей.” (Рашид- ад- Дин).

Так было образованно великое монгольское государство.

Военное устройство Монгольской империи.

Прочно утвердившись на престоле, Чингисхан продолжал деятельно работать по устройству своей обширной кочевой державой.

Одной из первых забот Чингисхана, после объединения всех монгольских племен в одну державу, было создание вооруженной силы.

Прежде всего, монгольский хан позаботился устройством своей личной гвардии. Гвардия называлась (“кэшиктэн”), все гвардейцы должны были быть аристократического происхождения. Личная гвардия т.е кэшиктэн пользовалась различными привилегиями и особым почетом. Все гвардейцы находились под личным наблюдением императора, он сам разбирал все их дела.

Вот, что написано в “Сокровенном сказании” - ”начальствующие над охранной стражей, не получив от меня словесного разрешения, не должны самовольно наказывать своих подчиненных. В случае преступления кого-либо из них непременно должны докладывать мне, и тогда, кому следует отрубить голову, тому отрубят; кого следует бить, того будут бить”.

В составе армии имелась еще особо отборная часть – “тысяча храбрых богатуров”. В битвах этот отряд употреблялся в решительные моменты, а в спокойное время составлял личную охранную стражу хана.2)

Отныне служба в войсках и обязанности начальников регулировались. В войсках установлена строжайшая дисциплина. Всю армию и территорию Чингисхан разделил на три военно-административных округа: центр (гол и кэль) во главе был поставлен Кая; правое крыло – западная сторона – барунгар – командовал нойон Богурчи; левое крыло – восточная сторона – зюнгар – командовал Мукали. Каждый округ делился на тумени (10 тысяч человек – 1 тумень), тумени делятся на тысячники, а тысячники на сотни, сотни на десятки. Военно-административная система созданная Чингисханом сыграла важную роль в завоевательных походах. Во главе крупных подразделений ставились опытные и лично известные Чингисхану начальники (орхоны).

Главным оружием легкой конницы был лук со стрелами. Стрелы отличались необычной остротой. Часть лучников были вооружены дротиками, а также кривыми саблями.
В тяжелой кавалерии люди имели кольчуги или кожаные латы; головной убор – легкий кожаный шлем. В армии Батыя носили уже железные шлемы. На лошадях тяжелой конницы имелось защитное вооружение из толстой лакированной кожи. Главным оружием нападения (стрелков) были кривые сабли и пики; кроме того, у каждого имелась боевая секира или железная палица, которые подвешивались к поясу или седлу. В рукопашном бою монголы старались сбрасывать или стаскивать врагов с коней, для этой цели служили прикрепленные к пикам и дротикам крючья, а также арканы из конского волоса, которые накидывались с некоторого расстояния. Они применяли при осадах метательные орудия, тараны, горящую нефть. Монголы умели производить наводнение. Делали подкопы, подземные ходы и т.д.
Так было положено начало великолепной монгольской армии, которой предстояло в ближайшем будущем покорить половину Азии.

Общественное устройство.

В основу державы Чингисхан положил родовой быт тогдашнего монгольского общества.

Во главе каждого рода стоял его вождь. Несколько родов составляло племя, возглавляемое лицом более высокого ранга, чем вождь родов, вожди племени (лицо) подчинялись еще высшей степени и так далее до самого хана. Родовой быт воздвигает идею личности, подчиненности единоличному авторитету, - словом, начала близкие к принципам военной организации.

Итак, Чингисхан осуществлял свою власть в империи через посредство иерархии сотрудников из лучших “сынов народа”.

В своих словах, речах, указах, постановлениях Чингисхан никогда не обращается, подобно тюркским каганом, к народу, а говорит только с царевичами, нойонами и багатурами.

Но надо отдать справедливость великому монгольскому монарху, что, не смотря на свои строго аристократические воззрения, он при назначении на высшие должности по войску и по администрации, никогда не руководствовался только происхождением, а принимал по знаниям, качествам, смотрел на техническую годность данного лица, особенно уделял серьезное внимание на нравственные качества. Он ценил и поощрял такие качества в людях как верность, преданность и стойкость и ненавидел измену, предательство, трусость и др. По этим признаком Чингисхан и делил людей на две категории.

Монгольское государство управлялось преимущественно кочевниками; из городского населения он брал только нужных ему “спецов”. В империи Чингисхана не было ни одного “выборного” органа. Он сам не считал себя избранным императором, а тем более избранным “народом” (он был провозглашен начальником родов и племен).

В основу государства была положена также религия: сам Чингисхан и его сотрудники по управлению были людьми религиозными и должны были быть таковыми, но официального вероисповедания объявлено не было. Служащие принадлежали ко всем вероисповеданиям: среди них были шаманисты, буддисты, мусульмане и христиане.

До столь широкой веротерпимости, которая господствовала в царстве Чингисхана XIII века Европа дошла только в XVIII веке, после того, как она пережила Крестовые походы для массового истребления “еретиков” и “язычников” и после нескольких столетий, в течение которых пылали костры инквизиции.

Великий курултай монголов избирает хана, решает сложные политические вопросы. После завоевания и присоединения населения земледельческих, оседлых регионов, природа империи начинает меняться. Она все больше теряет кочевнический характер. Тем не менее принципы, основанные на демократической форме решений вопросов, продолжают действовать.

Государственная система монголов способствовала закалке держав Алтын Орды и Московской Руси. Русь унаследовала от монголов Централизацию государственной власти, транспортные налоги, всеобщую перепись населения, военно-административную систему, денежную единицу, серебряную монету-тенге.

Чингисханом был создан документ «Ұлы жаза» («Ясак» или «Великое наказание»). 13 из 36 статей данного свода законов посвящено различным видам смертной казни. В 1223 году историк Чан-Чунь по указанию Чингисхана пишет летопись «Алтын шежире» («Золотая летопись»), в 1230 году Чагатай «Қупыя шежире» («Тайная летопись»), в 1240 году Угедей «Алтын даптер» («Золотая тетрадь»), благодаря которым историки имеют возможность исследовать походы Чингисхана и его потомков.