Это план от 15 мая 1941 года.В "шапке" этого документа идет описание вооруженных сил Германии и ее союзников.Написано также что Германия может напасть на СССР.Поэтому этот план историки считают "планом прикрытия" СССР.То есть,если враг нападет,то...Однако,план не объясняет КАК отбить нападение врага,а объясняет как захватить Европу.Это обычная практика руководства СССР.О прикрытии,а тем более обороне СССР в плане ничего нет.Стоит обратить внимание на то,что в плане написано про то,как РККА будет громить врага в Европе.С каких позиций она начнет его громить и что "сковывать" врага РККА будет тоже в Европе,а не на границе.Еще деталь:громить предполагается РАЗВЕРТЫВАЕМОГО врага..План,я публикую с некоторыми сокращениями,которые на мой взгляд и вставлены сюда,что бы скрыть суть.Изобразить данный документ,для будущих потомков,миролюбивым и справедливым.
Хочется добавить,что ВСЕ что написано в плане было выполнено.В мае,1941 года,началась небывалая,в истории,переброска войск на госграницу.Образовались фронты.Развернуты тылы и госпитальная база.Средства управления войсками.Призвано около миллиона резервистов.
Кто-то может возразить,что Сталин готовился к внезапному удару гитлеровцев.Нет,этот номер не пройдет.Во-первых ни одна армия в мире не отразила нашествие на свою страну,на своей границе.Для отражения агрессии,армию и ее тылы,надо держать в глубине территории.
Во-вторых,слишком дорого (на грани краха экономики государства) останавливать транспортное сообщение в стране,ввиду ВЕРОЯТНОГО НАПАДЕНИЯ.(А если не нападут-обратно что ли всех развозить?)
В третьих держать ТАКУЮ армию в виду ВЕРОЯТНОГО НАПАДЕНИЯ просто на грани крушения экономики.Кормить 5 млн.мужиков и обеспечивать всем необходимым...
Итак,читаем план (последняя редакция плана нападения,дело жизни Сталина) и делаем выводы сами.
Вообще,читать надо очень внимательно.
Докладываю на Ваше рассмотрение соображения по плану стратегического развертывания Вооруженных сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками.

I. В настоящее время Германия <по данным Разведывательного управления Красной Армии> имеет развернутыми около 230 пехотных, 22 танковых, 20 моторизованных, 8 воздушных и 4 кавалерийских дивизий, а всего около 284 дивизий.

Из них на границах Советского Союза, по состоянию на 15.05.41 г., сосредоточено до 86 пехотных, 13 танковых, 12 моторизованных и 1 кавалерийской дивизий, а всего до 112 дивизий.

Предполагается, что в условиях политической обстановки сегодняшнего дня Германия, в случае нападения на СССР, сможет выставить против нас до 137 пехотных, 19 танковых, 15 моторизованных, 4 кавалерийских и 5 воздушно-десантных дивизий, а всего до 180 дивизий......
.II. Первой стратегической целью действий войск Красной Армии поставить - разгром главных сил немецкой армии, развертываемых южнее Демблин, и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, р.Нарев, Лович, Лодзь, Крейцбург, Оппельн, Оломоуц. <Последующей стратегической целью иметь: наступлением из района Катовице в северном или северо-западном направлении разгромить крупные силы Центра и Северного крыла германского фронта и овладеть территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии.

Ближайшая задача - разгромить германскую армию восточнее р. Висла и на Краковском направлении, выйти на p.p. Наров, Висла и овладеть районом Катовице>, для чего:

А) главный удар силами Юго-Западного фронта нанести в направлении Краков, Катовице, отрезая Германию от ее южных союзников;

Б) вспомогательный удар левым крылом Западного фронта нанести в направлении Седлец, Демблин, с целью сковывания Варшавской группировки и содействия Юго-Западному фронту в разгроме Люблинской группировки противника;

В) вести активную оборону против Финляндии, Восточной Пруссии, Венгрии и Румынии и быть готовыми к нанесению удара против Румынии при благоприятной обстановке.

<Таким образом, Красная Армия начнет наступательные действия с фронта Чижов, Мотовиско силами 152 дивизий против 100 дивизий германских. На остальных участках госграницы предусматривается активная оборона>..
III. Исходя из указанного замысла стратегического развертывания, предусматривается следующая группировка Вооруженных Сил СССР:

1. Сухопутные силы Красной Армии в составе - 198 сд, 61 тд, 31 мд, 13 кд (всего 303 дивизии и 74 артполка РГК) распределить следующим образом: \217\

А) Главные силы в составе 163 сд, 58 тд, 30 мд и 7 кд (всего 258 дивизий) и 53 артполка РНК иметь на Западе, из них в составе Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов - 136 сд, 44 тд, 23 мд, 7 кд (всего 210 дивизий) и 53 артполка РГК; в составе резерва Главного Командования за Юго-Западным и Западным фронтами - 27 сд, 14 тд, 7 мд (всего 48 дивизий);

Б) Остальные силы, в составе 35 сд, 3 тд, 1 мд, 6 кд (всего 45 дивизий) и 21 ап РГК, назначаются для обороны дальневосточной, южной и северной границ СССР, из них - на Дальнем Востоке и в ЗабВО - 22 сд, 3 тд, 1 мд, 1 кд (всего 27 дивизий) и 14 ап РГК;

В Средней Азии - 2 горнострелковые и 3 кав.дивизии (всего 5 дивизий);

В Закавказье - 8 стрелковых и 2 кавалерийские дивизий (всего 10 дивизий) и 2 ап РГК;

На обороне Черноморского побережья Северного Кавказа и Крыма - 2 стр.дивизии;

На побережье Белого моря - 1 стр.дивизия.

2. Военно-воздушные силы Красной Армии в составе имеющихся и боеспособных на сегодняшний день 97 иап, 75 ббп, 11 шап, 29 дбп и 6 тбп (всего 218 авиаполков) распределить следующим образом:

А) Главные силы, в составе 66 иап, 64 ббп, 5 шап, 25 дбп 5 тбп (всего 165 авиаполков) развернуть на Западе, из них:

В составе Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов - 63 иап, 64 ббп, 5 шап, 11 дбп и 1 мбп - всего 144 авиаполка;

В составе резерва Главного Командования за Юго-Западным и Западным фронтами - 14 дбп и 4 мбп, всего 21 авиаполк;

Б) Остальные силы в составе 51 иап, 11 ббп, 6 шап, 4 дбп и 1 тбп - всего 53 авиаполка оставить на обороне дальневосточных, южной и северной границ и пункта ПВО гор. Москвы, из них:

На Дальнем Востоке и в ЗабВО - 14 шап, 9 ббп, 5 шап, 4 дбп и 1 мбп, всего 33 авиаполка;

В СаВО - 1 ипа и 1 шап, всего 2 авиаполка;

В ЗакВО - 9 иап, 2 ббп, всего 11 авиаполков;

В АрхВО - 1 истр.авиаполк.

На обороне города Москвы - 6 истребительных авиаполков.

Детальная группировка сил показана на прилагаемой карте.

Кроме указанных ВВС, на сегодняшний день имеется в стадии формирования и совершенно еще не боеспособных 52 иап, 30 ббп, 4 шап, 7 дбп и 22 дис, всего 115 авиаполков, на полную готовность которых можно рассчитывать к 1.1.42 г.

Эти авиаполки по мере их готовности намечено распределить следующим образом:

На Запад назначить 41 иап, 30 ббп, 4 шап, 5 двп, 14 дис, а всего 94 авиаполка, из них:

В состав фронтов 41 иап, 33 ббп, 4 шап, 7 дис, всего 87 авиаполков;

В составе резерва Главного Командования - 4 иап, 4 дбп, всего 7 авиаполков;

Ставить для ДВФронта и ЗабОВО 10 и в ЗакВО - 6 авиаполков;

На обороне г. Москвы - 5 истр.авиаполков.

Ориентировочные сроки вступления этих авиаполков в строй - согласно таблицы на картах. \218\
IV. Состав и задачи развертываемых на Западе фронтов (карта 1:1000.000):

Северный ФРОНТ (ЛВО) - 3 армии, в составе - 15 стрелковых, 4 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 21 дивизия, 18 полков авиации и Северного военно-морского флота, а основными задачами - обороны г.Ленинграда, порта Мурманск, Кировской жел. дороги и совместно с Балтийским военно-морским флотом обеспечить за нами полное господство в водах Финского залива. С этой же целью предусматривается передача Северному фронту из ПрибОВО - обороны северного и северо-западного побережья Эстонской ССР.

Граница фронта слева - Осташков, Остров, Выру, Вильянди, зал. Матасалу, острова Эзель и Даго исключительно.

Штаб фронта - Парголово.

Северо-Западный фронт (ПрибОВО) - три армии, в составе 17 стрелковых дивизий [(из них 6 национальных)], 4 танковых, 2 моторизованных дивизий, а всего 23 дивизии и 13 полков авиации, с задачами: - упорной обороной прочно прикрыть Рижское и Виленское направления, не допустив вторжения противника из Восточной Пруссии; обороной западного побережья и островов Эзель и Даго не допустить высадки морских десантов противника.

Граница фронта слева - Полоцк, Ошмяны, Друскеники, Маргерабова, Летцен. Штаб фронта - Поневеж.

Западней фронт (ЗапОВО) - четыре армии, в составе - 31 стрелковой, 8 танковых, 4 моторизованных и 2 кавалерийских дивизий, а всего 45 дивизий и 21 полка авиации.

Задачи: - упорной обороной на фронте Друскеники, Остроленка, прочно прикрыть Лидское и Белостокское направления;

С переходом армий Юго-Западного фронта в наступление, ударом левого крыла фронта в направлениях на <Варшаву>, Седлец, Радом,<разбить Варшавскую группировку и овладеть Варшавой> [способствовать] <во взаимодействии с> Юго-Западным фронтом разбить Люблинско-Радомскую группировкку противника, <выйти на р. Висла и подвижными частями овладеть Радом> [и обеспечить эту операцию со стороны Варшавы и Восточной Пруссии].

Граница фронта слева - р.Припять, Пинск, Влодава, Демблин, Радом.

Штаб фронта - Барановичи.

Юго-Западный фронт - восемь армий, в составе 74 стрелковых, 28 танковых, 15 моторизованных и 5 кавалерийских дивизий, а всего 122 дивизии и 91 полка авиации, с ближайшими задачами:

А) концентрическим ударом армий правого крыла фронта окружить и уничтожить основную группировку противника восточнее р. Вислы в районе Люблин;

Б) одновременно ударом с фронта Сенява, Перемышль, Лютовиска разбить силы противника на Краковском и Сандомирско-Келецком направлениях и овладеть районами Краков, Катовице, Кельце, имея в виду в дальнейшем наступать из этого района в северном, или северо-западном направлении для разгрома крупных сил северного крыла фронта противника и овладения территорией бывшей Польши и Восточной Пруссии;

В) прочно оборонять госграницу с Венгрией и Румынией и быть готовым к нанесению концентрических ударов против Румынии из районов Черновцы и Кишинев, с ближайшей целью разгромить северное крыло румынской армии и выйти на рубеж р. Молдова, Яссы. \219\
Для того, чтобы обеспечить выполнение изложенного выше замысла, необходимо заблаговременно провести следующие мероприятия, без которых невозможно нанесение внезапного удара по противнику как с воздуха, так и на земле:

1. Произвести скрытое отмобилизование войск под видом учебных сборов запаса;

2. Под видом выхода в лагеря произвести скрытое сосредоточение войск ближе к западной границе, в первую очередь сосредоточить все армии резерва Главного Командования;

3. Скрыто сосредоточить авиацию на полевые аэродромы из отдаленных округов и теперь же начать развертывать авиационный тыл;

4. Постепенно под видом учебных сборов и тыловых учений развертывать тыл и госпитальную базу.

V. Группировка резервов Главного Командования.

В резерве Главного Командования иметь 5 армий и сосредоточить их:

Две армии в составе 9 стрелковых, 4 танковых и 2 моторизованных дивизии, всего 15 дивизий, в районе Вязьма, Сычевка, Ельня, Брянск, Сухиничи;

Одну армию в составе 4 стрелковых, 2 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 8 дивизий, в районе Вилейка, Новогрудок, Минск;

Одну армию в составе 6 стрелковых, 4 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 12 дивизий, в районе Шепетовка, Проскуров, Бердичев и

Одну армию в составе 8 стрелковых, 2 танковых и 2 моторизованных дивизий, а всего 12 дивизий, в районах Белая Церковь, Звенигородка, Черкассы.

VI. Прикрытие сосредоточения и развертывания.

Для того, чтобы обеспечить себя от возможного, внезапного удара противника, прикрыть сосредоточение и развертывание наших войск и подготовку их к переходу в наступление, необходимо:

1. Организовать прочную оборону и прикрытие госграницы, используя для этого все войска приграничных округов и почти всю авиацию, назначенную для развертывания на западе;

2. Разработать детальный план противовоздушной обороны страны и привести в полную готовность средства ПВО.

По этим вопросам мною отданы распоряжения, и разработка планов обороны госграницы и ПВО полностью заканчивается к 01.06.41 г.

Состав и группировка войск прикрытия - согласно прилагаемой карты.

Одновременно необходимо всемерно форсировать строительство и вооружение укрепленных районов, начать строительство укрепрайонов в 1942 году на границе с Венгрией, а также продолжать строительство укрепрайонов по линии старой госграницы>.
VII. Задачи Военно-морскому флоту поставлены согласно ранее утвержденных Вами моих докладов.

VIII. Развертывание войск и их боевые действия имеющимися запасами обеспечиваются:

По боеприпасам - мелкокалиберными снарядами на три недели;

Среднекалиберными - на месяц;

Тяжелокалиберными - на месяц;

Минами - на полмесяца;

По зенитным выстрелам 37 мм - на 5 дней;

76 мм - на полтора месяца; \220\

85 мм - на 11 дней;

По авиабоеприпасам фугасными бомбами - на месяц;

Бронебойными - на 10 дней;

Бетонобойными - на 10 дней;

Осколочными - на месяц;

Зажигательными - на полмесяца;

По горюче-смазочным материалам бензином Б-78 - на 10 дней

Бензином Б-74 - на месяц;

Бензином Б-70 - на 2,5 месяца;

Автобензином на 1,5 месяца;

Дизельным топливом - на месяц.

Запасы горючего, предназначенные для западных округов, эшелонированы в значительном количестве (из-за недостатка емкости на их территории) во внутренних округах.
IX. Прошу:

1. Утвердить представляемый план стратегического развертывания Вооруженных Сил СССР и план намечаемых боевых действий на случай войны с Германией;

2. Своевременно разрешить последовательное проведение скрытого отмобилизования и скрытого сосредоточения в первую очередь всех армий резерва Главного Командования и авиации;

3. Потребовать от НКПС полного и своевременного выполнения строительства железных дорог по плану 41 года и особенно на Львовском направлении;

4. Обязать промышленность выполнять план выпуска материальной части танков и самолетов, а также производства и подачи боеприпасов и горючего строго в назначенные сроки.

<Утвердить предложение о строительстве новых укрепрайонов>3.

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Схема развертывания на карте 1:1000.000 в 1 экз.

2. Схема развертывания на прикрытие на 3 картах.

3. Схема соотношения сил в 1 экз.

4. Три карты базирования ВВС на западе.

Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Начальник Генерального штаба К.А.
генерал армии Г. Жуков

ЦА МО РФ. Ф. 16. Оп.2951. Д.237. Лл. 1(с об)-15. Рукопись на бланке: "Народный комиссар обороны СССР

Анализ произведения

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период об­щественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собира­лась гроза.

В русской литературе гроза издавна была олицетворением борь­бы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привыч­ные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Го­голем, Островский выступает как мастер драматургического кон­фликта, реалистически отражающего общественные противоре­чия эпохи.

В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отжива­ющей моралью самодуров и их безответных жертв и новой мора­лью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческо­го достоинства.

Типичными представителями «темного царства» в пьесе явля­ются Кабанова и Дикой.

О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Хан­жа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны власт­ные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекослов­ному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на не­почтительность и непослушание. Островский рисует ее как убеж­денную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена долж­на бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Ка­банова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, ни­какого порядка», даже «проститься путем не умеют».

Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».

Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофь­евич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругает­ся с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слы­вет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!».

Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пыта­ются противостоять «темному царству». Таким человеком являет­ся Катерина — главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Кроме того, она была очень религиозной. Ге­роиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравствен­ный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точ­ки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении сво­ей души, а о любви к Борису.

Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведени­ем Островского, так как она знаменует собой близкий конец «са­модурной силе». Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: «Маменька, вы ее погуби­ли! Вы! Вы!»

«Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами». По мнению кри­тика, в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Он считал образ ее близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

План

1. Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о главных героях пьесы.
2. Семейные обстоятельства Бориса.
3. Первое знакомство с семейством Кабановых.
4. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме.
5. Катерина признается Варваре, что любит Бориса.
6. Отъезд Тихона.
7. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Вар­вара.
8. Приезд Тихона. Покаяние Катерины.
9. Последняя встреча Катерины и Бориса.
10. Смерть Катерины.

Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.

В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.

В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.

Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привычные правила, и называл их "пьесами жизни". В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи.

В "Грозе" конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.

Типичными представителями "темного царства" в пьесе являются Кабанова и Дикой.

О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: "Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем". Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны властные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекословному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на непочтительность и непослушание. Островский рисует ее как убежденную защитницу устоев "темного царства". Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена должна бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: "Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!". Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Кабанова горько сетует на то, что молодые "ничего не знают, никакого порядка", даже "проститься путем не умеют".

Для того чтобы ярче показать опасения "темного царства", Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: "Последние времена, по всем приметам последние".

Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофьевич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругается с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься".

Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слывет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: "Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!".

Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пытаются противостоять "темному царству". Таким человеком является Катерина - главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: "В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" Кроме того, она была очень религиозной. Героиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравственный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.

Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви к Борису.

Добролюбов назвал "Грозу" самым решительным произведением Островского, так как она знаменует собой близкий конец "самодурной силе". Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: "Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы!"

"Конец этот кажется нам отрадным, - пишет Добролюбов, - в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами". По мнению критика, в образе Катерины воплотилась "великая народная идея" - идея освобождения. Он считал образ ее близким "к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе".

План

Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о главных героях пьесы. Семейные обстоятельства Бориса. Первое знакомство с семейством Кабановых. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме. Катерина признается Варваре, что любит Бориса. Отъезд Тихона. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Варвара. Приезд Тихона. Покаяние Катерины. Последняя встреча Катерины и Бориса. Смерть Катерины.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Анализ пьесы А. Н. Островского «Гроза», план уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    1. Где происходит действие пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Провинциальный город Б. Петербург В. Москва 2. Кто из названных героев не является персонажем пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Кудряш Б. Калиныч В. Тихон Г. Варвара 3. Какой конфликт лежит в основе пьесы А. Н. Островского "Гроза"? А. Социальный Б. Семейно-бытовой В. Психологический Г. Идеологический 4. Какого героя можно охарактеризовать, используя слова "деспотизм", "грубость", "невежество", "произвол", "самодурство"? А. Борис Б. Кабаниха В. Дикой Г. Феклуша 5. К характеристике какого персонажа применимы слова "ханжество", "лицемерие", "домостроевщина", "суеверность", "тирания"? А. Дикой Б.
    Что, собственно, способствовало пробуждению самосознания Катерины? Когда она почувствовала себя личностью? Когда полюбила. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает ярким светом окружающий мрак. Ее любовь возрождает Тихона и даже Бориса, пробуждая в них чувства сострадания и жалости; и в них растет, разумеется, в разной мере, то самое самосознание, которого они были вначале лишены. В последнем действии "Грозы" Островский выводит не только действующих лиц, но и нас, читателей, зрителей,
    Пьеса Островского вызвала множество статей и рецензий. Среди них особенно выделяется статья Н. А. Добролюбова "Луч света в темном царстве". Почему именно Катерина была названа "лучом света"? Потому, что инстинктивный протест героини "Грозы" был для критика прямым доказательством обреченности "темного царства". "Известно, - утверждал Добролюбов, - что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых". Образ Катерины в истолковании
    Драматург нередко упоминал место действия своих произведений. Например: "Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги..." ("Гроза"). В "Бесприданнице" же есть ремарка, указывающая не только на место, но и на время действия: "Действие происходит в настоящее время в городе Бряхимове, на Волге". В настоящее время - слова эти чрезвычайно знаменательны. В сознании современников семидесятые годы были временем острейшей ломки и экономического уклада, и нравственных устоев, и общественных взглядов. В перечне
    Где и когда происходит действие драмы "Гроза"? Какие явления русской жизни в ней отражены? Назовите главных действующих лиц пьесы. Кто кому противопоставлен? Речь идет о борьбе поколений "отцов" и "детей" или о противопоставлении психологии, взглядов, убеждений? Главные действующие лица пьесы противопоставлены в какой-то степени как люди разных поколений, "отцы" (Дикой, Кабаниха) и "дети" (Катерина, Варвара, Борис, Тихон). Но главное в другом: противопоставляется отношение к жизни, психология охранителей старины, боящихся всего нового,
    Своеобразие "Грозы" состоит в том, что в ней далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой никакого видимого отношения к Катерине не имеет, подробные рассказы о его самодурстве по старым эстетическим нормам могли бы показаться липшими. Но и он, и другие внесюжетные персонажи (как Феклуша, например) были совершенно необходимы для драматурга, ибо они позволяли понять истоки и характер трагедии Катерины. В системе образов Катерина
    Старине приходит конец! А. Островский В основе драмы "Гроза" лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни "темного царства". Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же "темного царства", против которого она "восстала". Действие пьесы происходит в очень красивом месте на берегу Волги. Пейзаж создает определенный настрой, который позволяет по контрасту острее почувствовать душную

Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Замысел произведения появился у писателя в середине лета, а 9 октября 1859 года работа уже была окончена. Это не классицистическая, а реалистическая пьеса. Конфликт представляет собой столкновение «тёмного царства» с потребностью в новой жизни. Произведение вызвало большой резонанс не только в театральной, но и в литературной среде. Прототипом главной героини стала актриса театра Любовь Косицкая, которая впоследствии и сыграла роль Катерины.

Фабула пьесы представляет собой эпизод из жизни семьи Кабановых, а именно – встречу и последующую за ней измену жены с приехавшим в город молодым человеком. Это событие и становится фатальным не только для самой Катерины, но и для всей семьи. Чтобы лучше узнать о конфликте и сюжетных линиях, вы можете прочитать краткое содержание «Гроза» по главам, которое представлено ниже.

Главные герои

Катерина – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.

Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савлу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.

Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.

Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Другие персонажи

Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая не боится матери.

Кудряш – возлюбленный Варвары.

Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек.

Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса.

Барыня – полусумасшедшая.

Феклуша – странница.

Глаша – служанка Кабановых.

Действие 1

Кудряш и Кулигин говорят о красоте природы, но их мнения различны. Для Кудряша пейзажи – ничто, а Кулигина они приводят в восторг. Издалека мужчины видят Бориса и Дикого, который активно размахивает руками. Они начинают сплетничать о Савле Прокофьевиче. К ним подходит Дикой. Он недоволен появлением в городе своего племянника, Бориса, и не хочет с ним разговаривать. Из разговора Бориса с Савлом Прокофьевичем становится понятно, что кроме Дикого, у Бориса и его сестры из родственников никого больше не осталось.

Чтобы получить наследство после смерти бабки, Борис вынужден наладить хорошие отношения со своим дядей, однако тот не хочет отдавать деньги, которые бабка Бориса завещала внуку.

Борис, Кудряш и Кулигин обсуждают тяжёлый характер Дикого. Борис признаётся, что ему трудно быть в городе Калиново, ведь он не знает здешних обычаев. Кулигин считает, что тут нельзя заработать честным трудом. Но если бы у Кулигина были деньги, мужчина потратил бы их на благо человечеству, собрав перпету-мобиле. Появляется Феклуша, нахваливая купечество и жизнь в целом, приговаривая: «на земле обетованной живём…».

Борису жаль Кулигина, он понимает, что мечты изобретателя о том, чтобы создавать полезные для общества механизмы, навсегда останутся лишь мечтами. Сам Борис не хочет загубить свою молодость в этом захолустье: «загнан, забит, да ещё и сдуру-то влюбляться вздумал…» в ту, с которой и поговорить не удалось. Этой девушкой оказывается Катерина Кабанова.

На сцене Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара.

Кабанов говорит с матерью. Этот диалог показан как типичная беседа в этой семье. Тихону надоели нравоучения матери, но он всё равно лебезит перед ней. Кабаниха просит признать сына, что жена ему стала важнее матери, будто Тихон вскоре и вовсе перестанет уважать мать. Катерина, присутствуя при этом, отрицает слова Марфы Игнатьевны. Кабанова с удвоенной силой начинает наговаривать на себя, чтобы окружающие переубеждали её в обратном. Кабанова называет себя помехой супружеской жизни, но в её словах нет искренности. Уже через мгновение она берёт ситуацию под свой контроль, обвиняя сына в слишком мягком характере: «Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

В этой фразе виден не только её властный характер, но и отношение к невестке и семейной жизни в целом.

Кабанов признаёт, что у него нет собственной воли. Марфа Игнатьевна уходит. Тихон жалуется на жизнь, упрекая во всём деспотичную мать. Варвара, его сестра, отвечает, что Тихон сам в ответе за свою жизнь. После этих слов Кабанов уходит выпить к Дикому.

Катерина и Варвара разговаривают по душам. «Мне иногда кажется, что я птица» – так характеризует себя Катя. Она совсем завяла в этом обществе. Особенно хорошо это прослеживается на фоне её жизни до замужества. Катерина много времени проводила с мамой, помогала ей, гуляла: «я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле». Катерина чувствует приближение смерти; признаётся, что больше не любит своего мужа. Варвара обеспокоена состоянием Кати, и, чтобы улучшить её настроение, Варвара решает устроить Катерине встречу с другим человеком.

На сцене появляется Барыня, она указывает на Волгу: «Вот красота-то куда ведёт. В самый омут». Её слова окажутся пророческими, хотя в городе её предсказаниям никто не верит. Катерина испугалась сказанных старой женщиной слов, но Варвара скептически отнеслась к ним, так как Барыня во всём видит гибель.

Кабанов возвращается. В то время замужним женщинам нельзя было разгуливать в одиночестве, поэтому Кате пришлось его дожидаться, чтобы уйти домой.

Действие 2

Варвара видит причину страданий Катерины в том, что Катино сердце «ещё не уходилось», ведь девушку рано выдали замуж. Катерине жалко Тихона, но других чувств к нему у неё нет. Варвара давно это подметила, но просит скрывать правду, потому что ложь – основа существования семьи Кабановых. Катерина не привыкла жить нечестно, поэтому говорит, что уйдёт от Кабанова, если больше не сможет быть с ним.

Кабанову нужно срочно уехать на две недели. Карета уже готова, вещи собраны, осталось только попрощаться с родными. Тихон приказывает Катерине слушаться маменьку, повторяя фразы за Кабанихой: «скажи, чтобы не грубила свекрови…, чтобы почитала свекровь, как родную мать, …чтобы сложа руки не сидела,… чтобы на молодых парней не заглядывалась!» Эта сцена была унизительна и для Тихона, и для его жены. Слова о других мужчинах смущают Катю. Она просит мужа остаться или же взять её с собой. Кабанов отказывает жене и ему неловко за фразу матери о других мужчинах и Катерине. Девушка предчувствует надвигающуюся беду.

Тихон, прощаясь, кланяется матери в ноги, исполняя её волю. Кабанихе не нравится, что Катерина попрощалась с мужем объятиями, ведь мужчина в семье главный, а она с ним вровень стала. Девушке приходится кланяться Тихону в ноги.

Марфа Игнатьевна говорит, что нынешнее поколение совсем не знает порядков. Кабаниха недовольна, что Катерина не плачет после отъезда мужа. Хорошо, когда в доме есть старшие: они могут научить. Она надеется не дожить до времени, когда все старики перемрут: «на чём свет стоять будет – не знаю…»

Катя остаётся одна. Ей нравится тишина, но одновременно она её пугает. Тишина для Катерины становится не отдыхом, а скукой. Катя жалеет, что у неё нет детей, ведь она могла бы быть хорошей матерью. Катерина вновь думает о полётах и свободе. Девушка представляет как могла бы сложиться её жизнь: «я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят». Варвара уходит гулять, сообщая, что сменила замок на калитке в саду. С помощью этой маленькой хитрости Варвара хочет устроить Катерине встречу с Борисом. Катерина винит в своих несчастиях Кабаниху, но тем не менее не желает поддаваться «греховному искушению» и тайно встречаться с Борисом. Ей не хочется идти на поводу у своих чувств и нарушать священные узы брака.

Сам Борис так же не хочет идти против правил морали, он не уверен, что Катя испытывает к нему похожие чувства, но всё равно желает увидеть девушку вновь.

Действие 3

Феклуша и Глаша беседуют о моральных устоях. Они рады, что дом Кабанихи – последний «рай» на земле, ведь у остальных жителей города настоящий «содом». Говорят они и о Москве. С точки зрения провинциалок, Москва – слишком суетливый город. Всё и все там словно в тумане, оттого и уставшие ходят, а в лицах печаль.

Заходит пьяный Дикой. Он просит Марфу Игнатьевну поговорить с ним, чтобы облегчить душу. Он недоволен тем, что все постоянно просят у него денег. Особенно Дикого раздражает его племянник. В это время около дома Кабановых проходит Борис, он ищет своего дядю. Борис жалеет, что, будучи так близко к Катерине, не может её увидеть. Кулигин приглашает Бориса на прогулку. Молодые люди ведут разговор о бедных и богатых. С точки зрения Кулигина, богатые закрываются в своих домах для того, чтобы другие не видели их насилия над родственниками.

Они видят Варвару, которая целуется с Кудряшом. Она же и сообщает Борису о месте и времени предстоящей встречи с Катей.

Ночью в овраге под садом Кабановых Кудряш поёт песню о козаке. Борис рассказывает ему о своих чувствах к замужней девушке, Екатерине Кабановой. Варвара и Кудряш уходят на берег Волги, оставляя Бориса дожидаться Катю.

Катерина напугана происходящим, девушка прогоняет Бориса, но тот успокаивает её. Катерина ужасно нервничает, сознаётся, что своей воли у неё нет, ведь «теперь над ней воля…» Бориса. В порыве чувств она обнимает молодого человека: «коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Молодые признаются друг другу в любви.

Час расставания близок, так как скоро может проснуться Кабаниха. Влюблённые договариваются встретиться на следующий день. Неожиданно возвращается Кабанов.

Действие 4

(события разворачиваются спустя 10 дней после третьего действия)

Жители города гуляют по галерее с видом на Волгу. Видно, что надвигается гроза. На стенах разрушенной галереи можно различить очертания картины геенны огненной, изображение битвы под Литвой. Кулигин и Дикой разговаривают на повышенных тонах. Кулигин воодушевлённо рассказывает о благом деле для всех, просит Савла Прокофьевича помочь ему. Дикой отказывает достаточно грубо: «так знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Он не понимает ценности изобретения Кулигина, а именно громоотвода, с помощью которого можно будет получать электричество.
Все уходят, сцена пуста. Вновь слышен раскат грома.

Катерина всё больше предчувствует, что скоро умрёт. Кабанов, замечая странное поведение жены, просит ту покаяться во всех грехах, но этот разговор быстро заканчивает Варвара. Из толпы выходит Борис, здоровается с Тихоном. Катерина бледнеет ещё больше. Кабаниха может что-то заподозрить, поэтому Варвара подаёт сигнал Борису, чтобы тот ушёл.

Кулигин призывает не бояться стихии, ведь убивает не она, а благодать. Тем не менее жители продолжают обсуждать надвигающуюся бурю, которая «даром не пройдёт». Катя говорит мужу, что сегодня её убьёт гроза. Ни Варвара, ни Тихон не понимают внутренних мучений Катерины. Варвара советует успокоиться и помолиться, а Тихон предлагает пойти домой.

Появляется Барыня, обращается к Кате со словами: «Куда прячешься, глупая? От Бога не уйдёшь! …в омут лучше с красотой-то! Да скорей!» В исступлении Катерина признаётся в своём грехе и мужу и свекрови. Все те десять дней, когда мужа не было дома, Катя тайно встречалась с Борисом.

Действие 5

Кабанов и Кулигин обсуждают признание Катерины. Часть вины Тихон опять перекладывает на Кабаниху, которая хочет закопать Катю живьём. Кабанов мог бы простить жену, но боится гнева матери. Семья Кабановых рассыпалась окончательно: даже Варвара сбежала с Кудряшом.

Глаша сообщает о пропаже Катерины. Все отправляются на поиски девушки.

Катерина на сцене одна. Она думает, что погубила и себя, и Бориса. Катя не видит причин жить дальше, просит прощения и зовёт возлюбленного. Борис пришёл на зов девушки, он нежен и ласков с ней. Но Борису нужно уезжать в Сибирь, а Катю он взять с собой не может. Девушка просит его подавать милостыню нуждающимся и молиться за свою душу, убеждая, что не задумала ничего плохого. После прощания с Борисом Катерина бросается в реку.

Люди кричат, что какая-то девушка сбросилась с берега в воду. Кабанов понимает, что это была его жена, поэтому хочет прыгнуть вслед за ней. Кабаниха останавливает сына. Кулигин приносит тело Катерины. Она так же прекрасна, как была при жизни, появилась только лишь небольшая капля крови на её виске. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Пьеса завершается словами Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я зачем-то остался жить на свете да мучиться!».

Заключение

Произведение «Гроза» Островского А. Н. можно назвать одной из главных пьес среди всего творческого пути писателя. Социально-бытовая тематика, безусловно, была близка зрителю того времени, как близка и сегодня. Однако на фоне всех этих деталей разворачивается непросто драма, а настоящая трагедия, завершающаяся смертью главной героини. Сюжет, на первый взгляд, незамысловат, но только лишь чувствами Катерины к Борису, романом «Гроза» не ограничивается. Параллельно можно проследить несколько сюжетных линий, а, соответственно, и несколько конфликтов, которые реализуются на уровне второстепенных персонажей. Такая особенность пьесы полностью соответствует реалистическим принципам обобщения.

Из пересказа «Грозы» легко можно сделать вывод о природе конфликта и содержании, однако для более подробного понимания текста рекомендуем ознакомиться с полным вариантом произведения.

Тест по пьесе «Гроза»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 18134.

Вклад Александра Николаевича Островского в русскую драматургию трудно переоценить. Свидетельством признания его заслуг перед национальным театром стало научное звание члена-корреспондента Петербургской Академии наук. Его дом гостеприимно открывал двери перед Львом Николаевичем Сергеевичем Тургеневым, Федором Михайловичем Достоевским, Петром Ивановичем Чайковским. Народную славу принесла ему драма «Гроза». Предметом данной статьи является ее краткое содержание. «Гроза» по действиям (а их в драме 5) происходит в придуманном приволжском городе Калинове.

Действие 1. Характеристика города Калинова

Первое действие происходит в саду, разбитом на волжском берегу. Беседуют инженер-самоучка Кулигин с конторщиком купца Савела Прокофьича Дикого - Ваней Кудряшом. Позже к их разговору присоединяется образованный племянник Дикого - Борис. Мы слышим от них емкую и нелицеприятную характеристику порядков в этом уездном городе. Здесь процветает самодурство Дикого, с одной стороны, и ханжеская мораль купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой (по прозвищу Кабаниха), с другой. Дикий, как очевидно, планирует присвоить часть наследства, принадлежащую Борису.
В городе процветают хамство и иезуитство. Его проповедуют самые зажиточные горожане. Если Савел Прокофьич нагло, с криком и руганью обирает своих работников, постоянно не доплачивая им жалованье, то Марфа Игнатьевна третирует своих домашних (невестку Катерину, сына Тихона и дочь Варвару) более тонко - постоянными упреками и поучениями. При этом каждый свой выпад Кабаниха может объяснить «по понятиям»: мол, так заведено и т. д. Ее мораль «непробиваема». Неслучайно с оценки устоев города начинается «Гроза». Краткое содержание по действиям в дальнейшем целиком опирается на это емкое описание.

Действие 2. В доме Кабанихи

Мы становимся свидетелями действа в доме купчихи Кабанихи. Странница Феклуша беседует с дворовой девкой Глашей. Юродивая хвалит щедрость дома Кабановых и пытается заинтересовать слушающих примитивными выдумками об укладе жизни в «дальних странах». Иронично изображает шарлатанство пьеса Островского «Гроза». Краткое содержание по главам нам показывает и настоящую виновницу трагедии.

Дочь купчихи Варвара беспечно играет роль сводни. Ее невестке Катерине понравился племянник Дикого, Борис. Муж Катерины Тихон уезжает по делам. Его сестренка, жизненные убеждения которой - «все можно, если концы в воду», собирая братца в дорогу, одновременно подговаривает к измене его жену, Катерину. Для этого она придумала хитрую «комбинацию» с подменой ключа матери от калитки.

Катерина по-своему пытается сохранить верность мужу. Просит Тихона взять ее с собой. А когда тот отказывает, то она, как водилось в народе, пытается связать себя клятвой, через которую не сможет перешагнуть. Но недалекий Тихон и тут прерывает ее.

Действие 3. Свидание

Свидание Катерины и Бориса - главная идея этого эпизода драмы, его краткое содержание. «Гроза» по действиям происходит в разных местах провинциального Калинова. Видна улица перед домом Кабанихи. Вначале пьяный Савел Прокофьевич «сцепляется» с купчихой. Правда, «одного поля ягоды» вскоре примиряются. Затем им на смену выходит философствующий Кулигин, потом целующаяся парочка - Кудряш и Варвара. Чрезмерно инициативная Варя назначает Борису от имени Катерины встречу вблизи сада Кабановых в овраге. И наконец, происходит само свидание. Причем Кудряш с Варварой и Борис с Катериной назначают его в одном том же месте. Правда, потом пары расходятся.

Катерина пылко признается Борису в любви. Однако, как видно, у того отношение к любви меркантильное, потребительское. Не понимает он, а скорее всего, и не может понять, какое сокровище - душа Катерины. Не прошел он испытание любовью, мелкий человечишка. Ослепленная чувством Катерина, конечно же, не замечает этих нюансов.

Действие 4. Кульминация

Проступок и расплата - таково у многих драм краткое содержание. «Гроза» по действиям подводит нас к своей кульминации. Льет дождь, а Калинов находится во власти грозы. В начале действия мещанин Кулигин доказывает купцу Дикому необходимость обустройства в городе громоотводов. Но хитрый скупец по-хамски оскорбляет инженера-самоучку и переводит разговор на то, что гроза - кара господня. Так, впрочем, думают многие. Трепещет от молний совершившая прелюбодейство Катерина. Ее не успокаивают увещевания Кулигина о природе электричества. Случается то, чего опасалась Варвара: напуганная увещеваниями появившейся, как чертик из табакерки, полоумной барыни, сопровождаемой лакеями, Катерина признается в своей измене мужу Тихону. Стоит ли ожидать от него великодушия? Вряд ли.

Действие 5. Трагедия

«Может ли счастье быть там, где царят унижения и ханжество?» - незримо слышим мы риторический вопрос драматурга, читая краткое содержание. «Гроза» по действиям тщательно прорисовывает образы героев, давая им исчерпывающую характеристику. Пьяный Тихон беседует с Кулигиным. Рассказывает, как беспробудно пил во время поездки в Москву, о том, что за измену «немного побил» Катерину. (Так мама велела.) Радуется, что Бориса дядюшка Савел Прокофьич отправляет в Сибирь. Из его слов мы узнаем, что Варя сбежала к Кудряшу от самодурства мамы Марфы Игнатьевны.

В это время Катерина ищет встречи с Борисом. Увидев его, уговаривает взять ее в поездку в Сибирь. После отказа она кротко просит молодого человека молиться о ее грешной душе. Но даже это не пронимает слабовольного молодого человека. Глубоко показательна его последняя фаза: «Эх, кабы сила!» Это фраза полного морального банкрота. Катерина же не хочет возвращаться в опостылевший дом Кабанихи, прыгает в Волгу и тонет в ней. Кулигин обвиняет Марфу Игнатьевну и Тихона в немилосердном отношении к Катерине. Тихон же винит мать, себя считая несчастным.

Выводы

Потрясенный силой таланта драматурга, критик Добролюбов написал о «Грозе» блестящую статью «Луч света в темном царстве». В ней он показал, что несбывшиеся мечты о счастье в браке, а также тлетворная обстановка в доме Кабановых привели Катерину к самоубийству. Причем этот поступок в понимании Добролюбова приобрел черты протеста личности. С ним не согласился критик Писарев, указавший на неразвитость разума, интуитивность и обостренную эмоциональность Катерины, приведшие ее к Впрочем, спор этих двух видных критиков можно рассудить словами классика Гончарова о том, что «доброе сердце» ценнее изощренного разума.