Вслед за комической оперой Крылов принялся за трагедию, без сомнения, привлекавшую его значительностью и принципиальностью проблем, которые обычно разрабатывались в этом жанре, проблем этики и политики в первую очередь. Первый опыт Крылова в этом направлении – «Клеопатра» – до нас не дошел; Дмитревский, которому Крылов дал свою трагедию на отзыв, вежливо, но решительно забраковал ее. Тогда Крылов написал «Филомелу» (1786). Многое в этой трагедии восходит к образцам Сумарокова; заметно в ней стремление подражать и французским драматургам. Это – юношеская, незрелая и несамостоятельная вещь; но существенно в ней то, что юноша-автор стремится поставить в ней проблемы права царя на произвол и народа на восстание, проблемы семейной морали, что он стремится написать идейную, принципиальную и смелую пьесу в духе Вольтера.

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 г. Его отец был дворянином, но не был помещиком. Дворянство Крыловых было не родовое, а выслуженное по чину; по понятиям, крепко державшимся в среде помещиков, это было ненастоящее дворянство. Крылов-отец был подьячим при шпаге, человеком без прав, но с множеством обязанностей. Тринадцать лет он служил солдатом в армии, затем был брошен в Оренбург: в столичной воинской части он был «парадными вещами исправлять себя не в состоянии». На Урале А.П. Крылов участвовал в гражданской войне против восставшего во главе с Пугачевым народа. В конце 1773 г. он защищал от Пугачева Яицкий городок (Уральск).

Он ясно видел, кто его враг, но не видел достаточно мощной дружеской среды, которая научила бы его, за что и за кого бороться. Отсюда и неустойчивость крыловского протеста и туманность его положительных идеалов. И все же сила этого протеста, озлобленность нападок Крылова делали его одним из наиболее смелых и радикальных демократических писателей конца XVIII в.

Когда Крылов написал «Кофейницу», ему было около четырнадцати лет; но направление его мысли уже намечено в этом произведении достаточно отчетливо. Это социальная сатира. Дворянка-помещица, светская женщина, модница проявляет дикую жестокость по отношению к своим крепостным; она увлечена каким-то палочным вдохновением; в то же время она невежественна. Тема оперы – ужас крепостного права, бесправие и угнетение крестьян, выжимание из них всех соков. Крылов примыкает здесь как будто к традиции либеральной драматургии – отчасти «Недоросля» и в особенности «Несчастия от кареты» Княжнина (1779); с этой комической оперой «Кофейница» имеет немало общего и по сюжетной основе (вообще же схема: злой приказчик хочет жениться на крестьянской девушке и ведет интригу против ее возлюбленного – лежит в основе сюжета многих комедий и опер XVIII в., французских и русских).

В 1782 г. тринадцатилетний Крылов вместе с матерью перебрался из Твери в Петербург. В Петербурге он поступил в казенную палату и вскоре получил чин провинциального секретаря. Это был очень маленький чин. Служил он, по-видимому, без жалованья. Но в 1786 г. ему было уже назначено не то восемьдесят, не то девяносто рублей в год. В это время Крылов был уже писателем.

Крылов не обладал ни колоссальной образованностью, ни продуманной глубиной философских взглядов Радищева. Но он умел с детства ненавидеть дворянскую государственность и дворянскую культуру. Дворянин по паспорту, а на самом деле «маленький человек», по происхождению скромный «подьячий» он испытал и нужду, и унижение с первых же шагов своей сознательной жизни. Он мог ощущать себя «плебеем», хотя не дорос до сознания кровной связи с широкими массами порабощенного народа. Индивидуализм, бесперспективность личного бунтарства ставили предел революционизированию его взглядов.

После пугачевского восстания А.П. Крылов перевелся в гражданскую службу, стал провинциальным чиновником в Твери. Он умер в 1778 г., когда его сыну Ивану было девять лет. Для семьи наступила пора безнадежной бедности. Мать и двое сыновей, Иван и Лев (тогда – годовалый ребенок), остались совершенно без средств.

Однако Крылов, еще почти что мальчик, органически воспринимает социальную тему иначе, еще более остро, чем Новиков, Фонвизин и Княжнин. Может быть и бессознательно, Крылов внес в свое изображение такую ненависть к помещику и трезвость реального взгляда на вещи, которые были недоступны даже наиболее передовым дворянским либералам.

Дома Крылов мало чему мог научиться. Его мать была совсем необразованная женщина. Крылов учился самоучкой, читал книги, оставленные отцом. Затем он как-то проник в дом местного тверского помещика либо чиновника из важных, по-видимому Н.П. Львова, и здесь, вместе с детьми хозяина, учился, между прочим, и французскому языку. Одновременно он числился на службе. Он был записан в подьячие еще восьми лет от роду – подканцеляристом в калязинский нижний земский суд; конечно, эта служба была фиктивной. Она должна была принести Крылову «выслугу лет», служебный стаж. В следующем году Крылова перевели в тверской губернский магистрат с тем же чином. Когда началась его действительная служба, неизвестно, но, по-видимому, очень рано.

И. А. началась в шумной и суетливой Москве, где будущий писатель-баснописец появился на свет 2 (13) февраля 1769 г.

Детские годы Крылова

Родители Ивана Андреевича вынуждены были часто переезжать с одного места на другое. В разгар крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачёва Крылов с матерью находились в Оренбурге, а отец будущего писателя был капитаном в самом Яицком городке. Крылова даже было упомянуто в пугачёвском списке на повешение, но, к счастью для семейства, до этого не дошло. Впрочем, спустя некоторое время Андрей Крылов умирает, и семья остаётся практически без денег. Мать Ивана вынуждена подрабатывать в домах богатых людей. Сам Крылов начал работать в очень раннем возрасте - с девяти лет. Ему позволили за небольшое жалованье переписывать деловые бумаги.

Далее мальчик получал образование в доме Н. А. Львова, известного писателя. Иван учился вместе с детьми хозяина, встречался с художниками и литераторами, которые часто приходили в гости к Львову, слушал их беседы.

Из-за некоторой отрывочности образования впоследствии писатель столкнулся с многими трудностями. Однако со временем ему удалось научиться грамотно писать, существенно расширить свой кругозор и даже овладеть итальянским языком.

Первые пробы пера

Новый этап начался в жизни будущего баснописца с момента переезда семьи в Петербург. Биография Крылова И. А. в этот период особенно интересна, ведь именно на это время пришлись его первые шаги на литературной стезе. В северную столицу мать баснописца направилась, чтобы решить вопрос с пенсией, но её старания не увенчались успехом.

Сам Крылов, не теряя времени попусту, устраивается работать в канцелярию Казённой палаты. Однако служебные дела не слишком волнуют его. Практически всё свободное время он тратит на литературные занятия, посещения театров, начинает тесно общаться с талантливыми известными актёрами, а также с П. А. Соймоновым, директором театров.

Даже после смерти матери увлечения Ивана остаются прежними. Хотя теперь будущему баснописцу сложнее: он должен следить за младшим братом, который остался на его попечении.

Биография Крылова И. А. в 80-е гг. - это постоянное сотрудничество с миром театра. За этот период из-под его руки выходят либретто для опер “Кофейница”, “Бешеная семья”, “Клеопатра”, а также комедия, получившая название “Сочинитель в прихожей”. Ни славы, ни огромных гонораров они, разумеется, не принесли. Но зато позволили Крылову влиться в литераторов Петербурга.

Молодого человека берёт под своё покровительство популярный драматург Княжин и стремится помочь Крылову более успешно продвигать свои произведения. Однако сам Иван Андреевич не только отказывается от этой помощи, но и прекращает любые отношения с Княжиным, после чего пишет комедию “Проказники”, в которой всячески высмеивает самого драматурга и его супругу. Совсем не странно, что сама комедия была запрещена к постановке, а автор испортил отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, благодаря которой сочинения ставились на сцене.

В конце десятилетия Крылов изъявляет желание попробовать свои силы в сфере журналистики. В журнале “Утренние часы” в 1788 году публикуются его песни, однако они тоже остаются незамеченными. После этого Иван Андреевич решает заниматься изданием своего журнала (“Почта духов”), который выходит в течение восьми месяцев 1789 г. “Почта духов” имеет форму переписки сказочных персонажей - гномов и волшебника. В ней автор представляет карикатурное изображние общества того времени. Однако вскоре журнал закрывает цензура, объясняя это тем, что издание имело всего 80 подписчиков.

С 1790 г. Крылов уходит в отставку, после чего полностью посвящает себя литературной деятельности. В это время биография Крылова И. А. тесно переплетается с жизненными путями приятелей автора - А. Клушина, П. Плавильщикова и И. Дмитриева. Иван Андреевич заправляет типографией и вместе с друзьями начинает выпускать журнал “Зритель” (позже - “Санкт-Петербургский Меркурий”). В 1793 году журнал был окончательно закрыт, и Крылов на несколько лет покидает столицу.

На службе у князя Голицына

До 1797 г. Крылов живёт в Москве, а затем начинает путешествовать по стране, останавливаясь в домах и поместьях своих приятелей. Баснописец постоянно искал источники дохода, и в течение некоторого времени находил желаемое в карточных играх. К слову, Крылов слыл очень удачливым игроком, на грани шулерства.

Князь Сергей Фёдорович Голицын, познакомившись с Иваном Андреевичем, предложил тому стать его домашним учителем и личным секретарём. Крылов живёт в имении князя на территории Киевской губернии и занимается словесностью и языками с сыновьями аристократа. Тут же он пишет пьесы для постановки в домашнем театре, а также осваивает мастерство игры на разных музыкальных инструментах.

В 1801 г. на престол взошёл Александр I, который питал большое доверие к Голицыну и назначил его лифляндским генерал-губернатором. Крылову, в свою очередь, дают место правителя канцелярии. До 1803 г. баснописец трудится в Риге, а затем переезжает к своему брату в Серпухов.

Творческая слава

Творчество и биография Крылова становятся особо интересными, начиная с этого времени. Ведь в этот период впервые пьеса Крылова (“Пирог”) завоёвывает сердца зрителей и приносит автору долгожданный успех. Он принимает решение продолжать свою литературную деятельность и возвращается в Петербург.

В 1805 г. Иван Андреевич демонстрирует И. Дмитриеву, талантливому поэту, свои первые переводы басен. Становится ясно, что писатель нашёл своё истинное призвание. Но Крылов, тем не менее, публикует лишь три басни и вновь возвращается к драматургии. Следующие несколько лет были особо плодотворными в этом плане. Крылова знают и любят ценители театрального искусства, а пьеса “Модная лавка” была показана даже при дворе.

Однако сам Крылов всё больше отдаляется от театра и всрьёз увлекается переводом и сочинением своих собственных басен. В 1809 г. на прилавках появляется его первый сборник. Постепенно количество произведений растёт, выпускаются новые сборники, и к 1830 г. уже набралось 8 томов басен Крылова.

В 1811 г. Иван Андреевич стал членом Российской Академии, а через двенадцать лет получил от неё золотую медаль за достижения в литературе. В 1841 г. Крылова назначают академиком отделения русского языка и словесности. С 1812 г. писатель библиотекаря в Императорской публичной библиотеке. Также Крылов получает пенсию за заслуги в российской словесности, а после выхода восьмитомника в свет увеличивает пенсию в два раза и назначает писателя статским советником.

Зимой 1838 г. Петербург с уважением и торжественностью поддержал празднование пятидесятилетнего творческого юбилея автора. К этому времени Крылова уже ставили в один ряд с классиками русской литературы - Пушкиным, Державиным, Грибоедовым. Последние басни Ивана Андреевича были переведены более чем на 50 языков.

Последние годы

В 1841 г. Крылов уходит в отставку и селится на Васильевском острове, чтобы жить в спокойствии, в своё удовольствие. Писатель всегда был не прочь вкусно поесть и поваляться на диване, из-за чего некоторые называли его обжорой и лентяем.

Однако до последних дней Крылов трудился над новым сборником сочинений. Умер он 9 (21) ноября 1844 г. в Санкт-Петербурге от двухстороннего воспаления лёгких.

Любопытные факты о писателе

Существуют интересные факты из биографии Крылова, которые стоит упомянуть в этой статье. К примеру, практически никогда баснописец не стеснялся и не упускал возможности подшутить над недостатками окружающих.

Как-то раз он шёл по набережной Фонтанки. Увидев массивную фигуру незнакомого старика, отдыхавшие студенты начали смеяться, мол, “туча идёт”. Проходя мимо них, Крылов спокойно ответил: “...И лягушки заквакали”.

Ещё один интересный случай произошёл с Иваном Андреевичем в театре. Сосед его оказался очень шумным: топал ногами в такт музыке, даже подпевал. Достаточно громко Крылов произнёс: “Безобразие!” Сосед писателя оскорблённо спросил, относится ли это к нему, на что Крылов иронично ответил, что сказал это “тому господину на сцене, который мешает мне слушать вас [соседа]”.

Показательным был случай, произошедший уже после смерти автора. Отдавая дань Крылову, граф Орлов, бывший вторым человеком после императора, лично нёс гроб баснописца с простыми студентами, до самой погребальной повозки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Лекция

Творчество И.А. Крылов а

Творчество Ивана Андреевича Крылова занимает особое место в развитии русской литературы и шире - культуры конца XVIII - начала XIX в. Оказавшись на стыке двух столетий, как бы соединяющий их собою, писатель связывает и две литературные эпохи.

Литературная позиция Крылова в 1800--1810-е гг. - период споров "о старом и новом слоге" между шишковистами и карамзинистами - остается своеобразной загадкой. Кажется, сам писатель сознательно оставляет возможность различно толковать свои художественные антипатии и пристрастия. Еще в опубликованной на страницах журнала "Зритель" (1792) "восточной повести" "Каиб" он с одинаковой силой высмеивает стилевые штампы и торжественной оды классицизма, и сентиментальной идиллии - эта тенденция в творчестве Крылова-баснописца сохраняется. Потому так сложен процесс выбора поэтом литературных единомышленников. С 1811 г. он становится членом "Беседы любителей русского слова", однако, по свидетельству современников, "тайно подсмеивался над нею". Сам баснописец высоко оценил творчество Жуковского, поддерживал появление в печати поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", - однако, присутствуя на одном из чтений "Бориса Годунова", высказался о трагедии неодобрительно, как казалось современникам, из-за "классических" симпатий. Поэт словно не был до конца "чужим" или "своим" той или другой полемизирующей группировке - очевидно, из-за несоответствия языковой и стилевой манеры его басен ни воззрениям на литературный язык Шишкова и его последователей, ни пристрастиям карамзинистов. В своем мнении о Шишкове ("Он хорошо знает, как писать не должно, но не знает, как должно писать") Крылов, по существу, определил направление собственных художественных поисков, равно далеких от архаики "старого" и "литературности" "нового" слога. В его баснях разговорный, народный язык, интонационная гибкость устной речи имеют реалистическую природу, основаны на стремлении сделать художественное слово как можно более близким его предмету. творчество крылов литература

В развитии Крылова-писателя выделяют два хронологически точно разделенных этапа: 1780--1790-е гг., когда он выступает как драматург и журналист, и собственно XIX в. начиная с 1805 г. - времени создания первых басен, переведенных из Лафонтена, - "Дуб и Трость", "Разборчивая невеста", "Старик и трое молодых". Они были высоко оценены И.И. Дмитриевым, который сам обращался к этим сюжетам. Слова Дмитриева "это истинный ваш род, вы нашли его", как и рекомендация басен для печати (в журнале "Московский зритель" за январь и февраль 1806 г.), ознаменовали начало нового периода в творчестве Крылова.

За три десятилетия (до 1834 г., года последних басен "Кукушка и Петух" и "Два извозчика") поэтом были написаны 204 басни, из них 67 - переводные или заимствованные, в основном из Эзопа и Лафонтена; в большинстве же произведений разрабатывались оригинальные сюжеты. Своеобразие басен Крылова сказалось, прежде всего, в том, сколь непосредственно откликались они на проблемы русской жизни. Аллегорические ситуации помогали поэту представить свое видение многих общественных, нравственных, литературных явлений - и потому произведения Крылова-баснописца тяготеют к своеобразной тематической циклизации. Среди них выделяются социально-политические басни (и особо - басни о событиях 1812 г.), нравственно-философские, нравоучительные.

Социально-политические басни.

Социально-политические басни занимают видное место в творчестве Крылова. Баснописец высказывает свою точку зрения на очень важные проблемы времени, и первая среди них - раскалывающее общество противостояние "сильных" и "бессильных" ("Волк и Ягненок", "Мор зверей", "Лев на ловле", "Мирская сходка", "Овцы и собаки", "Пестрые овцы", "Рыбья пляска"). Сам выбор персонажей в них не случаен, фигуры олицетворяют неизбежный конфликт хищника и жертвы, силы и слабости, соотношение которых аллегорически рисует картину общественного устройства.

В наиболее ранней басне цикла - "Волк и Ягненок" (1808) - целенаправленно вынесена в начало "мораль": истинность того положения, что "у сильного всегда бессильный виноват", к несчастью, несомненна и подтверждается - "историей", "молвой" и самой "басней". Надетая Волком маска вершителя закона лишь глубже оттеняет беззаконие и произвол сильного. Оправдываться бесполезно, на всякое самое убедительное оправдание сильный отвечает по-своему:

"Ах, я чем виноват?" - "Молчи! устал я слушать.

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать"

И не менее однозначно подводящее печальный итог последнее: "Сказал, и в темный лес Ягненка поволок".

Найденный конфликт, обретающий в баснях Крылова большую заостренность, чем у его предшественников, будет развиваться и в других баснях. Пусть ничтожны грехи Вола рядом с преступлениями крупных хищников - Льва, Медведя, Волка, Тигра ("Мор зверей"), однако именно он будет принесен в жертву. Бессильный не смеет выбирать себе судьбу - об этом басни "Мирская сходка", "Овцы и собаки".

Наиболее остры прямо метившие в верховную власть басни "Рыбья пляска" и "Пестрые овцы", в которой решение Льва истребить пестрых овец "законным" путем, принятое по совету Лисы: "...прикажи овец волкам пасти. // Не знаю, как-то мне сдается, // Что род их сам переведется" - напоминало современникам Крылова о разгроме профессуры Петербургского университета в 1822 г., осуществленном Министерством просвещения и Комитетом министров по желанию Александра I.

Несовершенство судебной системы и в целом государственного управления ярко показано Крыловым в баснях "Лисица и Сурок", "Крестьяне и Река", "Волк и Мышонок", "Щука", "Крестьянин и Лисица", "Крестьянин и Овца".

Причиной общественных бед, по Крылову, может оказаться неумение правителей прямо взглянуть на нужды народа: в басне "Воспитание Льва" (1811).

Многие басни Крылова рисуют нравственное несовершенство стоящих у власти вельмож: "Оракул", "Осел", "Гуси", "Две собаки", "Сокол и Червяк", "Вельможа" и др. Мотив этот также перекликается с традициями жанра сатиры XVIII в. - и крыловский Осел, который по воле Зевеса стал... скотиной превеликой.

Особое место в творчестве поэта занимают басни о войне 1812 года. В них отражены практически все наиболее значимые эпизоды борьбы с наполеоновским нашествием; потому так важен реальный комментарий к произведениям.

"Ворона и Курица" (1812) посвящена событиям сентября 1812 г. и может прочитываться и как сатира на Наполеона - обманувшийся французский император "попался, как ворона в суп", и как выпад против части дворянства, ослепленной галломанией и потому не осознавшей вовремя масштабов опасности. О том, сколь глубока была в то время духовная драма воспитанных на французской культуре, однако не утративших патриотизма людей, можно судить по письмам К.Н. Батюшкова: "При имени Москвы, при одном упоминании нашей доброй, гостеприимной, белокаменной Москвы сердце мое трепещет <...> Варвары! Вандалы! И этот народ извергов осмеливался говорить о свободе, о философии, о человеколюбии; и мы до того были ослеплены, что подражали им, как обезьяны! Хорошо и они нам заплатили!". Трагическое разочарование должно стать уроком русскому человеку - именно поэтому события 1812 г. вызвали к жизни ряд басен Крылова, направленных против галломании, против ослепления ложным блеском просвещения. Стремление бездумно перенимать чужое ведет не просто к утрате собственной ценности, национального достоинства ("Червонец", "Бочка") - оно может стоить свободы и жизни (не случайно едва ли не перекликается с письмом Батюшкова басня "Обезьяны").

Басня "Волк на псарне" (1812) отразила тяжелое положение французской армии и попытку Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым. Мудрость действий Кутузова в сравнении с молодыми нетерпеливыми, а иногда и неспособными полководцами Крылов показал в баснях "Обоз", "Щука и Кот"; раздоры армейского начальства отразились в басне "Раздел". Откликом на вступление русских войск в Париж стала басня "Чиж и Еж" (1814); однако своеобразно подводила итог циклу написанная в том же году басня "Пожар и Алмаз".

Нравственно-философские, нравоучительные басни.

Они достаточно сложно отграничиваются от других: ведь практически каждая басня, написанная в связи с политическими или литературными событиями, несет в себе и моральный урок. Когда забывается конкретный повод к созданию басни, она может прочитываться как чистое нравоучение: политическая сатира на безуспешность мирных проектов состоявшегося в 1815 г. Венского конгресса в бас не "Собачья дружба" становится поучением любым ложным "друзьям"; выпад против Александра I, неоправданно ускорявшего работы по составлению каталога Публичной библиотеки, в басне "Трудолюбивый Медведь" превращается в остроумный укол невежественной торопливости вообще. Нравоучение - основа басенного жанра - всегда сохраняло свое значение для Крылова.

Крылов высмеивает многие общечеловеческие пороки: жадность

("Скупой и Курица", "Скупой"), хвастовство ("Муха и дорожные"), зависть, неумение довольствоваться тем, что дано судьбой ("Разборчивая невеста", "Лягушка и Вол", "Ворона"), невежество ("Мартышка и очки", "Свинья под дубом"), неразборчивость в друзьях ("Крестьянин и Змея"), легкомыслие ("Ягненок", "Плотичка") и т. п. Нередко уроки баснописца звучат достаточно жестко: он словно обращается не только к самим носителям порока (они неисправимы!), но и к простакам, доверяющим серьезное дело глупцу ("Осел", "Пустынник и Медведь"), падким на лесть ("Ворона и Лисица"); не потому ли так изящно хитра Лиса, что само строение стиха передает ее воззрение на мир - мир, в котором сильна лесть, а не тупая самоуверенность Вороны.

Большое место среди нравственно-философских басен Крылова занимают произведения, в центре которых - осмысление дружбы, одной из высших ценностей для человека. Поэт размышляет о дружбе, товариществе, верности и предательстве на всем протяжении творческого пути, начиная с 1806 г., когда написаны "Два голубя". Здесь Крылов вслед за Лафонтеном и Дмитриевым представил в обличии басни "вечный сюжет" - "странствователя и домоседа" (ср. сходный мотив у Н.М. Карамзина, В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и др.). Идиллическая тональность соответствует духовно-философскому смыслу басни: только дружба как олицетворение не просто родной земли - духовной Родины, Дома в высшем значении спасает в несчастьях. Много страдавший, но решившийся вернуться "странник", по Крылову, "счастлив еще: его там дружба ожидает! // К отраде он своей, // Услуги, лекаря и помощь видит в ней, // С ней скоро все беды и горе забывает" - и прославлением единственно нерушимых ценностей звучит здесь авторский вывод:

Что б ни сулило вам воображенье ваше;

Но, верьте, той земли не сыщете вы краше,

Где ваша милая и где живет ваш друг.

Ложная дружба, примеры того, как из-за корысти разрушаются самые естественные человеческие чувства, исследуются Крыловым в баснях "Собачья дружба", "Крестьянин в беде", "Собака, Человек, Кошка и Сокол", "Лев, Серна и Лиса", "Два мальчика". Среди нравственных уроков поэта - утверждение необходимости хранить душевную чистоту ("Гребень"), безусловное осуждение предательства ("Червяк").

Целый ряд нравственно-философских басен Крылова посвящен утверждению такой добродетели человека, как умеренность, умение довольствоваться малым, не поддаваться искушениям гордыни или беспочвенным мечтаниям. Этот мотив также связан с традициями русской поэзии XVIII в., "горацианскими" нотами в ней, прежде всего с творчеством Г.Р. Державина. Уже в первой басне Крылова "Дуб и Трость" (1805) самоуверенный, стоящий "наравне с Кавказом" Дуб противопоставлен Тростинке, которая видит ход вещей в более верном свете.

Побеждает умение довольствоваться малым: это следствие своеобразной "философии здравого смысла" открывает в творчестве Крылова важную нравственную истину - во всех испытаниях необходимо сохранить верность себе, остаться самим собою. Таковы басни "Откупщик и Сапожник", "Фортуна и Нищий", "Бедный богач", осуждающие безрассудное стремление к богатству в обмен на свободу и способность радоваться жизни; басни "Скворец", "Котел и Горшок" - о том, как пагубно, теряя свое лицо, подражать тем, кто выше и сильнее. Настоящий мудрец, оставаясь самим собой, чуждается дерзости и ропота на провидение ("Колос") - ведь песчинке не дано знать Божия промысла.

Своеобразие жанра басни в творчестве Крылова.

Основной новаторской особенностью басен Крылова стало изменившееся соотношение между их сюжетной частью и моралью. В большинстве произведений автор сохраняет традиционное двухчастное строение ("рассказ", в большинстве случаев с включенным в него диалогом действующих лиц - "мораль", идущие друг за другом в той или иной последовательности). Новаторство формально выраженной (казалось бы, традиционной) морали в баснях Крылова связано с тем, что она часто превращается у поэта из поучающей сентенции в живой диалог автора со своими персонажами и непременно - с читателями. Она обретает собственную художественную ценность, как яркое, стилистически маркированное повествование, в котором развивается собственная линия - сочетание различных эмоциональных и стилистических "тонов".

Но более всего меняется в баснях Крылова их сюжетная часть. Опираясь на художественный опыт Лафонтена и следовавших за ним русских баснописцев XVIII в. - А.П. Сумарокова, В.И. Майкова, И.И. Хемницера и др., поэт отдает предпочтение "картине", и в результате аллегорический смысл более развернутого художественного образа становится незаданным, получает возможность более глубокого толкования. Именно развитие сюжетной части произведения помогло крыловским басням выйти из сферы дидактической литературы, преодолеть рационализм поэтики классицизма и вобрать в себя реалистические художественные принципы.

Отличает сюжетную часть в баснях Крылова прежде всего ее формальное разнообразие; не случайно Белинский говорил, что "это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира - словом, все, что хотите, только не просто басня".

Сюжетное повествование в баснях Крылова характеризуется и избыточностью деталей. Оно насыщено подробностями, которые на первый взгляд не добавляют ничего к аллегорическому смыслу текста, - однако создают особый колорит, благодаря которому басня оказывается прямо обращена к проблемам русской жизни, наполнена конкретными национально-историческими приметами.

Персонажи, действующие в баснях Крылова, традиционны и типизированы; обобщенное видение характера в них основывается на фольклорных источниках, а также связано со стремлением баснописца сделать своих героев носителями определенного действия. Так, в баснях "Собака, Человек, Кошка и Сокол" или "Лебедь, Щука и Рак" выбор героев не случаен и противоречия в действиях определяются самой их сущностью:

Поклажа бы для них казалась и легка:

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад,

а Щука тянет в воду.

Взаимодействие в образе-персонаже его обобщенной сюжетной роли и индивидуальной характеристики также стали отличительной чертой басен Крылова как реалистических произведений.

Стремление к непосредственному видению жизни сказалось у поэта и в том, насколько полно разрабатывает он в баснях систему изобразительно-выразительных средств. Метафоры, эпитеты, сравнения, антитезы оформляют неожиданные повороты сюжета, становятся выражением авторской иронии, создают неповторимый национально-русский "фон" крыловских басен, характеризуют персонажей.

Язык Крылова афористичен, многие строки из его басен стали крылатыми выражениями, вошли в народную речь: "А ларчик просто открывался", "Спой, светик, не стыдись", "Рыльце у тебя в пуху", "Услужливый дурак опаснее врага", "Да только воз и ныне там", "Слона-то я и не приметил", "А Васька слушает да ест" и мн. др. Оригинальные, запоминающиеся словесные обороты и были той "материей" текста, на которой основывалась главная отличительная особенность крыловских басен - ощущение живой, заинтересованной, искренней и веселой народной речи, такое важное при чтении.

Меткий, народный язык басен, богатство и яркость образной системы, живописность и и выразительность картин, мастерство сюжетосложения, изящное остроумие авторского слова - те краски художественной палитры Крылова, которые с максимальной полнотой и жизненностью воплотили мудрые уроки поэта. Для современного читателя значение Крылова - это и роль его в истории русской литературы рубежа XVIII--XIX столетий, и создание реалистической басни, и вклад в оформление нового литературного языка, воплотившего столь мудрые нравственные уроки.

Литература

1. Крылов И.А. (Любое издание)

2. Белинский В.Г. Басни И.А. Крылова. (Любое издание)

3. Степанов Н.Л. Мастерство Крылова - баснописца. - М.,1986.

4. Степанов Н.Л. Иван Андреевич Крылов. Проблемы творчества. - Л.,1975.

5. Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М.,1988.

6. Коровин В. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М.,1996.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    "Риторика" М.В. Ломоносова как основной источник пародий И.А. Крылова. Основные художественные средства создания пародийного (комического) эффекта в "речах". Поэтика "похвальных речей" Крылова в восточной повести "Каиб" и шутотрагедии "Трумф или Подщипа".

    дипломная работа , добавлен 08.10.2017

    Всенародная слава И.А. Крылова – баснописца. Языковые особенности слов разных частей речи в баснях И.А. Крылова. Роль антропонимов в басенном творчестве И.А. Крылова. Синтаксис словосочетания, простого и сложного предложения, способы передачи чужой речи.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2012

    Краткая биография И.А. Крылова. Детские и юношеские годы будущего писателя. Басня как жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме. Деятельность Крылова-баснописца. Отражение в баснях философских, социальных и нравственных взглядов.

    курсовая работа , добавлен 06.03.2014

    История басни как жанра сатирической публицистики. Произведения Эзопа и Лафонтена. Моральная аллегория в мировой басенной традиции. Усиление сатирического элемента в произведениях И.А. Крылова. Деятельность поэта Крылова в критике и журналистике.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2011

    Изучение биографии и творческого пути поэта Крылова. Описание периода его работы журналистом, издателем журнала, театральным драматургом. Анализ художественного мира басен, яркой картины отображения действительности и афористической остроты концовки.

    реферат , добавлен 12.07.2011

    Влияние Эзопа и Лафонтена на творчество Крылова. Оригинальность сюжетов и связь басен с общественными явлениями. Близость языка к народной речи, умение создать яркий образ при скупости средств. Толкование некоторых фраз, ставших пословицами и поговорками.

    реферат , добавлен 17.01.2010

    Басня как жанр эпоса литературы. Какой моральный вывод можно сделать из басен Крылова "Волк и ягненок", "Квартет", "Волк на псарне", "Свинья под дубом", "Слон и Моська", "Ворона и Лисица", "Лебедь, Щука и Рак", "Мартышка и очки" и "Демьянова уха".

    презентация , добавлен 25.02.2017

    Поэтическая летопись Отечественной войны 1812 года как веха в истории русской литературы: презрение к врагу, вера в победу в поэзии Ф. Глинки, В. Жуковского; современные реалии в баснях И. Крылова; пророческое осмысление событий в творчестве А.Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Идиостиль как система приемов, которые ориентированы на различные способы передачи художественных смыслов при помощи языковых средств. Использование лексики семейного родства - характерная особенность индивидуального авторского стиля И.А. Крылова.

Проект

« Творчество Ивана Андреевича Крылова»

Разработал

ученик СОШ №13

2»Г» класса

Терешкевич Олег

КРЫЛОВ Иван Андреевич (1769 - 1844), поэт-баснописец, драматург.

Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского офицера. Учился с детьми помещика, у которого был прислугой. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читал с самого детства, настойчиво и упорно занимался самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Самостоятельно овладел французским, немецким, итальянским языками, увлекался математикой и русской литературой, рисовал и играл на скрипке.

После смерти отца семья осталась без всяких средств к существованию. Вместе с семьёй он переехал в Петербург, где перебивался случайными заработками. Работал переписчиком документов. Но Петербург открывал перед ним возможность заниматься литературным трудом. Здесь Крылов написал трагедии "Клеопатра" и "Филомела" и комедии "Бешеная семья", "Проказники". Имя молодого драматурга вскоре приобретает известность в театральных и литературных кругах. Крылов начал издавать сатирический журнал "Почта духов", продолжавший традиции русской сатирической журналистики. Но журнал смог просуществовать только восемь месяцев, потому что многим не нравилось, о чём он писал. Вскоре он создал новый сатирический журнал "Зритель", который снова становится интересным и популярным. Но и его закрывают, а Крылов попадает под надзор полиции.

В 1791 - 1801 Крылов отошел от журналистской деятельности, скитался по провинции: побывал в Тамбове, Саратове, Нижнем Новгороде, на Украине. Он не переставал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати.

Крылов отошел от журналистики, жил в провинции.

В 1804 приехал в Москву, где через два года появились его первые басни. В 1809 вышла в свет первая книга басен Крылова, после которой его слава стала быстро расти. Крылов стал героем многочисленных анекдотов и легенд. Его прозвали "дедушкой Крыловым". Строки Крылова стали пословицами, крылатыми словами.

В 1809 вышла первая книга басен Крылова, в которых он высмеивал человеческую лень, глупость и жадность. Именно басня стала тем жанром, в котором гений Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.

9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге. В некоторых городах великому баснописцу установлен памятник.

Мне интересно было познакомиться с баснями И.А.Крылова. В них любопытно «прочитать» скрытый смысл: хорошо ли быть злым, глупым и упрямым. Что может произойти, если жить обманом и лестью. Мораль каждого произведения может стать поучительным уроком для взрослых и детей.

Басню «Лебедь, Рак и Щука» я выучил наизусть.

Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким чиновником в Твери. Андрей Крылов «наукам не учился», но очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Дальнейшее образование Крылов получил благодаря покровительству Николая Александровича Львова, прочитавшего стихи юного поэта. В юности много жил в доме у Львова, учился вместе с его детьми, и просто слушал разговоры литераторов и художников, приходивших в гости. В четырнадцатилетнем возрасте попал в Петербург, куда мать отправилась хлопотать о пенсии. Затем устроился на службу в Петербургскую казенную палату. Однако дела служебные его не слишком интересовали. На первом месте среди увлечений Крылова были литературные занятия и посещение театра. Из-под его пера вышли либретто комических опер Кофейница и Бешеная семья , трагедии Клеопатра (не дошла до нас) и Филомела , комедия Сочинитель в прихожей . Эти произведения не принесли молодому автору ни денег, ни известности, но помогли попасть в круг петербургских литераторов. Ему покровительствовал известный драматург Я.Б.Княжнин, однако самолюбивый молодой человек, решив, что в доме «мэтра» над ним насмехаются, порвал со своим старшим другом.

С конца 80-х основная деятельность разворачивалась в сфере журналистики. В 1789 в течение восьми месяцев издавал журнал «Почта духов». Ему было 20 лет. ПД, по словам Гуковского, один из самых замечательных журналов 18в. Впрочем, на журнал она не очень похожа. Это сборник очерков в виде переписки гномов, сильфов итп с волшебником Маликулмульком. Весь журнал анонимен. Скорее всего, он целиком написан Крыловым или, по крайней мере, весь материал обработан им. Существовало мнение, что в ПД сотрудничал Радищев. Называют еще имена Рахманинова и Эмина. ПД была органом радикальной идеологии. Крылов обрушивается в своем журнале на всю систему власти и культуры. Он изобличает судей и чиновников, ханжей и лицемеров, не боится нападать на самую царскую власть. К ставит в ПД и экономические вопросы, причем борется против засилья иностранных товаров, и в связи с этим стоит его борьба с галломанией. Однако Крылов нападает и на русских купцов. Демократизм убеждений ПД проявляется достаточно отчетливо. Журнал нападает и на крепостное право. Кроме того – выступает против рационализма французских просветителей. ПД не отрывалась от злобы дня. Ее сатира бьет по совершенно конкретным фактам социальной жизни России конца царствования Екатерины2. Немало места в ПД уделено и литературной полемике, в первую очередь с Княжниным. Необычайная смелость журнала, его радикализм не могли не обратить на себя внимание правительства. Крылову приходилось заботиться о сохранении журнала путем литературных прикрытий. В конце издания он то пишет ура-патриотический фельетон о турецкой войне, то прославляет Екатерину в прозе и даже в стихах. В ПД – яркие и широкие зарисовки быта, стремление построить характер, местами даже элементы реалистического романа о бедном, неаметном человеке. Конечно, фантастика у Крылова дана не всерьез, а только как композиционный и сатирический мотив. ПД прекратилась на августовском номере 1789. журнал имел мало подписчиков, но основанием для его закрытия, видимо, был нажим правительства.

В 1790 вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературной деятельности. Он стал владельцем типографии и в январе 1792 вместе со своим другом литератором Клушиным начал издавать журнал «Зритель», пользовавшийся уже большей популярностью. Наибольший успех «Зрителю» принесли произведения самого Крылова Каиб, восточная повесть , сказка Ночи , Похвальная речь в память моему дедушке . В повести «Каиб» мы видим руссоистические мотивы, характерные для молодого Крылова: счастье и добродетель расцветают в удалении от мира, в глухом лесу, в уединении. Здесь подчеркивается, что удаление от мира – вовсе не дворянская идиллия. Эту самую дворянскую идиллию Крылов разоблачает во встрече Каиба с пастухом. Вместо счастливого аркадского пастуха он показывает реального и, конечно, русского крестьянина, голодного, нищего и вовсе не благодушного. в этой повести Крылов разоблачает также одическую ложь дворянства. Основная тема повести – русское самодержавие времен Крылова. Восточный колорит, перенесение действия на восток никого уже не могло обмануть. В Каибе на первый план выдвинут вопрос о монархии. В «Похвальной речи в память моему дедушке» - на первом плане вопрос о крепостном праве. Число подписчиков росло. В 1793 журнал был переименован в «Санкт-Петербургский Меркурий». К этому времени его издатели сосредоточились прежде всего на постоянных иронических нападках на Карамзина и его последователей. Издателю «Меркурия» было чуждо реформаторское творчество Карамзина, которое казалось ему искусственным и излишне подверженным западным влияниям. В конце 1793 издание «Санкт-Петербургского Меркурия» прекратилось, и Крылов на несколько лет уехал из Петербурга. Некоторые отрывочные сведения позволяют предположить, что он некоторое время жил в Москве, где много и азартно играл в карты. Очевидно, он странствовал по провинции, жил в поместьях своих друзей. В 1797 Крылов уехал в поместье князя С.Ф.Голицына, где, очевидно был его секретарем и учителем его детей. Именно для домашнего спектакля у Голицыных в 1799-1800 была написана пьеса Трумф или Подщипа . В злой карикатуре на тупого, заносчивого и злого вояку Трумфа легко угадывался Павел I, не нравившийся автору прежде всего своим преклонением перед прусской армией и королем Фридрихом II. Ирония была настолько язвительна, что в России пьесу впервые опубликовали только в 1871. Значение Трумфа не только в его политическом подтексте. Куда важнее, что сама форма «шутотрагедии» пародировала классическую трагедию с ее высоким стилем и во многом означала отказ автора от тех эстетических представлений, которым он был верен в течение предыдущих десятилетий. После смерти Павла I князь Голицын был назначен рижским генерал-губернатором, и Крылов два года служил его секретарем. В 1803 снова вышел в отставку и, очевидно, опять провел два следующих года в беспрерывных путешествиях по России и карточной игре. Именно в эти годы, о которых мало известно, драматург и журналист начал писать басни. Известно, что в 1805 Крылов в Москве показал известному поэту и баснописцу И.И.Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена: Дуб и трость и Разборчивая невеста . Дмитриев высоко оценил перевод и первым отметил, что автор нашел свое истинное призвание. Сам поэт не сразу это понял. В 1806 он напечатал только три басни, после чего вновь вернулся к драматургии. Перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями. В 1808 им было издано уже 17 басен, среди которых и знаменитая Слон и моська . В 1809 был опубликован первый сборник, сразу же сделавший его автора по-настоящему знаменитым. Всего до конца жизни он написал более 200 басен, которые были объединены в девять книг. Работал он до последних дней – последнее прижизненное издание басен друзья и знакомые писателя получили в 1844 вместе с извещением о смерти их автора. Сначала в творчестве Крылова преобладали переводы или переложения знаменитых французских басен Лафонтена, (Стрекоза и муравей , Волк и ягненок ), но постепенно он начал находить все больше самостоятельных сюжетов, многие из которых были связанны со злободневными событиями российской жизни. Так, реакцией на различные политические события стали басни Квартет , Лебедь , Щука и Рак , Волк на псарне . Более отвлеченные сюжеты легли в основу Любопытного , Пустынника и медведя и других. Однако басни, написанные «на злобу дня», очень скоро также стали восприниматься как более обобщенные произведения. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях. Работа в новом жанре резко изменила литературную репутацию Крылова. Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, полна материальными проблемами и лишениями, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Издания его книг расходились огромными для того времени тиражами. На национальный характер его языка, использование им персонажей русского фольклора обратили внимание все критики. Писатель оставался враждебен западничеству в течение всей своей жизни. Не случайно он примкнул к литературному обществу «Беседа любителей русской словесности», отстаивавшему старинный русский слог и не признававшему карамзинской реформы языка. Параллельно с народным признанием шло и признание официальное. С 1810 Крылов был сначала помощником библиотекаря, а затем библиотекарем в Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Одновременно с этим получал неоднократно увеличивавшуюся пенсию «во уважение отличных дарований в российской словесности». Был избран членом Российской Академии, награжден золотой медалью за литературные заслуги и получил много других наград и почестей. Одна из характерных черт популярности Крылова – многочисленные полулегендарные рассказы о его лени, неряшливости, обжорстве, остроумии. Уже празднование пятидесятилетнего юбилея творческой деятельности баснописца в 1838 превратилось в поистине всенародное торжество. Умер Крылов в 1844 в Санкт-Петербурге.