Что такое Конформизм? Значение и толкование слова konformizm, определение термина

1) Конформизм - (от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

2) Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

3) Конформизм - - соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

4) Конформизм - (лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

5) Конформизм - (лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Конформизм

(от лат. con-formis - сходный, подобный) - принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру. Евангелие предлагает, с одной стороны, "выйти из мира" и отказаться от конформизма по отношению ко всему, что порождено греховными устремлениями падшей человеческой природы, но, с другой стороны, не идти по пути зелотского бунта. Христиане призваны "не сообразовываться с духом века сего" (см. Рим.12.2), не пытаться быть в ладах с этим духом девальвации всех ценностей и попрания всех святынь, а вступать с ним в духовную борьбу. Духовность, заметил П.Тиллих, если она не способна в конструктивной социальной критике и самокритике очищать свою собственную традицию от разных заблуждений, не победит в борьбе с натиском современных квазирелигий.

(от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально- политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п. К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

Соглашательство; философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

(лат. conformis - сообразней) - социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений («ли полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения н сознания, к-рые обладают наибольшей силой давления йа него, т. е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем). Для докапиталистических формаций характерен рутинный, инертный К-, представляющий собой «громадную силу привычки и косности...» (Ленин В. И., т. 39, с, 15). Совр. капитализму более свойствен К. подвижный, «гибкий», следующий за конъюнктурой, В идеологии К. означает подмену мировоззренческой Konueir-Цяи ее эпигонскими имитациями, · превращение наиболее доступных формул в бессодержательный ритуал. Одновременно К обнаруживает себя тем, что пытается припасать своему авторитету абсолютную непогрешимость. В этике К. равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т. п.), следовательно. отказу от себя как от личности. Нравственная безответственность всякого конформиста проявляется и в догматическом следовании стандарту действия или стереотипу мысли, и в ориентации на диктат переменчивой моды. Этим К. отличается от коллективизма, от активно выработанной участниками общего дела солидарности « вытекающей из нее сознательной дисциплины.

(лат. conformis - подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, об-ва и, в случае необходимости, подчинение последним, К. есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силон давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование об-ва невозможно без преодоления К. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за к-рых “можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести”, не испугаются “никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели” (Т. 45. С. 391-392). Морально-политический К. не следует отождествлять с конформностью (конформные реакции) как психологическим явлением. Усвоение определенных норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации индивида (приобретения им качеств, без к-рых невозможна его жизнедеятельность в об-ве) и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Психологические механизмы отбора и усвоения индивидом социальной информации зависят от целой совокупности факторов: индивидуально-личностных (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценок и уровень самоуважения, потребность в одобрении окружающих и т. д.), микросоциальных (положение индивида в группе, ее значимость дли него, степень сплоченности и структура группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней индивида, мера его компетентности, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.), общесоциальных и общекультурных (условия, существующие в об-ве для развития самостоятельности, ответственности личности и т. п.).

Общество всецело состоит из социальных групп. Что это такое? Если говорить достаточно условно, то социальная группа - это объединение людей, которые имеют общие ценности и цели. Социальные группы бывают малыми, средними и большими по количеству людей, которые в них входят. Каждая из них выдвигает свои нормы, называемые социальными. Это определенные правила поведения, характерные для почти всех представителей данной группы.

По отношению к этим нормам людей условно можно разделить на конформистов и нонконформистов.

Конформист - кто это?

Важно понимать, что каждый человек в той или иной степени является конформистом. И это иногда даже хорошо. Проблемой становится то, что некоторые люди делают это своим стилем жизни. Но что такое конформизм? Конформист - это человек, который подчиняется требованиям социальной группы или общества в целом. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что каждый из нас имеет отношение к данному понятию, так как мы в той или иной степени все равно придерживаемся групповых и социальных норм. Конформист - это не бесправный член социума. Более того, он сам выбрал такую модель поведения. И может ее изменить. Таким образом, мы можем сделать еще один вывод: конформист - это стиль жизни, привычный образ мышления, который подвергается изменению.

Примером могут быть семейные, школьные уставы и так далее. В случае же с социальными нормами, то это по большей части правила этикета: "не материться", "уступать место в общественных местах". В том случае, если человек не хочет подчиняться нормам, его называют нонконформистом.

Степени нонконформизма

У нас эта характеристика также есть. Еще Фрейд говорил о том, что наша психика постоянно разрывается между своими естественными побуждениями и социальными требованиями. Эти положения поддержал такой социальный психолог, как Мак-Дугалл, и многие другие. Нонконформизм характерен для всех, но каждый человек проявляет его по-своему. Есть несколько степеней нонконформизма.

Социально одобряемое поведение

Чистый конформист - это определенная категория индивидов. Люди этого типа стараются максимально соответствовать групповым и социальным нормам. Если этого не получается сделать, то человек чувствует При этом достаточно часто некоторые нормы противоречивы. То, что в одной социальной группе позволительно, в другой - наказывается.

И путаница, которая появляется у таких людей, приводит к ряду разрушительных для самооценки процессов. Поэтому конформисты по большей части - неуверенные в себе люди. Это очень затрудняет процесс общения с окружающими. Человек-конформист - это тот, который подчиняется требованиям социума. И порой это необходимо. Без этого невозможно было бы просто выжить.

Девиантное поведение

Девиация - это фактически отклонение от нормы. Девиантами могут называться те люди, которые громко матерятся, не уступают в общественном транспорте место или же проявляют нонконформизм в других сферах. Для такого поведения характерны отклонения от социальных или групповых норм, при этом оно не одобряется обществом. Однако для таких людей нет никаких особых санкций, кроме замечаний со стороны окружающих. Другое дело, когда степень нонконформизма достигает таких масштабов, что поведение начинает называться деликвентным.

Что такое деликвентное поведение?

Деликвентное поведение - это настолько малая степень конформизма, что человек идет нарушать законы. Впрочем, здесь тоже все относительно. Ведь причиной деликвентного поведения может стать все тот же конформизм. Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что это же самое поведение может быть как проявлением конформизма, так и результатом нонконформизма. Все зависит от того, какая социальная группа берется за точку отсчета. Вполне логично было бы рассказать о конформиста. В чем выражается нонконформизм в данном случае? Как можно назвать таких людей?

Социальный конформизм

Мы уже разобрались в том, что бывает несколько типов норм: групповые и социальные. По сути, последние являются более масштабным явлением, а групповые - это только маленькая частица социальных норм. Но явление конформизма остается прежним в любом случае. Что такое социальный конформизм? Давайте разбираться. Социальный конформист - это человек, который испытывает желание плыть по общепринятому течению, полностью соответствовать требованиям, которые выдвигает социум, или пытаться это делать. Для социального конформизма характерно такое явление, как мода.

Люди, которые гонятся за ней, стараются надевать то, что сейчас в тренде, чтобы получить социальное одобрение. Да, для самооценки это действительно благо. Но при этом все должно быть в меру. Не следует ставить себя в зависимость от одобрения или же, наоборот, неодобрения людей. Это проигрышная тактика, которая будет вести в никуда. Ни в коем случае нельзя терять свое "Я" за абстрактным "Мы". Нужно учиться балансировать между социальными нормами и личными желаниями. Во всем нужна мера, тогда можно жить нормально.

Маргиналы

Маргиналы - это люди, у которых максимально проявляется социальный нонконформизм. Они как бы себя отрывают от социума по причине того, что их система жизненных ценностей не соответствует общепринятой. В качестве примера маргиналов можно привести преступников или же людей низших социальных слоев. Причем в большом количестве случаев они сами выбрали такую модель поведения. Этот фактор следует учитывать.

Выводы

Что касается итогов к этой статье, то они следующие: необходимо включать конформизм с правильными людьми, опираясь на собственную систему жизненных ценностей. Они должны быть определяющим фактором, который будет указывать на то, нужно прислушиваться к требованиям окружающих или нет. Если по каким-то причинам ваши не соответствуют нормам, то следует искать ту социальную группу, в которой это одобряется. Ведь есть еще один такой параметр, который называется групповыми ценностями. И именно из них исходят нормы. Только в таком случае ваша самооценка может быть оптимальной. Нужно думать головой, а не придерживаться стадного инстинкта.

от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе. Как К. расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ отличной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от гос-ва, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией). Высокая степень К. на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект. К. означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств. В роли последних в зависимости от ситуации могут выступать мнение большинства, авторитет, традиции и т.п.

К. во многих случаях отвечает объективной заинтересованности гос-ва в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому К. в обществе часто насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания, службами пропаганды, средствами массовой информации. К этому склонны в первую очередь гос-ва с тоталитарными режимами. Конформистскими по своей сути являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства. Тем не менее в “свободном мире” с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену “правила игры”, стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара К. выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле “так живет весь мир”.

От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной психологией. Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей - необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по отношению к группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие вопросы, как подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в. предметом интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и усвоения индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению. Выяснилось, что они зависят от целой совокупности факторов - личностных (степень внушаемости индивида, устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект, потребность в одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а у женщин - выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, ее значимость для него, степень сплоченности и ценностноориентационного единства группы), ситуационных (содержание задачи и заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном обществе ценится личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая конформность ассоциируется с определ. типом личности, ее нельзя считать самостоят.личностной чертой; ее соотношение о другими социальнопсихологич. явлениями, такими, как внушаемость, ригидность (жесткость) установок, стереотипность мышления, авторитарный синдром и др., требует дальнейших исследований.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Конформизм – приспособленческое поведение, пассивное принятие общественной морали и социальной позиции большинства. Часто этим словом объясняют отсутствие собственной активной позиции или личного мнения. Однако, конформизм имеет и свои положительные стороны. Противоположностью этого явления считается нонконформизм.

История возникновения

Впервые это явление в психологии было описано Музафером Шерифом, который изучал возникновение определенных закономерностей в группах испытуемых. Однако сам термин «конформизм» впервые был введен в 1956 году. Именно тогда впервые Соломон Аш провел психологический эксперимент с группой людей, чтобы доказать так называемый эффект конформизма.

Он наблюдал за группой из 7 человек. Всем им необходимо было определить какой из трех представленных отрезков соответствует эталонному. Если люди отвечали на этот вопрос в индивидуальном порядке, то чаще ответы были правильными. При работе же в группе один «подставной» испытуемый должен был убедить остальных изменить свое мнение. Интересен тот факт, что 40% изменили свое мнение и поддались чужому влиянию. Такие же данные были получены при проведении множества аналогичных исследований.

Конформизм продолжали исследовать и в дальнейшем. В 1963 году был проведен известный эксперимент Милгрема. Этот ученый исследовал поведение человека и стал одним из основоположников социальной психологии. На основе проведенного исследования был снят документальный фильм « Obedience».

Основные виды

Конформизм также называют конформностью. Этот термин относится исключительно к психологическому явлению и не используется в других сферах деятельности человека.

Конформизм или конформность имеют свои виды или подвиды. Очень важно уметь их правильно классифицировать.

Выделяют:

  • Внутренний конформизм, который связан с переоценкой ценностей на основе собственного опыта. Также его можно сравнить с самокритикой и самоанализом;
  • Приспособление к нормам и правилам того общества, в котором находится человек называется внешней конформностью.

Так как конформизм исследовался многими талантливыми психологами, то естественно они предлагали собственные градации. Г. Келмен выделил три уровня:


Г. Сонг выделял всего лишь два вида конформности. Он говорил про рациональный конформизм, при котором человек руководствуется здравыми рассуждениями. Тогда как иррациональный конформизм сродни стадному инстинкту, при котором поведением человека руководят эмоции и инстинкты.

Факторы возникновения

Далеко не всегда человек пытается подстроиться под мнение толпы. Есть ряд факторов, которые этому способствуют.

В первую очередь необходимо учитывать индивидуальные особенности самого человека, а именно степень его внушаемости. Чем
выше его интеллектуальные способности и больше багаж знаний, тем вероятнее он будет подвергать критике любое суждение или сомнительный факт. Также важно оценить устойчивость и уровень самооценки и самоуважения. Ведь те, кто остро нуждается в признании и одобрении общества, чаще всего идут на поводу у толпы.

Не менее важен и социальный статус личности. Ведь тот, кто занимает важный пост и привык продвигаться по карьерной лестнице, чаще бывает ведущим, чем ведомым.

Каждая ситуация индивидуальна. Один и тот же человек в одних ситуациях проявляет конформизм, а в других остается ярким индивидуалистом. В этом случае играет личная заинтересованность человека в вопросе или ситуации. Также он обращает внимание на компетентность своего оппонента.

Различия конформистов

Если рассматривать конформизм как социальное значение, то можно выделить несколько групп социальных конформистов. Они отличаются по степени изменения своего мнения под давлением окружающих.

К первой группе можно отнести ситуационных конформистов. Эти люди очень зависимы от мнения окружающих и сильно жаждут одобрения большинства. Таким членом общества прочнее и привычнее следовать мнению толпы. Они и живут с мыслью, что «толпа не может ошибаться». Они прекрасные исполнители и подчиненные, но не любят и не умеют проявлять инициативу. Собственное представление окружающей действительности они спокойно заменяют общественным.

Вторая группа — внутренние конформисты. Это люди с очень нестойкой позицией и собственным мнением. При конфликте или спорной ситуации они принимают мнение большинства и внутренне с ним соглашаются, даже если изначально их мнение отличалось. Такое поведение считается видом решения конфликта с группой в пользу группы. Представители первой и второй группы считаются прекрасными исполнителями и находкой для лидера.

Третью группу составляют внешние конформисты. Они делают вид, что согласны с мнением окружающих, но только внешне. Внутри они все равно не согласны и остаются при своем. Определенная неуверенность в своих силах или обилие внешних факторов не позволяет им открыто протестовать, а быть изгоем отважится не каждый.

Четвертая группа людей действует с позиции негативизма. Они яро отрицают мнение большинства, стараются не идти на поводу. Но это не является истинным нонконформизмом. Цель таких людей – противостоять всем, чего бы это ни стоило. Их позицию прекрасно озвучили в советском мультике одной фразой: «А Баба Яга против!». Для таких людей важен сам протест, а не защита собственного мнения, которого у них зачастую и нет.

Истинный конформизм необходимо отличать от единодушия и единства мнений и взглядов. Принятие чужих мыслей под давлением людей, обстоятельств или индивидуальной особенности личности и есть конформность.

КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) - некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему, отказ от выработки собственной позиции, пассивное следование преобладающему образу мыслей и типу поведения, общесоциальным или групповым стандартам и стереотипам. Конформистская установка вырабатывается давлением социального окружения на субъекта, осуществляемым в явной или скрытой форме на фоне ослабленности рационально-критического мышления субъекта, его самосознания, угнетенности эмоциональных и волевых проявлений личности.

Конформизм (Коджаспирова, 2001)

КОНФОРМИЗМ (конформные реакции) (от лат. conformis - подобный, сообразный) - податливость человека групповому влиянию, изменение своего поведения, установок в соответствии с позицией большинства, ранее не разделявшейся. Конформизм зависит от личностных качеств индивида, его самооценки, самоуважения, интеллекта, может усиливаться в стрессовых ситуациях. У детей конформизм развит в большей степени, чем у взрослых, у женщин - сильнее, чем у мужчин. Конформность бывает внутренней, личной, и внешней, выражающейся в демонстративном согласии с группой по разным вопросам.

Конформизм социальный

КОНФОРМИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ - приспособление, стремление человека пассивно воспринимать существующий порядок вещей, изменять свое поведение под влиянием других личностей таким образом, чтобы оно соответствовало мыслям окружающих, включает в себя такие сферы, как отсутствие индивидуальности, стандартность, манипуляции и консерватизм.

Конформизм (Райзберг, 2012)

КОНФОРМИЗМ (позднелат. conformis - подобный, сходный) - приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством, пассивное принятие господствующего порядка, мнений, соглашательство, беспринципность.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 237.

Конформизм (Лопухов, 2013)

КОНФОРМИЗМ - некритическое принятие и следование господствующим в обществе мнениям и стандартам поведения, традициям, принципам жизни, ценностям, в том числе и тем, которые формируют средства массовой информации; беспринципное приспособленчество, пассивное и внешнее принятие существующего общественного порядка при отсутствии собственного мнения, собственной гражданской позиции.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 176.

Конформизм (КПС, 1988)

КОНФОРМИЗМ (от лат. conformis - сходный, подобный) - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т. п.; отсутствие собственных позиций, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (авторитет, традиция и т. п.). В современном буржуазном обществе конформизм по отношению к социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и идеологического воздействия.

Краткий политический словарь. М., 1988, с.192.

Конформизм (Фролов, 1991)

КОНФОРМИЗМ (лат. conformis- подобный, сообразный) - понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. В отличие от коллективизма, предполагающего активное участие индивида в выработке групповых решений, сознательное усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собственного поведения с интересами коллектива, общества и, в случае необходимости, подчинение последним, конформизм есть отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, историческая традиция и т. п.). Революционное преобразование общества невозможно без преодоления конформизма. Нам нужны такие люди, говорил Ленин, за которых «можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести», не испугаются «никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели»...