Как не покажется вам странным, но дать четкое определение тому, что изучает история, не могут даже самые маститые профессора - историки. А некоторые люди вообще убеждены, что история – это не наука, т.к. в ней нет конкретного предмета или объекта изучения. Существуют различные виды истории: история общества, история спорта, экономическая история и др. И объединить их все между собой очень сложно.

В дословном переводе слово «история» означает «рассказ о событиях прошлого». А знать прошлое важно для человечества, т.к. исторический опыт имеет немаловажное значение в развитии общества. Попробуем найти ответ на вопрос о том, что изучает история нужного и полезного современному человеку.

Что изучает наука история

Людям всегда было интересно знать о том, что происходило раньше, и как жили наши предки.

Наука история оперирует только точными фактами. Как и любая другая наука, история развивается, накапливает новые факты и знания, которые она получает из различных исторических источников.

Многие люди ошибочно полагают, что история занимается только изучением событий и дат их совершения. Но этим занимается наука, называемая хронологией. А главной задачей истории является накопление и обобщение человеческого опыта. История позволяет выявить причинно-следственные связи, возникающие между различными явлениями. Анализ этих связей дает возможность понять сущность исторических явлений, а самое главное, сделать необходимые выводы, позволяющие избежать повторения некоторых ошибок прошлого. Поверьте, что прошлое не исчезает в никуда, а продолжает жить вокруг нас в накопленном человечеством опыте социальной жизни.

История изучает жизнь людей в пространстве и во времени. При этом наука история не предполагает каких-либо произвольных изъятий фактов из этой жизни. В прошлом история в нашей стране была сильно политизирована, и многие факты умалчивались или освещались однобоко. В настоящее время историки отходят от догм прошлого и становятся объективными. Однако в последние годы появилось немало ученых – историков, которые оценивают исторические события только как ошибки и трагедии. Такой подход к изучению прошлого тоже не дает объективной оценки историческим событиям и является в корне не верным.

Учеными – историками написано немало различных научных трудов, в которых отражаются различные этапы исторического развития общества, взаимосвязь между различными историческими процессами, происходящими в мире.

Что изучает философия истории

Философию не зря называют царицей наук. Она изучает наиболее общие законы развития природы и общества. Раздел философии, занимающийся изучением исторического процесса, дающий его интерпретацию, называется философией истории.

Термин «философия истории» был введен в 1765 году известным философом Вольтером. В дальнейшем большую роль в развитии этого раздела философии сыграли Гегель, Маркс, Данилевский, Конт, Шпенглер, Ясперс и многие другие философы.

Вопросы, которые изучает философия истории, изменялись с течением времени. В настоящее время эта наука изучает:

  1. факторы, заставляющие человеческое общество развиваться;
  2. направление, по которому движется история;
  3. какую роль играет история в настоящем и будущем;
  4. что ожидает человеческое общество в будущем.

Помимо этого философия истории пытается найти ответ на вопрос о том, существуют ли какие-либо законы, позволяющие влиять на ход исторического процесса, или история развивается по воле «его Величества» случая.

Философия истории и наука истории различаются в своем подходе к историческим событиям и фактам. Историки занимаются только изучением реальных фактов прошлого, не делают каких-либо прогнозов на будущее. Оценивая исторические события, историки не допускают сослагательного наклонения, т.е. описывают и изучают только реальный, а не возможный, ход исторических событий. В отличие от этого, философия истории не только изучает линии развития каких-либо событий в прошлом, но и старается перенести их в будущее.

История - одна из самых древних наук. Слово «история» в переводе с древнегреческого означает «рассказ, повествование, исследование». В современном языке понятие «история» употребляется в двух основных значениях: 1) прошлое и все, что происходило в нем; 2) наука, изучающая прошлое человечества.

Научное знание о прошлом является необходимым компонентом исторического сознания. Но не единственным. Осознание истории может формироваться на основе мифов, легенд, преданий, былин, песен. В них правда перемешана с вымыслом. Но этот вымысел нередко приобретает большую реальность, чем достоверные исторические факты. Например, согласно преданию битва на Куликовом поле в 1380 г. началась с поединка между русским иноком Пересветом и «злым печенегом» Челу-беем. Богатыри ударили друг друга копьями и оба упали замертво. Этот эпизод Куликовской битвы многие представляют по известной картине М. И. Авилова «По­единок». Без него очень трудно рассказывать об одной из самых героических страниц отечественной истории. А ведь, по мнению авторитетных историков, героем первой схватки с татарами был не Пересвет, действительно сложивший голову на Куликовом поле, а великий князь Дмитрий Иванович, выехавший навстречу врагам во главе сторожевого полка.

Таким образом, историческое сознание включает в себя и достоверное знание, и мифы, созданные народ­ной фантазией. В нашем примере легенда выполняет важную социальную функцию. Она способствует осознанию величия и героизма отечественной истории, побуждает гордиться нашими предками. И всетаки человеку свойственно стремление к исторической правде. Разрушение мифов и легенд при столкновении с реальными фактами чревато для общества глубокими разочарованиями, духовными потерями, безверием. Так, наша страна чрезвычайно болезненно переживает крушение мифов об Октябрьской революции, Гражданской войне, коллективизации и других важнейших событиях советской истории. И хотя сейчас многие легенды развенчаны, на смену им приходят новые, создаваемые телевидением, радио, прессой. Именно из них большинство людей получают информацию о прошлом своей страны.

Другим источником исторических «знаний» часто служат романы и кинофильмы. Например, А. Дюма-отец говорил, что история для него - лишь «гвоздь», на который он «вешает» свои романы. Тем не менее большинство людей представляют Францию времен Людовика XIII и кардинала Ришелье не по скучным научным монографиям, а по знаменитому роману великого рассказчика «Три мушкетера». Точно так же некоторые наши соотечественники «изучают» историю России по романам В. С. Пикуля. И это легко объяснимо. Художественные версии исторических событий ближе и понятнее научных описаний и характеристик. Они трогают сердце и пленяют мысль. Однако подлинная образованность и интеллигентность нуждается не в наборе исторических анекдотов, а в системе доказательств, которая немыслима без научного подхода к изучению истории. Для того чтобы отделить истину от вымысла, уметь разобраться в сложных политических и жизненных ситуациях, оперировать различными видами исторических источников, каждому образованному человеку необходимо овладеть определенным научным инструментарием. Мировая и отечественная историческая наука обладает богатым арсеналом разнообразных, зачастую весьма сложных и даже изощренных методов исследования.

Методы исторического исследования можно разделить на три группы: общенаучные (исторический, логический и метод классификации или систематизации) ; специальные (хронологический, синхронный, сравнительно-исторический, ретроспективный и ДР-); а также методы других наук (математический, конкретных социологических исследований, психологии и др.). В основе исторического метода лежит изучение истории в движении, как развивающегося процесса. Логический метод предполагает исследование системы через глубокий анализ ее элементов. Например, анализ такого ценнейшего источника, как «Русская Правда», позволяет не только узнать, как творился суд в Киевском государстве, но и воссоздать широкую панораму жизни Древней Руси. Активно используют историки метод классификации. В зависимости от выбора критерия классификация одних и тех же явлений может приобретать различный вид. Так, политические партии в России начала XX века можно сгруппировать по социально-классовому принципу (помещичьи, буржуазные, мелко­буржуазные, пролетарские), по отношению к государственному строю (монархические, конституционно-монархические, выступавшие за демократическую республику и ставившие целью установление социалистической республики), по методам борьбы (реформаторские и революционные). Каждая из этих классификаций дополняет картину социально-политической ситуации в России того времени новыми штрихами.

Историки изучают события прошлого во времени. Поэтому они часто пользуются хронологическим мето­дом, то есть выстраивают факты в их временной последовательности. Разновидностью хронологического метода является проблемно-хронологический метод, которым блестяще владели В. О. Ключевский и другие выдающиеся отечественные историки. К очень интересным наблюдениям может привести синхронный метод, позволяющий сопоставить события, происходившие одновременно в разных странах. Например, мы часто забываем, что герой «Слова о полку Игореве» князь Игорь был современником английского короля Ричарда Львиное Сердце, императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, грузинской царицы Тамары и великого монгольского завоевателя Чингисхана. На умелом использовании синхронного метода построены многие книги известного историка Л. Н. Гумилева. Активно используется в исторических исследованиях сравнительно-исторический метод. Так, сопоставление событий июльского международного кризиса 1914 года с предвоенным кризисом 1939 года помогает глубже разобраться в механизме возникновения мировых войн.

Богатые возможности открывает перед историками использование методов других наук. Интересные исследования созданы в области «психоистории», «новой социальной истории». Применение математических методов положило начало очень перспективному направлению в изучении прошлого - «клиометрии». До недавнего времени математические методы применялись главным образом при работе с массовыми источниками. Например, математик И. Н. Киселев и историк С. В. Мироненко при помощи ЭВМ обработали часть огромной кол­лекции формулярных списков гражданских чиновников, хранящейся в Центральном государственном историческом архиве в Петербурге и охватывающей весь XIX век. Это помогло им сделать интересные выводы о том, как в течение XIX столетия менялись возрастной состав, имущественное положение и социальное происхождение правящей элиты в России. Компьютерная техника позволяет решать и более сложные исследовательские задачи: установить авторство исторических произведений, изучить с помощью методики контент-анализа содержание средневековых текстов и, таким образом, понять образ мыслей людей прошлого.

Следовательно, историческая наука использует достижения современного научно-технического прогресса. Но при этом она имеет свою специфику. В отличие от естественных и технических наук она не может использовать метод эксперимента. Историческая наука изучает жизнь людей и результаты их деятельности. Поэтому ей приходится иметь дело со сложным переплетением объективных факторов и субъективного личностного начала. Факты истории индивидуальны и трудно поддаются типологизации. Наконец, в истории закономерность всегда соседствует со случайностью. Вот как писал об этом выдающийся русский философ С. Н. Булгаков: «Ход истории обуславливается не только уже известными нам социологическими причинами, общими условиями исто­рического развития, но и деятельностью людей. Между тем, каждая человеческая личность есть нечто абсолют­но новое в истории, не поддающееся никакому предвидению. В отличие от естествознания, которому приходится иметь дело с определенным числом элементов и определенными силами природы, история имеет дело с неопределенным числом постоянно появляющихся и уничтожающихся элементов…». Таким образом, использование в истории методов естественных наук имеет определенные границы. Механический перенос исследовательских приемов из естествознания и техники в историческую науку создает опасность примитивизации и искажения наших представлений о таком сложном феномене, каким является прошлое человечества.

Подведем итоги. ИСТОРИЯ - это наука, изучающая прошлое человечества во всем его многообразии.

Поскольку исторический метод является универсальным, им пользуются все науки. С другой стороны, сама история может рассматриваться как комплекс наук, изучающих различные аспекты жизни общества, - от политической и военной истории до истории науки и техники. И все-таки главным объектом научного интереса историков был и останется человек. Великолепно написал об этом знаменитый французский историк М. Блок: «За зримыми очертаниями пейзажа, орудий или машин, за самыми, казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно отчужденными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто этого не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции. Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной, там, он знает, его ждет добыча».

История — область знаний, исследующая и анализирующая прошлое. Настолько всеохватывающее понятие, что точно определить предмет и объект истории невозможно: история одного государства — одно, история Олимпийских Игр — другое, история педагогики — третье, но все это относится к историческим знаниям в целом. Что изучает история? В общем смысле — прошлое человека, в узком — источники о нем, но всегда с целью всестороннего анализа полученной информации, исследования исторических процессов, осознания причин событий и прогнозирования будущего. Исторический факт — вещь объективная, но исторические знания складываются из толкования и осмысления этих фактов.

Существует комплекс исторических дисциплин, каждая из которых имеет свой предмет, объект, но схожие цели. Так, хронология изучает то, что обычно преподается под видом истории в школе: даты и факты исторических событий. Дипломатика — исторические юридические документы, геральдика — гербы, генеалогия — родственные связи. Историография изучает историю истории. Историческая наука в целом занимается историческим опытом человечества, его накоплением, обобщением и анализом.

Основной задачей истории как общественной науки можно считать изучение закономерностей развития человеческого общества с целью получения прогноза развития событий. Такое изучение возможно лишь на базе систематизации и анализа фактического материала, чем и занимаются все исторические науки в своей основе. Во все времена искажение, утаивание, неверное толкование исторических фактов было одним из способов влияния на общество со стороны власти, и ученые-историки этому немало способствовали наравне с популяризаторами. Так в России появился миф о страшном тиране и деспоте Иване Грозном (факты говорят, что этот русский царь был для своего времени более чем умеренным либералом в сравнении с правителями других государств); о просветителе Петре I, рубившем страстно окно в Европу (факты говорят, что он лишь продолжил реформы отца, а диктатура его откатила Россию на пути европейского развития назад, остановив на уровне внешнего подражательства); о сумасшедшем неадекватном Петре III и спасшей от него Россию Екатерине (факты говорят, что недолгая государственная деятельность его была чрезвычайно полезной для государства, а Екатерина Великая лишь продолжила проекты, да и то большей частью провально).

С толкованием исторических фактов тесно связаны теории исторических процессов, которые учитывают только те события, которые вписываются в их внутреннюю логику. В зависимости от предмета исследования, каждая из таких теорий определяет свою историографию, свой понятийный аппарат, свою периодизацию, свои закономерности. Так, можно говорить о религиозно-исторической, локально-исторической и всемирно-исторической теориях исторических процессов.

Религиозно-историческая теория рассматривает историю с точки зрения развития религиозных движений, изучая взаимодействие человека и метафизических институтов. Здесь изучаются этапы развития христианства, ислама, буддизма, а в основу исторических процессов заложено человеческое самосовершенствование сквозь религиозную призму.

Локально-историческая теория основана на изучении отдельно взятого этноса, государства или территории вне связи с остальным миром. Популярное некогда и возрождающееся сейчас в России славянофильство можно считать одним из направлений этой теории. Исследования строятся на провозглашении исключительности объекта.

Всемирно-историческая теория изучения исторических процессов включает в себя исследование развития человечества с приоритетом трех направлений: технологического, экономического и личностного. Первое ставит во главу угла технический прогресс, интерпретируя события как следствие и причину технологического развития. Экономическое направление берет за основу общественные связи, основанные на отношении к собственности: первобытно-общинный строй, буржуазный, коммунистический. Личностное — отдает личности приоритет в историческом процессе, делает ставку на лидера.

В сущности, несмотря на субъективность любой теории, все они верны с определенной точки зрения, все они отражают определенное мировоззрение.

Школа могла отбить интерес к истории, если вам не повезло с учителем. Но со временем этот интерес возобновляется, потому что история - она везде. Вы читаете «Игру престолов» и узнаете, что некоторые образы и события реальны. Или смотрите исторический фильм и хотите больше узнать о событиях, в нем описанных. Путешествуя, вы, так или иначе, сталкиваетесь с историей новых мест. Все это познавательно и может научить многим полезным вещам.

Изучая историю, вы начинаете понимать суть вещей: почему страны богатые или бедные, почему культура именно такова, почему существуют определенные традиции и обычаи. Когда же вы начинаете видеть причинно-следственные связи и закономерности, то лучше понимаете как устроен мир, а это ценное знание.

Вот несколько советов относительно того, как правильно изучать историю, вне зависимости от типа материалов и источников.

История учит по аналогиям и примерам, а не деталям

Прошлое не равно настоящему. То, что произошло или сработало однажды, может больше никогда не произойти и не сработать точно таким же образом сегодня или в будущем. И наоборот: то, что не сработало в прошлом, может сработать сейчас и в будущем.

Важно понимать общую картину, глубинную суть исторического события, а не его ненужные детали, которые могут быть совершенно случайными и не относящимися к делу.

В истории есть место случаю и совпадению

Когда Октавиан Август пришел к власти в возрасте 19 лет и стал главной политической фигурой в Риме, он сделал это благодаря наличию:

  • огромных сумм денег для финансирования крупнейшей армии
  • поддержке Юлия Цезаря
  • железному характеру

Затем он совершил много великих дел и оказал огромное влияние на историю Рима, восстановив его боевой дух и подняв из грязи, хаоса и разложения после 50 лет жестокой войны. Сейчас это выглядит логично, но восхождение Октавиана не было предопределено. Везение и совпадения сыграли в этом большую роль.

Однако многое и закономерно

Случайность не отменяет закономерность. Конечно, ничего нельзя утверждать наверняка и одно «если бы» могло бы кардинально изменить произошедшее в человеческой истории. Но тот же распад Римской империи или позже Австро-Венгерской был во многом предопределенным, для него существовали десятки объективных причин и факторов.

Опасайтесь стать жертвой исторических пристрастий

Есть два ключевых исторических искажения:

  • Идеологическая точка зрения конкретного историка, на взгляды которого оказывают влияние многие факторы: социальные, политические, религиозные, принадлежность к определенным группировкам или партиям и многое другое.
  • Анахронизмы: как с вашей, так и с другой стороны. Анахронизм - это ошибочное или намеренное отнесение событий, явлений, предметов и личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.

История - это не просто интересные факты

Некоторые случаи мировой истории весьма любопытны, да и среди деятелей прошлого в достатке найдется людей эксцентричных. Но это не вся история и точно не историческая наука. Многие интересные факты не способны сказать что-либо важное о самом предмете.

Не поддавайтесь искажению «любовь-ненависть»

У каждого, кто интересуется историей, есть свои «любимые» деятели: Цезарь, Александр Македонский, Наполеон, Суворов и другие. Наличие таких интересных для вас фигур ускорит процесс изучения истории. Но это никак не должно влиять на него - история это комплексная дисциплина. Даже самый монументальный труд о жизни Наполеона не даст вам полной картины происходящего в Европе в те времена. Кстати, для подлинного понимания стремитесь узнавать не только о главных действующих лицах, но и об их соратниках или проигравших оппонентах. Знания о правлении Цезаря, умноженные на знания о Крассе, Катилине или других деятелях того времени, позволяют намного глубже познать историю древнего Рима.

Временные рамки и перспектива

Знание истории развивает долгосрочное мышление - умение мыслить стратегически и планировать. Когда вы читаете биографию, писатель может пропустить большой период времени по причине того, что в этот период якобы ничего интересного не происходило. Обратите внимание на такие моменты, постарайтесь выяснить, чем тогда занимался деятель: вполне возможно эти свидетельствует о личной трансформации.

Выясните, где сущность, а где маска

Никто не без изъянов. Если вы читаете об исторической личности, которая кажется идеальной, возможны два варианта:

  • Этот человек боролся со своими недостатками
  • Он хорошо их скрывал

А возможно и то, и другое. Разные источники обычно проливают больше света на подобные моменты.

Попытайтесь отбросить влияние исторической пропаганды

История часто бывает инструментом пропаганды, поставленным на службу господствующей идеологии. Ревизионизм продолжается постоянно. Но сегодня у нас больше чем когда-либо шансов для того, чтобы если не докопаться до сути, то как минимум получить всестороннее представление об изучаемом вопросе.

Теория Большого Человека является правильной по большей части

Теория Большого человека - это идея 19 века, согласно которой история, по большей части, может быть объяснена влиянием «великих людей» или героев; очень влиятельных людей, которые свои , интеллект, мудрость, деньги и политические навыки использовали для того, чтобы иметь решающее историческое влияние.

Историю движут великие деятели, которые, однако, не могут быть типичными представителями своего времени, но являются его логичными продуктами. Изучайте историю на основании разных источников - это прекрасная возможность прикоснуться к биографии человечества. Со всеми ее достоинствами и недостатками.

Желаем вам удачи!

Что изучает история? На этот вопрос никогда не было однозначного ответа. Карл Ясперс, размышляя на эту тему, говорил о том, что когда мы пытаемся вглядываться в историю, то это погружает нас в саму тайну человеческого бытия. Ведь это наше прошлое, которое сделало нас такими, какие мы есть. Или, по крайней мере, такими, какими мы сами себе представляемся. Поэтому мы и задаемся подобными вопросами: откуда все происходит, куда ведет и что, собственно, означает? Потребность обращаться к прошлому и хранить записи о различных событиях имеет очень глубокие корни. Вначале история была только хронологическим (и то не всегда) нагромождением событий и явлений. Последние принято называть фактами. Собственно, тем, что изучает история, а именно главными структурными элементами, на которых зиждется весь процесс исследования, характерный для данной науки.

Однако накопления одних фактов было совершенно недостаточно для появления ученого дискурса. Теоретическое рассуждение начинается с поиска связи между событиями и феноменами. Когда люди начинают пытаться искать смысл происходящего или привносить его, видеть цели или причины того, что случилось и будет случаться, тогда и возникает наука. Происходит рационализация истории. Она словно выделяется в особый мир, который остается вне нас и в то же время имеет с нами какое-то общение. А вот когда мы начинаем задавать вопросы о сущности этого особого бытия, то тем самым осуществляем его философский анализ. Он тоже отвечает на вопросы о том, что изучает история.

Даже изначально, когда становление этой науки происходило в архаический период, никакое теоретизирование не обходилось без структур и категорий. Ведь любое понятие, используемое в этой сфере, как, например, город или народ, государство или рабы - это уже не исторический факт. Это некая категория, которая его обобщает. Поэтому история изучает еще и эти понятия, и соотношение между ними и происшедшими событиями. Когда же мы ищем смысл фактов и пытаемся понять, укладываются ли они в какую-либо систему, то часто думаем даже не о том, что было и будет, а о том, что должно быть. Таким образом, мы ищем не только то, что изучает история, но и то, к чему она нас ведет или к чему все мы должны прийти в идеале.

Так возникает понятие особого времени, процесса, имеющего начало и конец. Эта историческая категория тоже понималась по-разному. В древние времена время было символом испорченности, падения из «золотого века». Затем появилось понятие развития - эпическая история отдельных народов. А потом, в конце античной эпохи, после Августина, зародилась теория прогресса. Она гласила о том, что история - это линейное время, проходящее от падения до спасения, что она имеет скрытый смысл, главной движущей силой которого является Бог и Его замысел. Фактически все позднейшие светские теории о следующих друг за другом прогрессивных формациях повторяли смысл идей Августина о движении от ада до рая, только интерпретировали их в социальном смысле.

С ранних времен изучение истории и философии также фокусировалось на анализе политики. Однако это не был анализ реальных событий а, скорее, шел поиск идеальных форм государства и законодательства. Затем, в эпоху Возрождения, анализ права превалировал над рассмотрением видов политических систем, и вторые ставились в зависимость от первого. На современном же этапе выделилась целая наука. Ее называют политической историей. Она анализирует происходящие в реальном времени процессы. Думая о том, что политическая история изучает, можно сказать, что теперь она рефлексирует не только над тем, что происходит сегодня, но пытается вывести современные события из традиций былых эпох.

Материалы по теме:

  • Развернутый ответ на вопрос о том, зачем нужна история
  • История как наука