«Чародейкою Зимою…» Федор Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Анализ стихотворения Тютчева «Чародейкою Зимою…»

Пейзажной лирике в творчестве Федора Тютчева отведено особое место. Являясь одни из основоположников русского романтизма, поэт уделял огромное внимание описаниям природы, не переставая восхищаться ее совершенством. Удивительные по красоте и изяществу пейзажные зарисовки можно встретить в стихах Тютчева различных периодов. И в юности, и в преклонном возрасте поэт отдавал дань величию и изяществу русской природы, справедливо полагая, что именно она является источником его вдохновения.

К наиболее ярким и запоминающимся произведениям пейзажной лирики Федора Тютчева относится стихотворение «Чародейкою Зимою…», написанное в 1854 году. С первых строк автор отождествляет свое любимое время года с очаровательной женщиной, которой под силу до неузнаваемости изменить окружающий мир, придав ему особую роскошь . Объектом поэтических исследований Тютчева в данном случае является зимний лес, который «под снежной бахромою» предстает совсем в ином, непривычном виде и блестит «чудной жизнью».

Поэту при помощи образных и очень точных метафор удалось передать умиротворенное состояние зимней природы, которая погружена в волшебный сон. Лес «околдован, не мертвец и не живой», и в этой фразе слышится неподдельное изумление автора, который не перестает удивляться тому, как обычный снег может изменить окружающий мир, превратив его в сонное царство, где деревья замерли до наступления весны, окованные «легкой цепью пуховой». Подобная метафора очень изысканна, хотя и противоречива . Ведь цепь не может быть соткана из пуха. Однако Федор Тютчев считает такое определение мягкого снежного плена, в котором оказались ели и березы, наиболее уместным. Действительно, благодаря одной этой фразе воображение живо рисует заснеженную рощу, безмолвную и наполненную безмятежным спокойствием. Складывается впечатление, что автор действительно попал в сказочное королевство, где правит чародейка Зима. Здесь жизнь течет по своим законам, которые обычному человеку понять очень сложно. Их можно лишь принять, как неизбежно, как свершившийся факт, и отдать должное великолепному зимнему пейзажу, который порождает в душе радость и ощущение совершенства окружающего мира.

Желая усилить эффект от воссозданной картины, Тютчев отмечает, что нет такой силы, которая смогла бы разрушить очарование зимнего пейзажа . «В нем ничто не затрепещет», — отмечает автор, указывая на то, что лишь во власти самой природы все изменить. Продет время, снег растает, и деревья, освободившись от зимних оков, примерят новую одежду. А пока солнечный луч не в состоянии разбудить безмолвных лесных обитателей. В его силах лишь наполнить пейзаж ослепительным блеском, который превратит каждую снежинку в драгоценный бриллиант. «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой», — отмечает поэт, подчеркивая, как удивительно меняется природа. Еще мгновение назад лес казался неживым, замерзшим и неприветливым. Однако благодаря солнцу, скользнувшему как бы ненароком по заснеженным ветвям, он превратился в роскошный дворец, переливающийся всеми цветами радуги. И эта удивительная метаморфоза настолько поразила автора, что он в стихотворении «Чародейкою Зимою…» попытался максимально точно передать свои ощущения и показать, что мир бесконечно прекрасен, и в нем всегда найдется место для чуда. Ведь то, как за считанные минуты природа может преобразить обычную лесную опушку, неподвластно ни одному живому существу. Поэтому Тютчев олицетворяет ее с чем-то божественным и недосягаемым, возвышенным и романтичным.

И. Машков "Женевское озеро. Гпион "

Метафоры и олицетворения в стихотворении Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою...»

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Чародейкою Зимою» описывается прекрасный зимний лес. Посмотрим, какие тропы помогают читателю увидеть его внутреннюю жизнь.

Чародейкой Зимою Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.

- Какую картину нарисовал Тютчев? (Поэт создал чудесную картину зимнего леса, как будто бы застывшего в своей необыкновенной жизни.)

- Как у читателя рождается восприятие чудесного, волшебного леса? (Тютчев с самого начала своего текста задает волшебный образ: лес «околдован Чародейкою Зимою». Поэт подчеркивает сказочность описания словами «чудной жизнью», «сном волшебным», дважды повторяется слово «околдован».)

- Какие метафоры и олицетворения использует поэт? (Тютчев употребляет такие метафоры: лес « сном волшебным очарован», «окован цепью пуховой», поэт указывает на «ослепительнуюкрасу » леса. Все стихотворение пронизано олицетворениями: «Чародейкою Зимою околдован, лес стоит »; «Чудной жизнью он (лес)блестит »; лес

«очарован, весь опутан, весь окован легкой цепью пуховой»; «солнце... мещет на него свой луч косой»; «в немничто не затрепещет, он весь вспыхнет и заблещет... ».)

- Объясните смысл употребления метафор и олицетворений в данном тексте. (Тютчев видит лес живым, точнее, поэт пишет: «не мертвец и не живой». Это лес застывший, заколдованный, как человек, которого зачаровала волшебница. Поэт видит Чародейку Зиму, чувствует «чудную», тайную жизнь леса, который замер в своей стеклянной неподвижности.)

- Что обозначает слово «мещет»? (Тютчев пишет о том, как лучи солнца падают на зимний лес. Солнце не просто мечет лучи, а именно « мещет », метает, как стрелы.)

- Как вам кажется, печальный образ создал поэт в своем стихотворении или нет? (Прежде всего, это образ красивый. Лес поражает своей таинственностью и удивительной прелестью. Немного грустно от того, что он неподвижен и нем - его укрывает «неподвижная и немая» бахрома снега, но зато этот лес будто сказочный, поэтому необычайно привлекательный.)

- Какие цвета можно выделить в описании леса? (Основной цвет, конечно, белый, серебристый, потому это цвет зимы и снега: «снежная бахрома», лес «блестит», «окован легкой цепью пуховой». Но блеск и сияние лесу придает еще солнце, так в картину

вторгаются золотые, яркие тона: «Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой»; «Он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой».)

- Как Тютчев рисует цветовую палитру текста: прямо называет оттенки или косвенно - через предметы и образы, которые несут на себе определенный цвет? (Прямого называния цвета в стихотворении вообще нет, есть только упоминание снега, даже не снега, а «снежной бахромы» или «легкой цепи пуховой». Также образ солнца вводит золотые тона, подчеркивает сияние белого снега.)

- Почему поэт выбирает именно такой способ описания леса? (Когда не называются конкретные цвета, в нашем воображении возникают разные картины, одна другой живописнее. И лес Тютчева - совсем не обычный зимний лес, а как будто рожденный из сказки, из чуда, из удивительного воображения поэта.)

Посмотрим на картину Архипа Куинджи «Солнечные пятна на инее». Эта картина находится в Русском музее Санкт-Петербурга. Художник был мастером световых эффектов, которыми заинтересовался еще в молодости, когда работал в фотографическом ателье. Илья Репин писал о Куинджи в 1913 г.: «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света».

Куинджи предпочитал таинственность и сказочность в изображении мира: это было созвучно настроениям искусства конца XIX столетия. В пейзаже конца века ценились выражение душевного состояния и особая атмосфера одухотворенности природы.

«Солнечные пятна на инее 20 » - картина зимнего леса.

- Каким изобразил Куинджи зимний лес? (Лес на картине светлый и немного таинственный. Кажется, что солнце пронизывает его насквозь, от этого создается радостное настроение.)

- Почему картина называется «Солнечные пятна на инее»? (Художник подчеркивает, что его полотно посвящено не изображению зимних деревьев, а солнечному свету, который

20 Иней - тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности. 44

наполняет собой воздух, сугробы, поляну, верхушки деревьев. Все покрывает легкий слой инея, сияющий под лучами солнца.)

- Как построено пространство картины? (Куинджи углубляет пространство за счет довольно большого просвета между засыпанными снегом елями, сквозь этот просвет видны горы и дальние кроны деревьев. На переднем плане выделены крупные ветки огромных елей, укрытых снежными шапками.)

- Можно ли назвать поляну, нарисованную Куинджи, сказочной? (Поляна и окружающие ее ели, шапки снега, иней, который покрывает как будто весь мир, солнце, освещающее этот чудесный уголок, - это кажется сказочным и волшебным. Можно подумать, что добрая фея так украсила лес.)

- Напоминает ли вам картина Куинджи стихотворение Тютчева «Чародейкою Зимою...»? (Эти два произведения похожи ощущением светлого настроения, с которым переданы разные элементы зимнего леса. И поэт, и художник освещают свои картины солнечным светом. Оба леса - не мрачные и застывшие, а какие-то легкие, почти воздушные. У Тютчева лес «окован легкой цепью пуховой», а у Куинджи покрыт нежным, сияющим от солнца слоем инея.)

Рассмотрим картину Игоря Грабаря «Февральская лазурь», написанную в 1904 г. Картина находится в Третьяковской галерее в Москве.

Одна из особенностей творчества Грабаря - то, что художник не смешивал краски на палитре, а раздельно накладывал их на холст.

- Какой цвет определен уже в названии пейзажа Грабаря? (Ла зурный цвет доминирует над всеми цветами картины. Хотя все по лотно необыкновенно яркое и солнечное.)

- Проанализируйте цветовую гамму полотна. (Грабарь изобразил березовую рощу. Фоном для картины служит лазурный - насыщенно-синий цвет, цвет неба, которому много места уделено на картине. Снег показан нежно-голубым, с белыми пятнами, тени от деревьев голубые, немного ярче снега. Стволы у берез бело-розоватые, а кроны - красновато-багровые. Кое-где на стволах виднеются маленькие черные пятнышки. Иней на

деревьях

сравнить

жемчугом,

застывшим на ветках. Лес на заднем плане будто багряный от лучей солнца.)

- Почему краски на картине такие яркие, и солнце настолько сияющее? (Это февраль

- последний месяц зимы, и природа уже не такая грустная и тусклая, как настоящей зимой. Февральская лазурь - почти весенняя лазурь.)

- Как организовано пространство картины? (Большая часть холста заполнена изображением лазурного неба, на фоне которого показаны высокие березы с багряными кронами. Лес вдали кажется маленьким, но очень ярким, густым, залитым солнечным светом. Такое ощущение, что художник рисовал картину, стоя прямо под березами и глядя вверх и вдаль.)

- Как изображены березы на холсте? (Березы прописаны отчетливо, видна каждая веточка, почти каждая чешуйка на коре. У Куинджи совсем не так, у него мы видим шапки снега, очертания предметов мягкие и размытые. Грабарь же все очертания делает удивительно четкими.)

- Как вы считаете, какой из двух пейзажей ближе стихотворению Тютчева «Чародейкою Зимою...»? (Каждая из картин по-своему напоминает стихотворение Тютчева. У Грабаря пейзаж более открытый, менее таинственный, но зато более яркий и более наполненный светом: каждая березка будто переливается от лучей солнца, и последние строки стихотворения созвучны этой картине («Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой - в нем ничто не затрепещет, он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой»). Зато у Куинджи лес более загадочный, «околдованный» Чародейкою Зимою. Так и чувствуется, что «под снежной бахромою, неподвижною, немою, чудной жизнью он блестит».)

Задания для самостоятельной работы

1. Найдите зимние пейзажи у русских художников (например, в творчестве Н. Гончаровой, Н. Крымова, К. Юона, И. Левитана и др.).

2. Проанализируйте особенности стиля выбранных вами художников. Как видят они русскую зиму, какие детали на их полотнах кажутся вам значимыми?

Федор Тютчев «Чародейкою Зимою…»

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит,

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,

Не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет

На него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Борис Пастернак «Снег идет»

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятенье,

Всё пускается в полет,

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься, и - святки

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и Новый год.

Снег идет густой-густой,

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет и все в смятенье:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

Константин Бальмонт «Снежинка»

Светло-пушистая

снежинка белая,

Какая чистая,

какая смелая!

Дорогой буйною

легко проносится,

Не в высь лазурную -

на небо просится.

Под ветром веющий

дрожит, взметается,

На нем, лелеющем,

светло качается.

Его качелями

она утешена,

С его метелями

крутится бешено.

В лучах блистающих

скользит умелая

Средь хлопьев тающих

сохранно-белая.

Но вот кончается

дорога дальняя,

Земли касается

звезда хрустальная.

Лежит пушистая

снежинка мелая.

Какая чистая,

какая белая!

Александр Блок «Ветхая избушка»

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

В снежном доме будет

Резвая игра...

Пальчики застудят, -

По домам пора!

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна -

Ан уж дом растаял,

На дворе - весна!

Николай Некрасов «Снежок»

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

Снежок изрезан лыжами,

Как мел, скрипуч и сух,

И ловит кошка рыжая

Веселых белых мух.

Иван Демьянов «Первый снег»

Седы кусты до прутика...

На землю и дома

На белых парашютиках

Спускается зима!

Летят снежинки-звездочки.

Смотрю из-под руки:

Кружась, танцуют в воздухе,

Пушисты и легки!

Светлее стала улица,

Наряднее село.

Летят снежинки, кружатся,

Вокруг белым-бело!

Тема: Особенности изображения природы в стихотворении «Чародейкою Зимою..» Урок-исследование в 5-м классе

Цели:

образовательная: формировать первоначальные навыки интерпретации лирического произведения, умение находить в тексте средства художественной выразительности, понимать настроение, чувства поэта;

развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности , ассоциативное мышление, речь школьников;

воспитывающая: прививать интерес к поэтическому слову, поэзии, учить бережному отношению к природе.

Методические приёмы: аналитическая беседа.

Тип урока: урок-исследование

Спасибо, ребята, вы отлично справились с заданием. И теперь в течение всего урока каждой группе будет светить яркое солнышко.

А мы начинаем знакомство со стихотворением «Чародейкою Зимою»

4. Выразительное чтение стихотворения «Чародейкою Зимою…» (музыка, картинки на слайдах) Прослушайте стихотворение и постарайтесь погрузиться в атмосферу зимнего пейзажа.

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит-

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован –

Не мертвец и не живой-

Сном волшебным очарован,

Весь окутан, весь окован

Легкой цепью пуховой,

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой

В нем ничто не затрепещет

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

- Вам встретилось незнакомое слово.

Мещет-устаревшая форма слова метать, что значит бросать, кидать, сейчас мы говорим мечет

5. Беседа. Эмоциональный настрой . А теперь приступим к исследованию текста.

Понравилось стихотворение?

Повторение теории. Что такое тема и идея?

Тема стихотворения – это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления

Идея стихотворения (основная мысль) – это оценка событий, фактов, жизненных явлений, которые описывает автор

6. Исследование текста.

Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты - с помощью слов.

Сейчас мы проведём исследовательскую работу с текстом стихотворения и выясним, какие слова помогли Тютчеву нарисовать великолепие зимнего леса. Вы будете делать записи в рабочих листах. Откройте учебники на стр. 84.

Первое задание рабочего листа: определить тему стихотворения.

Давайте назовём тему. (Ответы) Запишем в рабочий лист.

Зима полноправной хозяйкой вошла в природу. Много ли она изменила, побывав в лесу?

- Прочитаем первую строфу.

Какие картины вы себе представили после прочтения первой строфы?

Лес живой или мертвый?

(Лес как живой организм, загадочной, чудной жизнью он блестит даже под зимним покровом.)

Как вы понимаете слово чародейка?

(Колдунья. Волшебница . Зима – волшебница околдовала, очаровала лес. Зима – чародейка очаровывает, гипнотизирует, погружает в сон)

Под снежной бахромою... Что это за средство выразительности? (Метафора)

А что такое бахрома?

(Бахрома – это полоска ткани или тесьмы для обшивки скатерти, женского платка со свисающими кистями)

А здесь снежная бахрома у леса, как вы это понимаете?

(Снежной бахромой поэт переносно называет покрытые снегом ветки деревьев, которые переплетаясь друг с другом, образуют различные снежные узоры)

Какой названа жизнь зимнего леса? (Неподвижная, немая, чудная жизнь)

Как вы понимаете слово немая? Какое это средство выразительности? (Эпитет )

(Не имеющая способности говорить, высказать словами свои мысли и чувства)

Это слово в стихотворении употреблено в переносном значении тихий, безмолвный.

В лесу глубокая тишина, ветви деревьев не колышутся, и ничто не нарушает покоя леса

Чудная жизнь... От чего образовано это слово? (Чудо)

А что оно обозначает? (Что-то очень красивое, необычное. Зимнее чудо совершается в состоянии сна)

Подберем слова - синонимы: прекрасная, удивительная, волшебная

Выпишем в рабочий лист эпитеты и метафоры, которые нам встретились.

Читаем вторую строфу.

Итак, лес как живое существо очарован... Чем же?

(Сном волшебным.)

Давайте пофантазируем, что ему снится?

(Может быть, весна?)

С помощью каких слов Тютчев создает завораживающий образ леса? Какие колдовские слова он использует?

(Тютчев мастерски подбирает колдовские слова: чародейка, очарован, околдован, чудная, ослепительная краса)

Давайте сравним слова очарован и чародейка. Есть ли у них что–либо общее?

(Общий корень чар - волшебство, обаяние)

О чем говорят эти слова? Какую картину рисуют в воображении?

(О сказке, о сказочном описании зимнего леса)

А кто из вас был очарован подобной картиной?

Обратимся к слову цепь...Что такое цепь? (Цепь – ряд колец, крепко соединенных друг с другом)

Опутать цепью. Какое это средство выразительности? (метафора )

Что значит в стихотворении опутать цепью? Как вы себе это представляете?

(Снег, который лежит на ветвях деревьев, очень легкий, Оковать цепью - это значит окружить, накрепко опутать).

Какой названа цепь в стихотворении? (Легкой, пуховой, т. е.состоящая из пуха)

- Выпишем найденные средства выразительности из второй строфы (рабочий лист)

- Читаем последнюю строфу.

Что же мещет солнце? (Солнце мещет свой луч косой) Это какое средство выразительности? (эпитет)

Почему же луч назван косым?

(Зимой солнце низко стоит над горизонтом, и поэтому его лучи падают сбоку)

Что же происходит с лесом, когда солнце на него мещет свой луч?

(Лес весь вспыхнет и заблещет. Снежинки под лучами солнца засияют, и от этого лес начнет искриться. Лес становится очень красивым, сверкающим разноцветными огоньками. Мы словно попали в сказку)

Ребята, а слова вспыхнет, заблещет в прямом или в переносном значении употреблены? Какое это средство выразительности? (метафора)

Какое это средство выразительности? (эпитет)

Какие чувства передаёт этот эпитет? (Чувство восхищения зимним лесом)

Выпишите в рабочий лист эпитеты и метафоры из последней строфы.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Проведём физкультминутку. Встаньте с мест и повторяйте за мной движения. Попробуем почувствовать себя в роли леса.

Осенью лес сбрасывает листья, кутается в тёплую снежную шубу, засыпает сладким сном. А весной лес просыпается, снимает снежную одежду и радуется ласковому солнышку.

Продолжим работу.

Какое ещё средство выразительности использовал автор для создания образа зимнего леса? Что позволило нам говорить о нём как о живом существе? (Это олицетворения)

Запишите в рабочий лист. Выполните задание до конца.

Самостоятельная работа (3 минуты)

Эпитеты : неподвижная, немая, чудная (жизнь), волшебным (сном), лёгкой, пуховой (цепью), косой (луч), ослепительной (красой)

Олицетворения: чародейка Зима, лес стоит, лес очарован, околдован, окутан; солнце мещет

Метафоры: снежной бахромою, цепью пуховой, лес вспыхнет, заблещет.

- Зачитайте итог своей работы. В ходе исследования мы получили анализ стихотворения «Чародейкою Зимою…»

7. Работа с репродукцией картины «Зима» (слайд). Работа в группах.

Ребята, в начале урока мы с вами говорили, что красота природы воодушевляла композиторов и художников, поэтов на создание бессмертных шедевров. Перед вами картина известного художника «Зима».

Что вы видите на картине? (Зимний пейзаж)

Каким изобразил лес художник?

И стихотворец, и живописец, независимо друг от друга, увидели зимний лес, который поразил каждого из них «ослепительной красой»

-А сейчас поработаем в группах . Каждая группа подберёт в качестве подписи к картине такие строки из стихотворения Тютчева, которые особенно близки полотну живописца. («Сном волшебным очарован», «Чародейкою Зимою околдован лес стоит» и т. д.)

Молодцы, вы все превосходно справились с заданием!

8. Просмотр видеоролика.

Не менее впечатляют музыкальные произведения. Давайте послушаем музыкальный фрагмент «Зима» итальянского композитора А. Вивальди.

- Какие мысли, чувства вызвала у вас музыка?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Спасибо, молодцы, ребята!

А теперь обратимся к эпиграфу.

Итог урока.

Обращение к эпиграфу.

«Не то, что мните вы – природа…

В ней есть душа, в ней есть свобода»

– Какова его мысль? О чём заставляет нас задуматься Тютчев?

– Природа – живое существо, она свободна, у нее есть душа.

Итак, внимательно исследовав тексты стихотворений, мы убедились, что Тютчев изображая природу, пытается понять её душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо.

Стихи Ф. Тютчева превращаются в звуки, в цвет, в запахи. Они широко открывают двери в мир природы, охватывают прекрасные мгновения. Поэт словно хотел сказать нам: «Смотри, как много в природе прекрасного, как великолепен каждый миг жизни. Не проходи равнодушно мимо этой красоты, остановись, порадуйся

Рефлексия.

Ребята, каждая группа получила картинки с изображением различных состояний погоды. Посовещайтесь и выберите ту картинку, которая соответствует вашему настроению и прикрепите его на доске.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание.

1.Выучить стихотворение «Чародейкою Зимою…»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист №1

1. Тема стихотворения «Чародейкою Зимою » -_________________________

2. Основная мысль данного стихотворения заключается в следующих строчках:

_____________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рабочий лист №2

ученика 5 класса________________________________

1. Тема стихотворения «Весенние воды» -_________________________

_____________________________________________________

3. Для создания художественного образа ______________________________ картины поэт использует такие изобразительно-выразительные средства языка:

эпитеты___________________________________________________________________

метафоры_________________________________________________________________

олицетворения_____________________________________________________________

4. Стихотворение вызывает чувство_____________________________________________________

Приложение к рефлексии

Источники:

1. Беляева изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. М:-2004

2. . Поурочные разработки по литературе 5 класс. М: «Вако».2009

3. Шанский анализ художественного текста. М:- 2004

4. Эткинд о стихах. М:- 2004

Декабрь завершает год и начинает зиму: "Как снег пойдёт, да как ляжет, так лето мужику про жниво скажет". В начале месяца Введенские морозы, за ними - Никольские.

Январь - "сечень", "просинец". По январской погоде судили о будущей весне и о лете: "Коли в январе март, бойся в марте января".

Февраль - "снежень", или "бокогрей". Ветрами февраль зиму выдувает, воду подпускает, а март подбирает.

Говорили: "На Сретенье снежок - весной дожжок". А перед Великим постом целую неделю шла весёлая Масленица.

Приметы зимы не всегда совпадают, год на год не приходится. Зато у русских поэтов есть волшебное средство - поэтическое слово. Оно преображает и живописует действительность, даже невозможное становится возможным. Мы убеждаемся в этом, когда читаем зимнюю поэтическую классику.

К.Д. Бальмонт


К зиме

Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.

Опушит нам окна наши
В детской и везде.
Загорятся звезды краше,
Лед прильнёт к воде.

На коньках начнем кататься
Мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду.

А в затишье комнат - прятки,
В чет и нечет - счёт.
А потом наступят святки,
Снова Новый год.

Н. Рубцов

***

Мороз под звёздочками светлыми

По лугу белому, по снегу ли

Идёт, поигрывая ветками,

Снежком поскрипывая весело.

И всё под ёлками похаживает,

И всё за ёлками ухаживает -

Снежком атласным принаряживает

И в новогодний путь проваживает!

Спокойная красота волшебницы зимы изумляет нас и заставляет остановиться, забыть бесконечную нашу суету, прислушаться, увидеть прелесть сказочной атмосферы зимнего мира. Войдём в искрящиеся покои русской зимы, насладимся чудесным легким морозцем и переливающимся снегом, её праздниками и вьюгами. Чудесные чертоги таят много нового и необычного. Каждый уголок по-своему интересен и манящ.

Ф.И. Тютчев

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мещет 1
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

1 мещет (устар.) – от слова «метать», что значит бросать, кидать, современное слово «мечет».

Ф.И. Тютчев – истинный знаток красоты природы. Разве мог он пройти мимо этого зимнего чуда? Дивный пейзаж, окрашенный в ликующие краски ясного дня, поднимает настроение. Всё уснуло в природе, затихла жизнь и, кажется, умерла.

А.А. Фет

На пажитях немых люблю в мороз трескучий
При свете солнечном я снега блеск колючий,
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы,
Былинки сонные среди нагих полей,
Где холм причудливый, как некий мавзолей,
Изваян полночью, - иль тучи вихрей дальных
На белых берегах и полыньях зеркальных.

Но под обманчиво-белой снежной маской кипит непокоренная жизнь, чудесная сказка зимнего леса продолжает своё течение, незаметное глазу.

Задайте себе вопрос: за что мы любим зиму? Конечно, за прекрасные зимние пейзажи. И ещё зима - любимое время года для ребят. Столько развлечений и праздников! И лыжи, и коньки, и санки, и снежки, и снежная крепость, и снеговики!

А.А. Фет

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»

А.С. Пушкин говорит о своей любимой героине:

Татьяна...
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарёю поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Это признание самого поэта в любви милому сердцу «северу».

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет красавица зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы...

Ни одно другое время года не может нас по¬радовать такими великолепными пейзажами. Искусник мороз украшает ослепительным белым одеянием городские улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору. А великолепные ледяные узоры на окнах! Это еще одна зимняя сказка!

И.А. Бунин

На окне, серебряном от инея,
За ночь хризантемы расцвели.
В верхних стеклах - небо ярко-синее
И застреха в снеговой пыли.
Всходит солнце, бодрое от холода,
Золотится отблеском окно.
Утро тихо, радостно и молодо.
Белым снегом все запушено.
И все утро яркие и чистые
Буду видеть краски в вышине,
И до полдня будут серебристые
Хризантемы на моем окне.

Зима прекрасна, когда посылает нам яркие, солнечные дни, в которых переливаются все краски удивительной природной палитры. Но есть и другие зимние дни, когда весь мир вдруг подёргивается мутной вьюжной пеленой и свирепствует ледяной ветер. И страшно оказаться вне дома в такую непогоду.

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно…

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры 2 ,
Звездою севера явись!..

2 Аврора – утренняя заря.

Стихотворение Пушкина «Зимнее утро» и о человеческом счастье, и о покое, и об умиротворенности. Оно несёт чувство полноты жизни, ощущение всей прелести наступившего утра.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?..

Зима дарила Александру Сергеевичу счастливые минуты радости и поэтического творчества. Именно такие минуты связаны с этим стихотворением. Когда Пушкин на протяжении двух лет безвыездно жил в своей маленькой деревеньке Михайловское, он часто бывал в Тригорском, где его искренно любили, где он находил шумное общество молодежи.

Деревня очень мила. Старинный дом на горе, сад, озеро, кругом сосновые леса. Но деревенское уединение и зимняя неподвижность иногда навевали грустные мысли и даже тоску.

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю
Слугу, несущего мне утром чашку чаю,
Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель?
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Покинуть для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?..
Куда как весело! Вот вечер: вьюга воет;
Свеча темно горит; стесняясь, сердце ноет;
По капле, медленно глотаю скуки яд.
Читать хочу; глаза над буквами скользят,
А мысли далеко... Я книгу закрываю;
Беру перо, сижу; насильно вырываю
У музы дремлющей несвязные слова.
Ко звуку звук нейдет... Теряю все права
Над рифмой, над моей прислужницею странной:
Стих вяло тянется, холодный и туманный.
Усталый, с лирою я прекращаю спор,
Иду в гостиную; там слышу разговор
О близких выборах, о сахарном заводе;
Хозяйка хмурится в подобие погоде,
Стальными спицами проворно шевеля,
Иль про червонного гадает короля.
Тоска! Так день за днем идет в уединенье!

Известно, что чистота и свежесть зимнего воздуха порой надоедают. Хочется перемен!

Полгода снег да снег,
Ведь это, наконец, и жителю берлоги,
Медведю, надоест.

И.А. Бунин

Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады 3 ,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, - шепчет мама, -
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, -

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

3 лампада - сосуд, наполненный маслом, зажигают обычно перед иконой.

Стихотворение И.А. Бунина напоминает задушевную колыбельную песню, которая дарит успокоение и гармонию исстрадавшейся душе. Значит, рано горевать, будем ждать весёлой капели…