Социальное предпринимательство в России

Продолжаю, как и обещала, тему социального предпринимательства. Теперь о перспективах этого бизнеса в России и о примерах интересных бизнес идей , реально работающих в нашей стране. Мы прекрасно знаем, что цель любого предпринимательства, это извлечение прибыли. Но отличает стремление установить с клиентом долгосрочные партнерские отношения. Здесь самоцель не получение дохода, а решение социальной задачи. И так как капитализм к нам повернулся не человеческим лицом, а звериным оскалом, многие люди ищут, как совместить бизнес и решение, волнующих их, социальных проблем.

Примером первого социального предприятия в России можно назвать Дом Трудолюбия, основанный отцом Иоанном Кронштадтским в конце XIX века. Здесь каждому нуждающемуся (одиноким матерям, бездомным и.т.д.) помогали найти работу, получить помощь и приют. Позднее дома трудолюбия распространились по всей России.

«Каждому дать соответственно его силам труд, которым бы он мог кормиться и одеваться». Отец Иоанн Кронштадтский

Сейчас социальное предпринимательство в России можно поделить на три категории:

  1. Специализированные предприятия (например, для инвалидов по зрению)
  2. Некоммерческие и благотворительные организации. Они, даже если занимаются коммерческой деятельностью, все равно зависят от денег спонсоров и государства.
  3. Социальные предприятия малого бизнеса.

Так как данный сайт освящает скорее интересные бизнес идеи для малого бизнеса , когда не требуется вкладывать большие деньги , то я подробнее остановлюсь именно на этом виде социального предпринимательства. Возможно, какие-то из этих предприятий и вас натолкнут на открытие собственного бизнеса.

Астраханский центр “Цветное молоко”

Занимается дошкольным развитием детей, их оздоровлением и подготовкой к школе. Несмотря на серьезную конкуренцию, центр не только держит марку, но и оказывает помощь многодетным и малоимущим семьям. Специалисты центра, основываясь на опыте самых прогрессивных педагогов, создали собственные программы и ведут семьи с детьми от беременности до школы. О том как организовать частный детский сад, читайте .

Творческая мастерская «Веселый войлок» в Рыбинске

Прекрасный пример современной интерпретации старинного промысла. Эта интересная бизнес идея принадлежит супругам-художникам Павлу Гаврилову и Лие Виснапу. С помощью старинного народного промысла ярославской области, войлоковаляния, теперь создают разношёрстных зайцев, тигров, котов и человечков. Кроме игрушек делают множество оригинальных аксессуаров, бус, брошек, сумочек, кошельков, чехлов для сотовых телефонов. Еще создают войлочные панно, тапочки и конечно, не забыли про сами валенки, которые теперь тоже стали ярче и наряднее.

Экологически чистые, теплые и нарядные вещи с удовольствием покупают себе и детям, на подарки и сувениры. А работают в мастерской женщины, в том числе многодетные матери. Кому как не им знать, как лучше реальность превратить в сказку. Подробнее о мастерской читайте тут: www.vvoilok.ru.

«Кролиководческая ферма» в Республике Коми

Это фермерское хозяйство показывает, что успешные социальные предприниматели, возможны и в сельском хозяйстве. В настоящее время предприятие приносит хорошую прибыль за счет активных продаж экологически чистого диетического кроличьего мяса, которое врачи давно рекомендуют для здорового питания детей и хронически больных взрослых. Сейчас в модернизацию фермы вкладываются большие деньги , что позволит значительно увеличить производство. Кроме того одно рабочее место в хозяйстве предоставлено инвалиду-надомнику.

Вот три примера социального предпринимательства в совершенно разных областях экономики. В следующей статье, я также буду описывать российские примеры, в том числе довольно оригинальные и интересные бизнес идеи, но уже связанные с экологией. Так что, подписывайтесь на чтобы их не пропустить.

Напоследок видео о перспективах социального предпринимательства в России:

18.07.2017

Какая-то часть высказанных идей может показаться неактуальной для России, но, во-первых, всегда интересно и полезно знать, чем живут коллеги в других странах, во-вторых, даже странная идея может дать толчок для рождения новых идей и эффективных проектов.

1. Социальный супермаркет

Идея состоит в том, чтобы организовать универсальный продуктовый магазин, в котором продукты продавались бы с максимальной скидкой. Такой супермаркет дал бы возможность нуждающимся снизить повседневные расходы на еду и улучшить структуру своего питания.

2. Выучился? Отдай учебник другому!

Многие студенты покупают необходимые учебники за свой счет. После окончания семестра эти книги, как правило, им уже не нужны. Попробуйте организовать бесплатный сбор таких учебников в различных вузах для последующей перепродажи в специальном магазине нуждающимся студентам. Стоимость подержанных учебников предлагается установить на таком уровне, чтобы продажи покрывали расходы по сбору книг и содержанию магазина. Кроме того, для реализации проекта вам потребуются помощники – вы можете нанять студентов, обеспечив их таким образом подработкой.

3. Онлайн-лавка


Еще одна любопытная идея – организовать онлайн-магазин по продаже сделанных вручную сувениров, поделок, ковриков, одежды и других вещей. Такая Интернет-платформа дала бы многим талантливым надомникам возможность наладить каналы сбыта, получать стабильный доход и осваивать роль предпринимателя.

4. Честное микрофинансирование

Конечно, финансовые рынки России и зарубежныхстран во многом отличаются, и само словосочетание «микрозаймы» в нашей стране стяжало, увы, сомнительную репутацию. Однако у предпринимтеля на ниве финансов всегда есть выбор: быть ли добросовестным и социально ответственным кредитором. Суть идеи – в том, чтобы организовать специальную Интернет-платформу, через которую любой желающий мог бы одалживать (под небольшой процент) деньги для предпринимательских стартапов. Нечто вроде краудфандинговой платформы – только в меньшем масштабе. Вы как держатель ресурса могли бы брать небольшую комиссию для его поддержания.

5. Социальная кулинария


Если вы любите и умеете готовить, то этот бизнес – для вас. Попробуйте организовать нечто вроде общественной столовой или кафе, в которой могли бы питаться нуждающиеся или бездомные люди. Снизить издержки можно за счет участия волонтеров и нулевой арендной платы (если вам удастся найти такое помещение).

6. Печи, которые не коптят

В развивающихся странах, где готовят преимущественно на открытом огне, большинство домохозяек из-за постоянно вдыхаемого дыма страдает теми или иными сердечно-легочными заболеваниями. Идея (надо сказать, уже реализованная в ряде стран) состоит в том, чтобы наладить производство недорогих, но безопасных и эффективных (с точки зрения КПД) дровяных печей. Людям с нормальным достатком их можно продавать по обычной цене, субсидируя за счет получаемой прибыли более низкие социальные цены для нуждающихся. От себя добавим, что в России на открытом огне готовят чаще всего шашлыки и проблема, конечно же, не стоит так остро. Но! В странах Средней Азии (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия) многие действительно готовят еду на простых уличных печках. Поэтому идея вполне применима у наших ближайших соседей.

7. Инновационные информационные носители

В ряде развивающихся стран все еще актуальна проблема неграмотности, в связи с чем очень сложно доносить до широких слоев населения важную информацию (например, о борьбе с инфекциями, по основам гигиены и т.д.). Как вариант – организовать производство (и продажу по низким ценам), скажем, детских одеял, на которых – в доступной форме, в виде рисунков нанесены инструкции по правильному уходу за детьми или другая важная информация. Наверняка, эту идею можно как-то приспособить и в России. Например, выпускать футболки с какими-то полезными рекомендациями для подростков.

8. Альтернативная энергия


Во многих странах электроэнергия – дорога и недоступна бедным слоям населения. Как насчет того, чтобы наладить альтернативное производство электроэнергии по низким ценам? Например, из навоза, отходов сельскохозяйственного производства и других био-разлагаемых материалов. Производимым таким образом электричеством можно было бы снабжать, например, больницы и школы. То есть речь идет об альтернативной энергетике в небольших масштабах.

9. Социальные гаджеты

Авторы статьи предлагают разработать и производить «дружелюбные пользователю» электронные гаджеты, как написано в оригинале, из «безконфликтных» материалов. Очевидно, речь идет о материалах, произведенных без ущерба для окружающей среды и без эксплуатации дешевого (полу-рабского) труда людей из развивающихся стран. К тому же, авторы предлагают установить на них цены ниже рыночных. Для России идея – довольно смелая, но почему бы не попробовать?

10. Индустрия красоты на благо социума

Вот это, по мнению авторов статьи, дословно - «крутая» идея. Заключается она в том, чтобы убедить производителей косметики поставлять вам продукцию по оптовым ценам, а вы будете ее продавать через Интернет-магазин, направляя прибыль на решение каких-то социальных проблем. Кстати, у нас уже действуют проекты, связаные с социальной косметикой.

11. Цифровой рынок


Создайте виртуальный онлайн-рынок, на котором продавцы могут покупать продукты и товары напрямую у производителей, избегая посреднических цепочек, которые «накручивают» конечную цену. Идея – в том, чтобы обеспечить доступ рядовых покупателей к жизненно важным продуктам и товарам по оптимальным, социальным ценам.

12. Доступный спорт

Идея – в том, чтобы найти (либо производить самим) недорогое спортивное оборудование – как альтернативу дорогостоящему членству в фитнес-клубах. Это помогло бы многим людям приобщиться к здоровому образу жизни.

13. Образовательная туристическая компания

Авторы статьи предлагают создать нечто вроде виртуального просветительского клуба путешественников, в котором люди смогли бы делиться своими впечатлениями и рекомендациями по посещению других регионов и стран и организации путешествий. При этом членство в таком клубе может быть платным (за символическую цену). На наш взгляд, для Рунета идея несколько запоздавшая, поскольку в сети немало абсолютно бесплатных аналогичных сайтов. Но, возможно, в Индии (откуда, предположительно, происходят авторы данной статьи) ощущается недостаток информации о других регионах страны. Кстати, в каком-то смысле это актуально и для России, ведь свою страну, будем честны, мы знаем не очень. Поэтому, может быть, эта идея поможет придумать что-то похожее для русскоязычного Интернета.

14. Микро-пожертвования или «легкая» благотворительность


Фактически, речь идет о некой «десятине» на торговые операции. Насколько бизнес готов к столь крупным пожертвованиям – вопрос, но в предложении, безусловно, есть здравая идея. Заключается она в том, чтобы договориться с коммерческими предприятиями не о разовых (пусть и крупных) пожертвованиях, а о том, что они будут отчислять на оговоренные цели какую-то (пусть и малую) часть от любого дохода. Смысл подобного партнерства в том, что вы получаете от каждого бизнеса пусть и малый, но постоянный денежный ручеек, соединив которые, вы можете обеспечить постоянное и предсказуемое финансирование некоего благотворительного или социального проекта. Впрочем, данная идея, скорее, относится к сфере благотворительности. Но пусть будет.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальные проблемы современности. Специфика личностных социальных проблем. Социально-экономические проблемы общества. Социальные проблемы, связанные с общественными отношениями, коммуникациями. Социальная работа как инструмент решения социальных проблем.

    контрольная работа , добавлен 20.05.2014

    Изучение понятия социального партнёрства условиях малого города (на примере г. Камышлова Свердловской области). Характеристика этого населенного центра, как муниципального образования. Особенности отражения социальных проблем и способов их решения в СМИ.

    курсовая работа , добавлен 07.04.2010

    Предпринимательство как вид экономической активности. История становления предпринимательства. Психологические особенности предпринимателей. Основные проблемы взаимодействия государства и предпринимательства. Типы предпринимательских структур.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2012

    Социальное проектирование как отрасль социологической науки. Разработка различных вариантов решения социальных проблем. Технология социального прогнозирования. Метод ассоциации. Формулировка задания. Социальное проектирование новых производств, городов.

    реферат , добавлен 25.04.2016

    Проблемы малого предпринимательства в сфере туризма. Ценности современных предпринимателей. Предпринимательская деятельность населения в Тюменской области. Корпоративная социальная ответственность бизнес-сообщества. Понятие социального партнерства.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2009

    Основные социальные группы современного российского общества. Понятие культуры предпринимательства как социального явления. Социальные функции предпринимательства, его роль в ускорении процесса социализации и участие в воспроизводстве социальной жизни.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2013

    Российское предпринимательство XX века: образ современного предпринимателя. Социальная группа предпринимателей. Отношение общества к предпринимателю. Предпринимательство и власть, этика бизнеса и развитие крупной системной благотворительности в России.

    контрольная работа , добавлен 26.01.2011

Делай все, что в твоих силах, чтобы жизнь других людей стала хоть немного лучше

Клод Денсон Пеппер

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

“Концепция социального предпринимательства сформировалась в России не так давно, однако социальные предприниматели существовали, наверное, всегда. Хотя их так и не называли. Сегодня это люди, воплощающие самые светлые мечты и таланты, реализуют стремление изменить мир к лучшему, иными словами - создают бизнес с человеческим лицом. Не случайно их называют агентами перемен в социальном секторе.

Зарабатывать или творить добро? Быть предпринимателем или помогать слабым? Все эти вопросы неправильны, потому что делают общественное служение и эффективное предпринимательство чем-то несовместимым. Массовое движение социального предпринимательства по всему миру доказывает своими примерами, что можно совмещать и то, и другое.

Конечно, многое в социальном предпринимательстве держится, в первую очередь, на энтузиазме и творческой энергии заинтересованных в своём деле людей. Именно для этого на базе НП «Агентство Городского Развития», учрежденного компанией Северсталь и мэрией Череповца, Департаментом экономического развития области был создан «Региональный центр инноваций социальной сферы» - уникальная площадка, где социальные предприниматели могут получить бесплатное бухгалтерское, юридическое, финансово-экономическое сопровождение и продвижение. На базе ЦИСС также открыта «Школа социального предпринимательства», главная задача которой - научить всех желающих развивать свой собственный социальный бизнес.

Возможно, Вы тоже захотите открыть для себя новый мир такого явления как социальное предпринимательство, где, совмещая помощь и выгоду, незащищенность и прибыль, трансформируются благородные бизнес-идеи в успешный предпринимательский проект, а мы Вам в этом поможем ”.

НЕМНОГО О СОЦИАЛЬНОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

⇒ Социальный бизнес – это решение актуальных проблем общества + успешный самостоятельный бизнес + инновационный подход.

⇒ Социальное предпринимательство – это деятельность, направленная на решение или смягчение какой-либо социальной проблемы, в основе которой лежит предпринимательская модель.

  • обеспечивающие занятость инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, женщин, имеющих детей в возрасте до 7 лет, сирот, выпускников детских домов, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы
  • предоставляющие услуги в следующих сферах деятельности:
  • содействие профессиональной ориентации и трудоустройству, включая содействие занятости и самозанятости лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
  • социальное обслуживание лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, и семей с детьми в области здравоохранения, физической культуры и массового спорта, проведение занятий в детских
  • и молодежных кружках, секциях, студиях;
  • организация социального туризма – только в части экскурсионно-познавательных туров для лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • производство и (или) реализация медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, а также технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • обеспечение культурно-просветительской деятельности (музеи, театры, школы-студии, музыкальные учреждения, творческие мастерские);
  • предоставление образовательных услуг лицам, относящимся
  • к социально незащищенным группам граждан;
  • содействие вовлечению в социально-активную деятельность лиц, относящихся к социально незащищенным группам граждан, а также лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение 2 (двух) лет и лиц, страдающих наркоманией и алкоголизмом.

(Выдержка из Приказа Министерства экономического развития РФ №167 от 25.03.2015)

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Четкой классификации по видам деятельности нет, однако если проанализировать, какие виды социального бизнеса запускаются сегодня, то можно выделить несколько направлений.

  • Предоставление услуг в сфере здравоохранения


Пример:
хирургический медицинский центр «Гиппократ» (г. Череповец - единственный в городе частный центр, предоставляющий медицинские услуги хирургического профиля). Сеть многофункциональных медицинских центров «Панацея», работающих по комплексной системе, которая гарантирует не только диагностику и лечение, но и профилактику различных заболеваний.

  • Создание услуг, которые не может в полном объеме предоставить государство.

Пример: учебный центр «Росток» (г. Череповец), реализующий инклюзивные образовательные программы для детей. Дети с ограниченными возможностями обучаются бесплатно. Агентство бытовых услуг «Мэри Поппинс». Компания круглосуточно предоставляет комплекс востребованных социальных услуг: клининговые и бытовые, услуги нянь - воспитателей, сиделок для тяжелобольных, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями.

  • Покрытие потребностей территорий в сфере дошкольного образования


Пример: ч астный детский сад «Усатый нянь» (г. Вологда), частный детский сад «Сорока-ворона» (г. Череповец)- единственный в городе частный садик, имеющий образовательную лицензию.

  • Предоставление уникальных услуг


Пример:
социальное такси (г. Вологда); череповецкий Центр развития «Солнечный лучик»- образовательное учреждение для детей, страдающих расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, задержкой речевого и психоречевого развития.

  • Решение проблемы с трудоустройством инвалидов, матерей с детьми до 3 лет, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации


Пример:
на череповецкой швейной фабрике «100 одежек» работают люди с ограниченными возможностями, многодетные матери, матери-одиночки.

  • Развитие территории и ориентация на развитие местного сообщества


Пример:
частная музыкальная школа «Мастер-класс» (г. Череповец) является первым частным учебным заведением культуры в Вологодской области; музей открытий и изобретений «Эврика» (г. Вологда), среди интерактивных экспонатов музея мир зеркальных и оптических иллюзий, кабин самолета, каюта капитана, коллекция голограмм, гигантский калейдоскоп и многое другое.

Из этой главы Вы узнаете:

    что такое предпринимательство и каковы предпосылки развития предпринимательства в социальной сфере.

    в чем состоят особенности государственного и частного предприни- мательства.

    какие факторы влияют на предпринимательскую деятельность в социальной сфере.

    какую роль играет бизнес-план в предпринимательской деятельности, требования предъявляемые к его разработке.

§1 Предпринимательство и его роль в социальной сфере.

Термин “предпринимательство”, как и само явление предпринимательской деятельности, вошел в России в общественную практику лишь во второй половине 80х годов.

Предпринимательство можно охарактеризовать как инициативную самостоятельную деятельность собственника (полного или частичного), направленную на получение прибыли под свой риск и имущественную ответственность.

Оно может осуществляться в разных сферах экономики как с привлечением, так и без привлечения лиц наемного труда. Для развития предпринимательской деятельности важное значение имеет предпринимательская среда. Предпринимательская Среда - совокупность общественных институтов и условий, правовых норм, систем государственной поддержки. Это также определенный социальный климат, условия безопасности, специальная инфраструктура для предпринимательства т.е. все то, что обеспечивает дальнейшее становление и развитие предпринимательства.

Одним из направлений предпринимательской деятельности является малое предпринимательство, или малый бизнес. Он наиболее характерен для социальной сферы.

Понятие малого предпринимательства связано, прежде всего, с критерием величины предприятия. Исходя из этого, отнесение предпринимательства к малому может производиться по оценке объема прибыли, по объему товарооборота, по числу занятых. В действующем законодательстве Российской Федерации наиболее значимым критерием принят учет численности.

В законе “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” предлагается относить к малым предприятиям те, которые имеют численность занятых:

В промышленности - до 200 чел.;

В строительстве - до 100 чел.;

В оптовой торговле - до 50 чел.;

В сельском хозяйстве - до 50 чел.;

В науке и непроизводственной сфере - до 25 чел.;

В розничной торговле - до 15 чел.

К настоящему времени малое предпринимательство заняло довольно существенное место в экономике России. Наибольшее распространение оно получило в таких отраслях как розничная торговля и сфера услуг. Заметное место малое предпринимательство занимает в строительстве, сфере аудита, страховании. Значительное количество малых форм и отдельных предпринимателей участвуют в городском хозяйстве, здравоохранении, науке.

Предпринимательство выполняет важные социально-экономические функции в обществе, в отдельных его подсистемах, в процессе реализации экономической реформы. Прежде всего, нужно выделить роль малого предпринимательства как гибкой быстрореагирующей сферы экономики в удовлетворении изменчивого потребительского спроса и установлении определенного равновесия на потребительском рынке. Малое предпринимательство с успехом решает проблему быстрой доставки к конкретному потребителю малых и средних партий товаров и предоставления услуг, исходя из самых разнообразных потребностей. Оно весьма успешно осуществляет поиск необходимого товара как на отечественном, так и на мировом рынке.

Малое предпринимательство в принципе по своей природе наиболее эффективно в использовании малого ресурсного потенциала - незанятые и устаревшие основные фонды, вторичные ресурсы, отходы, специфические ресурсы городской среды (которые ранее практически не использовались), мелкие незанятые земельные участки.

Исключительно важна роль малого предпринимательства в создании новых рабочих мест. Здесь оно в значительной мере компенсирует сокращение занятости на крупных государственных и просто убыточных предприятий всех категорий. Рабочее место в малом предприятии не требует больших затрат, может быть организовано везде, в том числе на дому. В связи с этим значительна его роль в обеспечении занятости инвалидов, женщин, пожилых людей. Малое предпринимательство, как показывает практика ряда стран, играет очень важную роль в производстве ряда общественно необходимых товаров и услуг. Это производство многих предметов домашнего обихода, одежды, определенных продуктов питания, различных видов ремонтных работ, строительные услуги, оказание самых разных видов услуг в рамках социальной помощи населению, организация спортивного и культурного досуга граждан.

Малое предпринимательство содействует структурной перестройке экономики, формированию пользующейся общественным признанием рыночной инфраструктуры (в том числе кредитно-финансовой), более мягкому изменению отношений собственности, проведению земельной реформы, созданию новых организационно-технологических форм организации производства.

В становлении малого предпринимательства имеется целый ряд нерешенных проблем, которые мешают его развитию, ставят под вопрос возможность выживания. Это система жесткого налогообложения, острая нехватка у потенциальных и действующих предпринимателей средств для расширения своего бизнеса или для его открытия, криминальная обстановка, процветающая в этой сфере.

К числу проблем малого бизнеса можно также отнести:

Отсутствие реалистической концепции развития малого предпринимательства на государственном (муниципальном) уровне и, соответственно, эффективных мер его государственной поддержки;

Высокий уровень риска;

Отсутствие нормальных взаимоотношений с органами власти.

Решение этих проблем возможно лишь при эффективном сочетании поддерживающей и регулирующей деятельности в отношении малого бизнеса на всех уровнях государственной власти. При этом акцент должен все более смещается в сторону расширения полномочий и степени участия местных структур.

Основными предпосылками развития предпринимательства в социальной сфере являются:

Правовая база, создающая возможности для занятия этим видом деятельности;

Изменение отношений собственности и смещение акцента деятельности субъекта (предпринимателя) в сторону получения прибыли;

Резкое сокращение финансовых средств, поступающих из бюджета в социальную сферу;

Появление обеспеченных слоев населению, которые формируют платежеспособности спрос на ряд новых услуг в социальной сфере.

Кого же можно назвать предпринимателем? Предприниматель - это хозяйствующий субъект, организующий деятельность по производству продукции или оказанию услуг за счет собственных и (или) привлеченных средств с целью получения прибыли.

Отличительными признаками предпринимателя являются:

Участие в формировании первоначального капитала;

Участие в управлении предприятием;

Материальная ответственность за результаты деятельности;

Право принимать решения при выборе стратегии развития;

Право распределения и использования прибыли.

В социальной сфере предпринимательство развивается по следующим направлениям:

Дополнительные услуги в рамках основной деятельности (например, создание компьютерных курсов в школе с целью обучения пользователей персональных компьютеров, изучения иностранных языков, использование спортивных сооружений в коммерческих целях);

Услуги, связанные с основной деятельностью (например, университет продает изданные им учебные пособия);

Услуги, не связанные с основной деятельностью (сдача в аренду помещений и оборудования).

Вопросы для самопроверки.

1. Что такое предпринимательство?

2. Предпосылки развития предпринимательской деятельности.

3. Роль малого предпринимательства в социальной сфере.

4. В чем состоит главная цель предпринимательской деятельности?