Становление личности происходит в процессе социализации. Социализация — это процесс освоения человеком социальных, культурных и иных норм жизни в обществе. Другими словами — процесс приобщения человека к обществу. Возможна ли социализация вне общества? Нет, конечно. Давайте вспомним Маугли из известного произведения Р. Киплинга. Воспитанный волчьей стаей, он не стал личностью и не мог вести себя в обществе так, как ведут себя социализированные люди.
Социализация продолжается всю жизнь — от рождения человека и до смерти. Психологи считают, что ее темпы с взрослением и развитием человека замедляются — так, серединой социализации многие ученые предлагают считать возраст в три года — к этому времени социализирующаяся личность усваивает примерно половину собственных качеств. Исходя из этого наиболее важными для социализации являются первые годы жизни человека. Давно замечено, что маленькие дети довольно быстро приобретают умение говорить на родном языке, взрослые же, даже если переедут в страну изучаемого языка и будут ежедневно контактировать с его носителями, потратят годы и десятилетия для овладения языком.
В процессе социализации человек контактирует с множеством других личностей, которые и становятся для него посредниками или агентами социализации. Агенты социализации передают социальные, культурные и иные нормы, которые усваивает человек, часто являются примером или контрпримером для социализирующейся личности. Человек идентифицирует, т.е. сравнивает себя с агентами социализации, — в этом и заключается важнейший механизм социализации. Во многом наша личность — это результат множества идентификаций себя с другими, комплекс отдельных черт поведения наших агентов социализации, на которых мы когда-то хотели быть похожими, копировали их манеры поведения.

Виды социализации

Социализация подразделяется на два вида:
1) стихийная, осуществляемая в общении со сверстниками, иными людьми;
2) целенаправленная, которая происходит в специально созданных учреждениях — детских садах, школах, колледжах, вузах и т.п.
Стихийная социализация — самая активная по воздействию на личность. Дело в том, что она осуществляется почти беспрерывно — общается человек на улице, едет в общественном транспорте, ведет переписку с другом в социальных сетях, даже смотрит фильм или читает новости. Целенаправленная же социализация осуществляется лишь периодически — на уроках в школе, внеклассных и официальных мероприятиях и т.п.
Социализацию можно также разделить на первичную и вторичную. Первичная осуществляется ближайшим окружением человека. Ее агенты — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники, другие близкие для человека люди. Первичная социализация наиболее активно осуществляется в детстве и юности, хотя сохраняет свое значение и для взрослых людей. Вторичная социализация связана с формированием гражданских, профессиональных и иных качеств личности. Такая социализация осуществляется агентами, менее важными для человека, нежели агенты первичной социализации — представителями администрации школы, вуза, предприятия, армии, полиции, суда, церкви и т.п.
Социализация — процесс сложный и противоречивый; новообразования личности часто противоречат уже сложившимся взглядам, убеждениям, чертам характера и иным особенностям личности. Во многом поэтому в процессе социализации периодически могут возникать личностные кризисы, сопровождающиеся депрессивными состояниями, эмоциональными переживаниями, «ломкой» характера.
Наряду с социализацией возможна десоциализация — утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей. Десоциализация может приводить к деградации личности. Например, человек, злоупотребляющий спиртными напитками, нарушающий общественные нормы, — типичная жертва десоциализации.
В отношении таких людей общество пытается осуществлять ре-социализацию — восстановление когда-то утраченных норм, ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному образу жизни. С целью ресоциализации в обществе созданы колонии и тюрьмы, иные исправительные учреждения, а для подростков — спецшколы.
Социализация приводит к осознанию человеком смысла своей жизни и ответственности за возможность делать свободный выбор. В философской науке проблема свободы обсуждается давно. Чаще всего она сводится к вопросу о том, обладает человек свободной волей или большинство его поступков обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, роком, судьбой и т.п.).
Необходимо отметить, что абсолютной свободы не существует в принципе. Жить в обществе и быть свободным от него невозможно — эти два положения просто противоречат друг другу. Человека, который систематически нарушает общественные установления, общество отторгает. В древности такие люди подвергались остракизму — изгнанию из общины. Сегодня чаще применяются моральные (осуждение, общественное порицание и т.п.) или юридические методы воздействия (административные, уголовные наказания и т.п.). Поэтому следует понимать, что под свободой чаще понимают не «свободу от», а «свободу для» — саморазвития, самосовершенствования, помощи другим и т.п.
Часто человек вынужден совершать действия по необходимости, т.е. в силу внешних причин (требования законодательства, указания вышестоящих, родителей, учителей и т.п.). Противоречит ли это свободе? На первый взгляд, да. Ведь человек совершает эти действия ввиду внешних требований. Между тем человек, оценивая риск возможных последствий, выбирает путь между исполнением воли других людей или требованиями социальных норм. В этом тоже проявляется свобода — в выборе альтернативы следовать требованиям общественных законов.
Сущностное ядро свободы — выбор. Он всегда связан с интеллектуальным и волевым напряжением человека — это так называемое бремя выбора. Ответственный и продуманный выбор часто дается нелегко. Известна немецкая пословица — «Wer die Wahl hat, hat die Qual» («Кто стоит перед выбором, тот испытывает мучения»). Основа этого выбора — ответственность. Ответственность — субъективная обязанность человека отвечать за свободный выбор, поступки и действия, а также их последствия; определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. Ответственность — важнейший регулятор поведения человека. Осознание ответственности за совершаемые поступки может оградить человека от безнравственных, аморальных и незаконных действий.
По критерию носителей ответственность можно разделить:
— на индивидуальную (персональную) — ответственность одного лица;
— групповую — ответственность группы людей;
— коллективную — ответственность большого коллектива людей, целой фирмы и т.п.
По мере развития общества уровень свободы растет. Увеличивается и ответственность, поскольку она неразрывно связана со свободой. Направленность ответственности постепенно смещается с коллективной на индивидуальную. Так, если в Средневековье роль одной личности была невелика, ограниченной была также и ее свобода, ответственность в основном была коллективной — членов общины, городского социума и т.п. Сегодня, в условиях признания прав и свобод каждого, ответственность носит в основном индивидуальный характер.
По критерию сущности можно выделить следующие виды ответственности:
— юридическая — осуществляется на основе закона;
— моральная — осуществляется на основе норм морали;
— социальная — ответственность перед обществом в целом;
— нравственная — ответственность на основе собственных нравственных установок.
Могут быть выделены и другие виды ответственности.
Ответственность человека за свои поступки отличает гражданина. Гражданские качества личности проявляются в осознанной, социально полезной активности человека. Например, если человек активно участвует в жизни своего района, выступает с предложениями по обустройству придомовой территории, сам помогает ее улучшать, значит, он ярко проявляет свои гражданские качества.
В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует со множеством социальных групп. В процессе такого взаимодействия человек самоидентифицирует себя, т.е. отождествляет себя с группой, ее ценностями. В молодежной среде такое отождествление часто носит ярко выраженный, эмоциональный характер. Пример — группа друзей, разрабатывающая собственный кодекс поведения, особые внутригрупповые ценности.
Такое взаимодействие может носить как конструктивный, так и конфликтный характер. Часто причинами конфликта могут быть несовпадение ценностей, ожиданий и т.п. Избавиться от опасности конфликтов нельзя, ибо люди не могут быть одинаковыми по взглядам, запросам, но уметь нейтрализовать их негативные последствия необходимо.
Интересные факты. В социализации выделяются так называемые сен-зитивные периоды — время жизни человека, наиболее благоприятное для формирования каких-либо качеств. Можно заметить интересное явление: ребенок за несколько лет быстро учится языку, может формулировать сложные речевые конструкции, в то время как взрослый, даже если переедет в страну изучаемого языка и будет жить в ней долгие годы, выучит язык, однако все равно будет говорить с акцентом и зачастую с трудом формулировать сложные языковые обороты.
Причина этому — пропущенный сензитивный период. Известный педагог Мария Монтессори выделяет несколько таких периодов: развития речи (0—6 лет); восприятия порядка (0—3 года); развития движений и действий (1—4 года); развития социальных навыков (2,5— 6 лет). Учитывая сензитивные периоды, можно дать рекомендацию родителям: в период становления речевых навыков ребенка (0—6 лет) не переходить на «язык» ребенка, не использовать «лепетание». Наоборот, очень важно, чтобы речь взрослых в это время была ясной, четкой, грамотной.

Особенности социализации молодежи

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта.

Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей.

Как условие - свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности.

Как проявление - это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений.

Как результат она является основ ополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Молодой человек в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус молодого человека по отношению к его сверстникам.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Существует два наиболее выраженных взгляда на сущность социализации. Согласно одному из них, она означает процесс развития родившегося человеческого организма в полноправную человеческую личность в ходе взаимодействия индивида с социальной средой. В этом процессе, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные психобиологические задатки, с другой - они трансформируются в социально значимые свойства личности в ходе образования и воспитания и при активном участии самого человека. Согласно иной позиции социализация выступает, прежде всего, как саморазвитие личности в ходе ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями. Как видно, в этой трактовке природно-биологическая сторона социализации специально не подчеркивается и не выделяется.

Прежде чем изучить каналы социализации современной российской молодежи, целесообразнее будет рассмотреть теоретические аспекты факторов.

В словарях фактор определяется как одно из необходимых действующих условий того или иного процесса. Говоря о процессе социализации молодежи, необходимо рассмотреть, в каких условиях он происходит.

Условия, или факторы, социализации в обобщенном виде можно объединить в три группы - макро-, мезо- и микрофакторы. Макрофакторы - это, прежде всего общество, государство, его социальные институты, средства массовой информации. К мезофакторам относятся те, что составляют социум личности в широком плане: тип поселения (регион, город, село), этнос, к которому она принадлежит (или относит себя), местные средства массовой информации, предприятие, учебное заведение, учреждение, в котором личность работает или учится. К мезофакторам следует отнести и церковь. Микрофакторами являются те, что непосредственно влияют на процесс социализации личности: семья, товарищеское окружение, учебная группа, первичный трудовой коллектив, иные структуры, с которыми человек непосредственно взаимодействует.

Микрофакторы влияют на развитие молодого человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.

Семья составляет первое и самое близкое «социальное окружение» молодого человека, которое само входит в более обширную социальную среду и несет на себе ее отпечаток. А. Першерон по этому поводу пишет: «Входить в семью - означает участвовать в определенной системе эмоциональных отношений, принадлежать к данной социальной группе, иметь общую с ней историю, жить в определенном месте». Именно с помощью семьи молодой человек вписывается в общество. Семья дает ему имя и включает в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое, знакомит его с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми. В семье молодой человек впервые знакомится с половыми ролевыми стереотипами и проходит процесс половой идентификации. Таким образом, именно в семье формируется первичная социальная сущность индивида.

Спорт является одним из агентов социализации, оказывающим позитивную роль на формирование физически и духовно здоровой личности. Развитие компьютерных технологий и компьютеризация образовательных учреждений и т.д. снижает уровень физической активности молодежи, чем сильно обеспокоены родители. Причин, по которым молодежь уделяют недостаточное внимание физическим занятиям, много, и среди них: загруженность в школе/институте/работе и соответственно нехватка времени, низкая спортивная мотивация молодежи, отсутствие спортивных секций в районе проживания и др.

Школа/институт как агент социализации принципиально отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к молодому человеку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе молодой человек узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача, научается преодолевать трудности или привыкает сдаваться перед ними. Именно в школьный период социализации у него формируется самооценка, которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку образовательные учреждения представляют собой часть более обширной социальной системы, они обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками.

Окружение сверстников - еще один агент социализации. Чем ближе человек к молодежному возрасту, тем слабее влияние на него родителей и тем сильнее влияние сверстников. Уважение сверстников компенсирует неудачи в учебе или отсутствие внимания родителей. Именно среди сверстников индивид учится разрешать конфликтные ситуации, учится общению на равных, тогда как в школе/институте и семье общение построено по принципу иерархии. Именно здесь ребенок узнает свое место в группе: становится лидером, середняком или аутсайдером. Отношения в группе позволяют молодому человеку лучше узнать самого себя, свои способности, сильные и слабые стороны своей личности. Группа корректирует семейные ценностные представления, полученные в раннем детстве. Как правило, группа учит человека ценностям его поколения, которые зачастую вступают в противоречие с ценностями родителей, порождая «конфликт отцов и детей». Наблюдая различия в социальном положении членов группы сверстников, человек узнает свое собственное социальное положение.

Наконец, группа сверстников позволяет молодому человеку одновременно и отождествить себя с другими, и выделиться среди них. Здесь вступают в борьбу две позиции - соревновательная и конформистская. Индивид проявляет конформизм, подстраивая свое поведение под нормы, установленные в кругу сверстников. Например, многие стараются не слишком хорошо учиться, чтобы не выделяться в среде других и не прослыть «зубрилой».

Работа является одним из важнейших агентов социализации в индустриальных обществах. Именно работа обеспечивает социальную интеграцию индивида в мир взрослых людей. Для многих профессия является главным средством самоидентификации, помогает найти свое место и быть признанным в социальной системе. Через труд молодой человек приобретает опыт общения с работодателями и коллегами, знакомится с правилами и ценностями, принятыми в трудовой среде. Труд наделяет индивида социальной значимостью, дает ему ощущение престижа.

На основе рассмотренных факторов и агентов можно выделить каналы социализации молодежи. Мы рассмотрим два вида – традиционные и новые каналы социализации.

Появление новых и радикальное изменение традиционных каналов социализации молодежи в обществе с необходимостью ставят вопросы о смысле и существе процесса социализации, о сходстве и различии в процессах воспитания, образования и обучения современной молодежи, существенно отличающейся от молодежи предшествующего времени.

Традиционный канал социализации оказывает влияние на нравственные качества. Наиболее распространенными являются: семья, круг друзей.

В последние десятилетия появились принципиально новые каналы социализации, оказывающие сильное влияние на процессы формирования молодежи, ее адаптации в радикально меняющемся обществе. Наиболее значимыми из таких каналов являются: рынок труда, институт предпринимательства, информатизация всех сфер социальной жизни, становление основ нового типа общества как его базовых характеристик. В этих условиях рынок труда превращается в один из весомых социальных индикаторов рыночных отношений, что обусловливается существующим на нем спросом и предложением, а также наличием свободных рабочих мест, которые могут быть предложены молодежи, впервые выходящей на этот рынок и обладающей, во-первых, определенным уровнем знаний, а во-вторых, конкретными пожеланиями относительно своей будущей работы. Именно рынок проверяет все качества подрастающих поколений: моральные и деловые, их культурные взгляды и профессиональные умения. Степень «обеспеченности» молодых людей такими социальными качествами, которые будут востребованы на протяжении всей их активной экономической жизни, и определит, в конечном счете, возможные контакты с миром, с партнерами, равно как и сформирует умение работать в постоянно трансформирующемся обществе и нестабильных условиях развития, впрочем, эта цель стоит перед всеми институтами общества, где происходит социализация молодежи.

Итак, наиболее значимыми для социализации молодежи является новый канал. Это обуславливается тем, что новый канал социализации влияет на формирование молодежи, их моральные, деловые качества.

Социализация молодежи во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. В социологии выделяют разные механизмы социализации. Рассмотрим наиболее значимые, такие как: рефлексивный, традиционный, стилизованный, институциональный.

Говоря о влиянии названных социальных факторов, необходимо отметить, что они проявляют себя через особый рефлексивный механизм социализации молодых людей. Этот механизм выступает как его внутренний диалог, своеобразная автокоммуникация, в рамках которой они анализируют, оценивают, принимают или отвергают «предлагаемые» им социальными факторами нормы, стандарты, ценности, правила. Сам этот диалог наедине с собой можно, вероятно, представить в двух планах: как мысленный разговор с другими людьми (которые как бы представляют собой социальные факторы социализации: семью, дружескую микросреду, общественные институты и организации, СМИ, трудовые и учебные коллективы и т.д.) и с различными собственными Я.

Так же существует традиционный механизм, представляющий собой процесс усвоения молодыми людьми норм, ценностей, эталонов поведения семьи, ближайшего социального окружения (товарищеского, профессионального, досугового и другого). Называют межличностный механизм социализации, означающий процесс общения молодого человека со «значимыми другими» (родителями, педагогами, уважаемыми взрослыми, сверстниками-друзьями). Здесь вместе с тем нужно подчеркнуть, что общение со «значимыми другими» из определенных социальных групп и организаций и их влияние на социализирующуюся личность не идентично воздействию, оказываемому этой группой или организацией в целом.

Еще один механизм социализации молодых людей имеет название стилизованного, поскольку связан со стилем жизни группы людей, характеризующихся определенной субкультурой - комплексом морально-психологических и поведенческих черт, типичных для тех или иных молодежных групп. Субкультура способна надолго стать мощным социализирующим фактором в той степени, в какой ее носители окажутся представителями референтной группы для данной личности.

Особо следует сказать об институциональном механизме социализации, что означает, как это следует из самого термина, социализацию личности в процессе ее взаимодействия с социальными институтами, созданными как специально для этой цели, так и попутно реализующими ее в ходе своей деятельности. К числу первых следует отнести, прежде всего, институты образования и воспитания, к числу вторых - производственные, политические, учебные, религиозные, досуговые институты, СМИ и другие.

Значение социальных институтов для процесса социализации молодых людей состоит, прежде всего, в том, что под их влиянием, в результате предлагаемых образцов поведения происходит усвоение тех или иных социальных ролей, норм, ценностей.

Особенностью социализации на работе является то, что затрагивает уже сформировавшихся молодых людей. Она несет свои трудности, связанные прежде всего с необходимостью найти правильное соотношение между уже интериоризированными ценностями и ценностями, следовать которым требует работа. Например, молодые люди, воспитанные в духе независимости и самостоятельности суждений, часто испытывают затруднения из-за необходимости на работе зримо проявлять знаки подчинения начальству; люди, ценящие творческую инициативу, часто бывают плохими исполнителями, а хорошие исполнители нередко страдают безынициативностью. Обычно молодой человек критически относится к ценностям, предлагаемым ему работой, и принимает не все из них, а лишь те, которые кажутся ему приемлемыми. Американский психолог Э. Шайн указывает, что существуют три типа реакции индивида на производственную социализацию:

    протест - отказ от всех ценностей и норм;

    творческий индивидуализм - принятие только основных ценностей и норм;

    конформизм - безоговорочное принятие всех ценностей и норм (такое поведение подавляет творческий потенциал индивида и может превратить его в бесплодного бюрократа).

Каждое общество через свои институты и агенты социализации устанавливает идеалы (во имя которых есть смысл прилагать усилия) и средства для их достижения. Посредством различных факторов социализации все индивиды научились пользоваться средствами достижения этого идеала, и они убеждены, что им это удастся.

Таким образом, можно сделать вывод, что молодой человек формируется как личность по мере того, как развиваются его социальные качества, определяющие его как члена конкретно-исторического общества. Социализация молодого поколения должна быть опережающей, учитывающей возможные в будущем изменения.

Формирование человеческой личности – сложный и долгий процесс, в котором принимает участие множество факторов. От того, как проходит детство ребенка, кто занимается его воспитанием, прививает навыки, знания и умения, во многом зависит его адаптация в социуме и становление как полноценного члена общества.

Главным аспектом в формировании личности выступает социализация, посредством которой человек входит в общественную структуру и усваивает нормы поведения в той или иной социальной группе. Что это за понятие? И что оказывает влияние на процесс социализации?

В русскую речь термин «социализация» попал из латинского языка. В Древнем Риме под словом socialis понимали «общественный» . В социальной психологии термин стал употребляться в 1950–60-х годах в работах Альберта Бандуры, Джона Кольмана и других психологов.

В различных научных школах слово имеет разные определения, поскольку как явление считается многоаспектным и позволяет акцентировать внимание на различных направлениях психологии.

В теории социализацией называют процесс, в рамках которого человек получает навыки, необходимые ему для полноценного существования в социуме.


Адаптация к общественной структуре протекает в течение всей человеческой жизни, так как окружающий его мир пребывает в постоянном движении и изменении. С переменами, происходящими вокруг человека, ему приходиться меняться самому, чтобы более комфортно ощущать себя в новых условиях.

В своем развитии личность проходит два этапа социализации. Первичный тянется до его формирования как взрослого человека. В этот период важнейшее значение имеет семья, с помощью которой дети получают представление о нормах и ценностях общественной жизни. Вторичный этап проходит в зрелые годы и сопровождается перестройкой личности в соответствии с существующими условиями.

Помимо социализации, в психологии известно такое понятие как ресоциализация, при которой устраняется ранее сложившаяся модель поведения и происходит приобретение новых навыков.

Социализация у ребенка происходит от момента рождения и начинает развиваться на самых ранних стадиях его роста и взросления. Считается, что именно в детском возрасте личность формируется на 70%.

Усвоение навыков и образцов поведения в этот период осуществляется с помощью так называемых агентов, то есть институтов, групп или отдельных людей, которые участвуют в воспитании. К ним относятся родители, друзья, детские сады, школы, соседи. Социализация у детей представляет собой процесс усвоения социальных ценностей и впитывание тех правил и норм поведения, которые активно используются его окружением.

В педагогике под социализацией понимают полную интеграцию личности в общество, во время которой происходит приспособление человека к социальной системе. Этот процесс рассматривается как вхождение в окружающую среду путем адаптации к культурным и психологическим нормам, ценностям, правилам поведения.

Среди механизмов, посредством которых человек получает социальный опыт, можно выделить убеждение, принуждение, внушение и ряд других. Важнейшим из них является механизм идентификации, при котором по мере развития ребенок начинает ощущать себя полноправным членом общества.

Процесс социализации достаточно сложен и подвержен множественному влиянию, начиная от глобальных факторов (планета, космос, мир) и заканчивая так называемыми микрофакторами, куда входит семья, соседство, религиозное окружение, воспитание.

В первые годы после рождения малыша на его адаптацию к обществу оказывают воздействие отдельные личности – родители, бабушки, дедушки, няни. Примерно с 3 лет свою роль в социализации человека начинают играть детские сады, другие образовательные заведения, врачи, воспитатели, дети в детсадовской группе. С 8 лет и до взросления огромное влияние на ребенка оказывают Интернет и телевидение.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Файл:Семья в домашней обстановке.jpg

    Социализация - это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чьё поведение обусловлено биологически [ ] , человек как существо биосоциальное нуждается в процессе социализации. Первоначально социализация индивида обычно происходит в семье, а уже потом вне её.

    Первичная социализация

    Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности . Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья , откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы , то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе . [ ]

    В дальнейшем основой социализации становится школа , где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.

    Ресоциализация

    Ресоциализация, или вторичная социализация, - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого . При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной . Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека .

    Групповая социализация

    Групповая социализация - это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток , проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников.

    Гендерная социализация

    Теория о гендерной социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Гендерная социализация - это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками .

    Организационная социализация

    Организационная социализация - это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения , жаргоне , знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы .

    Досрочная социализация

    Досрочная социализация представляет собой «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

    Социальные институты

    Главными социальными институтами являются:

    • Семья : семья - самый важный агент социализации, поскольку она является центром жизни ребенка, так как дети полностью зависят от опекунов. Не всегда социализация является индивидуальной, в значительной степени она зависит от окружающих. Наиболее глубокий эффект от гендерной социализации; тем не менее, семья также берёт на свои плечи задачи обучения детей, формирование их культурных ценностей и отношения к себе и другим. Дети постоянно учатся у окружающей среды, перенимая стереотипы поведения взрослых. Детям также становится известно о существование социальных классов в очень раннем возрасте и соответственно они формируют определённое отношение к каждому из них.
    • Группа по интересам : группой сверстников является социальная группа, члены которой обладают общими интересами, социальным положением, возрастом. В подобной формации дети могут избежать контроля и научиться формировать отношение сами по себе. Влияние группы сверстников, как правило, достигает пика в подростковом период, однако группы сверстников как правило, затрагивают только краткосрочные интересы в отличие от семьи, которая имеет долгосрочное влияние.
    • Образование : обучение может быть социальным так и не социальным . Рассмотрим пример, ребёнок учится около пчёл. Если ребёнку не с кем играть и изучать мир, он, увидев пчелу, может прикоснуться к ней из любопытства. Если пчела ужалила ребёнка, он узнает, что прикосновение к пчёлам связано с болью. Это не социальное обучение, так как данный опыт был приобретён, когда никого вокруг не было. В противоположность этому, ребёнок может извлечь выгоду из социального обучения узнав новое о пчёлах. Если ребёнок бы находился рядом с мамой, папой или кем-либо ещё, любознательность ребёнка к пчёлам могла быть опосредована каким-либо социальным вмешательством. Может быть, тетя Эмми увидев, что ребёнок тянется к пчеле, просто укажет тому рукой в другом направлении, говоря: «Посмотри на эту красивую бабочку». Может быть, дядя Эд сказал бы: «Не прикасайся к пчеле, потому что это может повредить тебе и заставить плакать». Может быть, мама сказала бы: «Дорогой, держись подальше от пчёл, потому что они жалят». Есть множество различных способов, которыми люди могут взаимодействовать с ребёнком, что бы помочь ему научиться избавляться от проблем, которых можно избежать. Все из представленных социальных мероприятий позволяют ребёнку извлечь выгоду из социального обучения, хотя некоторые из этих социальных мер могут быть более поучительными и полезными, чем другие .
    • Экономическая система : социализацией в рамках экономической системы является процесс изучения последствий экономических решений. Данная форма социализации влияет на решения, касающиеся «приемлемых альтернатив для потребления», на «социальные ценности альтернатив потребления», «доминирующих ценностей среди истеблишмента» и «характера участия в потреблении». К сожалению, тот же самый термин, социализация, в этом контексте используется для описания противопоставленых явлений: растущей централизации и взаимозависимости капиталистического общества под контролем элиты; а также возможность демократического, снизу вверх контроля со стороны большинства. Таким образом, «социализация» описывает два совершенно разных способа, в которых общество может стать более социальным: при капитализме, есть тенденция к растущей централизации и планированию, которая в конечном счете имеют глобальный характер, но ранжируется сверху вниз; при социализме, этот процесс подвергается демократическому контролю людей более низких социальных ступеней и их общин.
    • Язык : люди обучаются различным формам и языкам общения в зависимости от конкретного языка и культуры, в которых они живут . Примером чего является переключение кода идентичности. В частности, когда дети иммигрантов учатся языку и социальным правилам, которые нужны для адаптации в специфической среде, например: языку применяемому в домашних условиях, так и в группах сверстников (в основном в образовательных учреждениях) В зависимости от языка и ситуации в любой момент времени, люди начинают общаться по-другому.
    • Религия : агенты социализации в разной форме закладываются через религиозные традиции. Некоторые исследования показывают, что религия как и этнические и культурные традиционалистские ценности, уменьшают потенциал для социальной мобильности личности, препятствуя её адаптации, соответственно и её способности быть более социализированной в другой обстановке. Родительское религиозное участие является наиболее влиятельной частью религиозной социализации, в большей степени, чем религиозность сверстников или религиозные убеждения как таковые.
    • СМИ : средства массовой информации являются средством для доставки обезличенных сообщений, направленных на широкую аудиторию. Термин Media происходит от латинского слова, «средний», считается, что основной функцией медия является объедение людей. Так как средства массовой информации имеет огромное влияние на наши отношения и поведение, особенно на проявление агрессии, они вносят очень существенный вклад в процесс социализации. Некоторые социологи и теоретики культуры рассматривают власть массовых коммуникации в качестве социализирующего инструмента. Денис Маквейл (англ.) русск. так аргументирует этот тезис:

      «…СМИ могут научить нормам и ценностям путём символического вознаграждения и наказания за различные виды поведения, которые представлены в обзорах средств массовой информации. Альтернативной точкой зрения является то, что речь скорее об учебном процессе, как таковом, посредством которого мы все учимся, как вести себя в определенных ситуациях и чего следует ожидать при столкновении с определённой социальной ролью или статусом в обществе.» - McQuail 2005: 494.

    • Правовая система : дети подвергаются давлению со стороны обоих родителей, учителей, сверстников, требующих от них соответствовать и подчиняться определённым законам или нормам группы / сообщества. Отношение родителей к правовой системе влияет на мнение детей относительно того, что является юридически приемлемым. Например, дети, чьи родители постоянно находятся в тюрьме, испытывают меньше страха перед уголовно-правовым наказанием.
    • Пенитенциарная система : учреждения исполнения наказаний действуют в качестве агента социализации, как для заключённых так и для охранников. Тюрьма представляет собой отдельную среду сильно отличающуюся от нормального общества; заключённые, как и охранники формируют свои обособленные общины и создают свои собственные социальные нормы. Охранники служат в качестве «агентов социального контроля», тем самым поддерживая дисциплину и обеспечивая безопасность. С точки зрения заключённых, подобные учреждения воспринимаются, как подавляющие и властные, вызывая у них чувства неповиновения и презрения к охранникам. Из-за изменения своей социальной роли в обществе, заключённые испытывают одиночество, отсутствие эмоциональных отношений, уменьшение идентичности и «отсутствие безопасности и автономии». Обе социальные группы, как заключённые, так и охранники, испытывают нервное напряжение, из-за страха и необходимости постоянной бдительности, что создаёт непростую атмосферу внутри подобных учреждений.

    См. также

    Литература

    • Социализация личности .
    • Гавров С. Н. , Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. - 2008. - № 5 . - С. 21-29 .
    • Гуляихин В. Н., Галкин А. П., Васильева Е.Н. Молодёжные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // СоцИс. - 2012. - № 6 . - С. 127-132 .
    • Ильясов Ф. Н. Формирование структуры удовлетворённости трудом в процессе социализации индивида // Удовлетворённость трудом (анализ структуры, измерение, связь с производственным поведением. - Ашхабад: Ылым (Наука), 1988. - С. 28-35.
    • Богданова В. В. Траектории социализации современного студенчества. Феномены сообразной и неадаптивной социализации . № 3 - Социология . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2009). Архивировано 24 мая 2012 года.
    • Ковалева А. И. Социализация . № 1 . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
    • Социально-психологические проблемы исследования личности
    • Деметрадзе М.Р. Центральная зона современных социокультурных ценностей. Социализация как способ повышения человеческого фактора в обществах постсоветского пространства. // М.: ООО «НБ-Медиа», 2012. - 121 с. ISBN 978-5-8188-0199-5

    Примечания

    1. Социализация // Большой психологический словарь / Сост.: Мещеряков Б., Зинченко В . - ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
    2. Ковалева А. И. Социализация . № 1 . Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » (2004). Архивировано 24 мая 2012 года.
    3. Социализация первичная // Энциклопедический словарь «Слово о человеке».
    4. http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ZPU/2005_4/Perinskaja/index.pdf
    5. Ресоциализация // Энциклопедия социологии.
    6. Гусева Ю. Е. Глава 6. Гендерная социализация // Гендерная психология.
    7. Kammeyer-Mueller, J. D. & Wanberg, C. R. (2003). Unwrapping the organizational entry process: Disentangling antecedents and their pathways to adjustment. Journal of Applied Psychology, 88(5), 779-794.
    8. Macionis, John J., and Linda M. Gerber. Sociology. Toronto: Pearson Canada, 2011. pg 116. .
    9. Macionis, John J., and Linda M. Gerber. Sociology. - 7-е. - Toronto: Pearson Canada, 2011. - С. 113. - 688 с. - ISBN 978-0138002701 . (англ.)
    10. The Differences Between Social and Nonsocial Learning (англ.) (недоступная ссылка - история ) . University of California, Santa Barbara. Проверено 23 сентября 2016. Архивировано 15 декабря 2012 года.
    11. Denhart, R. B.; Jeffress, P. W. (1971). "Social learning and economic behavior: The process of economic socialization". American Journal of Economics and Sociology. 30 (2): 113–125. .
    12. Harrington, Michael (2011) . Socialism: Past and Future. New York: Arcade Publishing. pp. 8–9. ISBN 1-61145-335-6 . .
    13. Ochs, Elinor. Culture and language development: Language acquisition and language socialization in a Samoan village. - Cambridge: Cambridge University Press, 1988.
    14. Ochs, Elinor, and Bambi Schieffelin. Language Acquisition and Socialization: Three Developmental Stories and Their Implications. - New York, 1982.

    Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

    Любой человек, появляясь на свет, попадает в окружение других людей и постепенно усваивает модель их жизни и взаимоотношений друг с другом. Это является социальной средой, образованной людьми, без которой они не могут жить. Чтобы стать членом этой среды, человек должен усвоить правила и нормы общества, в котором он пребывает. Процесс постепенного усвоения социальных правил и норм культуры общества, окружающего человека, и есть социализация личности.

    Понятие социализации было введено впервые социологом, проживающим в Америке в 19 веке Ф.Гиддингсом, а также французским психологом Г.Тардом. Они определили термин «социализация» как процесс социального развития человека, и формирования его как личности под влиянием социального окружения. Наиболее общее понятие этого процесса означает взаимодействие отдельного индивидуума с обществом на основе установленных этим обществом правил и норм.

    Взаимоотношение с обществом отдельного человека широко изучается кроме социологии такими науками, как психология, экономика, этнография, политология, педагогика и другим. В зависимости от того, какая наука изучает социализацию, трактовка этого понятия имеет свою специфику.

    Так, например, в обществознании это понятие обозначает процесс человеческого приспособления к социальной среде. В педагогике понятие «социализации» иногда интерпретируют как «воспитание», понимая его в широком смысле слова. Воспитывая человека, общество целенаправленно передает ему определенную систему знаний, норм и понятий, действуя на него односторонне.

    Социализация же подразумевает двустороннее воздействие: передачу общественного социального опыта человеку с одной стороны, и проявление им усвоенного социального поведения, знаний, норм и правил при взаимодействии с окружающей социальной средой. В педагогике большое значение при адаптации человека к социуму придают социальным группам и институтам, которые его окружают на протяжении всей жизни, начиная с семьи, школы, института, трудового коллектива.

    Социологию можно назвать базовой наукой, изучающей общество со всех сторон, опираясь на весь человеческий опыт и знания.

    К каким сферам относится этот процесс?

    Социально адаптируется человек через три основные сферы:

    • через свою деятельность;
    • через общение с окружающими людьми;
    • через формирование самосознания.

    Проявление социализации происходит в создании устойчивых связей внутри этих сфер, а также между ними, т. е. человек адаптируется в обществе на основе:

    • своей деятельности и постоянного ее расширения,
    • вступления в общение с все большим количеством людей;
    • осознания себя, как индивидуума.

    Осваивая какую-либо деятельность, а также ее различные виды, человек выбирает направления, в которых он чувствует себя наиболее комфортно и уверенно. Это происходит также под влиянием отношения других людей к его деятельности. В процессе деятельности круг общения человека значительно расширяется, связи приобретают устойчивый глубокий характер, что оказывает на человека и его адаптацию в обществе огромное влияние. В результате у него формируется внутренняя самооценка и идентификация своей личности. Собственный образ человек оценивает и формирует на протяжении всей жизни. Он может меняться под влиянием разных социальных условий, например, при попадании в различные социальные группы.

    Какие бывают виды социализации?

    Правила жизни человек усваивает в процессе всей жизни с момента рождения и до ее окончания. Человек, изолированный от общества, не способен в полном объеме реализовать свой потенциал, как личности. Усвоение социальных норм поведения превращает его из биологического элемента в социальное существо.

    Изучая этот процесс, ученые по-разному объясняют его формирование. Одна точка зрения ученых подразделяет социализацию на две разновидности: первичную и вторичную, и связывают их с периодами жизни. Первый жизненный этап связан с усвоением основных правил и норм человеческой жизни в детском и юношеском возрасте. Вторичная социальная адаптация охватывает зрелый и старческий возраст и происходит во второй половине жизни.

    Другая точка зрения не связана с делением процесса на возрастные этапы. По утверждению ученых первичная и вторичная социализации длятся на протяжении всей жизни. Признаком первичной адаптации является влияние проводников, к которым относятся люди из ближайшего окружения: родители, родственники, друзья. С ними человек поддерживает неформальные отношения. Вторичная социальная адаптация происходит под воздействием норм и правил, исходящих от проводников, с которыми у человека формальные отношения. Это малознакомые люди, формальные представители институтов, школы, администрации производственного коллектива, армии, домоуправления и т. д.

    Какие факторы оказывают влияние на социализацию?

    На процесс адаптации к социуму влияет много факторов, но основными считаются следующие:

    • наследственные свойства человека;
    • близкое физическое социальное окружение;
    • общая культура;
    • уровень группового опыта;
    • собственный уникальный опыт.

    Биологический наследственный фактор также как ближайшее окружение, показывающее образцы культурного поведения своей социальной группы, оказывают значительное влияние на формирование личности. Но определяющими факторами, влияющими на процесс приспособления к социуму, являются групповой социальный опыт и уникальный опыт, полученный самой личностью.

    Стадии и этапы социализации личности

    Первичная и вторичная социализация происходят на протяжении всей жизни, формируя и меняя мировоззрение человека поэтапно. После начального этапа социализации, когда человек отходит от влияния родителей, наставников и других проводников социальной жизни, он начинает самостоятельно приобретать опыт социума и приспосабливаться к окружающей его среде. Это продолжается до самых последних дней жизни человека. При этом у него могут не раз меняться привычное окружение близких людей, с которыми он общается неформально.

    Также могут измениться и условия формального социума: место работы, службы, изменение среды и места проживания. Ему приходится приспосабливаться к новому социуму, отвергая привычные, полученные ранее, установки. Такой процесс называется вторичной социализацией или ресоциализацией . Этот процесс происходит всю сознательную жизнь, даже если у человека не происходят кардинальные изменения, ему приходится приспосабливаться к возникающим обстоятельствам и вписываться в окружающий социум постоянно.

    Что такое десоциализация?

    Процесс, противоположный социализации, когда утрачивается значение ценностей, связей, норм и жизненных установок, которыми человек раньше руководствовался и дорожил, называется десоциализацией. Например, это происходит при изоляции от общества, когда человек попадает в тюрьму или, кардинально меняя мировоззрение, уходит в монастырь. Часто десоциализация объясняется психологическими причинами, когда человек сознательно уходит от общества, не принимая его правила и нормы и теряет интерес к жизни.