ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Психолого-педагогические проблемы использования игры в процессе социализации дошкольников

ПЛАН

Введение…………………….. 3

Глава I. Социализация как психолого-педагогическое явление………… 8

1.1. Сущность понятия социализации…………… 8

1.2. Историко-педагогический анализ изучения процесса социализации дошкольника………………….. 19

1.3. Педагогический аспект изучения социализации ребенка………….26

Выводы по главе 1…………….. 39

Глава П. Основные направления работы ДОУ по социализации

дошкольника…………………………………………………………………41

2.1. Диагностика изучения процесса социализации дошкольников в игровой деятельности……………………………………. 41

2.2. Педагогические условия повышения эффективности влияния

детской игры на социализацию дошкольников…………. 54

2.3. Особенности педагогического руководства игровой деятельностью дошкольников в процессе социализации…………… 67

Выводы по главе 2……………… 80

Заключение……………………… 82

Список литературы………………… 86

Приложения…………………….. 92

Введение

Актуальность. Социализация есть процесс вхождения человека в общество, его знакомство с постепенно расширяющимся кругом людей, принятие тех или иных социальных установок, приобретения человеком своей роли в общностях и в обществе в целом. Становление ребенка, как члена общества, проблема его дальнейшей социализации требует определения условий и возможностей влияния на развитие социально-значимых качеств и способов взаимодействия.

Существует несколько подходов к феномену социализации. Согласно одну из них, социализация рассматривается как процесс адаптации индивида к окружающему миру: родившись, человек сможет жить в человеческом обществе лишь при том условии, если сумеет адаптироваться - приспособиться к нему (Я. Щепанский). По другой теории, социализация представляет собой совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, что позволяет ему функционировать в качестве полноправного члена общества (С. Кон).И существует третья точка зрения: социализация - это «процесс развития человека во взаимодействии с окружаю­щим миром» (А. В. Мудрик).

Социализация может рассматриваться и как условие, проявление и результат социального становления личности (Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик, Е.Н. Сорочинская и др.). В последнее время те или иные аспекты проблемы социализации все чаще оказываются в центре внимания ученых-педагогов, а целый ряд авторов ставит понятие «социализация» в ряд ведущих категорий общей педагогики (В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.И.Шиянов, В.И.Смирнов).

Социально-педагогические исследования в области социализации личности (А.И. Ковалева, Е.Г. Зборовский, В.А. Луков, Е.А. Шуклина и др.) и социокультурная адаптации ее к динамично изменяющимся условиям жизнедеятельности (Е.В. Виттенберг, С.В. Кинелев, Р.М. Чумичева и др.) позволяют рассматривать и моделировать процесс социализации личности в дошкольных образовательных учреждениях.

Дошкольный возраст - этап развития человека от 3 до 6–7 лет - характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший (5–7 лет). Игровая деятельность имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка. В рамках игровой деятельности происходит усвоение основных приемов орудийной деятельности и норм социального поведения. Наряду с игровой деятельностью в этом возрасте формируются и другие формы деятельности: конструирование, рисование. Существенным в формировании личности становится то, что мотивы и желания ребенка начинают согласовываться друг с другом, выделяются более и менее значимые, за счет чего происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к опосредованному каким–то правилом или образцом.

Игра - это, прежде всего, активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыты видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К. Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Сюжетно-ролевая игра является наиболее доступной дошкольникам, самостоятельной, эмоциональной, творческой и коллективной деятельностью, в процессе которой происходит усвоение ими социального опыта взрослых и создается их "зона ближайшего развития". Возникновению сюжетно-ролевой игры способствует хорошая ориентировка детей в социальных отношениях. Игра делает доступными для сознания ребенка весь спектр отношений в обществе - личные, правовые, производственные и наиболее полно раскрывает нам своеобразие развития межличностных отношений, что доказывает ее важность в процессе социализации дошкольника. В игре можно не только формировать самооценку, но и развивать ее регулятивную функцию. Однако эти возможности изучены недостаточно и, к сожалению, не в полной мере реализуются в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования : “Психолого-педагогические проблемы использования игры в социализации дошкольников”.

Цель исследования – выявить эффективные психолого-педагогические условия социализации детей в процессе игровой деятельности.

Объект исследования – социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – психолого-педагогические проблемы использования игры как средства социализации дошкольников.

Гипотеза исследования – игра является средством социализации дошкольников, если она строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, развивает их самостоятельность, включает их в коллективную деятельность.

Задачи дипломной работы согласуются с целью, объектом и предметом исследования и предполагают:

1. Изучить в психолого-педагогической литературе понятия “социализация,” выявить особенности социализации детей-дошкольников.

2. Исследовать место игровой деятельности в процессе развития дошкольника.

3. Осуществить диагностику уровня социализации дошкольников в игровой деятельности и провести анкетирование воспитателей для определения условий организации игровой деятельности в ДОУ.

4. Обосновать эффективные психолого-педагогические условия использования игры в процессе социализации дошкольников.

Методы исследования : теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, беседа, эксперимент, анализ, сравнение, обобщение.

Теоретико-методологическую основу дипломной работы составили труды Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца, Ф.А.Сохина, их учеников и последователей. Воспитание социально-значимых качеств у детей, такие, например, как связь морального знания и нравственного поведения отражены в исследованиях Ж.Пиаже, Е.В. Субботского, С.Г. Якобсона; роль аффективно - мотивационной сферы в развитии ребенка – в работах А.В. Запорожец, B.C. Мухиной, Д.Б. Эльконина); взаимообусловленность морального сознания и представлений о своих действиях, как фактор процесса саморегуляции - Л.И. Божович, В.С. Мухиной, В. А. Ядова и др.

Игровая деятельность дошкольника изучена в различных аспектах. Анализ литературы свидетельствует, что развитие дошкольников наиболее полно изучено на материале игры, как ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте и, в частности, ее отдельных видов: сюжетно-ролевой (В.В.Абраменкова, Т.В.Антонова, Н.Я.Михайленко, А.Я.Найн и др.), дидактической (А.И. Сорокина), строительной (З.В.Лиштван, В.Г.Нечаева и др.), подвижной (Д.В.Артемова, Т.С. Блошицина и др.), игры с правилами (Н.Я.Михайленко).

При рассмотрении проблемы социализации дошкольников в процессе игры нами рассматривалась связь игровой деятельности с другими видами деятельности ребенка-дошкольника: бытовой -Л.И.Божович, В.Г.Щур и др.; трудовой - Р.С.Буре, Б.П.Жизневский, Р.Б.Стеркина и др.; изобразительной - Г.Г.Григорьева, Н.Г. Кириченко, Т.С. Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Э.Фаас и др.

База исследования

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Глава 1. Социализация как социально-педагогическое явление

Социологию интересует в первую очередь типическое – и в этом плане надындивидуальное – в личности, объясняемое как следствие неоднозначного взаимовлияния общества и человека. Поэтому одной из основополагающих проблем социологии личности является изучение процесса социализации, т.е. исследование широкого круга вопросов, связанных с тем, как и благодаря чему человек становится деятельным общественным субъектом.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

Понимание процесса социализации как:

Усвоения социальных норм, умений стереотипов,

Формирования социальных установок и убеждений,

Обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами

имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться.

В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Многочисленные сравнительные исследования, проведенные социологами и этнографами в XX в., показали, что не только социальные привычки, обычаи, традиции, но даже темперамент и специфика поведения полов являются продуктом социализации. Так, сами качества маскулинности (мужественности) и фемининности (женственности) не являются, как это долго считалось, «естественными», т.е. природно-биологически обусловленными (твердый, сильный мужчина и мягкая, слабая, преданная женщина). Они формируются доминирующими в том или ином обществе взглядами на образ мужчины и женщины. Так, в одном из африканских племен существует «обратное» распределение половых ролей: женщины несут в себе активное, влиятельное, предметно-ориентированное начало. Они занимаются примитивным производством и являются кормилицами семьи, а мужчины выполняют легкие вспомогательные работы: шьют одежду, делают украшения, убирают жилище и вообще занимают пассивное, подчиненное положение (См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988).

История возникновения термина «социализация» связана с недоразумением, вернее, с неточностью при переводе с немецкого на английский. Тем не менее, новое слово прижилось и аккумулировало классическую социологическую проблематику. Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенной суммы знаний. Воспитание понимается как система целенаправленных, сознательно спланированных действий, цель которых – формирование у ребенка определенных личностных качеств и навыков поведения. Социализация включает в себя и образование, и воспитание, и сверх того, всю совокупность стихийных, никем не запланированных воздействий, оказывающих влияние на становление личности, на процесс ассимиляции индивидов в социальные группы.

Существуют два основных подхода в определении сущности процесса социализации. Согласно первому подходу , социализация – это своеобразный вид дрессировки, это «улица с односторонним движением», когда активной стороной является общество, а сам человек – пассивный объект его разнообразных воздействий. Второй подход , с которым согласны в настоящее время подавляющее большинство социологов, основан на парадигме взаимодействия и подчеркивает не только активность, проявляемую со стороны общества (так называемых агентов социализации), но и активность, избирательность отдельного индивида. При этом социализация рассматривается как процесс, который продолжается в течение всей жизни человека.

Рассматривая социализацию как трехкомпонентный процесс (адаптация – идентификация – интериоризация) необходимо особо выделить 1) адаптацию человека как приспособление к изменениям окружающей среды и его адаптивное поведение как результат адаптации; 2) идентификацию как определение статусов себя и других в системе статусной диспозиции; 3) интериоризацию как перенесение социальной действительности в факт и план индивидуального сознания.

Принято выделять первичную социализацию , охватывающую период детства, и вторичную социализацию , занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

Изменение себя, «стать как все»;

Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через сою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Различия между социализацией взрослых и детей. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Д-р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых.

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета».

Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома. На общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Вместе с этим в процессе социализации следует учитывать хрупкость психики молодежи, ее определенную социальную инфантильность, ибо в возрасте 13-19 лет проявляют себя такие особенности юношей и девушек, как:

Формирование отношения к противоположному полу,

Возрастание агрессивности, стремления к риску, независимости и самостоятельности,

Изменение роли агентов социализации,

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей,

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих,

Несовпадение между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом,

Противоречие между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, является

Ресо циализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться в своих конфликтах и изменить свое поведение на основе этого понимания.

Таким образом личность в обществе является как субъектом, так и объектом социализации и социальных действий.

Рис. 1.3. Личность как субъект общественных отношений

Рис. 1.4. Личность как объект общественных отношений

Этапы социализации

На различных стадиях направленность и содержание социализации может меняться.

В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности. Вторичная начинается с периода социально зрелой личности и продолжается всю жизнь. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, под первичной социализацией принято понимать процесс формирования социально зрелой личности, под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделœением труда.

Этапы социализации:

1) первичная социализация – стадия адаптации (от рождения до подросткового периода), когда ребенок усваивает социальный опыт не критически, он адаптируется, приспосабливается, подражает.

2) стадия индивидуализации - появляется желание выделить себя среди других и критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации характеризуется как промежуточная социализация, так как мировоззрение и характер подростка еще не устойчивы. Юношеский возраст (18-25 лет) уже характеризуется как устойчивая социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности;

3) стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе как бы вписаться в общество. Интеграция проходит благополучно, в случае если свойства человека принимаются группой и обществом, в случае если не принимаются, то возможны следующие варианты:

а) сохранение своей непохожести, нестандартности, что может вылиться либо в агрессивное поведение, а может личность быть самодостаточной и сохранять свои индивидуальные черты, не вступая в конфликтные ситуации с окружающим миром;

б) изменение себя, стремление стать как всœе;

в) конформизм - внешнее соглашательство, адаптация:

4) трудовая стади я социализации охватывает весь период социальной зрелости человека, то есть период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счёт активного воздействия на среду своего обитания через свою деятельность;

5) послетрудовая (пенсионная) стадия - воспринимается как пожилой пенсионный возраст, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта и передачу его новым поколениям.

Агенты и институты социализации

К процессу социализации можно подойти не только с индивидуальной, но и с точки зрения общества. С этой позиции социализация представляет собой совокупность социальных агентов и социальных институтов, формирующих, направляющих или же ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации - это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Поскольку социализация разделяется на два вида первичную и вторичную, в связи с этим агенты и институты социализации тоже подразделяются на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - семья, друзья семьи, сверстники, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин ʼʼпервичный"" в социологии относится ко всœему, что составляет непосредственное или близкое окружение личности. Первичная среда не только ближайшая к человеку, но и важнейшая в его формировании, то есть стоящая на первом месте по степени важности.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, институты, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации, партии и так далее, то есть те, кто стоит во втором эшелоне воздействия на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны и воздействие менее глубокое, чем первичных. Вторичные - ϶ᴛᴏ формальные организации и официальные учреждения, которые относятся к институтам социализации.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половинœе жизни, хотя она и сохраняется на протяжении всœей жизни, вторичная наоборот охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - сфера социальных отношений. Одно и то же лицо должна быть как агентом первичной, так и агентом вторичной социализации. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной - нет. Объясняется это тем, что первичные функции универсальны, а вторичные специализированы.

Этапы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Этапы социализации" 2017, 2018.

  • - Понятие и механизм социализации. Этапы социализации личности.

    Основные факторы развития личности. Методологические и социальные предпосылки возникновения социологии как науки. Термин социология предложен в 40-ые года 19 века французским философом Огюстом Контом. Он первый предложил изучать... ..


  • - Этапы социализации

    Социализация Социализация -процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные... .


  • - Этапы социализации

    Социализация – продолжающийся всю жизнь процесс, от рождения до смерти. Жизненный цикл людей связан с разнообразными социальными структурами. Некоторые из этих структур имеют дело с детством, хотя общества значительно различаются в своем определении детства. Объем... .


  • Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

    Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

    Социализация личности - процесс активного ее включения в общественную жизнь.

    При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

    Выделяют пять основных стадий социализации
    . Каждая из них имеет свои характерные особенности.

    1. Первичная социализация - стадия к социальному окружению (от рождения до ). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить на то, во что и как в этом возрасте играют дети.
    2. Стадия индивидуализации - стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

    На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью и .

    3. Стадия интеграции - стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:
    - усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
    - отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
    - конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою . Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

    4. Трудовая стадия социализации - наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период человека, фактически период трудоспособности человека.

    Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм .

    5. Стадия послетрудовой деятельности - стадия . Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

    Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития на конкретных этапах социализации.

    В каждой социокультуре существует свой особый стиль . Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

    На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

    Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности , в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

    Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

    На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот - спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

    На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

    Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

    На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

    Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные , постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

    На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

    На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

    Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

    Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

    Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию - человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

    Просоциальное поведение - поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

    К противоправному склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

    Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками , приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

    Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

    Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.

    Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе.

    Социализация. Что это

    Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей.

    Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков.

    Без взаимодействия с другими людьми развитие самооценки и самопознания личности невозможны.

    Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.

    Этапы

    Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):

    1. Ранний : детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет;
    2. Поздний : молодость, зрелость, старость. Возраст от 18-20 лет до конца жизни.

    Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей.

    Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования.

    Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности.

    Стадии процесса

    Каждая из стадий имеет свои особенности и критерии оценки сформированности социальных навыков. Коротко данные по ним можно представить в таблице.

    Период Стадия развития Возраст Доминирующее окружение Социальные навыки
    Дошкольный Младенчество 0-1 год Семья, родственники, врачи Первичная мотивация, доверительное отношение к окружению
    Раннее детство 1-3 года Самоконтроль и самоуважение, первичное осознание собственного «Я»
    Детство 3-7 лет Семья, воспитатели, педагоги Способность задавать цель и направление собственной деятельности, формирование стиля взаимодействия с окружающими.
    Школьный Младший школьный возраст 7-11 лет Педагоги, ровестники, социальные сообщества, СМИ. Формирование общеучебных навыков, необходимых в процессе познавательной деятельности, выработка собственной позиции в среде сверстников, формирование собственной манеры и линии поведения с другими людьми.
    Отрочество (подростковый возраст) 12-15 лет Реализация себя как разносторонней личности через дополнительные интересы и увлечения
    Юность 15-18 лет Формирование жизненной позиции, выбор профессии и сферы деятельности
    Взрослый Зрелость С 18-20 лет Собственная семья (жена, дети), коллеги по работе, социальные сообщества Становление «на свои ноги», совершенствование полученных навыков, создание собственной социальной среды
    Старость Выход на пенсию до смерти Семья (дети, внуки). Часто одиночество. Подведение итогов, удовлетворение прожитой жизни

    Учёные-социологи выделяют 2 группы людей, которые влияют на развитие и становление личности в процессе социализации:

    1. Первичная — знакомые люди, или неформальные агенты. К ним относятся хорошо известные друг другу члены малого сообщества: семья, родители, соседи;
    2. Вторичная – незнакомые люди — формальные агенты, или институты. Это множество людей, связанных формальными отношениями: детский сад, школа, фирма, предприятие, город, государство и др.

    Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении:

    • Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим.

    • После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов.
    • В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения.
    • Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения.

    Влияющие факторы

    Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность.

    К ним относятся:

    • микрофакторы : пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение;
    • мезофакторы : регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём;
    • макрофакторы : географическое положение, климатическая зона, окружающая среда (природа), экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность;
    • мегафакторы : земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная.

    Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей.

    Цикличность жизни человека связана с периодической сменой ролей, обретением новых статусов и иного окружения, отказом от старых привычек и традиционного образа жизни. Всю жизнь индивид чему-то учится и вынужден реагировать на воздействие окружения. От этого меняются его взгляды и социальные устои.

    Видео: Социализация личности