Урок русского языка в 9 классе по теме: «СПП с несколькими придаточными».

Цель: (учащиеся сами формулируют)

познакомить со СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части.

Задачи:

Общеобразовательные: показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных,

Развивающие: формировать умения различать типы придаточных, работать индивидуально;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.

Место данного урока в системе уроков: продолжение изучения сложноподчиненных предложений.

Форма проведения: урок смешанного типа.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

    Презентация

    Тренажер

    раздаточный материал.

Ход урока:

    Оргмомент. Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и успехов. Видеоролик. 1,5 мин

2. Разминка 2 мин.

Урок русского языка сегодня необычный. Давайте обратимся к эпиграфу, который записан на доске. (Учитель читает эпиграф) Грамматика – это трамплин, от которого следует оттолкнуться для того, чтобы попасть в сферу мысли. Н. И. Жинкин.

Это высказывание ученого – лингвиста Н. И. Жинкина.

Ребята, для понимания смысла эпиграфа мы должны вспомнить, что такое грамматика?

(Формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий с фонетикой и лексикой его целостную систему)

В чем же смысл этого эпиграфа?

(1. Используя элементы грамматики, мы будем мыслить. 2. Такие элементы, как морфология, синтаксис, лексика, словообразование помогут попасть в сферу мысли и изучить что-то новое. 3. С помощью языка мы выражаем мысли, сам язык и элементы, из которого он состоит, помогают нам в этом).

Предложите, как этот эпиграф может быть связан с темой сегодняшнего урока, в системе с темами, над которыми мы работали прежде.

(1. Мы изучаем сложноподчиненные предложения, возможно, мы будем использовать такой элемент грамматики, как синтаксис. 2. Это сложноподчиненное предложение, может быть, мы продолжим их изучение.)

Насколько верны ваши гипотезы, мы проверим в конце урока. Но вы близки.

3. Контрольно-подготовительный этап. 4 мин

Заполнение слепой схемы.

Повторение видов придаточных предложений

Теперь вернемся к эпиграфу урока.

Попробуйте составить схему этого предложения.

Сколько здесь придаточных предложений ?

Правильно, в этом предложении два придаточных.

Скажите, а может быть это предложение с несколькими придаточными? (Да.)

Какие вы молодцы. Это маленькое открытие и будет нашей темой нашего урока. Давайте зафиксируем наше открытие. Запишем дату, классную работу и тему урока. Сегодня мы познакомимся с видами однородным и неоднородным соподчинения и последовательным подчинения.

Деление на группы по темам подчинения: 1,5 мин.

Однородное

Неоднородное

Последовательное

4. Постановка учебной цели. Создание ситуации вызова. 1 мин.

Сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, изучим их новые виды (с несколькими придаточными)

Но прежде, чем мы приступим к изучению таких предложений, мне хочется, чтобы вы определили свои, важные лично для вас цели урока. С помощью каких действий вы могли бы лучше понять и закрепить эту тему?

Хорошо, в конце урока мы вернемся к вашим целям и посмотрим, удалось ли вам их достичь.

5. Сотворчество.

Работа в группах.

Для начала давайте с вами определим критерии для оценивания наших постеров. Записываются на доске.

Исследовательская работа по группам. 10 мин

1 группа самостоятельно изучает последовательное подчинение

2 группа – однородное соподчинение

3 группа – неоднородное соподчинение

Изучить правило

Составить кластер

Привести примеры

Составить схемы

Раздаются листы с новым материалом для усвоения. Отобразить этот материал на постере. Защита в классе.

Однородное подчинение

Подчинение, при котором придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. (А. Фет)

, (что …), (что …).

В СПП с однородным подчинением придаточные однотипные, относятся или к одному члену предложения, или ко всему главному.

Во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз:

( Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде]. (М. Пришвин)

Если однородные придаточные соединены неповторяющимися союзами и, или, запятая перед ними не ставится , как при однородных членах предложения: 1) Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты. (В. Солоухин.) 2) Вздрогнем, если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. (Ю. Друнина.)

Параллельное (неоднородное) соподчинение

    Подчинение, при котором придаточные относятся к разным словам одного и того же главного предложения. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа. Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.

1 Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное. (М. Горький.)

(Когда …), [… сущ.], (что …).

Последовательное подчинение

Подчинение, при котором первое придаточное подчиняется главному, а остальные – последовательно друг другу.

Долго он шел туда , где светился огонек, чтобы обо всем рассказать.

, (где… глаг.), (чтобы…).

СПП с последовательным подчинением представляют собой цепочку. Придаточные, поясняющие главное предложение, называются придаточными I степени; придаточные, поясняющие придаточные I степени, называются придаточными II степени и т.д.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, например: Он сказал, что , если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

, (что, (если …) …).

Между стоящими рядом союзами запятая не ставится, если дальше имеется вторая часть союза – то или так.

, (что, (когда),).

,( что ( когда ), то ).

Сделать вывод.

Фрагмент видеоурока 3 мин

Составления алгоритма определения вида подчинения 2 мин.

Я вижу, что вы хорошо усвоили эту тему и хочу дать вам самостоятельную работу. – 3 мин

1. Возвращаясь домой, она вспомнила, как они встретились, как друзья помогли им подружиться.

, (как…), (как…).

2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья. (Когда…), , (которые…).

3.Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть красоту, которая тебя окружает. , (как…), (как…).

МОЗАИКА 5 мин

Если Что
Он овладел им уже в достаточной мере

Человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать
Он станет отступать

Если человек перестанет обращать внимание на свой язык и станет думать, что овладел им в достаточной мере, он станет отступать.

Если Который

Обращайте внимание на свой язык
Вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности

Обращайте внимание на свой язык, если хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, который стремиться поднять уровень своей культуры и образованности.

Чтобы Что

Выступление было интересным
Все должно быть интересным для вас
Вы говорите

Чтобы выступление было интересным, всё, что вы говорите, должно быть интересно для вас.

Работа с учебником 5 мин.

Выписать по два сложных предложения и определить вид подчинения.

1 группа – упр.226

2 группа- упр.228

3 группа – упр.230

Работа над текстом.

Для того чтобы понимать всё, ч , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит ,

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

[ , (с.сл. как), (ли), ], (насколько). Однородное и последовательное подч.

прид.изъяснительные прид. изъяснит.

Графический диктант

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада.

Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонек.

Когда наша лодка направилась к берегу, мы увидели, что из деревни бросились женщины и дети.

Проверка.

6. Рефлексивный этап урока. 5 мин

Что у вас получилось?

Тренажер

Теперь давайте вернемся к вашим целям. Кто достиг своей цели? Кто еще не достиг?

И, наконец, подтвердились ли ваши гипотезы относительно эпиграфа и темы нашего урока?

Вы все хорошо работали, и я хотела бы поставить такие оценки… 3 мин

Лист оценивания учащихся по проделанной работе

Параметры

Имя ученика

Критерии оценки

не принимал участия

частично

Активно участвовал

Повторение сведений о СПП

Новая тема

Разбор предложений

Мозайка

Упражнение в учебнике

Тренажер

7. Домашнее задание.2 мин

Домашнее задание..

упр.231

Составить текст о своем селе, используя сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Урок окончен, всем спасибо.

Работа с одаренными учениками

1 ) Я задумался так, что даже не заметил, как село солнце, как стало смеркаться.

А) [ так ], (что), (как), (как)

Б) [ так ], (что), (как), (как)

В) [ так ], (что), (как), (как)

2) Составить схему предложения, указать вид подчинения придаточных.

1.Если бы каждый человек на куске земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

2.Она засмотрелась на небо, покрытое живыми следами исчезающего солнца, словно там находилось счастье, которое было сделано природой, что от неё оно проникало внутрь человека.

Работа со слабыми учащимися

Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными и выделить союзы

1.Слышно было как в саду шагал садовник и как скрипела его тачка.

2. Я знал что если я протяну руку с кустов посыплется роса.

4. Ему показалось что никогда он еще не слышал чтобы ветер свистел и выл так злобно.

Выполнение упражнений:

1 уровень

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

светло.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

-- Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр.

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

-- Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. Пр

Сейчас миллионы людей слушают радио, включают телевизоры, берут в руки газеты, чтобы узнать всё, чем живёт наша страна, наша планета.

Для того чтобы понимать всё, ч то происходит в окружающем мире, для того чтобы и нас понимали те, с кем мы общаемся, мы должны хорошо владеть современным русским языком. Однако нечего закрывать глаза на то, что очень часто мы говорим небрежно и пишем кое-как. Если наша речь непонятна собеседнику, как легко наши слова могут быть перетолкованы на другой лад! От того , как мы выражаем свою мысль , свободно ли владеем речью , зависит , насколько будем мы правильно поняты.

Прочитайте текст

Определите тип текста. . (Рассуждение)

Определите стиль речи. (Публицистический)

Определите основную мысль.

-- Выпишите одно СПП с несколькими придаточными

Сделайте схему предложения, указав вид подчинения и тип придат. пр

Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

Выполнение упражнений: раздаточный материал двух уровней

1 уровень

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Чтобы скрыть свое волнение, она низко нагнулась к столу и сделала вид, что читает газету.

Все знали, что приехала барыня, и что Капитон пустил ее.

2 уровень:

расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:

Когда я вижу эти далекие, суровые, неприступные горы, мне хочется взобраться на

них и посмотреть, какой мир откроется перед моими глазами за горами.

Пока доехал домой, прошло еще два часа, так что, когда я вновь вышел, уже было

светло.

Сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных частей.

В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между объединенными частями.

1. Все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом.

В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части, они могут быть од неродными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные (одинаковые по семантике) придаточные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части в целом. Между собою эти придаточные связываются сочинительными союзами и называются придаточными соподчиненными.

В предложении Она [Аночка] пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.) две придаточные изъяснительные части, соединенные сочинительным союзом и, относятся к одному слову главной части довольная. Соподчиненных придаточных может быть несколько. Так, в предложении Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-С.) три придаточные части изъяснительные.

Однородные придаточные могут иметь разные союзы или союзные слова, например: Все красноармейцы вернулись уже неделю тому назад, а Сережка не вернулся и ни с кем не передал, что с ним и где он... (Фад.).

Неоднородными являются придаточные разноименные, т.е. разные по семантике, а также придаточные одинаковые по значению, но относящиеся к разным словам главной части.

Например, в предложении После замерших московских улиц, где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера, все, что происходило в райкоме, вселяло надежду (С. Бар.) две придаточные части, обе они относятся к главной, но, во-первых, они неодинаковы по семантике, во-вторых, относятся к разным словам главной части: определительная часть где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера относится к субстантивному сочетанию московских улиц, а придаточная изъяснительная - к местоимению все, наполняя его конкретным содержанием.



В предложении (втором) Мясницкой ее (улицу) называли раньше. И все же дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.) две придаточные части. Они имеют одно значение - изъяснительное, выполняют одну и ту же функцию - конкретизируют значение указательного местоимения, но относятся к разным местоимениям главной части.

В предложении По тому, как побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, угадывалось, что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным (Б. Пол.) к главной части По тому угадывалось относятся три придаточные, среди них две однородные изъяснительные - что поднялось солнце и что занявшийся день обещает быть ясным, морозным, ядреным, относящиеся к глаголу угадывалось, и одна неоднородная, хотя тоже изъяснительная, - как, побагровев, засветились курчавые головы сосен и острые шпили елей, раскрывающая содержание местоимения по тому, т.е. связанная с глаголом не непосредственно.

В предложении В городе был большой бульвар с двумя цветниками и с английским сквером с павильонами, где кушали мельхиоровыми ложечками мороженое, с домиком, в котором пили кумыс и югурт (Фед.) две придаточные определительные части, но они не однородны, так как относятся к разным словам главной части предложения.

2. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д.

Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Пан.) придаточная изъяснительная, относясь к глаголу главной части, в свою очередь имеет при себе придаточную определительную.

В предложении Люди, которые только что высадились на эту неустроенную землю и после далекого морского пути еще не знали, где проведут предстоящую ночь, слушали концерт затаив дыхание (Чак.) придаточные, соединенные по способу последовательного подчинения, включаются в середину главной части.

Придаточные части в сложноподчиненных предложениях с последовательным подчинением могут располагаться так, что образуют стечение союзов: придаточная вторая помещается непосредственно после союза (союзного слова) первой придаточной: Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки (П.); Я спал долго, потому что, когда проснулся, была уже ночь (Гарш.); Мечик почувствовал, что, если вновь придется отстреливаться, он уже ничем не будет отличаться от Пики (Фад.).

Сложноподчиненные предложения могут одновременно иметь как последовательное подчинение, так и соподчинение. Например: Она [Уля] не понимала, когда встала и что подсказало ей, что надо и можно встать (Фад.).

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов: 1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению; 2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе - к первому придаточному и т. д.

I . Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1. Однородные придаточные, как и однородные члены, имеют одинаковое значение, отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного слова в главном предложении. Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с" помощью интонации). Например:

1) [Но грустно думать ], (что напрасно была нам молодость дана ), (что изменяли ей всечасно), (что обманула нас она )... (А. Пушкин) - [глагол], (союз что), (союз что), (союз что )...

2) [Дерсу сказал ], (что это не тучи, а туман ) и (что завтра будет день солнечный и даже жаркий ) (В. Арсеньев). [глаг.], (что) и (что).

Связь однородных придаточных с главным предложением называется однородным соподчинением.

Следует иметь в виду, что при однородном соподчинении придаточных возможен пропуск союза или союзного во втором (третьем) придаточном, например:

(Где бодрый серп гулял ) и (падал колос ), [теперь уж пусто всё ] (Ф. Тютчев). (где) и ("), ["].

2. Неоднородные придаточные имеют разное значение, отвечают на разные вопросы или зависят от разных слов в предложении. Например:

(Если бы мне иметь сто жизней), [они не насытили бы всей жажды познания], (которая сжигает меня) (В. Брюсов) - (союз если), [ сущ.], (с.слово которая).

Связь неоднородных придаточных с главным предложением называется параллельным подчинением.

II . Ко второму виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д. Например:

[Она пришла в ужас "], (когда узнала ), (что письмо нёс отец ) (Ф. Достоевский) - , (с. когда глаг.), (с. что).

Такая связь называется последовательным подчинением.

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п. (о знаках препинания на стыке союзов см. раздел «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с двумя и несколькими придаточными»). Например:

[Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки ) (М. Булгаков).

[ук.сл. так + нареч.], (что, (когда),").

В сложноподчинённых предложениях с тремя и более придаточными могут быть и более сложные комбинации придаточных, например:

(Кто в молодости не связал себя прочными связями с внешним и прекрасным делом или, по крайней мере, с простым, но честным и полезным трудом), [тот может считать свою молодость бесследно потерянною], (как бы весело она ни прошла ) и (сколько бы приятных воспоминаний она ни оставила ).

(кто), [местоим.], (как ни), (сколько ни). (Сложноподчинённое предложение с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь ], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[сущ., (сел. на котором), глаг.], (сел. почему), (сел. почему).
определит. изъяснит. изъяснит.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное - придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, на котором); 2-е и 3-е придаточные - придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему).

2) [Всякий человек знает ], (что ему нужно делать не то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[глаг.], (союз что мест., (с.ел.что), мест.), (с.ел.что).

изъяснит. мест.-определ. мест.-определ.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное - придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные - придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

.1. Бессоюзное сложное предложения

Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов или союзных слов: [Привычка свыше нам дана ]: [замена счастию она] (А. Пушкин).

Смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и выражаются по-разному. В союзных предложениях в их выражении принимают участие союзы, поэтому смысловые отношения здесь более определённые и чёткие. Например, союз так что выражает следствие, потому что - причину, если - условие, однако - противопоставление и т. д.

В смысловые отношения между простыми предложениями выражены менее отчётливо, чем в союзном. По смысловым отношениям, а часто и по интонации одни ближе к сложносочинённым, другие - к сложноподчинённым. Однако часто одно и то же бессоюзное сложное предложение по смыслу можно сблизить и со сложносочинённым, и со сложноподчинённым предложением. Ср., например: Зажглись прожектора - вокруг стало светло; Зажглись прожектора, и вокруг стало светло; Когда зажглись прожектора, вокруг стало светло.

Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений и выражаются в устной речи интонацией, а на письме различными знаками препинания (см. раздел «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении »).

В бессоюзных сложных предложениях возможны следующие виды смысловых отношений между простыми предложениями (частями):

I . Перечислительные (перечисляются какие-то факты, события, явления):

[Я_ не видел вас целую неделю], [я не слышал вас долго] (А. Чехов) - , .

Такие бессоюзные сложные предложения сближаются со сложносочинёнными предложениями с соединительным союзом и.

Как и синонимичные им сложносочинённые предложения, бессоюзные сложные предложения могут выражать значение 1) одновременности перечисляемых событий и 2) их последовательности.

1) \ Bemep выл жалобно и тихо], [во тьме ржали кони ], [из табора плыла нежная и страстная песня- думка] (М. Горький) -, ,.

зашевелились ], [вспорхнула полусонная птичка ] (В. Гаршин) - ,.

Бессоюзные сложные предложения с перечислительными отношениями могут состоять из двух предложений, а могут включать три и более простых предложений.

II . Причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом):

несчастлив ]: [каждый день гости ] (А. Чехов). Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложноподчинённым с придаточными причины.

III . Пояснительные (второе предложение поясняет первое):

1) [Предметы теряли свою форму]: [всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу] (И. Гончаров) -

2) [Как все московские, ваш батюшка таков ]: [желал бы зятя он с звездами да с чинами] (А. Грибоедов) -

Такие бессоюзные предложения синонимичны предложениям с пояснительным союзом а именно.

IV . Пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.):

1) [Настя во время рассказа вспомнила ]: [у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки] (М. Пришвин) - :.

2) [Опомнилась, глядит Татьяна ]: [медведя нет ]... (А. Пушкин) - :.

Такие бессоюзные предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с изъяснительными придаточными (вспомнила, что...; глядит (и видит, что)...).

V . Сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему):

1) [Все счастливые семьи похож и друг на друга], [каждая несчастливая семья несчастлив а по-своему] (Л. Толстой) - ,.

2) [Чин следовал ему] - [он службу вдруг оставил ] (А. Грибоедов) - - .

Такие бессоюзные сложные предложения синонимичны сложносочинённым предложениям с противительными союзами а, но.

VI . Условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором):

1) [Любишь кататься ] - [люби и саночки возить ] (пословица) - - .

2) [Увидишься с Горьким] - [поговори с ним] (А. Чехов) --.

Такие предложения синонимичны сложноподчинённым предложениям с придаточными условия или времени.

VII . Следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом):

[Мелкий дождик сеет с утра] - [выйти невозможно ] (И. Тургенев) - ^ТТ

19 июня 2015

Синтаксис русского языка рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.

Сложноподчиненное предложение: определение

Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные синтаксические конструкции. Сложное предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или союзных слов. Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее квадратными скобками обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить границы простых предложений, где нужно поставить запятые.

СПП с несколькими придаточными

Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.

Вид подчинения придаточной части главной

Пример

Последовательное

Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко.

Параллельное (неоднородное)

Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным.

Однородное

Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть.

С разными видами подчинения

Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались.

Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.

Последовательное подчинение

В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.

Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).

Таким образом, при однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.

Параллельное (неоднородное) подчинение

В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.


Однородное подчинение

Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).

В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».


СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения

Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).


Знаки препинания на стыке союзов

Чтобы расставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".

Следует запомнить

Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.

  1. Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
  2. Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
  3. Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
  4. Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.

Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.

Сложноподчинённые предложения являются одними из наиболее сложных с точки зрения синтаксиса. Рассмотрим, как правильно ставить в них знаки препинания.

Разновидности предложений с несколькими придаточными

Важно запомнить, что существует два вида подчинённых предложений, имеющих сразу несколько придаточных. Они выделяются в зависимости от типа связи и могут быть:

  • С последовательным связью.
  • С параллельной связью.

В первом случае две или более придаточных части присоединяются друг к другу подобно цепочке. Т.е. вопрос задаётся от главной части к первому придаточному предложению, от него - ко второму придаточному и т.д. Например:

Я узнал этого человека, который постучался в нашу дверь, чтобы передать измятый пожелтевший конверт.

В данном случае вопросы задаются следующим образом:

Я узнал этого человека (какого?), который постучался в нашу дверь (с какой целью?), чтобы передать измятый пожелтевший конверт.

В случае с параллельной связью ко всем придаточным задаётся вопрос от главной части. В такой ситуации все зависимые предложения считаются равноправными и знаки препинания между ними ставятся по аналогии с однородными членами предложения. Например:

Мальчик услышал, как собака залаяла и как громко застучала калитка на ветру.

В этом примере вопросы задаются так:

Мальчик услышал, (что?) как собака залаяла и (что?) как громко застучала калитка на ветру.

Между придаточными частями здесь нет запятой, поскольку они соединены между собой сочинительными союзом И и относятся к одной главной части.

Примеры предложений с несколькими придаточными

Приведем несколько примеров сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:

  1. Мы долго разговаривали о том, что там произошло и как нам жить с этим дальше.
  2. Ольга познакомилась с человеком, которого все мы уже знали, чтобы помочь ему.
  3. Она спросила меня, почему я решил так поступить, если заранее знал, чем это все закончится.
  4. Наступала предпраздничная ночь, которая была способна изменить жизнь каждого из нас так, чтобы навсегда исчезли все ссоры и недопонимание.