В ближайших выпусках цикла «Азы стихосложения» поговорим о пограничных формах в литературе - «поэзопрозе» и «прозопоэзии».

ВЕРЛИБР (СВОБОДНЫЙ СТИХ): ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Определений множество. Вот лишь некоторые из них.

Верлибр (от франц. vers libre — «свободный стих») - нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости [«Справочник по стихосложению» http://rifma.com.ru/AZ-ST.htm ].

Верлибр - свободное стихосложение, версификация, опирающаяся на интонационную соизмеримость строк, а не на традиционную рифму и строгий порядок расположения ударных и безударных слогов (метр, ритм) [Словарь изобразительного искусства, 2004-2009, http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Верлибр/ ].

Верлибр - форма метрической композиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесь чрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы может быть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества - сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого произвольного разбиения появляется феномен стихотворной строки, то есть единицы, лишь потенциально присутствующей в нестиховой обыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закон двойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворной речи - наложение обыденного синтаксического разбиения на ритмическое, которое может противоречить первому [Руднев В. Словарь культуры ХХ века, http://lib.ru/CULTURE/RUDNEW/slowar.txt ].

Верлибр сохраняет верность стиху и является стихом, а не прозой, потому что в нем обнаруживается корреспондирование рядов, графически выделенных авторской установкой на стих. В верлибре, в отличие от всех "несвободных" систем, нет сквозных мер повтора (слог в силлабической, стопа в силлабо-тонической, ударение в тонической системах). Свободный стих строится на повторении периодически сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причем компонентами повтора в соотносимых рядах в русской поэзии может быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, слово, группа слов и фраза [Жовтис, А. От чего не свободен свободный стих?/А. Жовтис// Стихи нужны… - Алма-Ата: 1968. - с.35-36. Цит. по: http://slovar.lib.ru/dictionary/verlibr.htm ].

Верлибр (синоним «свободный стих») - не имеющий метра (размера), рифмы, отличающийся от прозы только членением на строки (соответственно наличием ударной константы и межстиховой паузы). Иногда верлибр называют переходной формой между стихом и прозой, что неверно. В верлибре есть свой ритм, так же, как и в обычном стихе здесь возможны несовпадания смысловой и ритмической паузы. Возник в Средневековой литературе (литургические стихи), особенное распространение получил в конце XIX - начале ХХ века [Теория литературы: Стиховедение - http:// tezaurus. oc3. ru/ docs/4/ dictionary. php? label=% C2& word=% C2% E5% F0% EB% E8% E1% F0 ].

Верлибр - речевая форма, пограничная по отношению к прозаической и стихотворной речи. С прозой её роднит отсутствие обязательной рифмы и постоянного метра (так как она не относится ни к одной из систем стихосложения), а со стихом - наличие основного признака стихотворной формы, которым является членение речевого потока на приблизительно равные отрезки, отражаемые на письме в виде записанных столбцом строк. Эта форма в ХХ в. широко распространилась в американской и европейской (особенно французской) поэзии. Её русские образцы - стихотворения «Когда вы стоите на моём пути...» и «Она пришла с мороза...» А.А.Блока .

Владимир Бурич, поэт и теоретик верлибра, писал о свободном стихе:

«В противоположность конвенциональным стихам (то есть стихам, имеющим такие обязательные признаки, как метр и рифма или хотя бы один из них), которые стихами записываются для выделения метрического ряда и удобства отыскания рифмы глазами, свободные стихи записываются стихами для выявления оттенков интонации, смысла, для подтверждения или обмана читательского ожидания (существует такой психологический феномен). С точки зрения эстетической конвенциональные стихи являются конкретным выражением категории искусственности (не следует вкладывать в это слово негативный смысл), а свободные стихи — эстетической категории естественности» (В.Бурич. Тексты. — М.: Советский писатель, 1989).

И наконец, чёткое и компактное определение Ю. Орлицкого:

Верлибр - тип стихосложения, для которого характерен последовательный отказ от всех "вторичных признаков" стиховой речи: рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма (равенства строк по числу ударений и слогов) и регулярной строфик и [Орлицкий Ю. Русский верлибр: мифы и мнения // Арион. — 1995. — №3 . - URL : http://magazines.russ.ru/arion/1995/3/monolog1-pr.html ].

И.Бродский замечал, что «когда пишешь верлибром, должен быть какой-то организующий принцип» (автокомментарий к стихотворению "Сан-Пьетро"/«Третью неделю туман не слезает с белой…»). Этот организующий принцип может быть разным, но он все равно должен присутствовать. В противном случае получится не прекрасный стих, а плохая проза.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВЕРЛИБРА. ПОЭТЫ-ВЕРЛИБРИСТЫ.

Верлибр в этом понимании (Ю. Орлицкий) возникает в высокоразвитой национальной системе стиха, каковыми и были в ХIХ веке немецкое и французское, а в начале ХХ-го - русское и англоязычное стихосложение. Устный, фольклорный «предверлибр» сложился до трехвековой традиции «несвободного» русского стиха, а современный - вырос из него. Хотя отдельные стихотворения, вполне похожие на современный верлибр, встречаются в русской традиции ещё в XVIII - XIX вв. и в творчестве А.Сумарокова, А.Фета, И.Тургенева.

В 1840 году Николай Языков в шуточном стихотворении «Когда б парнасский повелитель...» проделывает эксперимент, популярный и у сторонников, и особенно у противников (для доказательства того, что верлибр - «не поэзия») свободного стиха в ХХ веке: записывает рифмованную метрическую часть своего послания в виде прозы, а лишенную внешних признаков стиха - в «столбик», то есть верлибром.

Но всё это были отдельные, «маргинальные» формы, существовавшие в переводах, переложениях, пародиях, шуточных стихах.

То же можно сказать и о первых опытах свободного стиха Серебряного века: у В.Брюсова, К.Бальмонта и М.Кузмина они появляются в первую очередь в форме вольных подражаний иноязычной поэзии, у А.Добролюбова, Л.Семенова иКузмина - в виде прямой имитации народного духовного стиха, у Н.Рериха - в стихотворениях, аккумулирующих "восточную" мудрость и т.д. Однако тогда же возникают и первые образцы чистого, лишенного всякого оттенка маргинальности верлибра у Блока, Гиппиус, Сологуба, Каменского, Хлебникова, Гуро, Крученых.

А.Блок «Она пришла с мороза…», 1908 (фрагмент):

Она пришла с мороза,

Раскрасневшаяся,

Наполнила комнату

Ароматом воздуха и духов,

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовнёй.

Верлибры есть и у Осипа Мандельштама, например «Нашедший подкову», 1923 (фрагмент):

Глядим на лес и говорим:

Вот лес корабельный, мачтовый,

Розовые сосны,

До самой верхушки свободные от мохнатой ноши,

Им бы поскрипывать в бурю,

Одинокими пиниями,

В разъяренном безлесном воздухе;

Под соленою пятою ветра устоит отвес,

пригнанный к пляшущей палубе,

И мореплаватель,

В необузданной жажде пространства,

Влача через влажные рытвины хрупкий

прибор геометра,

Сличит с притяженьем земного лона

Шероховатую поверхность морей.

В 1920-30-е годы русский верлибр по иронии судьбы поначалу считался вполне приемлемой формой творческого выражения, а потом фактически оказался «вне закона», стал презираемым явлением западного буржуазного и непременно «загнивающего» искусства. Поэты, работавшие с этой формой стиха (Д.Хармс, С.Нельдихен, В.Мазурин, Г.Оболдуев) оказались на задворках литературы.

В 1950 - начале 1960-х наступает «оттепель» в развитии русского верлибра: идеологический запрет был с него снят (публикуются стихи таких авторов, как В.Бурич, В.Солоухин, К.Некрасова, Н.Рыленков), однако «вкусовщина» и резкая критическая оценка свободного стиха и его авторов препятствуют его признанию. Интересно, что в те же годы опыты верлибра публиковали даже признанные официальные мэтры поэзии:Н.Ушаков, И.Сельвинский, К.Симонов, Е.Винокуров, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Вознесенский, Л.Озеров, О.Шестинский, В.Боков, А.Яшин и др.

Владимир Бурич - примеры верлибров http://www.lingvarium.org/maisak/burich/burich1989-stixi.htm :

Детство

северный полюс

ангины

к ноге прижался

теплый тюлень

грелки

голову сжали

наушники

земных полушарий

термометр

вынутый из-под мышки

показывает

температуру

океана

Я заглянул к себе ночью в окно

И увидел

что меня там нет

И понял

что меня может не быть

Арво Метс (1937—1997) - русский поэт, теоретик и практик русского свободного стиха, переводчик.

Молодые девушки похожи лицом

на небо,

на ветер,

на облака.

Потом из них получаются

верные жены,

лица которых похожи

на дома,

на мебель,

на хозяйственные сумки.

Но их дочери

вновь похожи лицом

на небо, ветер

и весенние ручейки.

* * *

Из-за туч

выходит луна.

Земля полна звона.

В такую ночь

распускаются

ледяные розы.

* * *

Как три года назад:

воробьи чирикают

в моей подошве,

когда я иду

по лужам

и по листьям.

* * *

Поезд заорал, как маленький ослик.

Тихонько стал ступать.

Три серебристые елочки на стекле.

Настоящий всплеск интереса к верлибру в нашей стране наблюдается в 1980-1990-е, когда стихи без рифмы и метра появляются во всех газетах и журналах, авторских сборниках и альманахах.

Среди русскоязычных поэтов-верлибристов второй половины XX в. - Егор Летов, Янка Дягилева, Вера Павлова, Лев Рубинштейн, Ры Никонова, Максим Бородин, Владимир Эрль (в литературном блоге «Верлибры и другое» http://verlibr.blogspot.com можно найти множество статей, посвящённых авторам верлибров - Уитмену, Аполлинеру, Рембо, Бодлеру, Бротигану, Гинзбергу, Летову, Дягилевой и др.)

В зарубежной поэзии одним из отцов верлибра считается американский поэт Уолт Уитмен (1819 - 1892) (сб. «Листья травы» и др.), чьи опыты свободного стиха не были должным образом оценены современниками.

Ослепительный шар над миром! знойный зенит октябрьского солнца!

Заливающий ярким светом серый песок на взморье,

Высвистывающий свою песню вдоль обширных вспененных побережий,

Пролегающий бурые просеки, отбрасывающий четкие тени, разбрасывающий пригоршнями синеву,

О солнце полуденного великолепия! К тебе—с особою речью.

(У.Уитмен «Ослепительный шар над миром», фрагмент)

См. сборник «Листья травы»

Французская культура известна целой плеядой поэтов, работавших с верлибром- Г.Аполлинер, П.Элюар и др.

Интересны образцы верлибров, принадлежащих перу авторов-битников (А.Гинзберг, Р.Бротиган и др.).

Ричард Бротиган (см. в переводе В.Бойко http://www.netslova.ru/boiko/brautigan.html ):

Зимний закат

Алая прорезь

По черной шерсти

Раненого медведя.

Первая звезда на сумеречной реке

Сумеречная река

Над холмами текла

И наполняла долину

Нежной прохладной влагой.

Я с маленьким братом сидел

На переднем крыльце и

Рассказывал сказку о том,

Как цветок

Полюбил звезду.

Когда я закончил сказку,

Брат мой приметил

Первую звездочку

На сумеречной реке

И спросил:

"Вот эту звезду?"

В современной отечественной и зарубежной (европейско-американской преимущественно) поэзии верлибр - весьма распространённое явление. Однако в русском стихосложении ему всё-таки не удаётся вытеснить регулярную поэтическую речь.

Литература по теме «Верлибр»

1. Алехин А. Свободный разговор о свободном стихе. Интервью журналу «Интерпоэзия». - 2006. - № 4. URL : http://magazines.russ.ru/interpoezia/2006/4/aa7.html .

2. Антология русского верлибра/ Сост. К.Джангиров. М.: «Прометей», 1991.

3. Антология одного верлибра. Альманах «Поэзия»/ Сост. К.Джангиров. М.: «Молодая гвардия», 1990.

4. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru .

5. Белый квадрат. Сборник свободных стихов/ Сост. К.Джангиров.. М.: «Прометей», 1988.

6. Бурич В. От чего свободен свободный стих // Вопросы литературы. — 1972. — №2. . - URL :

Свободный стих в творчестве русских поэтов начала 20 века

Принято считать, что русский свободный стих – явление редкое, уникальное, исключительное. Русских поэтов, пишущих исключительно верлибром, не так уж и много. К тому же принято считать, что популярность в России свободный стих обрел сравнительно недавно – в конце 20 века. Однако «время верлибра» в русской литературе началось намного раньше – свободный стих появился в русской поэзии еще в конце 19 - начале 20 века. Причем, по мнению некоторых исследователей, в эпоху Серебряного века, свободный стих получил такое распространение, что не только перестал быть чем-то исключительным, но и стал характерным явлением того временного периода. Именно так писал о верлибре в 1924 году советский критик Юрий Тынянов.

Что такое верлибр?

Верлибр – это стихотворение, написанное не по правилам классического стихосложения. Как правило, такие стихотворения лишены рифмы и размера, но сохраняют целый ряд стихотворных признаков, таких как разбиение текста на строки, написание строк с заглавной буквы и других. Верлибр в
России приобрел особую популярность в эпоху Серебряного века русской поэзии. Практически все поэты той поры так или иначе обращались к верлибру – гораздо проще посчитать тех поэтов Серебряного века, которые не написали ни одного верлибра, чем перечислить тех, кто экспериментировал со свободным стихом. В то же время такие исследователи, как М. Гаспаров и Н. Богомолов отмечают, что верлибр не стал массовым явлением и ни один поэт того периода не сделал свободный стих своей основной творческой формой.

Верлибры Блока

Александр Блок

Дотошными исследователями подсчитано – в творческом наследии Александра Блока имеется всего шесть верлибров. Два из них стали не только самыми известными свободными стихами русского символиста, но самыми известными верлибрами Серебряного века. Они были написаны 6 февраля 1908 года. В тот день, который можно назвать звездным днем русского верлибра, к поэту пришли две гостьи – Елизавета Пиленко и Наталья Волохова. Обеим, влюбленным в него девушкам, Блок посвятил по одному стихотворению.

Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
и презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
и слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
и потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.

15-летней Елизавете Пиленко, которой было посвящено это стихотворение, суждено было стать поэтессой Кузьминой-Караваевой, но мир узнал ее как монахиню Мать Марию.
Она погибла в 1945 году в газовой камере концлагеря Равенсбрюк. На смерть она пошла добровольно – вместо одной из отобранных женщин. В 1985 г. мемориальным центром Яд Вашем ей было присвоено звание «праведник мира», а в 2004 году она была канонизирована Константинопольским патриархатом.
Актриса Наталья Волохова, у которой с поэтом был достаточно бурный роман – их отношения продлились почти два года – стала героиней двух циклов стихов "Снежная маска" и "Фаина". И героиней одного верлибра.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовней.
Она немедленно уронила на пол
Толстый том художественного журнала,
И сейчас же стало казаться,
Что в моей большой комнате
Очень мало места.
Все это было немножко досадно
И довольно нелепо.
Впрочем, она захотела,
Чтобы я читал ей вслух "Макбета".
Едва дойдя до пузырей земли,
О которых я не могу говорить без волнения,
Я заметил, что она тоже волнуется
И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот
С трудом лепится по краю крыши,
Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то,
Что целовались не мы, а голуби,
И что прошли времена Паоло и Франчески.

Блок одним из первых в России уловил ту особую повествовательность этого жанра, позволяющую стереть дистанцию между поэтом и читателем. Отказавшись от таких условностей, как рифма и размер, поэт сумел создать атмосферу доверительной беседы, в которой звучит и беспощадная правда к себе, и предельная искренность, и исповедальная грусть. Даже складывается впечатление, что вы не читаете стихотворение, а подслушиваете беседу поэта с его юными посетительницами. При этом верлибр очень чувствителен к любого рода фальши и искусственности, и обратившись к этой поэтической форме гениальный Блок сумел максимально полно использовать все возможности жанра, его верлибры – это не стихотворения на грани прозы, а концентрация поэтичности.

Русский футуризм

Наверно никто из поэтов серебряного века так активно не экспериментировал с творческими формами, как приверженцы футуризма – литературного течения, возникшего в 1910 году. Русский футуризм возник на основе европейских футуристических течений – в основном на основе итальянского футуризма, основоположником которого был Филиппо Маринетти. В 1909 году итальянские футуристы представили свой «Манифест футуризма» в котором призывали отказаться от устаревшего искусства прошлого вплоть до разрушения библиотек и музеев, и воспевали войну и милитаризм – как единственную гигиену мира. Спустя два года Маринетти подготовил «Технический манифест футуристической литературы» в котором пошел еще дальше – он утверждал, что следует отказаться от синтаксиса, прилагательных и наречий, употреблять глагол только в неопределенном наклонении, а движения предметов передавать через цепь аналогий художественных образов. Маринетти считал, что следует уничтожить в литературе психологичность, отказаться от того «чтобы быть понятым». Манифест оканчивался призывом ежедневно плевать на алтарь искусства. Многие из идей итальянского футуриста были подхвачены в России. Русский футуризм был представлен прежде всего группой «Гилея» в которую входили кубофутуристы или, как они сами себя называли – будетляне. Это словечко придумал Хлебников, сделав вольный перевод слова futurum на руський язык. В группу «Гилея» входили братья Бурлюки, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Василий Каменский, Елена Гуро, Владимир Маяковский. Будетляне провозглашали свободу поэтического слова, свободу формы от содержания, отказ от литературных традиций - эти идеи были высказаны в предисловии к скандальному сборнику «Пощечина общественному вкусу», куда вошли стихотворения Д. Бурлюка, А. Крученых, В. Маяковского и, конечно, В. Хлебникова. Провозглашая анархический бунт против поэтических норм и традиций в искусстве, будетляне активно обращались к верлибру. Верлибр будетлян это не только отказ от традиционных форм стихосложения, но и часто бунт против красоты поэтической речи, да и логической речи вообще.

Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз

Автор этого, широко известного верлибра, Алексей Крученых, настаивал на том, что в его пятистишии больше национального и поэтического, чем во всем творческом наследии Пушкина. Разрушая слово и создавая новый язык, будетляне стремились воплотить концепцию, согласно которой искусство не отражает действительность, но деформирует ее, подчеркивая асимметричность и дисгармонию мира. Освобождая слова от смысла, они отрицали координацию поэзии с миром, его отношениями и пропорциями.

Велимир Хлебников

Наиболее полно возможности верлибра сумел раскрыть Велимир Хлебников – лидер будетлян. Верлибры Хлебникова отличаются особым синтаксисом, интонацией, ритмикой стиха. Хрестоматийным считается верлибр Хлебникова «Заклятие смехом» (О, рассмейтесь, смехачи!). Хлебников, как и другие футуристы, пытался создать новый, «самовытый» язык, он отрывал звучание слова от его смыслового наполнения. Позже, утопические мечты поэта о едином человечестве подвигли его на создание всеобщего мирового «звездного языка» - это оказалось бесплотным экспериментом. Куда более результативными оказались эксперименты Хлебникова с поэтическими формами. Верлибры, написанные им в последние годы жизни отличаются редкой органичностью, простотой, прозрачность. Поэт ушел от анархических установок и бессмысленного бунта. Вполне возможно, что если бы Велимир Хлебников не умер в 1922 году в возрасте 36 лет, история верлибра в русской литературе сложилась бы иначе.

Поэзия обэриутов

Обэриуты –группа удивительных и трагических поэтов, ставшая последней выдающейся поэтической школой серебряного века. Поэты этого объединения сумели почти на 40 лет предвосхитить возникновение европейского театра абсурда и оказали несомненное влияние на развитие русского авангарда в 20 веке. Это объединение возникло 24 января 1928 года в Ленинградском доме печати на вечере «Три левых часа». Название группы – ОБЭРИУ – это сокращение от «Объединения Реального Искусства». Буква У была добавлена в аббревиатуру просто так, шутки ради. Подобный подход – демонстрационно-несерьезный – был характерен для поэтов этой группы. С 1927-го до начала 1930-х гг, когда ОБЭРИУ прекратило свое существование, в объединение входили Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Борис Левин, Александр Введенский, Даниил Хармс и Николай Заболоцкий.

Даниил Хармс
Обэриуты во многом были учениками и продолжателями идей футуристов, также как и последователи Маринетти, они восставали против литературных традиций, активно экспериментировали с художественными формами, взяли на вооружение созданный будетлянами «заумный язык». Однако, в отличие от футуристов, обэриуты пошли дальше. Они не играли с фонетической канвой слова, как, например, Хлебников, но меняли смысл и прагматику поэтического языка. Борьба с «реализмом», поиски подлинного смысла слов, отрицание обывательского здравого смысла, мир шиворот навыворот – основные черты, характерные для творчества обэриутов. Но при этом поэзия обэриутов – это отнюдь не игра в бессмыслицу. За, казалось бы, не то шутливыми, не то бессвязными текстами скрыты глубокие философско-религиозные образы и установки.

Одним из самых ярких представителей группы был Даниил Хармс. Противник официоза и литературной приглаженности, он утверждал, что его интересует только чушь, только то, что не имеет практического смысла. Мир Хармса – это сочетание несочетаемого, алогичность, смех над абсурдностью окружающей реальности. Все это нашло отражение в его стихах. Верлибр был излюбленной творческой формой поэта. Верлибры Хармса – часто эксцентричные, парадоксальные, вызывающие улыбку. Порой они взлетают до вершин трагичности.

Так начинается голод:
с утра просыпаешься бодрым,
потом начинается слабость,
потом начинается скука,
потом наступает потеря
быстрого разума силы,
потом наступает спокойствие.
А потом начинается ужас.

К сожалению, творческое наследие Хармса, как и других обэриутов, почти на 50 лет было вычеркнуто из русской литературы. Его возвращение к читателю началось лишь 80-х годах 20 века.

Верлибры Гумилева, Цветаевой, Ахматовой

Николай Гумилев
В той или иной мере к верлибру обращались практически все поэты Серебряного века, но обращались не часто. Для многих авторов обращение к верлибру было лишь экспериментом, неожиданным красивым жестом, но при этом жестом достаточно сильным, ярким и выразительным. Так, Николай Гумилев, утверждал что хотя верлибр и имеет право на существование, но прибегать этой форме можно лишь в исключительных случаях. Поэт, всегда внимательно, почти благоговейно, относившейся к выбору поэтических форм, обращаясь к свободному стиху, не решался на полную свободу, поэтому верлибры Гумилева довольно архаичны, просты и выполнены на грани стихотворной речи и прозы. Интересно, что считая верлибр «простейшей формой», именно к ней Гумилев обратился в стихотворении «Мои читатели», ставшем итоговом, почти последним стихотворением поэта, как будто отдав должное всем поэтическим формам начала 20 века, поэт завершил свои верификационные поиски именно свободным стихом.

Более категоричной была Марина Цветаева, которая считала свободный стих несерьезным жанром. Впрочем, это не помешало ей оставить несколько великолепных верлибров, в том числе цикл стихотворений 1916 года - “Голуби реют серебряные”, “Приключилась с ним страшная хворь”, “На завитки ресниц”. Но более известен ее свободный стих 1916 года – «Я бы хотела жить с вами». Верлибры Цветаевой беззащитны, светлы, чувственны. Эмоциональное начало в свободных стихах поэтессы определяет их ритм и композицию.

Анна Ахматова,
королева русской поэзии, в творческом наследии которой представлены все классические поэтические формы, неоднократно обращалась к свободному стиху. Именно верлибром написана глава из ее «Реквиема» - страшной, тяжелой, горькой поэмы о годах ежовщины, которые поэтесса провела в тюремных очередях. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, как в тюремной очереди в Ленинграде кто-то узнал в ней поэтессу и тогда одна из стоящих позади нее женщин, спросила ее шепотом:
-а это вы сможете описать?
Ахматова ответила, что сможет. И описала это в десяти главах поэмы. Обращение к верлибру не случайно – лишенный рифмы и метра, свободный стих максимально передает страшную простоту тех событий.

ЭТО ГОРДОЕ СЛОВО «ВЕРЛИБР»

Верлибр –
это
иная скорость
молчания
(Карен Джангиров)

Данная статья – не глубокое научное исследование, претендующее на важное открытие, и не теория, которая ляжет в основу новой системы стихосложения.
Тому, кто здесь впервые встретится с красивым, гордо звучащим словом «верлибр», она послужит элементарной начальной информацией об интересном, неординарном явлении в поэзии.
«Верлибр» в переводе с французского (vers – стих, libre – свободный) – свободный стих.
По одному из множества определений, это свободный от жёсткой ритмической и рифмовой композиции стих.
Также, верлибром называют систему стихосложения, представляющую собой соблюдение определённого ритма в ней). границу между стихом и прозой.
Действительно, свободному стиху присущи, как черты прозы, (отсутствие рифмы и размера, различное количество слогов в строке и – строк в строфе), так и стихотворные черты (деление текста на строки с паузой в конце каждой строки и
Однако, при кажущейся свободе изложения, верлибр – это не разбитая на строки проза.
В нём каждый элемент получает повышенную смысловую нагрузку, проделывая ту работу, которую в традиционном стихотворении совершает размер и рифма.

Сегодня различают три разновидности верлибра:

1. акцентный стих (равное количество ударений в каждой строке), но, при этом, лишённый рифмы;
2. белый стих – нерифмованный или частично рифмованный стих с легко узнаваемым классическим размером;
3. вольный стих – отличается непостоянством ритма и может не иметь размера и рифмы.

Уже не первое столетие литературоведы пытаются дать чёткое определение термину «верлибр» и указать его место в ряду литературных жанров.
Решают, повествователен верлибр или бессюжетен. Обсуждают знаки препинания, наличие заглавных букв, организацию строк и даже объём стихотворения.
Ведутся споры и о том, от чего не свободен свободный стих.
Но в одном специалисты единодушны: верлибр должен обладать яркой смысловой насыщенностью. Без неё он не состоится.
Мелодийность – основное отличие стиха от прозы – в традиционном (конвенционном) стихотворении присутствует, благодаря рифме и размеру как неотъемлемыми музыкальным характеристикам.
В свободном стихе она достигается особыми средствами, основанными на эмоциональной интуиции автора, за счёт звучания найденных слов.
Итак, верлибр не свободен от мелодийности и яркой смысловой насыщенности.

Но эта система стихосложения – не новое явление в поэзии, оно – «хорошо забытое старое».
В античном «синкретическом» искусстве, где музыка, танец и поэзия составляли неделимое целое, художественная речь имела стиховую форму, но рифма ещё отсутствовала.

Пускай бы меня под землю в Аид
Упрятал он, в Тартар низвергнул глухой,
Пускай бы в темницу бросил меня,
Где мёртвые мраком сокрыты!

(Эсхил «Прометей прикованный»,
перевод С.Апта)

Стужу растопит зефир, весну поглотившее лето
Тоже погибнет, когда
Щедрая осень придёт, рассыпая дары, а за нею
Снова нахлынет зима.

(Гораций)

Словесный текст строился не произвольно, а использовал готовую музыкальную форму, т.е. применялся метод контрафактуры.
Теория стиховых размеров метрика возникла в древней Греции как раздел теории музыки, посвящённый правилу вписывания слов в музыкально-ритмические фигуры.
Отсюда в поэзии присутствие музыкальных корней.
И, хотя каноническое стихотворение сочиняется произвольно, оно, тем не менее, используя один или несколько классических стиховых размеров, неосознанно привязывает себя к какой-либо музыкальной форме.
И даже рифма, на первый взгляд, обособленный стиховой признак, услаждающий слух благозвучием, в действительности, подчёркивает границу между стихами и связывает их в строфы.
Она делает рифмованные строки ритмически подобными, т.е. «работает» на размер стихотворения, тем самым, указывая на музыкальное происхождение искусства стихосложения.

Со сменой исторических эпох, эволюционируют средства выразительности в искусстве и литературе, рождая новые формы произведений.
Так, стимулом возникновения свободного стиха явилась потребность в обновлении стихотворных систем, обусловленная истощённым рифменным запасом языка, влиянием переводов с иноязычных литератур и потребностью свободного самовыражения.
Термин «верлибр» введён французским писателем Г. Канном в 1884 году, но становление свободного стиха наблюдается со второй половины 18-го века.
У истоков верлибра стоят: в Германии – Гёте, Гёльдерлин, Гейне; в англоязычной литературе – Уитмен, Блейк; в России – Сумароков.

Мне снилась пустошь где-то в отдаленьи,
Покрытая глубоким белым снегом,
А я лежал под этим белым снегом,
Лежал и спал холодным смертным сном.

(Г. Гейне. Пер. В.Шнейдера)

Это твой час, о, душа, твой свободный полёт в безмолвие,
Прочь от книг, прочь от искусства, день стёрт, урок окончен,
И ты раскрываешься, молчаливая, с открытыми глазами, размышляя о том, что ты
Любишь больше всего.
Ночь, сон и звёзды.

(У. Уитмен «Ясная полночь», пер. А. Стратулат)

Пляскою своей любезна,
Разжигай моё ты сердце,
Пением своим приятным
Умножай мою горячность.

(А. Сумароков)

В европейской поэзии свободный стих получил распространение в конце 19-го – начале 20-го веков.
Верлибр – не чужеродное явление и для русской литературы. Все древние былины и сказы написаны именно свободным стихом.

У честной вдовы да у Ненилы,
А у ней было чадо Вавила.
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь нивушку свою орати,
Ещё белую пшеницу засевати,
Родну матушку свою хочет кормити.

(«Вавила и скоморохи», отрывок)

В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у Садка имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко.

(«Садко», отрывок)

Также верлибр хорошо представлен в молитвословной русской литературе.
Но следует различать тот свободный стих и современный.
Древний русский фольклорный свободный стих, или «предверлибр», возник до того, как сложилась традиция классического стихосложения.
Современный же верлибр вырос уже из высокоразвитой национальной системы стиха.
В русское стихосложение верлибр пришёл в начале 20-го века, в «Серебряный век» русской поэзии.

Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.

Я бы хотела жить с Вами в маленьком городе,
Где вечные сумерки и вечные колокола.
И в маленькой деревенской гостинице
Тонкий звон старинных часов – словно капельки времени.

(М.Цветаева)

Но расцвет верлибра в русской поэзии продолжался не долго. Уже в тридцатых годах 20-го века свободный стих в советской России был объявлен вне закона.
Второе его возвращение в русскую литературу начинается в 50 – 60-е годы в период «хрущёвской оттепели»

Что-то вылепится
Из глины.
Что-то вытешется
Из камня. Что-то выпишется
Из сердца.
Будь, как будет!
Не торопись!..

(Д.Самойлов)

Ты можешь найти на улице копейку
И купить коробок спичек,
Ты можешь найти две копейки
И позвонить кому-нибудь из автомата,
Ну, а если звонить тебе некому,
Так зачем тебе две копейки?
Не покупать же на две копейки
Два коробка спичек.

(А.Галич)

Классиками советского верлибра можно назвать В.Бурича, Г.Алексеева, А.Метса, В.Куприянова.

Человечество
Непотопляемое судно
Пять миллиардов
Отсеков
надежды

(В.Бурич)

Каждую ночь
мертвец
приподнимает гробовую плиту
и проверяет на ощупь
не стёрлось ли
имя на камне?

(В.Куприянов)

Уникальная поэтическая система «верлибр» развивается, привлекая авторов возможностью полнейшего раскрытия своей творческой индивидуальности.
Существует мнение, что свободные стихи пишут поэты, достигшие настолько высокого профессионального уровня, что им тесно в рамках традиционного стихосложения, сковывающего полёт мысли и ощущений.
Но не следует принимать это безоговорочно: использование «верлибра» вовсе не является достаточным признаком талантливости автора.
Произведению, достойному принадлежать к миру поэзии, не достаточно, как иметь идеально выстроенную форму на базе рифм и размеров, так и полную свободу от них.

Не легко написать хороший верлибр, но так же сложно по достоинству оценить его.
Из-за отсутствия основных стиховых признаков, вся нагрузка приходится на смысловую насыщенность и образность. Оценка их во многом зависит от субъективного восприятия, отчего жизнь верлибра представляется непредсказуемой и бесконтрольной.
Отказавшийся от поддержки рифмы и размера свободный стих напоминает подростка, оставшегося без родительской опеки.
Как использует он эту свободу? Что выберет: вседозволенность или творческую раскрепощённость?
Это зависит от степени одарённости и личностных качеств поэта.
Для свободного стиха правилом является отсутствие привычных правил стихосложения, что вовсе не означает отказа от поэтики. Просто поэтика эта уходит в подсознание, как автора, так и читателя.

Верлибру в будущем предрекают безраздельное господство на поэтическом просторе. Так ли это – время покажет.
Одно – бесспорно: на этом просторе найдётся место для всех, обуреваемых жаждой самовыражения.
И пока ведутся споры о том, каким быть верлибру и быть ли ему вообще, он, как сама природа, как невидимый, неуловимый поток подсознания, способный перебрасывать самые надёжные мосты между людьми, как свободолюбивое явление, гордо носящее красивое и звучное имя «верлибр», уже существует.

Вещи для жизни я вам
оставлю. В пути они
мне не нужны. Если из
них пропадёт или
износится что, не жалейте.

Вернувшись, найду я, что
надо. За перевалом путники
скрылись. Не печальтесь, что
пойду я один. Попутчиков встречу
в пути.

(Н. Рерих «В пути»)

Не важно,
сколько ты прожил лет,
важно другое –
какая по счёту смерть
стала твоим убежищем.

(К. Джангиров «Не важно»)


Почему такое название? Я никогда не увлекалась верлибрами. Нет, читать - читала, но при этом не могла отделаться от мысли, что автору было просто лень или не под силу зарифмовать строчки. Не одна я так думала. Как утверждает Владимир Монахов в статье "Мысль живёт не вширь, а вглубь себя", Александр Кушнер резко высказывался по поводу верлибров: "Верлибр хорош только изредка!". Олег Хлебников настаивал, что русский язык еще не исчерпал своих возможностей до того, чтобы верлибр стал вдруг столь же обязательным. Евгений Евтушенко заявлял, что по-настоящему свободным стихом могут пользоваться только поэты, которые полностью освоили грамматику поэтического мастерства в области регулярного стиха. http :// nashaulitsa . narod . ru / Monahov - Misl . htm Впервые столкнулась с необходимостью написать верлибр, занимаясь "сочинительством" в классе поэта и сценариста Майкла Линча (Michigan State University). Надо сказать, что в англоязычной поэзии верлибр более распространён, чем у нас. Итак, мой первый верлибр. Дело было летом на юге Франции, и мой верлибр был про гигантскую жабу размером с котёнка, реально увиденную мной на асфальтовой мостовой прованского городка. Этот мой опус на английском языке не сохранился, о чём я нисколько не жалею. И вот новая встреча с верлибром, на этот раз, на Литсовете, в рамках конкурса "Соло для двоих". Боже, как я ругалась! Но тут же полезла во всемирную паутину разбираться, что же это такое - верлибр? С результатами этих поисков я и поделюсь с заинтересованными читателями. Первое, что бросилось в глаза: почти все русскоязычные статьи приводят одно и то же определение верлибра, слово в слово, не ссылаясь при этом на первоисточник. Вот это определение: Верлибр - (франц. vers libre - свободный стих) - форма метрической композиции, характерная для ХХ века. В целом верлибр определяют по негативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и его строки никак не упорядочены по длине. Это означает, что можно взять любой кусок прозы, произвольно разбить его на строки - и в результате должен получиться верлибр. Автором определения является Вадим Руднев, лингвист и философ, автор книги Словарь культуры ХХ века. http :// www . kulichki . com / moshkow / CULTURE / RUDNEW / slowar . txt Ещё одно определение: Верлибр - стих, в котором произвольно количество ударных и безударных слогов; не обязательно одинаковое число ударений в стихотворных строках, нет повторяющихся единообразных строф; может не быть и рифмы. В его основе лежит однородная синтаксическая организация, определяющая однородную интонацию, в которой произносят каждую из стихотворных строк - фраз свободного стиха. Эта повторяющаяся интонация, выраженная в синтаксическом построении фразы, и определяет своеобразный ритм стихотворения. Источник - Тимофеева, Л.И., Венгров, Н.П. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: 1963. - с.137. http :// slovar . lib . ru / dictionary / verlibr . htm Как видите, в этом определении не столь категорично провозглашаются негативные характеристики верлибра. "Может не быть рифмы" - значит, что верлибры могут быть и рифмованными. Говорится здесь и о повторяющейся интонации, и о своеобразном ритме стихотворения. Поскольку слово верлибр (vers libre) - изобретение французов, я полезла искать французское определение верлибра. И вот что нашла (сокращённый перевод мой): Верлибр - стих, который не представляет никакой регулярной периодической структуры: ни ритма, ни рифмы, ни строф. Между тем, он сохраняет некоторые характеристики стиха: как минимум, это разделение фраз на строки, благодаря чему свободный стих остается распознаваемым как стих. Другие характеристики, напоминающие регулярную поэзию: присутствие прописных букв в начале строки и звуковых повторов (некоторые "верлибристы" поддерживают, и даже в существенной мере, принцип рифмы или созвучия в конце строк), переменный, но обнаруживаемый размер, и т.д. http :// abardel . free . fr / glossaire _ stylistique / vers _ libre . htm Опять же, противоречивое определение. Сначала - "ни ритма, ни рифмы", а потом допускается "принцип рифмы или созвучия в конце строк". В определении верлибра нет полного единодушия. В английской литературе понятие верлибра более широкое. Так, из англоязычной Wikipedia узнаём, что существует три вида верлибров:

    - свободный ямбический стих или вольный ямб - ритмический стих или белый стих - свободный стих, где непостоянство ритма является главным условием
http :// en . wikipedia . org / wiki / Free _ verse # Some _ types _ of _ Free _ Verse В русской традиции вольный ямб и белый стих верлибрами, вроде бы, не считаются, хотя тоже существует некоторая путаница в этих понятиях. Попробуем разобраться. 1. ВОЛЬНЫЙ ЯМБ - ямб, у которого длинные строчки незакономерно чередуются с короткими. Это, например, размер русских басен: "На ель ворона взобралась, Позавтракать совсем уж, было, собралась" (Крылов) 2. БЕЛЫЙ СТИХ - нерифмованный стих с чётким ритмом. Белый стих обладает определённым размером: белый ямб, белый анапест, белый дольник. Пример: Сяду я за стол да подумаю: Как на свете жить одинокому? Нет у молодца молодой жены, Нет у молодца друга верного. (Кольцов) 3. СВОБОДНЫЙ СТИХ - стих с непостоянным ритмом. Может быть как рифмованным, так и нерифмованным. Примеры рифмованного верлибра: Улица быстрым потоком шагов, Плеч, и рук, и голов Катится, в яростном шуме, К мигу безумий, Но вместе — К свершеньям, к надеждам и к мести!... (В. Брюсов) Чуть ночь превратится в рассвет, вижу каждый день я: кто в глав, кто в ком, кто в полит, кто в просвет, расходится народ в учрежденья. Обдают дождем дела бумажные, Чуть войдешь в здание: Отобрав с полсотни — самые важные! — служащие расходятся на заседания... (В. Маяковский) Примеры нерифмованного верлибра Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовнёй. (А. Блок) Там в незримой протяжённости твоего зрачка в шар сжимается горизонт... (Пётр Соловьёв) А есть ещё разновидность верлибра - УДАРНИКИ. Это акцентные стихи без чёткого ритма, но с фиксированным числом ударных слогов в строке. Ударники могут быть как рифмованными, так и нерифмованными: Примеры нерифмованных ударников Вечерний сумрак над теплым морем, Огни маяков на потемневшем небе, Запах вербены при конце пира, Свежее утро после долгих бдений, Прогулка в аллеях весеннего сада, Крики и смех купающихся женщин... (М. Кузмин) Рифмованный ударник ..И когда осталось на баррикады выйти, день наметив в ряду недель, Ленин сам явился в Питер: — Товарищи, довольно тянуть канитель! — Гнет капитала, голод-уродина, войн бандитизм, интервенция ворья, будет! — покажутся не более родинок на теле бабушки, древней истории. (В. Маяковский) Приведённые выше примеры верлибров из пункта 3 взяты из поэтического словаря Квятковского. http :// feb - web . ru / feb / kps / kps - abc / kps / kps -0751. htm А теперь для сравнения несколько примеров из материалов конкурса "Соло для двоих", полуфинал, посвящённый верлибрам. Привожу лишь фрагменты стихов. Пример 1 Ни на кого Вы не похожи. Не похожи... И что же сделать с этим? Как мне жить? Я — тоже не похож. Сам по себе... Прохожий. (С. Стукало) ---!---!- --!- -!-!-!-!-! -!---!---! -!- Частично рифмованный верлибр. Ритм меняется, длина строки тоже. Пример 2 Когда порой осенней яркий луч На день, на час разрежет серый саван И мастихином золото набросит На голубом подрамнике небес (С. Колонов) -!-!-!-!-! -!-!-!-!-!- Это белый стих. Чётко прослеживается ритм ямба. Пример 3 В твоих руках, Пожелтевших от времени, Временем сморщенных, Маленький букетик опавших листьев. (Декабрина) -!-! --!--!-- !--!-- !---!- -!-!- Верлибр, нерифмованный, двухударник (два ударных слога на строку), ритм переменный. Пример 4 Захлебнувшись заморским теплом, Онемев от восторга Перелетные птицы следят за мерцаньем колибри, За полетами бабочек, крылья которых с ладонь, И считают что сад-это рай. (М. Генчимахер) --!--!--! --!--!- --!--!--! --!--!- --!--!--!--!--! --!--!--! Чётко прослеживается ритм анапеста. Длина строк разная. Белый разностопный анапест. Вывод Верлибр - свободный стих. Э то особ ый творческий метод, основанный на возможности передать рисунок авторской мысли в наиболее естественной органичной форме , не ограниченной жёсткими рамками . И он свободен не только от ритма и рифмы, но, как ни парадоксально это звучит, и от необходимости полностью избавляться от оных. То есть верлибром, помимо разбитой на строчки прозы, могут считаться и рифмованные строки, и нерифмованный стих с выраженным, но непостоянным ритмом. Автор верлибра волен выбирать, хочет ли он начинать каждую строку с заглавной или с прописной буквы, ставить знаки препинания или не ставить, разбивать стих на абзацы или нет. В таком случае - ура верлибру! Новикова Марина

Обычно, когда говорят, что сейчас будут читать стихи, ожидается нечто проникновенное и в рифму. Но многие забывают, что рифма - не обязательное условие. По крайней мере в таком жанре, как верлибр (это свободный стих), рифма наоборот не приветствуется. Ставка делается на иное: на суть, на ритм, который, да-да, именно так, возможен и без аналогичных окончаний слов. Все это приводит к тому, что верлибр написать, пожалуй, еще сложнее, чем литературное произведение в рифму. Зато мастера свободных стихов поражают владением искусства слова и, пожалуй, творят истинную магию, переплетая строчки так, что они славно складываются в мудрые и красивые речи.

Дефиниция

Верлибр - это нерифмованные стихи без метра. Его еще называют свободным стихом. Термин произошел от французского vers libre. У верлибра нет постоянных признаков соизмеримости, хотя он и расчленен на стихотворные строки.

Безрифменный акцентный стих - один из вариантов, но встречаются верлибры и с гораздо более четкими ритмами.

История

В России сначала верлибрами называли стихи которые были переведены на русский язык. Впрочем, это не означает, что подобное творчество не встречалось ранее. Верлибрами часто "грешил", к примеру, Фет.

Категории явления

Верлибр бывает метрический и дисмертический. Последний тоже имеет свою классификацию: различают интонационно-фразовый стих и ударник.

Быть рифме или не быть?

Несмотря на то, что очень часто встречается определение свободного стиха, как произведения, не имеющего рифмы (именно такая дефиниция приведена и в этой статье также), из этого правила бывают исключения. Такая загадочная штука верлибр.

Стихи, которые называются свободными, на самом деле имеют множество определений, так или иначе ограничивающих их. Исследователи разделяют строки на доли и такты, относя верлибры к тем или иным категориям. А все из-за того, что они нарушают все правила стихосложения.

Верлибр - это пример бунтарства на литературном поприще.

Индивидуальность стихотворения

Если поэт хочет отличиться, ему определенно нужно прибегнуть к написанию верлибра. Эстонский поэт Арво Мэтс говорил, что свободный стих позволяет наделить значимостью каждое слово.

Проза или поэзия?

Если уж совсем честно, практически любую прозу можно сделать верлибром, правильно расположив ее построчно.

А. Белый про свой роман "Маски" говорил, что тот напечатан не как свободный стих только в целях экономии бумаги. Удивительно, но правда, когда читаешь его начало, в голове слова сами раскладываются по полочкам, читать без ритма просто не получается.

Это наводит на мысли, что поэзия - это не просто рифма, есть в ней какая-то неудержимая, невесомая частица, делающая ее таковой.

Но вернемся к тому, что имеет название верлибр.

Примеры

Кладезь чудеснейших верлибов явила миру древнегреческая поэзия. Гораций, Сафо подарили свободные стихи и мелики (стихи нараспев) еще до того, как сложились традиции бесрифменного стихосложения.

С конца 18 века верлибр стали употреблять в новоевропейской поэзии, распространился же широко он в 20 веке.

Русские поэты, неравнодушные к трехдольному метрическому верлибру, писали стихи в этой форме. Среди них и уже вышеуказанный Фет, и упоминаемый Белый.

Верлибры писал и Лермонтов.

Широко известный пример - "Слово о полку Игоревом". Поэма считается классическим примером свободного стиха.

Творчество Тургенева

Свободные формы не обошли у него есть сборник стихов в прозе, к которым так близок верлибр. Короткие произведения очень точно отображают суть, а строки столь проникновенны, что, прочитав всего пару из них, уже задумываешься о смысле.

Современный верлибр

Примеры свободного стиха есть у Бродского. С жанра верлибр поэт начинал творить, с ним связан его первый опыт. И несмотря на то, что взрослея, Бродский выбрал более традиционную форму стихосложения, его свободные стихи навсегда останутся в памяти поклонников.

У самого Иосифа Александровича к верлибру всегда было отношение неоднозначное: потому как он ценил понятие свободы в принципе.

Хороший пример данного стиля у Бродского - это известное произведение "Ниоткуда с любовью..".

Интересно, что то, как Иосиф Александрович читал вслух, очень точно отображает синтаксическую основу любого верлибра - монотонно-строчную.

В заключение

Как видно, хотя многие словари очень четко определяют верлибр, над дефиницией этого стиха продолжают дискутировать многие литераторы. Произведение-бунтарь, выходящее за рамки и ограничения, - оно идеально для выражения хаотичных мыслей, которые не так-то легко сложить в рифму. А когда в рифму складывать и не хочется - тем более.

Верлибр - это то, что очень хорошо показывает, что поэзия - гораздо более многогранная вещь, чем думается вначале многим. И поэт - это состояние души, а не просто умение подобрать к слову рифму. В конечном итоге, мир эволюционировал настолько, что за людей это могут делать машины. Но делается ли от этого компьютер поэтом? Что же. Риторический вопрос, разве нет?