Появляются они по разным причинам.

Самые распространенные:

  1. Крайне ограниченный словарный запас. Его дефицит вынуждает человека использовать мусорные слова для связки речи и выражения своих мыслей.
  2. Низкая скорость трансформации мыслей в слова. В этом случае паузы между фразами автоматически заполняются словами и звуками вроде «э-э-э», «как бы», «ммм…» и др.
  3. Обыкновенная лень и отсутствие понимания культуры речи.
  4. Излишняя возбужденность при выражении мыслей.
  5. Намеренное применение «мусора» в речи (когда стиль общения — часть «модного» образа).

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения в том, что от мусора в речи нужно избавляться. И поводов для начала борьбы с ним немало.

Практически невозможно сделать свою речь стерильно чистой (да и не нужно — мы же не роботы), но от большей части речевого мусора все-таки нужно избавиться.

Прежде всего, берем диктофон (камеру) и записываем свой обычный диалог, например, по телефону с другом. Или комментируем вслух пересмотренный накануне фильм.

Если диктофона/камеры нет, просим друга вам помочь.

Вы должны быть постоянны в своем самоконтроле!

Если Вам понравилась наша статья и у Вас возникли мысли по этому поводу, поделитесь с нами. Нам очень важно знать Ваше мнение!

“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.

“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.

“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.

“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.

«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.

«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.

ВЫВОДЫ:

Чтобы обезвредить, нужно сначала найти.
Как найти?
— Включите диктофон или камеру и перескажите содержание любимого фильма или книги, а затем прослушайте запись.
— Попросить близких или друзей послушать вас и сообщить о результатах
— Можно прийти к нам в Ораторский клуб и попросить обратную связь.

а) Слова и группы слов, которые можно смело вычеркнуть из речи без потери для смысла
а.1) Примитивные слова.
Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это, в общем, значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.

_______________________________________________________________________
Приводим текст этой заметки:

Чтение
Больше читайте признанных мастеров слова. Чтение очень хорошо развивает речь, потому что не только пополняет наш словарный запас, но и откладывает в нашем сознании структуру высказываний, которую мы, не замечая этого, потом используем в своей речи.

Выразительное чтение вслух
С его помощью можно расширить словарный запас, отточить дикцию и интонацию, улучшить речевой стиль.
Только не пугайте соседей, страстно читая состав освежителя воздуха. Обратитесь к художественной литературе, содержащей изящные обороты и изысканную лексику. Прочитайте несколько книг, выберите самую любимую и занимайтесь лишь с ней. При регулярном чтении вслух исчезнет угловатость речи, косноязычие и топорные выражения, улучшится речевой стиль и сама речь станет красивей.

Пересказ
Подробно пересказывайте текст. При этом употребляйте слова, используемые в тексте оригинала. Так вы активизируете пассивный словарный запас. Многие слова и выражения нам известны, но в речи не используются. А поскольку пассивный словарный запас превышает активный, регулярно обращаясь к нему, мы обогащаем свою речь новыми словами.
Также можно пересказывать фильмы, анекдоты, истории, произносить поздравительные речи. Можно на диктофон, а можно для живой аудитории.

Личный словарь интересных слов
Периодически перечитывайте составленный вами «словарик» интересных оборотов, остроумных выражений, нестандартных сочетаний и отдельных слов, с которыми вы столкнулись. Запоминайте эти слова и чаще пользуйтесь ими, общаясь с людьми.

Подбор синонимов
Подбирайте синонимы к словам при чтении текста. При этом старайтесь, чтобы смысл текста не пострадал.

Краткость – сестра таланта.
Меньше количества, больше качества. Чаще всего такие слова используются в больших и объемных выступлениях. Старайтесь «не лить воду». Чем короче ваше выступление, тем информативнее и интереснее оно будет для ваших слушателей.

Плакаты
Подходит для новомодных сленговых слов
Попробуйте расклеить по комнате бумажные листы с крупно написанными на них «лишними словами». Через несколько дней активного их разглядывания у вас быстро пропадет желание не то, чтобы произнести это слово, а даже подумать об этом!

ВВЕДЕНИЕ

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Н. Рыленков

Объект исследования: речь учащихся МБОУ СОШ №1 пгт. Троицко-Печорск.

Цель исследования: привлечь внимание учащихся школы к своей речи. Задачи:

    изучить литературу, интернет-ресурсы по теме исследования;

Практическая часть:

    анкетирование;

В своей работе я использовал следующие методы исследования:

    изучение литературы по проблеме;

    поиск информации в Интернете;

    анкетирование;

    анализ, сравнение и обобщение полученной информации;

    наглядное представление информации в виде таблиц и диаграмм.

Таблица 1

Группа

э-э-э, мэ-э-э,

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Пример : Утром встает: «Ой, блин, зарядку делать неохота». Делает. «Ой, блин, аппетита совсем нет, скоро умру». Час завтракает. «Ой, блин, здоровья совсем нет». И так целый день…

2. Ё-калэмэнэ (ёкалэмэнэ, ёкаламэнэ, ёкаламене), епрст (опэрэсэтэ), ёксель-моксель - спонтанное эмоциональное восклицание. Первый слог напоминает бранную формулу, поэтому данные высказывания и являются эвфемизмами. Говорящий как бы спохватывается после начала произнесения бранной фразы и далее произносит, с некоторыми искажениями, названия букв русского алфавита, тем самым, как будто бы отметая возможность обвинения его в сквернословии. Данные высказывания являются шутливыми и разговорно-сниженными 9,с.171.

Пример : Ну и погодка, ё-калэмэнэ, хороший хозяин собаку из дома не выгонит!

Пример: «Голубые купола», ёксель-моксель, мать честная! Пора выбираться отсюда.

3. Короче - часто используется как заполнитель пауз, обычно в затрудненной, неразвитой речи; трансформированное «короче говоря». Может выступать в значении частицы и в функции вводного слова. Близко по значению к «значит», «ну», «вот». Является жаргонным, молодежным 9,с.274.

Пример: Встретились мы, короче, с Серегой. Серый и говорит: идем в бар, короче. А деньги есть? Есть, говорит, короче, пошли.

4. Типа - частица, которая может выступать в качестве вводного слова; бессодержательный заполнитель пауз, «словесный мусор», обычно встречается в несколько затрудненной, неразвитой речи, чаще у представителей криминального мира. Сходно по значению с «вроде», «наподобие», «как бы». Относится к криминальному жаргону 9,с.608.

Пример : «Алле! - донесся из трубки радостный подростковый голос. - Я бы хотел, это… ну, типа, майку заказать. Размер, типа, М».

5. Ну - частица; выражение отклика на обращение или сообщение о чем-либо (обычно воспринимается как невежливое или недоброжелательное). Является грубым, фамильярным и разговорно-сниженным.

Алексей Дмитриевич Шмелев, помимо указанных функций, также выделял управление вниманием собеседника и членение текста на части 10,с.210.

употребление таких слов может быть частью игры актеров (изображение людей невежественных, с низкой культурой), средством намеренного создания определенного образа 1,с.75-76.

    В исследовании приняли участие 65 учащихся СОШ №1, 31 человек из шестых и 34 человека из десятых классов. Учащимся было предложено ответить на шесть вопросов анкеты (см. Приложение 1).

    Самое популярное слово у учащихся - «короче»- прямой показатель спешки, нервозности и даже агрессии. Думаю, в среде учащихся это модное слово, и его повторяют, подражая кому-то. Его употребляют 47% десятиклассников и 58% шестиклассников.

    Слово «блин» в качестве заменителя нецензурного слова употребляется для усиления желаемого эффекта, уточнения. Наиболее часто это слово используют в своей речи шестиклассники-52%. Десятиклассники употребляют его значительно реже, 21% опрошенных.

    Также часто употребляется опрошенными учащимися слово «типа» - 26% десятиклассников и 39% шестиклассников.

    Десятиклассники употребляют в своей речи слова «ну» (41%) , «как бы» (20%), «это» (12%) , «э-э-э» (20%). Отвечая на уроке, учащиеся пытаются собраться с мыслями, им трудно построить свой ответ. Вот тут и приходят на помощь слова «это» и «э-э-э».Шестиклассники в своей речи эти слова почти не используют. Возможно, еще не научились пользоваться данными словами.

    • небольшой словарный запас (23% шестиклассников и 41% десятиклассников);

      неумение подобрать нужные слова (соответственно 19% и 29%);

      заполнение пауз в разговоре (считают 12% десятиклассников) ;

      желание выделиться среди сверстников (соответственно 6% и 3%).

      расширять словарный запас (29% и 10% соответственно);

      следить за своей речью, стараться не употреблять такие слова (29% и 13% соответственно);

      заменять их другими словами (15 % и 10% соответственно).

      1. Постоянно пополняйте свой словарный запас новыми словами при помощи чтения художественной литературы.

      3. Пытайтесь контролировать свою речь, сделать ее размеренной, правильно расставляя интонацию. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения - долгие.

      4. Чаще выступайте публично. Репетируйте свое выступление заранее. Запишите свою речь на диктофон или говорите перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе.

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Опрашиваемые подтверждают, что мало читают, мало общаются со сверстниками, проводя все свободное время за компьютером, что не способствует расширению словарного запаса.

      Большинство учащихся не обращают внимания на свою речь, не задумываются о том, как говорят, хотя считают, что от этой вредной привычки нужно избавляться.

      Таким образом, необходимо прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов.

      Надеюсь, что моя работа поможет обратить внимание учащихся на бережное отношение к родному языку.

      «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев.

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1. Мокиенко В. М., Никитина Т.Г. Большой словарь русского жаргона. - СПб.: Норинт, 2001. - 720 с.

        Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. 3-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 399 с.

        Толково-энциклопедический словарь. - СПб.: «Норинт», 2006. - 2144 с.

        Химик В. В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи. - СПб.: Норинт, 2004. - 768 с.

        Шмелев А.Д. Заполнители пауз как коммуникативные маркеры // Жанр интервью: особенности русской устной речи в Финляндии и Санкт-Петербурге. — Tampere, 2004. — С. 205-222

      Приложение 1

      Вопросы анкеты

      6. Каким образом нужно с ними бороться?

      Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7

      Каким образом нужно с ними бороться?

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

1. местоимения всех сортов и видов (личные, возвратные, относительные, указательные, отрицательные, неопределенные);

2. вводные слова и наречия (а также речевые обороты, частицы и междометия);

1. Местоимения

Пример: «Петя зашел в комнату. В ней стоял всего один стул. Он направился к нему, присел и некоторый период времени сидел молча».

Первое предложение «Петя зашел в комнату» несет информацию, оно краткое, ёмкое и важное. Из него мы понимаем, кто именно и что сделал. Поэтому оставляем его неизменным. Но следующую фразу надо «резать, не дожидаясь перитонитов». Если автор непременно хочет сообщить, что в комнате был стул, то лучше не «в ней», а «там» или «где»:
«Петя зашел в комнату. Там стоял стул».

«Петя зашел в комнату, где стоял стул».

«Всего» и «один» удаляем безжалостно: «стоял стул» читателю достаточно, чтобы понять, сколько стульев было в комнате.

Фраза «В ней стоял всего один стул» плоха еще и тем, что вынуждает в следующем предложении уточнять «Он направился к нему…». Понятно, что не стул к Пете пошел, а наоборот. Но сама формулировка щекотлива, на грани допустимого.

Такие нагромождения, как «…присел и некоторый период времени сидел молча» – это классика графоманства.

Во-первых, тавтология «присел» и «сидел».

Во-вторых, и так ясно: раз Петя присел, то он не стоял, не бежал, не лежал, а именно сидел на стуле.

В-третьих, оборот «период времени» – недееспособен. Период (др.греч.) – это промежуток\отрезок времени. Поэтому «период времени» – то же самое, что «отрезок времени времени». То есть, это даже не «масло масляное», а «масло масло».

В-четвертых, уточнение «молча» – пятое колесо в телеге. По первой фразе «Петя зашел в комнату» читатель понимает, что это было сделано с закрытым ртом. Что Петя не вбежал с криками. Не матерился, не бормотал проклятия и не возносил молитвы.

Вычистив всё лишнее, получаем: «Петя зашел в комнату и сел на стул». Смысл остался прежним, а текст, по сравнению с первоначальным, сократился более чем в два раза за счет «обрезания» лишних подробностей – в первую очередь, местоимений. Кроме четырех вырезанных местоимений, мы убрали еще половину уточнений, которые лишь раздражают читательский глаз. Кстати, лишние местоимения вредны не только сами по себе, но и тем, что тянут шлейф подробностей – утомительных, ненужных, а порой и нелепых (как в случае с «периодом времени»).

Еще примеры классических ляпов:

«Она прикоснулась к нему своей рукой». (А могла бы прикоснуться чужой?)

«Он вышел из тени и всей своей кожей ощутил палящий зной». (А мог бы ощутить не своей кожей, а опять-таки чужой; да к тому же, не всей, а частями!).

«Василий говорил, и в этой его речи звучало собственное превосходство». (А в «той чьей-то» речи звучало, видимо, превосходство кого-то другого).

2. Вводные слова и наречия

Пример: «Погода стояла, кстати, совершенно чудесная. Похоже, даже природа весьма радовалась весне. Конечно, судя по облакам на горизонте, пропитанным сыростью, не исключено, что пройдет проливной дождь. Но, видимо, ближе к вечеру. По крайней мере, точно не сейчас».

А теперь сравните: «Погода стояла чудесная, природа радовалась весне. Лишь сырые облака на горизонте намекали на вечерний ливень».

Эти части речи лучше использовать в диалогах. Тогда у героев появляется характерный язык, а у читателя складывается визуальный образ. Вот примеры фраз из диалогов, в которых наречия, междометия и вводные обороты раскрывают персонажа, заставляют его дышать, работают на книгу, а не против неё:

«А токмо стемнело, тудыть его в качель, так вовсе люто стало…».

«Очевидно, мсье, ваши усилия и растраты напрасны. Мадемуазель N безусловно, безоговорочно влюблена в другого».

«Ну, конечно, Машка пошла вразнос. Прям, ей-богу, по-бабьи так… Завелась буквально с пол-оборота, а я сдуру под горячую руку попал».

Даже без пояснений, кому принадлежат эти реплики, мы оказываемся «внутри» ситуации, в шкуре персонажа. Эмпатия происходит благодаря многообразию «ну», «очевидно», «вовсе», «сдуру», «безусловно» и т.д. Но это годится только для прямой речи и диалогов. То есть, когда озвучено устами героев. В любых описаниях (природы, места действия, ситуации, внешности, а также в словах автора) наречия и вводные выражения надо использовать по минимуму и аккуратно. Иначе получится муторная околесица, как в примере с «кстати-совершенно-чудесной-погодой».

3. Индивидуальные «мозоли»

Пример: «Чтобы отвлечься от горьких воспоминаний, Катя принялась за уборку. Прошлась тряпкой по мебели, смахивая с неё пыль. Протёрла стол, комод, буфет, даже антресоли. Но когда принялась наводить чистоту на столе, не выдержала и расплакалась. С фотографии на неё смотрел улыбающийся Саша. Всхлипывая, она засунула фото подальше и смахнула с ресниц слезы. Как он мог бросить ее, первую красавицу?! Все вокруг говорили, что Катя – вылитая модель, чем-то даже смахивает на Клаудию Шиффер».

Оставим за бортом художественную ценность произведения и сосредоточимся на «мозолях». Глагол «смахивать» встречается в отрывке трижды. Он и есть – та самая «мозоль». Катя смахивает пыль, слезы с ресниц да еще смахивает на Клаудию Шиффер. И всё это – в рамках одного абзаца. Обычно соотношение «мозолей» к объему текста сохраняет завидную константность. Автор искренне не видит этих повторов. Он так говорит, он так привык. Но читатель – нет. Так что, берем противомозольный пластырь и обрабатываем поврежденные участки.

1. свой, своя, своё, свои, своего, своей, своих, своему, своим, своими, своем

2. мой, моя, мое, мои, моего, моей, моих, моему, моим, моими, моем

3. твой, твоя, твое, твои, твоего, твоей, твоих, твоему, твоим, твою, твоими, твоем

4. его, ее, их (и проч., по падежам)

5. наш, наша, наше, наши, нашего, нашей, наших, нашему, нашим, нашего, нашу, нашими, нашем

6. ваш, ваша, ваше, ваши, вашего, вашей, ваших, вашему, вашим, вашего, вашу, вашими, вашем

7. некоторый, некоторая, некоторое, некоторые и т.д.

8. себя, себе, собой, собою (и т.д.)

13. внезапно

14. медленно

15. остальное

16. достаточно

17. довольно

18. постепенно

19. столь, сколь

22. вокруг

23. судя по всему

26. быстро

27. наконец, наконец-то

28. почему

29. отчего

32. собственный, собственно

34. немного

36. действительно

38. хотя бы, хоть

39. ужасно

42. тот, та, то, те (и т.д.)

43. невольно

45. прекрасно

47. именно

79. если…то (то – часто лишнее)

80. похоже

82. мгновенно

84. фактически

85. бесспорно

86. при этом

88. каждый раз

89. откуда-то

90. куда-то

91. тем не менее

92. таким образом, главным образом

93. же (в остальном же, так же…)

94. задумчиво

95. некоторое время

96. несколько минут (мгновений, столетий)

97. вообще

98. скорее

101. практически

Список лишних деталей в повседневной речи обширен. Пожалуй, редко кто без них обходится:

  • Прикинь.
  • Это самое.
  • Типа.
  • Не вопрос.
  • Как бы.
  • Без проблем.
  • Короче.
  • В принципе.
  • По-любому.
  • Практически.
  • Так сказать.
  • В общем.
  • Фактически.
  • Ясно.

На самом деле не стоит бояться использовать в разговоре паузы; искусные ораторы специально в применяют их в качестве уловок, концентрирующих внимание публики и позволяющих качественно воспринять и проанализировать услышанную информацию.

«Короче» - наиболее употребляется нервными, вечно торопящимися людьми. Чаще всего встречается в речи вспыльчивых холериков. Замечено, что употребление «короче» только удлиняет высказывание. Его можно заменить следующими синонимами: «одним словом», «итак».

«Вообще-то» - характерно для неуверенных особ, способных закатить скандал по малейшему поводу. Также это ходовое словечко у самоуверенных личностей, мало считающихся с мнением остальных и ставящих на первое место собственную точку зрения, которую готовы доказывать с пеной у рта. Синонимы: «собственно говоря», «в главных чертах», «в целом», «обобщенно».

«Это самое» - произносят ленивые люди, старающиеся при подвернувшейся возможности переложить свои обязанности и ответственность на плечи другого человека.

«Кстати» - любимое словечко людей, неловко чувствующих себя в компании и пытающихся таким образом обратить на себя внимание. Синонимы: «к слову», «между прочим».

«Типа», «значит» - употребляют консервативные и агрессивные люди. Синонимы: «следовательно», «таким образом», «отсюда следует».

«Как бы» - словечко подросткового поколения, а также которые таким образом несознательно подчеркивают жизненную неопределенность и неуверенность в собственных словах, их приблизительность и некомпетентность. Как бы - это то ли «да», то ли «нет», то ли «не знаю».

«В общем», «в целом», «так сказать» - в неумеренном потреблении являются серьезным показателем неуверенности говорящего, стремящегося оставить себе лазейку для отступления.

Как избавиться от лишних слов?

Выявить лишнее помогут собеседники - частые партнеры по разговору. Можно попросить того, с кем регулярно общаешься (друзей, коллег, членов семьи), проследить за чистотой и прозрачностью речи.

Продумывание сказанного и интонация

Методы очищения речи

Интересно использование так называемого стука по клавишам. Для этого стоит лишь представить, что нужно набрать на клавиатуре текст либо смс-сообщение. И конечно, будет неуместным, что в набранном тексте будут встречаться пустые слова - «это самое», «вот», «блин»…

Многие тренинги ораторского мастерства для избавления своих слушателей от засорения речи предлагают весьма действенный, по заверениям преподавателей, метод. При каждом употреблении «вставного элемента» человек, его услышавший, получает определенное денежное вознаграждение, что для говорящего является

Чистота речи

В любом случае свою речь всегда необходимо тщательно продумывать, контролировать, следить за ней и совершенствовать. При этом совершенно не важно, кто является собеседником - чистота речи должна быть безусловной при разговоре с любым человеком!