Любое стихотворное произведение складывается из стилистических фигур, которые позволяют автору усилить воздействие речи на ее восприятие человеком.

К числу наиболее простых функциональных стилей в литературе относится анафора. С ее помощью поэтам удается придать своим творениям эмоциональность и значительно повысить их экспрессивную выразительность. Что же такое анафора?

Что означает слово «анафора»?

Слово ἀναφορά означает «восхождение, возношение» . Термин попал в русский язык из древнегреческого и первое время подразумевал отсылку к начальному слову, без которого сложно понять значение последующих выражений.

С течением времени понятие «анафора» несколько изменило смысл и приобрело значение «вынесение» , то есть когда автор выносит один и тот же (или схожий) элемент речи в начало нескольких срок.

Что такое анафора?

В настоящее время термин «анафора» означает повторение однородных звуков, слов либо словосочетаний в стихотворных рядах. Его могут использовать как в начале каждой строчки стихотворения, так и в начале каждой последующей строфы.

Подобный подход придает произведению остроту или позволяет с каждой новой строкой усилить интонацию авторского творения. В отдельных случаях подобные стилистические фигуры используют не только в начале строк и четверостиший, но и в полустишиях: «Город пышный, город бедный…» (А. Пушкин), где анафора – слово «город» .


Некоторые анафоры с мелко повторяющимися элементами могут и не быть стилистическими фигурами, а выступают лишь явлением русской речи. Например, выражение «зайти за угол» , в котором единоначатием является повторяющий в первых двух словах предлог «за» .

Помимо стихотворений с повторяющимися словами, анафорами считаются четверостишия, где каждая новая строка начинается с одинаковой буквы.

Какие виды анафоры бывают?

Анафоры различают в зависимости от частей речи, которые повторяются в литературном ряду. Одной из наиболее распространенных считается звуковая стилистическая фигура, при которой в начале каждой строки используют одинаковый звук.

Хорошим примером такого оборота выступает отрывок из стихотворения Пушкина: «Грозой снесённые мосты, Гроба с размытого кладбища» . В данном случае в качестве анафоры поэт применил звук «гро» .


В морфемных анафорах присутствуют наименьшие единицы языка, которые имеют определенный смысл. В качестве примера приведем отрывок из Лермонтова: «Чёрноглазую девицу, Чёрногривого коня!» , где анафора – это морфема «чёрно» .

В лексических фигурах авторы используют повторение одинаковых слов, стремясь подчеркнуть либо оттенить смысл определенных строчек. Так, Тютчев посредством употребления слов «эти, эта» сделал акцент на том, что конкретно «эти» селения и конкретно «эта» природа являются его милым краем:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

Существуют и достаточно сложные анафоры (синтаксические), в которых повторяются не слова либо звуки, а синтаксические конструкции. Есть и довольно редкая разновидность стилистических фигур – ритмическая, где авторы делают паузы в различных долях стихотворной стопы.

Нужно заметить, что анафоры нередко встречаются и в прозаических произведениях или в контексте с другими речевыми приемами, например с градацией – постепенным увеличением характера речи для придания ей более эмоциональной окраски.

Чем анафора отличается от эпифоры?

Эпифорой называют синтаксическую конструкцию, параллельную анафоре. Они схожи между собой стремлением автора сделать акцент на определенных местах стихотворения, но если в анафоре повторение слов, звуков или словосочетаний используется в начале строки (строфы), то в эпифоре аналогичные части речи употребляются в конце строк.


К примеру, в произведении А. Блока эпифора – это повторение словосочетания «в тихом доме»:

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!

В переводе с греческого "анафора" обозначает единоначатие. Давайте попробуем понять, что такое анафора в литературе. Анафора - это повторение речевых явлений, таких как слова, звуки, строфы или обороты, расположенные в начальных частях речевого потока. Эта стилистическая фигура широко применяется в поэтической речи. Кроме того, существует много видов анафоры, среди которых различают следующие:

  • звуковая - основана на повторении одних и тех же звуков в начале;
  • морфемная - повторение частей слова или морфем;
  • лексическая - повторение одних и тех же слов;
  • синтаксическая - повторение синтаксических конструкций;
  • строфическая - повторение строф стихотворения и схемы их построения;
  • строфико-синтаксическая - объединение строфической и синтаксической анафор;
  • ритмическая анафора - основана на повторении ритма, используется редко.

Теперь рассмотрим примеры анафоры, которая встречается наиболее часто и которую изучают в школе на уроках литературы.

Примеры анафоры

В учебниках различается множество видов анафоры. Чтобы выяснить роль анафоры, достаточно будет рассмотреть лексическую анафору как самую часто встречающуюся и выразительную. В ее основе всегда лежит эмоциональность и взволнованность.

Афанасий Афанасьевич Фет часто использовал в своих стихотворениях анафору. Рассмотрим отрывки из некоторых его стихотворений в качестве наглядных примеров. После этого вам станет еще более понятно, что такое анафора. Итак:

Этот синий свод,

Этот крик и вереница,

Эти стаи, эти птицы,

Это говор вод,

В этом примере хорошо видны многочисленные повторения: это, этот, эти. Это и является анафорой стихотворения, здесь она указывает на возрождающуюся весеннюю природу. Рассмотрим еще один отрывок из стихотворения Фета в качестве примера анафоры:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

При рассмотрении данного примера стихотворения также очень хорошо видна лексическая анафора. Приведенные примеры являются стихотворениями Фета потому, что он – поэт анафоры. Что такое анафора в творчестве Фета? Она является выразительным средством для стихотворной речи. Именно этот поэт гениально использует анафору, добиваясь мелодичного строя в своих стихотворениях.

Средства выразительности - это приемы, которые делают литературу эмоциональнее, а устную речь богаче и красочнее. Эти художественные тропы изучают еще в школе, но программа не дает полного понимания того, для чего они нужны и как работают. В число самых известных и легко запоминающихся средств входит анафора. Это классический стилистический прием, который чаще всего встречается в лирических литературных произведениях и в поэзии.

Что такое анафора

По другому это средство художественной выразительности называют единоначатием. Заключается оно в разного рода повторениях в начале частей произведения, обычно полустиший, стихов или абзацев.

Определение, что такое анафора в литературе, данное в Словаре литературоведческих терминов Н. И. Рябковой, звучит так:

Стилистическая фигура, состоящая в повторении начальных частей (звука, слова, словосочетания, предложения) двух или более самостоятельных отрезков речи.

Функции анафоры

Обычно примеры анафоры из художественной литературы можно встретить в стихотворениях, частушках, поэмах, песнях и других произведениях. Именно этому литературному роду - поэзии - свойственны экспрессия, акцент на чувствах и переживаниях лирического героя. Изображение внутреннего мира происходит через языковые средства. Анафора в литературе служит для усиления эмоциональной составляющей повествования и вносит в него элемент живости и энергичности. Например, в стихотворении А. С. Пушкина "Туча":

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несешься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

Одна ты печалишь ликующий день.

В этом произведении интонационное и контекстное ударение падает на слово "одна" за счет его повторения, которое указывает на состояние внутреннего мира лирического героя. В данном стихотворении смысловой упор делается на то, что туча - единственный негативный фактор, что придает стиху экспрессивно-обвинительный окрас.

Примеры анафоры из литературы и не только

Анафора - это средство художественной выразительности, так что в научно-популярной литературе или официальных документах встречается она значительно реже, как и любое другой средство выразительности. Более того, этот прием имеет слишком сильную эмоциональную окраску, неприемлемую для некоторых стилей. Можно почерпнуть примеры анафоры из литературы,включая как поэзию, так и прозу, или из публичных речей или писем.

Например анафора использовалась в речи В. В. Путина для придания торжественности, убедительности и проникновенности его словам:

Нужно вместе с вами продолжить начатые преобразования. Чтобы в каждом городе, в каждом селе, на каждой улице, в каждом доме и в жизни каждого российского человека происходили перемены к лучшему.

Чтобы понаблюдать как меняется эмоциональная окраска, можно убрать ее из данного отрывка: "...в каждом городе, селе, на улице, в доме и в жизни российского человека происходили перемены к лучшему". Без лексического повтора это перечисление теряет свой экспрессивный "вес" и акцент.

Пример анафоры в прозе присутствует, например, в статье академика Д. С. Лихачева:

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене помыть посуду, - он невоспитанный человек. Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, - он невоспитанный человек. Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, - он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, - он невоспитанный человек.

Здесь тоже идет усиление перечисления, акцент на важности каждого отдельно взятого примера, рассматриваемого в отрывке. Таким образом ситуации, которые упоминает автор, становятся не частью одной смысловой конструкции, а разными отрывками со своей собственной контекстной энергией, что заставляет читателя обращать отдельное внимание на каждую из них, а не на все вместе разом.

Самое обширное количество примеров единоначатия содержит поэзия. Именно в лирике экспрессия приходится к месту чаще, чем в других литературных родах. Пример анафоры в стихотворении А.С. Пушкина:

Клянусь четой и нечетой,

Клянусь мечом и правой битвой...

В конкретном примере анафора выражена глаголом "клянусь". Сам по себе он несет торжественную коннотацию, повтор же усиливает ее.

Виды анафоры

Анафора бывает:

  • звуковой;
  • лексической;
  • синтаксической;
  • морфемной;
  • ритмической.

Звуковая анафора в литературе представляет собой повторение звука или группы звуков в начале абзаца, если это проза, или стиха, если это стихотворение, например в произведении Александра Блока "О, весна! без конца и без краю...":

О, весна без конца и без краю

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Повторяются парные звуки [з] - [с], ассоциирующиеся с легким весенним бризом, что соответствует идее и контексту стихотворения.

Лексическая анафора - это повторение лексической единицы, целого слова или частицы. Этот вид самый распространенные и легче всего узнается читателем. Например, в стихотворении Сергея Есенина:

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза...

Синтаксическая - это частный случай лексической анафоры, когда повторяются целые синтаксические конструкции, например предложения или части предложения, как в стихотворении Афанасия Фета:

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер,

Только в мире и есть, что лучистый

Детский задумчивый взор.

Морфемная анафора в литературе подразумевает повторение какой-либо части слова - морфемы, например, у М. Ю. Лермонтова:

Черноглазую девицу,

Черногривого коня...

В данном случае повторяется корень "черно-", объединяя "девицу" и "коня" в чертах.

Ритмическая анафора - это когда в начале стиха или строфы повторяется ритмический рисунок. Яркий тому пример в произведении Николая Гумилева:

Обворожает царицу

Необозримой Руси.

Данный вид анафоры используется только в поэзии, так как в прозе отсутствует ритм.

Анафора в английском языке

Единоначатие - универсальный стилистический прием и используется не только в России. Анафора в литературе на других языках также часто встречается, особенно в песнях, и носит те же функции, что и в русском.

My heart’s in the Highlands,

My heart is not here,

My heart’s in theHighlands,

А chasing the dear.

В данном отрывке используется лексический вид.

Этим приемом не пренебрегал и сам Уинстон Черчилль, активно используя его в своих речах и выступлениях. Также его применял и Мартин Лютер Кинг в своей знаменитой речи "У меня есть мечта".

; 2) (иногда) вся Литургия верных.

Свое название – «Ана молитва

В греческих и славянских рукописях иногда анафорой обозначается вся литургия верных.

Общее замечание

Смысловым центром каждой евхаристической (полной) Литургии (святых , ап. Иакова и других) является таинство Евхаристии («Благодарения»), а центром текстуальным – , или молитва евхаристической Анафоры , читаемая архиереем или священником над хлебом и вином , приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. Свое название – «Ана фора» (в переводе с греческого «возношение»), молитва получила оттого, что во время ее чтения священнослужители «возносят» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу.

Анафора, иначе именуемая Евхаристическим каноном, – «самый древний элемент богослужения всех Церквей» (иером. М. Арранц). У христиан византийской богослужебной традиции, к которым принадлежим и мы, слово «Анафора» у же, чем слово «Литургия». Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь». «Литургия» содержит всё чинопоследование (весь текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после Евхаристического канона.

В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора в основном читается священником в алтаре «тайно» (звучат лишь немногие, вырванные из контекста, тирады). А это лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Человек может всю жизнь ходить в храм, но пребывать в полном неведении о важнейшей богослужебной молитве; между тем, знание ее текста абсолютно необходимо христианину для осмысленного восприятия Литургии. Непосредственно перед началом анафоры – с возгласом «Станем до бре!..» – в нашем храме зажигают «большой свет», а по ее окончании – гасят (спасибо и за это указание). Это хороший видимый ориентир при чтении текста анафоры. Жирным шрифтом отмечены громко звучащие возгласы; серым цветом выделены позднейшие вставки и дополнения, которых нет в древнем авторском тексте анафоры св. ; в квадратных и круглых скобках – редакторские научные заголовки и пояснения, отсутствующие, разумеется, в богослужебном тексте Литургии.


(по современному Служебнику)

[Диалог перед анафорой (призыв к совершению Таинства после пения Символа веры):] Диак .: Станем до бре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приноси ти! Лик : Милость мира, жертву хваления. Свящ.: Благодать Госпо­да нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа бу ди со всеми вами. Лик: И со духом твоим. Свящ.: Горе име им сердца . Лик: И мамы ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Лик: Достойно и праведно! есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.

Свящ.: Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя , до ндеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, ю же от рук наших прия ти изволил еси, а ще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафи­ми, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!

Лик: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Свящ.: С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, во­пием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси , я коже Сына Твоего Единородного да ти, да всяк ве руяй в Него не погибнет, но и мать живот вечный: И же пришед, и все е же о нас смотрение исполнив, в нощь, в ню же предая шеся, па че же Сам Себе преда­яше за мирски й живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непоро­ч­ныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек [возглашает «установительные слова» Господа на Тайной вечере]: Приими те, яди те, сие есть Тело Мое, е же за вы ломимое во оставление грехов! Лик: Аминь. Свящ.: Подо бне и чашу по вечери, глаго ля:Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за мно ги изливаемая во оставление грехов! Лик: Аминь.

Свящ.: Поминающе у бо ныне спасительную сию заповедь, и вся, я же о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхожде­ние, одесну ю седе ние, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе принося ща о всех и за вся!

Лик: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежа щыя Дары сия, [свящ. и диак. читают: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков ее нет.] Диак.: Благослови, влады ко, святы й хлеб. Свящ.: и сотвори у бо хлеб сей честно е Тело Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу. Свящ.: А е же в чаши сей, честну ю Кровь Христа Твоего. Диак.: Аминь. Благослови, владыко, обоя . Свящ.: Преложи в Духом Твоим Святым. Диак.: Аминь, аминь, аминь.

Свящ.: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставле­ние грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение. (Здесь священник молится, чтобы причастники обрели в Святых Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царства Небесного и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Свящ.: Еще приносим Ти словесную сию Службу о и же в вере почив­ших: пра отцех, отце х, патриа рсех, проро цех, апо столех, пропове дни­цех, еван­гелистех, мученицех, исповедницех, возде ржницех, и о всяком ду се праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богоро­дице и Приснодеве Марии! вящ. приносит хода­тайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках и особенно «изрядно» – о Богородице.) Лик: Достойно есть яко воистину… (поется всем известный Богородичный гимн).

Свящ.: О святе м Иоанне проро це… ( о Церкви, о богохранимой стране нашей, о гражданских властях; затем священник возглашает:)

В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имярек) , Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и госпо­дина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего архиерея ), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины! Лик: И всех и вся.

Свящ.: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и стра­ну, и верою живущих в них. (И далее следует поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных …; поминает также поименно всех, кого хочет, и в завершение возглашает:)

И даждь нам еди неми усты и еди нем сердцем сла вити и воспевати пречестно е и великоле пое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков! (Конечное славословие Божественного Имени – и окончание анафоры ). Лик: Аминь. (Повернувшись к народу лицом, невидимый за алтарной завесой, священник громко благословляет народ:) И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами! Лик: И со духом твоим. (В нашем храме гаснет «большой» свет.)

Префацио : Санктус , который переходит к искупитель­ным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с «установи­тельными словами». Далее (анамнесис ) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…!»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес у се (духе) праведном»); особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвяте й…»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается громким славословием Имени Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, – что символизирует особую близость христиан к Богу.

Лит.: Арранц М., иером. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография).

Анафора святого Иоанна Златоуста (по греческому Евхологию « Barberini gr . 336», VIII в.)

Общие замечания

Смысловым центром каждой так называемой «полной» Литургии (то есть имеющей Евхаристический канон) – свв. Иоанна Златоуста, ап. Иакова и других – является таинство Евхаристии (греческоеЭвхаристи а – буквально значит «Благодарение»), а центром текстуальным – молитва евхаристической анафоры, читаемая предстоятелем (архиереем или священником) над хлебом и вином, приготовленными особым образом на Проскомидии, предваряющей совершение этого основного христианского богослужения. В настоящее время, вопреки изначальной традиции, Анафора читается «тайно», что лишает верующий народ активного, как в Древней Церкви, участия в Евхаристии. Во всяком случае, знание ее текста абсолютно необходимо каждому христианину для осмысленного восприятия Литургии. Свое название – «Анафора» («Возношение»), молитва получила от того, что во время ее чтения священник «возносит» (в определенные моменты даже в прямом смысле) Евхаристические Дары Богу Отцу. [Об Анафоре (и Литургии) в целом см.: Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. 2-е изд. Рим, 1998 (приведена основная библиография)].

Анафора , иначе именуемая Евхаристическим каноном – самый древний элемент богослужения всех Церквей. При этом следует учитывать, что у христиан византийской традиции (к которой принадлежим и мы, славяне) слово анафора у же, чем слово Литургия . Анафора начинается от обращения (приглашения) священника к молящимся: «Благодарим Господа» – и заканчивается прославлением Божественного Имени и утверждением «Аминь»! «Литургия» содержит всё чинопоследование (текст) этого богослужения, включая внеанафоральные элементы до и после евхаристического канона. До патриарха Никона (1652–1658), стремившегося максимально приблизить русский богослужебный обиход к любезному его сердцу греческому, вместо слова «Литургия» чаще употреблялся его не совсем точный русский перевод – «(Божественная) Служба». Поскольку же терминыЕвхаристия, Анафора, Литургия, Таинство Тела и Крови и другие обозначают различные аспекты одного и того же евхаристического служения, то они могут употребляться в литургической литературе в качестве синонимов.

Евхаристия – таинство Тела и Крови Господа, – установленная Им на Тайной Вечере, совершалась затем Его апостолами и позднейшими христианами «в воспоминание» этого события (), – то есть в соединении с вечерней трапезой, в завершение которой над преломляемым хлебом и чашей произносились славословия и благодарения. Поэтому древнейшие анафоры (II–III вв.), известные науке, носят название анафор трапезного типа.

Начиная со II-го века происходит отделение Евхаристии от вечерней трапезы и перенесение ее на утро. В книге Завещания (II–III вв.) встречаем реальную службу: «хваление зари», чтения из Писания и евхаристию. В IV столетии в Антиохии отдельные элементы Анафоры – «хвалебные, жертвенные и трапезные – перерабатываются великими литургистами-богословами, и создаются классические анафоры антиохийского типа, которые, отвечая греческому вкусу эпохи, являются литературными шедеврами и в то же время очень глубокими богословскими трактатами. Такому типу принадлежат анафоры VIII-й книги Апостольских постановлений, св. Иакова, св. Василия Великого, св. Иоанна Златоуста и еще несколько десятков на греческом, сирийском, коптском, армянском и эфиопском языках» (иером. М. Арранц).

Этот процесс формирования композиционно и логически связной молитвы-анафоры протекал под знаком выкристаллизации элементов, которые в дальнейшем получили значение непременных в анафоре, а в литургической науке стали известны под названиями: префа цио (praefacio), ана мнесис (ajnavmnesi§), епи клесис (ejpivklesi§) и интерцессио нес (intercessiones), то естьвведение , воспоминание , призывание и ходайства .

Приводимая здесь Анафора заимствована из древнейшего сохранившегося греческого (византийского) Служебника (Евхология), известного в науке как «Евхологий Барберини 336», VIII в., и хранящегося в Ватиканской библиотеке. Русский перевод (не всегда точный) см.: Собрание древних Литургий Восточных и Западных в переводе на русский язык. Вып. 2. СПб, 1875 (репринт: М., 1998). С. 124–129. Для настоящего занятия этот перевод выправлен по критическому изданию текста рукописи: L’Eucologio Barberini gr. 336 (ff. 1–263) / Edizione a cura di S. Parenti ed. E. Velkovska. Roma, 1995, p. 31–38; Арранц М., иером. Избранные сочинения по литургике. Т. III. Евхологий Константинополя в начале XI в. Рим–М., 2003. С. 569–575.

Писцо вые уставны е ремарки и заголовки набраны курсивом; в угловых скобках – подразумеваемый Евхологием текст, не приведенный писцом ради экономии места (то же – многоточием без всяких скобок). Внесенные нами в текст современные заголовки и учебно-методические пояснения (разумеется, отсутствующие в рукописи) заключены в квадратные скобки. Сравните этот древнейший сохранившийся греческий текст Анафоры св. Иоанна Златоуста с текстом его же Анафоры в древнейшем (из сохранившихся) русском Служебнике: по изданию: Рубан Ю . Служебник Варлаама Хутынского (ГИМ, Син. 604/343, конец XII – начало XIII в.): (Описание, тексты, комментарии). – Euchologion («Sluzebnik») Sancti Barlaami Chutynensis, finis XII – initium XIII seculi. – Museum Historicum Nationale (Mosquae). Sectio librorum manuscriptorum. Collectio synodalis, n 604/343 // Ученые Записки Российского Православного университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 2. М., 1996; Рубан Ю. Древнейшая русская Литургия // София (Новгород), 1998. № 4. С. 11–14.

[Евхаристический канон]

[Диалог перед Анафорой]

Священник: Мир всем! Народ: И духу твоему! Диакон: Возлюбим друг друга!И, после преподания любви, диакон говорит: Двери, двери! Будем внимательны! Народ: Верую…[поется Символ веры]. Диакон говорит: Будем стоять благопристойно! Народ: Милость, мир!

Священник [говорит:]

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да будет со всеми вами.

Народ: И со духом Твоим!

Священник: Горе будем иметь (вознесём) сердца!

Народ: Имеем (вознесём) ко Господу!

Священник: Будем благодарить Господа!

Народ: Достойно и справедливо!

Священник начинает Святое возношение (Анафору)

[ Praefacio – вступление; 1-я часть Анафоры: перед «Свят, свят, свят»]

Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе покланяться на всяком месте владычества Твоего; ибо Ты – Бог неизреченный, недове домый, невидимый, непостижимый, всегда сущий, тождественно сущий: Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой. Ты привел нас из небытия в бытие, и падших восстановил опять, и не перестал совершать все, пока не возвел нас на небо и даровал будущее Царство. За все это благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына и Духа Твоего Святого; за всё, что мы знаем и чего не знаем, явные и неявные благодеяния Твои, совершившиеся на нас. Благодарим Тебя и за эту Службу (Литургию), которую Ты сподобил принять от рук наших, хотя и предстоят Тебе тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, шестикрылые, многоокие, высоко парящие, окрылённые. Возглашает: Победную песнь поющие,.<вопиющие, взывающие и говорящие: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф…!»>

Священник тайно:

С этими силами, человеколюбивый Владыка, и мы возглашаем и говорим: Свят Ты и всесвят, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святой; свят Ты и всесвят, и великолепна слава Твоя. Ты так возлюбил мир Твой, что отдал Сына Твоего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Который придя и исполнив всё домостроительство о нас,[Установительные слова] в ту ночь, в которую Он предал Себя, взяв хлеб в Свои святые и пречистые и непорочные руки, благодарив и благословив, преломил и подал святым Своим ученикам и апостолам, сказав: Возглашает:« Прими те, вкусите, это – тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов!» Подобным образом и чашу после вечери подал, говоря: «Пейте из нее все, это – кровь Моя нового завета (союза), за вас и за многих проливаемая для отпущения грехов!»

Народ: Аминь!

[Ана мнесис – воспоминание; приношение и благодарение]

Священник тайно:

Итак, вспоминая эту спасительную заповедь и всё совершившееся ради нас: Крест, гроб, тридневное Воскресение, восшествие на небеса, сидение по правую руку [Отца], Второе и славное пришествие вновь, Возглашает: Твоё из Твоего принося Тебе по всему и для всего!

Народ: Тебя воспеваем!

Священник тайно говорит:

[Эпи клезис – Призывание]

Еще приносим Тебе эту словесную и бескровную службу, и просим, и молимся, и умоляем: Ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на эти предлежащие Дары.

И, восстав, знаменует, говоря тайно:

И соделай этот хлеб драгоценным телом Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

А то, что в этой чаше, – драгоценной кровью Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым. Аминь.

[Прошение после эпиклезиса: смысл совершения Евхаристии]

Священник тайно:

Чтобы они были для причащающихся [дарами] к трезвенности души, во оставление грехов, в общение Святого Твоего Духа, к достижению (исполнению) Царства, к дерзновению перед Тобой, не в суд или во осуждение.

[Интерцессио нес – ходатайства]

[Поминовение всех святых] Ещё приносим Тебе эту словесную службу о скончавшихся в вере отцах, патриархах, пророках, апостолах, проповедниках, евангелистах, мучениках, исповедниках, воздержниках и о всяком праведнике, скончавшемся (букв. достигшем совершенства!) в вере. Возглашает :Особенно [о] пресвятой, пречистой, преславной, благословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!

[Поминовение знаменитых святых] [О] святом Иоанне, Предтече и Крестителе, и святых и всеславных апостолах, и святого такого-то , память которого мы ныне совершаем, и всех святых Твоих, ради молитв которых призри на нас, Боже.

[Общее поминовение усопших] И помяни всех, скончавшихся в надежде воскресения к жизни вечной, и упокой их, где зрится свет лица Твоего.

[Поминовение священства] Еще просим Тебя: помяни, Господи, всякое епископство православных, верно преподающих слово Твое истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнослужительский сонм.

[Общее поминовение о всем мире] Еще приносим Тебе эту словесную службу о Вселенной [греч. Ойкумена, или Экумена, т. е. Римская империя] , о святой Твоей Кафо(т)олической и Апостольской Церкви, о пребывающих в чистоте и благочестивой жизни, о проводящих жизнь в горах, и пещерах, и ущельях земли; о благоверных царях, христолюбивой царице, всей палате и воинстве их. Дай им, Господи, мирное царствование, чтобы в мире их и нам проводить тихую и безмятежную жизнь во всяком благочестии и чистоте.

[Поминовение города] Помяни, Господи, город, в котором мы живем, и всякий город и страну, и [людей] с верою живущих в них. Возглашает:

[Второе поминовение священства] Во-первых помяни, Господи, архиепископа нашего (такого-то).

[Заключительное всеобщее поминовение] Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, больных, страждущих, пленных, и спасение их.

Помяни, Господи, приносящих плоды и делающих добро во святых Твоих церквах, и помнящих о бедных, и на всех нас ниспосли Твои милости. Возглашает: И дай нам одними устами и одним сердцем прославлять и <воспевать всечтимое и великолепное Имя Твое – Отца, и Сына, и Святого Духа, – ныне, и всегда, и во веки веков>! И будут милости великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа!

АНАФОРА СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА
(Структура. Темы основных разделов)

[Призыв народа к Анафоре после пения Символа веры:]

Д .: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити… Свящ. : Благодать Господа нашего Иисуса Христа… Горе име им сердца (вознесём ввысь сердца). Люди: И мамы (имеем [такое намерение]) ко Господу. Свящ.: Благодарим Господа. Люди: Достойно и праведно!

Анафора

Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити… (1-я молитва анафоры, окончанием которой является возглас священника) : Победную песнь пою ща, вопию ща, взывающа и глаголюща. Люди: Свят, свят, свят, Господь Саваоф!…

С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем… (2-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает установительные слова Господа на Тайной вечере): Приими те, ядите, сие есть тело Мое… Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета!…

Поминающе у бо ныне спасительную сию заповедь… (3-я молитва анафоры; заканчивая ее, свящ. возглашает): Твоя от твоих, Тебе принося ща о всех и за вся!

Еще приносим Ти… [Господи, и же Пресвятаго Твоего Духа… Сердце чисто созижди… Не отвержи мене… – Тропарь III-го Часа и стихи 50-го псалма; это славянская интерполяция с начала XV в., чуждая изначальному тексту анафоры; у греков в настоящее время ее нет].

И сотвори у бо хлеб сей честно е тело Христа Твоего. … А еже в чаши сей, честную кровь Христа Твоего. … Преложив Духом Твоим Святым (освящение Св. Даров).

Я коже быти причащающимся во трезвение души… (священник молится, чтобы причастники обрели в Св. Дарах душевное трезвение, оставление грехов, общение со Святым Духом, наступление Царствия Небеснаго и чтобы дерзновенное приближение к Богу не вменилось им во осуждение).

Еще приносим Ти словесную сию службу о и же в вере почивших, праотцех… (священник приносит ходатайство о патриархах, пророках, апостолах, мучениках, исповедниках «И о всяком ду се пра веднем в вере скончавшемся»,особенно же – изрядно – о Богородице, – как свидетельствует завершающий молитву возглас ): Изря дно о Пресвятей…!

О святе м Иоанне проро це… (продолжение воспоминаний – Иоанна Крестителя, апостолов, всех святых и вновь – усопших. Затем – поминовение церковной иерархии, моления о Церкви, о богохранимой стране нашей.)

Священник возглашает: В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия (Кирилла)… (патриарха ), и господина нашего высокопреосвященнейшего… (правящего архиерея ). Помяни, Господи, град сей, в немже живем… (и далее поминовение плавающих, путешествующих, болящих и страждущих, плененных …)

И даждь нам еди неми усты и еди нем сердцем славити и воспевати… (конечное славословие Имени – и окончание Анафоры ).

Префацио : благодарение Бога за творение мира и промысл; служба людей Творцу возводит к воспоминанию ангельского служения («жертва хваления»): «Свят, свят, свят» – Санктус , который переходит к искупительным подвигам Иисуса Христа, описанию Тайной вечери с установительными словами. Далее (анамнесис ) воспоминаются претерпленные Им крест, погребение, воскресение, вознесение, седение одесную Отца и возносится наше благодарение (евхаристия) («Твоя от Твоих…»).

Эпиклезис начинается с повторения идеи приношения («Еще приносим»), затем следует усердное призывание Святого Духа ради «преложения» Св. Даров и освящения верных, их вкушающих.

В интерцессионес – моления о почивших («о всяком ду се праведном») – особое воспоминание Богоматери («Изрядно о Пресвятей»), Иоанна Предтечи, апостолов, всех святых, поминание Церкви небесной и земной, иерархии, клира, властей, страны, града и всех людей. Это – остатки древних диптихов, читавшихся дьяконом во время совершения священником анафоры, а затем вошедших в ее текст. Длинный ряд поминовений «всех и вся» завершается славословием Имени Св. Троицы: Отца и Сына и Св. Духа.

[В молитве Господней («Отче наш»), которая уже не принадлежит к Анафоре, слова «хлеб насущный», согласно позднейшей традиции, приобретают «особое, чисто евхаристическое значение» (архим. . Евхаристия)].

Лит.: Успенский Н. Д. Анафора. (Опыт историко-литургического анализа) // Богословские труды. М., 1975. № 13; Мень А., прот. Таинство, Слово и Образ: Богослужение Восточной Церкви. Брюссель, 1980 и переиздания (гл. 3: Литургия; здесь содержится перевод центральной части анафоры св. Иоанна Златоуста на руский язык). Смотрите также литературу при статье «Литургия».

Материалы к курсу лекций «Основы православной литургики »
Доц. Ю. Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия

Лексика обеспечивает язык стилистическим материалом, а синтаксис выстраивает его, объединяя эти «кирпичики», чтобы получить законченную мысль. Именно благодаря синтаксису обнаруживаются индивидуальные особенности творчества писателей. В литературе синтаксис с помощью стилистических средств языка участвует в создании художественных образов, помогает передать отношение автора к изображаемой действительности.

Для усиления выразительной функции художественной речи используются писателями различные фигуры речи:

  • гипербола;
  • градация;
  • оксюморон;
  • анафора;
  • параллелизм;

Обратить внимание! Слова в фигурах речи употребляются не в переносном смысле, как в тропах, а имеют прямое значение, но строятся они по-особому, сочетаясь необычным способом.

Одной из фигур в русском языке является анафора. Само слово родом из греческого языка, и означает оно «повторение». Обычно используется в начале строк, а также строф. В отличие от других стилистических средств языка и тропов, эта фигура имеет свое строгое местоположение – начальную позицию.

Википедия дает определение этой фигуре речи и поясняет, что это и для чего она применяется.

Анафора в стихах придает поэтической речи остроту и ритмичность, мелодичность и выразительность, служит лейтмотивом произведения, звучит, как своеобразный страстный голос автора. С помощью этой фигуры подчеркиваются мысли, кажущиеся наиболее значимыми для писателя.

Внимание! Единоначатие применяется не только в стихотворной речи — стилистическое средство можно встретить и в прозе, когда в начале абзацев повторяются части предложений. Анафора активно используется и в риторике с целью вызвать эмоции у публики.

Виды анафоры и примеры

Выделяют следующие ее виды:

  1. При повторении одинаковых звуков в поэтической речи создаются звуковые анафоры. У : «Грозой снесенные мосты, / Гроба с размытого кладбища.»
  2. Морфемные анафоры характеризуются повтором одних и тех же морфем или частей слов, как в «Узнике» М.Лермонтова: «Черноглазую девицу, / Черногривого коня!..»
  3. Писатели часто прибегают к употреблению лексических анафор в своих творениях, когда в начале ритмических строк, а также строф повторяются одни и те же слова. Такие повторы придают лиричность и эмоциональность, помогают донести до читателя основную мысль произведения, выделяют наиболее важные моменты в тексте. Например, «Прощай, мое солнце. / Прощай, моя совесть, / Прощай, моя молодость, милый сыночек.» (П.Антокольский)

В стихотворении «Благодарность» М.Лермонтова повторение предлога «за» в начале шести строк придает словам, употребленным не в прямом значении, остроту иронии. В «Демоне» единоначатием «клянусь» достигается страстность речи, эмоциональность, усиливается параллелизм отрывка и его смысловая выразительность. В известном стихотворении «Родина» М. Лермонтов выражает странную любовь к своей Родине, в первой же строфе с помощью повторения частицы «ни» отрицается общепризнанное понятие патриотизма.

Другой представитель чистого искусства Ф. Тютчев, являющийся открывателем новых образных миров в поэзии, воспевал в своем творчестве красоту мироздания. Вот пример анафоры у поэта: «Сумрак тихий, сумрак сонный». Повтором этого слова дается ощущение лиричности и мелодичности, которые эмоционально воздействуют на читателя. Еще повторение слова «край» и словесных анафор «эти» и «эта» у Тютчева в четверостишии «Эти бедные селенья» в начале каждой пары строк первой строфы, с помощью которых подчеркивается мысль, что именно этот край, несмотря на бедность, является родным краем поэта.

Примеры анафоры в литературе 20 века

Поэт Б. Пастернак свое импрессионистическое стихотворение «Февраль. Достать чернил и плакать» создал под впечатлением и в порыве души, используя назывные и безличные предложения. В этой лирической миниатюре предложения соединены повторами «достать» (чернил и пролетку). Чувствуется легкость, сиюминутное впечатление от вида весеннего дня.

В стихотворении «Зимняя ночь» строка «свеча горела на столе» звучит лейтмотивом. Автор, вопреки всему враждебному на земле и бушующей стихии за окном, утверждает любовь двух сердец. Свеча у поэта – символ человеческой жизни. В другом стихотворении «Снег идет» поэт использовал анафору «снег идет», она повторяется почти в каждой строфе и звучит медитативно, задумчиво, утверждая красоту миропорядка.

Важно! Анафора добавляет в текст ритмичность, с ее помощью усиливается смысловая структура текста, он легче запоминается.

В творчестве М.Цветаевой есть стихи, посвященные любимым поэтам. Поэтесса считала А. Блока своим учителем, для нее он был воплощением идеала. Уже в первом стихотворении цикла «Стихов о Блоке» она с трепетом воспринимает звук имени любимого поэта. Повторением фразы «Имя твое…» усиливается чувство восхищения талантом Блока, подчеркивается, сколько сокровенного даже в звучании имени учителя.

У стихотворение философского содержания «Старая яблоня» состоит из шести строк. Первые две строки его начинаются с повторения слова «вся». Применение такого единоначатия в начале строфы усиливает выразительность, помогает представить картину старой яблони целиком в белом цвету.

В «Заповеднике» у Высоцкого применен повтор фразы в начале строки «сколько их в кущах…» и слова «сколько». Употреблением этих повторов поэт выражает возмущение по поводу большого масштаба истребления животных людьми.

Полезное видео: анафора

Вывод

С помощью анафоры художественная речь приобретает особую эмоциональность и изюминку. Применение этой фигуры позволяет авторам выражать свое отношение к высказываемой мысли, направлять внимание читателя на понимание сути.