6 класс

Тема

урок

дата

Диктант

Сочинение по летним впечатлениям.

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, на озере, в деревне)!»

Контрольная работа по грамматике.

Диктант

Диктант

Контрольная работа по лексике.

Контрольная работа по морфологии

Сочинение «Однажды…»

Диктант

Контрольная работа по морфологии

Выборочное изложение

Контрольная работа по орфоэпии и морфологии

Изложение «Речкино имя»

Диктант

Контрольная работа №1

Диктант

Цель: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; Ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне – наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру и так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом . В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную – азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. (110 слов).

Контрольная работа №2

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т. д.)!»

Цель: проверить умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы стиля речи, типов речи, языковых средств.

(Предполагается, что учащиеся должны написать сочинения художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка)

Контрольная работа №3

Цель: проверить умения: выделять из текста словосочетания; определять часть речи ; проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных, прилагательных, глаголов; обнаруживать основу предложения; определять члены предложения.

Указанные умения по грамматике проверяются на тексте упр.30.

Контрольная работа №4

Диктант

Цель: проверить навыки правописание сложных слов; Не с существительными, прилагательными и глаголами; Н – НН в суффиксах прилагательных; навыки правописания корней слов и окончаний; навыки пунктуации в сложном предложении, предложениях с однородными членами, с прямой речью.

Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лед на речке, замерли темно-зеленые ели. С северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что все живое спешит укрыться.

Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надежно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.

Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.

Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки , и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронесся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» - усмехнулся охотник.

(113 слов) По М. Звереву.

Контрольная работа №

Изложение с творческим заданием

Цель: проверка владения стилем научного рассуждения.

Корень – это главная обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень само действие (пример).. Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об - и раз-, показатель неопределенной формы –ть. Где же корень? Корень - у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод).

Контрольная работа №5

Диктант

Цель: проверить навыки правописания приставок, корней слов, личных окончаний глагола; навыки расстановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с однородными членами.

Известный русский писавека Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада» Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Книга содержала интересные сведения о различных морях и странах, обычаях разных народов, о жизни экипажа корабля.

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьется стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрег этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 сл)

Контрольная работа №6

Проверочная работа по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным , учитывая их лексическое значение.

1) свежий

свежий ветер -

свежая газета -

свежий взгляд -

свежий хлеб –

2) тупой

тупой угол –

тупой человек –

тупой взгляд -

тупая боль –

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение.

Проливать слезы

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

Волчья нора – волчий аппетит.

Каменный дом – каменное сердце.

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Задание 5. Спишите, укажите какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек, а плод – сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит

Контрольная работа №7

Изложение «Как спасали крысу»

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо - крыса, я, трамвай, моя знакомая взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Замечательно, - в два приема сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова)

(По Б. Васильеву)

Контрольная работа №8

Проверочная работа по теме «Причастие»

Тест

1-й вариант

/.

а) начат; б) начата; в) начаты; г) взята; д) взяты; е) переведены";

ж) переведена; з) переведено.

а) Ночь лучезарная смотрит на скоше.. .ый луг.

б) Молчу, потеря...ый, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада, -

И кружится ещё, приюта не найдя,

Грачей встревоже...ое стадо.

в) Каждый шаг моей некова...ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянё.. .ые весной

Бабочки ночные.

а) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непреста.. .ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

б) Дремотой розовой объята трава некоше.. .ой межи.

в) Звонко цокает кова...ый конь о булыжник в каком-то про­езде...

г) Стог принимает на закате

Вид постоялого двора,

Где ночь ложится на полати

В накоше.. .ые клевера.

а) рва.. .ый кафтан; б) деревя.. .ые сучья; в)жела.. .ые гости; г) броше.. .ая бечева.

5. В этом слове пишется н:

а) даль тума.. .а; б) бельё поглаже.. .о; в) платье дли.. .о; г) пуговица оторва...а; д) высуше...а на солнце; е) модель совреме.. .а.

а) Дверь была отворе.. .а, я вошёл.

б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме.. .а, как весною, зелена.

в) Рассея. ..ы деревни - там за ними скривилась мельница.

г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше.. .а, светла...

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) В лугу отава скоше.. .а, туман стоит у омута.

б) Кафе «Ручеёк» было устрое...о, как настоящий ручеёк.

в) На неинтересном уроке дети невнимательные и рас­сея...ые.

8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

а) Над лампой тихою подвеше...ый кружок вертится при­зрачною тенью.

б) Провыла мина волком, Рассвет качнулся мглист, И, ране.. .ый осколком, Споткнулся баянист.

в) Так после битвы, во мраке ночном, ране.. .ый стонет, зовёт, проклинает.

г) Всё небо было расчерче.. .о прожекторами.

а) пробужде.. .а весною; б) в кожа.. .ом кресле; в) изреза...ые полоски; г) ветре...ый день.

2-й вариант

/. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:

а) принят; б) принята; в) приняты"; г) занят; д) занята; е) нанесен;

ж) нанесена; з) нанесены".

2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн:

а) Грудь дышит легче и вольней, осввобождё. ..ая от зною.

б) Там, щедрым облаком зари освеще.. .ы,

Нависли пышными, янтарными клубами.

в) Стук колёс и жаре. ..ый миндаль

Мне дороже всех четверостиший.

г) Я иду домой возможно тише.

Ненаписа...ых стихов - не жаль!

3. В этом предложении на месте пропуска пишется н:

а) Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплата...ом салопе

Сходит на земь небосвод.

б) И цветы, опьяне...ые росами, рассказали ветрам сказки нежные.

в) Она явилась в чём была - в полушубке, головном вяза.. .ом платке.

г) Пахнет от него веником , мылом и ещё чем-то похожим на запах печё...ого хлеба.

4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн: а) подкова.. .ые лошади; б) ветре.. .ый человек;

в) броше.. .ый камень; г) завале...ые снегом.

5. В этом слове пишется н:

а) написа...о мною; б) курсы организова...ы;

в) платье дли.. .о; г) рукопись сожже.. .а;

д) украшение бесце.. .о; е) высказывание тума.. .о.

6. В этом предложении есть прилагательное, в котором на­до писать нн:

а) Остывает запад розовый, ночь увлажне.. .а дождём.

б) Могила храброго свяще.. .а для отчизны.

в) У него было сосредоточе..ое выражение лица.

г) Там, щедрым облаком зари испещре. ..ы,

Густые облака, сбегая с вышины,

Нависли пышными янтарными клубами.

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

а) Здесь солнце держат в чёрном теле, и так оно истоще.. .о,

что даже светит еле-еле и не приходит под окно.

б) Длинная деревенская улица совсем пусты...а.

в) Небо загроможде...о клочьями нежно-белых облаков.

5. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

а) Поля росой умылись,

Ручьи светлей слюды,

И зеленью покрылись

Сожжё.. .ые сады.

б) Скрипели возы по дорогам,

Едва шелестела листва,

А в скоше.. .ом поле за стогом

Сверкала огнями Москва.

в) Шуршит свинец в несжатой ржи,

В некоше.. .ой траве,

Мы защищали рубежи

На подступах к Москве.

г) Трудно будет с гружё.. .ыми повозками подняться на гору.

9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н:

а) лише.. .ый таланта; б) окружё.. .ый пеной; в) плетё...ая изгородь; г) выкова...ый меч.

Правильные ответы:

1-й вариант: 1. а, г, ж, з; 2. а, б, г; 3. б, в; 4. б, в, г;

Тестовая разминка.

В какой строчке все причастия с чередующейся гласной в корне:

а)растущий, закрытый, освещенный, собиравшийся, коснувшийся

б)положенный, прилагательное, расстелившийся, горевший, выращенный, озаренный.

1. Выделите суффиксы причастий;

2.Определите, какие являются действительными, какие - страдательными?

3. Устно расскажите друг другу правила о чередовании гласной в корне.

4. Укажите строчку, где все причастия с чередующейся гласной в корне?

Расставьте знаки препинания в предложении, выделите причастный оборот, подчеркнув как член предложения.

Снег покрывший мертвую землю радовал глаз.

Висевшая над городом туча пролилась дождем.

В середине прошлого века в Новгороде ученые нашли берестяные грамоты написанные без единой капли чернил.

Новгородцы в древности буквально ходили по грамотам брошенным на землю.

Вся изрытая глубокими колеями дорога шла темным хвойным лесом.

В тумане гасли очертания огромного корабля поворачивающегося к устью реки.

Мы ступаем на тропинку (прикрываемый) кустиками вереска (славящийся) своими чудесными свойствами.

на гребнях маленьких чуть (плескавшийся) волн играют голубые блики.

это бегут сотни и тысячи (испуганный) рыб (спасающийся) от преследования.

мы спустились по узенькой речке спокойной полосой (протекавший) между крутыми берегами (поросший) густым лозняком.

Расставьте знаки препинания в предложениях, вставьте пропущенные орфограммы.

1.Как называются слова обозначающие действие предмета?

2.В лугу трава скоше…а туман стоит у омута.

3. Кафе «Ручеек» было устрое…о, как настоящий ручеек.

4. На неинтересном уроке дети невнимательные и рассея…ые.

5. У меня есть (не) говорящий попугай.

6. В Турции нет людей (не) говорящих по-русски.

7. (Не) разговорчивый он отталкивал от себя окружающих.

8. Мало в мире людей (не) озабоче..ых здоровьем детей.

9.Мужчины в туристических походах бывают (не) умыты (не) бриты.

10. (Не)замече…ые следователем отпечатки помешали в расследовании преступления.

11. Задания (не)сда…ые нами вовремя были оцене…ы учителем отрицательно.

12.Убегая от опасностей не забывай о друзьях.

13.Мальчик стоял в стороне ото всех улыбаясь.

14. Надо учиться каждый день не покладая рук.

15 Весною покрытые зеленью сады – (не)забываемая картина.

16. В коше…ом поле сверкали огоньки светлячков спрятавшихся от нас.

17. Трудно будет с груже…ыми вещами повозками подняться на гору находящуюся перед нами

18. Рассказ недавно написа…ый был прочита(н,нн) заинтересова…ым читателям в торжестве…ой обстановке.

19. В тума…ой мгле пропита…ой лу…ым светом не виден украше…ый белыми цветами стари…ый вишневый сад.

20. Пусты…ые дорожки сада позолоче…ые луной засыпа…ы зеле…ыми

Что такое причастие?

Причастие – это

Причастный оборот – это

Перечислите суффиксы причастий: ущ/ющ,

ом/ем,

Когда причастие с НЕ пишется раздельно?

1.Когда есть противопоставление с союзом А,

Когда НЕ с причастием пишется слитно?

1.Когда нет…

Когда причастный оборот обособляется (выделяется запятыми)?

1.Если относится к существительному и стоит

3. Если имеет обстоятельственное значение.

Когда в причастиях пишется-Н-?

1.В кратких

4. Исключение:

Когда в причастиях пишется - НН-?

1.Есть приставка, кроме НЕ,

5.Исключения:

нежданный,

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология построения урока: проблемно - диалоговая

Планируемые результаты

Цель: образовательные: - определить совместно с уч - ся, что такое причастие ;

Определить роль причастия в предложении;

Формировать умения отыскивать причастия среди других частей речи и в тексте.

Развивающие:

Развивать умения правильно употреблять причастия в речи;

Способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления.

Воспитательные:

Формировать потребности к получению новых знаний;

Воспитывать интерес к изучению русского языка.

Задачи:

1. Познавательные: развивать умения работы с текстом: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в соответствии с поставленной целью.

2. Коммуникативные:

Учить формулировать собственное мнение и позицию;

Развивать умение взаимодействовать друг с другом для решения проблемного вопроса.

3. Регулятивные: формировать умения планировать, моделировать, контролировать учебные действия в ходе учебного процесса.

Постановка цели и задач урока.

Чтение текста

Отец у Причастия Глагол,

Он как в небе гордый орёл.

От отца у Причастия вид и время,

Для него это не бремя.

Мама - Прилагательное,

Очень привлекательное.

От мамы у Причастия падеж, число и род,

Вот что за славный народ!

Страдательные Причастия страдают,

А Действительных все уважают.

Страдательные могут худеть,

А Действительные не могут на это смотреть.

В общем, в стране Причастий

Всегда счастье!

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка

на тему:

« Правописание НЕ с причастиями»

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Повторить и закрепить знания о морфологических и синтаксических признаках причастий, о правописании НЕ с причастиями.

Развивающие:

Формировать навыки правильного написания НЕ с причастиями,

формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Воспитательные:

Методика обучения: развивающее обучение.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник: Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. 10-11 кл.- М., «Просвещение»,2008; раздаточный матриал: текст для анализа.

по порядку

Наименова

ние этапа.

Формы работы

Время, затрачен

ное на этап

Цели

Деятельность преподавателя

Деятельность ученика

Формы контроля

этап

Организационный момент

3 мин

Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие. Подготовка к уроку

2 этап

Повторение и актуализация знаний.

Информационная компетенция

Коммуникативная компетенция

Приложение 1.

Приложение 2.

8 минут

Повторение знания о морфологических и синтакси

ческих признаках причастий, о правописании НЕ с причастиями.

Актуализация знаний,задаются вопросы.

Словарный диктант

1.Отвечают на вопросы

2.Один ученик излагает правило у доски, заполняет таблицу; учащиеся слушают ответ, рецензируют его и дополняют; сильным ученикам можно предложить подобрать для таблицы свои примеры.

3. Написание диктанта, проверяют диктант соседа, выставляют оценку.

Промежуточ

ный контроль

Фронтальный опрос.

Индивидуаль

ный опрос

Контроль ответов

3 этап

Закрепление

Коммуникативная компетенция

Приложение 3

10 мин

Формирова

ние навыка правильного написания Не с причастиями.

Организация учебной деятельности, консультация, контроль выполнения задания; организация индивидуальной работы.

Работа с текстом

1 учащийся читает текст, все учащиеся работают над текстом.

Индивидуальная работа с текстом.

Промежуточ

ный контроль

Фронтальный опрос.

Индивидуаль

ный опрос

Контроль ответов

4 этап

Работа с учебником

Коммуникативная компетенция

15 мин

Мотивировать обучающихся к деятельности;

координиро

вать деятельность обучающихся;

контролиро

вать

выполнения заданий

Мотивация и координация деятельности учащихся, контроль выполнения задания

Записать упражнение 366. Объясните правописание НЕ с причастиями.

Обучающиеся выполняют упражнение по заданию.

Промежуточ

ный контроль

5 этап

Рефлексия. Итоги работы

Коммуникативная компетенция

5 мин

Оценить результаты собственной деятельности

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Обсуждение проделанной работы

Участвуют в обсуждении

Промежуточ

ный контроль

6 этап

Домашнее задание

Информационная компетенция

4 мин

Уметь систематизировать материал, полученный на уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, самостоятель

но выполнять упражнение.

Изучает материал учебника, выполняет упражнение № 368.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

ПРИЧАСТИЯ

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

1.От глаголов с приставкой недо - краткие причастия:

роман недооценен

1. Краткие причастия:

не огорожено

2. Полное причастие без противопоставлений

и зависимых слов:

неисследованная пустыня

2. Полное причастие имеет зависимые слова:

не исследованный учеными

3.Причастия на -мый, если пояснительные слова при них не начинаются на ни:

для него незаменимые лекарства

но: ничем не заменимое вещество

3. В противопоставлении с союзами а, но, и:

не удлиненный, а короткий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (словарный диктант)

Книга не прочитана

Недоумевающий взгляд

Не скошенная, а срезанная трава

Не отправленное мною письмо

Неотправленное письмо

Не озаренная лучами солнца долина

Незащищенный дом

Нераспечатанное письмо

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с данными словами.

Мало кого уже удивляющее слово «хризантема» в переводе с древнегреческого звучит как «золотой цветок». В странах Востока с этим растением связывают и (не) знающую пределов радость, и (не) выразимую печаль, и (не) проходящую со временем скорбь.

Одна из легенд рассказывает, что в 3 веке до н.э. (не) имеющий жалости император узнал о существовании (не) описуемой красоты цветка, который рос на одном из (не) ведомых островов. Мудрецы говорили, что из этого растения можно было приготовить (не) обыкновенный эликсир, помогающий избавиться от (не) излечимых болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только искренний, (не) желающий зла окружающим человек мог прикоснуться к чудотейственному цветку. Триста девушек и юношей отправились за (не) распустившимся сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня шестнадцатицветковая золотая хризантема.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Прочитайте текст, раскройте скобки, объясните слитное или раздельное написание НЕ с данными словами

Никогда, ни разу с того часа, как муж ушёл на войну, (не) приходило Марии в голову то, что он (не) вернётся домой. Она знала, что он живой, и ждала его ровным, (не) спадающим ни на день ожиданием. Пропал без вести, ведь (не) убитый же. Никому (не) верила, одному сердцу. Живой, в плену где-нибудь в чужой стране. Никак и (не) выберешься - (не) отпускают домой, держат в неволе. Она то во сне, то наяву ясно видела одну только ставшую за многие годы очень близкой картину: по широкой, по ровной дороге идёт усталый муж... Никто (не) шёл по дороге… И теперь тревога и страх перед (не) избежным чем-то сменились вдруг ясной и страшной от этой ясности мыслью: “(Не) придёт. Нет, видно, уж. (Не) придёт никогда”.

XX век... Суровый. Насквозь пронизанный техникой и грохотом. Век рукотворных звезд-спутников, мерцающих на ночном небосводе. Как он бесконечно далек от недалекого прошлого, когда воздух не содрогался от рева самолетов, рокота огромных городов, воя эстрадных оркестров! Тогда тишина казалась естественной паузой в жизни каждого землянина.
Ныне природа все более и более удаляется от людей. Зеленый друг требует охраны и заботы, как и меньшие братья наши. Поэтому, как никогда ранее, особо дороги сердцам художники, тонко, поэтически ощущавшие окружающий мир.
Мастера, умевшие созерцать, слушать красоту, музыку пейзажа. И что самое ценное - выражать эти чувства в лирически наполненных полотнах.

Левитан. Живописец, оставивший одну из самых тревожащих душу страниц в летописи мировой пейзажной школы. Его холсты - строки одной чудесной поэмы - Россия. Много, много положил сил художник, прежде чем рифмы-картины сложились в эту необъятную по радужному многоцветью, лирически единую форму.
Исконно городской житель, он сумел остро, проникновенно отразить неброскую прелесть русской природы, воспел времена года. В его холстах необъятная Волга и родники. Луга, степи, лужайки. Лес, рощи, сады. Летний жаркий полдень и моросящий осенний дождь. Весенняя лазурь и синие сугробы. Все, все цвета Родины вместила клавиатура палитры мастера. Радость. Печаль. Смех. Горе. Все эти чувства выражены в трепетном лике пейзажа. Они безлюдны. Но в них живет сердце народа.
Художник любил читать вслух эти строки Чехова: "В синеватой дали, где последний видимый холм сливался с туманом, ничто не шевелилось; сторожевые и могильные курганы, которые там и сям высились над горизонтом и безграничною степью, глядели сурово и мертво; в их неподвижности и беззвучии чувствовались века и полное равнодушие к человеку; пройдет еще тысяча лет, умрут миллиарды людей, а они все еще будут стоять, как стояли, нимало не сожалея об умерших, не интересуясь живыми, и ни одна душа не будет знать, зачем они стоят и какую степную тайну прячут под собой".
Первозданная строгость... Какая-то изначальная мудрость в этой на первый взгляд пессимистической фразе.
Но нельзя не почувствовать величия самой природы. Далеко не равнодушной.
Ибо в самом молчании степи есть та сущность, которая стоит многих слов. Именно тишина возвращает человеку человеческое. Заставляет размышлять. Мечтать...
В умении без эффекта, без жеста сказать что-то глубоко спрятанное, затаенное, отдать эту тишину людям - одно из драгоценных качеств дара Исаака Левитана, человека сложного, ранимого... Зато как пронзительны, осязаемо щемящи его молчаливые, статичные, внешне спокойные мотивы!
„У омута".
Он написан недалеко от Затишья. Когда-то там было имение Берново, принадлежавшее баронессе Вульф. Живописец бродил в его окрестностях и однажды увидел ветхую плотину. Заводь. Отражение деревьев... Мотив ему показался.
Сама баронесса поведала легенду об этом страшном месте. Оказывается, здесь бывал Пушкин, когда гостил в имении Малинники. Великий поэт записал рассказ о трагедии, случившейся у заброшенной мельницы. У старика-мельника - любимая дочь Наташа. Красавица и шалунья. А у деда баронессы Вульф - конюший. Сама судьба свела их. Наталья уже ждала младенца. Какой-то холуй донес об их любви барину. Конюшего секли. Полуживого отправили в солдаты.
Наташа утопилась... Говорят, что эта драматическая легенда дала поэту ткань для „Русалки".
Художник не раз ходил к омуту. Бродил по шатким бревнам. Вглядывался в тяжелые блики заводи.
Кувшинникова, подруга Левитана, позже вспоминала:
"...Целую неделю по утрам мы усаживались в тележку - Левитан на козлы, я на заднее сиденье - и везли этюд, точно икону, на мельницу, а потом так же обратно".
Но дело не ограничилось неделей. Настала осень. Софья Петровна Кувшинникова уехала.
Художник остался один.
И тут у гостеприимных хозяев начал писать картину. Тоскливая пора года. Одиночество. Все способствовало созданию шедевра. Мы не видим действующих лиц легенды. Не слышим стонов конюшего, последнего крика Наташи. Только высверки водной пучины напоминают о жуткой истории.
Большой холст купил Третьяков. Но Левитан был недоволен картиной. Уже после того, как полотно экспонировалось, художник, по рассказам, переписывал его.
Мы не знаем, что именно исправлял Левитан. В пору увлечения открытиями импрессионистов полотно знатоки считали черноватым.
Ныне, по истечении времени, этот „недостаток" не так уже бросается в глаза.
Сдержанность палитры. Благородство колорита лишь подчеркивает драматизм поэтической основы произведения.
Это картина-песня...
Ее можно „слушать" часами. Так жизненно передано состояние тяжелой тишины этого уголка природы.
Чрезвычайно точны, взволнованны воспоминания Федора Шаляпина:
„Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво-добрым Левитаном, чем больше смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем острее я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве, о которых мне толковал Мамонтов".
- Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку.

Цель:

Повторить, закрепить знания, полученные при изучении темы «Причастие»

Корректировать знания учащихся

Закрепление умения применять полученные знания на практике

Воспитывать бережное отношение к слову, ответственность, чувство к коллективизму

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Ребята, сегодня мы будем работать группами. Это такая форма, когда один работает на всех, а все – на одного. Результаты вашего труда будут оценены двумя оценками: за устное выступление (Знание правила) и практическую работу, выполненную на уроке.

Скажите, что из изученного в шестом классе (какая часть речи) показалось самой трудной, вызвало затруднение (Причастие, Деепричастие и т.д.)

Вот и давайте сегодня поработаем над причастием закрепим уже полученные знания, а если кто что то забыл или не знал, он вспомнит или узнает.

Учитель читает стихотворение П. Чеснокова

Вот свойство мое обязательное:

Склоняюсь я как прилагательное,

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

О какой ч/р эта загадка (о причастие)

Учитель: А вот и первое задание. Что такое причастие?

Учитель: что было трудного при изучение причастия?

(н и нн; не с причастиями; причастный оборот…)

Учитель: Вот вам задание Два: Вспомните правило правописание н и нн в суффиксах причастий.

(команды советуются кто правильно отвечает – получает наклейку-звезду)

Задание Три: Как отличить причастие от отглагольного прилагательного (Совет-ответ)

Сколько букв н пишется у отглагольных прилагательных?

У полных причастий?

У кратких причастий?

Вопрос на засыпку: Запишите слова, вставьте приставку и зависимое слово, что заметили? (например: Печёные яблоки- запеченные яблоки –печенные в духовке яблоки.) Вареный картофель, соленные огурцы, груженые повозки, моченные фрукты.

Учитель: и так мы повторили правила правописания н и нн в суффиксах причастий отглагольных прилагательных а теперь, «Графический диктант» (Задание №5)

Мужественный, решенный, откровенный, увлечена, перечитанный, купленный, линованный, освещена, овсяный, непрошенный, надуманный, наклеенный, раненный.

Что заметили? (есть прилагательные)

Следующая трудность – это правописание причастий с не. Как пишется не с причастия ми? (вопрос-ответ)

Игра «Кто правильнее»

Невспаханное поле, не исправленная во время ошибка, калитка не закрыта, нерасколотый мною орех, не прочитанная мною книга, непрочитанная книга, книга не прочитана. (Пишется под диктовку)

Учитель: Когда я проверяю ваши работы, то часто вижу ваши ошибки в оформлении причастного оборота. Кто из вас может сказать, что такое причастный оборот?

А какое пунктуационное правило вы знаете? (ответ команд)

Найдите предложение с причастным оборотом, расставьте знаки препинания. Последнее предложение разберите по членам предложения.

Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем

Расчищенная дорожка вела к морю

Ветер гнал по дорожкам листья сорванные с деревьев

На пожелтевшей траве лежали опавшие листья

Колиныч отворил нам избушку увешенную пучками сухих душистых трав

Ребята а зачем нужны причастия? Всегда ли уместно употреблять причастия?

(Учитель читает пример из Фельетона В Ардова «Суконный язык»)

Для примера можно взять высказывания М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина

Вывод: Причастие как и слова других частей речи необходимо умело использовать в речи (Вывод: Формулируют учащиеся)

Тест (Поможет готовиться к ГИА)

В каком слове Н?

А) отправле…ые Б) отправле…ы В)собра…ые г) краше…ый

2. Какие причастия пишутся с НЕ раздельно?

А) (не)отправленное письмо Б)(не)проверенная учителем В)(не)скошена трава.

3. В этом словосочетание пишется НН:

А) Рва..ый кафтан Б) Деревя… ые сучья В) сгуше… молоко Г)овощи замороже…ы

4. В этом предложение употреблено причастие в котором надо писать Н:

А) в Лугу отава скоше…а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеек» было устрое…о как настоящий ручеек.

В) Кругом стола было несколько выкраше…ых табуретов.

5. Найдите ошибки в написании слов:

А) Вязанная кофта Б)Вязаная спицами кофта В) Семена посеяны Г) Законченный разговор

12) Рефлексия

13) Оценка

14) Домашнее задание: 1)Написать небольшой рассказ, используя причастия

2) Выписать из текстов художественной литературы пять предложений с причастиями. (Задание выполняется по выбору учащихся)

Примечание: Каждой команде – группе раздается карточки с заданиями, командиры групп регулируют работу команд


Оценка
Грамотность

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании.

Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Комитет по образованию Косихинского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская средняя общеобразовательная школа»
Контрольно-измерительные материалы

по учебному курсу «Русский язык»

6 класс

Базовый уровень

Составила: учитель

Кочетова Наталья Александровна
2011-2012 уч. год

График контрольных работ по русскому языку 6 класс




Тема

урок

дата

1

Диктант

09

2

Сочинение по летним впечатлениям.

3

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, на озере, в деревне)!»

10

4

Контрольная работа по грамматике.

10

5

Диктант

11

5

Диктант

12

6

Контрольная работа по лексике.

01

7

Изложение «Как спасали крысу»

02

8



02

9

Сочинение «Однажды…»

02

10

Диктант

03

11

Контрольная работа по морфологии

04

12

Выборочное изложение

04

13

Контрольная работа по орфоэпии и морфологии

04

14

Изложение «Речкино имя»

05

15

Диктант

05

Контрольная работа №1

Диктант

Цель: проверить навыки правописания корней слов и окончаний; навыки употребления прописной буквы; Ь после шипящих и как разделительного; навыки постановки запятой в сложном предложении; употребление тире между подлежащим и сказуемым.

В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне – наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру и так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.

Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную – азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.

Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на вас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение. (110 слов).

Контрольная работа №2

Сочинение на тему «Мало ли что можно делать в лесу (на море, в деревне и т.д.)!»

Цель: проверить умеют ли учащиеся самостоятельно уточнять тему и основную мысль сочинения и, реализуя свой замысел, решать вопросы стиля речи, типов речи, языковых средств.

(Предполагается, что учащиеся должны написать сочинения художественного стиля речи, используя в нем оценочные и изобразительные средства языка)

Контрольная работа №3

Цель: проверить умения: выделять из текста словосочетания; определять часть речи; проводить морфологический разбор взятых из контекста имен существительных, прилагательных, глаголов; обнаруживать основу предложения; определять члены предложения.

Указанные умения по грамматике проверяются на тексте упр.30.

Контрольная работа №4

Диктант

Цель: проверить навыки правописание сложных слов; Не с существительными, прилагательными и глаголами; Н – НН в суффиксах прилагательных; навыки правописания корней слов и окончаний; навыки пунктуации в сложном предложении, предложениях с однородными членами, с прямой речью.

Гаснет багряный луч солнца. Морозные туманные сумерки опускаются над тайгой. Громко потрескивает лед на речке, замерли темно-зеленые ели. С северо-запада потягивает не резкий, но такой жгуче-холодный ветерок, что все живое спешит укрыться.

Однако соболя это не касается. Пушистому зверьку мороз не страшен: драгоценный мех надежно предохраняет его от стужи. Соболь бесстрашно выходит на охоту.

Шорох его лапок по затвердевшему снегу, по ледяному покрову предупреждает лесных обитателей об опасности. Снег так похрустывает, что белки в дуплах тревожно прислушиваются к прыжкам их непримиримого врага.

Вдруг раздается негромкий щелчок выстрела из малокалиберной винтовки, и на снег падает рябчик. Охотник не успевает опомниться, как за полсекунды пронесся соболь, схватил подбитую птицу и был таков. «Вот разбойник!» - усмехнулся охотник.

(113 слов) По М. Звереву.

Контрольная работа №

Изложение с творческим заданием

Цель: проверка владения стилем научного рассуждения.

Корень – это главная обязательная часть слова (тезис). Именно корень выражает основное значение слова (аргумент). Сравним слова дом и домик: суффикс обозначает размер – маленький, а корень – сам предмет; бежать и прибежать: приставка обозначает «приближение», а корень само действие (пример).. Но так бывает не всегда (тезис).

Возьмем глаголы обуть и разуть. В них четко осознаются приставки об- и раз-, показатель неопределенной формы –ть. Где же корень? Корень -у-. Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и других глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется без приставок (пример). Такие корни, которые употребляются только в сочетании с приставками или суффиксами, называют связанными, отличая их от «обычных» свободных корней (вывод).

Контрольная работа №5

Диктант

Цель: проверить навыки правописания приставок, корней слов, личных окончаний глагола; навыки расстановки знаков препинания в сложном предложении, в предложениях с однородными членами.

Известный русский писатель 19 века Иван Александрович Гончаров участвовал в экспедиции к берегам Японии на военном фрегате «Паллада» Свои впечатления от этого необыкновенного путешествия писатель изложил в книге «Фрегат «Паллада».

Презабавно рассказывается о впечатлениях автора от первого шторма.

Приметы качки появились сразу: то дверь приоткроется и с шумом захлопнется, то сдвинется со стола и разобьется стакан, а то шкаф преспокойно передвинется на другое место. Люди ходят, смешно притопывая, стараются удержаться за что возможно. Автор пренебрег этой предосторожностью и был наказан: его приподняло с кушетки и предусмотрительно перевалило на софу под беззаботный смех присутствующих. (109 сл)

Контрольная работа №6

Проверочная работа по лексике

Задание 1. Запишите антонимы к именам прилагательным, учитывая их лексическое значение.


  1. свежий
свежий ветер -

Свежая газета -

Свежий взгляд -

Свежий хлеб –


  1. тупой
тупой угол –

Тупой человек –

Тупой взгляд -

Тупая боль –

Задание 2. Запишите сходные по смыслу фразеологизмы, которыми можно заменить указанное выражение.

Проливать слезы

Задание 3. Установите, в каких словосочетаниях имена прилагательные употреблены в переносном значении. Составьте и запишите предложения с такими словосочетаниями.

Волчья нора – волчий аппетит.

Каменный дом – каменное сердце.

Задание 4. Запишите по памяти любой отрывок из поэтического произведения, в котором есть слова, употребленные в переносном значении. Укажите автора произведения. Подчеркните слова, использованные в переносном значении.

Задание 5. Спишите, укажите какой частью речи являются слова-антонимы.

Корень учения горек, а плод – сладок.

Добрая слава лежит, а худая бежит

Контрольная работа №7

Изложение «Как спасали крысу»

Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за руку:

Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!

По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.

Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо - крыса, я, трамвай, моя знакомая взбежали на подъем.

Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.

Замечательно, - в два приема сказала моя знакомая. – Я знала, что ты человек неравнодушный. (164 слова)

(По Б. Васильеву)

Контрольная работа №8

Проверочная работа по теме «Причастие»

Тест

1-й вариант

/. В этом страдательном причастии, употреблённом в краткой форме, ударение поставлено верно:

А) начат; б) начата; в) начаты; г) взята; д) взяты; е) переведены";

Ж) переведена; з) переведено.

2. В этом предложении на месте пропуска пишется нн:

А) Ночь лучезарная смотрит на скоше.. .ый луг.

Б) Молчу, потеря...ый, на дальний путь глядя

Из-за темнеющего сада, -

И кружится ещё, приюта не найдя,

Грачей встревоже...ое стадо.

В) Каждый шаг моей некова...ой лошади глухо раздавался в молчании ущелий.

Г) И кружились под луной,

Точно вырезные,

Опьянё.. .ые весной

Бабочки ночные.

3. В этом предложении на месте пропуска пишется н:

А) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая ропот колёс непреста.. .ый,

Глядя задумчиво в небо широкое.

Б) Дремотой розовой объята трава некоше.. .ой межи.

В) Звонко цокает кова...ый конь о булыжник в каком-то про­езде...

Г) Стог принимает на закате

Вид постоялого двора,

Где ночь ложится на полати

В накоше.. .ые клевера.

4. В этом словосочетании пишется на месте пропуска нн:

А) рва.. .ый кафтан; б) деревя.. .ые сучья; в)жела.. .ые гости; г) броше.. .ая бечева.

5. В этом слове пишется н:

А) даль тума.. .а; б) бельё поглаже.. .о; в) платье дли.. .о; г) пуговица оторва...а; д) высуше...а на солнце; е) модель совреме.. .а.

6. В этом предложении есть прилагательное, в котором на­до писать нн:

А) Дверь была отворе.. .а, я вошёл.

Б) Вьюга, холод, но печальная сосна

Неизме.. .а, как весною, зелена.

В) Рассея. ..ы деревни - там за ними скривилась мельница.

Г) Живее сердца наслажденья,

И мысль возвыше.. .а, светла...

7. В этом предложении употреблено причастие, в котором надо писать н:

А) В лугу отава скоше.. .а, туман стоит у омута.

Б) Кафе «Ручеёк» было устрое...о, как настоящий ручеёк.

В) На неинтересном уроке дети невнимательные и рас­сея...ые.

8. В этом предложении на месте пропуска надо писать нн:

А) Над лампой тихою подвеше...ый кружок вертится при­зрачною тенью.

Б) Провыла мина волком, Рассвет качнулся мглист, И, ране.. .ый осколком, Споткнулся баянист.

В) Так после битвы, во мраке ночном, ране.. .ый стонет, зовёт, проклинает.

Г) Всё небо было расчерче.. .о прожекторами.

9. В этом словосочетании на месте пропуска надо писать н: а) пробужде.. .а весною; б) в кожа.. .ом кресле; в) изреза...ые полоски; г) ветре...ый день.