Вучетич Евгений Викторович , выдающийся сов. скульптор, нар. художник СССР (1959), действит. член (1953) и вице-президент (1970) Акад. художеств СССР, Герой Социалистич. Труда (1967), подполковник. Член КПСС с 1943. Окончил художеств, уч-ще в Ростове-на-Дону (1930), учился в Ленингр. академии художеств (1931 - 1933). Активный участник Великой Отечеств, войны. Ок. 20 лет был воен. художником Студии им. М. Б. Грекова (1943- 1960). В стенах студии окончательно сформировался как скульптор, посвятивший своё творчество военно-патриотической теме. Под руководством В. был создан величеств, памятник-ансамбль в берлинском Трептов-парке, олицетворяющий высокое благородство освободит, миссии сов. народа . В. является автором монумента «Соединение фронтов» (1955), воздвигнутого на Волго-Донском судох. канале им. В. И. Ленина. В. - автор аллегорич. статуи «Перекуём мечи на орала» (1957), установленной у здания ООН в Нью-Йорке и в Третьяковской галерее. По проекту и под непосредств. руководством В. был сооружён мемориальный ансамбль героям Сталингр. битвы на Мамаевом кургане в Волгограде . Большой вклад В. внёс в создание художеств. Ленинианы (рисунки, портреты, памятники). Он - автор мн. скульптурных портретов сов. воен. деятелей, героев Гражд. и Великой Отечеств, войн. Среди этих работ - портреты Маршалов Сов. Союза А. М. Василевского, А. А. Гречко, Г. К. Жукова, Р. Я. Малиновского, В. И. Чуйкова (Гос. пр. СССР), ген. армии И. Д. Черняховского (Гос. пр. СССР), ген.-полк. Т.Т. Хрюкина (Гос. пр. СССР) и др.; широко известный памятник Ф. Э. Дзержинскому в Москве, памятники: ген.-л. М. Г. Ефремову в Вязьме (Гос. пр. СССР), ген.-л. Л. Н. Гуртьеву в Орле, ген. армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, Александру Матросову в Великих Луках . В.- художник широкого диапазона, создатель галереи скульптурных портретов современников, героев труда, выдающихся деятелей науки, литературы, искусства. Творчество В.- яркий образец искусства социалистич. реализма, подлинной партийности и гражданственности. В.- лауреат Гос. премий СССР (1946, 1947, 1948, 1949 и 1950), Ленинской премии (1970), премии им. Дж. Неру (1968). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2.

Памятник Александру Матросову в Великих Луках .

Пятикратный лауреат Сталинской премии

Вучетич Евгений Викторович (15.12.1908, Екатеринослав - 1974, Москва), скульптор, народный художник СССР (1950), действительный член Академии художеств СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946, 1947, 1948, 1949, 1950). Образование получил в Ростовском художественном училище (1930) и Ленинградской Академии художеств (1933). Работал в студии военных художников имени Грекова. В 1936 исполнил конную статую К.Е. Ворошилова и стал хорошо известен правящей элите. В 1943 вступил в ВКП(б). Автор памятника-ансамбля воинам Советской армии в Трептов-парке (Берлин, 1946-49). В. создал целый ряд скульптурных портретов советских военачальников (в т.ч. памятники и бюсты М.Г. Ефремова, Н.А. Булганина , Т.Т. Хрюкина, А.М. Василевского и т.д.). Стал любимым скульптором И.В. Сталина и чрезвычайно богатым человеком. В 1949 вместе с целым коллективом скульпторов выполнил грандиозный горельеф "Клянемся тебе, товарищ Ленин", на которой изображалась клятва Сталина у гроба вождя. После смерти Сталина остался ведущим советским скульптором - специалистом по грандиозным проектам. Его памятник-ансамбль на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-67) был в 1970 удостоен Ленинской премии. До конца жизни слово В. в художественных кругах СССР было решающим, и он неизменно пользовался благоволением власти. Во дворе своего дома в Москве Вучетич установил выполненный км бюст В.И. Ленина, причем вождь был повернут лицом к дому, а к улице, где проходили люди, - затылком. Несмотря на неудовольствие местных Партийный властей памятник не был развернут и остался так, как его поставил В. В 1958 в центре Москвы на Лубянской площади был установлен выполненный Вучетичем памятник Ф.Э. Дзержинскому, ставший символом тоталитарной эпохи и снесенный народом в сент. 1991.

Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000

Фрагмент мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде.

На Мамаевом кургане

Скульптор сталинской эпохи

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908-1974). Скульптор, один из самых именитых деятелей искусства сталинской эпохи. Народный художник СССР (1959), действительный член Академии художеств СССР (1953). Родился в Екатеринославе (Днепропетровск). В 1926-1931 гг. учился в Ростовском художественном училище, в 1931-1933 гг. - в Ленинградской Академии художеств. Член ВКП(б) с 1943 г. Портретист и монументалист.

В героико-символических, подчас гипертрофированно монументальных образах стремился отразить подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Им создана целая галерея скульптурных портретов Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев войны и труда.

Автор многих крупномасштабных скульптурных композиций, в том числе: мемориала воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине (1949); мемориального комплекса на Мамаевом кургане в Волгограде (1967). Среди других произведений - портрет генерала армии И.Д. Черняховского (1945); памятник В.И. Ленину во Львове; памятник Ф.Э. Дзержинскому на Лубянке (1958 г., сброшен народом с пьедестала в сентябре 1991); скульптура «Перекуем мечи на орала» в Нью-Йорке (1957 г., подарена ООН).

Вучетич - создатель самого грандиозного памятника Сталину в СССР на Волго-Донском канале (1951 г.; снесен в период десталинизации). В докладе на закрытом заседании XX съезда партии (1956) Н.С. Хрущев возмущался, что постановление Совета Министров о сооружении этого монумента, на который пошло 33 тонны меди, не считая других материалов, подписал лично Сталин.

За заслуги перед родиной Вучетич был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1967), пяти Сталинских премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970). В честь Вучетича названа одна из улиц Москвы.

Публицистическая статья Вучетича «Внесем ясность» по поводу оценки сталинской эпохи подверглась резкой критике со стороны К. Симонова (Уроки истории и долг писателя //Наука и жизнь. 1987. № 6).

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000

Советский воин-освободитель.
Берлин. Трептов парк. 1946–1949

ВУЧЕТИЧ Евгений Викторович (1908-1974) - советский скульптор, народный художник СССР(1959), действительный член АХ СССР (1953), Герой Социалистического Труда (1967), лауреат Ленинской (1970) и Сталинской премий (1946, 1947, 1948, 1949, 1950).

В монументальных, героико-символических скульптурах и ансамблях воссоздавал важнейшие события в истории Советского государства, особенно Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., в которой он участвовал.

Наиболее значительные произведения: памятник-ансамбль воинам Красной Армии, павшим в боях с фашизмом (Трептов-парк в Берлине, 1946-1949), памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (Волгоград, 1963-1967), аллегорическая статуя «Перекуем мечи на орала» (у здания ООН, Нью-Йорк, 1957, «Гран-при» на Всемирной выставке в Брюсселе, 1958).

Создал серию скульптурных портретов выдающихся военачальников Красной Армии, в чьих образах отражен подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (И. Д. Черняховский, 1945; М. Г. Ефремов, 1946; В. И. Чуйков, 1947; Н. Ф. Ватутин, 1948).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 106.

Сочинения:

Художник и жизнь. М., 1963.

Литература:

Федоров А. Евгений Викторович Вучетич. М., 1972;

Шахмагонов Ф. Ф. Евгений Викторович Вучетич. М., 1970;

Шевцов H. M. Евгений Викторович Вучетич. Л., 1960.

ВУЧЕТИЧ

Евгений Викторович Вуче́тич (1908 — 1974) — выдающийся советский скульптор-монументалист.

Народный художник СССР (1959).

Действительный член (1953) и вице-президент (1970) АХ СССР.

Герой Социалистического Труда (1967).

Лауреат пяти Сталинских (1946, 1947, 1948, 1949, 1950) и Ленинской премии (1970).

Участник Великой Отечественной войны, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.

Е. В. Вучетич родился 15 (28) декабря 1908 года в городе Екатеринославе (с 1926 года — Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич, по национальности серб из Черногории , в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна, урождённая Стюарт, имела французские корни.
Окончил Ростовскую художественную школу. С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил Золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946—1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским).

Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 года) работы Вучетича.

Осенью 2003 года скульптура воина в Трептов-парке была разобрана и отправлена на реставрацию. 2 мая 2004 года отреставрированная скульптура вернулась на своё прежнее место.

1958—1967 По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами — композиция «Родина-мать». В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Общая высота памятника — 85—87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн). Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности, в 1972 году был заменен меч.

1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала», установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала ГТГ на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

1972-1981 В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор В. З. Бородай

Планировалось, что монумент будет покрыт сусальным золотом, однако от этой идеи отказались. Металлический каркас сделан из нержавеющей стали, выплавленной в Запорожье. Стальную обшивку сварили специалисты Института электросварки имени Патона из листов размером 50х50 см толщиной 1,5 мм. Суммарная длина швов составила около 30 км. Скульптура таких размеров была сделана впервые в СССР.

«Советскому народу слава!»
Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства.

«Соединение фронтов», канал Волго-Дон, п. Пятиморск

1953 год. Монумент «Соединение фронтов» установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

К открытию Волго-Донского канала в 1952 году на набережной был установлен памятник Сталину, он был открыт одновременно с открытием Волго-Донского канала - 27 июля 1952. Его автором также был Е. В. Вучетич

Памятник Сталину был выполнен из уникальной самородной меди, добытой по спецзаказу; высота скульптуры составляла 24 метра.

Простояла скульптура Сталина всего девять лет, а после падения сталинского режима и переименования Сталинграда в Волгоград была снесена за одну ночь. После того, как памятник Сталину снесли, постамент еще долгие годы оставался пустым

В 1973 году на постаменте «вырос» новый объект - памятник Ленину (Волгоград). Автором этого проекта был вновь назначен Вучетич.

Самый большой памятник в мире реально жившему человеку, В.И.Ленину, расположенный в Красноармейском районе г.Волгограда.

Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области (1946; арх. Я. Б. Белопольский),
Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948; арх. Я. Б. Белопольский);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. М. Василевского в Кинешме Ивановской области (1949; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского района Московской обл (1949; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В. И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской области (1949; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И. С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского района Кировской области (1950; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т. Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950; арх. В. А. Артамонов);
Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г. К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл (1953; арх-ры: А. В. Щусев, А. В. Снегирев),
Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954; арх. Я. Б. Белопольский);
Памятник В. Г. Белинскому в Пензе (1954 г.; арх. Л. М. Поляков)
Памятник В. Г. Белинскому в городе Белинский Пензенской обл (1954; арх. В. А. Артамонов);
Памятник А. М. Матросову в Великих Луках Псковской области (1954; арх. В. А. Артамонов);
Памятник В. И. Ленину в Усть-Каменогорске Восточно-Казахстанской обл КССР (1956; арх. Н. Ф. Бровкин);
Памятник В. И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской области (1956);
Памятник В. И. Ленину в Алма-Ате (1957; арх. И. И. Белоцерковский);
Памятник В. И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР УзССР (1957; арх. Г. А. Захаров);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А. А. Новикова в Костроме (1958);
Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р. Я. Малиновского в Одессе (1958; арх. Г. А. Захаров);
Памятник В. И. Ленину в Пензе (1959; арх. Н. Ф. Бровкин);
Памятник В. И. Ленину в Волгограде (1960; арх. Г. А. Захаров);
Памятник В. И. Ленину в Южно-Сахалинске (1970, арх. И. И. Ловейко)



План:

    Введение
  • 1 Биография
  • 2 Мастерская
  • 3 Творчество
    • 3.1 Исторический и символический жанр
      • 3.1.1 «Воин-освободитель» в Трептов-парке, Берлин
      • 3.1.2 "Советскому народу слава!"
      • 3.1.3 «Соединение фронтов», канал Волго-Дон, п. Пятиморск
      • 3.1.4 «Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк и Москва
      • 3.1.5 «Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград
      • 3.1.6 «Родина-мать», Киев
    • 3.2 Памятники И.В. Сталину
    • 3.3 Памятники
    • 3.4 Надгробные памятники
    • 3.5 Портретный жанр
      • 3.5.1 Памятник Ф. Э. Дзержинскому, Москва
      • 3.5.2 Памятник В. И. Ленину, канал Волго-Дон, Волгоград
  • 4 Память
  • 5 Фильм
  • Примечания
    Литература

Введение

Евге́ний Ви́кторович Вуче́тич (15 (28) декабря 1908, Екатеринослав - 12 апреля 1974, Москва) - выдающийся советский скульптор-монументалист, народный художник СССР (1959), действительный член (1953) и вице-президент (1970) Академии художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1967), пятикратный лауреат Сталинской премии (1946-1950), лауреат Ленинской премии (1970). Участник Великой Отечественной войны, кавалер Ордена Отечественной войны 2-й степени, вышел в отставку в звании подполковника. Член ВКП (б) с 1943 года.


1. Биография

Родился в городе Екатеринославе (с 1926 - Днепропетровск) на юге Российской империи. Отец Виктор Вучетич , по национальности серб из Черногории, в Гражданскую войну был белогвардейским офицером; мать Анна Андреевна , урождённая Стюарт, имела французские корни . Через какое-то время семья перебралась в Ростов-на-Дону.

Евгений Викторович Вучетич в домашней обстановке

С раннего детства у Вучетича отчётливо проявилось художественное дарование, и в 1926 году он поступает в Ростовскую художественную школу, где проучился до 1930 года. В 1931-1933 годах обучался в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (с 1932 - Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, позже - в составе Всероссийской академии художеств в Ленинграде). Проходил повышение квалификации скульпторов под руководством Б. И. Яковлева.

С 1937 года участвовал в художественных выставках, получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже за скульптурную группу «Климент Ворошилов верхом» (1936).

По совету архитектора В. А. Щуко, с которым скульптор совместно работал в Ростове-на-Дону (проект Драматического театра им. М. Горького, 1930-1936), Вучетич в 1935 переезжает в Москву, участвует в строительстве гостиницы «Москва» и Государственной библиотеки имени В. И. Ленина. В 1940 назначен руководителем художественно-экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов в Москве.

С первых дней Великой Отечественной войны Вучетич уходит добровольцем на фронт в качестве рядового солдата-пулемётчика. Дослужился до подполковника. В 1943 году был контужен и откомиссован обратно в Москву.

Н. С. Хрущёв и Е. В. Вучетич на теплоходе «Добрыня Никитич»

С 1943 года работает военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова (до 1960 года). В стенах студии Вучетич окончательно сформировался как скульптор. В своём творчестве Евгений Викторович с большой силой реалистического обобщения воссоздаёт важнейшие события истории государства. Созданные им образы нередко приобретают значение героического символа.

Работая в соавторстве с архитекторами, стал одним из создателей стиля «сталинского классицизма». Впитал также элементы пластики модерна, с её тяготением к сверхчеловечески-грандиозным ансамблям. Разработал важные для программы соцреализма типы многофигурного горельефа-картины (Клянемся тебе, товарищ Ленин… (Клятва И. В. Сталина), 1949, Третьяковская галерея, Москва) и триумфального портретного бюста. Брутально-героическая энергия его произведений близка по духу немецкой пластике Третьего рейха.

Вучетич изваял целую галерею скульптурных портретов В. И. Ленина и И. В. Сталина, политических деятелей, советских военачальников, героев труда. Романтически взволнованно, с пафосом драматизма и жизнеутверждения скульптор раскрывал тему подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны.


2. Мастерская

Рядом со своим домом (Тимирязевская улица, 33) в дачном посёлке на севере Москвы Евгений Викторович организует собственную художественную мастерскую. На её территории и сейчас можно увидеть сохранившиеся макеты самых известных работ художника и различные скульптурные наброски: голова монумента «Родина-мать» для памятного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», неоконченный проект гигантского памятника В. И. Ленину («Голова Ленина») и иные произведения. В настоящее время железобетонные конструкции работ Вучетича находятся в аварийном состоянии, а судьба особняка скульптора неизвестна. По официальным данным в доме 33 по Тимирязевской улице находится музей «Усадьба Вучетича» с постоянно действующей экспозицией и временными выставками, но в действительности работа этого объекта культуры ставится под сомнение из-за отсутствия открытого доступа на территорию музея.


3. Творчество

3.1. Исторический и символический жанр

3.1.1. «Воин-освободитель» в Трептов-парке, Берлин

Макет памятника Воину-освободителю в Серпухове возле Больницы им. Семашко (2006)

  • 1946 год. Вучетич становится руководителем крупного художественного проекта по созданию величественного ансамбля-памятника воинам Советской Армии в берлинском Трептов-парке, который находился в восточной зоне оккупации (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским). Это монументальное произведение по замыслу авторов должно было олицетворять высокое благородство освободительной миссии советского народа в годы Второй мировой войны. Ключевой фигурой композиции является бронзовая скульптура «Воин-освободитель» (установлена 8 мая 1949 г.) работы Вучетича.
  • Аллея саркофагов.
  • "Мать-Родина". Именно этот памятник сделал его имя широко известным не только в СССР, но и за рубежом.

В 1964 году макет памятника «Воин-освободитель» был доставлен в Серпухов. В 2008 году, после реставрации, скульптура должна занять новое место на территории мемориального комплекса Соборная гора (также в Серпухове).


Многоплановый горельеф (площадью 90 кв. метров, глубиной 62 см), находившийся в Главном павильоне Выставки достижений народного хозяйства. Соавторы: П. 3. Фридман, Л. Д. Муравин, Н. П. Белугин, Д. И. Никитин, Г. Н. Постников; при участии арх. А. П. Великанова, Демина. 1950-1953 гг. Гипс тонированный.

3.1.3. «Соединение фронтов», канал Волго-Дон, п. Пятиморск

  • 1953 год. Монумент «Соединение фронтов» (архитектор Поляков Л.М.) установлен в посёлке Пятиморск напротив тринадцатого шлюза Волго-Донского судоходного канала в том месте, где 23 ноября 1942 года было завершено окружение группировки фашистских войск под Сталинградом.

3.1.4. «Перекуём мечи на орала», Нью-Йорк и Москва

  • 1957 год. Вучетич становится автором аллегорической статуи «Перекуём мечи на орала» , установленной у здания ООН в Нью-Йорке (США). Её копия сейчас находится недалеко от филиала Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве. Другая авторская копия установлена в г. Усть-Каменогорске (Восточный Казахстан), на улице Протазанова, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

3.1.5. «Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград

«Родина-мать», Мамаев курган, Волгоград

  • 1958-1967 гг. По проекту и под непосредственным руководством Вучетича сооружён мемориальный ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (совместно со скульпторами: Алешенко М.С., Матросовым В. Е., Майстренко Л. М., Мельником А. Н., Маруновым В. А., Новиковым В. C., Tюренковым А. А.; архитекторами: Я. Б. Белопольским, Деминым В. А., Лысовым Ф. М. и др.; руководитель группы инженеров - Никитин Н. В. Ленинская премия (1970 г.)

На возвышении кургана был установлен один из самых известных и величественных памятников монументального искусства, посвященных теме героического подвига советского народа в борьбе с фашистскими оккупантами - композиция «Родина-мать» (автор Вучетич). В ней искренне и проникновенно воплотился призыв Отечества, в лице кричащей женщины с мечом в руках, защитить родную землю от врага-захватчика.

  • "Память поколений" - многофигурная композиция горельеф (длина - 17 м, ширина - 3 м, высота - 8 м).
  • "Стоять насмерть" (высота - 16,5 м)
  • Стены-руины (длина - 46 м, высота до 18 м у начала лестницы).
  • "Площадь Героев". Шесть двухфигурных изваяний (на постаментах 2,4 х 2,4 х 1 м, высота скульптур – около 6 м).
  • Зал Воинской славы, с рукой держащей горящий факел, посередине.
  • Площадь Скорби с изваянием скорбящей матери (высота - 11 м).

3.1.6. «Родина-мать», Киев

  • 1972-1981 гг. В 1972 году Вучетич вместе с группой скульпторов начинает работать над реализацией проекта «Национального музея истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» в Киеве. Центральной фигурой музея является 90-метровый монумент «Родина-мать». Скульптура возвышается на днепровских склонах и видна с отдаленных точек украинской столицы. После смерти Вучетича в 1974 году работу возглавил украинский скульптор Василий Бородай, значительно изменивший первоначальный вариант монумента. Бородай разработал оригинальный проект, который был реализован в соавторстве с Фридом Согояном и Василием Винайкиным, а также архитекторами Виктором Елизаровым, Георгием Кислым и Николаем Фещенко.

3.2. Памятники И.В. Сталину

  • Памятник И.В. Сталину у шлюза № 1 Волго-Донского судоходного канала в Сталинграде (1952 г.; арх. Поляков Л.М.);
  • Памятник И.В. Сталину на набережной Дона в Ростове-на-Дону (1952 г.);
  • Памятник И.В. Сталину на площади Победы в Калининграде (1953 г., арх-ры: Атанов В.С., Навалихин Д.К.)

3.3. Памятники

  • Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме (1946 г.; арх. Белопольский Б.Я.; Сталинская премия),
  • Памятник генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве (1948 г.; арх. Белопольский Б.Я.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.М. Василевского в г. Кинешме Ивановской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М.Е. Катукова в селе Большое Уварово Коломенского р-на Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза В.И. Чуйкова в селе Серебряные Пруды Московской обл. (1949 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза И.С. Конева в деревне Лодейно Подосиновского р-на Кировской обл. (1950 г.; арх. В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Т.Т. Хрюкина в Ейске Краснодарского края (1950 г.; арх. В.А. Артамонов);
  • Памятник-бюст четырежды Героя Советского Союза Г.К. Жукова в селе Угодский Завод Калужской обл. (1953 г.; арх-ры: А.В. Щусев, А.В. Снегирев),
  • Памятник генерал-лейтенанту Л. Н. Гуртьеву в Орле (1954 г.; арх. Белопольский Б.Я.);
  • Памятник Белинскому В.Г. в Пензе (1954 г.; арх. Поляков Л.М.)
  • Памятник Белинскому В.Г. в г. Белинский Пензенской обл. (1954 г.; арх. Артамонов В.А.);
  • Памятник Александру Матросову в Великих Луках (1954 г.; арх. В.А. Артамонов);
  • Памятник В.И. Ленину в Усть-Каменногорске Восточно-Казахстанской обл. (1956 г.; арх. Бровкин Н.Ф.);
  • Памятник В.И. Ленину в селе Серебряные Пруды Московской обл.(1956 г.);
  • Памятник В.И. Ленину в Алма-Ате (1957 г.; арх. Белоцерковский И.И.);
  • Памятник В.И. Ленину в Нукусе КаракалпакскоЙ АССР (1957 г.; арх. Захаров Г.А.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза А.А. Новикова в Костроме (1958 г.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза Р.Я. Малиновского в Одессе (1958 г.; арх. Захаров Г.А.);
  • Памятник В.И. Ленину в Пензе (1959 г.; арх. Бровкин Н.Ф.);
  • Памятник В.И. Ленину в Волгограде (1960 г.; арх. Захаров Г.А.);

3.4. Надгробные памятники

  • маршалу Я. Н. Федоренко (1949 г.);
  • генерал-полковнику Т. Т. Хрюкину,
  • писателю Ф. В. Гладкову,
  • живописцу А. М. Герасимову.

3.5. Портретный жанр

  • «Иван Поддубный», этюд. Бронза. (1933 г.),
  • «Партизанка» бронзовая композиция (1937 г.),
  • Герой Советского Союза В. С. Гризодубова. (1940 г.)
  • Искусствовед М. В. Бабенчиков. Мрамор. 1940 г.
  • Академик А. Д. Сперанский. Бронза. 1940-е.
  • Маршал войск связи И. Т. Пересыпкин. Мрамор. 1944 г.
  • Генерал армии И. Д. Черняховский (Сталинская премия). Бронза. 1945 г.,
  • Генерал-полковник М. Е. Катуков. Бронза. 1946 г.
  • Генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин (Сталинская премия). Мрамор. 1948 г.
  • Ф. Э. Дзержинский. Мрамор. 1951 г.
  • Маршал Советского Союза С. М. Буденный. Мрамор. 1951 г.
  • В. Г. Белинский. Гипс. 1951-1952 гг.
  • Дважды Герой Социалистического труда Алля Анаров. Мрамор. 1954 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда Назарали Ниязов. Мрамор. 1954 г.
  • И. П. Прудник. Сталевар волгоградского завода "Баррикады". Бронза. 1955 г.
  • Народный художник СССР А.М. Герасимов. Мрамор. 1956 г.
  • Вице-президент Всемирного Совета Мира доктор Сайфуддин Китчлу. Мрамор. 1956 г.
  • Медеплавильщик Кабдрахим Курушев. Бронза. 1957 г.
  • Герой Социалистического труда комбайнер Амангельды Исаков. Мрамор. 1957 г.
  • Композитор А. К. Жубанов. Мрамор. 1957 г.
  • Датский художник Херлуф Бидструп. Бронза. 1957 г.
  • Чеканщик ленинградского завода "Монументскульптура" Ф. И. Катков. Бронза. 1958 г.
  • Писатель М. А. Шолохов. Мрамор. 1958 г.
  • Писатель Ф. В. Гладков. Мрамор. 1959 г.
  • Птичница Клавдия Севастьянова. Бронза. 1960 г.
  • Дважды Герой Социалистического труда П. Н. Логвин. Мрамор. 1961 г.
  • Маршал Советского Союза А. М. Василевский,
  • А. А. Гречко,
  • Г. К. Жуков,
  • Р. Я. Малиновский,
  • В. И. Чуйков (Сталинская премия)

3.5.1. Памятник Ф. Э. Дзержинскому, Москва

  • 1958 год. В 1958 году Е. В. Вучетич стал автором (архитектор Захаров Г.А.) широко известного монумента Ф. Э. Дзержинскому, который более 30 лет украшал одноимённую площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве.

22 августа 1991 года, после неудачной попытки ГКЧП отстранить от власти Горбачёва, памятник демонтирован по постановлению Моссовета и перенесён в Парк Искусств. За прошедшие годы общее состояние бронзового монумента Ф. Э. Дзержинскому значительно ухудшилось, ему необходима капитальная реставрация.


3.5.2. Памятник В. И. Ленину, канал Волго-Дон, Волгоград

Памятник В. И. Ленину, Волго-Донской канал, Волгоград

  • 1970-1973 гг. Решение о строительстве памятника В. И. Ленину было принято коллегией Министерства культуры РСФСР в канун празднования 100-летия со дня рождения вождя. В 1952 году, когда Волго-Донской судоходный канал был только построен, недалеко от его первого шлюза на высоком постаменте был сооружён гигантский памятник тому человеку, с чьим именем тогда связывали все «великие стройки» страны Советов, - И. В. Сталину. Проект возглавлял Евгений Вучетич (архитектор Поляков Л.М.). Монумент закончили в кратчайшие сроки, на отливку фигуры «отца народов» пошла самородная медь, добытая по спецзаказу Управлением медных месторождений Алмалыка и Джезказгана. Этот памятник простоял несколько лет, возвышаясь на 40 метров над уровнем Волги. 26-метровый Сталин, одетый в привычный френч и увенчанный фуражкой, задумчиво смотрел вдаль реки, крепко сжав в руках свернутую в рулон партийную газету. В ходе процесса десталинизации, начатого XX съездом КПСС в 1956 году, памятник был убран, но остался пустой железобетонный постамент, переходящий в монолитное свайное основание набережной. Несколько лет спустя Вучетича снова пригласили для работы на Волго-Доне, но уже над Ленинским монументом. Первоначально скульптор, вероятно, раздражённый варварским отношением к его предыдущему произведению, предложил всё сделать достаточно скромно - увенчать постамент многометровым бюстом. Заведующая музеем канала Римма Эдельман вспоминала, что Вучетича долго уговаривал лично директор Вартан Чемушкян, который был его хорошим другом, чтобы памятник Ленину был выполнен в полный рост. Материалом для скульптуры послужил облегченный железобетон, то есть была применена та же технология, что и при создании монумента «Родина-мать» на Мамаевом кургане. Торжественное открытие памятника В. И. Ленину состоялось в 1973 году. При высоте скульптуры в 27 метров, а постамента - в 30 метров, она была занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире памятник, установленный реально жившему человеку.

4. Память

  • Евгений Викторович Вучетич был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
  • В память о выдающемся скульпторе 19 сентября 1975 года улица Старое шоссе (север Москвы, Тимирязевский район), где располагалась художественная мастерская Вучетича, стала носить его имя, о чём свидетельствует памятная табличка на одном из домов.

Памятник-бюст Евгению Вучетичу, Москва. Скульптор З. И. Азгур,
1981 год

Мемориальная доска Евгению Вучетичу, Сивцев вражек, 9

  • На доме 9 по переулку Сивцев Вражек (Москва), где Е. В. Вучетич жил в 1972-1974 годах, установлена мемориальная доска.
  • Также в 1981 году недалеко от здания Тимирязевского райкома КПСС (ныне - Префектура Северного административного округа) был открыт памятник-бюст Вучетичу работы скульптора З. И. Азгура.
  • В Днепропетровске (Украина) именем Вучетича названо Государственное художественное училище.

5. Фильм

  • «Скульптор Вучетич». Документальный фильм . ЦСДФ (РЦСДФ). 1978. 19 минут.

Примечания

  1. Петербургская Академия живописи, скульптуры и архитектуры// История Академии - artists.metrocom.ru/koi/p_2r_hi.htm
  2. «Как указали в своих выступлениях лауреаты Сталинской премии 3. И. Азгур и Е. В. Вучетич, педагог Матвеев за 30 лет не выпустил ни одного цельного мастера. Его программа преподавания представляет собой, по выражению Е. В. Вучетича, „шаманство“ и изобилует такими понятиями, как „скульптурное видение“, „способность объемно-пластического видения“ и т. п.» - «Правда». 1948. 29 мая. № 150. С. 3
  3. Государственная Третьяковская галерея // Евгений Викторович Вучетич - www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/author/_id/184
  4. Иван Шевцов. Соколы. - www.voskres.ru/army/spirit/schevzov.htm Русское Воскресение.
  5. Энциклопедия «Рубикон»// Вучетич, Евгений Викторович - slovari.yandex.ru/dict/mos/article/mos/19000/50615.htm
  6. Энциклопедия «Кругосвет»// Вучетич, Евгений Викторович - www.krugosvet.ru/articles/83/1008375/1008375a1.htm
  7. Музей «Усадьба Вучетича». Сайт Соседи-Онлайн.р - www.sosedi-online.ru/place/2495/
  8. ВДНХ. Главный павильон 1954 г. - www.bcxb.ru/pavils/descriptions/001_54.htm
  9. Главная высота России - 102,0. Официальный сайт ФГУК "Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Сталинградская битва". - mamayevhill.volgadmin.ru/00.htm
  10. http://www.vremya.ru/print/105948.html - www.vremya.ru/print/105948.html Дзержинский не имеет отношения к праву
  11. http://www.trud.ru/trud.php?id=200701310160303 - www.trud.ru/trud.php?id=200701310160303 Кто ж его посадит, он же памятник // Статья в газете «Труд»
  12. Предварительный акт технического осмотра состояния сохранности фигуры, плинта и постамента памятника Ф. Э. Дзержинскому - alfadog.ru/rest_03
  13. 1 2 Памятники и достопримечательности Волгограда - monument.volgadmin.ru/start.asp?np=4-1
  14. Ленин выстоит. // газета «Аргументы и факты. Поволжье», № 21 (730) от 21 мая 2008 г. - images.google.ru/imgres?imgurl=http://gazeta.aif.ru/data/mags/np/730/pics/23_01_00.jpg&imgrefurl=http://np.aif.ru/issues/730/23_01&h=331&w=250&sz=50&hl=ru&start=4&sig2=2kTpuvMPcSZ9HPWP-9ADtg&um=1&tbnid=idOLWa1L09V9FM:&tbnh=119&tbnw=90&ei=HKCiSMayC4-87QXA_7DRDw&prev=/images?q=%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4+%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA+%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD+%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB&um=1&complete=1&hl=ru&lr=&newwindow=1&sa=N
  15. Государственное художественное училище имени Е. В. Вучетича. Каталог ВУЗов Днепропетровска - gorod.dp.ua/inf/edu/oneplace/?place_id=949

Литература

  • Евгений Викторович Вучетич. М.: "Советский художник". 1952 г. Авторы: Аболина Р., Попов В.
  • Евгений Викторович Вучетич. Народный художник РСФСР. Парамонов А.В. М.: "Искусство". 1952 г.
  • Вучетич Е.В. Избранные произведения. М.: "Советский художник". 1958 г. Предисловие Тихановой М.
  • Евгений Викторович Вучетич. Выставка произведений скульптуры. Москва. 1959 г. Вступ. статья Ю. Колпинского. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1959 г.
  • Евгений Викторович Вучетич. Шевцов И. М. Л.: "Художник РСФСР". 1960 г.
  • Вучетич Е.В. Альбом репродукций. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1960 г.
  • Памятник воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом. Берлин. Трептов-парк. М.: Изд. Академии художеств СССР. 1961 г.
  • Вучетич Е.В. Художник и жизнь. - М.: Изд. Академии художеств СССР. 1963 г.
  • Рукою друга. Зарисовки действ. чл. Акад. художеств СССР нар. худож. СССР Евгения Вучетича. Л.: "Художник РСФСР". 1964 г.
  • Героям Сталинградской битвы. Памятник-ансамбль. Мамаев курган. 1967. Л.: "Художник РСФСР". 1969 г.
  • Шахмагонов Ф.Ф. Евгений Вучетич. Портрет художника. - М.: "Советская Россия". 1970.
  • Евгений Викторович Вучетич. Выставка рисунка. Каталог. М.: "Искусство". 1971 г. Вступ. статья А. Федорова.
  • Федоров А.Е. Евгений Викторович Вучетич. - М.: "Изобразительное искусство". 1972.
  • Березин А.Д. Художники России. 50 биографий. - М.: 1994.
  • Пацера Н. Стальная женщина - old.kv.com.ua/index.php?article=24122&number_old=3193 // Киевские ведомости. - 2004. - 8 мая.

Вучетич Евгений Викторович — один из наиболее именитых и востребованных деятелей искусства сталинского периода, создатель наиболее престижных и значимых монументов эпохи коммунистического строительства. Родился Е.В.Вучетич 15 декабря 1908 года в Екатеринославле (переименован в Днепропетровск). В 18 лет поступил в Ростовское художественное училище, которое успешно закончил в 1931 году. С 1931 по 1933 годы учится в Ленинграде в Академии художеств. В своих работах скульптор воссоздал наиболее значимые события в истории советского государства, его образы символизируют героизм советского народа. Особенно волнует Вучетича тема Великой Отечественной войны, в которой он принимал непосредственное участие. Великий подвиг народа отражен в его героико-символических с пафосом драматизма и непременного жизнеутверждения монументальных образах. В 1946 году в Вязьме был открыт памятник генерал-лейтенанту Ефремову, выполненный из бронзы и гранита. В 1947 году скульптор был награжден за него Государственной премии СССР. В 1948 году в Киеве был установлен гранитный памятник генералу армии Ватутину.

Вучетич является автором таких крупномасштабных скульптурных композиций, как памятник-ансамбль воинам-освободителям, павшим в боях с фашизмом. Был выполнен в 1946-49 годах из бронзы и гранита и установлен в Берлине в Трептов-парке, удостоен в 1950 году Гос. премии СССР. В том же, 1950-м, скульптор получил Государственную премию СССР за барельеф «Клянёмся тебе, товарищ Ленин...», выполненный в 1949 году из серебра и катодной меди. В 1967 году в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт потрясающей красоты и величия мемориальный комплекс (1963-67 годах) с фигурой «Матери-победы» в центре, прославляющий беззаветное мужество и стойкость защитников Сталинграда. В 1970 году был удостоен Ленинской премии. Впечатляет своими размерами и исполнением монумент В. И. Ленину, установленный в Волгограде. Это самый большой монумент, созданный реально жившему человеку, он внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Е. В. Вучетич — автор многочисленных скульптурных портретов Сталина, военачальников, политических деятелей, героев войны и труда. 1945 год — портрет генерала И.Д.Черняховского (бронза, гранит), 1947г. — В.И.Чуйкова (мрамор), 1948 год — Н. Ниязова (бронза), Т. Т. Хрюкина (мрамор). В 1955 году Вучетич выполнил из бронзы портрет Ж. Кишфалуди-Штробля (скульптора), в 1956 году — Ленина (гранит). Почти все эти работы скульптора были удостоены Гос. премии СССР и хранятся в Третьяковской галерее. Вучетич создал грандиознейший монумент Сталину, который был установлен в 1951 году на Волго-Донском канале. На сооружение этого памятника было затрачено 33 тонны меди помимо других материалов. К сожалению, в период десталинизации многие памятники вождю были снесены, многие — просто разрушены.

С 1953 года он является действительным членом АХ СССР. Вучетич — автор бронзовой скульптуры «Перекуём мечи на орала» (1957 г.), которая была подарена ООН и установлена в Нью-Йорке у здания ООН. В 1958 году на Лубянке был установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году три работы Вучетича были удостоены «Гран при». В 1959 году ему было присвоено звание Народного художника СССР. За созданные им портреты политических деятелей Индии Вучетич был награжден премией имени Дж. Неру. Пятикратный лауреат премии имени Сталина был награжден орденами Ленина, орденом Великой Отечественной войны и медалями. Умер величайший монументалист и портретист сталинской эпохи в 1974 году.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

Е.В. Вучетич. Памятник-ансамбль Мамаев курган

Но сегодня, если смотришь, например, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего пророческие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» Слова о мече карающем не случайны. Это из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут». Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-победителю

Историческая последовательность была, конечно, иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским), Родина-мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963-1967 гг. с тем же Белопольским и группой), а мускулистая фигура, перековывающая меч на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу), создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы - в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

Е.В. Вучетич. Перекуём мечи на орала

Эта немного необычная (хоть родственная) для русского уха фамилия, Вучетич, получена прославленным скульптором от отца - черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью его была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине.

Евгений Викторович Вучетич - советский скульптор, народный художник СССР

Евгений Вучетич учился ремеслу ваяния в учебных заведениях разных городов СССР. С 1926-го до 1930-го - в Ростовской художественной школе, в 1931-1933 гг. - в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (который стал с 1932 г. именоваться Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры). И уже в 1937 г. получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже. Похоже, французы оценили прежде всего художественные достоинства произведения, вне политических пристрастий: отмеченная скульптурная группа молодого советского ваятеля называлась «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.). Принципиальным моментом является факт, что в 1943-1960 гг. В. Вучетич работал военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Можно сколь угодно критиковать художника за политическую ангажированность, упрекать в том, что он работал, дескать, на «тоталитарную власть», - все это будут лишь лукавые словеса. Фактами остаются высокие образцы искусства, созданные в земном материале, но являющиеся свидетельствами высокого Духа. Нам всем не следует забывать и о том, что официальными «батальными» художниками были и Айвазовский, и Верещагин, и некоторое время Поленов и многие другие. И все они были участниками боевых действий, офицерами-орденоносцами (Айвазовский, мало кто помнит, получил даже адмиральский чин!). Вучетич, безусловно, был явлением своего времени, выразителем возобладавшей тогда в нашем обществе идеологии. Он изваял целую галерею скульптурных портретов вождей - В. И. Ленина (в Пензе, Волгограде, Алма-Ате, на Волго-Донском канале и др.) и И. В. Сталина, а также политических деятелей, крупных советских военачальников (А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской области; И. С. Конева в д. Лодейно Подосиновского района Кировской области; М. Е. Катукова в с. Большое Уварово Коломенского района Московской области; В. И. Чуйкова в с. Серебряные Пруды Московской области; А. А. Новикова в Костроме; Р. Я. Малиновского в Одессе), героев войны (генерала армии Н. Ф. Ватутина в Киеве; генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова в Вязьме; освободителя Орла генерала Л. Н. Гурьтева; рядового Александра Матросова в Великих Луках), героев труда.

Е.В. Вучетич. Памятник Н.Ф. Ватутину в Киеве

Широко известный монумент Е. В. Вучетича (архитектор Г. А. Захаров) Ф. Э. Дзержинскому, установленный в 1958 г., более 30 лет украшал одноименную площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве. Памятник «железному Феликсу», вне сомнений, был даже при отсутствии пластических изысков неординарным художественным произведением и «держал» большое пространство площади. В августе 1991 г. на волне ложно понятой демократизации толпа сбросила монумент первому чекисту с пьедестала при помощи строительного крана. Известное дело: легко уничтожать внешние символы и крайне затруднительно победить врага внутри себя. Позже памятник Дзержинскому, как и ряд других московских монументов советской эпохи, перевезли в Парк Искусств «Музеон», находящийся рядом со зданием Центрального дома художников на Крымском валу, где в 1990-е годы открылся единственный России музей скульптуры под открытым небом.

Е.В. Вучетич. Москва. Памятник Ф.Э.Дзержинскому на новом месте

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В. Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Е. В. Вучетичем надгробья писателю Ф. В. Гладкову и живописцу А. М. Герасимову. Давайте посмотрим на самые главные шедевры Е. Вучетича, остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти. Берлинский освободитель В центральной части берлинского Трептов-парка на большом лугу установлен монумент Воину-освободителю, открытый 8 мая 1949 г. Считается, что прообразом памятника является подвиг Николая Масалова, уроженца с. Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. По свидетельству маршала Чуйкова, впоследствии подтвержденному историками, 30 апреля 1945 г. участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от Рейхстага на улице, примыкавшей к «Ландверканалу», услышал детский крик. Солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку, которую, прикрывая своим телом, под пулями вынес в безопасное место. Некоторые наблюдатели полагают, что монументальный солдат похож на командующего 3-й гвардейской армией, тогда еще генерала В. Чуйкова, однако достоверно известно и что Е. Вучетич встретился и с Н. Масаловым, а в качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов, спортсменов - Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. По воспоминаниям И. Одарченко, сначала при позировании у него на руках сидела немецкая девочка, а потом русская - 3-летняя Света, дочка коменданта Берлина генерала Котикова.

Мемориал в Трептов-парке, Берлин

А изначальный посыл был таков. После Потсдамской конференции К. Ворошилов предложил в берлинском Трептов-парке, где похоронены от пяти до семи тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, поставить памятник И. Сталину. Бронзовый генералиссимус должен был держать земной шар. Однако Сталин выбрал другой эскиз Е. Вучетича. Уверяют, что именно Сталин предложил заменить автомат ППШ в руке солдата мечом. По его же идее солдат должен был разрубать мечом фашистскую свастику. А меч, который Вучетич вложил в результате в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против «псов-рыцарей». «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» - так официально называется композиция, с учетом высоты холма и цоколя основания имеет общую высоту около 30 метров. Весит 12-метровая фигура 72 тонны, в основании расположен мавзолей. Неподалеку расположена также фигура коленопреклоненного воина. Небезынтересно, что по государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г. немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа правительством ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина. С 2003 г. по 2004 г. памятник был демонтирован, находился на реставрации в Москве, потом восстановлен на прежнем месте в Берлине. Родина-мать на Мамаевом кургане и памятник в Калаче Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был открыт в октябре 1967 г. Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала. Н. С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры - сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры Родина-мать беспрецедентна: 52 метра, а длина меча 33 метра.

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган - насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен целый комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти. По окончании грандиозных работ Е. В. Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим - 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган

К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором были перезахоронены останки защитников Сталинграда, которые до сих пор продолжают находить поисковые отряды. В 2005 г. у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм - Всех Святых. После 2008 г. на Мамаевом кургане открыт выставочный зал, посвященный сражению на Мамаевом кургане. В 2008 г. мемориальный комплекс Мамаева кургана победил в финале общенародного конкурса «7 чудес России». К сведению: бои именно в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия». Как-то на периферии общественного сознания в силу ряда причин остается грандиозная военная операция, проведенная советскими войсками на завершающем этапе Сталинградской битвы. 23 ноября 1942 г. в районе г. Калач-Советский войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге. В ходе этого окружения прошел беспрецедентный в военной истории танковый рейд по тылам противника. Отдадим должное Вучетичу: событие оказалась в его поле зрения скульптора. И теперь у нас есть памятник. Он уступает в художественном плане шедеврам Е. Вучетича, но мы не заем об условиях (бюджете, ситуации и т.п.) создания монумента. Важно, что памятник есть.

Калач-Советский. Памятник на месте встречи воинов Юго-Западного и Донского фронтов, замкнувших кольцо окружения гитлеровских войск

Памятники в Киеве Вспомним и о двух работах Вучетича на его родине, Украине. Обе установлены в Киеве. И если памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, создавал сам мастер в 1948 г. (еще до создания своих главных шедевров), то 102-метровую монументальную фигуру женщины, возвышающуюся на днепровских склонах, возводили по сильно видоизмененному проекту Вучетича и уже после его кончины в Москве 12 апреля 1974 г.

Киев. Памятник Родине-матери

Создание киевского монумента было поручено коллективу скульпторов под руководством киевлянина В. Бородая (в соавторстве с Ф. Согояном и В. Винайкиным, а также архитекторами В. Елизаровым, Г. Кислым и Н. Фещенко), значительно изменившему первоначальный вариант монумента. Статуя изготовлена из отдельных стальных блоков-секций, спаянных между собой, каждая из которых весит 25-30 тонн. Общий вес сооружения 450 тонн. В одной руке скульптура держит щит с гербом СССР весом в 13 тонн, в другой - 16-метровый меч весом в 9 тонн. Памятник открыли в 1981 г. ко Дню Победы. Согласно прогнозам специалистов, фигура должна простоять более 150 лет. На открытие приезжал Генсек ЦК КПСС Брежнев, министр обороны Устинов, партийные руководители Москвы и Ленинграда - Гришин и Романов. Принимал их Владимир Щербицкий. Вроде бы Киеву Леонид Ильич подарил выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Вучетича «Перекуем мечи на орала», моделью для которой послужил киевский богатырь - олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Как мы понимаем, это четвертая копия этого образа? Но это уже другая история. Мы же нашим словом поминовения этой статьей отдаем скульптору Евгению Вучетичу, в день рождения, дань - как сыну Украины и большой единой Родины, которому был отпущен дар и возможность запечатлеть, прежде всего, силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.